С.Белорусов.

С точки зрения православного психотерапевта.

Опубликовано в: "Альфа и Омега" № 4(11), 1996.

Словосочетание "православный психотерапевт" меня умиляет. Сразу вспоминается "мичуринская биология" и возникает перед глазами призрак академика Лысенко. Как написано, С.А.Белорусов является научным сотрудником лаборатории семейной психотерапии Центра семьи и детства Академии педагогических наук - а не какого-нибудь православного центра. В общем, в государственном научном учреждении православные устроили себе гнездо по охмурению нуждающихся в психологической помощи в православие, и никто ничего не имеет против. Насколько мне известно, в этом Центре он не один такой и поэтому Патриархия слегка спонсирует это заведение.

Христианство, здравый смысл и "Богородичная" религия.

Здесь просто критикуется эта самая богородичная религия, поэтому приведу лишь самые забавные отрывки. Конечно, я слышал про маразм и покруче - но здесь тоже забавно.

Из "откровений" богородицы:

"Я вынуждена оставить многие дела и взять в свои руки власть в России" ("Откровение" от 06.03.91)

"Субъект откровений" требует переименовать Парк культуры им.Горького в Сад Богородицы, а Новый Год, отмечаемый со времени Петра 1 января, перенести на 31 августа.

"Выделяю срок не более двух лет для созыва Вселенского Собора по коронованию Пречистой Девы на престол Миродержицы Земли" (откр. от 16.07.91)

"В моих городах не будет магазинов, полиции [...] Будут построены железные дороги, по обеим сторонам которых будут поселяться верные" (Богородичный собор 2, стр.14)

Новое божество изрекает следующие сентенции: " Я запрещаю видеть сны"; "Благословенна медитация на стрелку часов"; "не употребляй чаек, кофеек, марихуану, табак, "клубничку""; "Пришло время называть поэтов, композиторов и писателей - чистыми магами и колдунами. Откровенные формы магии - кинематограф, НЛО, психотерапевты и чебурашки" (из брошюры "Парение над бездной").

Интресно, при чем тут Чебурашка, да еще и во множественном числе? По мнению С.Белорусова, они просто перепутали Чебурашку с "барабашкой", но все может быть и еще причудливее.

"Обогрев - окуривание невидимым кайфом из полового центра женщин. Подселенец - родовой упырь, инородное "тонкое тело". Похотный жупел - черный шарик с экстрактом сатанинских дымов, вытесненный в область чресел в тонком теле. Пробитость - уязвимость для астральных ударов." - Пояснения к Блаженным Молебнам, 1993

"Мать Сталина живет 10000 лет, из них 81 на земле, остальные на небесах" - "Трагедия Красной Церкви"

"Много будущих демонов произойдет из числа рафаимов - коммунистов, оставивших мир" - "Цветы трезвения"

"Мать Ленина была лютейшей из сатанисток, жриц и фрейлин Дьявола"

В обшем, если исключить возмущение на тему "как же так, отошли от православия" со стороны Белорусова, диагноз он им поставил даже слишком мягкий. С моей точки зрения, они вообще с головой не дружат.

Психотерапевтическое "депрограммирование" жертв псевдорелигиозных культов

Здесь перечисляются некоторые определения сект и культов, но наиболее интересен следующий отрывок, самый подробный:

Делая попытку разграничить религиозный подход и особенности культа, Лангон (M.Langone) приводит следующие критерии:

1. Религия уважает автономию индивидума / культ форсирует уступчивость личности

Это, интересно, с каких же это пор религия начала уважать автономию индивидуума?! Типа в религии мозги не промывают, одинаковые правила всем не навязывают...

2. Религия толерантно относится к вопросам и независимым мнениям и даже поощряет их / культ отвергает возможность критического мышления;

А это вообще ни в какие ворота не лезет. Поощряет разве что в ситуации "- Я 1000 баксов на храм пожертвую! - А я вдвое больше!". Вообще-то статья как раз посвящена разоблачению неправильности независимого мнения, а не поощрению.

3. Религия способствует личностной интеграции / культ различает в своих участниках "хорошее новое Я" и "старое плохое Я".

Тоже, мягко говоря, соврамши. Конечно, то же православие не кричит на каждом углу, что раньше ты был грешником, а теперь  - нет, но оно это же делает несколько тоньше.

4. Религия стремится напистать духовные нужды / Культ эксплуатирует духовные нужды;

Вы знаете, по моим наблюдениям эти две фразы обозначают в точности одно и то же.

5. Религиозная конверсия (имеется ввиду обращение - С.Б.) предрасполагает к раскрытию внутренних ресурсов для достижения целостной идентичности / культовая конверсия воздействует на внешние модели поведения, не заботясь о внутренней идентификации;

Нет, господа, "зомбирование" во обоих случаях - только в случае культа по местной классификации это заментно внешне в большей степени. А так - сравните песни и т.д. К.Кинчева до его обращения в православие (до альбома "Для тех, кто свалился с луны" включительно) и после. Та-а-а-зик!

6. Религия поощряет брак / культ зачастую заставляет относиться к членам семьи как к врагам;

Поощряет-то пооощряет, но несколько своеобразно

7. Религия уважительно относится к интимным отношениям между мужем и женой / культ либо допускает сексуальную разнузданность, либо призывает к полному умерщвлению плоти.

Ну, здесь точно такое же "уважение"...

Далее С.Белорусов долго рассуждает о том, как вытащить секстанта из секты и тут же засунуть в православие, но наибольший интерес представляет приводимый вопросник, по которому даже я не безнадежен - из-за него я и помещаю это на сайт. Привожу его со своими честными ответами и комментариями. В скобках приведены предпочтительные ответы, ответ "не знаю" относится к непредпочтительным.

Вопросник.

1.Имеется ли у Вас в доме ваша собственная Библия? (Да)

А как же - имеется. В электронном виде, а сейчас еще и в бумажном - на английском.

Наличие дома Библии, видимо, является признаком принадлежности к истинной религии. У кого дома три Библии - трижды православный. Вот только те же секстанты из МЦХ вообще с Библией не расстаются, а повсюду с собой носят.

2. Есть ли у Вас время, которое вы ежедневно посвящаете Богу? (Да)

Вот здесь такого, честно, нет. Но если ему очень хочется - то могу посвятить то время, которое я провожу за созданием своего сайта.

Чем больше времени богу - тем меньше на саморазвитие и размышления на тему "зачем она вообще нужна, религия?"

3. Кажется ли Вам, что нравственное учение Православной Церкви каким-либо образом ограничивает Вашу свободу? (Нет) 

Не ограничивает - мне вообще наплевать на РПЦ и любую другую религиозную организацию. Но, однако, со стороны РПЦ идут перманентные косвенные попытки ограничить путем насаждения в общество православия.

Конечно же, раб (божий) это полностью свободный человек... Рабы - они все такие.

4. Знаете ли Вы наизусть "Символ веры"? (Да)

Сорри, не знаю и знать не собираюсь.

Еще Эдисон говорил, что на любой вопрос такого рода наилучший ответ "надо посмотреть в справочнике". Но, с т.з. психологии, чем больше зубрежки - тем меньше понимания, что и требуется церковникам.

5.Верите ли Вы в то, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах? (Да)

Вот тут, извините, я вообще атеист. 

Ладно, здесь к вопросу особо не придерешься, кроме того, что в Библии по поводу троицы - ни слова. Впрочем, далее будет на эту тему более показательный вопрос №41. Так же см. обсуждение этого вопроса в ru.bible.

6. Чувствуете ли вы порой смущение или неудобство в православном храме? (Нет)

Вы уже перестали избивать свою жену по утрам? (с) Я в них вообще-то, мягко говоря, редко бываю, как и в притонах наркоманов, например.

А вопрос с подвохом: подразумевается, что в православный храм ходить - хочешь / не хочешь, а хотеть надо.

7. Стараетесь ли Вы присутствовать в храме по воскресеньям и праздничным дням? (Да)

Не стараюсь. Но, если подумать, за это священники должны быть как раз благодарны - вряд ли они меня были бы там рады видеть.

Усиление суггестивности предыдущего вопроса.

8. Есть ли у Вас обыкновение ежедневно прочитывать отдельные главы Нового Завета? (Да)

Не каждый день, но достаточно часто приходится. См. выдержки из конференций в разделе Stupis Xians.

И опять: больше времени богу, меньше - на себя.

10. Бывает ли у Вас потребность просить прощения у Бога и людей, когда уже Ваша совесть осуждает вас? (Да)

От угрызений совести очень хорошо избавляет осознание ответственности за свои поступки здесь и сейчас. (с) мой

Опять же: во-первых, вас время от времени непременно должна мучить совесть, а когда таковое случится - то немедленно просить прощения. Лучше бы исправлять содеянное, раз так важно...
    Вариант, когда совести включаться  не за что, даже не рассматривается.

11. Пробовали бы вы читать "Добротолюбие"? (Да)

Нет, и не собираюсь. Это уже слишком.

Вообще-то, "Добротолюбие" - это такой сборник, который повествует о том, как надобно жить монаху. Мирянам он противопоказан, как нетрудно догадаться. Или подразумевается, что неплохо бы всем мирянам в монастырь перейти?

12. Помогает ли Вам вероучение Православной Церкви понять смысл Вашей жизни? (Да)

А разве в жизни есть хоть какой-то смысл?

И опять тонкий намек: приходите к нам, мы вам все объясним единственно верным способом.

13. Существует ли человек, которого Вы считаете своим духовным отцом? (Да)

Я вообще термин "духовность" не употребляю.

И снова: никуда без церкви! Самостоятельно в Библии разбираться - нельзя! А то так начитаетесь, что и атеистом стать недолго.

14. Знаете ли Вы имя вашего епархиального архирея?! (Да)

На  меня юрисдикция епархии не распространяется. Как и вашего бога в целом.

Без комментариев.

15. Читаете ли вы иногда дополнительную литературу - толкования и комментарии - для лучшего понимания Библии? (Да)

А как же! Даже на сайт помещаю! И сам иногда пишу.

Обратите позже внимание на вопрос № 41.

16.Молитесь ли Вы вместе с вашими близкими? (Да)

Вот здесь - никак нет. И в одиночестве тоже :-)

 И, как всегда, фраза ненавязчиво напоминает, что честному православному надо общаться только с такими же, ну не может же человек быть близким и не набожным?

17. Знаете ли вы, что именно преп. Серафим Саровский считал целью земной жизни христианина? (Да)

Понятия не имею. По общей направленности текста - какое-нибудь воцерквление человека или стяжание святого духа..

Интересно, а почему имено Серафим? Мало ли каких богословов не было. Вот Ориген, скажем, вообще даже законный брак грехом считал и даже самокастрировался - достойный пример для подражания.

18. Верите ли Вы в кармическое перевоплощение? (Нет)

 Я тоже не верю. Как видите, по этому тесту для меня не все потеряно :-)

Кстати, карма  и первоплощение, хотя часто и употребляются рядом, но, однако, вовсе не строго взаимосвязаны. Это к вопросу владения областью знания по задаваемым вопросам.

19. Знаете ли вы житие святого - своего небесного покровителя? (Да)

А это кто такой? А, понял. Имя Warrax взято из игры Master of Magic, видимо, тот герой игры вполне подходит на эту роль. В общем, совершил он множество славных подвигов, перебив кучу народу в обоих мирах, колдовал вовсю и про меч не забывал во славу Хаоса. Стоит отметить, что он превосходно метелил магией всяческих светлых паладинов, невзирая на их иммунность к магии.

Интересно, что это за язычество - персональным покровителям поклоняться?

20. Считаете ли Вы необходимым жертвовать "на храм" определенную часть своего дохода? (Да)

Это сложный вопрос. Гм, по по христианской Библии, как говорил Иисус: "храм божий - внутри вас". Так что регулярное помещение пива в желудок вполне может быть рассмотрено как "жертва на храм". Тогда - очень даже считаю необходимым.

А вообще - священники всегда считали своим долгом отобрать у прихожан деньги.

21. Понимаете ли Вы чтение Евангелия на церковнославянском языке во время службы в храме? (Да)

Понятия не имею - ни разу не пробовал.

22. Пользуетесь ли Вы регулярно "Молитословом"? (Да)

Нет, предпочитаю туалетную бумагу. Но, если Вы настаиваете, могу пойти навстречу.

Что интересно - зачем всезнающему и всеведующему богу специальные слова, с которыми к нему обращаться? Вообще, если подумать, то молитва - это оскорбление по отношению к нему, так как это ставит под сомнение его всезнающесть.

23. Согласны ли Вы с тем, что послушание не ослабляет, а а укрепляет духовную волю человека? (Да)

Я не знаю, что такое "духовная воля". Если это количество ударов лбом об пол - то да, увеличивает.

А по поводу послушания - почитайте статью о манастыре. Можно даже две.

24. Определяется ли Ваше отношение к людям, мыслящим иначе, чем Вы, принципом: "В главном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь"? (Да)

А что такое любовь, собственно говоря? Определение можно? См. статью "О неуверсальности абстрактных понятий".

Ну а то, что православные типа относятся к инакомыслящим с любовью и все такое - это даже не смешно. Хорошо хоть, что не средние века - а то бы разошлись. Вспоминаю, как какого-то журналиста предали анафеме за публикацию в газете "Евангелия от Митьков", даже не обращая внимания на то, что анафему можно превозглашать только по отношению к верующему. Ну еще ладно, можно как-то понять, когда "оскверняют" их иконы, хотя "бог поругаем не бывает", но вот старый скандал по поводу трансляции по НТВ "Последнего искушения Христа" - это как, свобода и любовь? Или это понятия по-христиански работают исключительно в одну сторону?

25. Могли бы другие религиозные традиции в той же степени, как Православие, соответствовать Вашим духовным потребностям в настоящее время? (Нет)

Могли бы, но другие не такие смешные. Так что я опять демострирую свою небезнадежность и соглашаюсь с правильным ответом.

Ну и конечно, как всегда: только у нас есть самое правильное мнение, и мы его распространим повсеместно...

26. Знаете ли Вы по именам больше чем пять человек в Вашем приходе? (Да)

Я, вообще-то, не наркоман, чтобы приход ловить.

И вообще вспоминаю, как мне рассказывали случай, когда люди, слегка упившись, на следующее утро с похмелья увидели статью в газете под названием "Православнй приход против алкоголизма" - и хором подумали, что, видимо, вставлять должно не по-детски...

27. Знаете ли Вы, как переводится греческое слово Евангелие? (Да)

Euaggelia? "Благая весть", кто же не знает?

А что, это не все христиане знают? Конечно же, главное - поклонение и бабки попам исправно носить, образование - это даже вредно.

28. Стараетесь ли Вы начинать каждое дело с молитвы? (Да)

Нет, обычно начинаю с начала...

Вообще, мне что-то это напоминает тест на христианизованность.

29. Кажется ли Вам, что у Вас есть такие грехи, которые Бог не простит, даже если Вы искренне раскаиваетесь с намерением их не повторять? (Нет)

А у меня вообще грехов нет - если кто-то играет в такие странные игры, то это вовсе не значит, что и другие такие же забавные.

Кайтесь - и вам все простят. И кайтесь, думается, с материальным подтверждением...

"Как-то по дороге на разборку в монастырь заглянула бригада "солнцевских". Они отыскали священника, дали ему десять тысяч долларов и попросили заранее отпустить грехи - "а то на душе неспокойно". Батюшка деньги сразу не взял и заранее исповедовать не стал - велел приезжать после всех "дел"." - см. стаью в "МН" "Альтернативная служба"

30. Наблюдали ли Вы в Вашей жизни подтверждение правилу "Где случилось падение, там предварила гордость"? (Да)

Нет, все время падению предшествовало то, что плохо смотрели под ноги.

И вообще - чем ниже ползают прихожане, тем легче ими управлять

31.Верите ли Вы в существование Дьявола как личности? (Да)

Я лично - нет. Но, конечно же, православные разбираются в сатанизме куда лучше сатанистов.

"Отнимите у христианства страх перед адом, и вы отнимете у них веру"(с) Д.Дидро

32. Считаете ли Вы, что посты есть устаревшее церковное установление? (Нет)

Ну, почему устаревшее относительно церкви? Ровно так же, что и сама церковь...

Слушайте, что попы говорят! Вообще, думать вредно... 

33. Встречаетели ли Вы с прихожанами Вашего храма помимо церковных служб? (Да)

Ну, тут явный пробел - я и во время служб не встречаюсь. У меня несколько другой контингент знакомых :-)

И снова та же тема ,что и в 16-м вопросе.

34. Можете ли Вы сказать, что находите Библию трудной для понимания? (Нет)

Да я тоже нет... Что тут трудного-то?

Подтекст: чтобы было проще понять, надо читать толкования и все такое.

35. Участвуете ли Вы обычно в общем молитавенном пении в храме в ходе церковной службы? (Да)

Гм. Мне петь вообще противопоказано, так что прихожанам везет, что меня там нет. А то бы мог и спеть :-)

И в очередной раз: сбиваемся в стадо поплотнее... Что-то вспомнилось мнение проф. Преображенского о хоровом пении.

36. Важно ли для Вас, когда Вы подаете милостыню нищим, быть уверенным в том, что они достойно истратят эти деньги? (Нет)

Совершенно не важно, поскольку я милостыню не подаю.

Неплохо: подайте алкоголику на бутылку водки и регулярно. Если уж так хочется помочь кому-то, так найми на работу и т.д. А просто сунуть деньги - это, значит, заслужить бонус у бога?

ОТ: Jane Zavalishina, 2:5020/32.0; DATE: 10 Sep 99 21:28; fido7.ru.psychology
    Идет моя мама со своей подругой в метро по переходу. Стоит бабушка, денег просит. Подруга дает какую-то мелочь, они проходят дальше, и она спрашивает маму - мол, а ты что, не подаешь? Hет, отвечает мама, я не подаю. У меня свои есть и дети, и родители, которым тоже нужны деньги. Подруга начинает рассуждать - мол, все-таки жалко человека , она старенькая, денег нет. Hа что мама говорит: "А почему ты тогда не купила газету у стоявшей рядом такой же бабушки?" - "Hу, мне же не нужна газета!"
    Логично. Газета - не нужна, поэтому ее не покупают. Почувствовать себя благородным - нужно, поэтому это покупают. Все просто.

37. Сомневаетесь ли Вы в том, что что некоторые подвижники веры могут иметь дары исцеления и прозорливости? (Нет)

Ну, пожалуй, могут. Хотя у буддистских монахов это получается гораздо лучше.

И вообще, сомневаться - ОЧЕНЬ вредно.

38. Согласны ли Вы с тем, что любой человек есть любимое творение Бога? (Да)

Думаю, соглашусь. Он же, кого любит, того и бьет. Любя. Как Иова.

Вот интересно, это что значит - что бог испытывает ко мне неразделенную любовь или я все же не человек?

39. Считаете ли Вы, что необходимо немедленно изменить богослужение в Православной Церкви для того, чтобы приблизить его к пониманию новообращенных прихожан? (Нет)

Нет, с чего бы? Чем меньше понимают то, во что верят, тем прикольнее со стороны смотрится.

И вообще, что за богохульство - что-либо менять?

40. Испытывали Вы желание отправиться в паломническую поездку или посетить монастырь? (Да)

Пожалуй, нет. А вот со священником беседовал бы регулярно, будь такая возможность - по часу в неделю в прямом эфире.

Что - всех в монахи? А кто же тогда деньги приносить будет, вы подумали?

41. Согласны ли Вы с тем, что Священное Писание должно уразумеваться на основании Священного Предания?

Нет!!!

Поясняю: Св.Писание - это Библия, первоисточник. А Св.Предания - это толкования всеразличных "отцов церкви", "старцев", богословов и т.д. В общем - забить на оригинал и читать трактовки, согласованные с генеральной линией партии туфу ты! т.е. - церкви, я хотел сказать.
    Скажем, по Библии христиане должны совершать обрезание (как и И.И.Христос), но они этого не делают, так как лидеры церкви им это отменили. Вопреки четкой инструкции.

42. Случалось ли Вам когда-нибудь побуждать себя к молитве в то время, когда Вы чувствовали леность и нерасположение к ней? (Да)

Нет, как ни странно, не случалось :-)

А вообще, интеерсно - по принципу "хочешь, е хочешь - а хотеть надо".

43. Считаете ли Вы самоубийство тягчайшим нравственным преступлением? (Да)

Не-а. И вообще, "нравственное преступление" - это оксюморон. Для классификации преступлений есть Уголовный Кодекс.

Что, опять же, характерно - в Библии нет ничего на тему запрещения самоубийства.

44. Убеждены ли Вы в том, что Ваши грехи являются "каплей в сравнении с морем Божьей любви"? (Да)

Да у меня вообще грехов нет!

Тому, кто тверд в грехе,
     Раскаяться не нужно
                                (с) Lilith

А божья любовь - это весьма своеобразно...

45. Верите ли Вы в то, что тела умерших людей соединятся опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны?

Нет, теория реинкарнации и то куда более логична и привлекательна.

И вообще, где такое в Библии?! Там по поводу души (бессмертной и наличествующей только у человека) вообще ни слова.

46. Чувствуете ли Вы благодарность к тем людям, которые рассказывают Вам об Иисусе Христе и Его Церкви?

Конечно. Это очень забавно.

...особенно, если учесть, что Иисус Иосифович ничего о создании церковной организации не говорил.

47. Всегда ли у Вас есть возможность поговорить с Вашим приходским священником, если Вы чувствуете такую потребность?

Не знаю, потребности еще не было, что характерно

И вообще: овцы, слухайте пастуха!

48. Знаете ли Вы, кого из библейских пророков иногда называют "ветхозаветным Евангелистом"?

Кажется, Исайя.

И опять - ладно, это мне не знать простительно. А что же у вас такие прихожане необразованные?

Святой Григорий Богослов (Назианзин) - святому и блаженному Иерониму (конец 4-го столетия):
    "Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу: чем меньше она понимает, тем больше восхищается. Наши отцы и учителя не всегда говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоятельства и потребности".

49. Считаете ли Вы целомудрие в смысле запрещения сексуальных отношений вне брака и известное воздержание в браке обязательным для себя? (Да)

Нет!!!

Не буду комментировать - и так все ясно.

50. Согласны ли Вы с точкой зрения, согласно которой смущение не является добродетелью, а решимость есть признак духовной зрелости? (Да)

Я не признаю терминологии "духовная зрелость", но то, что смущение - это не добродетель, согласен.

И вообще - решимость быть должна без тени сомнения: вперед за веру! - и все тут.

51. Знаете ли Вы имена родителей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии?

Не-а. Зачем?

Это можно посмотреть в справочнике - см. выше.

52. Чувствуете ли Вы, что Бог наделил Вас определенными талантами для того, чтобы Вы могли послужить Церкви?

Таланты у меня есть, но не для церкви :-)

И опять - все хорошее от бога... а полохое - то от человека, то от Сатаны лично.

53. Случалось ли Вам благодарить Господа за ниспосланные Вам страдания, несчастья и печали?

И опять не угодали. Это от вашего "Господа" мало зависит.

А, вообще, забавно - бьет, кого любит.

54. Знаете ли Вы, какая страсть является, по святоотеческим определениям, "медной стеной между человеком и Богом" и "крайним убожеством души"?

Понятия не имею, но хотел бы знать, чтобы постоить стену покрепче.

И вообще, у_божество - это же ближе к богу, не так ли?

55. Согласны ли Вы с тем, что Церковь во всей Ее полноте является непогрешимой?

Ну, поскольку греха нет...

Неплохо. Что бы не творили попы, как в одиночку, так и всей сворой, как бы не нарушали закон самостоятельно или при поддержке властей - плюй в глаза: скажет, божья роса...


Предпочтительные ответы

А теперь самое интересное: в конце напечатан "Бланк ответов" с припиской: "...перепишите Ваши ответы и пришлите в редакцию вместе с дополнительной информацией:"

Данные по дате рождения, крещения и т.д. пропускаем, но интерес представляют следующие пункты:

  1. Ваше образование
  2. Ваша специальность и род деятельности
  3. Оцените по 10-балльной шкале: а) Ваше здоровье; б) материальный достаток

Комментарии нужны или и так все ясно?


Warrax Black Fire Pandemonium™   http://warrax.net  e-mail: [email protected]