Сколько лет ругают Сатану, а зла
меньше не становится. Почему?
И Инкогнита туда же:
ВсЁ зло и вся ложь в мире от отца
зла и лжи диавола. Люди которые не
продали ему душу, грешат от
наущений бесовских. Все эти люди
способны к покаянию, а значит
исправлению. Бог милует падших
из-за злобы Сатаниной, обманутых
лжецом.
А те кто продался сознательно
истинно злы и лживы.
Так что благотворите обижающих Вас
и молитесь за ненавидящих Вас.
Творите милостыни Ваши в тайне и
Господь видя тайное воздаст Вам
явно.
Раз такое дело, решил вставить от себя кое-что, так сказать, вплести свой голос в хор Сатанохулителей.
Одной из самых интересных, самых увлекательных и самых парадоксальных книг Библии я (да и не только я) считаю Книгу Иова. Это произведение - просто величайший шедевр библейской литературы! Хочу объяснить, почему.
Во-первых, потому, что в этой книге мы находим описание технологии "делания" зла, которая почему-то обычно христианами представляется очень упрощенно: если зло, то это сделал Сатана или человек, но по наставлению Сатаны; если добро, то это сделал Бог или человек, но по воле Божьей.
Матвей Правоверный, например, так
не считает. Перечтем 8-й Сыйфат
(Атрибут) Аллаха в изложении Матвея:
"Воля Создателя. Ничего не
происходит против Воли Создателя.
Что Создатель хочет, то и будет. Он
создал все - и добро и зло, но
повелевал людям совершать добро.
Ошибаются считающте, что добро - от
Бога, а зло - от Сатаны, т.к. не может
существовать 'двух Создателей'"
.
Что же мы можем прочесть в Библии по этому поводу?
Мы знаем, вернее, можем предположить, что Бог сам не может делать что-либо своими руками, ввиду фактического материального отсутствия таковых в нашем понимании (если я что-то неправильно излагаю, буду благодарен за разумные пояснения). Бог (Отец, для полной ясности) творит действия созидательные, или добро - если угодно, посредством Святого Духа. Ежели необходимы примеры из Писания, могу привести отдельно, но в данном случае ограничусь лишь голым утверждением, в надежде, что мои читатели хотя бы поверхностно знакомы с Библией.
Можно задать вопрос: "Почему в Библии написано, что Бог сам сделал то-то и то-то, создал это и то, а не Святой Дух, по приказу Бога?" Дело в том, что когда мы говорим, что мы открываем консервную банку, то не всегда добавляем нашу мотивацию и описание орудия, которым совершается действие (консервный нож, в нашем примере), а ограничиваемся называнием только самого действия. Но иногда и в Библии орудие обозначено конкретно, Мария, например, зачала Христа в чреве своем не от Бога, а от Духа Святого, если я не ошибаюсь.
Как же творятся действия разрушительные (будем называть их злом, для упрощения понимания материала)? Христианин, вероятно, должен ответить, что все зло - дело рук Сатаны, князя тьмы или что-то в этом роде. Не одну сотню лет люди, верящие в Бога (и Иов в том числе), задают вопрос: "Почему Бог допускает зло и несправедливость на земле, Он ведь всесилен и всеведущ? Неужели ему это угодно?" И неизменно получают ответ: "Зло - от Сатаны" (или несколько иной, но к этому сводящийся).
В книге Иова мы наблюдаем четкое описание технологии открывания консервных банок - и мотив, и орудие. Вкратце это можно описать таким образом: Бог заказывает зло, а исполняет действие Сатана (Иов, главы 1-2). А вот когда дело доходит до счастливого конца, Господь сам (читай - Святой Дух) возвращает утраченное Иову, получая от него хвалу. Таким образом, все шишки градом рушатся на голову Сатаны, а Бог собирает благодарности.
Я не хочу, чтобы меня обвинили в богохульстве или в Сатанолюбии - я лишь излагаю мое понимание прочитанного. Не стреляйте в тапера... Тем более что я играю не по нотам, а все больше по свадьбам...
Вторая причина моего восхищения
книгой Иова - попадающиеся в тексте
фразы, которые могут составить
конкуренцию самому Екклесиасту:
"Дни мои быстрее гонца, - бегут, не
видят добра; несутся, как легкие
ладьи, как орел стремится на
добычу"
(Иов 9:25-26), "(Бог)
отнимает ум у глав народа земли, и
оставляет их блуждать в пустыне,
где нет пути. Ощупью ходят они во
тьме, без света; и шатаются, как
пьяные"
(Иов 12:24-25), "Глупца
убивает гневливость, и
неосмысленного губит
раздражительность"
(Иов 5:2) и
проч.
Интересны и слова Иова (Иов 10:21-22):
"Прежде, нежели отойду, - и уже не
возвращусь, - в страну тьмы и тени
смертной, в страну мрака, каков есть
мрак тени смертной, где нет
устройства, где темно, как самая
тьма"
. То есть, если нет
устройства, то значит там, куда
после собрался Иов, царит хаос. И
если все кончается хаосом, то можно
предположить, что из хаоса все и
началось. Не стану утомлять
уважаемых читателей описанием,
почему я так решил - на все эти "из
праха - в прах", "дух исходит -
дух возвращается" нет ни времени,
ни желания. Так вот, идея хаоса в
роли праматерии, как мне помнится,
не нова - в греческой мифологии,
например, хаос был беспредельной
первобытной массой, из которой
возникло все сущее.
Но более интересна не эта история, а та, которая изложена в вавилонской поэме о сотворении мира, известной как "Энума элиш". (Если кто-то не имеет желания читать мое очень сжатое изложение этого мифа, не читайте следующие два абзаца, приступайте к третьему.)
В начале существовала только вода, и царил хаос. С течением времени боги решили установить порядок в мире. Это вызвало возмущение бога Абзу и его жены Тиамат, богини хаоса. Бунтовщики (сыны богов Абзу и Тиамат) объединились под предводительством мудрого бога Эа и убили Абзу. Тиамат решила отомстить за смерть мужа. Тогда боги порядка под предводительством Мардука убили Тиамат, а ее тело разрубили на две части, из которых одна стала землей, а другая небом. Кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник первый человек. После всего этого победившие боги устроили совместный пир. Так что схема, как видим, не нова: сначала были боги, и хаос царил над водою, потом - отделили воду от суши, потом человека сотворили из глины, потом отдыхали в конце недели... Ничего не напоминает?
Сразу же хочу вспомнить еще одну историю, связанную с богом и хаосом. Еще в одном финикийском мифе бог сидел на воде, как птица на яйцах, и высидел из хаоса жизнь. Перечтите Бытие, самое начало, глава 1, стих 2, про то, как тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою..
И это еще не конец! В другом финикийском мифе бог Ваал одерживает победу над семиглавым драконом Левиафаном, еще именуемом Раавом. Отголоски этого мифа без труда можно найти в Библии - кроме Иова (Иов 3:8, 40:20), который, лишь вскользь упоминает о драконе, Исаия в своей книге излагает этот миф, приписывая победу над Левиафаном Яхве (Ис. 27:1). Этот языческий миф пробрался даже в христианство в форме легенды о Святом Георгии, убивающем дракона.
При этом следует помнить, что политеистические религиозные воззрения - более ранние, чем монотеистические, приведенные мною мифы, несомненно, старше Библии... Знатокам в "Что? Где? Когда?" задают вопрос, и дают минуту на обдумывание. Я здесь вопросов не задаю, и время на обдумывание не ограничено.
Безусловно, среди причин моего интереса к книге Иова - волнующие меня вопросы из области понимания Библии. Хочу поделиться.
Для затравки: глава 9, стих 7:
"(Бог) скажет солнцу, - и не
взойдет..."
Это говорит Иов. Если
Иов прав, то как это согласуется с
Бытием (8:22)? "Впредь во все дни
земли сеяние и жатва, холод и зной,
лето и зима, день и ночь не
прекратятся"
. Это уже слова
Бога. Я склонен считать, что Иов
сглупил, - заблуждение, да и только.
Простим его... Темнота... Что скажете?
Идем далее - глава 16, стих 21. Иов
говорит: "О, если бы человек мог
иметь состязание с Богом, как сын
человеческий с ближним своим!"
Значит, если я правильно понял (по
крайней мере, у меня сложилось
такое впечатление), Иов считал, что
человек не может бороться,
состязаться, меряться физической
силой с Богом? А как же Иаков,
который боролся с Богом, и даже
почти одолел Его (если бы Бог не
применил запрещенный прием,
повредив сустав бедра Иакова), за
что Бог нарек ему имя Израиль
(Быт.32:24-32)? Иов, похоже, не ведал об
этом поединке. Он что, не знал
библейских историй или не был
знаком с пятью книгами Моисея? Если
бы это было так, то все сходилось бы.
Но ведь если Иов был "непорочен,
справедлив и богобоязнен"
(Иов
1:1), то он знал Пятикнижие, тем более
что во всем оставшемся тексте Иов
обнаруживает хорошую
осведомленность в вопросах своей
религии, и верно излагает и
трактует ветхозаветные доктрины.
Почему же Иов не знает о борьбе
Иакова-Израиля с Богом? Склероз? Или
Иов намеренно вводит своих
собеседников в заблуждение?
К таким же вопросам приводит меня
прочтение рассказа Иова о том, что
он увидит Бога своими собственными
глазами (Иов 19:25-27). А как же тогда
Исход 33:20: "человек не может
увидеть меня и остаться в живых"
?
Ладно, Иаков - он с Богом боролся
ночью, до рассвета, поэтому
предположим, что Иаков не видел
Бога, но Иов, ни секунды не
задумываясь, ничуть не смущаясь,
говорит о предстоящем лицезрении
Бога. Когда-то меня осенило: ведь
Иов говорит о "последнем дне",
значит, он увидит Бога и умрет,
смерть станет ему избавлением от
страданий. Я побежал галопом по
квартире, схватил Библию, открыл,
читаю: "...в последний день
восставит из праха распадающуюся
кожу мою..."
Ага, значит не
сходится - Иов после этого явно еще
собирается жить. И от этого "истаивает
сердце его в груди его"
. Что это
все значит? Кому верить? Что думать?
Но это - только присказка (признаю, что слегка затянувшаяся - но того требовал предмет моего исследования), сказка - впереди.
Четвертый повод считать книгу Иова шедевром (для тех, кто уже забыл или пропустил предыдущие серии, повторю, что выше были рассмотрены три повода: описание технологии зла; прекрасные фразы а-ля Екклесиаст и теория хаоса; недостаточное знание Иовом Пятикнижия Моисея) - это еще и роскошные россыпи неосознанной, первобытной людской тупости и комплекса заблуждений наших древних предков в области естествознания. Я попытался представить себе, что было бы, если бы Иов каким-то чудесным способом оказался в Киеве (или любом другом городе, где есть зоопарк с бегемотом) в конце ХХ века. Предполагается, что разговор происходит на русском языке.
(Если кто-то, прочитав все написанное мною выше, наконец-то посчитал это все полным бредом или оскорблением своих религиозных чувств, не утруждайте себя чтением всего остального, приступайте к другим письмам - в дальнейшем повествовании, вероятно, будет немного иронии... Но и на том, спасибо за уделенное внимание.)
Итак, предлагаю на ваш суд научно-популярную (?) лекцию по естествоведению для Иова с кратким посещением зоопарка и эпизодическим цитированием Библии.
...Начало разговора - знакомство, взаимные комплименты, бессмысленный треп о погоде и прочая лабуда - все это пропущено. На "ты" мы перешли незаметно и почти сразу.
- Иов, что имелось ввиду под
"треском шатра Бога"
? (Иов
36:29), - спрашиваю у моего
собеседника.
- Все мои соплеменники, назвали так гром и молнию, для красоты высказывания используя такое поэтическое выражение, - отвечает Иов. - Ведь по 32 и 33 стиху четко можно понять, что речь идет о молнии.
- Хорошо, и ты не можешь постигнуть ее, т.е. понять, отчего и как она появляется?
- Человеку не дано этого понять - перечти стих 29, который ты уже сам цитировал.
...В этом месте я, по возможности более доступно, объясняю Иову природу возникновения молнии и грома, используя учебник природоведения для 4 класса средней школы. Даже устраиваю демонстрацию мелкого разряда на специальном приспособлении. Вам этого описывать не буду - в школе, надеюсь, все учились.
Иов слегка ошалел, но держится молодцом. Славный старикашка!
- Но кто, если не Бог собирает капли воды в облака и изливает дождь на землю, и кто, если не Бог говорит снегу: "Будь на земле" и идет снег? Это лишь в Его власти. (Иов 36:27-28, 37:6)
- Несколько месяцев назад москвичи и гости столицы России праздновали 850-летие этого города...
Далее я рассказываю о том, как наши летчики, славные ребята, или кто там еще с ними, обрабатывают во время разных торжеств неким специальным способом облачка и тучки всякие, и из них выливается и высыпается все содержимое их нутра, не достигнув места естественного опорожнения. Заодно рассказываю о равновесии облаков, (Иов 37:16). Иов еще шире открыл глаза, но от валерьянки пока отказывается.
- А что, люди летают по небу? Как птицы, парят под облаками? - осторожно интересуется Иов.
- Не только под облаками, но и над облаками, и много выше облаков, к луне и к другим планетам уже добрались творения рук человеческих. И летят все дальше и дальше...
- Ну, тут ты врешь, - оживился Иов. -
Небеса-то "твердые, как литое
зеркало"
(Иов 37:18), этого ты не
будешь отрицать. Как можно взлететь
выше них?
...Объяснил и это кое-как, но вот валерьянка уже пошла в ход. Значит, пора на воздух, освежиться - клиент уже дошел до "нужной кондиции"
Куда же повести старика двестилетнего (или сколько ему там), который аки дитя малое? Конечно, в зоопарк! Как тут все изменилось с детства...
- Иов, дружище, видел ли ты бегемота, или гиппопотама, как говорят ученые-ботаники? - спрашиваю я, пока мы идем по аллеям зверинца.
- Нет, не водились они в наших
краях. Но вот люди, бывавшие в
местах, что лежат за пустыней и
дальше, рассказали ужасные истории
об этом чудовище. - Иов на секунду
задумался, вероятно, вспоминая
душещипательные истории об этом
гигантском куске плоти. - И Бог
говорил мне о бегемоте: "Это -
верх путей Божьих, только
Сотворивший его может приблизить к
нему меч Свой"
(Иов 40:14). Прочти 40
и 41 главу, и ты сам поймешь, что это
такое...
- Читал уже... Так значит - кости, как железные прутья; и нос ему багром не проколешь; и кольцо в ноздри его не вденешь; и им забавляться сам и забавлять девочек твоих не сможешь; и из пасти его выходит пламя, и выскакивают огненные искры, а из ноздрей валит дым; и превращает море в кипящую мазь и кипятит пучину, как котел; и ни булава, ни копье, ни стрела, ни меч не смогут причинить ему вреда?.. Я правильно излагаю?
- Да, все именно так, как ты сказал. А что?
При этом мы уже остановились у одного из вольеров, возле которого щебечет пестрая стайка детей "пионерского" возраста.
- Видишь эту суперогромную свинью, валяющуюся в этой луже, называемой бассейном? Миролюбивая, ленивая, неповоротливая тварь, на полном обломе оттягивающаяся на солнышке, радующая детишек и без меры утаптывающая дармовые харчи словно в полудреме двигалась по своей клетке. Как ты думаешь, Иов, как эта животина называется?
Иов прищуривается, внимательно оглядывает этот экспонат фауны, вспоминает все, что он знал о бегемоте, и искоса поглядывает на меня, чувствуя подвох в моем вопросе.
-Это не бегемот.
Иов стоит, широко раскрыв глаза и рот, смотрит на развалившуюся в грязи тушу. Вокруг, перекрикивая друг друга, носятся ребятишки, смеются над диковинной "заморской свинкой". На лавочке, в тени каштанов, о чем-то томно воркует парочка влюбленных...
Вот и сказочке конец, а кто дослушал - молодец!
16 Dec 1997 21:39:45
Warrax Black Fire Pandemonium™ http://warrax.net e-mail: [email protected]