Борис УСТЮГОВ

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА

"Московские новости" N 9, 2000 г.

Выделение мое - Warrax.

Амвросиевосий храм Новодевичьего монастыря. Недавно закончилась утренняя служба. Прихожане разошлись, в маленькой церкви душновато, воздух кажется синим от фимиама. Сестрыцерковницы тушат свечи и бросают огарки в железные ящички. Рабочий на стремянке пытается сменить перегоревшую лампочку в массивном бронзовом паникадиле и при этом не очень шуметь. На пол летят хлопья потревоженной пыли. Из алтаря выходит благообразный священник, останавливается у стремянки, смотрит вверх и, пробормотав обычное "Бог в помощь", спрашивает:

- Молодой человек, а вы в электрике разбираетесь?

- Ну да, вот лампочку могу поменять, - отвечает слегка оглушенный зычным басом игумена рабочий.

- Хорошо. А то ко мне на дачу уже третий раз воры забираются, так я думаю к ручке на входной двери электричество подвести, чтоб их током убивало. Может, съездим в выходные, поможете смастерить? Потом сочтемся.

Рабочий под потолком затих:

- Да я вообще-то в этом плоховато разбираюсь, перепутаю что-нибудь. Вы, батюшка, лучше электрика найдите.

- Ладно, что-нибудь придумаем. - Священник, оглаживая седую бороду, чинно вышел из церкви, благословляя на ходу подвернувшихся церковниц.

Рабочий уволился из монастыря на следующий день. А я, решив, что деньги не пахнут, проработал в Новодевичьем еще полтора года. Должность - помощник управляющего - я придумал себе сам. Работу для меня находили сестры.

ИСТОРИЯ

Новодевичий Смоленской иконы пречистой Богородицы женский монастырь был основан в 1524 году Великим князем Василием III. В Новодевичий отдавали своих дочерей самые родовитые и богатые семьи, поэтому многие строгости, присущие другим православным обителям, на эту не распространялись. Потом в Новодевичий стали ссылать неугодных княжен и вдовствующих цариц. В 1598 году здесь при своей сестре Ирине жил Борис Годунов. Отсюда царевна Софья в 1698 году руководила стрелецким мятежом против Петра I. Под окнами ее кельи было повешено 230 бунтарей. В петровские времена обширные монастырские подвалы использовались в основном для пыток и казней всевозможных заговорщиков.

К 1917 году Новодевичий был самым богатым и "престижным" женским монастырем России. Большевики разогнали большую часть насельниц, а тех, кто не хотел уходить, расстреляли в 1922-м прямо у паперти Успенского храма. Потом в монастыре было хранилище, после войны он стал большой коммунальной квартирой, затем филиалом исторического музея, а с конца 70-х - резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Монашеская жизнь возобновилась здесь с 1994 года.

Изначально предполагалось, что насельницы монастыря будут зарабатывать деньги и обслуживать подворье митрополита и расположенные здесь же службы Московского епархиального управления и издательского отдела епархии. Но вышло иначе. Монастырь как-то сразу стал независимым и привлек огромные средства многочисленных спонсоров на реставрацию храмов, организацию собственного подворья и служб. Епархия терпела убытки от недополученных благотворительных взносов, а отношения Ювеналия с руководством монастыря оставались натянутыми.

Первой игуменьей Новодевичьего стала Варвара Васильевна Черная, матушка Серафима. Именно благодаря ей монастырь начал работать и работает до сих пор. Она была честным и добрым человеком, одним из немногих людей Церкви, кого безоговорочно уважали и любили все. Благодаря игуменье на церковные праздники последних лет в Новодевичьем собиралась вся столичная элита, сюда приезжал Клинтон, и здесь осенью 1999 отпевали Раису Горбачеву.

СЕСТРЫ

Стать инокиней Новодевичьего монастыря довольно сложно. Не потому, что сюда большой конкурс и на всех не хватает келий, - просто никто не хочет брать на себя ответственность за новых людей. Только в последние два года двух новых сестер пришлось отправить в психиатрическую больницу - одна вдруг стала на всех бросаться с ножницами, другая просто тихо помешалась. Попадают в монастырь в основном "по знакомству".

Новенькие (девушки и женщины от 16 до 60 лет) становятся трудницами - их ставят на самую грязную и нудную работу. Трудницы драят храмы перед службами, моют посуду в трапезной, стирают, гладят и выносят мусор. Помучившись месяц-другой, многие уходят. Наиболее стойкие становятся послушницами - отдают все свои документы матушке-благочинной (заместителю игуменьи), получают койку в одной из келий и ежемесячное жалованье - рублей четыреста. Послушницам живется легче: те, кто умеет рисовать, выполняют послушание в иконописной мастерской, девушки со слухом поют в хоре. Остальные дежурят на колокольне или отправляются в подмосковное подворье ухаживать за скотиной. Наиболее престижной считается работа в трапезной. Во-первых, все время при продуктах, во-вторых, иногда есть возможность выбраться в город по магазинам (без специального благословения сестрам запрещено покидать обитель).

Постриг послушниц в инокини происходит ежегодно. При этом часть "старых" монахинь уходит "на повышение" в другие монастыри, а новые занимают их место. Самые ответственные посты - благочинной и казначея - обычно достаются сестрам, приближенным к игуменье, келейницам. Знания бухучета или организаторские способности при назначениях роли не играют.

Чем заняты инокини в свободное от сна, еды, пения и слушания духовной музыки время, сказать сложно. Очевидно, молятся. На вопросы о том, зачем они пришли в монастырь, сестры отвечают: "Мы спасаем свою душу".

Со стороны кажется, что юные инокини и послушницы тратят свои лучшие годы впустую, лишая себя мирских удовольствий и общения с людьми. Это действительно выглядит странно, поскольку связей с внешним миром сестры все же не теряют - временами их навещают друзья и родственники, а монашеские пейджеры иногда начинают пищать даже во время церковной службы.

Три или четыре из сорока постоянно живущих в монастыре сестер держатся особняком. Их почти не видно и не слышно. Им уже под восемьдесят. У них нет родственников. Они дни и ночи напролет пекут просфоры, шьют церковные облачения, чистят подсвечники и лампады. На этих женщинах, собственно, и держится весь монастырь.

Субординация в монастыре довольно жесткая. Нагляднее всего это проявляется во время приема пищи. Игуменья и благочинная вкушают отдельно приготовленные для них блюда за своим столом. Инокини и послушницы обедают вместе. Трудницы доедают то, что не доели инокини. Рабочие трапезничают в прихожей остатками с сестринских столов. Остальное сваливают в кастрюлю и отдают бомжам.

БРАТИЯ

Мужчин в монастыре в два раза меньше, чем женщин. Половину мужского коллектива составляет клир - священники, дьяконы и алтарники. Они совершают литургии, исповедуют, крестят, венчают и отпевают прихожан.

Зарплата у батюшек - от трех до пяти тысяч, но, как правило, доход их повыше. Бывает, что к воротам монастыря выстраиваются вереницы "Роллс-Ройсов" и "Мерседесов" с покойниками и новобрачными. А на похороны и свадьбы в России скупиться не принято.

Остальные мужчины занимаются обслуживанием монастыря. Это управляющий персонал, доходы которого сопоставимы с доходами клира, и рабочие - водители, электрики, сантехники, плотники и дворники, которым тоже, помимо зарплаты и премий, иногда перепадает "халтура" из епархии или от митрополита. К православию они относятся сдержанно, богослужений не посещают.

Третью категорию составляют трудники, эпизодически появляющиеся в монастыре. Они все делают бесплатно, "во славу Божию", чем нервируют остальных, поскольку сбивают цены. Их, к счастью, немного. Один, пожилой, раз в месяц приходит починять подсвечники, а другой, молодой, помогает по хозяйству на монастырском подворье в подмосковной деревне Шубине. Как пришел к вере, не говорит, но недавно расстался с дачей на Николиной Горе, перестал материться, перешел на "Яву" и купил скромный по своим представлениям автомобиль (серебристую "девятку"). Из предметов роскоши позволил себе только электрические стеклоподъемники в машине и дубленку. Живет он теперь в подворье безвылазно вместе со своей собакой - бордосским догом. Бедный пес мучается от холода (собаку нельзя держать в доме, где есть икона) и скучает без овсянки и творога.

В конце осени в монастыре появился бездомный молдаванин Паша. Ему дали денег, поселили в подвале и приняли на работу. Счастливый Паша вкалывал от зари до зари - мыл машины, подметал двор, таскал тяжести -и через месяц слег с грыжей. Выписавшись из больницы, Паша вернулся в монастырь и узнал от матушки-благочинной, что больные трудники здесь не нужны. Поскольку идти Паше все равно было некуда, сестры проявили-таки монашеское милосердие и оставили его до весны. Сейчас Паша моет полы в церкви, выносит мусор, перебирает морковку в трапезной и от тоски вечерами напивается в своем подвале.

ЖИТИЕ

Доходы монастыря складываются из нескольких источников. Пожертвования прихожан в церковную кружку составляют от двадцати до тридцати тысяч рублей в месяц. Примерно двести тысяч приносит торговля иконами, свечами и духовной литературой. Часто крупные суммы жертвуют всевозможные банки, фирмы и бандиты.

Монахини XVII века и представить не могли, что в кельях могут быть ванные комнаты с биде и итальянской сантехникой. На покупку стиральных, посудомоечных, гладильных машин, кухонных комбайнов и шикарной мебели сейчас уходит почти весь бюджет монастыря. Остальное тратится на праздничные трапезы, которые случаются два-три раза в месяц. Закуски для каждого такого застолья (включая икру, заливную осетрину, салаты и паштеты из омаров) стоят порядка тысячи долларов. До благотворительной помощи окрестным пенсионерам, реставрации грудой сваленных на чердаке старинных икон или обновления древней электропроводки в церквях руки пока не доходят.

Знают ли благотворители о том, как используются деньги, неизвестно. Скорее всего, их это не интересует. Ведь считается, что помогать церкви - значит творить добро. А священники уверены, что, принимая пожертвования, например, от бандитов, церковь очищает общество - ведь эти деньги уже не пойдут на покупку оружия и наркотиков.

Как-то по дороге на разборку в монастырь заглянула бригада "солнцевских". Они отыскали священника, дали ему десять тысяч долларов и попросили заранее отпустить грехи - "а то на душе неспокойно". Батюшка деньги сразу не взял и заранее исповедовать не стал - велел приезжать после всех "дел".

АГНЦЫ И "БЕСОВСКИЕ ТВАРИ"

Пожертвования от прихожан не всегда приходятся кстати. Временами в монастырских подвалах скапливается по нескольку десятков старых швейных машинок, настенных часов, табуреток и прочего хлама. Раз в несколько месяцев все это потихоньку вывозится на свалку.

В начале зимы два православных кавказца пожертвовали монастырю двух живых баранов. Пока казначей решала, как бы повыгоднее перепродать животных (монахини не едят мяса), бараны жили в храме. Сестры кормили их крупой и увядшими цветами из венков. От этого бараны стали кашлять и жалобно блеять целыми днями, пугая интуристов и прихожан. В результате один сдох прямо на руках у покупателя.

Отношение к животным в монастыре непростое. До недавнего времени огромной проблемой были бродячие кошки. Как-то недели за две до очередного посещения монастыря Святейшим патриархом Владыка Ювеналий распорядился уничтожить "бесовских тварей". Операция должна была сохраняться в тайне от всех.

- Десять долларов за хвост, - отреагировал на это управляющий. И попросил денег на оптический прицел.

Возражений не последовало. Отстрел происходил из окна машины или вечерами. Убитых кошек десятками вывозили за территорию и закапывали. Прихожане и сестры ничего не замечали, пока кошки не исчезли совсем. Тогда сестры начали приставать к рабочим с вопросами. Им объяснили. Реакция была следующей:

- Да за такие деньги мы и сами бы могли.

Единственную оставшуюся в живых "храмовую" кошечку Масю по благословению игуменьи было решено стерилизовать. Теперь она ловит монастырских крыс и питается семгой с игуменского стола.

ВЕРА

Сестры исправно посещают литургии, исповедуются, причащаются, читают Псалтирь и Жития Святых. Но вопросов "по теме" им лучше не задавать. Смысл многих православных терминов и символов они объяснить не могут и за разъяснениями направляют к священнику.

У каждой насельницы Новодевичьего монастыря есть небольшая брошюрка под названием "Православная исповедь. Полный перечень грехов". Она выпущена в 1996 году церковным издательством "Листвица" и предназначена "для служебного пользования". В предисловии дано толкование греха: смертным считается любой нераскаянный грех, а вовсе не один из тех семи, что перечислены в Библии. Далее следует список из 378 православных грехов.

Первым номером значится "гордость". "Убийство" занимает 134-е место. Среди грехов есть довольно экзотические: "вкушение мяса животного, пожранного зверем", "контакт с инопланетянами", "неосторожная езда на моторной лодке" или "совокупление с бесами". Грехами считаются "ненаказывание детей", "самолюбие", "парение ума", "настаивание на своем", "ношение спортивной обуви", "сомнение", "смущение", "чтение мирских книг", "воображение", "нерасторопность", "празднование Нового года" и "поминание усопших водкой".

Под влиянием прочитанного или после исповеди сестры временами начинают вести "аскетичную жизнь". Одна матушка недавно отказалась везти сестер в подворье потому, что водить машину ей нравится, "а все, что нравится, делать нельзя". Другая как-то дала обет молчания - он продолжался три дня. Потом сестры уговорили ее "не заниматься больше такой ерундой".

Как-то, во время февральской оттепели, почти весь личный состав монастыря полдня ковырял лопатами снег возле церкви. С непривычки сестры то и дело поскальзывались, роняя орудия труда. Изумленные таким рвением, рабочие поинтересовались, чем заняты насельницы?

- Новая игуменья велела сделать весь снег вокруг храма белым, - отвечала матушка-казначей. - Так и сказала: хоть красьте, хоть новый насыпайте.

- Но завтра же новый сам выпадет.

- А мы здесь затем, чтобы отсекать свою волю. И приказы у нас не обсуждаются. Кстати, у вас на складе найдется побелка?


Warrax Black Fire Pandemonium™   http://warrax.net  e-mail: [email protected]