http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r040713115638

Виктор Аксючиц

Государство и религия: от фобий к реальности

Центр детеизации решил добавить свои комментарии.

В последнее время тема взаимоотношения государства и религии вновь становится актуальной. Среди множества публикаций хочется отметить статьи И.А.Куницына, в том числе в "НГ-Религии", некоторые положения которых достойны повторения и побуждают их развить и дополнить.

Сложившиеся отношения государства и религии, в том числе государства и Русской Православной Церкви, явно не соответствуют современному положению и запросам России.

Здесь интересно: "запросы России" - это что? С чьей точки зрения определяются эти запросы и для чьей выгоды? Без уточнения этого - тезис являет собой полнейшую болтологию.

Ну почему же. Все вполне понятно и уже давно уточнено. Под интересами России подобные статьи подразумевают нечто вроде домотканой России 19 века, до освобождения крестьян, и чтобы в каждой деревне была церковь, в церкви был поп, и чтобы этот поп был на государственной службе, иными словами, был чиновником, имеющим право казнить и миловать. И кормился бы и требами, и за госсчет. На две ставки, так сказать.

Приходится констатировать, что сегодняшнее публичное почтительное отношение представителей власти к религии является по преимуществу средством приобретения политических дивидендов, а не свидетельством признания религии в качестве фундаментальной области общественной жизни.

Обратите внимание - а типа надо возводить религионерский фундамент...

А у власти есть варианты? Фундамент строить необходимо, иначе его построят на наши головы все, кому не лень - от ваххабитов до сайентологов.

Создание научного фундамента - требует непомерных финансовых затрат, отдача от которых ожидается этак в 22 веке, зато подрывает управляемость электората. Только для того, чтобы обучить учителей, нужно лет десять. Плюс обучение детей учителями, плюс вуз. Итого 25 лет как минимум нужно для восстановления образования при нереальном условии неограниченного финансирования и бесплатного обязательного обучения.

Строить два несовместимых фундамента одновременно - вряд ли получится. Я, во всяком случае, не представляю, как это так на одном уроке деткам читают сказку про Боженьку, Который слепил Адама из глины, а на другом - что человек произошел от обезьяны. Разве что создать две параллельных школьных системы.

Обратите внимание: у большевиков тоже не было выбора, когда они в 20-х брали курс на индустриализацию и ликбез. Им были необходимы квалифицированные кадры, тогда как управляемость электората их по понятным причинам не заботила.

Похоже, таким образом, что почтительное отношение к религии является необходимым следствием демократизации, и сдвинуть положение с мертвой точки могут только угрозы для власти, требующие почтительного отношения к науке как к средству борьбы с этими угрозами. Слава Аллаху, после Косова и Ичкерии власть хоть немного задумалась над этой проблемой.

Необходимо осознать, что проблема отношения государства и религии по существу является проблемой национального духовного спасения.

Да ну? А "духовное спасение" - это что, социумная категория? политическая? Ни фига - теологическая... Вот и не фиг соваться с этим в светское государство, Конституцию еще не отменили.

А что, Конституция является для кого-то проблемой? Наберут конституционное большинство - и отменят. И будут духовно спасать. Начнут с того, что обратят во смиренных аки агнцев, но не по ту, а по сию сторону Бытия (Что и переводит теологическую проблему в политическую). "Мой сын! Смирению учитесь у овец! - Боюсь, что стричь меня Вы будете, Отец!"(с)

Обратите внимание на мечту парторгов всех времен и народов: чтобы народ не только слушал идеологические наставления, но и платил за то, что их слушает. А кто-то еще удивляется, что коммунизм пал, а РПЦ живет и побеждает.

Ибо процветание России невозможно без духовного оздоровления общества, религиозная идентичность российской нации является основой ее самоидентификации,

Да ну? На правах саморекламы - моя книга (вместе с Alef Verdi) "Христианство на Руси с точки зрения соционики". Мы там высказываем несколько другую точку зрения. При этом - не декларируем, как здесь, а обосновываем.

Возможно, у нас параноид, но нам в последнее время кажется, что проводимое повальное насаждение лояльных власть предержащим религий есть прививка против внедрения нелояльных религий, начиная с ваххабизма. Вот только не получится ли так, что прививка хуже самой болезни?

Не серьезно. Русский вахаббит - это экзотика...

из глубинной религиозной веры вырастают базовые духовные и нравственные ценности народа. Поэтому религиозное возрождение означает духовное, нравственное, культурное обновление жизни страны, восстановление исторической памяти и национального сознания народа, что позволит не "догонять" передовые индустриальные страны, а предложить Родине и миру собственные ответы на вызовы времени.

Арийскую физику и пролетарскую биологию мы уже видели. Обе плохо кончили. Что на очереди - православная физика и исламская биология? Да нет проблем. Точнее, не было бы проблем, если бы физика и биология не были науками, обеспечивающими военное могущество Родины. А без них Православная Русь под Черным Знаменем Черной Православной Сотни больше всего походит на сцену психической атаки из кинофильма "Чапаев".

По непроверенным слухам, одно ближневосточное государство изготовило ядерную бомбу очень простым путем: вместо того, чтобы строить пресловутые центрифуги, за которые ООН и МАГАТЭ пытаются казнить Иран, оно использовало реактор, работающий на природном уране, для наработки плутония. А плутоний, отличаясь от урана химически, поддается разделению с существенно меньшими трудностями, чем разделение изотопов. Иными словами, достижения науки сделали изготовление Бомбы на коленке принципиально возможным.

Это означает, что в ближайшем будущем России придется столкнуться с новыми угрозами, при этом ей нечем на них ответить - наука дышит на ладан. Академик, лауреат Нобелевской премии, получает оклад 2800 рублей - меньше ста долларов США. Ссылка...

После десятилетий режима государственного атеизма, атмосферы религиозно-нравственного разложения девяностых годов стране необходимы политические решения в важнейшей области жизни.

Да-да. Особенно если учесть, что именно 90-е годы были годами одновременно религиозно-нравственного разложения и годами консолидации РПЦ как религиозно-политической организации, к которой принадлежит большинство называющих себя верующими. Оруэлл вращается в гробу - такой классический образчик двоемыслия встречается редко.

Конституция Российской Федерации устанавливает разделение сфер компетенции религиозных объединений и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Конституционные принципы России - светский характер государства, невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом - ни в коей мере не отменяют: 1) необходимости собственной вероисповедной политики государства;

Ну и как это совместить с тем, что автор признает "невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной"? Это даже не оруэлловское двоемыслие, я ваще таких словов... словей... в общем, не могу подобрать эпитет.

А никак не совмещать. Просто строить Срам Лужка-Строителя на государственные (и не только) деньги, стоять в церкви со свечой и приглашать Агента Дроздова на собственную инаугурацию. Это приятно щекочет чувства обывателя, видящего все это по ящику в перерывах между мексиканскими телесериаламии и испытывающего чувство небывалого единения народа и Партии. власти. Значение синуса рейтинга в военное время может достигать четырехсот процентов(с).

2) возможностей взаимовыгодного регулирования взаимоотношений государства и религиозных конфессий;

Это да. Этого Конституция явно не запрещает. Великое дело оболванивания электората может делаться совместно...

3) участия религиозных объединений в решении общественно значимых задач,

И как это совмещается со светским характером государства? Или по мнению автора светским является все, кроме оголтелой теократии?

Судя по количеству крестиков на шеях окружающих, у нас уже оголтелая теократия. Правда, 99 процентов носящего кресты народу "Верую" прочесть не может и, соответственно, сам не знает, во что верует. Политкорректный эпитет пусть читатель подберет сам.

их права давать оценку действиям властей.

Есть такое право. Тихо в тряпочку в своем кругу.

Есть такое право, как и у всех граждан России. Или по радио опять вместо новостей передавали "Лебединое Озеро", а я упустил возможность его послушать?

Россия сегодня переживает жесткую религиозную экспансию извне: помимо активного прозелитизма западных христианских конфессий, на территории страны агрессивно действуют разнообразные псевдорелигиозные радикальные секты.

Зато РПЦ весьма дружит с иудеями и мусульманами. Все не просто, а очень просто (с): с этими конфессиями паства разделена априорно. А вот конкуренты - не нужны!

Обратите внимание - с какими мусульманами. В стране есть достаточно более-менее лояльных течений. С ними дружат. И это, наверное, правильно, потому что обратное хорошо известно на примере свободной Ичкерии и ее покровителей из эр-Рияда.

Это государство может поддерживать лояльный ислам больше, чем террористов. А вот РПЦ - это совсем другой вопрос.

При этом руководство западных стран всячески пытается легализовать эту духовную экспансию. В то время как во многих западных странах законодательно ограничена деятельность иностранных религиозных миссионеров,

Например? Лично мне известно такое в отношении разве что сайентологов.

руководство США и Совета Европы, исходя из "двойных стандартов", обвиняют Россию в политике религиозной дискриминации по отношению к зарубежным миссионерам, нетрадиционным для России конфессиям и даже экстремистским религиозным организациям, ведущим активную деятельность в нашей стране.

Огласите весь список, пожалуйста (с)

По существу под видом установления неограниченных религиозных свобод России навязывается режим духовной демобилизации, религиозно-культурной денационализации.

Демобилизации?! Оговорка по Фрейду, однако...

Наследие режима государственного атеизма, антинациональная политика либерал-большевистского режима девяностых годов нанесли серьезный ущерб религиозному здоровью общества,

Я тоже не люблю либерастов и коммунистов. Но не мешаю все в одно кучу.

разоружили страну и общество перед духовной агрессией из вне.

И, что характерно, при режиме государственного атеизма все было ОК с вооружением страны и общества перед вполне материальной экспансией извне. А вот когда полезла "православная духовность" - то с ВПК что-то такое, гм, стало... Я, разумеется, не говорю, что это - следствие. Но это - симптомы одного и того же. Продажность политиков и бизнесменов, раздающих богатства Руси за бесценок, подозрительно совпадают с "духовным возрождением".

Ты в каком веке живешь? Двадцатый век наглядно показал, что для защиты от государственной материальной экспансии извне вполне достаточно иметь одну-единственную Бомбу, гарантированно доставляемую в самый крупный город неприятеля. Но никакая Бомба не справится с миллиардом автономных носителей идеологии, требующей твоего уничтожения в обмен на семьдесят гурий, и даже у большевиков не было достаточно денег для того, чтобы вколотить если не науку, то хотя бы сциентизм во все мозги, которые может заразить догма про гурий. Даже у сверхдержавы США не хватит ресурсов для того, чтобы вдолбить демократию в Ирак. Если ты знаешь, что делать в этих условиях - поделись секретом. Я - не знаю.

Но и сегодня в средствах массовой информации господствует атмосфера дискриминации по отношению к религии.

Угу. Хрен что опубликуешь, если это не относится к "традиционным".

Многие СМИ продолжают транслировать враждебные для российского общества ценности, подрывающие духовное здоровье человека.

Огласите весь... ну, вы поняли. И с доказательствами.

Зачем? Достаточно определить, что духовно здоровое общество - это общество крепостных, слушающих воскресную проповедь - и правота автора становится самоочевидна.

Таким образом, мы имеем дело с целенаправленным разрушением механизмов самозащиты общества и государства. Разрушение основ духовной конституции

А вот меня почему-то интересует Конституция РФ. Которая не духовная, а юридическая. И с чего бы это?

российского национально-государственного организма, в том числе разрушение религиозной идентичности народа - угрожает национальной безопасности.

А доказать? Как раз при СССР, когда с религией был напряг, с национальной безопасностью было на пару порядков лучше.

Но ни одна государственная структура, включая "партию власти", не осознает современных духовных угроз существованию России.

Разумеется, определения "духовных угроз" и доказательства - это все лишнее.

По существу наша страна и народ столкнулись с новой формой преследования религиозного выбора человека: не на личностном, а на глобальном уровне.

А как это человек выбирает на глобальном уровне, а?

Вместе с тем, государство и народ вправе самостоятельно определять приоритеты в религиозной сфере.

Забавно. А расшифруйте термин "государство" в этом тезисе и обоснуйте отделение его от народа. Не, я, конечно, их не путаю, но то - я. А мне интересно именно в этом контексте :-)

Хм. В день выборов можно с натяжкой считать, что народ и государство едины. А вот в дальнейшем, глядя на народных избранников, так считать пропадает всякое настроение. Зато появляется чисто теоретический вопрос - что будет, если государство определяет одно, а народ - другое?

Каждый народ имеет право на защиту собственной религиозной идентичности.

Ну дык. Вспомнили! А кто языческую Русь насильно крестил?

Достаточно дать определение, что именно христианство из кучи племен сделало русских народом, и что племена, в отличие от народа, права на защиту не имеет, - и автор окажется тавтологически прав, а народы России - этакими дикарями, ****славами, не помнящими родства. Где-то я уже читал нечто похожее - что Куликовская битва, благословение на которую было получено, разумеется, у церкви, была тем рубежом, который превратил племена в Народ. Не является ли это утверждение оскорблением обитающих на Руси племен, которым отказано называться народами, и как это повлияет на территориальную целостность Родины - я не в курсе.

Разрушение традиционной религиозности, органично формировавшейся веками, неизбежно нарушает религиозные права и свободы каждого гражданина страны.

Ага. Даже если он не верующий и вообще убежденные противник любой религии. Все равно это все нарушает его религиозные права...

Конечно. У тебя есть право веровать. Причем - традиционно. Осталось немногое - установить обязанность веровать. Тебе даже будет дано право выбрать одну из традиционных конфессий - православие, ислам, иудаизм, ламаизм. Ах да, еще сциентизм. Представляешь, насколько это будет демократично и, главное, плюралистично?

Государство вправе оказывать поддержку тем конфессиям, которые являются традиционными на его территории.

=== Государство вправе покласть с пробором на свою Конституцию.

Конечно. Электората с крестами на шее уже достаточно для обеспечения в Думе конституционного большинства. А если недостаточно - будет достаточно к следующим выборам.

И.А. Куницын прав в том, что необходимо подвигать российскую власть, чтобы она декларировала принцип суверенитета государства в регулировании религиозной сферы, а также добивалась признания этого принципа на международном уровне, путем заключения Конвенции по защите религиозной идентичности - среди стран СНГ с правом присоединения других стран.

Все хором шагом марш к талибану!

Вместе с тем, в сегодняшней России мы с радостью видим религиозное, духовное возрождение.

"Мы" - это кто конкретно? "Духовное возрождение" - это что конкретно?

Учебник латыни ты выложил? Ну вот и ответь на вопрос: Qui bono?

Чесслово, я не вижу особого смысла комментить все это. На каждое предложение можно писать отдельную статью. Но тут - наглядно, очевидно и нагло. Все по частям откомментировано у меня на сайте, просто тут собрано в кучу. Есть такая пословица: "Коготок увяз - там и птичке пропасть". А тут религионеры требуют сразу не коготок, а ногу с окороком... Ну и судьбу птички (государства) прикиньте сами.

Эти процессы должны поддержать общественные и политические силы - программами духовного обновления общества и борьбы с целенаправленным разрушением общества и государства.

Причем, под обновлением понимается откат к состоянию до большевиков. Что там на эту тему пишут Экклезиаст и Оруэлл?

Распространенной фобией является запрет на официальное преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях - на том основании, что религия отделена от государства. Прежде всего, у нас отменен ленинский принцип отделения школы от Церкви.

Зато в ст.14 Конституции устанавливается отделенность религии от государства. Что означает, что школа может быть ИЛИ государственной - и тогда в ней не должно быть никакой религии, - или принадлежащей религиозному объединению, но тогда, соответственно, к этой школе не имеет никакого отношения (финансового в том числе) государство, Хотите учить детей религии? Учите на здоровье за свой собственный кошт.

Далее, практически все преподаваемые дисциплины отражают области знания, не имеющие никакого отношения к государству.

Потому что естественная наука по национальным квартирам не растаскивается. И по религиозным тоже. E=mc2 в любой стране - хоть в Вашингтоне, хоть в эр-Рияде. Остальные науки можете считать неестественными.

Почему в государственных учебных заведениях можно преподавать материалистические физику и химию, даже отделенный от государства атеистический марксизм и ленинизм, а религиозные дисциплины нельзя?!

Глазам своим не верю. Что, в СОВЕТСКОЕ время в СОВЕТСКОЙ школе учителем с ПАРТБИЛЕТОМ в кармане не преподавалась религиозная догма в виде незабвенного Роди-Топорника?

Отторжение от системы образования религиозных основ человеческой культуры и истории искусственно и необоснованно ограничивает сознание людей, ограничивает их право на получение разностороннего образования. Учитывая фундаментальное значение религии в формировании мировоззрения и нравственности человека, необходимо последовательно добиваться включения преподавания религиозных дисциплин, в том числе основ православной культуры и истории религий, в официальные учебные курсы государственных учебных заведений России.

Нам уже, похоже, никуда не деться от православной культуры. Ну что же, если из сотни школьников эти курсы заставят хоть одного задать себе вопрос "А чем же таким христианство принципиально отличается от других религий?" или "Как это совмещается с уроками физики?" - общество получит не безбожника-невежу, а атеиста, достаточно хорошо знакомого с религиозной догмой и куда более опасного для церкви (Остальные 99 безнадежны в любом случае)... Нет худа без добра. Как говорит буржуинская пословица, если у тебя есть лимон - сделай из него лимонад. Позволим себе напомнить, что многие воинствующие безбожники конца 19 века - выпускники семинарий.

Более того, есть основания требовать в этой области преимуществ Русского Православия.

Конечно, есть основания требовать - в соответствии с пропорцией православных среди жителей России. Возьмите наудачу десяток человек, носящих на шее крестик, и попросите прочесть "Верую". Тот, кто не может прочесть "Верую", верующим считаться не может. Теперь пересчитайте результаты на численность населения, и мы уверены, что больше 10 миллионов вы точно не насчитаете. Вот на 10 миллионов и требуйте.

Никого не удивляет, что мы все учимся на русском языке (ибо это родной язык для всего населения страны),

Это язык межнационального общения. И не более того. Не нравится - езжайте этак в Казань и там агитируйте. А мы посмеемся.

что во всех странах в курсе истории в школе изучается преимущественно отечественная история (ибо это наша история),

Да-да. И тем не менее, победа России в Куликовской битве - это праздник для части россиян - и день поражения и утраты государственности для другой части. Историю, географию или языки других стран можно и не знать - извозчик довезет (с).

что в курсе литературы большая часть отведена русской литературе (ибо это наша культура). Почему же Русское Православие, несоизмеримое с другими конфессиями по количеству верующих, являющееся основой русской культуры, личной и общественной нравственности, играющее формирующую роль в русской истории, а также в созидании российской государственности, - искусственно изгнано из преподавания в государственных учебных заведениях?!

Я мог бы сослаться на Конституцию. Но делать этого не буду. Лучше в качестве примера приведу Испанию. "Владычица морей" в кратчайший по историческим меркам срок превратилась в заштатную страну, растеряв огромные колонии. Причиной была технологическая отсталость, вызванная, в частности, католической идеологической диктатурой (Другой фактор - приток награбленного из колоний, сделавший нецелесообразным развивать собственную промышленность. "Газпром" с "Лукойлом" не напоминает?). В те времена, когда в Европе шла промышленная революция, в Испании мы можем вспомнить только Сервантеса и факт его преследования церковью.

Безбожная, аполитичная и абсолютно не имеющая отношения ни к нравственности, ни к пресловутой культуре естественная наука - это то, что позволило Советскому Союзу выстоять против всего капиталистического мира. Если автор считает, что Русское Православие должно занять место в образовательных учреждениях, изгнав оттуда науку (Боливар не вынесет двоих) - нам остается обвинить его в предательстве интересов Родины.

Напомним, что из Конституции вовсе не следует необходимость и даже возможность этого. Поэтому не только православная культура, но и история Русской Церкви, православное предание, богословие могут преподаваться в государственных учебных заведениях там и тогда, где и когда это будет обосновано специализацией учащегося. В христианских странах

Выделено нами. Ц.Д. Полный списочек, пожалуйста.

в каждом государственном университете есть факультет теологии. Там даже в атмосфере секуляризации понимают, что без богословия, как основы человеческого знания,

Похоже, что Галилей, бросанием всяких тяжелых предметов с Пизанской башни показавший, что основой человеческого знания является эксперимент, для православных идеологов еще даже не родился.

представления человека о мире ограничены и ущербны. Более того, изучение богословия позволяет углубить понимание природы и роли естественно-научных дисциплин.

Да нет проблем, господа теологи. Для этого вам достаточно продемонстрировать объективное существование Господа Бога. Пока это не сделано, область знания, изучающая существующее субъективно, но претендующее на объективность (и Бога в том числе), уже существует и преподается. Она называется психиатрия, раздел "Галлюцинозы". А вам сюда.

Историческая обусловленность и защита основных жизненных интересов общества побуждают добиваться законодательного предоставления статуса федеральных традиционных конфессий Русской Православной Церкви, а также российским конфессиям ислама и иудаизма; правовой статус федеральных традиционных конфессий должен распространяться на всю территорию России. В свою очередь Законодательным собраниям субъектов федерации должно быть предоставлено право закреплять статус региональной традиционной конфессии за религиозными объединениями, имеющими социальную базу в пределах соответствующего субъекта федерации. Более того, необходимо добиваться, чтобы традиционным религиозным конфессиям был предоставлен, по формулировке И.А.Куницына, статус корпораций публичного права, что позволяет государству делегировать им ряд привилегий и обязанностей в рамках их уставной деятельности. Скажем, социальное служение религиозных организаций приобрело уже такой масштаб, что государство вполне может делегировать традиционным конфессиям некоторые функции в области социального служения с поддержкой их государственным бюджетом.

Вот такого, к примеру. Или такого.

После многих десятилетий невиданных в мировой истории религиозных гонений государство призвано вернуть исторический долг верующим. Необходимо добиваться, чтобы государственная помощь традиционным конфессиям в возрождении традиционной религиозности, в ограничении деятельности иностранных миссионеров, а также в создании благоприятных условий для собственно религиозной деятельности была возведена в ранг государственной политики. Религиозная общественность имеет все основания добиваться проведения по отношению к традиционным конфессиям протекционистской вероисповедной политики.

Понятно, что государство в настоящее время обременено многочисленными социальными обязательствами, тем не менее, оно имеет возможность для действенной материальной поддержки традиционных религиозных конфессий. Восстановление исторической справедливости требует возвращения традиционным конфессиям имущества

Сорри, не удержался от ссылки. повторюсь - дать иллюстрирующую ссылку и откомментить я тут могу каждый тезис. Но это все уже есть на сайте.

В общем - см. мою статью "Кому на Руси жить хорошо?", там расписано подробно, и ссылки есть.

Да нет проблем. Дело за малым: показать, что а) РПЦ является правопреемником дореволюционной церкви и б) Что имущество церкви до революции принадлежало церкви. С учетом истории с узурпацией власти в РПЦ Сергием Страгородским и с тем, что до революции церковь была частью государственного аппарата и своего имущества не имела, доказать это будет несколько трудновато.

(храмов, недвижимости, земли, религиозной утвари и литературы, икон),

www.oval.ru/cgi-bin/enc.cgi/81062.html утверждает, что в свое время Церковь была крупнейшим феодалом, державшим треть всех крепостных крестьян страны. Желаете реставрации феодализма, господа священнослужители? Вам для этого земля нужна?

насильственно отторгнутого режимом государственного атеизма и до сих пор не возвращенного властью, не осознающей подлинные национальные интересы. Напомним, что ленинский декрет об изъятии церковного имущества был отменен Верховным Советом России в 1990 году, но до сего дня нет правового акта о возвращении неправедно изъятого. Возвращенная собственность позволит создать материальную базу для многосторонней плодотворной для всего общества деятельности традиционных религиозных конфессий.

Да-да. К этому все и идет - к тому, что, получив землю и освобождение от земельного налога, церковь начнет сдавать ее в аренду. А там и до Юрьева дня недалеко.

Большинство верующих даже не задумывается о том, что все храмы и церковные здания, а также земли, на которых они находятся, до сих пор являются собственностью государства и милостиво передаются религиозным организациям в "безвозмездное пользование" (а при изменении политической воли власти могут и не передаваться).

Святые отцы, если вы ставите себя в положение государственного идеологического аппарата, то с какой стати вы можете быть собственниками имущества, выделенного вам для решения государственных идеологических задач? А если вы - организация верующих, использующих имущество для удовлетворения своих религиозных потребностей, то с какой стати вы претендуете на имущество в большем объеме, чем это необходимо для удовлетворения этих потребностей, да еще и просите государство изменить политику в угоду вам? На двух стульях сидеть хотите? Не отдавите там себе чего-нибудь.

Надуманной является и проблема музеев в храмах и монастырях. Все храмы и монастыри, а также все церковное имущество должны быть возвращены Церкви.

Да-да. РПЦЗ, Богородичному центру и еще ряду организаций, имеющих, в отличие от РПЦ, каноническую преемственность с дореволюционной церковью. Полностью согласны. Вот только почему реституция в таком случае должна ограничиваться церковью? Почему каждый наследник имущества, отнятого большевиками, не должен быть восстановлен в правах?

Угу. А татары и монголы должны всю дань вернуть.

Это не исключает того, что в исторических памятниках федерального значения особыми правовыми актами закрепляется возможность для сосуществования храма и музея, - в подобном случае храмом должна владеть Церковь, а музей - находиться в тесном сотрудничестве с церковной общиной, при этом не имея права пропагандировать систему ценностей, противостоящую религиозной. Напрасны спекуляции о том, что при передаче Церкви погибнут иконы, которые хранятся в музеях. Столетиями все иконы сохранились благодаря тому, что служили своему основному предназначению - молитве и почитанию в храмах.  Это не исключает того, что в особых случаях могут создаваться специальные условия для сохранения национальных святынь. Примером может служить возвращение Церкви Тихвинской иконы Божией Матери, - трудно представить, чтобы владельцы этой иконы во имя ее сохранения передали ее не в монастырь, а в музей. Иными словами, сегодня Успенский Собор Кремля принадлежит государству, а Церкви лишь предоставляется право на богослужения в нем в особых случаях. В то время когда должно быть наоборот: храм должен быть передан как кафедральный Собор Русской Православной Церкви, но одновременно в нем должна осуществляться музейная деятельность.

Для того, чтобы вышесказанное было ложью, достаточно единственного факта уничтожения старых икон, фресок или иных художественных ценностей. Фактов таких - когда старая икона использовалась в качестве основы для написания новой поверх нее - хватает. Фактов того, что домонгольские фрески сбивались, чтобы очистить стены под новую роспись - тоже. Вот так и погибла большая часть работ Андрея Рублева, к примеру. Дошедшее до нас - ничтожная часть созданного художником.

При этом необходимо учитывать следующие важные обстоятельства. Невиданно жестокие и кровавые десятилетия религиозных гонений создали ситуацию, не имеющую аналогов в мировой практике, из чего следует невозможность руководствоваться в решении вопроса возвращения собственности религиозных организаций распространенными либеральными принципами. Необходимо законодательно признать традиционные конфессии репрессированными религиозными конфессиями, из чего следует правовая возможность предоставления сугубых прав и возвращения насильственно отторгнутого имущества. Необходимо официально признать уникальные исторические заслуги традиционных религиозных конфессий в деле созидания российской государственности, духовно-нравственного воспитания общества и человека в России, из чего следует предоставление особых прав традиционным конфессиям. На возвращение имущества религиозным организациям не должно распространяться обоснованное и общепризнанное положение о том, что в России не следует проводить политику всеобщей реституции как восстановления в прежнем правовом положении частных лиц и частных корпораций, ибо как корпорации публичного права традиционные религиозные конфессии должны обладать в данном вопросе исключительным правом.

Не напомните, Кто сказал "Царствие Мое не от мира сего"?

А теперь перейдем к заслугам. Нищий сапожник Мойша был грамотен, поскольку грамотность являлась религиозным долгом - чтение вслух входило в обряд наступления совершеннолетия. Тем временем, русский народ в массе своей был неграмотен, и это положение начало было исправляться только в конце 19 века земскими школами, а окончательно неграмотность была уничтожена ликбезом. Это называется "уникальные исторические заслуги".

Никак не обосновано требование возвращать изъятые земли религиозным организациям на общих основаниях - выкупая их; более того, есть все основания выделять новые земли для хозяйственной деятельности религиозных объединений бесплатно.

Я думаю, созданная большевиками конфессия не может считаться репрессированной.

Это не говоря о том, что хозяйственная деятельность в масштабе большем, чем послушание в монастыре, просто не является уставной задачей.

Русская Православная Церковь, как наиболее массовая, а до революции и государственная Церковь в России, понесла наибольшие жертвы и потери от богоборческого режима. Это - единственная конфессия, которая не имеет зарубежных корней и руководящих центров вне страны. Поэтому РПЦ лишена возможностей получения помощи откуда-либо, кроме России, и поэтому в возвращении церковной собственности интересы РПЦ должны учитываться преимущественно.

Обратите внимание: тождественность церкви, уничтоженной большевиками, и современной РПЦ не доказывается. Что, правда глаза колет?

Религиозный выбор русского государствообразующего народа совершен тысячу лет назад, на протяжении всей исторической судьбы России он оставался неизменным.

Да-да, совершенно правильно. Исторический выбор, сделанный в ответ на предложение "Прибыть к реке для крещения, а кто не придет - будет мне врагом" до сих пор неизменен. Страна трусов и холопов, вот уже 1000 лет боящихся собственных начальников больше, чем собственных богов.

Русская Православная Церковь стала духовной родиной для большинства народов и абсолютного большинства граждан России. Сонм новомучеников Российских, явленный при богоборческом режиме ХХ века, а также современное православное возрождение подтверждают этот факт.

Ловкость рук - и никакого мошенства. Созданная в 1927 году Сергием Страгородским под руководством товарища Сталина организация зачислила в свои ряды сонм новомучеников российских, замученных большевиками под его же руководством за предшествующую этому декаду. Ну хоть покойников-то не надо красть, отче Ридигер!

Православие - духовная основа всех сфер жизни народа. Строительство российской цивилизации и российской государственности вдохновлялось идеалами и ценностями Русского Православия, русская культура основана на Русском Православии. Поэтому необходимо добиваться официального признания Русского Православия цивилизационно образующей, культурно образующей и государственно образующей религией в России.

А теперь пусть читатель представит, что ожидало бы Россию, если бы Петр Первый не привнес в нее западную технологию и идеологию, создав новую столицу и оставив застой тогдашнего православия прозябать в Первопрестольной? Если бы Петр не устроил такие эксцессы, как бритье бород, к примеру? Россия осталась бы страной Кондового Православия. С севера шведы, с юга турки, с запада англичане, с востока китайцы, а посередине - вместо пушек - кресты. Содрогнулись? то-то же.

Все это требует разработки и принятия нового законодательства о взаимоотношениях государства и религии, поскольку действующее законодательство в России, в частности закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", не позволяет решать большинство поставленных задач в отношениях государства и религии, неконструктивный закон создает благоприятные условия для разбазаривания духовных ресурсов нации.

Под духовными ресурсами нации, видимо, понимаются требы, собираемые с прихожан - и не только с прихожан. Налог, который не платит церковь, разливая и продавая освященную минералку, видимо, тоже духовный ресурс.

Таким образом, у православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятного оправдания перед либерал-радикальным напором к активным требованиям и действиям, от имени абсолютного большинства населения страны, с позиций тысячелетних отечественных традиций - русской православной цивилизации.

Вот так.

А не слишком ли жирно, господа новые клерикало-феодалы?