Диакон Кураев

Выступление перед педагогами и социальными работниками Московской области на конференции "Молодежь В 21 веке" (Московская духовная академия, декабрь 2000 г.)

Комментарии: Ariokh ([email protected])

XX век показал нам, что Церковь умеет выжить, не работая с молодежью. За 70 лет запретов, гонений мы не могли общаться с молодежью, но Церковь выжила, потому, что в ней есть Христос. И, значит, взаимодействие Церкви и молодежи нужно молодежи гораздо больше, чем Церкви. Это скорее ваша проблема, чем наша. Говоря это, я не собираюсь переложить лишь на вас, светских педагогов трудности работы с молодежью. Я лишь поясняю, что идя на эту встречу, приходя к вам, мы не какие-то свои корыстные интересы преследуем; это бескорыстная помощь Церкви нашему будущему и нашим детям.

Прям так уж и бескорыстно?

Главный же вопрос при завязывании любого начинающегося сотрудничества - это вопрос о его целях. Зачем же это нужны такого рода контакты, диалоги? Зачем они нужны не нам, но тем, о ком мы говорим - молодым людям?

Именно... Только вот пресловутых "молодых людей" спросили? Ко мне лично никто не подходил...

Во-первых, для того, чтобы дать молодому человеку большую степень свободы, свободы от современности.

От чего?!! Это как? И почему же свободы от, а не свободы для?

Нам сегодня слишком часто говорят о том, что школа должна адаптировать детей к жизни в современном мире, и под этим понимается принятие системы ценностей, которое возвещается современной идеологией. Мне кажется, что у Церкви и классической школы сегодня есть повод для союза в противостоянии этому современному духу.

Естественно, и это очевидно... У Церкви свои интересы, и развитие общества, а также индивидуумов в них не входит...

Призыв "адаптироваться к современности", на мой взгляд, предполагает слишком много чести для современности. Может, не к современности лучше "адаптироваться", а к совести?

"Поменял на ластик во втором классе"... Только вот меня совесть не мучает, как к ней адаптироваться-то? Или нужно адаптироваться к чьей-то совести?

Впрочем, "адаптироваться к морозу" может означать не призыв самому стать холодным, а, напротив, учесть реальный холод за окном и найти одежду потеплее.

Идиотизм. Адаптированные к морозу агрокультуры ничуть не холоднее теплолюбивых родителей. Просто стойкость у них выше.

"Учесть вызовы современного мира" может означать не капитулировать перед этими "вызовами", а утвердиться в исповедании своих, консервативных ценностей.

У Марины Цветаевой была замечательная строчка: "У меня есть право не быть собственным современником". В самом деле, Церковь предоставляет нам право выбора. Чьим современником я хочу быть, современником Филиппа Киркорова и его жены, или Достоевского? Жириновского или Андрея Рублева? Церковь позволяет человеку дышать воздухом не только своего столетия, не только своего поколения.

Хм... А если я не хочу жить прошлым? Я хочу жить настоящим, наслаждаться жизнью в полной мере. Прошлым живут лишь старики и те, кто слишком слаб, чтобы что-то совершить...

Вы прекрасно знаете, что молодой человек, конечно, бунтарь, он бунтует против традиционных авторитетов, но в итоге отдает себя в тотальное рабство авторитетам дворовым, киношным и т. д. Это тоже рабство, и от него тоже надо уметь освобождать человека. Церковь предлагает иную систему ценностей, показывает, что иным взглядом можно смотреть на этот мир.

Поэтому предложим рабство других авторитетов. "Тут не кран надо менять, а всю систему".

Я опять скажу словами Цветаевой, которая в одном из писем говорит так: "Как удивителен русский язык, в нем есть выражение "на том свету". Вы только задумайтесь, тот свет, иной свет вещи иначе освещенные, иначе увиденные. Пока будет живо выражение, в русском языке будет жить и русский язык, будет жить и русский народ". Вот Церковь и предлагает возможность иначе посмотреть на мир, глазом инока - в иной перспективе, в иной системе ценностей. Это и есть одна из степеней свободы от тоталитарной пропаганды, которая ведется в средствах массовой информации, с телеэкранов.

Я что-то только хстианскую пропаганду вижу. А смотреть в неизвестность по старым сказкам - извращение...

Вторая необходимость, мотивирующая наше сотрудничество - необходимость защиты молодых людей от тоталитарных сект.

Да? Ну молодцы, самая тоталитарная секта защищает молодых людей от возможного влияния мелких конкурентов.

Я убежден, что сегодня необходимо в каждой школе, в каждом институте, в каждом молодежном кружке вводить предмет "техника религиозной безопасности", хотя бы в рамках курса ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"). Как детей учат сейчас защищаться от изнасилования, от шарлатанства, обмана, защищать свои права покупателя или потребителя - вот так же надо учить защищаться от сектантских вербовщиков. Сегодня знание богословия уже не интеллектуальная роскошь. Сегодня надо знать богословие, не для того, чтобы при случае процитировать блаженного Августина или Иоанна Златоуста или же показать свою осведомленность в тех или иных областях иконописи. Знать богословие сегодня необходимо, для того чтобы остаться свободным человеком, чтобы не попасть в секту.

Что стоит знать, чтобы не попасть в РПЦ - история. Но для хстиан единственная достоверная история - сказка возрастом 2000 лет. Все остальное - искушение.

Но с другой стороны, именно потому, что я сказал о технике религиозной безопасности, я должен заметить, что, может быть, это единственная область, где Церковь может производить хоть какую то технологию. Да, здесь у нас есть конкретные советы - как отличить секту от нормальной религиозной традиции, как разоблачить те или иные сектанские доводы, их методики действия и т. д. Но…

Есть такой принцип в человеческих взаимоотношениях: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Чтобы не разочароваться нам в наших контактах друг с другом, я хотел предостеречь Вас сейчас, чтобы Вы избежали чрезмерного очарования реальной православной церковной жизнью.

Правильное замечание...

Знаете, когда тот персонаж, которого Достоевский назвал "духом сверхчеловечески умным и злобным", подступает к человеку, чтобы воспрепятствовать начавшемуся у того сближению с Церковью, он действует довольно однообразно. Первая полоса препятствий: в сознание человека вкладывается нечистым духом вопрос: "Слушай ну куда ты идешь, ты, что не замечаешь, куда ты идешь? Ты же - порядочный человек, интеллигент, и вот теперь ты собираешься к этим старухам идти? И вообще ты что - "Московский комсомолец" не читал, что ли? Да все эти попы в этой Церкви - хапуги, развратники, проходимцы, лицемеры!".

Вах... Какая потрясающе достоверная газета приводится в качестве аргумента (заочное приписывание всем изданиям, публикующим похождения попов, ярлыка желтой прессы)... А главное, откуда такое знание мотивов и методов Сатаны? Неужели сам вчера вечером за чашкой чая рассказал? :-)

Но если человек сумел преодолеть эту карикатуру на Церковь и идет к Церкви, то есть вторая, более изощренная полоса препятствий. Тот же самый товарищ из-за левого плеча влагает в него другую мыслишку: "Слушай, ну куда ты идешь, там же в Церкви все святые, там сплошная святость, а ты? Со своим свиным рылом - и в их калашный ряд. Ты что? Живи как все и не рыпайся. Куда тебе к этим святым, живи обычной жизнью и не прыгай выше своей головы!". Тогда у человека возникает завышенное представление о Церкви. А потом достаточно показать даже не то, что грех церковного человека, а обычно бытовую подробность - и человек ужаснется: "Это надо же, кто же мог подумать, а они, оказывается, такие же, как мы и ничем не лучше и вообще они не святые!".

Проекция...

Я помню, когда первый раз сюда приехал, в Троице-Сергиеву Лавру, у меня было самое "воздушное" представление о ней. В те годы, 18 лет назад, я считал, что православные монахи - это такие йоги, только русские, и мне казалось, что семинаристы ходят всегда в молитвенной позе, что они святые. Я был уверен, что батюшки туалетом не пользуются, что монахи едят только в день по одной просвирке, и святой водой запивают. Меня тогда поразила вывеска на воротах, с надписью "Государственный музей заповедник Троице-Сергиева Лавра". Что означает слово "заповедник", мне до сих пор не понятно. Наверно, в сознании авторов той таблички оно означало, что отстрел монахов здесь производится строго по государственной лицензии... И вот, вхожу я в эти врата, впервые в жизни, с этими воздушными представлениями о монашестве и Церковности, и вдруг вижу - на встречу идет обитатель этого самого "заповедника" - батюшка хороших, православных размеров. И я про себя думаю: "Ничего себе, духовность, вон какие они, на самом деле". Я был вежливый юноша и ничего не сказал, а этот монах останавливается и говорит: "А ты знаешь, почему я такой толстый? Это потому, что когда я юношей был, я толстого монаха осудил!". Сказал и пошел дальше. А теперь и мне приходится такими же словами оправдывать недостатки уже моей фигуры…

:-) А спортом заниматься пробовал?

Для того чтобы не было поводов во взаимных разочарованиях, для этого не должно быть чрезмерных ожиданий. Месяц назад я ездил в Петербург для встречи с замечательным священником, который, я считаю, совершает подвиг. Он оставил городской приход, уехал в деревню, которую сделал селом. Может, не все знают, что есть разница между деревней и селом? У деревни нет церкви, а у села - есть. Он построил деревянный храм. Ради чего? Создал там приют для наркоманов. А ведь он - не монах, а семейный человек. Это подвиг вдвойне - уехать за 70 км от Петербурга, в глушь, с семьей для того, чтобы работать с ребятами, выводить их от наркомании. И когда я ехал к нему, я хотел спросить: "Как это делать?" И уехал от него в планово-разочарованном состоянии души, потому что и предполагал, что на свой вопрос я ответа не дождусь. Так оно и оказалось. И батюшку я тогда спросил: "У Вас есть методика работы с наркоманами, реабилитации их?" А он улыбнулся и сказал: "Методики никакой нет. Люби их, живи с ними, работай с ними, молись за них!"...

Врачи-наркологи, вероятно, только пальцем у виска покрутят...

В этом признании - сам дух Православия. Нет у нас никаких технологий. Единственное что мы можем дать - это опыт молитвенного соучастия. В этом фундаментальное отличие Православной Церковной жизни от многих сект. Протестантские кружки, они наполнены "привожанами", а у нас - прихожане. Сектантов ловят на улице и конвоируют до ближайшего сектантского собрания, у них есть технология обращения. Но вы спросите православного человека "как ты дошел до жизни такой?". Он два часа, будет исповедоваться - какими долгими и тернистыми путями шел в Церковь, а потом замолчит и скажет: "А я и сам не знаю как стал верующим, это Господь как-то меня привел".

Мне то же самое кришнаиты рассказывали...

Когда я был семинаристом, познакомился с молодым человеком, который мечтал поступить в католическую семинарию. Он уже туда документы подал, и католики у него в роду были. В конце концов, он обратился в Православие и поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Через год я у него спросил: "А ты можешь сказать, когда ты понял, что истина в Православии?". Говорю, а про себя надеюсь, что он сейчас расскажет мне, какой же из моих аргументов оказался столь значим для него… А в ответ слышу: "Однажды я приехал к тебе в гости, мы гуляли с тобой, и на встречу нам идут твои одноклассники-семинаристы. Я уже знал, что это твои одноклассники. Ты в одного из них запустил снежком, в физиономию, а он ответил тебе тем же. Это происходило все под окнами кабинета ректора, - вот в этот момент во мне все перевернулось и я понял - вот она, настоящая христианская любовь, вот она - настоящая христианская свобода".

Нда... нет слов...

У нас нет технологий, но есть Христос, Которого мы могли бы помочь найти. У нас нет Христа, мы им не обладаем. Христос не яблоко, которое лежит в кармане, и мы можем его передать другому. Но мы можем сказать, где этот клад находится и как сделаться ему сопричастным.

Еще раз: "У нас ... есть Христос... У нас нет Христа" По-русски можно выражаться?

И где он, кстати, находится? :-)

Здесь я вижу ошибку, повторяемую вновь и вновь. Когда директор школы встречается со священником, он говорит, что молодежь начинает рано курить и пить, что, мол, наркотики и прочие безобразия. В общем - "духовный вакуум, помогите навести порядок и дисциплину!". Это самое плохое, если в батюшке видят полицейского, который наводит дисциплину… Или говорят так: "Вы к нам в школу придите, про культуру расскажите". Да, верно, Церковь создала великую культуру, мировую культуру, но если я приду в школу и начну рассказывать о культуре христианской, то честно должен Вам сказать - вас ждет разочарование. Да, дети будут меня слушать, они узнают много о культуре, может быть, даже станут христианами. Но знаете, кто это будет? Это будут ваши отличники. А те, за которых вы беспокоились, не пойдут за нами, если им рассказывать об особенностях художественного стиля Феофана Грека. Там нужно нечто иное. Если разговор свести к культуре, то за нами пойдут "умники и умницы". Другим же детям нужно нечто иное. И поэтому давайте лучше честно скажем: "Мы хотим говорить о Христе, это главная наша цель". К этому разговору можно подходить разными путями.

Я, например, со старшеклассниками начинаю разговор о фильме "Титаник". Миссионер вообще должен уметь начать разговор с чего угодно, с любой темы: важно не с чего ты начал, а чем закончил. Хотите - о погоде будем говорить: "Удивительно, почему эта осень такая теплая, никогда раньше такого не бывало…К чему бы это? Может, последние времена идут? Кстати, что вы думаете об Апокалипсисе?"

Что-то болонка низко полетела, видать к дождю... А вообще у меня есть барабан, пойдемте поебемся... (с) Ржевский

Цель наша - привести ко Христу, а не просто увести от греха. Представьте себе, я прихожу в класс, где девочки подростки 12-13 лет, и говорю им: "Девочки сегодня мы с вами будем говорить про "это", про любовь. Мальчики, выйдите из класса: у нас с девочками интимный разговор. Девочки, пора нам с вами знать некоторые вещи. Вы знаете, что есть такое общение между мужчинами и женщинами, в результате которого женщина зачинает новую жизнь, становится беременной…". Я подробно описываю им, что будет с ними во время беременности: тошнота, аллергия, головокружение. Описываю им, что они будут испытывать во время родов, потом про мастит им расскажу и т.д.

Да? О о любви рассказать слабо? О Ромео и Джульетте, о Тристане и Изольде? А о сексе, о чувственных удовольствиях? Об Эммануэль Арсан, о Ксавьере Холландер или о Мата Хари?

Хотя нет, я знаю, о чем нужно рассказать! О любимом занятии хстианских попов - педофилии, педерастии и изнасилованиях монахинь...

Чего я добьюсь? Когда на перемене мальчики зайдут в класс, что им девочки скажут? - "Ну, мужики мы не знали, что вы такие сволочи, вообще близко к нам не приближайтесь!". Что получилось? Эти девочки ничего не знают ни о любви супружеской, ни о материнской, но я им уже рассказал, какие шипы там торчат. К сожалению, именно это происходит, когда мы с детьми говорим о Православии. Мы приходим и говорим: "С точки зрения Православия нельзя делать это или это, грех вот это или это". И в итоге у детей возникает ощущение, что Православие - это одно огромное "низ-з-зя".

Строго дозированная правда - худший вид лжи.

Об ограничениях мы рассказываем раньше, чем начать разговор о главном - о радости жизни во Христе. Беременная женщина естественно налагает на себя ограничения, потому что она ощущает, что у нее под сердцем новая жизнь, и эту жизнь нельзя ставить под угрозу, ее надо сохранить.

А бледный гимнаст тут при чем?

Была такая замечательная притча в буддийской традиции. Некий царь подошел к человеку и сказал ему: "Ты знаешь, я мог бы дать тебе все, о чем бы ты мог только мечтать: вечную молодость, вечную жизнь, власть, богатство, любовь, счастье. Но для того чтобы это получить ты должен выполнить единственную услугу. Я тебе дам чашу с водой, и ты эту чашу пронеси на небольшое расстояние, из пункта А в пункт В всего лишь 1 км. Но есть определенные условия: чаша полна до краев водой, за твоей спиной будет идти палач, с обнаженным мечем, если хотя бы капля воды упадет на землю, палач сносит тебе голову, твой путь будет пролегать через деревню, в которой будут играть свадьбу. Через пьяную танцующую деревню, в которой все тебя увлекают в хороводы и танцы, надо пройти, не расплескав эту чашу".

Дык это ж ересь?

Что здесь буддийского, а не христианского в этой притче - понятно. Буддистская идея, которой нет в христианстве - это идея автоматического воздаяния: "сделал - получи", идея кармы. То же, с чем христианство может согласиться - это понимании того, что религия начинается с дара. Сначала тебе дается полная чаша сердца, то, что на языке святых отцов называется "залог будущих благ". Проповедь Христа начинается с объявления о даре: "достигло до вас Царство Небесное!". Не когда нибудь оно к вам придет, не тогда, когда вы станете хорошими, белыми и пушистым, а вот сейчас оно достигло до вас, вошло, а дальше - попробуй жить так, чтобы подаренную радость не растерять.

Хм... А разве не на том свет воздастся? Неужели уже сейчас?

Это тут при чем? Ясно же написано - попробуй радость потерять - палач с мечом за спиной. "Всем пацакам надеть намордники и радоваться!" (с)

И вот все церковные правила, догматы и каноны существуют только в качестве советов о том, как не растерять эти духовные дары (дары - а не заработок!).

ХАЛЯВА!!!

Так вот, если мы хотим серьезно работать, с подростками, мы должны осознать, что мы хотим им дать. Не отчего мы хотим их отучить, не что мы хотим им запретить, но - что мы хотим им дать. И вот здесь мы честно скажем - Церковь может дать Христа.

На цепочке...

Не мы Его даем, а Он Сам рождается в людях, поскольку христиане ощущают себя спасенными, а не спасшимися. У нас нет технологий спасения. Человек знает по настоящему только то, что он изготовил своими руками. Мы не изготовили Христианство своими руками, оно вошло в нашу культуру, в нашу историю, как метеорит, вторгшийся из совершенно иных измерений, когда Слово стало плотью. Не мы сделали Слово плотью, и поэтому мы не знаем этого таинства воплощения, искупления, таинство воскресения, но мы его ощущаем. Человек, может ощутить и пережить нечто, чего он не знает. Как мы ощущаем красоту музыки, хотя мы не можем поверить алгеброй гармонию. Этот вкус, это внутреннее ощущение мы можем до некоторой степени передать людям, хотя технологии у нас нет… И, значит при сотрудничестве, надо видеть в нас то, что мы сами видим в самих себе - не идеологов патриотического движения, не передовиков государственного строительства, не носителей какой-то древней культуры.

Нда... Ветхий Завет сметен напрочь...

Надо честно отдавать себе отчет в том, что любой священник, который приходит к вашим детям, на своей груди несет крест Христов. И на его устах будет слово именно о Христе, а не о вреде наркотиков. И этот крест означает, что весть о Христе не всегда кончается аплодисментами слушателей, не всегда приемлется всеми. Но если вы готовы ждать, готовы не отчаиваться из-за первых неудач, первых разочарований, если вы готовы к тому, что удача работы священника приведет к тому, что со временем вы увидите своих детей молящимися о вас, в таком случае - да, давайте вместе работать.

PS: как обычно - религиозный бред.


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]