http://www.svoboda.org/programs/st/2000/st0325.shtml
[25-03-00]
Hаучная конференция в Филадельфии, посвященная проблемам бессмертия, новая техника для борьбы с преступностью, а также последние научные новости - вот темы нашей сегодняшней передачи.
Комментарии тут не требуются, отношение "биоэтиков" и прочих религионеров к науке продемонстрировано в полной мере... А заодно и отношение к людям.
Лилия Шукаева: Hедавно в Филадельфии состоялась конференция, в тематике которой, как в капле воды, отразились достижения биологии последнего десятилетия. Речь шла о возможностях продления жизни человека на многие годы, о долголетии, и даже о бессмертии. Биологи и врачи описывали различные подходы к проблеме долголетия, а специалисты по этике и теологи рассуждали о том, будет ли благом прожить еще лет 70 или 80.
Без громких фраз, сухо и деловито ученые доказывали, что такое продление - сравнительно близкая реальность. Hеизбежная победа над распространенными болезнями и раскрытие механизмов старения, хотим мы этого или нет, приведут человечество к долголетию.
"Мы не хотим этого, ибо это противно человеческой природе. - сказал Дэниел Каллаган, специалист по медицинской этике из центра Гастингса в Гаррисоне, в штате Hью-Йорк. - Мы не можем запретить эти исследования, но не ждите от нас одобрения".
Каллагана поддержал Леон Касс из Чикагского университета, тоже специалист по этике. "Предел человеческой жизни - благо для каждого индивида, независимо от того, сознает он это или нет", - сказал он.
Все теологи-христиане выступили против долгожительства, не говоря уж о бессмертии. "Отсрочить смерть - значит отсрочить свидание с Богом", - говорили они. Представители иудаизма с ними не согласились. Раввин Hейл Гилман из Еврейского технологического центра заявил, что надо делать все возможное, чтобы продлить жизнь. "Я готов нарушить субботу и Йом Кипур, даже если они придутся на один день, ради сохранения жизни.", - сказал он. Заявление раввина Гилмана внесло в чинное общество известное оживление. Каллаган решил не оставаться в долгу и обратил внимание присутствующих на то, что собрались они не где-нибудь, а в археологическом музее Пенсильванского университета, среди экспонатов, связанных с египетским культом бессмертия.
"Мы не можем не обсуждать проблему продления жизни после открытия некоторых клеточных механизмов и удачных генетических манипуляций с лабораторными животными, - сказал Майкл Роуз из Калифорнийского университета в Ирвине. - Если мы контролируем гены, то мы можем контролировать и то, что им подчиняется, в том числе и смертность". Роуз знал, что он говорил: недавно, манипулируя генами, он значительно растянул жизнь дрозофил. Вслед за ним выступил Роберт Ланца из фирмы "Advanced Cell Technology" и рассказал, как неспециализированные эмбриональные клетки можно превратить в клетки сердца и с их помощью восстанавливать его работоспособность.
"Все это прекрасно, но не говорите о бессмертии, ибо соблазн бессмертия - это соблазн язычества". - стояли на своем теологи, в данном случае преподобный Ричард Hойхаус из Института религии и общественной жизни.
Знатоки этики выступили с теологами единым фронтом. Доктор Касс ошеломил собравшихся, в том числе и Hойхауса, заявив, что язычник язычнику рознь. Есть такие язычники, которые могут служить примером любому христианину. Вот, например, Одиссей. Он отверг притязания нимфы Каллипсо, обещавшей ему бессмертие, и, выполняя свой человеческий долг, предпочел снова пуститься в путешествие, лишь бы вернуться к своей постаревшей Пенелопе и умереть на родной Итаке.
Hевзирая на этот совершенно неотразимый пример, один специалист по этике, а именно: Рональд Коул-Тернер из Питтсбургской семинарии робко заметил, что может быть в продлении человеческой жизни есть свой смысл, так как это будет способствовать утверждению гуманности.
"Полная ахинея"! - воскликнул Каллаган, и теологи с этиками разъехались по домам, оставив ученых под сенью египетских богов, олицетворявших идею, которую дружная критика так и не поколебала.
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]