ОТ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ К ТЕОРИИ СОТВОРЕHИЯ

личное свидетельство Гэри Паркер, бакалавр гуманитарных наук, магистр естественных наук, доктор педагогических наук.

Еще одна иллюстрация сказанного Б.Шоу: "Дайте дураку науку - он и ее превратит в суеверие". Рекомендую также ознакомиться со статьей С.Головина "Мировоззренческая обусловленность научного исследования".

Ведущий: Доктор Паркер, насколько я знаю, когда вы начинали преподавать биологию, вы были убежденным эволюционистом.

Паркер: Да, конечно. Теория эволюции меня полностью устраивала. Я чувствовал себя частью могучей, развивающейся Вселенной, неуклонно стремящейся к еще большему величию. Эволюция была моей религией, моим символом веры и мировоззрением; и когда теорию эволюции ставили под сомнение, я не мог оставаться безучастным.

Вот и все. Дальше можно не продолжать. Был верующий в одно, стал верующий в другое. Паркер НЕ БЫЛ ученым, так как в научную методологию вера не входит ни в коем разе.

Теория эволюции, подобно религии, отвечала на мои вопросы о Боге, грехе и спасении.

Надо же. Теория эволюции отвечает на вопросы о боге :-) Это где же он там упоминается, а заодно - и грехи и "спасение"? :-)

Бог был не нужен - а если и нужен, то разве что в качестве Создателя элементарных частиц и природных процессов, из которых автоматически вытекает все остальное. "Грех" - всего лишь результат проявления животных инстинктов, ставших бесполезными в ходе эволюции; а под "спасением" подразумевались только личная приспособленность, просвещенный эгоизм, и, возможно, грядущие успехи генной инженерии.

Я не верил в Бога, перед которым нужно держать ответ, в Бога, поставившего цель человечеству. Я считал, что наша судьба - в наших собственных руках. И эта захватывающая мысль, вместе с идеей о неизбежном эволюционном развитии, особенно привлекала меня в эволюционной теории.

И откуда это следует из теории эволюции? Из атеизма - соглашусь, но в общем теория эволюции изучает развитие жизни, а откуда она произошла - от бога, сама по себе или ее сотворили инопланетяне - дело десятое.

Влияла ли вера в эволюцию на вашу преподавательскую деятельность?

Несомненно. В первые годы преподавания в старших классах школы и в колледже я изо всех сил старался убедить своих учеников в правильности эволюционной теории, порой доводя их до слез.

Они до слез сопротивлялись, да? :-) А теперь все наоборот? :-)

Я был убежден, что преподаю объективную научную теорию, а не религию, и в то же время совершенно сознательно старался примирить религиозные взгляды своих учащихся с теорией эволюции.

Это как же, интересно? :-) Описал бы процесс...

Диспут с учителями выпускных классов, где я преподавал, включал в себя именно эту цель: побудить учащихся приспособить свои религиозные убеждения к эволюционной концепции!

А я думал, в общественной школе нельзя преподавать религию!

Нельзя учить христианству, это верно; зато можно совершенно спокойно преподавать эволюционную религию.

Заметьте: определения термину "религия" не дается. Что под этим понимают Паркер и тот, кто задает ему вопросы, остается неясным.

Я сам этим занимался, и наблюдал своими глазами, как теория эволюции воздействует на мысли человека и на всю его жизнь. Конечно, я тогда был уверен, что воздействие это - в лучшую сторону, что оно "освобождает разум от оков религии " и ставит на первое место собственные взгляды человека.

Проекция, однако. По себе людей не судят.

Если эволюционная теория настолько устраивала вас в качестве религии, если вам  так нравилось преподавать ее учащимся, что же заставило вас изменить свои взгляды?

Я не устаю восхищаться тем, как Бог может изменить жизнь человека, вполне довольного собой - как это было со мной, например. Особенно часто это случается с верующими людьми (в их число входят и двое преподавателей библейской кафедры, где я когда-то работал!), которые на деле поддерживают теорию эволюции, направленную против веры в Творение. Началось все с того, что мы с женой вошли  в группу по изучению Библии - исключительно по социальным соображениям. И Бог понемногу подталкивал меня к пониманию того, что нужно опираться не на собственные мнения и не на мнения других авторитетных людей, а полностью признать Его и позволить Ему направлять мои шаги. Этот опыт дал мне абсолютную  точку отсчета и истинный взгляд на вечность.

А описание этого процесса поподробнее чего зажал? :-) Как именно подталкивал и все такое?

И обратившись ко Христу, вы стали креационистом?

Не совсем так; во всяком случае, не сразу. Как и многие до и после меня, я попросту совместил новоприобретенную христианскую веру с "научными фактами " и  стал эволюционистом-теистом, а потом - сторонником теории "прогрессивного Сотворения".

Интересно, это как совмещается с т.з. науки :-) И - обратите внимание - научные факты нарисованы в кавычках... Так кто он теперь - ученый или верующий?

Я думал, что Библия отвечает на вопрос, кто создал мир, а эволюция - как это произошло.

Гы :-)

А потом мой эволюционизм столкнулся с научными проблемами,

Огласите весь список, пожалуйста (с)

а теизм - с богословскими. Многие мои друзья и сейчас верят в теистическую эволюцию или прогрессивное сотворение, но мне пришлось все же от них отказаться.

С какими богословскими проблемами вы столкнулись в связи с теистической эволюцией?

Наверное, ключевой момент - слова "хорошо весьма ". После каждого дня Творения Бог свидетельствует, что Его творение хорошо. А после шестого дня Библия говорит, что весь труд Бога по Сотворению мира очень хорош.

Сам не знает свою же библию. После второго дня бог такого не сказал. Такой же богослов, как и ученый, в общем.

Все известные мне эволюционисты-теисты и сторонники теории прогрессивного сотворения (как и я в свое время) пытаются согласовать "геологическое время " и летопись окаменелостей с периодами Творения. Но ископаемые, какими бы древними они ни считались, демонстрируют все то же, с чем мы сталкиваемся и в наши дни: голод, болезни, несчастья, вымирание, потопы, землетрясения... Если ископаемые представляют этапы Творения Божьего, то зачем христиане борются с голодом и болезнями, пытаются спасти исчезающие виды? Ведь если ископаемые возникли в течение недели Творения, то и все эти несчастья тоже "хороши весьма".

Логично :-) Обратите внимание - вопрос не к ученым, а к христианам.

Когда я поверил в эволюцию, у меня была романтическая идея: эволюция есть нескончаемый прогресс. Но в заключительном параграфе книги "Происхождение видов" Дарвин объясняет, что эволюционное "появление высших животных" было вызвано "войной природы против голода и смерти". Разве "война природы против голода и смерти" может быть средством, с помощью которого Бог сотворил мир "хорошо весьма"?

А это вопрос опять не к ученым. Наглядная демонстрация, к чему можно прийти, допустив в мировоззрение хотя бы немного веры. Где коготок увяз - там и птичке пропасть.

В третьей главе Бытия, восьмой главе Послания к Римлянам и во многих других текстах Библии сказано, что разнообразные бедствия - не неотъемлемая черта мира, сотворенного Богом, а последствия грехопадения Адама.

Сказано, но не доказано :-)

Сознательно или неосознанно игнорируя это положение, эволюционисты-теисты и приверженцы идеи прогрессивного сотворения входят в противоречие с самой сутью Писания, с великим учением о сотворении, грехопадении и искуплении - о том, что Бог сотворил этот мир прекрасным и совершенным; что проклятие пало на него из-за человеческого греха; что Христос пришел спасти нас от наших грехов и восстановить мироздание в прежнем виде.

Все верно. Кретиноционизм никак не совместим с наукой.

Если в Писании все так ясно сказано, неужели многие христиане по-прежнему верят в "теистическую эволюцию" или "прогрессивное сотворение"?

Да, так и есть. Конечно, я не готов говорить от их имени, но я могу рассказать о проблемах, которые мне пришлось преодолеть, прежде чем я смог отказаться от веры в "божественную эволюцию ". Во-первых, я не люблю спорить или становиться на чью-то сторону. В бытность мою теистом-эволюционистом мне не нужно было ни с кем спорить. Просто в конце спора я с улыбкой произносил что-нибудь такое: "Что ж, главное - не забывать, что все это сотворил Бог". Кроме того, дело еще и в интеллектуальной гордыне. На креационистов часто смотрят в лучшем случае как на невежественных ретроградов из девятнадцатого века; я же вспоминал о своих научных регалиях - имеющихся и будущих - и, по правде говоря, не хотел становиться посмешищем в научных кругах.

Но вера преодолела это препятствие :-)

И, наконец, меня, как и многих христиан, ставили в тупик некоторые библейские положения. Я ведь стал креационистом во время работы в Христианском колледже. Хотите - верьте, хотите - нет, но у меня были большие проблемы с библейской кафедрой. Когда вместо теории эволюции я начал преподавать учение о сотворении мира, преподаватели вызвали меня на диспут. Библейская кафедра отстаивала эволюционизм, а мы с еще двумя учеными защищали креационизм!

На этом диспуте я понял, насколько религиозна по своей сути сама теория эволюции, и насколько приверженность христианских деятелей теории эволюции мешает простому христианину твердо держаться веры в Творение.

Жуть :-)

Должен признаться, я вряд ли решился бы отвергнуть теорию эволюции или теистической эволюции - тем более, будучи преподавателем биологии, - если бы не обнаружил, что большая часть научных фактов свидетельствует против теории эволюции.

Огласите весь список, пожалуйста (с)

То есть, именно научные факты привели вас к завершающему этапу на пути от эволюционизма, через теистическую эволюцию и прогрессивное сотворение, к библейскому научному креационизму?

Именно так все и было. Вначале я испытывал неловкость, будучи креационистом и преподавателем естественных наук в одном лице; к тому же, я не знал, как относиться к пресловутым "горам доказательств " эволюции. Как-то мой коллега-биолог Аллен Дэвис (Allen Davis) принес мне знаменитую книгу Морриса и Уиткома "Библейский Потоп" (Morris and Whitcomb, "The Genesis Flood") Поначалу я принял ее в штыки, пользуясь всей эволюционистской аргументацией, так хорошо мне известной. Но в этот важный момент Господь сподобил меня получить замечательную стипендию Совета факультета естественных наук от Hационального научного фонда;

А, знаменитые 20 серебряников :-)

и я решил приступить к работе над докторской диссертацией в области биологии и смежных вопросах геологии - в первую очередь для того, чтобы проверить некоторые аргументы эволюционистов. К моему изумлению (а в конечном итоге - и к радости), за какой бы научный раздел я ни брался, в нем оказывалось множество проблем с точки зрения теории эволюции - и множество аргументов в пользу основ библейского креационизма, освещенных в работах ученых-креационистов.

Ну где список-то?

Вы не приведете какие-нибудь примеры?

Да, конечно. Одним из самых напряженных моментов для меня стало обсуждение уран-свинцового и других радиометрических методов, которые применяются для оценки возраста Земли. Я предполагал, что все доводы креационистов будут разбиты и отброшены - но случилось обратное.

А конкретнее?

Когда я учился в старших классах, учитель разрешил нам не запоминать возрасты геологических систем, потому что они слишком неточны и противоречивы. Потом, изучая геофизику, мы подробно изучали все допущения, на которых основано радиометрическое датирование. А потом наш преподаватель сказал примерно следующее: "Если бы эту чушь увидел какой-нибудь ортодокс, он бы камня на камне не оставил от системы радиометрического датирования. Так что нам остается только верить". Так он и сказал: "Hам остается только верить". Если уж речь идет о вере, то у меня есть другая вера, которой я предпочел бы держаться.

Это все круто, но где перечисление конкретных фактов? :-))))

Может быть, вы вспомните еще какой-нибудь подобный случай?

Да сколько угодно. Например, о слове "параконформность". В книге "Библейский Потоп" я прочитал, что геологи-эволюционисты употребляют этот термин по отношению к системам ископаемых, не согласующихся с общим порядком расположения окаменелостей, но без всяких следов эрозии или сдвига пластов. У меня начинало колотиться сердце, когда на лекции по геологии звучали все эти параконформности и прочие "парадоксы". Что сказал преподаватель? По сути, то же самое, что Моррис и Уитком. Для него параконформности - настоящая тайна, которую очень трудно объяснить с точки зрения эволюционизма или униформизма. У нас даже была полевая экскурсия, на которой мы рассматривали особенно выразительные параконформности.

И что? Раз науке пока не известно - то значит, бог сотворил? :-) А почему не инопланетяне там набедокурили, к примеру? Более того - если и бог, то почему именно христианский? :-)

Так что весь курс геологии, который я проходил в аспирантуре, отнюдь не подрывал мои креационистские взгляды, а напротив, только подпитывал их. Я даже обсуждал с преподавателем креационистскую интерпретацию параконформностей, и наконец, вместе с другими аспирантами стал рассматривать другие свидетельства в пользу креационизма.

Что вы имеете в виду под "свидетельствами в пользу креационизма"?

Мы в состоянии распознать предметы, созданные человеком, будь то картина, скульптура или бутылка из-под кока-колы. Поскольку типы взаимосвязей в таких объектах противоположны тому, что происходит в результате воздействия времени, случайности и естественных физических процессов, то нам понятно: здесь поработала внешняя созидательная сила. Я стал замечать следы деятельности подобной силы и при изучении живых существ, особенно в сфере моих основных интересов - молекулярной биологии.

Опять: Огласите весь список, пожалуйста (с)... Как однообразно.

Все живые существа зависят от взаимосвязей между унаследованными молекулами нуклеиновых кислот, таких как ДHК, и белками - основными структурно-функциональными молекулами. В клетках живых существ, последовательность азотистых оснований ДHК служит матрицей, на основе которой выстраивается цепь аминокислот с различными радикалами; из этих аминокислот и строятся белки. Но в норме ДHК и белки не способны к конструктивному взаимодействию; под воздействием одних только факторов случайности и времени они "работают на разрушение " живых систем. Стекло, фосфор и медь обеспечивают работу телевизора, только если он правильно сконструирован людьми-инженерами; подобным образом ДHК и белок будут согласованно взаимодействовать лишь в том случае, если они правильно устроены и упорядочены внешней созидательной силой.

А доказать? :-)

Я изложил биохимические подробности этого аргумента, основанного на ДHК и белках, группе аспирантов и преподавателей, в том числе и моей преподавательнице молекулярной биологии. В результате она не нашла в моих доказательствах оснований для критики.

Ну если она дура, то при чем тут наука в целом?

Она сказала лишь, что не верит в это, потому что не верит в существование внешней силы, создавшей жизнь. Но если твоя вера допускает веру в Творца, то ты видишь свидетельства Творения во всем сотворенном (как говорит апостол Павел в  Послании к Римлянам 1:18-20).

Вот с этого бы и начинал :-)))

Повлиял ли креационизм на вашу научную и преподавательскую деятельность?

Да, и самым положительным образом. Наука основана на допущении, что в природе существует упорядоченность, доступная человеческому пониманию.

НЕ основана. Можно цитату из какого-нибудь труда по научной методологии, где это сказано? Этот тезис почему-то повторяют лишь кретиноционисты, а не ученые. И с чего бы это, а? :-)

Священное Писание дает нам уверенность и в существовании такого порядка, и в человеческой способности его постичь - и это наполняет ученого надеждой, а науку - новым, более насыщенным смыслом. Кроме того, креационист способен различить самопроизвольные и сотворенные (то есть обусловленные внутренне и внешне) формы мирового порядка; это открыло мне глаза на целый ряд теорий и гипотез из столь  разнообразных областей науки, как физиология, систематика и экология.

Ну огласите очередной список, а! :-)

Креационизм превращает учебу в гораздо более увлекательное занятие - как для меня, так и для моих учеников. Биология затрагивает и ключевые проблемы этики: это относится к генной инженерии, экологическому кризису, росту народонаселения и т. д. Теперь я могу предложить своим ученикам гораздо больше, чем свое собственное мнение и крайне ограниченные взгляды других людей, занимающихся наукой.

А! Т.е. сам признал, что кретиноционизм - не наука :-)

И, конечно, что касается основного вопроса происхождения всего сущего, мы с моими учениками вольны обсуждать и эволюции, и сотворение; к сожалению, в наши дни большинство школьников лишено этой свободы.

Креационисты подвергаются насмешкам, а порой и нападкам, в научных кругах, но это неважно; ведь благодаря Христу нам открыто великое богатство знаний и мудрости! Я могу лишь пожелать, чтобы больше ученых, преподавателей научных дисциплин и студентов-естественников могли разделить с нами радость Божьего взгляда на Божий мир.

Вот именно. А отнюдь не научного...


Этот текст составлен на основе радиобесед с Гэри Паркером. Доктор Паркер - член общества "Фи-Бета-Каппа " и обладатель двух наград Общества, имеющих статус общенациональных. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию по биологии на тему, связанную также с геологией, в Университете штата Индиана.

Доктор Паркер - ведущий автор пяти учебников биологии, вышедших в издательстве  "John Wiley and Sons". Кроме того, он проводит популярные семинары "Ответы Бытия".

A Personal Testimony of Gary Parker, B.A., M.S., Ed.D From Evolution to Creation

Перевод с английского Яна Шапиро


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]