http://hram.newmail.ru/interes/celom.htm

Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.

       А это наш комментарий к синим рыбкам о.Артемия. (c)http://www.rof.com/ Может, это слишком грубо, но разве Господь Бог не сказал "Плодитесь и размножайтесь!"(Бытие 1.22)?

свящ. А. Владимиров

Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Мф. 18, 6

Вот именно, Господи. Верующих в Тебя. Видимо, остальные - в Тебя не верующие- тебе достаточно безразличны. Вспомни, как Ты Сам бежал с Матерью Твоей в Египет - бросив детей на избиение Иродом -
как раз в том же возрасте, в каком Кришна убил Своего первого врага. И после этого кто-то имеет наглость предлагать или глупость считать Тебя эталоном добра и зла?

       О повреждении детской души в последние времена говорится в пространной книге «Посмертных вещаний» преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника ХVI столетия. В ней святой Нил свидетельствует, что самое невинное и нежное - наши дети - в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов. И настолько злоухищренны будут мысли и деяния подрастающего поколения, пророчествует святой Нил, что падшей силе даже и не понадобится искушать детей внешними приманками. Они будут по свободному произволению выполнять все то, чего диавол хотел бы от них добиться с помощью своих служителей - злых духов.

Преподобный Нил Мироточивый родился в Греции, в селении, носящем имя святого Петра, Законийской епархии. Воспитывался своим дядей, иеромонахом Макарием. Достигнув положенного возраста, преподобный принял монашеское пострижение и был удостоен рукоположения в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Желание больших подвигов в иноческом делании привело блаженного дядю и преподобного племянника на Афон, где Макарий и Нил подвизались на месте, называемом Святые Камни. По преставлении блаженного Макария преподобный, поднимаясь на более высокие духовные подвиги, поселился на месте, неприступном почти ни для какого живого существа. По отшествии к Господу преподобный был прославлен обильным истечением целительного мира, за которым приезжали христиане из самых отдаленных стран Востока. days.ru/Life/life2529.htm

Потрясающе. Человек с подросткового возраста никогда не имел дела с детьми, находясь в монастыре. После чего уезжает на Афон, куда даже скоту женского пола и то доступ закрыт. Затем вообще поселяется в неприступном месте, почитывая Апокалипсис и Матф.5.28. И вы хотите, чтобы человек с нулевым опытом общения с детьми мог сказать что-то весомое на тему педагогики?

Вот еще одна цитата из Нила Мироточивого:

Хотя святые отцы предвидели и это. Вот что предсказывал еще в XVI веке преподобный Нил Афонский Мироточивый: "К середине двадцатого столетия народ того времени станет неузнаваемым... скромность и целомудрие исчезнут у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища". www.rd.rusk.ru/00/rd3/rd3_1.htm

Получается, что повальное падение нравов произойдут не в 90-х, а в 40-50-х годах. Вместе с тем мы знаем, что это было время величайшего героизма нашего народа на фронтах Великой Отечественной, а затем - на целине, на "стройках коммунизма", и что нравы в это время - время наших отцов - были куда более строгими, чем сейчас. Получается, что Нил Мироточивый ошибся на полвека, делая тривиальное предсказание. Наверное, ему стоило бы предсказывать восход Солнца или наступление зимы - наверное, при этом новоявленный православный Нострадамус сделал бы меньше ошибок.

Анализируя нравственное состояние школы в различных странах мира, мы можем констатировать, что ближе всего к описанной печальной перспективе стоит самая прогрессивная в мире страна - Америка. Та самая страна, которая сегодня пытается «помочь» нашему небогатому материально государству профинансировать программу так называемого сексуального просвещения школьников. По свидетельству американских специалистов, изучающих школьное дело, государственная школа в Америке погибла, и погибла окончательно. Здравомыслящие люди (и не только верующие) стараются употребить все усилия, чтобы не отдавать ребенка в государственную школу, но либо воспитывать дома, либо частным образом. Более 80 процентов детей, закончив американскую государственную школу, встречают большие трудности в осмыслении художественного текста на английском языке; около 90 процентов американских юношей и девиц не могут освоить технический текст. Отчего это происходит? Не только оттого, что учителя бесталанны, но более всего из-за падения нравственной атмосферы в школе, которая целиком и полностью находится в зависимости от программы сексуального воспитания, а лучше сказать, растления детей.

Правильно, господа. Государственная школа в США должна во исполнение закона о всеобщем образовании давать образование 80 процентам детей, и давать образование, позволяющее ученикам социально адаптироваться на низших ступенях социальной лестницы. Для этого не нужно ни осмысления художественного текста, ни освоения технического. Для тех, кто желает получить более осмысленное образование, существует частная школа, где будут учить то, что нужно ученикам (Точнее, то, что считают для них нужным их родители), и которая разорится, если не будет соответствовать этим требованиям.

Хваленое советское образование в этом отношении было довольно избыточно. Для того, чтобы быть дворником или станочником, нет никакой необходимости учиться 10 лет. Вполне достаточно ПТУ. Но советское образование преследовало другую - идеологическую - цель: ему нужно было вколотить в головы учащихся столько науки, чтобы любое суеверие, пытающееся туда попасть, встречало там противоречащий ему научный факт. Надо сказать, что большевики в этом преуспели. Жаль только, что вместе с идеологическими догмами выветривается и наука.

И нужно обязательно упомянуть, что советская школа выпускала практически абсолютных безбожников, и при этом не было основания жаловаться на нравственность.

Второй фактор, который нужно учитывать - это распространение венерических заболеваний. В Ветхом Завете были весьма строгие правила карантина, накладываемого на страдающих "Истечением семени" (Гонореей). В дальнейшем, с появлением христианства, гигиена была забыта как в Иудее, так и во всей Римской империи. В результате, например, в христианской до мозга костей Венеции, где христианская нравственность безусловно была на высоте, заболеваемость сифилисом была чуть не поголовной. Сейчас положение не лучше. Если сифилис, по крайней мере, хоть как-то излечим, то об излечении СПИДа говорить пока не приходится. Вопрос стоит ребром: либо каждый знает о распространении СПИДА и других вензаболеваний и методах борьбы с этим, либо мы останемся морально чистыми и вымрем.

Европа, к сожалению, близка в этом отношении к Америке, ибо сейчас и во Франции, и в Дании, и в Голландии дети второго-третьего класса обязаны посещать уроки, где с помощью муляжей и внешних изобразительных средств дипломированные развратники (так их назовем с христианской точки зрения) учат детей тому, что должно происходить с партнерами, меняющими друг друга, как перчатки.

Правильно. Если применение средств защиты не станет автоматическим, а необходимость их применения - необсуждаемой, то общество вымрет. Ради защиты от этого хороши все средства, потому что общество считает, что человеческая жизнь - высшая ценность. Если Вам, Св.Отец, не нравится тезис "Жизнь - высшая ценность" - начните не с нравственности, а с оспаривания именно этого тезиса.

Сейчас этот эксперимент уже начинают проводить в некоторых «передовых» школах Москвы и других городов России. Нам стало известно, что во многих отделах районного образования уже складированы соответствующие учебники, богато иллюстрированные, равно как и за государственный счет поставленные контрацептивы, которые должны будут распространяться среди детей либо после посещения этих занятий, либо одновременно со школьными обедами, что уже имеет место в одной московской школе.

Итак, мое маленькое слово посвящено урокам целомудрия как основе нравственного воспитания личности. В наше весьма нецеломудренное время, думаю, нелишне напомнить о том, что величайшие ученые, гении технической мысли, многие деятели искусства, не говоря уже о духовных учителях человечества, как правило, были морально чистоплотны; являясь верными мужьями своих жен, они всей своей жизнью исповедовали высокую нравственную, духовную культуру.

К чему ведет нецеломудрие, половая распущенность, вам хорошо известно. Но все-таки нужно об этом говорить.

Сейчас многие светские врачи проповедуют нашим детям, что рукоблудие (Быт. 38, 4-10) - вещь совершенно естественная, дозволенная и даже необходимая для правильного полового развития. Нет! И трижды нет! Можно ли признать полезным то, что ведет к импотенции, идиотизму, деградации личности?

Открываем Быт.38.4-10 и убеждаемся, что Онан должен был согласно обычаю жениться на вдове умершего брата. И естественно, что при этом он терял все наследство, полученное от брата. В результате, Онан практиковал то, что сейчас называется "Прерванный половой акт", в целях, изложенных в Быт.38.10 - "Чтобы не дать семени брату своему". Если Отец Артемий этого не знает, то что он делал в семинарии? Под партой в "морской бой" играл? А если знает - тогда нам остается назвать его лжецом.

Продолжим. Мы не будем обсуждать импотенцию и деградацию. Мы не врачи. Да, бывает, что идиоты занимаются упорным рукоблудием. Причину со следствием не путаем, Отче? Умственная недостаточность имеет множество причин, но эти причины появляются в слишком раннем возрасте. Если же речь идет об идиотии как таковой, то она является следствием недоразвитости мозга на внутриутробном этапе развития. Надеюсь, Отче, Вы не будете распространяться о рукоблудии, которым занимается эмбрион в животике у мамы?

С тем же успехом, с каким Св.Отец утверждает об идиотизме как следствии рукоблудия, можно было бы утверждать, что дождь вызывается кваканием лягушек в болоте, как это делает шаман племени мумбо-юмбо. Шли бы вы лучше, Св.Отец, в шаманы, что ли?

Плотский грех связан с потерей девства, невинности, целомудрия, что имеет и свои последствия - духовные, медицинские и нравственные.

 Духовные последствия. Плотский грех, осуществленный сначала в мысли, а потом и на деле (имеется в виду все, лежащее вне Богом благословенного супружества), отлучает нашу природу от вечной жизни и в прямом и в переносном смысле ввергает ее в темное царство вечного отчуждения от Бога.

Какой ужас. Семьдесят три года Советской власти люди расписывались в загсе и рожали и воспитывали порядочных детей без всякого Благословения Божия. Теперь, по словам Св.Отца, все они будут жариться на сковородке в смоле и сере в темном царстве вечного отчуждения от Бога, вместе с иудеями, индуистами, мусульманами, а также японцами и китайцами. При этом, Бог, разумеется, всемилосерден.

Церковь на протяжении всего своего исторического бытия назначала строгое наказание для блудников, хотя никогда ни один из Святых Отцов не писал об особых наказаниях для детских преступников в этой области. Очевидно, ни Иоанн Златоустый, ни Василий Великий - великие христианские учителя IV столетия - не могли так зримо, так осязательно предвидеть то, что надвигается сегодня на наших детей. Не собирается ли ныне Международная ассоциация планирования семьи и ее российский вариант, сестра-фирма, дополнить и развить закон об отлучении школы, детей от Церкви и от Бога? Не хочет ли, изгнав из училищ и школ священников, еще и замарать души и тела детей блудной мерзостью? Нелишним будет напомнить, что в 1918 году Русская Православная Церковь произнесла анафему на всех пособников ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Нелишне также напомнить о том, что Русская Православная Церковь Московской патриархии не имеет канонической преемственности с Русской Православной Церковью 1918 года. Преемственность прекратилась в 1928 году с узурпацией Сергием Страгородским Патриаршего трона. Соответственно, священнику РПЦ МП можно было и помолчать на эту щекотливую тему.

К духовным последствиям этого греха следует отнести также общее растление человеческой природы и невозможность вступления согрешивших блудным грехом христиан на служение Церкви, ибо пастырское служение требует непременно непорочности. А ведь если никто из наших детей не захочет стать священником, монахом, матушкой - женой священника, то где же нам взять интеллектуальные, нравственные силы для просвещения народа? Грехи неверия и блуда находятся в тесной взаимозависимости. Об этом свидетельствует Евангельская притча о блудном сыне. Помните: он отвернулся от отца и, взяв пожитки, уйдя из отчего дома, расточил имение с блудницами.

Ума не приложу, Отче, где вам взять интеллектуальные силы, с учетом наличия в РПЦ "Голубого лобби". И с учетом скандалов на эту же тему, сотрясающих иные конфессии, скажем, католиков.

Так что отчуждение общества от Бога достигается с равным успехом как системой поголовного атеизма, так и насаждением половой распущенности в демократическом обществе, где дано «всем цветам распускаться под солнцем», в том числе и «цветам зла».

Последствия медицинского, физиологического характера. Современная наука слишком просвещена касательно этих последствий. Специалистам известен закон телегонии.

Закон этот имеет силу и в человеческом обществе. Выражается он в том, что лишивший девицу невинности человек (как правило, это бывают люди циничные, развратные, нечистые, больные) отравит ей всю последующую жизнь, и не только ей, но и ее детям. Дело в том, что клетки, проникшие через естество прелюбодея в лоно незадачливой, романтически настроенной или вовсе лишенной веры девушки, остаются там десятилетиями (а не 2-3 дня!), затем они вступают в единоборство с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе. Вот одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная с расстройства нервной системы и кончая повышенным внутричерепным давлением, недоразвитостью, болезнью Дауна и прочими бедами.

Да, разумеется, нам известны слухи про "закон телегонии". Вот только оный закон не подтверждается данными современной медицины. И даже если допустить, что закон телегонии действует (Что мы категорически отрицаем на основе хотя бы учебника физиологии медвуза), то Св.Отцу необходимо доказать, что циничность или развратность, а заодно и факт отсутствия штампа в паспорте передаются через семя - в противном случае все сводится к повторному светскому браку, против которого у Св.Отца возражений быть не должно, потому что так постановил один из ранних соборов. Случаи нечистоты и болезни мы, естественно, не рассматриваем - поскольку в этом случае передается не только семя, но и возбудители болезни. А возбудители болезни не смотрят, циничен и развратен их носитель или медсестра сэкономила на кипячении иголок. Они просто передаются.

Далее, Св.Отцу, видимо, следует показать, что болезнь Дауна (вызываемая увеличением количества хромосом) вызывается клетками прелюбодея, но не вызывается клетками предыдущего законного мужа.

Безусловно, половая распущенность, которую ныне хотят навязать российской школе, выразится в ущербности, дегенерации, вырождении ментальных и физических способностей. Интересно, что у святого Нила Мироточивого эти последствия детализируются, он говорит, что люди будут очень маленького роста, просто карлики. Если вам случалось путешествовать по русской деревне, вы не могли не обратить внимания на крайне низкий рост сельской молодежи. Причина этому - развращенность деревенских нравов, курение, винопитие, с детских лет прививаемые подросткам.

Св.Отец, Вы когда-нибудь заглядывали в сельпо советского периода? Я - заглядывал. Купить что-либо съедобное в этом сельпо, не считая хлеба и залежалой кильки, было совершенно невозможно. Любой крестьянин питался, не зарабатывая деньги и тратя их на еду, а отрабатывая трудовую повинность за право доступа к покосам и выдаваемое на трудодни зерно, что позволяло ему содержать скот и кур и уже с этого жить. Как после этого не только вырасти здоровым, но вообще выжить, нам решительно непонятно. Самым сытным годом XX века был 1913 год.

Неужели нас действительно ожидает то, что является печальной реальностью в США? Один из видных американских социологов сказал, что американская школа ныне как будто бы поставила задачу выпускать из своих недр балбесов и дебилов. И если эта нация (коль скоро будем считать американцев нацией) допускает теперь в армию гомосексуалистов, если нет у нее здоровых людей для защиты, то очевидно, что пророчества преподобного Нила в полной мере сбудутся над жертвами тех, кто ныне за счет западных финансов пытается совершить сексуальную революцию и в нашем, столь прекрасном еще, столь удивительном обществе, о чем можно судить по лицам собравшихся здесь людей.

А как Св.Отец прокомментирует Как преосвященейший Никон отвращал паству от бога содомским грехом.?

Важно упомянуть еще об одном факте: все эти кампании с контрацептивами для маленьких привели в Америке к ужасающему росту абортов! Таким образом, на практике они получили то, против чего на словах борются.

После - не означает вследствие. Св. Отец не доказал того, что рост абортов не был бы еще круче, если бы пропаганды средств защиты не было. И даже если Отец прав, то аборт всяко лучше СПИДа.

Вчера в московском Доме дружбы проходила закрытая конференция, на которую нельзя было попасть ни одному священнику. На этой конференции, называвшейся «Планирование семьи: вчера, сегодня, завтра», составлялось обращение к правительственным инстанциям с целью скорейшего внедрения в наши школы программ «сексуального просвещения».

И правильно. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Скажем, наконец, и о нравственных последствиях плотской распущенности. Любой священник об этом знает лучше врача, потому что священники занимаются нравственностью, так сказать, профессионально и посему им легко, хотя и горько, делать выводы.

В данном случае мнение священников не значит ровным счетом ничего. Нас всех встретила смертельная угроза, против которой человечество не знает средств. Если для этого нужно научить каждого надевать презерватив и вбить в голову каждого, что не пользоваться презервативом - смертельно опасно, то все остальные соображения - нравственность, мораль, целомудрие - идут побоку. Для защиты жизни и здоровья годится все. Цель оправдывает средства (с).

Далее. У господ священников было 20 веков для того, чтобы справиться с развратом и срамными болезнями. Девятнадцать из них болезни свирепствовали, и только в двадцатом веке были наконец найдены средства их лечения. Никакие проповеди с амвонов, никакая тотальная христианизация населения никогда не были способны остановить разврат. У вас, Отцы, было достаточно времени - и вы не справилсь. Теперь уйдите с дороги - заваленное вами дело сделают врачи.

Разврат прежде всего отражается на складе человеческой души, душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия - все то, что, собственно, и делает детство счастливым. Детям присуща удивительная телесная динамика. Почему они постоянно прыгают, бегают, почему они не хотят знать ни минуточки покоя? Потому что тело для них - это поджарый арабский скакун, инструмент, через который проявляет себя душа в окружающем ее мире. Если вы когда-нибудь общались с блудниками, развратниками, то, полагаю, замечали у них некую томность, расслабленность телесных членов, смердение телесно-душевного организма; они оживают только тогда, когда предмет страсти вырастает перед их глазами.

О нравственных последствиях плотской распущенности особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм - неверие в святое - не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящих мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, богата жизнь современного человека.

Здесь надо было бы для контраста добавить "невидимую духовную брань с демонами", которую вели святые подвижники.

Половая распущенность ведет к вырождению межличностного общения. Не будем романтиками, на Западе в учебниках по «половому» воспитанию предлагаются и вариативные отношения с партнерами одного и того же пола. Там ведь полная «демократия» в области половой жизни.

Мы где-то читали о том, что гомосексуализм является отклонением, вызываемым не распущенностью, а факторами предрасположенности, не имеющими никакого отношения к воспитанию. Также мы читали и об умном священнике, который, узнав на исповеди о пассивном гомосексуализме прихожанина, нашел ему здоровенную мужеподобную невесту, с которой он венчался и прожил долго и счастливо. Но для этого нужно иметь не только ум, но и такт. А вот имеется ли то и другое у автора статьи?

Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют «obsession» - «одержимость страстью». Человек не владеет собой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, росту изнасилований, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых личностей в свальный грех. Мы, священники Москвы, уже знаем, к несчастью, как в школах, где администрация совсем не следит за нравственным воспитанием учащихся, подростки средь бела дня творят скверну в туалетах со своими же одноклассницами.

Наверное, следует напомнить, что как Бытие 1.22, 2.18-24, так и дарвинизм утверждают, что секс - это базовый инстинкт, настолько же базовый, насколько базовыми являются питание или дыхание. С точки зрения Библии, мы обсуждали гнев Божий, поразивший Онана за отказ размножаться, пару абзацев назад. С точки зрения дарвинизма, кто не размножается - тот вымирает. Обуздать секс невозможно. Если бы это можно было сделать, он был бы обуздан еще в средние века. Его можно только контролировать, чтобы он не стал опасным.

Один знакомый мне бизнесмен, деловой человек, как-то сказал: «С немцами я готов иметь дело и заключать торговые контракты, с французами - никогда». - «Почему так?» - «Потому что у немцев семейные добродетели на высоте, у французов же даже самые симпатичные президенты, в том числе и скончавшийся недавно почти национальным героем, изменяют и не считают это грехом. Если человек изменяет самому любимому и близкому существу, неужто он не будет изменять мне, случайному торговому партнеру?»

Ну а можно теперь ссылочку на статистику, в которой будет показано, что французские бизнесмены заметно нечистоплонее немецких?

Все перечисленное означает гибель: политическую, экономическую, моральную, духовную, и мы с вами тому свидетели. (Помните, как был введен в древний город Троянский конь? Тихо, незаметно!)

Двойка вам по истории древнего мира, Св.Отец. Троянский конь был введен а древний город днем, с шумом и грохотом как военный трофей.

Учителя, педагоги суть стражники, они стоят на страже детской души. Следовательно, и отвечать всем нам придется: прилагали усилия или нет в борьбе с очередной импортированной напастью. Но все-таки мне не хотелось бы говорить только об ужасах, ведь тема моего доклада: «Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания».

Раз уж речь зашла о троянском коне, видимо, Св.Отцу следует напомнить, что существовала некая Древняя Греция, которую нам вбили в голову как эталон древней духовности с Илиадой, Одиссеей и Батрахомиомахией. Следует также напомнить, что, хотя типичная греческая замужняя женщина была довольно забитым существом, гетеры обычно были дамами весьма образованными и начитанными, за что и пользовались заслуженным уважением у умеющей думать части публики. И про то, что физподготовке грекам не было равных во всем античном мире. Также следует напомнить и то, что подобные нравы сохранялись вплоть до первых веков нашей эры, и только затем - с появлением христианства - греко-римскую культуру ждал крах.

Так что же послужило троянским конем для античной культуры, Св.Отец?

И кстати, пока мы не забыли, Св.Отец: поскольку типичная древнегреческая семья не позволяла девочкам заниматься проституцией, то гетерами становились дамы, приезжие из других городов, с оборванными социальными связями со своими бывшими семьями. Они так и назывались - такая-то оттуда-то. Св. Отец, Вам в этой связи ничего не напоминает имя "Мириам из Магдалы"?

Думаю, что главное в деле привития целомудрия - это личность учителя. «В сообщающихся сосудах, - говорит Паскаль, - уровень жидкости одинаковый». Если учитель не дорожит семьей, не любит самого слова «целомудрие», то никакие учебники, даже самые прекрасные, не помогут.

Сейчас, к сожалению, наблюдается опасная тенденция - демократизация основ школьного процесса. В школу приходят молодые учителя, которые не считают нужным носить пиджак, белую рубашку, галстук (как в старое доброе время). Они намеренно сокращают дистанцию между учителем и учеником, подчас строят учебный процесс не созидая, а разрушая, превращают урок в якшание с теми, кого должны были бы до себя поднимать.

Директору необходимо обратить внимание на духовный, нравственный портрет того учителя, который несет детям слово о добре, о душе, о Боге. Если урок будет преподавать женщина, которая исполнена веры в Бога, если она морально чистоплотна, если для нее чадородие не проклятие, а благословение, то, конечно, слова ее, самый облик, атмосфера, ее окружающая, словно магнит, привлекут к себе даже распущенных детей, не получивших того, что нужно, дома, в семье. Такой учитель, безусловно, понимает, что не школа, а дом формирует вкусы, поведение и личность ребенка. Убежден, что именно учитель-христианин призван содействовать воцерковлению родителей.

Пожалуй, нам тоже следует обратить внимание и на духовно-нравственный портрет, и на самого директора - потому что согласно Конституции, школа отделена от церкви. Соответственно, ни один учитель не может нести детям слово о Боге (Если, разумеется, не считать курса истории древнего мира (раздел "Мифы древнего мира"), факультатива, который никто не обязан посещать, и воскресных школ, финансируемых не из госбюджета, пополняемого налогоплательщиком).

Мы уже не говорим о том, что если воцерковление учеников - это перебор, то воцерковление родителей - это тем более перебор.

Когда мы приведем родителей на первую исповедь,

Видит око, да зуб неймет (с).

когда родители покаются в грехах своей юности

Это как? В том, что ходили в загс, а не в храм?

и получат правильное

А доказать?

представление о жизни человека, о христианской семейной этике, можно будет о чем-то говорить, за что-то бороться, ибо все эти горе-программы, как вирус, распространяются в России именно потому, что почва благоприятна. Трупный запашок сладострастия витает сегодня над нашими домами, а святая область чадородия, супружеской жизни превращена у самых, кажется, благонамеренных людей в разврат, строго осуждаемый святыми отцами. Итак, просвещение родителей через педагога-христианина - это дело, и дело великое. Пусть каждый осознает себя подвижником на этом поприще.

Кажется, мы поняли, чтО нужно священнику. Чтобы девушка не представляла о браке и семье вообще и о физиологии в частности, вообще ничего. Чтобы молодой человек не представлял, что нужно делать с невестой в первую брачную ночь. Чтобы для невесты происшедшее было травмой, которую она не забудет всю жизнь, и всю жизнь будет отдаваться мужу, неся комплекс насилия и комплекс вины. Чтобы муж всю жизнь чувствовал, что жене крайне неприятно происходящее, и он либо терзался чувством греховности, либо в один прекрасный момент встретился с женщиной, которой приятен, после чего либо ушел, разрушив семью, либо долго каялся священнику в исповедальне в совершенном грехе. Чтобы жена всю жизнь чувствовала, что ей крайне неприятно происходящее, и она либо терзалась чувством греховности и вины перед мужем, либо в один прекрасный момент встретилась с мужчиной, который приятен, после чего либо ушла к нему, либо долго каялась священнику в исповедальне в совершенном грехе.

Итог: либо разрушение семьи, либо покаяние в исповедальне. В первом случае вся вина ложится на священника. Во втором случае священник генерирует в прихожанах чувство греха, что окупается увеличением количества прихожан и пополнением церковной кружки - ценой либо разрушения семьи, либо семейного несчастья. Qui bono, Святой Отец?

Следующий маленький шаг в уроке целомудрия - это внешний вид учащихся. Болезненно мы, педагоги, переживали уничтожение формы в наших школах. Ведь признаемся, советская школа получила в наследие от русской школы некое пуританство. Благодаря этому она была и еще остается несравнимой со школами американскими, японскими, голландскими и иными. Вот почему во многих православно ориентированных гимназиях умные директора по совету священнослужителей (которые сами в форме ходят), идут на расходы и вновь вводят школьную форму. Русский мыслитель священник Павел Флоренский не случайно сказал, что одежда - это продолжение личности. Ребенок в школьной форме ощущает себя школьником, учеником, частичкой школьного организма. Школьная форма действительно от чего-то предохраняет, обусловливает определенным образом поведение учащегося.

Опять-таки Св.Отец выдает желаемое за действительное.

Во-первых, советская школа не получила практически никакого наследия, разве что почти поголовную неграмотность, доставшуюся большевикам от царского правительства. Школа была поставлена заново практически с нуля, и поставлена на атеистическом фундаменте и на научно-практической основе. Присваивать себе достижения безбожного ликбеза - по крайней мере нечестно, отче.

Во-вторых, школьная форма есть эффективный механизм нивелирования личностей учащихся. Вместо уникальной личности, ребенок в школьной форме ощущает себя школьником, учеником, частичкой школьного организма. В дальнейшем общество наденет на него военную форму, потом форму маркет-дроида, потом форму Большого Босса (вариант: форму рабочего, потом форму мастера, потом форму начальника цеха - вряд ли выше)- и так до последней деревянной формы он будет винтиком. We are Society of Borg. Resistance is futile. Prepare to be assimilated.

Возможно, что такое превращение ребенка в винтик необходимо хотя бы постольку, поскольку школа производит групповое обучение, а обучение индивидуальное не по карману ни государству, ни родителям (Кроме способных платить за репетитора, конечно). Но помнить о том, что форма - это механизм для превращения человека в винтик - необходимо.

Следующее, на что мы должны обращать внимание (сколько будет в наших силах) - это соблюдение детей от развращающих зрелищ и дурных сообществ, портящих «благие нравы», по слову апостола Павла. Задача почти невыполнимая, потому что ныне наши дома осквернены тем, что именуется пошлостью. Прекрасную формулировку пошлости дал Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в области религиозного сознания, но человек эстетически и филологически очень чуткий: «Пóшло то, что пошлó», то есть начало кочевать и бродить по сердцам и головам множества людей. Царство Хамово, кажется, ныне занимает, как никогда, прочное положение в обществе, а седалищем своим оно имеет наши сердца, сердца людей, у которых за краткое время понизились все критерии оценок: этические, эстетические, духовные.

Здесь было бы неплохо приложить слова Мережковского этак к эпохе раннего христианства или крещения Руси. Буквально за пару веков культура древней Греции и Рима рухнули под натиском идеи о Вечном Райском Блаженстве, и на тысячу с лишним лет воцарились критерии оценки типа "Молота Ведьм" либо трудов Иосифа Волоцкого.

Итак, нужно уметь коллектив детей каким-то образом защитить, отвратить от пошлости, от низкопробных средств массовой информации - это и нравственная, и социальная задача. Помните слова Базарова: «Скажи мне дело, и я соглашусь»? Настоящее дело, которое раскрывает душевное богатство личности, помогает чувствовать себя человеком, - деятельная христианская любовь к ближнему, кто бы он ни был: больной ли, инвалид, престарелый человек, оставленный родственниками без попечения. Вот тот урок жизни, который более всего (вместе с участием в церковном богослужении) является противоядием для нравственно неокрепшего детского организма.

Это как? Типа вот такой православной любви к ближнему?

Но может ли существовать школа, дело воспитания без нравственных идеалов? Если нет идеала, значит, нет и сопряженного с идеалом героизма, романтики. Ныне души наших детей увядают, молодежь ищет романтики там, где ее нет, - в бандитизме. Стало быть, задача из задач педагога - воскресить нравственный идеал, тем паче что он уже давно воскрес, его сила дышит в простых и незлобивых сердцах, этот идеал - Христос, Пресвятая Богородица и святые Божии люди, которые исходили всю русскую землю, свидетельствуя высшую правду.

Человечество знает достаточно нравственных идеалов, которые полезны. В том числе "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", "Быть свободным народом в своей земле" или "Великую американскую мечту". Достойная жизнь - это тоже цель. Вместо этого, нам предлагают идеал с душком - тот самый идеал, который держал Русь в невежестве с XI по XIX века, пока желавшие "быть свободным народом в своей земле" были в силу своей религии почти поголовно грамотны.

Кстати, не говорите нам, что банды восставших алкоголиков, громивших в 17 помещичьи усадьбы, а в 31 - дворы каждого, кто жил немного лучше, чем они, не впитали в себя "Взгляните на птиц небесных"(Матф.6.26). Не поверим.

Когда меня приглашают в школу к старшеклассникам, думаю, с чего начать разговор, чем закончить. Сорок пять минут времени, а впереди - вечность... Я всегда выбираю рассказ (если уверен, что его не слышали) о святой Елисавете Феодоровне. Поистине она близка к идеалу - красивейшая женщина в Европе, целомудрие которой сделало ее белым ангелом России! Если удается вложить мысль о нравственной красоте в сердца детей, то достигается маленькая победа.

Чем же, как не этим, должен заниматься педагог? Он должен, сам стремясь к жизни чистой, честной, благородной, каждый раз на своих уроках приближать к этому идеалу детей. Тогда урок нравственности состоится, слово жизни будет произнесено и услышано! Вспомогательные средства колоссальные: сколько книг, фильмов, прекрасной музыки! Маленький секрет: если вы не уверены в победе над «детской дурашливостью» на уроке по нравственному воспитанию, ведите беседу, включив магнитофон или поставив пластинку с музыкой Вивальди. На этом фоне можете говорить - стопроцентное внимание обеспечено! Почему? Потому что синтез искусств - слово, музыка, помноженные на искренность, дают удивительные результаты: даже «едкие металлисты» умиляются душой, мягчеют. Это наша педагогическая лаборатория, наша кухня, и мы, педагоги, не должны отговариваться нищетой, тем паче что пресловутые «видики» да «маги» у всех есть - пусть они служат добру.

Итак, необходим нравственный подвиг. Дети не любят обыденщины; самое страшное, когда им на уроках скучно. А чтоб не было скучно, должна быть борьба. Не так уж не прав был Маркс, когда на вопрос, в чем он видит смысл жизни, ответил: «В борьбе». Борьба, как известно, - это лишь средство. Но Маркс, как всегда, недосмотрел. Ему простительно, ибо его глаза были засорены неправильным учением, но у нас же учение «верное, живое, действенное»! Покажите детям, как мучительно трудно стяжать чистоту сердца, расскажите им, какой это кровавый подвиг. Напрасно Рахметов лежал на гвоздях, ведь целомудрия-то он не имел, да к тому же Чернышевский пишет, что его герой не мог думать, размышлять, предварительно не накурившись. А вы почитайте детям Жития святых, да без купюр, и они поймут, о чем идет речь. Прочитайте им Житие преподобного Моисея Угрина, брата святого Георгия Угрина, убитого, когда он защищал грудью своего князя Бориса от предательских кинжалов черни. Святой Моисей Угрин, молодой, красивый, попал в плен к гордой полячке, она посадила его в замок, окружила роскошной обстановкой и всячески соблазняла на грех. Прочтите детям о том, как он сопротивлялся блудной женщине. Ради чего? Ради веры и верности Истине! Вот на этом нужно воспитывать детей, это живые образы: Мария Египетская, Житие которой оглашается в храме Великим постом, Иосиф Прекрасный, ветхозаветный праведник, святая Сусанна - вот вам и религиоведение. Прочитайте последнюю главу пророка Даниила о целомудренной Сусанне! Так это современно, никакого теоретизирования - живая речь, живой подвиг, страдание и венец чистоты, дети слушают затаив дыхание. Только нужно находить темы. Но на то мы и педагоги, грех нам жаловаться на отсутствие дидактического материала.

Ну что мы можем об этом сказать? Про жития Святых есть хорошая статья, называется Святым быть - не членом махать.

Интересно, что будет, если организации планирования семьи удастся провести свой эксперимент? Я, как филолог в прошлом, задаю себе такой вопрос: что случится с речью детей, что произойдет с их языковым запасом, лексиконом, как дети после этих уроков будут выражать свои мысли? Ведь пикантные темы должны обсуждаться после уроков, ведь надо как-то сделать «предложение», получить отказ или приглашение - что же придет им на помощь? Боюсь, что нашим подросткам - подранкам придет на помощь матерный лексикон... да, только он! Этот лексикон есть изобретение бесов - не татар, не персов, не каких-то туземцев, его выдумали демоны. И выдумали для того, чтобы хулить Божие творение, хулить тело человека, хулить святую область чадородия и через мерзкое слово растлевать сердцевину - душу, чтобы затем приступить уже к телесному растлению. Вместо демонов «адову работу» будут выполнять «специалисты».

Фокус в том, что в русском языке вообще нет пристойных слов, обозначающих понятия, связанные с процессом размножения. В результате, либо применяются эвфемизмы, либо медицинские термины греко-латинского происхождения, либо термины, взятые из восточных философий и религий, которые не стесняются этих слов (см. Ватсьяяна Малланага "Камасутра"), либо применяются непристойные. Желающие краснеть могут краснеть.

Какое учение и какую организацию следует в этом винить, надеемся, понятно.

Разрабатывая тему целомудрия на уроках нравственного воспитания, мы должны быть очень внимательны к словам и очень усердно заниматься русским языком. Исконные русские слова, их корни в большинстве своем восходят к церковнославянскому пласту, они одухотворенны, возвышенны, непосредственно соотносятся с нравственным миром человека. Можно, например, предложить ребятам сочинение на тему: «Что вы слышите в слове "целомудрие" и почему вы хотите быть целомудренными?» Дети напишут вам удивительно глубокие работы. Мы, к сожалению, сейчас мало обращаем внимания на речь и не занимаемся с детьми лексикой, мы не составляем словариков духовных понятий, хотя слово имеет мощнейшую воспитательную силу. Не случайно Христос говорил о том, что Его апостолы были уже очищены через слово, то есть уцеломудрены.

Про то, что церковнославянский язык никогда не был языком Древней Руси, а был заимствовоан из староболгарского и несет в себе его черты, автор не может не знать. Вот так одним росчерком пера Св.Отец отнял у русского народа его исконный язык.

И в заключение - самое важное, относящееся к целомудрию. Православие (как духовная культура нашего Отечества) приобщает нас к бесценному сокровищу - гигиене человеческого сердца, профилактике чистоты души. Суть этой профилактики - в умении различать и качественно оценивать свои помыслы, мысли. Отсеивая плевелы и оставляя пшеницу, мы побеждаем и низлагаем зло внутри себя. Этого не знают, этим не владеют никакие рационалистические системы морали, ни энциклопедисты-просветители, ни соцреалисты. Этим обладает только Православие,

Да-да. Миллиард буддистов и конфуцианцев в Китае, миллиард индуистов в Индии, миллиард мусульман и энное количество иудеев, католиков, протестантов, язычников, друидов, огнепоклонников и викканок различать и качественно оценивать свои мысли не умеет. В том числе, например, не умела Мать Тереза - македонская албанка католического вероисповедания. Не много ли Вы на себя берете, Отче?

этому учат своего маленького питомца батюшка-священник и бабушка-воспитательница: «Дитя мое, сохрани тебя Бог от грязных и нехороших мыслей. Бог все знает... Видишь, с иконы предупреждает, а вместе и благословляет, чтобы мысль была чиста и светла». Искусство педагога в том, чтобы ввести ум ребенка в сердце и научить дитя сторожить свое сердце от непрошенных гостей: злых, лукавых, нецеломудренных помыслов. Сколько здесь требуется чуткости, профессионализма, а главное, глубокой воцерковленности учителя!

Из практики разработки безопасных компьютерных систем известно, что Security by obscurity (обеспечение безопасности путем закрытия) - совершенно негодный способ обеспечения безопасности. Как только структура системы становится известной - взлом неминуем.

Аналогично, Св.Отец предлагает точно такой же механизм: не сообщать подрастающему поколению ничего о потенциально опасных для него сторонах жизнедеятельности. В результате, когда оно сталкивается с ними, оно оказывается к этому совершенно неготовым.

Причем, хорошо еще, если, как в анекдоте: Дочка возвращается под утро, крутя трусики на пальчике. "Папа, я не знаю, как это называется, но это теперь мое хобби на всю жизнь". Бывают варианты и похуже - от заражения вензаболеванием и до подсадки на иглу.

Более того, Св.Отец предлагает систему воспитания, основанную на страхе. Рано или поздно хотя бы часть людей, не имеющих никаких тормозов, кроме Страха Божьего, поймет, что Бога нет. Последствия вполне предсказуемы, 1917-1933 года тому пример.

Не только уроки целомудрия, но и всякие вообще уроки требуют дисциплины. Без сознательной дисциплины учебный процесс невозможен. Когда речь идет о нравственности, то и так называемые мелочи становятся важными. Замечал ли кто из нас, как меняется выражение лица школьника, жующего жвачку? Оно теряет дух скромности, разума и целомудрия. Ведь развязное поведение в классе уже говорит о недостатке стыдливости, которая делает детей ангелами! То же скажем и об осанке, умении или неумении держать себя, как подобает школьнику. Одно - когда сидят развалившись, в вальяжных, «американских» позах, другое - когда «по-православному», по-богатырски распрямляют спину и плечи. В здоровом теле - здоровый дух.

Во-первых, когда речь идет о здоровье, выражение лица становится совершенно неважным. Да, выражение жующего жвачку больше всего напоминает жвачное животное. Но стоматологи не зря советуют ее жевать: организму необходимы кальций и очистка зубов от кислот, бацилл и прочей нечисти, а фирме "Дирол" - денежки с тех, кто достаточно богат, чтобы жевать жвачку, а не яичную скорлупу.

А во-вторых, вынь прежде бревно (Матф.7.5) или чья бы корова мычала (с) поговорка. Это к тому, что в одних Древних Афинах было, говорят, больше бань, чем во всей средневековой христианской Европе. не вам. господа Отцы, говорить о телесном здоровье.

Сейчас мы с вами действительно стоим перед выбором. Ныне сбываются слова Апокалипсиса: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11). Пусть услышит тот, кто решил осквернить самых маленьких, беззащитных, грозное предупреждение: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Откр. 22, 12). Сегодня каждый и в государстве, и, страшно сказать, внутри церковной ограды делает то, что ему кажется справедливым. Но вот в чем вопрос: с кем ты будешь, педагог? Что ты, обыкновенный учитель обыкновенной школы, вручишь сегодня своему питомцу: свечу веры или средство контрацепции? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы школа стала училищем здоровых понятий и благородной жизни, или будешь продолжать «отлучать» школу от Церкви и нравственной правды?

       Ты будешь защищать Конституцию. В противном случае, ты достоин беруфсфербота.

Журнал Московской Патриархии N04, 1997

 


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]