DoctoR, Warrax

Альтернативный текст Манифеста

До того, как мы попытаемся написать то, под чем, с нашей точки зрения, согласится поставить подпись любой атеист, стоит остановиться на очень важном вопросе - а существует ли необходимость в написании документа, которому придается сразу два статуса:

Итак - что такое "Манифест", и в каких случаях он уместен? Манифестом принято называть документ, призванный оповестить общество о появлении новых общественных отношений, явлений, организаций или о коренном изменении существующих. Примеры - Манифест Николая II от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", составленный С.Витте, провозглашал гражданские свободы, которых ранее не было в обществе, объявлял о создании Государственной думы. Другой пример - все партийные манифесты, например "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии" (1898).

Возможно также метафорическое употребление слова "манифест". Например: "Книга Стендаля "Расин и Шекспир" - манифест реалистической школы". В этих случаях ближе всего синонимы - "суть", "наиболее показательное проявление".

В разбираемом случае Димьян и Ко предлагают именно документальный Манифест Атеизма. О димьяновских мотивах мы уже говорили, теперь попробуем прикинуть - а насколько атеизму (реальному атеизму, а не "мировоззрению димьяновской секты") нужен именно МАНИФЕСТ? Атеизм только сегодня "народился", и хочет радостно оповестить об этом весь мир? Такая гипотеза не придет в голову даже абсолютному неучу, не получившему начального образования. Атеизм настолько резко изменился по сути к моменту написания Манифеста, что это просто требует широкого оповещения общества? Да нет - при постоянных сменах идеологических "фантиков", мировоззренческая суть атеизма неизменна - он исключает категорию "бог" из картины мира.

Так что атеизм в настоящее время не требует "манифестов" - ни по признаку новизны, ни по признаку "глобального изменения курса".

Вторая часть вопроса - почему именно "манифест атеизма", а не "манифест атеистов" ("манифест каких-то конкретных атеистов")? Различие принципиальное: "манифест атеизма" - это попытка формализовать ЯВЛЕНИЕ, как таковое, а "манифест атеистов" - оповещение общества о появлении очередной группы (каких-то, чем-то особенных) атеистов. Тут, кстати, заметим, что Димьян, например, вполне мог бы выпустить "Манифест группы А-Теистов, приходящих в гости к Димьяну". Флаг в руки. Тогда это касалось бы только Димьяна и вышеозначенных его гостей. Или "Манифест атеистов-гуманистов" (о чем неоднократно говорилось) - и принятие (или отвержение) этого манифеста было бы проблемой гуманистов, не верящих в бога. Но - куда там! Именно "Манифест", и именно "атеизма"! Всего атеизма, как общественного явления, как системы гносеологических взглядов... Не было даже попытки осмыслить эти понятия, задать себе вопрос - а почему именно "манифест"?. Более того, подобный вопрос, даже возникни он в голове у Димьяна, был бы безжалостно подавлен еще до этапа его осознания - ведь нужно вписывать себя в Историю, а значит - все остальное побоку...

Атеизм был и остался неизменным, а вот наше общество при его рассмотрении "под атеистическим углом" претерпевает определенные изменения. Их можно охарактеризовать, как "общественная экспансия церкви". Имеются в виду резко активизирующиеся попытки церкви проникнуть во все общественные отношения - от коммерции до образования, от "освящения флота" до вмешательств в научные исследования. И эта ситуация вполне является основанием к созданию "атеистического документа". Но не "манифеста", а , например "Обращения". И не "атеизма", а , скажем, "атеистов России". Или "Обращение атеистов к россиянам (человечеству) в начале нового тысячелетия".

Формулировка "Обращение" необязательно предусматривает конкретное указание целевой структуры (социальной группы), к которой оно направлено. Просто "Обращение атеистов" эквивалентно "обращению ко всем, кто прочитает документ". Но подобный документ может иметь и вполне конкретное "целеуказание", например "Обращение атеистов к Президенту", "Обращение атеистов ко всем, кому небезразлично будущее России".

Помимо всего прочего, такое Обращение будет вполне конкретным, без ненужного словоблудия - ведь обращаются всегда "с чем-то".

Итак, возможный альтернативный документ:


Обращение атеистов ко всем, кому небезразлично будущее России

За все время существования религии теологи так и не сумели доказать наличие какого-либо бога и сверхъестественного мира в целом; более того, они утверждают, что это принципиально недоказуемо и должно быть принято на веру. Мы же утверждаем, что человеческие фантазии не должны приниматься в качестве базиса мировоззрения, поскольку от совокупности конкретных мировоззрений зависит судьба всей цивилизации.

Отстаивая свое естественное право мыслить, мы требуем не только свободы вероисповедания, но и свободы от вероисповедания; уравнивания в правах не только верующих разных конфессий между собой, но и предоставление аналогичных прав безверующим, что на данный момент не отражено законодательно. В законодательстве должны быть отражены права атеистов в связи с их мировоззрением в той же мере, что и для верующих: введена статья "за оскорбление атеистических чувств" и т.д.; все исключительные права религиозных конфессий должны быть законодательно ликвидированы (к примеру, колокольный звон или пение с минаретов должны быть запрещены во внеурочное время на общих основаниях).

Несмотря на то, что атеизм - это не целостное мировоззрение, а невведение в свое миропонимание сущности бога, или, несколько расширяя понятие (расширение понимания здесь чисто формальное, поскольку в то время, когда появилось слово "атеизм", считалось, что все сверхъестественное происходит от богов), категории сверхъестественного, современное положение вещей наглядно демонстрирует наличие общих интересов у всех атеистов, невзирая на их политические, социальные, этические, моральные и прочие личные убеждения. Атеисты не обязаны отстаивать свои права; однако, если этого не делать, то прогрессирующая клерикализация и сращивание религии и политики в России приведет к тому, что неотстаивание прав логически выльется в то, что атеизм будет поставлен вне общества. Первоочередными проблемами являются:

Атеизм противопоставляет вере единственный верифицируемый способ познания - научную методологию. Необходимо четко разделять веру и науку, не смешивая верование и уверенность, что так любят делать теологи.

Атеистическое мировоззрение, если его логично продолжить, не признает не только наличия бога, но и сверхъестественного в целом - поэтому атеизм высказывается против дальнейшего распространения псевдонаучных изысканий, и стоит на позиции быстрейшего искоренения шарлатанства, прикрывающегося научной терминологией - "академий альтернативных наук" и т.п., которые в настоящее время не только отвлекают человеческие и материальные ресурсы, но и вовсю пользуются различными "грантами" и "дотациями", что напрямую сдерживает развитие современной науки.

Право выбора вероисповедания либо отказ от такого выбора принадлежит только самому человеку. Никто не может быть принужден к принятию вероисповедания, физически или морально, а равно и к исполнению любых обрядов любой религии или секты.

Исполнение религиозных церемоний не должно происходить на территории, являющейся собственностью государства, включая так называемые освящения помещений и т.п. Исполнение и соблюдение религиозных церемоний, даже в случае их добровольного исполнения, должно быть подконтрольно соответствующим государственным органам - санитарно-эпидемическая служба, пожарная служба и пр. Принцип отделения церкви от государства должен неукоснительно соблюдаться.

Дети и подростки до наступления совершеннолетия не должны принимать какое-либо участие в деятельности религиозных организаций; в учебных заведениях, имеющих право выдавать документ об образовании государственного образца и не являющихся официально богословскими институтами, запрещается какое-либо преподавание религии, кроме как в сравнительной, историческо-социальной форме.

Армия должна быть, как и государство, целиком отделена от церкви.

Служители любого культа не имеют право принимать какое-либо участие в официальных государственных предприятиях, кроме как в роли рядовых участников.

Действующие религиозные организации не должны размещаться на территории государственных организаций (включая здания, принадлежащие таким организациям). Субсидирование религиозных организаций из государственных источников должно быть категорически запрещено; никакое "возвращение имущества церкви" не должно осуществляться никак иначе, чем по существующим правилам купли-продажи. Не подлежат подобным сделкам строения и ресурсы, выполняющие общественно-воспитательные или общественно-культурные функции - школы, стадионы, театры, музеи и пр.

Религиозные организации должны быть лишены особых налоговых льгот, равно как и льгот на любое осуществление коммерческой деятельности. Все торговые операции должны фиксироваться согласно законодательству, включая, в частности, торгово-кассовые аппараты в точках, торгующих за наличный расчет. Любая коммерческая деятельность религиозных предприятий, в том числе и связанная с вероисповеданием, должна подлежать существующим правилам учета, отчетности и налогообложения.

Религиозные организации не имеют права заниматься любой коммерческой деятельностью, напрямую не связанной с вероисповеданием. Религиозные организации не вправе регистрировать дочерние нерелигиозные коммерческие предприятия.

Экспертиза по вопросам религиозных организаций должна производиться только независимыми экспертами, не имеющими отношения к той вере, чья организация подлежит экспертизе. Священнослужитель любой религии не может быть экспертом, так как является заинтересованным лицом.

Должна быть прекращена бесплатная реклама любого вероисповедания в средствах массовой информации: если выступление священнослужителя по какому-либо вопросу не сопровождается ответами оппонента, придерживающегося другой точки зрения, то статья либо эфирное время оплачивается по рекламным расценкам.

Мы считаем, что атеистические организации имеют право отстаивать вышеперечисленные требования любыми способами, не противоречащими законодательству России.


Post scriptum: Данный тест не является неким "манифестом", призывом и т.п.; он представляет собой лишь сборник тезисов, под которым, по нашему мнению, подписался бы любой атеист, придерживающийся активной жизненной позиции. Возражения / дополнения / примечания можете мылить по адресам: [email protected] и [email protected].


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]