Matt G. Paradise

Сатанизм FAQ (об архетипе и Ином)

Данная версия 3.1 и подлежит пересмотру по необходимости. — M.P.

Примечание: переводились нее все вопросы, а лишь те, которые показались мне интересными — т.е. относящиеся именно к сатанизму, а не к Church of Satan вплоть до темы копирайта СБ.

Что такое Сатанизм?

Сатанизм, первая религия плоти в истории человечества, была кодифицирована и основана Anton Szandor LaVey (1930-1997), с основанием Церкви Сатаны в 1966 (Год Первый). Это религия и философия, основанная на том, чем человек является в действительности: существо из плоти, свободное от вымысла о духовности, который борется за полную ответственность, прагматизм и за жизнь здесь-и-сейчас. В настоящее время Церковь Сатаны возглавляется Первосвященником Piter H. Gilmore, Верховной Жрицей Peggy Nadramia и Магистрой Blanche Barton. Дополнительная информация о иерархической структуре, политике, обновлениях Церкви Сатаны может быть найдена на официальном веб-сайте: www.churchofsatan.com.

Сатанизм часто называется "антирелигией" в смысле того, что он не ассоциируется с понятием антропоморфного божества, а также с каким-либо божеством, которому надо поклоняться, что является самым распространенным заблуждением. Другие говорят, что сатанизм бросает вызов распространённому пониманию определения термина "религия", не соответствуя диктатуре иудео-христианских ограничений. Оба мнения справедливы. Но для тех, кто чувствует, что поклонение божеству и религия должны быть и всегда были неразрывно связаны, необходимо заметить, что недостаток веры и поклонения божеству в сатанизме не так уж странно, так как в буддизме, конфуцианстве и даосизме (все считаются мировыми религиями) тоже разделяют эту точку зрения. Также концепция буквального "Сатаны", который уничтожает жизни людей или влияет на их решения, является исключительно христианской и решительно не сатанинская.

Сатанизм далее описывается как de facto тип личности; как сказал ЛаВей: "Сатанистами рождаются, а не становятся". Пытаться — значит лгать. Необходим определенный набор предрасположенностей для правильного обозначения себя сатанистом, чтобы естественным образом чувствовать себя как дома со всеми сатанинскими вовлечениями. Сатанизм как философия потенциально может быть принят и изучен большим процентом населения, но это не сделает их сатанистами, но, возможно, сделает их сатаничнее. Такие качества, как трусость, ненадежность, ненависть к самому себе, зависимость от наркотиков, глупость, постоянные жизненные провалы, беспричинная любезность и недостаток целеустремленности (и таких еще ОЧЕНЬ много) — явные признаки, что данный человек и "титул" сатаниста НЕ совместимы. Для такого человека сатанизм не является прямым отражением его сути (как в случае с сатанистами), это может быть в лучшем случае программой улучшения человека, и будет действительным только на этом уровне. Это одно из различий, определяющее многих, будь они сатанински "подающими надежды" или скромными исследователями.

Необходимо подчеркнуть, что вдумчивое, с критическим подходом чтение Сатанинской Библии Антона Шандора ЛаВея равноценно пониманию основ сатанизма. Это авторитетный труд по сатанизму и он необходим для понимания основ сатанизма. Как дополнение (читай: не замену), возможно использование некоторых сатанинских журналов, публикуемых членами и служащими Церкви Сатаны, что предоставит некоторой взгляд на развитие сатанизма в качестве продуктивной модели. И, конечно, веб-сайты, публикуемые теми же людьми (включая меня), также полезны. Однако мы не пропагандируем чаты и форумы как достоверные источники информации по сатанизму.

Членство в Церкви Сатаны полностью добровольно и оно не требуется для того, чтобы быть сатанистом.

Здесь следует отметить "божество в сатанизме" — в оригинале "deity", так что на английском это звучит не так криво, как на русском, но тем не менее.

Также укажу на стандартную путаницу: если буддизм и даосизм многие всё же называют религиями, то конфуцианство — это этико-политическое учение, и я не знаю, кем надо быть, чтобы его отнести к религиям. Подробно тема разобрана в комментариях к статье John Craig "Является ли сатанизм религией?", здесь же просто напомню, что по сути религия = вера + поклонение. Поэтому вопрос "считать ли даосизм, конфуцианство и сатанизм религиями, несмотря на отсутствие веры и поклонения", равнозначен намерению либо навести порядок в терминологии, либо запутывать таковую. А то "безрелигиозная религия" и т.п. — это глюкалова, а не даосская мудрость коана.

Что касается тезиса "сатанистами рождаются, а не становятся", то уточню: задатки, позволяющие стать сатанистом, у подавляющего большинства задавливаются в раннем детстве, и это не лечится. "Выучиться на сатаниста" невозможно.

И последнее: Мэтт рекомендует читать СБ "critically", что я расширенно перевёл как "вдумчивое, с критическим подходом чтение" — т.е. не считайте СБ "священной книгой" с догмами и проч., изучайте, вникайте, разбирайтесь... и не забывайте про "...и фантазия".

Сатанизм — НЕ религия! Как и конфуцианство и даосизм. Вот буддизм местами — таки уже да, испохабили...

Кто такой Сатана?

В сатанизме Сатана — это архетип, представляющий определённые качества, которые сатанист воплощает, что включает рациональное любопытство, избегание угнетения умственных способностей, сомнение во всём и упорство в достижении успеха и раскрытии
человеческого потенциала. Сатанинская Библия систематизирует сатанизм в девяти сатанинских тезисах...

[здесь считаю целесообразным не цитировать общепринятый перевод, а отправить к своей работе Ad usum externum Liber VI: Наследие ЛаВея Sub figura 1: Девять сатанинских тезисов]

Таким образом, архетип Сатаны гораздо более обширен, чем ограниченная христианская интерпретация — имя/слово примечательно до-христианское: из иврита, обозначающее "соперника", "оппонента" или"того, кто вопрошает" (и еврейский "Сатана" сильно отличается от христианского по множеству аспектов). Даже в своей этимологии термин прослеживается до источников, более ранних, чем еврейская версия, от Shaitan (персидское), до самого Set (египетское). Сатанизм до определенной степени восхищается культурными и религиозными
идеями, концепциями и искусством, такими, как Древний Рим и Греция, зороастризм, асатру, ацтеками, индуизмом и множеством других. Мы также отслеживаем персонаж Сатаны в эманациях работ Милтона, Ницше, Менчена, Моэма, Твэйна, Рэнда, Юнга и многих других.

Тут отмечу, что Рэнд это та самая Алиса Розенбаум. Более того, Парадайз даже использовал цитату из неё как эпиграф книги. Увы, американизм головного мозга: концепция "объективизма" — это именно чел-овеческое, слишком чел-овеческое, и с сатанизмом не совместима. Как-нибудь откомментирую соотв. статью на сайте CoS, а пока можете почитать обсуждения темы "Анн Рэнд и сатанизм" в статье Ad usum externum Liber VII:3 "Сатанизм и успехоцентричные воззрения".

В чём разница между сатанизмом и дьволопоклонничеством?

Сатанизм и дьволопоклонничество — это два совсем разных зверя. Дьволопоклонничество является тем, чем оно и называется: поклонением внешней сущности (в данном случае "Дьяволу"), и может быть названо вывернутым наизнанку христианством, которое соотносит себя с общей моделью христианской религии, и просто выбирает "плохого парня" из их Библии вместо заявленного центрального персонажа. Сатана в сатанизме — это архетип, которого многие знают по имени, соответствующему их культуре. Некоторые сатанисты выбирают различные аспекты данного архетипа в зависимости от географии или просто из эстетических соображений, но общая целостность характеристик сохраняется. С одной стороны, для нас будет мало смысла заявлять, что мы воплощаем архетипичные качества Сатаны (восстание, рациональную корысть, плотские качества и т.д.), и затем пытаться поклоняться антропоморфному Сатане, — с другой. Простыми словами: едва ли можно назвать восстанием поклонение фигуре, представляющей собой восстание. Сатанист находит непродуктивное и одностороннее идолопоклонничество опустошительным и бесполезным (если не сказать лицемерным). Большая часть этой темы раскрыта в Сатанинской Библии.

Если вы не верите в реального Сатану, тогда зачем вы говорите "Hail Satan" в текстах и ритуалах?

В дополнении к сказанному ранее о том, как мы понимаем Сатану, вот мой вариант ответа на этот распространённый вопрос:

1) "Hail Satan!" ("Славься, Сатана!") (восклицательный знак не обязателен, но предпочтителен) — часто просто другой способ сказать
"Hail Me" ("Слава мне!") Так как мы, сатанисты, воплощаем качества архетипа Сатаны, то таким образом данная фраза одновременно наиболее подходящая и аналогичная. Можно запросто заменить на "Hail Me", но при этом подразумевая данный факт...

2) "Hail Satan!" также используется для чествования наших достижений (как коллективных, так и, что наиболее важно, личностных), этики и наследия. Это заявление гордости и брошенный вызов многоязычному, эгалитарному и невежественному пути жизни, выраженном в тошнотворной этике Христа и его последователей. Если мы и заключили какую-либо сделку с Сатаной, то это она и есть.

Здесь отмечу, что концепцию "Hail Me" надо понимать адекватно: речь идёт не о каком-либо самопупизме и эгоцентризме, а именно о том, что сказано: "славься" относится именно к Сатане — который "есть внутри" каждого сатаниста и неотделим от него. Образно и пафосно говоря, сатанист — это демон в теле человека, и обращение идёт к демоническому в сатанисте, а не к человеческому и уж тем более — не к чел-овеческому. См. по теме "Essentia".

Что вы подразумеваете под "Элитой Иных"?

Мы используем фразу "Элита Иных", чтобы описать себя. Зачастую это близорукость людских взглядов, которая не позволяет осознать
значение этой фразы, даже если они прочли все наши книги, журналы и веб-сайты. Обычно они пропускают слово "иной". Это большая ошибка, учитывая важность данного модификатора в термине. Это означает, что мы, как сатанисты, по большей части чужеродны в массе общества: мы в целом не принимаем мусорную, одержимую потреблением культуру, как делают это другие; наши проблемы отличаются; взгляды, которые мы имеем, обычно не правые и не левые, но нечто совсем иное (один из аспектов того, что мы называем Третьей Стороной), мы сомневаемся во всём в этом мире, что обычно идет согласно установленному мышлению и редко вопрошает "как" или "почему", и мы просто представляем собой нечто, чем большинство не является — и всё это в согласовании с архетипом Сатаны, которым мы восхищаемся. Также мы восхищаемся этой чужеродностью. Проживая такую чистую и неразбавленную жизнь, мы во многом лучше, чем большинство чел-овечества. Будучи меньшинством (а мы всегда будем меньшинством согласно законам природы — она просто не дарит все свои подарки всем людям) и обладая прагматичными и передовыми, устремлёнными в будущее ценностями, которые выше интересов массы, дополнительно добавляя к ним интеллект и [здоровые] инстинкты, творчество и изобретательность, и все эти качества отражены в наших книгах, мы на деле являемся Элитой Иных.

Здесь стоит отметить, что если в России под "левыми" понимаются сторонники социализма (обычно советской модели в том или ином варианте), то в США под левыми понимаются "леваки", которые выступают за "права меньшинств" и проч. Правые же на Западе могут говорить о национализме, но при этом поддерживают капитализм, т.н. свободный рынок и проч. Таким образом, всё правильно: сатанизм несовместим с этими обоими политическими позициями.

Чем меня порадовал этот пункт, то это сходством мыслей: именно так проявляется общность "от Сатаны". Конечно, "проекции" зависят от культуры, поэтому ощущение себя Иным у Мэтта более, скажем так, социальное, а у меня понимание Инаковости в первую очередь метафизично (что, сорри за скромность, первичнее), но всё же направление мыслей, мироощущение идут в одном направлении. Американизмом тут является заявление на принадлежность к "элите", я же считаю, что Иное некорректно оценивать по социальным категориям; но, с иной стороны, сатанизм — это мировоззрение будущего... И, кстати, порадовал термин "human sheep", который соответствует привычному "чел-овеческому".

Paradise, Matt G. Satanism FAQ / Bearing the Devil's Mask — Purging Talon, 2007 — P.150-157
Перевод: Boris The Wizzard, ред. Warrax, август 2016