"САТАНИЗМ" КАК ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО 
"Сатанизм" в рамках религиозного бреда 

Я-то обрадовался, думал, может, наконец, напишет про церковников и их бредни - однако, нет...

У описанных выше сатанистов психических расстройств, которые могли бы дать основание диагностировать у них психоз, нет. Их рассказы о явлениях им сатаны и слышании его голоса нельзя однозначно определить как болезненные обманы восприятия. Понимание этих явлений выходит за рамки психиатрии как науки о психических заболеваниях.

Ага. Это ученый пишет. Медик. Профессор. Психиатр. Практикующий. Тьфу!

============================

relcom.religion
Subject: Re: Открытое письмо

On 1 Nov 1999 06:39:10 GMT, [email protected] (Serge Tiunov) wrote:
    >А что до православного психиатра -- как он отнесется к утверждению пациента, что с тем, дескать, из куста малины господь бог разговаривал?

Date: Fri, 05 Nov 1999 19:27:20 GMT From: [email protected] (Smirnov Constantin)
Засадит себе весь огород малиной.

============================

Однако вместе с тем среди действительно психически больных людей фабула сатанизма, борьбы Бога и диавола за их души достаточно распространена, она описана как религиозный психоз еще в прошлом веке и в последнее десятилетие встречается довольно часто.

Не удивительно. В средние века, когда религия была везде в мозгах, это было еще чаще. Затем пришел черед Наполеонов. В XX-м веке начали видеть НЛО. А сейчас христианство опять поднимает голову, попадаясь на каждом шагу - вот и вернулись к старой тематике. Обратите внимание, что науке не известен ни один буддист, одержимый дьяволом.

В качестве примера короткая иллюстрация.

Больной шизофренией М. Он обвинялся в вымогательстве: около полудня подошел к частной продовольственной палатке, назвался рэкетиром, потребовал 10 тыс. рублей (не деноминированных), в ответ на отказ заявил, что придет из четвертого измерения с демонами и убьет продавщицу и ее детей; при задержании сотрудниками милиции пытался бежать.

В четвертое измерение?

До совершения данного деяния был социально дезадаптированным: то находился в местах лишения свободы, то лечился в психиатрической больнице, где говорил, что с 17-ти лет его беспокоят голоса, которые ругают, "гонят" его; временами появляется демон, который "копошится в голове, прямой кишке, бьет по голове, мешает спать, не дает есть, колет иголками, диктует свое". Вместе с тем какого-либо отражения на социальном поведении идеи подвластности сатане ранее не отмечалось.

Резюме короткой иллюстрации: полный псих-социопат.

Во время пребывания на экспертизе его высказывания были довольно бессвязными, иногда было трудно понять их смысл. Он сообщил, что в 9 лет "увидел черта и попросил у него демона, чтоб тот помогал ему в жизни, чтоб в доме деньги водились". Демон пришел и поселился в его голове, шевелил его волосами, мог входить и выходить. Этот демон поселил в его тело еще двух демонов, которые дерутся между собой, разрушают его плоть.

Коммуналка, в общем.

Чтобы испугать демонов (так как они могут жить только в его теле),

А раньше они где жили?

совершал суицидальные попытки. Ощущает себя роботом. "Демоны меня любят, это единственные мои друзья... Устал от них, т. к. они отобрали мои мысли, чувства, заставляют поступать так, как не хочу... Демоны помогают мне, дают подарки, открыли третий глаз - дар предвидения. Они показывают мне, что будет; я вынужден выполнять их желания, заставили меня токсикоманить, пить, воровать, посылали ко мне гомосексуалистов... Когда они спали, я на них напал, выколол им глаза, оторвал уши... В моем сердце поселился сатана и Иисус Христос. Тело мое - храм Божий, но демоны из него не могут выйти, так как они слепы, а я закован цепями сатаны...". При целенаправленных вопросах с трудом удается систематизировать его суждения.

Короче, полный бред. Вообще-то, бред у него основан не на сатанизме, а на христианстве - именно оттуда его "демоны" и т.д. Да и Иосич внутри него тоже живет...

Хотя фабула сатаны проходит через все высказывания этого больного, назвать его сатанистом нельзя - здесь нет ни приверженности идее сатанизма, ни поведения, которое отражало бы эту приверженность.

Ну и замечательно. Вопрос: если это не сатанист, то на фига было приводить тут этот пример? Другой вопрос: если бы этот псих назвал бы себя сатанистом, нацепил бы на себя пентаграмму, и заявил бы, что он работает офицером для особых поручений у Сатаны лично, что бы изменилось в диагнозе?

Относительное учащение такой бредовой фабулы в переживаниях психически больных в последнее время можно объяснить изменениями в общественном менталитете, в информационном поле, которым окружены больные. Болезненные переживания отражают, как в кривом зеркале, реалии общественной жизни.

Вот-вот. Я выше это и отметил.

Десятилетие назад у психически больных доминировали бредовые идеи преследования агентами ЦРУ и КГБ, теперь это - большая редкость. Заполнение информационного поля сообщениями о колдунах, ведьмах, экстрасенсах, кознях сатаны и так далее стало источником болезненных переживаний. Следует отметить, что у больных, в том числе нерелигиозных, встречается бредовая убежденность, что они являются настоящими "Богом Иисусом Христом" или "Девой Марией". В некоторых случаях такая непоколебимая уверенность больных в своей божественной сущности приводила к тому, что даже окружающие начинали верить в то, что перед ними, действительно, "Бог" или "Божия Матерь", и обращались к ним с молитвенными просьбами о помощи...

А, ну это уже к первому больному около 2000 лет назад...

Психопатологический "сатанизм", усугубленный сатанистской идеологией

 Более сложными являются наблюдения в тех случаях, когда есть сочетание психической патологии с принятием, даже временным, сатанистской идеологии, когда все смешивается в единый клубок болезненных религиозных переживаний с внешними проявлениями и действиями, соответствующими сатанистской духовности.

Самым ярким примером в этом отношении может служить больной Н. Аверин. Его имя многократно упоминалась в средствах массовой информации, а совершенное им преступление анализировалось в духовной литературе. Опишу этот случай подробнее, 

Давно пора. А то обычно пишут "сатанист зарубил монахов ритуальным мечом", и все.

поскольку между медициной, психиатрией и позицией Церкви согласия по поводу его трактовки не найдено.

Что психиатры и церковники не согласны - ничего странного. Но меня несколько удивляет, что медицина и психиатрия - это нечно принципиально разное, перечисляемое через запятую.

Экспертиза в отношении Аверина проведена в Центре им. В. П. Сербского 13 июля 1993 года. Основанием для экспертизы послужило постановление следователя по особо важным делам прокуратуры Калужской области, в котором говорилось, что 18 апреля 1993 года, около 6-ти часов утра, в монастыре Оптина Пустынь г. Козельска были убиты трое священнослужителей: иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт. В совершении указанного деяния обвиняется гр-н Аверин Н. Н. В 1991 году Аверин привлекался к уголовной ответственности, но был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение.

И что вам еще надо? Псих как псих. При чем тут сатанизм? Хотя бы честно в названии главы его в кавычках написали... Ладно, дальше комментариев практически не будет - и так все понятно.

В феврале 1992 года после курса лечения он был выписан.

Следователем было дано разрешение съемочной группе студии "Экран века" (руководитель Беляев И. К.) телерадиокомпании Останкино производить видеозапись работы экспертной комиссии.

Экспертами об Аверине была получена следующая информация. Его двоюродный брат страдает шизофренией, неоднократно лечился у психиатров. Сам Николай в развитии от сверстников не отставал. По характеру формировался спокойным, послушным, отзывчивым. Боялся темноты, одиночества, иногда ночью ему казалось, что за дверью кто-то стоит, хочет его похитить. Часто повторялся один и тот же сон: видел маленьких людей, которые его похищают. В школу поступил своевременно, учился удовлетворительно, но интереса к учебе не проявлял. В классе всегда был спокойным, дисциплинированным, ответственным. Когда ему было 10 лет, во время службы в армии погиб его сосед. Тяжело переживал случившееся, стал задумываться о смерти, появился страх умереть, много думал о том, что с человеком случается после его смерти. Однажды ночью увидел светлый полупрозрачный человеческий силуэт, чувствовал на себе его взгляд, при этом испытал сильный страх. Понял, что к нему приходил "дух" умершего соседа. В подростковом возрасте стал задумываться о смысле жизни, добре и зле, о бесконечности вселенной, о вмешательстве высших сил в судьбу человека, иногда видел как бы из космоса маленькую Землю. Этим размышлениям посвящал почти все время, иногда просто не мог от них избавиться, они "раскручивались" против его воли. В этот период стал замкнутым, малообщительным, не поддерживал отношений со знакомыми. После окончания 8-го класса поступил в культпросветучилище, имел хорошие отметки по специальным предметам. В 1980 г. был призван в армию, службу проходил в Афганистане. За время службы ранений и травм не имел, что относил на счет вмешательства "высших сил", считал, что Бог "охраняет его".

После увольнения из армии внезапно стал религиозным, "фанатиком веры", исполнял все обряды, однако Библию и Евангелие прочитать до конца не смог.

Не страшно, большинство христиан этого тоже не делает.

Уезжал в Калугу, проповедовал на улицах христианство, называл себя Иисусом Христом.

Вот вам и диагноз: помешательство на религиозной почве. Нюансы несущественны. Ладно, смотрим дальше...

Согласно показаниям родственников испытуемого, в тот период он "стал очень нервным", плохо спал, боялся ходить по улицам, говорил, что его могут убить. Несколько раз устраивался на работу, однако подолгу нигде не удерживался. В 1988 году внезапно услышал резкий свист, стал против своей воли притоптывать. Появилось ощущение, что за ним наблюдает "некий мудрец", который знает все его мысли, от которого ничего нельзя скрыть. Внезапно появилась мысль: "Мы - роботы". В ответ услышал в голове "мыслеголос": "Ты - робот". Внутренним взором увидел светящуюся проекцию своего тела, чувствовал, как по телу передвигаются атомы. Внутренний "голос" приказал ему удариться головой о стену, он выполнил приказ, так как не мог противиться ему. Затем увидел на стене светящийся треугольник, в голове появилось изображение летающей тарелки с сидящими внутри "железными людьми", разговаривал с ними о СПИДе, катастрофах на Земле. Инопланетяне сообщили ему, что это "кара Божия". С тех пор слышал "голос" постоянно, считал, что это голос Бога. "Голос" вмешивался в его мысли, чувства, вызывал слезы, печаль, иногда напротив - радость и смех, "показывал" ему сны, людей в смешных позах. Издевался над ним, оскорблял, комментировал его мысли и действия. Чтобы избавиться от этого "голоса", Аверин хотел покончить с собой, наносил себе порезы. "Голос" объявил его братом сатаны, утверждал, что при рождении в его тело вселился дух диавола.

Ну. Сами написали, что это ему сам бог сказал. Все делалось с его попущения, так сказать :-)

В 1989 году в связи с явным психическим расстройством Аверин был стационирован в Московскую психиатрическую больницу № 4 им. П. Б. Ганнушкина. При беседе с врачами был тревожен, подавлен, говорил о своей связи с Богом, рассказал, что в него "вселился бес", который, "испугавшись лечения", на некоторое время покинул его. Спустя две недели он был выписан по просьбе родственников с диагнозом: "Шизофрения параноидная непрерывнотекущая". В 1991 году Аверин привлекался к уголовной ответственности за попытку изнасилования, по этому делу он был амбулаторно освидетельствован в Калужской областной психиатрической больнице № 1. Жаловался на свист в голове, на "голос", который не давал ему спать. Он то смеялся, то тревожно оглядывался. Иногда внезапно начинал сквернословить, кричать. Было дано заключение, что Аверин страдает шизофренией, в отношении содеянного невменяем, ему рекомендовалось принудительное лечение в психиатрической больнице.

С 21.08.91 года по 8.02.92 года он находился на принудительном лечении в Калужской областной психиатрической больнице № 1 с диагнозом: "Шизофрения". Во время пребывания в больнице бреда и галлюцинаций у него не выявлялось, однако он был убежден, что необычные ощущения и переживания, которые у него были, вызывались вмешательством Бога. Иногда говорил, что Бог оберегает его, подсказывает ему, что делать, дает понять, что все видит.

Это у православных психиатров, значится, к бреду и глюкам не относится...

В отделении он был упорядочен в поведении, вежлив с персоналом, участвовал в больничной самодеятельности. После выписки оформил разрешение на предпринимательскую деятельность, однако ничем конкретным не занялся. Читал литературу о сверхъестественных явлениях, неоднократно посещал экстрасенсов и гадалок, от них узнал, что у него "черная аура, свойственная аду".

Через некоторое время вновь стал слышать "голос Бога", который вмешивался в его мысли. Окружающим говорил, что ему очень тяжело из-за этого "голоса", он не хочет жить, что-то с собой сделает. Стал нелюдимым, замкнутым. Сказал матери, что "обозлился на Бога", так как прошел Афганистан без единой царапины, а теперь ему "голоса" с неба угрожают, не дают покоя. Не мог простить Богу того, что "Он его наказывает". Говорил, что "при жизни с Богом не справится, а на том свете с Ним поквитается".

Так ваш бог кого угодно до белого каления доведет...

Чтобы избавиться от "голоса", решил стать на сторону сатаны. Начал ругать Бога нецензурными словами. Заявлял, что он - брат сатаны, будет вместе с ним в астральном мире, что ненавидит Бога. Продал иконы, порвал Библию, изрубил ее. Решил за свои мучения отомстить Богу путем убийства трех Его служителей. Для этого изготовил меч с выгравированными на нем цифрами 666.

Итак, христианский псих, доведенный разговорами с вашим богом до точки, решил перекинуться на другую сторону, но опять же по-христиански. Вообще-то, у сатанистов к монахам, в отличие от "белого духовенства", претензий куда меньше - они сами себе геморрой создают, а другим не мешают. А иногда даже прикольные книжки пишут, о воздержании во браке и все такое.

В ходе следствия Аверин давал подробные показания, свою вину признавал, сообщил, что слышал "голос Бога", который издевался над ним, заставлял делать то, что он не хотел. Тогда понял, что "Бог - зло", что "сам он - сатана". Заявлял, что всей своей жизнью готовился к этому убийству, так как хотел этим "достать" Бога на земле. Утверждал, что он - воин сатаны в войне Бога и сатаны за души, и то, что он совершил, нельзя считать уголовным преступлением, как не может считаться уголовным преступлением убийство противника на войне.

При обследовании в Центре им. В.П. Сербского Аверин цель экспертизы понимал правильно. Настроение у него было приподнятым, он охотно беседовал, держался несколько высокомерно, высказывал недоумение по поводу направления его на судебно-психиатрическое освидетельствование, считая себя психически здоровым человеком. Жалоб не предъявлял, многословно, непоследовательно рассказывал о своих переживаниях. Говорил, что помнит себя еще не родившимся - в астральном мире - "как взгляд", который "невозможно выдержать". Утверждал, что в него вселился дух сатаны, он является его братом из "круга властелинов ада". Пространно, иногда теряя нить беседы, со склонностью к бесплодным рассуждениям описывал мир вселенской борьбы Бога и сатаны, в котором он существует, заявлял, что не боится смерти, так как тогда, наконец, будет рядом с сатаной. С раздражением говорил, что "голос Бога", который он постоянно слышит в голове, издевается над ним, "доводит до бешенства", поэтому он решил отомстить Богу, убив Его служителей. Рассказывает, что голос запрещал, всячески препятствовал задуманному убийству, трижды он приходил в монастырь, однако не мог выполнить свою "миссию". Высказывал предположение, что если Бог допустил до этого, хотя мог ему "устроить автокатастрофу", "вызвать тяжелую болезнь" и т. д., то, возможно, мысль об убийствах "внушена ему Самим Богом".

Псих психом, а здесь мыслит логично.

О содеянном говорил равнодушно, без эмоциональной окраски, считая, что выполнил свою миссию. Выражал желание быть признанным вменяемым, "чтобы его не считали сумасшедшим". Подчеркивал, что совершил убийства обдуманно, готовился к ним, не сожалеет о них. Рассказывал, что "голос" все время пытается поговорить с ним об этом, но он "не идет ни на какие переговоры". За несколько дней до проведения экспертного освидетельствования заявил, что про "голоса" все придумал, "просто решил на всякий случай иметь диагноз", пытался объяснить убийства тем, что "монахи считали нашу жизнь скотской". Заявляя это, улыбался, начинал рассуждать о том, что он "как властелин ада" не будет испытывать "никаких мук" за содеянное.

При экспериментально-психологическом исследовании Аверина у него были выявлены выраженные нарушения мыслительной деятельности, неадекватный характер восприятия и эмоционального отношения к практическим ситуациям, искаженные представления о своих возможностях без критического отношения к своим действиям.

Экспертной комиссией установлен диагноз: шизофрения. Поскольку убийства совершены по бредовым мотивам, было дано заключение о невменяемости. Учитывая, что бредовые переживания сохраняют свою актуальность, имеются тенденции к диссимуляции (их сокрытию), а также в связи с тяжестью совершенного, Аверину, как представляющему особую социальную опасность, рекомендовано принудительное лечение в психиатрической больнице со строгим наблюдением (в настоящее время эти больницы называются "психиатрическими стационарами специализированного типа с интенсивным наблюдением").

Основанием для подобного диагноза послужили симптомы шизофрении, характерные для этого заболевания не только по своему психопатологическому взаимосочетанию, но и по динамике развития. Заболевание началось исподволь в подростковом возрасте и манифестировало примерно с начала 80-х годов с возникновения "больших синдромов" шизофрении в виде вербальных псевдогаллюцинаций, речедвигательных и сенсорных автоматизмов, в связи с чем уже в 1989 году Аверин был признан больным шизофренией.

Вот вам честный объективный диагноз. А какое значение имеет, на какой почве съехал шизик, на религиозной или еще какой? Если бы он сдвинулся на хоккее, и забил бы насмерть трех игроков какой-либо команды ритуальной клюшкой, то что, это был бы "психопатологический хоккеизм, усиленный идеологией болельщика"?

Трагедия в Оптиной Пустыни привлекла широкое внимание средств массовой информации не столько из-за факта гибели трех человек, сколько из-за религиозно-мистической мотивации убийств.

И не столько из-за этого, как потому, что убиты православные монахи и можно поднять хай вокруг сатанистов. Когда какой-то псих, называвший себя кришнаитом, убил попа, тоже были заголовки "Кришнаит убил православного священника!!!". Интересно, почему, когда преступления совершают православные, никто не пишет "Православный Васисуалий Л. зарубил по пьяни свою жену"? Кстати, если бы крыша у Аверина покинула его окончательно раньше, чем когда он "был на стороне бога", и он зарубил бы кого-то из-за того, что у него на шее пентаграмма, или девушку в мини-юбке "за оскорбление общественной нравственности"? Раздували бы тогда это дело настолько широко? Думаю - фигушки. А тут вечная сказка попов о белом бычке, тьфу ты, о сатанистах - получила "подтверждение"! Аллилуйя, возрадуемся, аминь! Что характерно - ни в одном православном издании, кроме этого (а история уже была давно и осела в подсознании людей в виде, когда она была сенсацией), не было написано, что Аверин - официальный шизофреник.

Вся фабула бредовых переживаний больного, носившая нелепый квазирелигиозный характер, формально не противоречила "нормативности" современного общественного менталитета, принявшего правомерность существования различных религиозных убеждений.

А-а, вот вы к чему. Конечно же, везде должно быть Исконно Русское Православие и, видимо, абсолютная монархия. То есть, чего это я? Теократия куда лучше! Тогда сумасшедших не будет, будут только юродивые и бесноватые.

Возможно, поэтому основная позиция средств массовой информации совершенно расходилась с данными психиатрической экспертизы: происходившее с Авериным (а у него присутствовали явные признаки нарушения психики) представлялось журналистам не болезнью, а религиозными переживаниями. Более того, официальное телевидение добилось эксклюзивного права производить видеосъемку больного в следственном изоляторе, а также в период его пребывания на экспертизе и непосредственно во время судебно-психиатрического освидетельствования. Все это делалось по инициативе известного сценариста с целью подготовки "документального" фильма о сатанистах.

Все же, несмотря на свою общую глючность, автор статьи честно написал "документальный" в кавычках. 

Заключение экспертной комиссии о том, что Аверин страдает шизофренией, было оценено авторами сценария как "очередное злоупотребление психиатрии" - именно потому, что идея сатанизма вполне совместима с реальностью и имеет широкую распространенность.

Вполне совместима, более того - наилучшим образом соответствует реальности. Только идея сатанизма настолько же далека от ее понимания д-ром Кондратьевым, как документальный фильм о сатанистах далек от документального фильма о шизофрениках.

"Сатанизмом" Аверина стали иллюстрироваться некоторые богословские труды.

И почему меня это не удивляет, а?

Однако в медицинском понимании это - проявления психического заболевания, развившегося у личности с соответствующей наследственной предрасположенностью, перенесшей стрессовые ситуации (война в Афганистане), и выражающегося в классической форме психопатологических признаков, многие из которых я в статье, рассчитанной на широкий круг читателей, не привел, поскольку они обозначаются специальными профессиональными терминами.

Sic!

Сатанистской духовной ориентации и сатанистской деятельности как таковой у Аверина не было, его "сатанизм" - всего лишь распространенная фабула болезненных переживаний.

Уф-ф... Да, как ни странно, мозги у медика еще не совсем заменились на православные. 

Хотя, действительно, на мысль, что у него "черная аура", его навели "экстрасенсы", к которым он обращался, пытаясь понять, что с ним происходит...

А вот это не понял. Это опять из серии "действительность за гранью психологии"?

Данное нами заключение подтверждается описанием психического состояния Аверина в период его продолжающегося до последнего времени пребывания на принудительном лечении. С первых месяцев после поступления в больницу он был спокоен, однообразен. Неохотно вступал в беседу, рассказывал о своей жизни. Подтверждал, что накануне совершенных убийств постоянно слышал "голоса" приказывающего характера, ему казалось, что его телом управляют. Переживания были очень неприятные. Решил, что это Бог воздействует на него, и, чтобы отомстить Богу, решил убить Его слуг. Говорил, что ему было жалко убивать монахов, но он убил их мечом, "а меч - это оружие властелинов, от меча умереть мечтает каждый воин". Уверял, что пересмотрел свои взгляды на религию и, хотя периодически слышит в голове "голоса" и "чужие мысли" - в основном "ругань и мат", теперь считает, что это делает "нечистая сила". У больного отмечены выраженные паралогичность мышления и эмоциональное уплощение. В отделении он держался уединенно, был послушен медперсоналу, подчеркнуто вежлив. Беспрекословно принимал назначаемое ему лечение.

На фоне этого лечения с апреля 1996 года стал уверять, что "голосов" больше не слышит. Охотно включался в трудовые процессы, работал слесарем в гараже, пользовался правом свободно выходить из отделения. Охотно беседовал на отвлеченные темы, на тему религии. О содеянном заявлял: "Боюсь вспомнить, ошибка заключалась в неправильном понимании Священного Писания, сам по себе я не смог бы этого сделать". С начала 1997 года больной стал усиленно молиться. Стремится уединиться и, стоя на коленях, молится, при этом бьется головой об пол, о стены, нанося себе ссадины и синяки.

Т.е. - пошел возврат к предыдущей стадии, когда он был "за бога", с новым качеством. Ну-ну...

При беседах заявляет, что он совершил очень тяжкий грех и теперь хочет замолить его. Читая молитвы, иногда допускает ошибки и, чтобы наказать себя, снова бьется головой о стены или об пол. Наличие обманов восприятия ("голосов") отрицает. Пребыванием в больнице не тяготится. Высказывает намерение после окончания лечения уйти в монастырь и посвятить себя служению Богу. Фон настроения ровный.

Надеюсь, в монастырь его примут и когда-нибудь он там еще раз глобально глюканет. Лучше всего, чтобы это был монастырь "православных психиатров".

Обсуждение основных положений

Приведенные примеры приверженности сатанизму людей, не страдающих психическими заболеваниями, показали единство их взглядов с учением современных сатанистских наставников, обозначили характер некоторых вариантов сатанизма, а главное, показали его реальность.

Стоп-стоп... Сорри, но я не припомню среди описанных ни одного без отклонений в психике. Если для вас "единение с кроликами" - это нормально, то у меня по этому поводу другое мнение.

Сатанизм противоестествен для психически здорового человека,

Да?

человека, воспитанного в традициях христианской нравственности

А-а... Т.е. - психически здоров только тот, у кого нравственность есть, причем именно по христианскому шаблону?

(как, впрочем, и для атеиста, если он воспринял эту же нравственность из атмосферы соответствующей социокультурной нормативности).

Уу...  Т.е. - ладно (скрипя зубами), будь атеистом, но подчиняйся нашим правилам! А если будешь еще и на церковь жертвовать - то вообще по фигу, как ты там себя называешь...

С идеями сатанизма не рождаются,

...как и любого другого мировоззрения. Младенцы вообще без идей рождаются.

они или появляются в результате переживания (нередко бессознательного) своей ущербности, социальной несостоятельности с потребностью в их гиперкомпенсации,

Стандартная страшилка. Вот только практически все знакомые мне сатанисты себя ущербными не считают (и таковыми не являются), имеют высшее образование, социально тоже не бомжи, и люди с их мнением им глубоко до лампочки Ильича, так что гипер-супер-пупер-компенсации просто взяться не откуда.

или прививаются посредством внешнего воздействия - в ходе общения с членами сатанистских сообществ, их лидерами, чтения сатанистской литературы.

Литературы - просто завались! А члены обществ устраивают облавы на прохожих вместе со своими лидерами, чтобы поговорить.

Огромное влияние оказывает здесь и сама сатанинская по своему характеру современная "нравственность" "Нового Века", о которой уже говорилось выше.

Это вы про то, что каждый имеет право на свое мнение? Да-а, эк неправославно!

От рождения ребенок не имеет каких-либо злых начал.

А добрых?

Его стремление к самоутверждению естественно. И оно сохраняет эту естественность, если воспитатели будут ограничивать развитие эгоизма и эгоцентризма.

А дерево сохраняет свою естественность, пока ему регулярно ветки обрывают.

Полноценное нравственное воспитание (не только словом, но и, главное, примером), соответствующая духовность окружающих людей - вот залог того, что ребенок не окажется в будущем "открытым" для восприятия идеологии сатанизма.

Т.е. - если с детства создать условия формирования психики по-христиански, то вы такую психику на выходе и получите. Тоже мне открытие.

Многолетний практический опыт подтверждает истинность свидетельства апостола Павла о существовании внутреннего или естественного нравственного закона даже у людей, никогда не соприкасавшихся с понятиями христианской нравственности (то есть язычниками, по христианской лексике). Апостол Павел говорит: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14-15).

Да есть закон у язычников, только свой. В частностях может и совпадать с другим, что удивительного? 

Различение и противопоставление понятий добра и зла имеется в истории всех цивилизаций,

Да, это - моральный дуализм - и привело человечество на грань наблюдаемой ныне катастрофы.

и практически всегда добро понималось как естественное положительное качество человека, а зло - как приобретенное (в связи с разными обстоятельствами).

Понималось с момента введения понятия "добра". Причем естественное для данного племени и т.п., не более того.

Поклонение сатане, то есть злу по определению,

Чьему? (устало зевает)

возможно только тогда, когда совесть человека лишена добра. Естественное добро, которое в той или иной форме проявлялось в детстве у всех наблюдавшихся нами сатанистов, было заглушено обстоятельствами последующей жизни.

Подростки-сатанисты - все из неблагополучной среды [8]: вместо доброго семейного воспитания с формированием положительных нравственных ориентиров - постоянные примеры жестокого, злобного отношения взрослых, вместо воспитания в духе взаимной любви - пренебрежение к личности подростка, что развивает в нем постоянное ощущение своей никому ненужности и создает стрессовую ситуацию с чувством тревожности.

Да, мне тоже пытались такой диагноз ставить, когда я в интернете/ФИДО только появился. Вот что странно - пренебрежения не было, ненужности не ощущал и все такое, в МГУ поступил - а вот сатанистом стал. Что-то в схему не вписывается...

Аффилиация, психологическое понятие, показывающее стремление человека быть в обществе, проявляется у таких подростков как тенденция к объединению с себе подобными. Общение и близость подростков с одинаковыми личностными проблемами приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса.

Это правильно, но по отношению к тем подросткам, которые хотят самоутвердиться и т.д. При этом им все равно, как - стать панком, металлистом, или сатанистом - берут-то они все равно только внешнюю атрибутику.

Именно поэтому такие подростки, не имея возможности войти в иную группу общения (ибо там они рисковали бы не найти соответствующего их особенностям взаимопонимания) легко присоединяются к антисоциальным группировкам, к категории которых, несомненно, относится описанная нами "начальная школа сатанизма".

А подготовительная группа сатанизма как же? А сатанинские ясли?

Здесь помимо чувства общности у подростков формируется осознание своего превосходства над "благополучными" сверстниками.

Налицо стремление приписать подросткам-сатанистам осознание "неблагополучности". Должный вывод: благополучный подросток в сатанисты не пойдет, он сатанистов обойдет. Родители, смотрите тщательнее за детьми (лучше всего держать их на строгом ошейнике, привязанном к батарее)!

А целенаправленное формирование наставником ориентации на нормативность сатанистского отношения к обществу развивает и закрепляет у этих молодых людей соответствующий характер поведения. Вместе с тем подростков в значительной степени привлекает внешняя сторона сатанистских ритуалов, их таинственность, эксцентричность. Служение сатане у них носит игровой, поверхностный характер без фундаментальной личностной ориентации на верность служения сатане.

И, конечно, единственным способом не допустить приобщения подростков к таким сатанистским группам является устранение первопричины - неблагоприятных условий существования в семье и общего социального неблагополучия в стране.

Далеко не все подростки, оказавшиеся в "школах сатанизма", становятся затем "кадровыми" сатанистами.

Некоторые не сдают выпускной экзамен?

Разрыв с группой по каким-либо внешним причинам (в связи с переездом в другую местность или даже с арестом) отнюдь не всегда приводит впоследствии к поиску новых контактов с сатанистскими группами. В случаях благоприятного изменения ситуации участие в сатанистской группе порой постепенно забывается.

Иная картина, когда у подростка исходно формируется индивидуально-оппозиционное отношение к окружающим, к социальной нормативности. Здесь нередко причину следует искать в определенной психической "слабости", связанной чаще всего с неблагоприятными условиями формирования личности, отсутствием духовной связи с теми, кто мог бы дать им правильные нравственные ориентиры (как отмечалось это и выше). Существенную роль играют в подобных случаях и последствия раннего органического повреждения головного мозга, связанного с перенесенными травмами либо с тяжелыми инфекционными заболеваниями - то есть с причинами, затрудняющими адекватное своевременное развитие психики и социализацию личности.

Эдак ненавязчиво обвинили всех сатанистов в повреждении мозга. А кто выше писал, что психи - это все же не сатанисты? Да, этот професор - не Дворкин какой-нибудь, тут все тоньше. Официально пишем, что психи - они и в России психи, а чуть позже тонко намекаем, что сатанизм - это результат психического отклонения.

Невозможность достичь желаемого социального статуса заставляет таких подростков обвинять в своей ущербности сначала ближайшее окружение, а затем и всех людей вообще. Так формируются своего рода "мстители обществу". Первоначально это находит отражение в "творчестве": в изображении однообразных по тематике, но неизменно изощренных по композиции сцен насилия и убийств, нередко с участием известных садистов и террористов, выбранных в качестве героев для подражания.

Вот интересно - я как-то не помню ни одного известного садиста и террориста. Впрочем, садистов пару помню - Чикатило и Торквемада. И то первый, кажется, просто маньяк был.

В случаях установления контактов с сатанистами подобные подростки и юноши приходят в группу с уже оформившейся готовностью творить зло. Какого-либо критического отношения к своему образу жизни и к вере в могущество сатаны добиться от них в этот период их жизни невозможно. Они не хотят менять свои убеждения хотя бы потому, что без них окажутся лишенными той "опоры" в жизни, которой служит им возникшее в сатанистской группе чувство превосходства над другими. В этих условиях прогноз на смену мировоззрения представляется плохим. Однако все же нельзя исключить и того, что по мере взросления, обретения жизненного опыта и возникновения благоприятной (в духовном смысле) атмосферы в непосредственно окружающей их среде общения может произойти отказ от сатанистской идеологии.

И опять тихой сапой: сатанизм - это детская болезнь... повзрослеешь - пройдет... надо взрослеть... надо отойти от сатанизма...

А почему "нечаянно" упускаем вариант: если пережить период нигредо, действительно не редкий для подростка, то что мешает стать на путь своего развития в сатанизме?

Во всех подобных случаях можно говорить о преимущественно "чувственном механизме" приобщения к сатанизму.

В большей степени патология и одновременно рассудочность проявляются в примере приобщения к сатанистской идеологии Александра Т. и в других подобных случаях. Напомню, что с детства он неоднократно помещался в психиатрические больницы, ему устанавливался диагноз дебильности. Александр, между тем, явно не олигофрен - у него достаточно большой запас знаний и хорошая способность ими пользоваться.

Оригинально. Все врачи в больницах ошибались, один автор статьи прав, поскольку православный.

Вместе с тем в детстве у него была какая-то психическая патология, которая, по-видимому, воспрепятствовала гармоничному развитию личности (возможно, имевшаяся психическая патология была своеобразным "фильтром", не пропускающим чувственное восприятие отношений добра и нравственной нормативности). Приобщение его к сатанизму сугубо рационалистическое, так как у него не было чувства ущербности своего "я", которое требовало бы гиперкомпенсации.

Интересно. Вот я тоже пришел к сатанизму рационалистически, гиперкомпенсации не требуя и все такое. Вот только я некоторым образом не дебил и никогда им не был. И в детстве меня этим "добром" и "нравственностью" вполне накормили, причем, опять же, в меру, а не до отвращения.

Ну не подходят к сатанистам ваши теории, пригодные для людей... причём недоразвитых.

Его сатанизм - это осознанный выбор, закрепившийся в однозначной жизненной позиции и не нуждавшийся в подкреплении чувственным компонентом. Видимо, поэтому он не испытывал желания находиться в сатанистской группе и предпочитал жить по своему усмотрению. Вряд ли можно ожидать на этом этапе жизни Александра какого-либо раскаяния, он определил свою жизнь на долгие годы. Трудно представить, что после выхода из тюрьмы он захочет и сможет пересмотреть свое отношение к сатанизму, хотя, в принципе, такой пересмотр все же возможен, если с ним произойдет то, что относится к переживаниям религиозного опыта, естественно, уже не сатанинского содержания.

Т.е. - рационально сатанизм опровергнуть нельзя. Сами признались.

Нельзя не обратить внимание на те высказывания признанных вменяемыми сатанистов, в которых они приводят описания "видений", "голоса" сатаны и т. п. С позиций психиатрии, это - обманы восприятия, иллюзии или галлюцинации.

То, что галлюцинирующий человек вменяем, я еще соглашусь, но вот то, что он психически здоров - никоим образом.

Еще в ХIХ веке психиатры обманами чувств или мнимоощущениями, или иначе галлюцинациями в широком смысле слова называли появление в сознании представлений, соединенных с ощущениями, того, что в действительности в данной момент не может восприниматься органами чувств из реального мира. В сущности, всякая галлюцинация происходит из сочетания какого-либо представления, возникшего в сознании, с ярким чувственным впечатлением. Это репродукция, мысль, одевшаяся в яркую чувственную оболочку, или, как выразился французский психиатр Lelut, "галлюцинация есть идея, проецируемая наружу".

Охваченность идеей реальности существования сатаны на фоне аффективно напряженного ожидания его появления может вызвать соответствующее мнимоощущение, обман чувств или, иначе, определенное расстройство психики. Это позиция психиатров.

Совершенно верно. Точно так же идея реальности существования христианского бога вызывает описываемый эффект. Вспомните, к примеру, "изгнание бесов" или "говорение на языках" у харизматов.

Но, с другой стороны, вся история религии неизменно содержит указания на общение с теми или иными представителями нематериального мира (Богом, Ангелами, сатаной и т. д.).

И что мешает их восприятию в вышеописанном ключе? А-а, это предмет веры...

И потому, если допустить, что все эти "голоса" и "видения" только лишь психопатология, то все бывшие и существующие цивилизации, как основанные на религиях, - следствие психических расстройств, а весь наш мир есть сплошной "сумасшедший дом".

Кто же спорит? Или так обидно правде в глаза смотреть?

И, конечно, психиатры не должны навязывать такое представление.

Перевожу с христианского на русский: ученые не должны высказывать мнений, не одобренных Православной Церковью и не совместимых с православием.

А поскольку оно не соответствует действительности, то может быть принято объяснение, даваемое религией.

Стоп-стоп. Почему это "не соответствует"?! Обоснование?

53. Мнимые ступени истины. Одно из обычных ошибочных умозаключений состоит в следующем: так как кто-то правдив и искренен в отношении нас, то он говорит правду. Так, дитя верит в суждения своих родителей, христианин - в утверждения основателя церкви. Точно так же не хотят допустить, чтобы все, что люди защищали в прежние века, жертвуя своим счастьем и жизнью, было только заблуждением; вместо этого говорят, что это были ступени истины. Но, в сущности, полагают, что когда человек искренне верил во что-либо, боролся и умер за свою веру, было бы слишком несправедливо, если бы его одушевляло, собственно, только заблуждение. Такое явление представляется противоречащим вечной справедливости; поэтому сердце чувствующего человека всегда утверждает против его головы следующее положение: между моральными действиями и интеллектуальными познаниями всегда должна иметься необходимая связь. К сожалению, дело обстоит иначе: ибо вечной справедливости не существует. - Ф.Ницше, "Человеческое, слишком человеческое"

Подобные переживания общения с духовным миром называются религиозным опытом. Накопленный и описанный, он слишком велик, чтобы его можно было просто игнорировать.

Опыт язычников, к слову, в этой области куда больше, чем монотеистов.

Даже убежденный материалист, абсолютный атеист, сохраняя свои убеждения, должен поневоле признать существование фактов религиозного опыта.

Т.е. - признать, что есть люди, которым что-то глючилось религиозное? Признаю, какие траблы?

По этому поводу выдающийся психолог и психиатр К.Г.Юнг, выступая в качестве непредвзятого исследователя, писал: "Религиозный опыт абсолютен. Он несомненен. Вы можете сказать, что у вас его никогда не было, но ваш оппонент скажет: "Извините, но он у меня был". И вся ваша дискуссия тем и закончится. Неважно, что мир думает о религиозном опыте; для того, кто им владеет, это - великое сокровище, источник жизни, смысла и красоты, придающий новый блеск миру и человечеству. У него есть вера и мир. Где тот критерий, по которому вы можете решить, что эта жизнь вне закона, что этот опыт не значим, а вера - просто иллюзия? Есть ли, на самом деле, какая-нибудь лучшая истина о последних основаниях, чем та, что помогает вам жить?".

Ссылочку можно, точную? ИМХО это фраза тщательно выдрана из контекста и описывает как раз религиозные переживания с т.з. верующего, но отнюдь не Юнга. Самого психиатра в религии волновало другое - см., например, "Сказание об Иове" или "Попытка психологического истолкования догмта о Троице". Вы бы его еще православным обозвали.

"Сатанизм" же у больных, находящихся в состоянии психоза, является, с моей точки зрения, чисто болезненным образованием, их галлюцинации - психопатологические симптомы.

А у христиан - это здоровое общение с ихним богом??

По мере излечения психического расстройства эти галлюцинации и идеи проходят и даже сменяются глубоким раскаянием, как у Аверина. Однако в некоторых случаях яркая образность общения с сатаной в период психоза может наложить значительный отпечаток на последующую, постпсихотическую жизнь. В таких случаях возможны поиски объяснения "контактов" с сатаной, что может привести к вторичному, уже осознанному сатанизму, поскольку для больного это общение было той реальностью, которую он не может просто так игнорировать.

Представляется, что в случае наличия у людей явных нарушений психики между психиатрическим и религиозным пониманием их "сатанизма" существует трудно преодолимое расхождение, поскольку одни и те же явления (конкретные переживания больных, их галлюцинации и т. д.) рассматриваются с разных уровней познания: у психиатров - "снизу", в рамках научно определяемой причинности явлений реального мира, у богословов - "сверху", в сфере мира духовного, то есть в рамках причинности нематериальной. Для самих же больных эти переживания остаются реальностью.

Понимание душевных расстройств - болезненных изменений качества психики и психических процессов, которые, по существу, представляют расстройства нашего "биокомпьютера" (головного мозга), следует принципиально отличать от духовной извращенности,

В смысле, неправославия?

которую человек приобретает сам, по своему выбору и от которой он может избавиться по своей же воле. Если первое (душевная сфера и ее расстройства) относится к профессиональной компетентности психологов и психиатров, то второе (духовная сфера) лежит вне этой компетенции, это сфера нравственных ориентаций, религии.

А нравственности без религии, значится, никак нельзя?

Соответственно, расстройства психики даже с фабулой сатанизма, как болезненные, должны врачеваться, что не исключает молитвы в помощь врачу-психиатру и во исцеление больного.

Если вылечит психиатр - всегда можно сказать, что это молитвы помогли...

Сатанизму же как духовной ориентации может быть противопоставлена только духовность, мудрость и красота христианства.

А что там мудрого и красивого, простите?

Что не исключает уголовного наказания за деяния, совершенные во имя сатаны.

Разумеется. Как и во имя кого бы то не было. УК - он и есть УК, и от мировоззрения зависеть не должен.


  1.  Под "неблагополучием" в данном случае не следует понимать только лишь низкий материальный уровень или социальное положение. Сатанисты могут происходить из семей, прекрасно обеспеченных, их родители могут занимать в обществе достаточно высокое положение. Речь здесь идет о неблагополучии, в первую очередь, духовном, именно в нем - корень и первопричина возникающей позднее в человеке извращенности восприятия окружающего мира и отношения к нему. - Ред.

Так бы и написали. Из христианско-русского словаря: "Неблагополучная семья = неправославная семья"