Вован

Кураев о фильме «Терминатор 2: Судный День».

Для начала небольшая интродукция. Автор указанной статьи в то время (первая половина 2002 года) не увлекался богоборческими идеями, подобные теории стали интересными спустя полтора года, хотя нелюбовь к религиозным организациям и их отдельным представителям прослеживалась уже тогда :-). Ну, не сложилось вот с христианством :-); вместо этого я любил лишний сотый раз пересмотреть культовый боевик 1984 года «Терминатор». Первый раз этот фильм я увидел в конце лета 1991 года, до сих пор получаю удовольствие от просмотра, идеальной, согласованной работы режиссёра, актёров, осветителей, композитора, оператора – да что говорить, я считаю, все члены съёмочной группы постарались тогда на славу, получился по-настоящему Шедевр. Опять же, ИМХО, один из лучших фильмов конца ХХ столетия, чтобы про него не говорили всевозможные «противники жестокости», коих среди христиан навалом. Однако возникло новое поколение священников, решивших прививать ценность служения Богу по примеру широко известного дьякона Кураева, проповедующего на рок-концертах, путём привлечения «новых», неканонических форм проповеди. «Кино, вино и домино», ну, до последних вариантов РПЦтм ещё не добралась (до второго, думаю, доберётся, торговля сигаретами уже осуществлялась; интересно было бы посмотреть на бородатого попа, усевшегося под деревом с мужиками «забить козла», беспрестанно подбадривающего себя молитвами и вместо « Рыба!» говорящего «Аминь!»), а вот кино уже находится под пристальным присмотром чернорясой компании. «Брата» уже обсуждали, «Последнее Искушение Христа» обдристали, настал черёд и моего любимого кинофильма. Признаться честно, я был удивлён, увидев вместо гневных злопыханий и анафем в адрес съёмочной группы и поклонников попытку проведения аналогии с христианским учением. Я же не мог пройти спокойно мимо столь …любопытного разбора любимого кинофильма, посему откомментировал как мог размышления постоянного героя подколок сатанистов, атеистов и просто разумных людей. Забавно получилось, смотрите сами:

 

http://www.terminatorium.narod.ru/allegory.htm

 

Библейские мотивы в "Терминаторе 2"

 

От автора сайта (примечание Вована): К сожалению, я ничего не знаю об авторе этой неожиданной статьи, к тому же некоторые фрагменты показались мне, не искушенному в религии, настолько туманными, что я даже не смог их перевести. Однако, сама точка зрения определенно заслуживает внимания.

 

Не знаю, не знаю, если под вниманием понимать попытку хоть как-то проанализировать кинофильм, а не тупо охаивать и давить на психику Спасением Души... не всё потеряно. Раньше батюшки и их единомышленники, в основном, занимались выливанием помоев на кино и музыку, приравнивая их непосредственно если не к гомосексуализму, то к пьянству и наркомании стабильно.

 

Аллегория

"Судный День" - это термин, введенный Христом и его последователями.

 

Текст первоисточника знаток Нового Завета, где упоминается данный термин, не приводит. Плохо работаем. К вопросу о достоверности знания и аргументированности мнения Кураева. Впрочем, у него так не в первый раз делается.

Вот и ниже, ссылки приводит, а непосредственно текст по ссылке не раскрывает.

 

Он относится к времени второго пришествия Христа, когда он будет судить всех людей. Есть очевидная двойственность в этом судилище; одни выдержат его, другие - погибнут. См.: Матфей 10:15, 12:36, Иоанн 5:22, 16:11, 2-е послание Коринфянам 5:10 и Откровение (многие главы).

 

Постойте, по сюжету фильма учёные создали по заказу военно-промышленнного комплекса США супер-компьютер, впоследствии стремительно поумневший и решивший уничтожить всё человечество, заменив его роботами. Или что, Христос у него аналог системы SkyNet, а танки и летательные аппараты Hunter Killers типа апостолов, несущих Благую Весть?! Стоп, тогда эмиссары-терминаторы, посланные сквозь время убивать лидеров человеческого Сопротивления, есть Войско Христово?! Это они так христианство пропагандировал, очевидно, судя по тому, что батюшка Кураев прямо проводит аналогию с компьютером, убийцей человечества и евреем Иисусом Иосифовичем из Назарета. Скайнет, по сценарию фильма решил, что раз уж зло находится во всех людях сразу, то и всех их надо бы того-с…ядрёной бомбой оптом, а потом роботов напустить на них.

Ой, опять я сбогохульничал. Или не я, а? :)

 

Действующие лица

Сара Коннор воодушевлена и полна решимости. Она предвидит грядущую гибель, Судный День. Люди могут избежать этого, только поверив ей.

 

Неуместное сравнение. В кино были неопровержимые доказательства существования робота, микропроцессор и рука эндоскелета, скрытые от постороннего внимания компанией Cyberdyne Systems. Присутствие технологий будущего в лице роботов и их останков, также демонстрируемые по ходу фильма фотографии киборга, убившего в 1984 году (действия, разворачивавшиеся в первом фильме) 30 полицейских – тоже.

 

Джон Коннор - юный преступник, чья основная черта - это бунт. Только Сара, T-800, и T-1000 видят потенциал в этом будущем лидере.

 

В принципе, я согласен, но с оговорками. Это не потенциал. Они не то, что видят, они знают, кем суждено стать Джону, и поэтому действуют в соответствии со своими задачами.

 

T-800 призван спасти Джона Коннора.

 

Не призван, а запрограммирован. Робот он, скелет с биотканью. Впрочем, некое сходство у роботов и у верующих есть, даже вон Кураев в не способном мыслить вне программы создании что-то близкое уловил.

 

Он во многом отличается от человека,

 

Да что вы, а я и не знал :)

Смотря, от какого человека, и чем. В церковь не ходит, да :))

 

но его процессор позволяет ему обучаться. различен от человечества(гуманности) многими способами,

 

Удивительно. Священник, претендующий на звание русского духовника, на этом самом языке писать грамотно не может. Лично я фразу «различен от человечества (гуманности) многими способами» понять отказываюсь.

 

хотя его процессор позволяет ему обучаться.

 

Чему, гуманности? В фильме он, в основном, улыбаться учился и слэнгу.

 

Сара замечает, что " ...если он не может стать человеком, то он не очень хорош для нас."

 

Ну, конечно же, Сара имела в виду не монотонность действий и скованность речи и поступков робота, а отсутствие у железяки страшной гуманизма. Вот из-за чего она ему молоточком по процессору не заехала. Я-то, грешным делом, думал, что всё это недоверие из-за страха, пережитого от нападения первого Терминатора. А тут вона как обернулось. Век живи, век учись.

Тут ситуация немного щекотливая. В прокат сначала пошла версия фильма, куда не вошла часть отснятых кадров. В частности, сцена, где Сара пытается разбить микрочип роботу, и Джон закрывает его рукой. Если трактовать сей эпизод с христианской точки зрения, получается, что «благоверная» Сара решила пробить мозг тому, кто по её усмотрениям «нехороший», потому что на «человека» не похож. Отлично. На человека не похож – на тебе молотком по чайнику. 

 

T-1000 призван уничтожить Джона Коннора.

 

КЕМ? Он тоже робот, у него другая программа.

 

Его основная черта - обман,

 

Не обман, а возможность менять внешность. Или жидкие сплавы однозначно от Диавола? Ну ваще!...

 

и смерть следует за ним тенью.

 

Чего-то не помню такого персонажа? Или у священника особая копия фильма, раритетная?

Да и странно как-то святой отец рассуждает. То у него Судный День руками и пушками роботов свершается, то у него Джон Коннор Спаситель чуть ли не к лику святых причисленный. Кто у него там Истинно-Православный, я чего-то совсем запутался. Хотя, откровенно скажу, кажется мне, что Андрей Кураев фильм смотрел кое-как, половину сюжета добрую забыл, а теперь по старой пропагандистской привычке гонит одному ему понятный бред в угоду современной конкъюнтуре (в данный момент РПЦ МП).

Если бы не чуткое руководство Джона, Т-800 трупов накоцал бы едва ли не меньше, чем Т-1000. Кто сомневается, пусть вспомнит сцену, когда робот чуть не мочканул двух парней у телефонной будки.

 

Он кажется сильнее T-800, однако T-800 его в итоге уничтожает.

 

Теория

Сара - пророк, такой же, как Исайя, Илья или Иоанн, но больше в духе баптистского проповедника.

 

Особую пикантность сравнению придаёт тот факт, что пророк оказался в дурке для особо буйных :)) Тоже в духе баптизма, да-да-да. Так и снимали, *гнусавым голосом*: Эпизод «Баптистка в психлечебнице», дубль 2.

 

Она абсолютно убеждена, что Судный День приближается.

 

Уже об этом написано (см. выше).

Только она пытается его остановить, пытаясь уничтожить разработку компьютерной компании, взорвав оборудование для его создания, и убить Майлза Дайсона, создателя проекта «SkyNet – Небесная Сеть». А вот христианские кликуши-проповедники с некоим подобием радости и справедливости возвещают о грядущем апокалипсисе ( см. выше речь Кураева и приводимые ссылки на Евангелие) и очень ругаются, когда их «справедливого» и «доброго» Боженьку за это считают тупым и вредным садистом.

 

Джон - обыватель. Он рожден в мире необузданного зла и унаследовал характер бунтовщика.

 

Вот, оказывается, кто виноват – мир, где родился Джон. Универсальна отмазка, чисто в христианском духе. Мир плохой, поэтому можно воровать.

Характер бунтовщика ему могла передать только мать (или её любовники, что несущественная разница). Она же его научила ломать банкоматы. Понятное дело, что воспитывала она не взломщика, а лидера нации, но одно другому не мешает, как оказалось. А мать, как уже «доказали» - пророк.

Чего-то не сходится.

 

Прозревает он только благодаря вмешательству T-800.

 

Когда он понял, что он не плод больного воображения, а самая что ни наесть мерзкая реальность.

 

Кроме того, благодаря ему же Джону удается уцелеть.

T-800 (в этой аллегории) - Христос. Он не только постоянно защищает Сару и Джона, но и жертвует ради них своей жизнью.

 

При этом он отбирает у байкера одежду с мотоциклом, угоняет машины, обстреливает полицию. Прям сама любовь и доброта. Абсолютно по-христиански.

 

T-1000 - Дьявол. Он несет смерть и разрушение всякому на своем пути. Он коварен, и может менять форму, чтобы обмануть.

 

Винить робота из фильма в убийствах – всё равно, что винить кастрюлю, ошпарившую кипятком. Думать надо было, что делаешь. И упрёки в коварстве, мягко говоря, неуместны. У обоих роботов заложена программа, у каждого своя.

Поскольку батюшка опять повторяется, отсылаю к комментариям выше.

 

Доказательства

Есть несколько сходств между T-800 и Христом:

Оба жертвуют своими жизнями ради человечества. Когда обнаженный T-800 в начале входит в бар, ему наносят удар в грудь.

 

Когда он пытался отобрать у байкеров одежду. Очень по христиански.

Интересно, а кием бильярдным таких вот «святош» отлупить – это Очень Страшный Грех, иль не очень?! :))) Интересно, а что бы сказал батюшка, отбери у него, скажем, забредший в Храм Лужка Строителя Шварценнегер рясу и очки? ;) Скандал бы уж точно он закатил, уверен.

 

Рассмотрите любое изображение Христа на кресте, и сравните его с T-800, когда он входит в подсобку бара. Рана, полученная Христом согласно Иоанна 19:34, удивительно похожа на рану T-800.

 

А цитату так и не привёл полностью.

В любом случае, что римский солдат, коловший Христа копьём в сердце, что байкер, защищавший своего товарища от грабежа, желали своему врагу скорейший смерти, для чего били в жизненно важные органы. Вот и всё совпадение, и не в религии тут отнюдь дело.

 

Фома сомневался в воскрешении Христа и "возлагал" палец в отверстие от гвоздя в руках Христа. Посмотрите сцену побега из лечебницы - Джон засовывает палец в отверстия от пуль на теле Терминатора!

 

Джон проверял раны на туловище робота. Я не думаю, что паренёк был шибко религиозен, иначе он не уркаганил бы по улицам, а позже не пошёл мочить паскудных желязяк, решивших по «Воле Божьей» укокошить три миллиарда земных жителей. Кто у нас там говорил, что «всякая Власть от Бога», ась, вашенское преосвященство?

 

Когда Сара наблюдает, как Джон учит Терминатора "давать пять" в пустыне, она произносит мысленный монолог о чувствах T-800. Она замечает, что T-800 может оказаться лучшим отцом, чем любой другой. Теперь проверьте, например, Иудеев 3:6.

 

И чего там написали, никто не подскажет?

Робот был запрограммирован на помощь и на защиту, не больше и не меньше. Останься Т-800 целым и невредимым, воспитать бы паренька он не смог. Пришлось бы мамаше копошиться.

Я даже не уверен, что коллеги святого отца согласятся с ним по поводу выбора. Уж сколько об этом было понаписано…

 

Есть также сходства между T-1000 и Дьяволом:

Дьявол способен изменяет внешность.

 

Что ж он к внешности-то пристал, а? Или технический прогресс – от Дьявола тоже? Ну-ну, блять…

 

В христианской традиции Сатана принимает образ змея,

 

Самое интересное, что традиция противоречит Библии, в которой змей упоминается только один раз и то без привязки к образу Сатаны. Учите матчасть (с)

 

и иногда именуется Зверем.

 

Когда змей, когда Зверь. Теперь ещё и внешность меняет. Интересно, а роботы-трансформеры тоже от Дьявола? «Грендайзер – сын Сатаны» - а ведь звучит. Да, чуть не забыл – мультики тоже надо запретить смотреть, а то Бог накажет :)

Тьфу, не смешно даже.

 

Также посмотрите 2-е послание к Коринфянам 11:14. Совсем как T-1000, главное качество которого - способность менять форму.

 

И где текст 2-го послания? А, я понял, главное – с умным видом вещать и стращать паству. Говорить о полном сходстве на основе только одного признака – ненаучно и неразумно.

 

T-1000 желает смерти для Джона (то есть, для обывателя). Точно так же и Сатана желает смерти для всех людей, согласно Христианской традиции.

 

И опять, никаких ссылок, одна лишь Христианская традиция. «Так принято, что Сатана желает смерти». Принято и всё.

Как, видимо, и нежелание обозначить связь между желанием убить Джона и желанием Сатаны смерти всем людям. Сатана оставляет выбор (между прочим): умереть дураком или жить собственным разумом, а Т-1000 шпарит по заложенной программе.

 

Посмотрите Откровение 19:20.

 

Текст ссылки не указан.

 

Мы видим, что Дьявол будет брошен живым в озеро огня. Теперь вспомните, как умирает T-1000.

 

А теперь вспомните, как умирает Т-800.

Учитывая, что Кураев постоянно «путался в показаниях», можно сказать, что умерло целых два Дьявола. И ваще, нефиг их, рогатых, жалеть :)), чем больше утопятся, тем лучше.

 

Кроме этого, у меня есть достаточные основания и для альтернативной теории.

 

Ну-ка :))

 

Она базируется на факте, что Джон является Спасителем человечества (хотя и не ценой своей жизни).

 

Хмм… эта фишка канает для тех, кто в кино не ходил. Какое глубокомыслие, надо же!

 

Следовательно, Сара оказывается Девой Марией.

 

«И тут Остапа понесло» (с)

Это что же, и вся теория?

 

Это объяснило бы и таинственный характер зачатия Сары.

 

А откуда он знает, как была зачата Сара? В фильме про особенность зачатия Сары ничего нет. Ох уж ета православная фантазия, чтоб её… Ежели он имеет в виду зачатие Джона, то в первом фильме показан половой акт между Кайлом Ризом, отцом ребёнка, солдатом из будущего, и Сарой. Ежели для отца Андрея процесс зачатия детей – тайна за семью печатями… ну в школу ходить надо, что ещё сказать. Не в церковно-приходскую, разумеется :))

В общем, батюшка как всегда показал полную неосведомлённость в теме, неумение и нежелание аргументировать, чем в очередной раз себя опустил. Поздравляю вас, гражданин, соврамши (с) Коровин, «Мастер и Маргарита».

 

Как ни странно, но служители церкви тоже смотрят "Терминатора" и находят там что-то совершенно свое (Вот уж действительно! – прим. Вована). Вот, например, мнение диакона Андрея Кураева:

"Когда в "Терминаторе-2" биоробот (персонаж Шварценеггера) погружается в кипящую сталь на глазах у спасенного им мальчика - имеем ли мы право сказать, что перед нами проповедь антихристианства? Терминатор уничтожает себя - чтобы никакая из составляющих его деталек не досталась тем, кто пожелает воспроизвести подобного ему робота и использовать его в качестве супероружия.

 

Самоуничтожение – это да, это не антихристианство. Но чтоб детальки не остались… Наверное, чаша Грааля и кусок плаща Христа – это детальки. Как и в фильме, они хранятся под большой охраной, но там их наличие старались скрыть от постороннего глаза, а в реальной жизни при их помощи из людей делают послушных фанатиков. Микрочипы, не без этого :)) Прислоните плащаницу к голове, и вы станете православным роботом. Как мило.

 

И в сознании детей, смотревших этот фильм, остается плачущий мальчик, смотрящий на защитившего его странного друга - и рука Терминатора, постепенно погружающаяся в лаву и прощально поднимающая большой палец... Разве не легче будет после этого рассказывать детям о Евангелии и о той жертвенной этике, что возвещается им?"

 

Интересно, как отец Андрей объяснит детям ситуации, когда положительные герои угоняли машины, воровали оружие, одежду, деньги, сквернословили, незаконно проникали в помещения. Там ситуация была предельна ясна и понятна, были неопровержимые доказательства постъядерного будущего и войны с роботами. А существование Бога, ангелов и рогато-хвостатых легионов не доказано, как бы того не хотелось алчным до чужого прайса служителям культа.

На примере «Терминатора» самими же священниками отчётливо продемонстрированы противоречивость «христианской традиции» и поверхностное знание материала. Прибавьте сюда паническое желание в изменении внешнего вида – уже достаточная антиреклама. В очередной раз убеждаюсь, что христианству путь заказан и в кинематограф. Иначе получится то, что рассмотрено выше.

P.S. И вообще, что за дурацкая привычка выдёргивать из фильма отдельные моменты и лепить их к Библии!

P.P.S. Да, совсем забыл. В одном эпизоде фильма «Терминатор 2» присутствует сцена, где Сара вырезает ножом на доске «No Fate – Нет Судьбы». После её внезапного бегства из лагеря мексиканца Энрике Салседы, Джон, вертя в руках табличку, вспоминает, что эти слова передал ей его отец: «Нет судьбы, но только то, что мы творим сами». Это что, тоже проповедь христианства, с его предрешённостью и предопределённостью?