Томас Карлссон

Адулруна. Готическая каббала

          ISBN 978-5-904168-01-8

ВНИМАНИЕ!
Книжные магазины формируют цены в виде «раз продается, надо повысить», но очень не любят снижать их до оптимального уровня. Так, в «Озоне» книга была сначала по 216 р, затем — по 256, далее — по 274, и сейчас — 282 р.
Мы, издатели, считаем, что это дороговато.

Если вы хотите приобрести «Адулруну» за 220 р. (+ 50 р. за пересылку 1-2 экз. в пределах РФ), то вы можете написать мне.
В случае заказа от трех экз. — скидка, обговариваемая отдельно, и в зависимости от количества.

 

Иоганн Буреус (1568–1652), учитель короля Швеции Густава Адольфа, первым начал исследовать руны и шведский язык, за что был признан «отцом» шведской грамматики. Сам же Буреус считал, что его основные достижения лежат в области мистицизма. Свою эзотерическую систему нордической каббалы Буреус называл «notaricon suethia» или «kabala Upsalica». Буреус применял каббалистические методики и для исследования рун. В основе книги — главная эзотерическая работа Буреуса «Adulruna rediviva». Эзотерическая система Буреуса впервые в России и на русском языке описывается на основе первоисточников, которые хранятся в Стокгольме, Упсале и Линчёпинге. Главный источник — шесть манускриптов Буреуса, озаглавленных «Adulruna rediviva». Четыре из них хранятся в Королевской библиотеке Стокгольма, два оставшихся — в библиотеке «Carolina Rediviva» в Упсале.

© Thomas Karlsson, 2005

© T. Ketola, оформление обложки, руны и дополнительные иллюстрации, 2008

© Издательство «Дархон», перевод на русский язык И. С. Аникеева, оформление, 2009

Книга переведена и издана на шведском, немецком, итальянском языках, также переведена на и английский, но еще не издана. Мы успели раньше.

 

Оглавление

Вступительная статья
Введение
Глава 1. Готицизм и западный эзотеризм
    Инициация
Глава 2. Пророки готицизма
    Братья Магнусы
    Иоганн Буреус
    Олоф Рюдбек
    Готическая лига и поздний готицизм
    Пророчество Льва
Глава 3. Адулруна
    Пятнадцать адулрун
    Квинтет прародителя (Födarefemten)
    Порождающий квинтет (Födelsfemten)
    Порождённый квинтет (Fosterfemter)
    Тайные значения рун
    Камень покоящийся и камень падающий
    Рунический крест
    Царь, облёченный в руны
    Внутренний склеп и сокровищница Адулруны
    Homo triplex и три квинтета
Адулруна
    Три венца
    Адулруна и её науки
    Последователи Буреуса
Глава 4. Эзотерический готицизм после Буреуса
    «Is Atlinga» Йохана Гёранссона
    Инициатический готицизм Лиги «Манхем»
    Путь девяти ступеней инициации в Лиге «Манхем»
Заключение
Библиография

Προλεγόμενα

 

Чем более непривычной, чем более инаковой является форма, в которой человек учится узнавать себя, тем глубже становится его самопознание.

Алан Уоттс

 

Наука и философия не противоположны, а гармонично дополняют друг друга: наука познаёт от общего к частному, философия — от частного к общему. Но приблизительно с XVIII века люди об этом настойчиво забывают. Шопенгауэр напоминал, но его не услышали.

Еще в античной Греции произошло разделение способов познания на θεωρία, интеллектуальное созерцание, и πραξις, познание в действии. И если второй способ привел к развитию науки (хотя временами и догматизируясь до абсурдного с философской точки зрения «практика есть критерий истины»), то второй способ познания был практически забыт. Причина проста: религии, претендующие на знание истины, во-первых, требовали стандартизации направления интуитивного познания «под себя», во-вторых, позже, с появлением массового атеизма, мистическое познание было объявлено ненаучным.

Да, оно ненаучно; но это не означает антинаучности! В эту область гораздо легче провести антинаучное, так как отсутствуют чёткие критерии «допустимости теории»; но и конвенциальное определение науки неизвестно даже в настоящем — скажем. является ли наукой психология?

С появлением теории относительности и материалисты немного задумались о том, что в мире всё относительно, а квантовая теория уже на научном уровне показала, что существует «эффект наблюдателя»…

Человеческий опыт индивидуален и поэтому уникален и не подлежит копированию один-в-один. Нет и не может быть «объективной реальности», поскольку без субъекта нет объекта.

Оккультное знание невозможно концептуализировать в общей для всех терминологии — исследователь необходимо вовлечён и влияет на происходящий процесс, результаты категорически субъективны.

Но это не значит, что его надо отвергать.

К.Г. Юнг пишет в «Психологии и алхимии»:

«Алхимики шли против Церкви, предпочитая искать с помощью знания, а не веры, хотя, как и все люди Средневековья, они считали себя добрыми христианами. В этом отношении Парацельс является классическим примером, но в действительности они были в том же положении, что и современный человек, который предпочитает непосредственный личный опыт вере в традиционные идеи и даёт ему править собой».

В мировоззрении мистиков Средних веков сочетаются алхимия, астрология, медицина, математика, каббалистика, ортодоксальная средневековая теология и — еретическая! — магия. В отличие от теологов, они пытались именно что соединить науку и философию (и это ещё предстоит сделать в будущем!), отнюдь не слепо веря, а нащупывая свой путь через озарения и проверку этих озарений.

Парацельс в своем труде «Об оккультной философии» чётко заявляет: «Не всем знакам или словам следует верить, а оставлять только такие, которые обоснованны… и могут быть всегда проверены». Критерии проверок тех времён отличались от современной научной методологии, однако направление мысли выбрано верное.

Понимание и собственного бессознательного, и коллективного, и даже научной картины мира всегда осуществляется через построение моделей действительности. Причем в «чёрном ящике» психики находится множество шаблонов — не зря ведь раньше люди «видели» демонов, а сейчас — инопланетян и НЛО.

Эта книга о воззрениях Буреуса — уникальный материал, позволяющий понять мышление европейских эзотериков его времени. Обратите внимание, как свободно объединяет Буреус в одну теорию христианские и языческие воззрения: являясь de jure христианином (что неизбежно в Европе XVI века), он не догматичен, а стремится понять, как идеальный мир соотносится с материальным, познать общие законы действительности, которые проявляются и через языческие воззрения.

Историку эта книга будет интересна фактами — первоисточники на латыни и старошведском мало кому доступны.

Для оккультиста же в книге описана разработка своей собственной системы — причем не только «на примере», но и показана её взаимосвязь с другими — от рун и до христианства.

Оккультизм — это не вера в «утраченные знания», которые надо всего лишь воспроизвести; оккультизм — это саморазвитие, понимание действительности и нахождение своего Пути в этом мире.

Иоганну Буреусу это удалось; желаю того же и вам, читатели.

Warrax

Отзывы (с магазина «Озон»)

Книга — не «магический манускрипт», а именно что научная работа на оккультную тему. Возможно, некоторым она покажется скучной, но мне она была очень интересна именно строгостью изложения — факты и минимум интерпретаций. Ценность работы Буреуса — это построение собственной рунной системы, которую копировать, конечно, не надо, но вот подумать над принципами — и создать что-то свое (не обязательно рунное) — полезно для саморазвития.

Также представляет интерес вынужденная (XVII век) комбинация с христианством. Очень полезно (и интересно) исследовать, где речь идет об оккульте, а где искуственно вкрапляется христианство. С другой стороны, догматического христианства там нет — Христос выступает как символ, что тоже полезно изучить как оккультисту, так и историку.

С чисто исторической точки зрения — книга полезна тем, кто интересуется рунами и историей Скандинавии: написана она на уникальном материале -- манускриптах на древнешведском и латыни, хранящихся в Швеции.

Дополнительная информация: «ЭКСМО» выпустило предыдущую книгу Т.Карлссона «Уарк» (под названием «Руны и нордическая магия»), так что книги очень хорошо дополняют друг друга. А до лета мы планируем перевести и напечатать последнюю книгу Т.Карлссона — «Каббала, клифот и гоэтическая магия». Во всех странах, в которых она издана, тираж разлетался за пару месяцев. Уникальный труд, повествующий о современной практике оккультного ордена «Dragon Rouge».

Кстати. А вам не показалось имя Томаса Карлссона знакомым?

Правильно, — это автор текстов группы «Therion», чей последний альбом, «Gothic Kabbala», вдохновлён именно этой книгой. Предыдущая книга «Футарк» соответсвует альбому 2001 года «Secret of the Runes». А следующий альбом Therion будет написан по книге «Каббала, клифот и гоэтическая магия».

***

Я бы сравнила эту книгу не с околорунической «попсой», так часто у нас издающейся, а с трудами Л. Кораблёва. Хотя бы по глубине проработки исторических источников, да. Я давно уже искала и пыталась как-то для себя обозначить параллели между скандинавистикой и «классическими» для западного оккультизма системами типа того же герметизма, а увидеть хоть мало-мальски аргументированный рунический аналог каббалистической гематрии так вообще весьма и весьма приятно. Скажем так, ввиду моей труднолечащейся аллергии на всё, что связано с иудаизмом — вдвойне приятно увидеть не основывающийся на такой системе воззрений аналог, да.

Хотя, всё же любую информацию, и даже аутентичную, нужно фильтровать, да, и в некоторых выложенных там сентенциях несколько смущает то, что они уж очень... ээээ... как бы это сказать... уж очень авторские, если вы понимаете, о чём я. И дело даже не в христианских более поздних наслоениях на оригинальные языческие легенды — как раз это легко отслеживается и пропускается мимо ушей, дело именно в том, что сам рунический ряд, представленный в работах Йохана Буре и пересказанный Томасом Карлссоном, выглядит примерно столь же «натянутым», как и т.наз. «арманический футарк», слепленный немцами в XX веке. Один произвольный выбор начертаний рун чего стоит. Что делать с этим — я не знаю, но допускаю возможность, что это я ещё ламер, и чего-то могу не понимать, а следовательно, надо больше «копать» по первоисточникам.

Резникова Ольга 

***

…Честно сказать, я не верил, что первая книга издательства Даркхон будет издана достаточно качественно — а зря. Все таки г-н Борцов молодец — ко всему подходит серьезно. …В общем, за качество — однозначно ++.

Касательно содержания…приятно удивлен. Т. Карлоссон почему-то многими воспринимается как обычный квазиоккультный косплеер — но, судя по всему, он действительно серьезный исследователь (Борцов Андрей Геннадьевич в своем комментарии очень зря не упомянул, что Карлоссон — профессор довольно респектабельного университета, читающий в нем курс западного эзотеризма) и опытный оккультист.

Оценка Ивана — «Вузовская методичка» — мне кажется довольно точной, но интерпретировать это свойство стоит в другом направлении: в отличии от огромного количества шелухи среди изданий по оккультизму, она написана со строгой научной позиции и написанному можно доверять, не особо задумываясь о соотношении в тексте истины и отсебятины автора — её тут практически нет.

Если вашей целью является псевдоккультное «позерство» — эта книга действительно не для вас. Но если вас интересует смысл, а не то впечатление которое можно производить на людей разговорами по теме — то это must have.

Сама тема узкоспецифична, да и всю систему Буреуса многие считают новосинтетической отсебятиной, но все же описываемая в книге система весьма неплоха с точки зрения современных западных эзотерических критериев, и представляет интерес хотя бы как пример построения сложной оккультной системы (об этом и сам автор предупреждал).

В общем, настоятельно рекомендую всем.

Kasherlamhadrin

***

Одна из лучших оккультных книг 2009-го. Качество и содержание на высоте. В паре с другой книгой автора «Руны и нордическая магия» весьма важна для формирования навыка общения с рунами... да и просто для развития себя.

Боженов Михаил Сергеевич