http://diunov.livejournal.com/303994.html
Михаил Диунов
Эволюция и расы
Предупреждение: данный текст является попыткой доступно объяснить сложные вещи. Так как именно за сложностью научной терминологии часто скрывается то, что может показаться неполиткорректным в нашем мире, где из-за политико-идеологичексого диктата вынуждены переписывать научные гипотезы представители всех родов знаний - от истории и философии, до антропологии и физики. Поскольку этот текст по содержанию носит исключительно научно-популярный характер, все претензии по "упрощению" и "недостоточному объяснению" сложных вопросов не принимаются:). Кто может - пусть напишет лучше.
Очень часто задают вопрос - каким же образом можно соотнести эволюцию человека, как биологического вида homo sapiens sapiens и разделение людей на расы? Связаны ли эти два явления или существуют независимо друг от друга.? То есть - можно ли сказать что процесс расогенеза есть и одновременно процесс эволюции человеческого вида?
Как отвечают на этот вопрос наши либеральные друзья мы прекрасно знаем - расогенез, считают они, никак не связан с эволюционным процессом. То есть предполагается что человек эволюционировал ровно до того момента как произошло разделение его по расам, а это разделение носит довольно поздний характер и связано с приспособлямостью человека к условиям обитания в отдельных регионах. Однако, при более пристальном рассмотрении эволюционного развития современного человека мы обнаруживаем множество фактов свидетельствующих в пользу того, что эволюционные процессы шли как раз в то время когда происходило образование рас, т.е. человеческие расы являются прямым следствием эволюционного процесса.
Но прежде чем перейти к рассмотрению этих свидетельств рассмотрим что говорят о расогенезе три основных научных гипотезы: полицентризм, полигенизм и моноцентризм.
Полицентризм концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. В каждой из этих областей, по мнению сторонников П., в результате самостоятельной эволюции живших здесь архантропов, а затем палеоантропов современный человек возникал в виде конкретной большой расы (европеоидной, негроидной, монголоидной и т.п.). Одним из основателей этой концепции считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из русских исследователей сторонником П. был Г. Ф. Дебец. Также теории полицентризма придерживался один из крупнейших антропологов К.С. Кун.
Полигенизм учение, рассматривающее расы человека как разные виды, имеющие самостоятельное происхождение. Некоторые сторонники П. считали, что современное человечество представлено не только несколькими видами, но даже родами.
Моноцентризм учение о происхождении человека современного типа и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека.
Отмечу, что несмотря на попытки политкорректной науки Запада (а также советской школы, находившейся под давлением марксистской догматики) придать моноцентризму характер научной истины, все три гипотезы указанные выше являются именно гипотезами. То есть ни для одной из них нет досточного числа фактов которые бы либо утвердили ее как непреложный факт, либо бы опровергли как недостоверное предположение. Поэтому примитивное обоснование наподобие - "все расы произошли от одного предка и поэтому равны" мы отбросим.
Рассмотрим эволюционное развитие человека с точки зрения каждой концепции.
1. Полигенизм предполагает что различные расы произошли в ходе эволюции различных видов человекооборазных обезьян. Как писал В. Бунак: "Уроженцы разных континентов в их типической форме различаются между собой по окраске кожи, форме волос, вторичным половым признакам, мозговой коробке, форме лица, носа, губ и другими особенностями больше, чем некоторые хорошие виды - маралы и олени, многие виды грызунов." То есть полигенизм ставит проблему эволюции рас наиболее радикально - каждая большая раса развивалась собственным, отличным от других рас, путем, в результате чего сформировались различные биологические виды рода homo.
2. Полицентризм предполагает, что большие расы образовались от различных форм древних людей. Т.е. в отличие от полигенизма признается единство эволюции человека до стадии формирования древних людей - архантропов, только после появления которых произошло разделение приведшее к формированию больших рас.
Выдвинул эту теорию Ф.Вайденрайх в 1938 году, насчитав четыре центра:
1 Юго-Восточная Азия,
2 Восточная Азия,
3 Африка,
4 Европа
Позже К.Кун добавил пятый центр выделив: еще один центр в Африке.
В целом эволюционная проблема в рамках концепции полицентризма схожа с полигенистической, в том качестве, что различные расы это результат эволюции. Различается только объект эволюции - обезьяны или архантропы.
Версией полицентризма считается дицентризм, понятие введенное Я. Рогинским, гипотеза которого предполагает наличие только двух основных центров расогенеза - западного и восточного.
3. Моноцентризм предполагает что современный человек образовался едином месте (в качестве такового принято называть Африку) откуда мигрировал постепенно заселив все континенты Земли и в процессе изменения сформировав расы. Ситуация с эволюцией в моногенизме наиболее изучена на данный момент, но также и наиболее сложна для понимания стороннего читателя, поэтому постараюсь раскрыть ее наиболее подробно.
Моноцентризм несмотря на свою внешнюю политкорректность на самом деле приводит к весьма неполиткорректным выводам так как исходя из этой теории получается следующая картина. Вначале в Африке формируется человек, близкий к современному, затем он уходит на север, в процессе движения часть миграций следуют в Европу а часть уходит в Азию.
В процессе движения и освоения новых территорий (а этот процесс продолжался десятки тысяч лет) человек изменяется. Его гены мутируют в результате чего формируется три больших расы - белая, черная и желтая. Процесс мутаций отразился на генетическом древе человека в виде древа гаплогрупп как на приведенной ниже схеме.
Если очень сильно упрощать то древо гаплогрупп наглядно показывает нам следующее: каждая новая гаплогруппа это еще одна эволюционная ступень пройденная человеком. Гаплогрупы - это генетическое расстояние между различными популяциями homo и одновременно показатель эволюционных мутаций, которые происходили в этих отдельных популяциях. Чем дальше разносятся гаплогрупы по древу - тем больше расстояние - те больше мутаций могло произойти Все это прекрасно видно на карте происхождения и распространения гаплогрупп:
Очевидно, что наиболее архаичные гаплогруппы сосредоточены в Африке, затем по мере движения человека на север мы наблюдаем географическую локализацию гаплогрупп ставших следующими этапами эволюции. А завершает все это группа R1 распространенная везде где оставили свой генетический след древние арии. Отмечу, что наибольший процент группы R1a наблюдается у двух народов Европы: русских и поляков.
Что же происходило с другими гаплогруппами и расами? А собственно вот что - в Африке кроманьонцы в процессе формирования негроидной большой расы переживают регрессивную эволюцию, то есть вместо развития у них происходит упадок, однако тоже сопровождаемый мутациями. Но в то время как белая раса проходит десятки мутаций развивающих ее, количество мутаций у негров сводится к считанным единицам и все они не совершенствуют черную расу, но напротив отдаляют ее от древних homo. Причем это потдверждают не только данные генетики, но и данные краниологии. Анализ скелета и особенно костей черепа (как наиболее показательных и стабильных в плане предоставления информации) доказывает - древние кроманьонцы были более близки к современной белой расе, чем к черной или желтой.
Черная раса. таким образом, претерпевала обратную эволюцию, приспосабливаясь к условиям обитания в Африке и утрачивая те эволюционные элементы которые у них были, получив взамен большую физическую выносливость, более прочную кожу, измененную систему терморегуляции, другой тип волосяного покрова и многое другое. В процессе миграции и мутаций образовались и промежуточные гаплогруппы связанные с черной расой. Желтая раса в свою очередь образовалась из группы людей современного типа которые начали движение на восток Азии и таким образом географически обособились от белой расы. Последняя их общая точка - формирование группы F в Передней Азии, после чего эволюционные пути белой и желтой расы разошлись. При этом хотя желтая раса и не прошла регрессивную эволюцию, подобно черной, она все же весьма отдалилась от исходной формы кроманидов и оформилась в обособленную расу, количество эволюционных мутаций которой меньше, чем у белой расы.
Теперь о том, каково мое личное мнение по проблеме эволюции и расогенеза.
Полагаю, что происхождение человека современного вида ближе всего к действительности (основываясь на собранных современной наукой данных) описывает теория моноцентризма с некоторыми корректировками. То есть я согласен с тем, что появившись в Африке человек современного типа частью остался на территории первоначального проживания и претерпев регрессивную эволюцию стал основой для создания черной расы. Часть ушедшая в Европу разделилась на северных и южных кроманидов и стала основой большой белой расы. А часть ушедшая в Азию смешалась с местными формами homo (наподобие неандертальцев) и образовали в результате желтую расу. То есть мои воззрения на данный вопрос представляют собой моноцентризм, модифицированный отдельными элементами полицентризма.
Отмечу, что на эволюцию рас повлияло и их расселение по климатическим зонам. Но не в примитивной трактовке: "от пыли в степях Азии у желтой расы образовались узкие глаза", а в понимании прямой связи трудности среды обитания с количеством полезных эволюционных мутаций. Таким образом соотношение трудности среды обитания и необходимости бороться за выживание организовывает расы в следующем порядке:
1. северная белая расовая группа (максимальное число эволюционных мутаций и наибольшее отдаление по генетическому древу от архаичных форм homo),
2. южная белая расовая группа,
3. большая желтая раса (эволюционировала в изоляции и смешивалась с локальными формами homo),
4. переднеазиатская расовая группа (присутствовали элементы регрессивной эволюции, проявившиеся в появлении ряда архаичных черт),
5. большая черная раса (прошедшая процесс регрессивной эволюции).