Out
Тьма. Традиция и индивидуальность
В продолжение к этой заметке.
1. Индивидуальность и Путь.
После сказанного подумалось, что будет не лишним рассмотреть ещё раз, что такое Путь. Многие якобы делают что-то на нём, но забывают о простейшей вещи: нет процесса вне делающего его. Человек, тусующийся с шахматистами, никогда не выиграет турнир по шахматам. И даже никогда не проиграет его. Просто потому, что он не в теме. У него нет того "я", которое могло бы это сделать. Многие уничтожители миров в свою очередь думают, что вставание в пафосную позу и выразительные слова могут привлечь внимание Бога или Дьявола. Но для того, чтобы сделать что-то миру, нужно быть кем-то более значительным, чем простым следствием его существования (каким является абсолютное большинство человеков). И трансформация внешняя всегда начинается через трансформацию внутреннюю.
Человек сам по себе - это не более чем форма, которую принимает нечто. Голем, если апеллировать к еврейской мистике. Лишённый присутствия чего-то высшего в себе, и соответственно, воспринимающий мир исключительно на уровне той глины, из которой слеплен сам. Он способен к целеполаганию, направленному на овладение материальными формами, и к жизни среди других материальных форм. И если говорить о "человеке как марионетке бога" – да и вообще о человеке как о марионетке – речь будет идти именно о големе.
Пробуждение уровня фигуры – это вдыхание духа в материю, раскрывающее для такого человека мир как театр действия сил. Субъективно это становится прозрением относительно других плоскостей существования, работающих с более отвлечёнными от мира категориями и смыслами, и возможностью их утверждения внутри мира.
Классический пример из области искусства – исполнение произведения и создание произведения есть различные, хотя и пересекающиеся, плоскости творчества. Даже гениальный в своём мастерстве исполнения музыкант или художник не факт, что будет в состоянии рассказать миру о чём-то собственном. И если ему не о чем рассказывать, он будет либо воспроизводить нечто – другие картины, или разные пейзажи и натюрморты – либо творить на своём уровне восприятия. Исполняя, но не говоря ни о чём. Ограничиваясь передвиганием форм и изменением соотношений меж ними, чего полно в модерне и постмодерне. Фактически, это искусство уровня голема. Падшее искусство.
Note: как-то видел в ЖЖ обсуждение художника, рисующего своим половым органом. Причём множество людей говорило: "а что? Хорошие картинки!". По мне, так человек, который не в состоянии отличить картину, нарисованную кистью, от картины, нарисованную подобным образом, в искусстве не понимает ничего, и вряд ли когда-то окажется в состоянии понять.
Но если внутри у человека достаточно огня, чтобы видеть не только мир – он размыкает круг воспроизведения, диктуемый материей, и вносит в создаваемые формы что-то ещё. Странная глубина, влекущая к себе даже при возможной незатейливости исполнения, чувства, пространства, идеи... Тема "потустороннего искусства" заслуживает отдельного исследования, и чем масштабнее, тем лучше, но на правах примера можно привести всего двух авторов. Здислав Бекшински и Герман Гессе. Первый – художник, во множестве картин которого есть след иного бытия. Поражающий монументализм, крушение и распад, и марши чуждых человеку порядков. Второй – писатель, повествующий о странствиях духа. В его книге "Степной Волк" многие видят тему наркотиков или безумия. Но очень редко метание и поиск души, и взгляд в бессилии в небо, зовущее к себе, и смеющееся над судьбами смертных. Другая его книга была отрекомендована как выход за грань морали к чему-то личному. Это "Демиан", и первое упоминание об этой книге, которое я встретил в Сети. Но стоило открыть её – как помимо достаточно банальной идеи обособления проявился и вкус Пути. Со всеми его одержимостями, невероятными совпадениями, и чувством, что мир говорит с тобой на своём языке. Пока непонятном, но уже слышимом.
Выход на уровень фигуры даёт ответ на вопрос "что есть "я"?", определяя человека уже не через материальные порядки и следы социализации, а как наследника Сил. Того, кто принадлежит этому миру лишь формой существования. Именно здесь проявляется идея "Отца", и именно с этим связано называние "отцом" Бога или Дьявола. Соответственно, любая мистерия, связываемая с символизмом преемственности, отечества, наследия, миссии, есть мистерия уровня фигуры.
Note: речь идёт именно о мистерии, а не о воззвании к словам. Большинство "чОрных рыцарей" твердят об отце примерно так же, как христиане – заклинания против злого духа. Заученно и не к месту.
Религиозный характер языка, повествующего об этом уровне, отражает ещё одну особенность этого уровня. А именно – обращённость к чувству и переживанию. Человеку, блокирующему чувства, либо "не умеющему" переживать их, выход сюда заказан.
Note: судя по имеющимся данным, часто поводом к блокированию переживаний, и вообще к мистике данного уровня, является разлад отношений с физическим отцом. Вызванный либо простым неприятием его как человека и человеческими проблемами в общении (как вариант – его отсутствием в семье), либо также и его качествами, неспособными воплотить в себе образ Отца универсального. Семья – это вселенная в миниатюре, и множество проблем человека, как мистических, так и нет, имеет смысл искать там прежде всего.
Тут же возникает ещё один момент. Однажды о боге было сказано: "центр везде, радиус нигде". Отбросив классические дискурсные привязки вида "бог – это плохо", и христианские воззрения, можно увидеть, что за этой фразой кроется формула самоосуществления. Раскрытие центра мира через себя. Через своё собственное "здесь и сейчас", свою текущую форму, состояние и нахождение в мире. Помимо прочего, речь в которой идёт о универсальности этой возможности: не нужно никуда бежать, чтобы Быть и воплощать себя. Любая точка мира есть источник. Осознание этого факта рождает возможность видеть не только себя и свои цели, но цели любого существа и не существа как равные себе. Анализируя различные мистические системы, можно найти множество названий такому восприятию. Наиболее брэндовые (и искажённые более низовым восприятием) из них - это "любовь" и "сострадание". Понимание этих концепций в виде "as is" возможно только через пробуждение и взгляд с этого уровня.
Если уровень фигуры, хотя и апеллирует к универсальным порядкам и подходит к границе мира, существует всё же внутри него, уровень идеи – это чистый выход за пределы. Означает это примерно вот что: мир, как и существование человека, имеют свою структуру. Сознание является производным элементом этих структур, и в случае голема целиком подчинено им. Вспоминаются классические высказывания: "бытие определяет сознание" (Маркс, если меня не подводит память) и "я есть то, что я ем" (вульгарный материализм, кто-то из представителей).
Note: Сюда же можно добавить такую штуку как карма и подчинённость ей, но писать подробно о них тут я не буду.
Выход на уровень фигуры разбивает обусловленность материей и создаёт связующий канал с запредельным. Но при этом восприятие самого себя и своей роли, и восприятие мира как такового, заключено в структуру самого мира. Также тут интересен механизм взаимосвязи, который часто обозначается словом "вера". На данном уровне нет прямого восприятия того, с чем есть эта взаимосвязь, и большей частью воспринимаемое заключено в переживание, отказ от которого означает разрыв связи. Скептицизм создаёт повод для рационализации, и непосредственность контакта с его помощью легко становится чем-то сомнительным и не имеющим места за ворохом объяснений.
Note: при этом выход на уровень закона, который находится меж уровнями фигуры и идеи, разбивает веру как нечто непременное, поскольку раскрывает то, как создаётся пространство фигуры. Но если скептицизм означает диссоциацию, а следовательно, и потерю уровня, шаг на уровень выше означает простое расширение.
Выход на уровень идеи делает условным саму структуру мира. Здесь уместна аналогия с языком: многие уверены, что мысль невозможна вне слова, фиксирующего её в сознании. Такая уверенность вызвана тем, что сознание поглощено структурой языка. Формы, в которые такой человек облекает свои мысли, для него являются чем-то абсолютным: об одном говорится так, о другом вот так, а это слово можно соотносить вот с тем и вот с тем. Но можно вывести сознание в прямое восприятие вещей, которые выражаются словами. И тогда человек начинает использовать язык куда более условно и тонко, иногда выдавая очень странные, но, тем не менее, очень точные пассажи.
Note: пользуясь случаем, не могу не порекомендовать сооружение с названием "Межлокальная контрабанда" как отличный инструмент, разрушающий вербальную картину мира.
Этот уровень общается не чувствами и не структурами и символами (что характерно для уровня закона), а образами. Каждый из которого, помимо визуального компонента, содержит в себе смысловую привязку – причём смысла как чего-то абсолютного. Того, что узнаётся вне языка или личной интерпретации. Образ приходит, и воспринявший его человек знает, зачем он пришёл, и что он означает. Говорить о недостоверности воспринятого здесь не приходится в принципе – всё именно так, как показывается. Конечно, можно засомневаться для порядка, и перепроверить увиденное. Что лишь покажет, что информация получена верно – так становятся видны при работе с человеком его переживания, ситуации, которые сделали ему плохо или наоборот – позволили прорваться куда-то вдаль, мысли или паттерны мышления, отражения качеств личности и так далее.
Пространство, которое становится доступным через эти образы, во многом напоминает сон. Другие аналогии – океан или космос. И через него начинают показываться вещи, которые и составляют проявления сущности. Масштабнейшие картины, процессы или состояния, иногда оформленные, иногда нет. Но и в том, и в другом случае, несущие в себе нечто куда более значимое, чем просто мысли или идеи.
Символика существующего представления о Пути Тьмы (начало которой было дано на ресурсе maledictum.com) в ключе работы с этими уровнями становится уже не метафизичной, а функциональной – означая или ключи, которые нужно задействовать в личной работе, или прямое указание на процессы, значимые на Пути. Выше я немного пояснил уровень, связанный с символизмом Отца. Выход в уровень идеи даст представление об Ином, безвременности, крушении мира, и так далее. Иными словами, та нелепица, которая происходит сейчас с подменой понятий и пафосом, существует вследствие того, что некоторые люди пробуют на глине построить пирамидку до небес. Не будучи сами причастны к подлинной работе. Здесь и возникают мысли о традиции, которая позволила бы построить нечто более действенное, чем разброд и смуту. Какой она должна быть, и как будет проявлена на Пути Тьмы.
Для начала имеет смысл сказать, что представленная структура имеет чёткий антиэволюционный окрас. Процесс осуществления проходит не из одной точки в другую, а лишь раскрывает сокрытое как сущее, выходя за грань изменения в материи/форме. Развитие в данном ключе – это дыхание вневременного, проникающее в формы мира. В то время как дискурс, использующий понятие прогресса, жёстко завязан на времени, и через него - на материальном порядке. Фактически это означает, что нельзя достичь высшего уровня с низшего. Нельзя, будучи "я", подметающим улицы, стать "я", управляющим судьбой мира. Для преобразования одного в другое требуется нечто большее, чем усилие – нечто, что открыло бы другой путь. Что можно было бы назвать "благоволением свыше". Или это можно было бы назвать пробуждением памяти. Или дыханием. Есть множество слов, в которые можно облечь этот процесс. Главное – вне него не будет никакого "Пути" или "разрушение мира".
Начавшись, он просто ставит человека перед фактом: прежняя жизнь закончена. Хотя иногда человек не в состоянии начать новую, что приводит к разного рода казусам. Как это выглядит? Активируясь, уровень фигуры начинает проводить в воплощение достаточно "странные" намерения и смыслы, фактически направленные на изменение воплощения под новые задачи и переход к их воплощению. Что может означать изменение приоритетов в жизни, коммуникаций, занимаемого места в мире, и так далее. Но если осознание индивидуума жёстко привязано к материальным формам, происходит искажение либо рассогласование.
Рассогласование состоит в том, что текущая форма существования человека начинает приобретать для него достаточно травматические качества. Бессмысленность, пустота, ощущение чего-то придавливающего к земле, различные болевые состояния. В этом всём будет скрыт один-единственный посыл: желание освобождения от материальности бытия. То есть, в принципе благая цель. Но перспективы такого рассогласования - различные соматические расстройства, алкоголизм, мысли о самоубийстве.
Искажение имеет сходную природу, но в его случае поток накачки существования попадает в форму существования. При этом, так как способность восприятия более высоких порядков отсутствует, происходит переполнение формы содержанием, рождающее сверхценные идеи, паранойю, различные маниакальные и садистские наклонности. "Должен есть мозги", "убить всех людей", и так далее.
То есть, если возможность идти появится, тот, кому это будет предложено, просто не сможет отказаться, не повредив себя. Без этого процесса речь может идти только о метафорах, которые будут означать для человека нечто "важное". Метафора воспроизводит форму, но не наполняет её содержанием, показывая вместо дороги духа чистейший фарс. Поэтому различного рода сообщества и магические кружки, за крайне редкими исключениями, просто бессмысленны.
2. Традиция
На традицию, несмотря на то, что в данности она представлена неким множеством людей, вполне можно смотреть как на индивидуума, со своей структурой, задачами и формой. В этом ключе разбиение на уровни приобретает примерно такой вид:
Идея. Фактическое содержание традиции. То, что через неё проходит в мир. Точнее, никакого "что" на этом уровне нет. Скорее речь идёт о некоей изначальности.
Закон. То, как организуется/оформляется содержание уровня идеи. С одной стороны, этот уровень имеет самодостаточное значение, определяя "я" традиции, с другой - это сама возможность войти внутрь мира. Закон в этом ключе исполняет роль проектора, позволяя как-то отразиться на том, во что направлено проецирование.
Фигура. Воплощение традиции. Космогония и миф как проявление универсального знания - то, что можно было бы назвать "духом традиции".
Действие. Оформление традиции в виде конкретных форм взаимодействия с высшим.
Ощущение. Плоскость взаимодействия с миром. По этому уровню возможно как замыкание в себе, уводящее от мира, так и открытость и вхождение для преобразований.
Воплощение. Фактическое присутствие традиции в мире. Занимаемое место, последователи, и так далее.
Тут можно отметить два интересных нюанса, связанных с взаимодействием с традицией. Первый момент - то, что часто человек подключается к традиции так же, как к социуму. То есть, на подвешивающих основаниях. У человека на момент подключения есть своя жизнь, своя судьба своё мировоззрение и ценности. Но ему вдруг хочется чего-то другого, и он приходит в другую жизнь, другую судьбу и мировоззрение. Это означает разрыв с тем, куда должен был идти он сам, и с тем, что для него естественно. Часто подобные люди не в состоянии воспринять нечто кроме метафоры, которую исподволь напитывает существующая традиция. Миф они воспринимают исключительно как форму, в которую нужно уверовать ("вера" уровня фигуры и вера как сугубо рациональный догматизм – очень разные вещи), обрядовость – как нечто непременное и важное само по себе. В итоге мир, в который надо было проникнуть, заменяет всё та же вера в него, продолжая существовать в качестве метафоры, подавляющей собственные проявления человека.
Иногда подвешивающийся человек воспринимает традицию глубже, видя её дух. Тогда уровень действия традиции воспринимается как двери внутри неё. Ошибка в таком решении состоит, очевидно, в том, что человек пытается стать кем-то, кем он не является изначально. И так как смысл всего этого – работа с верхними планами, куда лучше прямо выходить в них в зависимости от нужд, переделывая следующие ниже уровни под собственную форму существования. Скажем, с восточными системами у меня не сложились отношения просто потому, что разбираться во всех их многочисленных "бх" и "пх", всерьёз запоминая совершенно чуждые языку и восприятию именования, видится категорическим издевательством над собой. Тому, кто хотел бы привнести дух такой традиции в европейское пространство, стоило бы озадачиться качественным переводом и формированием нового культа. Но людей уровня, позволяющего совершить это, единицы - и скорее такой человек найдёт способ прямого контакта с духом/идеей, не парясь на академических аспектах.
Другой сходный пример касается язычества. Люди пытаются повторить обрядовую сторону там, где она в таком виде уже, либо пока ещё, не уместна. Видел как-то фотографии с некоего языческого праздника, бывшего не так давно. Как минимум с половины людей на фото читаются картинки совершенно неязыческие. Играл некто, условно говоря, в футбол, тут пришёл на праздник, и затем пойдёт играть дальше. Да, привязочка к эгрегору осталась. Но жизнь не изменилась. Человек не стал ближе богам в самом своём существовании. Язычникам имело бы смысл не париться с копанием в истории. А прямо выходить на работу с богами, и уже затем понемногу проводить поток традиции в культ и затем – в материю. Беда только в том, что социум поел у всех разум. Люди могут делать что угодно, но в общем и целом это не меняет их жизнь, оставляя внутри культуры в лучшем случае как замороченных маргиналов, висящих на своих – специально отведённых – крючочках, пока не понадобятся кукловодам. Традиция же начинается с посвящённого. Пусть даже одного-единственного, который может с помощью своего знания провести к посвящению кого-то ещё. Если её сразу соединять с народом – добра не выйдет.
Второй нюанс - это само содержание традиции. Часто от неё берут только форму, примеряя её куда угодно. Скажем, неумирающий вопрос - как сатанизм соотносится с Телемой? Задав его, персонаж уходит в множество соотнесений и поиском аналогий, и выводит некий вердикт. По сути, это является ещё одной работой уровня метафоры. Умберто Эко в "Маятнике Фуко" прекрасно показал, куда приводят рациональные спекуляции, и добавить тут просто нечего. Вариант, который мог бы быть адекватным соотнесением, требовал бы работу на уровне идеи. Для того, чтобы связать две системы, нужно показать их единый исток. Дух может быть различным, но различное будет вести в одно и то же место. Утверждение о тождественности на уровне проявления в мире требует единства уже в духе, оставляя изменение культу - не более чем. Но на таком уровне о сатанизме и Телеме ещё не сказал никто.
Собственно, зачем вообще существует традиция? Она создаёт связь высшего с низшим. Она вдыхает в этот мир смысл – не мира, но свой собственный. Люди в своих мифологиях часто задаются вопросом теодицеи. Но очень мало тех, кто подумал бы о том, что в оправдании нуждается сам мир. Разве что гностики просекли эту тему – но весьма своеобразно восприняли её, начав собирать чемоданы. Действующая традиция создаёт восходящий поток для тех, кто желает идти дальше, предлагая опыт посвящения тем, кто готов принять его.
3. Традиция и Тьма
Если говорить о традиции в ключе Тьмы, то, на мой взгляд, здесь существует всего две возможности. Символически они предстают в фигурах Луны и Солнца. Это излучающий и поглощающий аспекты, также соотносимые с мужским и женским началами.
Солнечный Путь - это Итер Игнис. В своё время он был блестяще раскрыт на Maledictum. Его атрибуты - ярость, ненависть и сокрушение. Закон, утверждаемый как нечто непременное, сходящий в мир и изменяющий его в согласии с своим содержанием. Начало - уровень идеи - персонифицируется в фигуре Дьявола. А духовный исток выражается в пространстве Ада, который однажды должен ворваться во вселенную, преобразив её в согласии со своей природой.
Лунный Путь пока не имеет достойного воплощения. По крайней мере, таковые не известны мне. Однажды это должно будет измениться, но текущие известные попытки создания культа неизбежно вырождались в разного рода разности вроде культа плоти и достаточно примитивных женских манифестаций. При этом есть достаточно сильные практики-одиночки, проводящие его потоки в мир. Начало в ключе этого пути не имеет персонификации. Это Бездна. Многие говорят о Лилит, но Лилит - это сущность, которая отражает духовный аспект. Она не есть исток.
Если говорить о проявлениях - то это поглощение, выпивание, рассоздание. Всегда в сокрытом, вне чётко очерченных манифестов, "в свете теней", если так можно выразиться. Само разрушение мира здесь предстаёт в мрачных цветах как путь в забвение, растворение в реальности Бездны.
При этом стоит помнить, что обозначенные именования относятся к сакральным символам. Они означают то, что существует на различных уровнях существования, и имеют смысл только при непосредственном взаимодействии. Человек в состоянии повторить их форму, или запомнить произношение, но он никогда не будет в состоянии их использовать.
Если говорить о существующих возможностях Тёмной традиции сейчас (в том виде, в котором она существует в общедоступных источниках), то всё, что было сказано внутри неё, касается большей частью уровня фигуры. Есть группы (хотя быть может множественное число здесь уже неуместно), работающие на нём, и делающие это блестяще. Выход в уровень идеи также доводилось встречать, но очень частичный и не до конца осознанный. Закон пока остаётся закрыт почти для всех. Культ следует за законом, и отлично представляет мистерии фигуры, но власть над реальностью пока не была достигнута почти никем. "Ощущение" присутствует крайне фрагментально, и чаще всего в профанации Чёрной Луны, которая сегодня удобна для определённой группы людей (хотя встречалась ещё до них).
Воплощение, суммирующее эти уровни, можно подвести так: есть люди, которые смогли войти в Тёмную реальность, и вверить ей свои жизни. Говорить о полнокровной традиции пока рано, но начало есть, и оно уже прекрасно. Но куда больше воинствующих интеллигентов, благополучно пустивших корни в социуме, и разве что только рассуждающих о том, как всё должно быть, тратя жизнь на работу, непонятные коммуникации, человеческие проблемы и быт, и маргиналов, которые путают личные проблемы с тёмной инспирацией. Собственно, для них всё, наверное, так и должно быть. Потому что то содержание, которое они могли бы принять в себя и вырасти через него, у них отсутствует.
Под "вверением жизни" же я подразумеваю такой способ организации существования, когда даже отдых есть дело для дальнейших утверждений. И когда жизнь выходит за грань данных социумом гарантий, меняя сценарий, узловые точки и наполнение. Это снимание себя с крючка, и начало дороги вдаль, без гарантированных результатов, без обещаний и без ожидания. Просто потому, что что-то влечёт вперёд, понемногу раскрывая перед человеком знание о иных порядках мира.