Н.Холмогорова

Почему они молчат?

[открытое письмо]

Весть о Бесланской трагедии потрясла и Россию, и мир. Наверное, не найдется народа, представители которого остались бы равнодушны к известию о гнусном преступлении, направленном против беззащитных детей.

В эти страшные дни со всех сторон слышатся слова соболезнования и негодования; со всех концов летят в Беслан денежные переводы, медикаменты, благотворительные посылки. Жители российских городов выстаивают долгие очереди, чтобы сдать кровь для детей Беслана; в российских посольствах за рубежом не увядают цветы – их приносят простые люди, потрясенные трагедией.

Однако этот хор соболезнующих и негодующих голосов лишь подчеркивает молчание тех, кто обязан высказаться. Тех, чей голос мог бы, если не залечить рану – залечить ее невозможно! – то, по крайней мере, внушить надежду, что этой трагедии не суждено повториться.

Голос чеченской диаспоры – как в России, так и за ее пределами.

Мы не слышали этого голоса в те ужасные три дня, не слышим его и теперь. По телевизору нам показывали, как жители Чечни – простые люди, измученные бесконечной войной – требуют остановить бойню. Разумеется, террористы их не послушали – кто станет слушать слабых? А те, кто обладает силой и властью, чье слово могло бы быть в этой ситуации весомо и авторитетно – они молчали. Продолжают молчать и сейчас.

Нам говорят: это международный терроризм, у которого «нет национальности», в бесланской школе орудовала интернациональная банда. Но в этом случае – как и во всех предшествующих – «международные террористы» выступали от имени чеченского народа. Заявляли, что защищают его интересы. Выдвигали требования, прямо касающиеся всех чеченцев – независимость «Ичкерии», переговоры с Масхадовым, освобождение из тюрем "повстанцев", сражавшихся с российскими войсками в двух чеченских войнах.

Нам говорят: эти люди – выродки, предатели своего народа, подавляющее большинство чеченцев, мечтающих о спокойной и мирной жизни, ненавидит их и презирает. Если так – это прекрасно. Но почему мы слышим об этом от кого угодно, только не от самих чеченцев?

Может быть, чеченская диаспора малочисленна, рассеянна и плохо организована? Может быть, у нее просто не существует традиции публичных выступлений или нет для этого возможности? Нет, это не так. Вспомним недавнюю историю, когда небольшая заметка Константина Крылова в «Литературной газете» вызвала возмущенное письмо (http://www.lgz.ru/960), подписанное несколькими десятками чеченских фамилий – предпринимателями, адвокатами, журналистами, и даже подачу судебного иска. Несколько резких слов в газете элита чеченской диаспоры посчитала для себя оскорбительными и сочла необходимым подать голос – почему же эти люди молчат, когда их соплеменники позорят их не словом, а делами?

Чеченская диаспора обширна и достаточно богата. Только в Москве она составляет, по оценкам независимых экспертов, около 150 000 человек. Московским чеченцам принадлежат около 250 торговых фирм, около 50 фирм, работающих в сфере строительного бизнеса, компании игрового и гостиничного бизнеса. Под контролем видных представителей диаспоры находятся такие гиганты, как концерн «Милан», группа «Альянс», группа «Плаза». И это – только в Москве.

Так почему же среди имен жертвователей, помогающих бесланцам пережить трагедию, мы не встречаем ни фамилий известных чеченских бизнесменов, ни названий чеченских общественных организаций?

Чеченцы – мусульманский народ. Террористы идут на преступления под лозунгами защиты ислама. Мы слышали выступление Али (Вячеслава) Полосина: он клятвенно заверял нас, что ислам тут ни при чем. Но он по происхождению русский. Почему молчат чеченские улемы и муфтии? Почему не проклинают бандитов, не призывают на них гнев Аллаха, как православные священники в прошлом проклинали изменников и бунтовщиков – Стеньку Разина, Мазепу, Пугачева?

Нам говорят: чеченцы, живущие в России, запуганы экстремистами и боятся выступать против них открыто. Предположим, это так. Но организованные чеченские диаспоры рассыпаны по всему миру: они существуют в Польше, Бельгии, Франции, Голландии и во многих других странах. Тем, кто живет на благополучном Западе, бояться нечего. Почему же молчат они? Почему не спешат во всеуслышание осудить это чудовищное злодеяние, отмежеваться от нелюдей, во имя «независимой Ичкерии» идущих на хладнокровные массовые убийства?

Нас призывают не поддаваться на провокации, способные посеять межнациональную рознь. Но что способно разжечь межнациональную рознь сильнее, чем это демонстративное равнодушие чеченской диаспоры к трагедии, которая прямо ее касается?

Мы, граждане России, выражаем недоумение и возмущение подобным образом действий – или, точнее, бездействия – представителей чеченского народа. Мы хотим услышать от чеченской диаспоры четкое выражение ее позиции по отношению как к этому беспрецедентному террористическому акту, так и к самой практике «национально-освободительного» террора. Мы ждем от представителей чеченской общественности – конкретных действий, направленных на помощь российским властям в борьбе с терроризмом, от чеченских предпринимателей – материальной помощи пострадавшим. Нас заверяют, что большинство чеченцев, живущих рядом с нами – лояльные и законопослушные граждане, не меньше нас ненавидящие терроризм: мы хотим получить этому какое-то подтверждение.

После того, что произошло в Беслане, едва ли кто-то осмелится сказать, что мы хотим слишком многого.

[подписи]


9th September, 2004. 7:10 pm. Необходимое разъяснение

Вот к этому: http://www.livejournal.com/users/sergeyhudiev/47648.html?thread=598816#t598816

И к этому: http://www.livejournal.com/users/sergeyhudiev/49715.html

Я не думаю, что все чеченцы - звери и нелюди с волчьей моралью. По-моему, это статистически невозможно. Даже на миллион зверей и нелюдей должен найтись один приличный человек с "нашей" моралью, хотя бы в виде исключения.

Вот и в той ссылке, которую я приводила в прошлом посте - таки да, компания молодых чеченцев напала на женщину и хотела изнасиловать, а пожилой чеченец их пристыдил и женщину отбил. В одном случае. Из нескольких десятков (а на самом деле их было, конечно, гораздо больше). В других случаях никто не отбивал. Но в одном все-таки нашелся нормальный мужик и отбил, честь и хвала этому, без всяких смайликов и кавычек, достойному человеку.

Только разве в этом дело?

Есть такое понятие - мятеж. Мятежами занимаются не отдельные люди, а целые группы населения, объединенные каким-то общим признаком. Например, социальным положением. Или национальностью. Далеко не все члены группы реально участвуют в мятеже: однако те, кто участвует, уверены (или, по крайней мере, так заявляют), что действуют от имени всей группы и в ее интересах.

Вот так и сейчас. Те преступления, которые совершают боевики и террористы, они совершают от имени чеченского народа и ради его блага - как его понимают. Они сами об этом говорят. Громко и не стесняясь.

И как должны были бы вести себя в этом случае "хорошие чеченцы", если они в самом деле так многочисленны и так хороши?

Для начала - максимально резко и максимально громко дистанцироваться от боевиков. Кричать на первых полосах всех газет: это НЕ НАШИ, это предатели, они продались мировому терроризму (например), они позорят наш народ, мы, нормальные законопослушные чеченцы, их проклинаем, отрекаемся от них, знать их не хотим и не хотим иметь с ними ничего общего.

Технически это вполне возможно. Под такой "информационный повод" газеты с радостью предоставят первые полосы.

Слышим мы что-то подобное? Хрен. Если и слышим, то как-то о-о-о-очень тихо.

При том, что, вообще говоря, такой способ действий чеченской диаспоре прекрасно знаком. Ошибочно думать, что они темные и грамоты не знают. Когда Крылов в "Литературке" про них написал неполиткорректное - сразу нашлись и грамотеи, составившие возмущенное письмо в редакцию, и куча знаменитых чеченцев (богатых бизнесменов в основном), это письмо подписавшая, и товарищи со стороны, пропиарившие их возмущение. А какие-то два никому не известных чеченца даже так оскорбились, что подали на Крылова в суд. Вот чтоб они не на критику в "Литературке", а на то, что вызывает критику, так же болезненно реагировали - цены бы им тогда не было.

Далее: если чеченцы хорошие и мирные, а Басаев им же самим вредит - почему награду за голову Басаева назначает правительство? А не Умар Джабраилов и не Малик Сайдуллаев? Положим, рядовые чеченцы запуганы - но этим-то важным господам чего бояться?

Если они такие хорошие - почему они, мать их за ногу, сами не отслеживают, что творится в их диаспоре? Не проверяют подозрительных приезжих? Не сообщают о них в милицию? И т.д.

Наивные вопросы я задаю, правда?

Так вот. Если они, такие хорошие, ничего этого не делают - то их "хорошесть" на хрен никому не нужна и на хрен никого не интересует. Пусть Аллаху на том свете рассказывают, какие они хорошие. А мы их будем рассматривать, как пособников врага. Совершенно верно, скопом. Если кто-то из них к этой волчьей стае не принадлежит и принадлежать не хочет - пусть доказывает свою лояльность делом. Или пусть смирится и терпит тот позор и те опасности, которые навлекли на него соплеменники.

Право, по сравнению с тем, что терпели дети в Беслане, это не очень много.