http://www.izvestia.ru/community/article43126

Ольга ТИМОФЕЕВА

ПРАВОСЛАВНЫЕ, НЕВЕРУЮЩИЕ

70 процентов россиян называют себя православными. Но верующих с каждым годом становится меньше

21 января в Гостином Дворе откроется вторая общецерковная выставка "Православная Русь", посвященная 100-летию первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. Выставка расскажет о роли православия в жизни российского общества и, по замыслу церкви, станет для россиян одним из шагов на пути к праведной жизни. Однако, по сведениям социологов, действительно верующих среди россиян становится все меньше. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних лет.

"Кто не против нас, тот с нами"

Выставка, как и все деяния церкви, направлена на то, чтобы обратить человека к вере.

- Есть в христианстве выражение, - кто не против нас, тот с нами, - говорит священник Михаил Дудко.

Примечание: "Кто не со мной, тот против Меня" (Матф.12:30), разбор разночтений см. здесь.

- Конечно, мы всегда стараемся говорить даже случайно зашедшим в храм, что, сделав первый шаг, надо делать второй и третий, потому что важно не идти, а достичь цели. И надеемся, что многие из тех, кто раз зашел в церковь, перевернут всю свою жизнь и станут настоящими христианами. И выставка - один из шагов на пути спасения души.

Священнослужители отмечают: в церковь перестали приходить любопытствующие, как это было в разгар перестройки, и остались те, кому вера действительно интересна.

- Сегодня наблюдается не столько приход людей любопытных в церковь - этот процесс закончился, - убежден священник Михаил Дудко. - Теперь скорее идет процесс углубления веры, и те люди, которые остаются в наших храмах, знают, зачем они туда приходят. Сейчас до 70 процентов наших граждан называют себя православными. Другое дело, что не все из них ходят в церковь. Я бы сказал: есть процесс разделения на людей, которые относят себя к кругу русской православной культуры, и людей, которые осознают себя глубоко верующими. Этих людей становится больше.

Однако, насколько больше стало прихожан у церкви, сказать сложно: учетом церковь не занимается.

Крестят. Венчаются. Отпевают. Не верят.

- До революции прихожане, жившие вокруг церкви, имели обязанность совершать там крещение своих детей, венчание, погребение, - рассказывает Викарий Московской епархии архиепископ Арсений. - Теперь каждый приходит туда, куда хочет. Но активность возрастает в праздники Крещения Господня и Пасхи. Потому что в обществе сохранилась больше традиционность культуры, чем активность религиозного понимания и своего личного участия. И народ наш участвует в крещении, венчании, погребении и приходит в праздники, когда раздается святая вода и освящаются пасхальные яства.

- То есть людей привлекает внешняя атрибутика обрядов?

- Нет, это традиция. Ведь независимо от того, читает человек молитвы или нет, когда у него рождается ребенок, он несет его крестить. Традиции культуры существуют где-то внутри, религия - это душа народа, это отдушина. И каждый человек - и царь, и воин, и богатый, и убогий - все равно достоин перед Богом. Ты имеешь право обратиться к Богу, и Бог тебя услышит, если твое обращение бескорыстно.

Церковь-армия-президент

Исследования социологов говорят о том, что россиянину нравится считать себя православным, но он не склонен обременять себя обязанностями христианина.

- В принципе россияне не стали больше ходить в церковь на протяжении 90-х годов, - говорит Борис ДУБИН, ведущий научный сотрудник аналитической службы ВЦИОМа под руководством Юрия Левады. - Они заметно больше стали говорить о себе как о православных - по последним данным, 61 процент. Но при этом с той регулярностью, с которой требовалось в дореволюционной России ходить в церковь (хотя бы раз в месяц), ходят порядка 6-8 процентов россиян. 60 процентов церковь вообще никогда не посещали, около 30 процентов бывают в ней от одного до нескольких раз в год. Я бы не сказал, что россияне стали чаще ходить в церковь. Мне вообще кажется, то, что россиянин называет себя православным, и его отношение к русской православной церкви - это разные вещи. Называя себя православным, он чаще всего имеет в виду, что он русский. Слово "россиянин" в нормальном обиходе у людей не приживается, поэтому под "православным" подразумевают "россиянин".

С другой стороны, церковь - это тот институт, к которому россияне демонстрируют преобладающее доверие, и в этом смысле церковь становится в ряд таких институтов, как церковь-армия-президент, которые как бы воплощают воображаемый порядок. Это не реальный порядок, никакого реального порядка в стране нет, но церковь, силовые структуры и президент как бы представляют для россиян символ того, что могло бы упорядочить здешнюю жизнь. Церковь наименее современный из этих институтов, это институт традиционный, и здесь интересно, конечно, что соединяются такая фигура, как президент, и такие структуры, как силовые, с таким старым традиционным институтом, как церковь.

Хотят верить в то, что не обременяет обязанностями

Священники говорят, что из церкви ушли любопытствующие, но остались истинно верующие. Однако социологи относятся к этому утверждению скептически.

- Во-первых, мы опрашиваем людей не в храме, а дома, и в этом смысле имеем дело с другими людьми, - говорит Борис Дубин. - У священника, наверное, есть возможность отделить истинно верующего от любопытствующего. Нам в наших опросах такую границу провести сложнее. Но есть интересный феномен: большая часть россиян считает, что мало людей истинно верующих, а в основном люди хотят показать, что они вроде как верят. Но судить о степени истинности веры - это не дело социологов, не берусь давать такие оценки.

По данным ВЦИОМа, с 1993 года значительно сократилось число людей, которые считают, что церковь заслуживает доверия. Дубин объясняет это тем, что православная церковь часто выступала как очень государственный и даже политизированный институт.

- В принципе средний россиянин к политике испытывает большое недоверие. Исключение - президент и силовые структуры. Когда церковь попадает в контекст политических социальных институтов, она выступает как объект недоверия.

- Итак, становится больше "православных" и тех, кто не доверяет церкви. Это лицемерие?

- Нет, это разные смыслы веры. Значимость себя как православного, то есть как человека, живущего на российской земле, - это одно, и в этом смысле человек может называть и считать себя православным. Но какое место занимает вера в его жизни реально? Да почти никакого! 92 процента тех, кто называет себя православными, за последний год ничего не сделали в пользу церкви, не подавали нищим и так далее. В этом смысле церковь занимает в их жизни небольшое место. Вера и церковь как институты, требующие ответственности, определенной деятельности, определенного типа поведения, накладывающего на человека определенные обязательства, - не приемлется средним россиянином. Он хотел бы верить в то, что не обременяет его излишними обязанностями.


Ольга МАХОВСКАЯ

кандидат психологических наук, Институт психологии РАН

"Отток прихожан из храмов говорит об улучшении жизни"

Россия в недалеком прошлом - страна воинствующего атеизма. Люди, которые имели смелость заявить о своей вере публично, выглядели белыми воронами и рисковали стать изгоями. Резкое, со скоростью, не совместимой с темпом духовного и личностного развития, увеличение количества верующих - феномен группового сознания, эффект заражения очередной идеей. Православной вместо коммунистической.

А сегодня происходит откат. Исторически россияне ассоциируют себя с православием и часто, отвечая на вопросы социологов о своей конфессии, говорят без запинки: "Я православный". Но последующий опрос показывает, что "верующие" ходят в церковь редко или почти никогда не ходят, не имеют духовника, не соблюдают пост, не молятся. В моем собственном исследовании последней эмиграции из России во Францию, самой религиозной из эмиграций, все молодые люди считали себя православными потому, что их родители - православные, а родились они в России. Но только 24 процента из них регулярно посещали службы по воскресеньям.

Отток прихожан из храмов указывает и на некоторое улучшение жизни. В тяжелые годы перестройки гораздо больше людей нуждалось в поддержке и покровительстве, которые они могли найти только в церкви. Бурное развитие психологических сервисов, а также либерализация отношений между людьми тоже снимает напряженность и потребность в поддержке. Люди учатся сами справляться со своими проблемами. Таким образом, у России появился шанс остаться светским государством.