Комментарий: Lyssa
Примечание: я не буду комментировать письмо по ходу, уже все много раз пережевывалось в статьях этого раздела.
Уважаемые члены РГО! Я обращаюсь к Вам, в особенности к тем из Вас, кто состоит в атеистическом обществе г. Москвы (АТОМ)!
Не так давно я предложил всеобщее обсуждение "Манифеста Атеизма" - документа, в создании которого приняли участие десятки атеистов.
Ну хоть бы пяток фамилий назвал для примера!
Одним из пунктов этого документа является пункт о роли гуманизма в современном атеистическом движении:
"Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре".
Это теоретически важное утверждение высказано не просто ради "красного словца". Оно вытекает из анализа понятий "атеизм" и "гуманизм".
Действительно, чтобы не было споров, возьмем определение этих понятий из словарей. Большинство из них дают следующее:
Очевидно, все словари в мире изучил... Видимо, Димьян хотел сказать что-то типа "стандартное определение следующее" - но он, хотя по профессии и журналист, страдает редким неумением точно и ясно формулировать мысль.
"Атеизм (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
Гуманизм - (от латин. humanus-человеческий.человечный), - признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений. В более узком смысле светское вольномыслие эпохи возрождения, противопоставление схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произв. классическ. Древности".
(Более подробно можно прочитать в статье С. Моисеенко "Атеизм и гуманизм")
Уже даже из этих словарных определений атеизма и гуманизма видна четкая и прочная взаимосвязь между ними.
(Протирая глаза): Где??? Или Димьян не видит разницы между "ценностью" и "самоценностью"?
Как в широком, так и в более узком смысле.
Могу лишь дополнить это своим, частным и не столь очевидным мнением. Если продолжать изучать историческое развитие и сравнивать теоретические концепции, становится очевидным, что гуманизм так же закономерно проистекает из атеизма, как атеизм из гуманизма. Более того, эти два течения человеческой мысли настолько взаимосвязаны (хотя и не идентичны), что одно без другого обязательно обречено на поражение в лучшем случае и на провал - в худшем. (За примерами далеко ходить не надо - средневековый европейский гуманизм сожженный на кострах инквизиции и русский атеизм, едва не уничтоженный со сменой социального строя.)
Вот это мне по-настоящему понравилось. Значит, европейские гуманисты погибли на кострах, потому что верили в бога? А будь они атеистами, инквизиторы бы их и пальцем не тронули? То же и с коммунистами: проиграли не почему-нибудь, а потому что свой атеизм с гуманизмом не сочетали!
Впрочем, исключительное взаимное значение атеизма и гуманизма осознает большинство здравомыслящих атеистов и гуманистов. Так, в "Тезисах о роли религии в обществе" Владимир Никитин пишет:
"1.2. Нерелигиозный (светский) гуманизм можно называть также цивилизованным атеизмом. Поэтому наш, светских гуманистов, взгляд на роль религии есть по существу взгляд с позиций атеизма.
5.1.1. Необходимо пропагандировать атеистические идеи для того, чтобы сохранить атеистический плацдарм. Очень важно, чтобы на смену атеистам-ветеранам пришла атеистическая молодежь".
При всем моем уважении к Никитину, автора этих тезисов трудно назвать здравомыслящим. Чего стоит, например, заявление, что продолжительные молитвы монахов и их ночевки в гробах суть проявления фанатизма?
Вроде бы ясные, понятные и главное нужные положения, как со стороны атеистов, так и со стороны гуманистов.
Однако такие положения вызвали резкую критику со стороны членов исполкома атеистического общества г. Москвы (АТОМ) А. Вязовского и М. Елисейкина.
Согласно их воззрениям, гуманизм не является ни обязательным, ни одним из основных принципов и черт современного атеизма. Вот лишь некоторые из статей, опубликованных в интернете ресурсом "Научный Атеизм":
Так, процитирую пару пассажей А. Вязовского в отношении гуманизма и гуманистов РГО: "Теперь о задачах (как жаль, что Димьян в своем Манифесте ничего об этом не сказал), но у нас ведь есть первоисточник!: журнал Российского Гуманистического Общества "Здравый смысл" (№16, 2000 г., стр. 6), в котором четко и ясно все объяснено. Почитаем, какие цели ставят перед собой гуманисты:
-"определить возможности и границы гуманистического моделирования когнитивной, эмоциональной, аксиологической, и практической деятельности человека" или, например, "разработка общих оснований глобального мировоззрения как синтеза этики, базисных норм международного права, всеобщих экологических императивов, идей космической философии" (кстати, за "космическую философию" в РГО отвечает специальный координатор - тов. В. Щекочихин - все вопросы к нему).
А вот это уже с сайта РГО в Интернете " Основная задача гуманистов - интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, юридические, гражданские, политические, социальные, национальные и транснациональные философские, эстетические, научные, экзистенциальные, экологические и все иные человеческие ценности". Хорошо звучит, а? Прям, мичуринцы душ человеческих - я даже грешным делом попытался припомнить, что эргэошники упустили из своего списка интеграции и культивации: пожалуй, только медицинские, маргинальные и психопатологические ценности.
Теперь пришло время объяснить народу, за что я люблю гуманистов.
Во-первых, чтение ихних лозунгов и программ и впрямь помогают совершенствовать мою память и тем самым развивать мою личность - дочитав практически любое вышеуказанное предложение до конца, мне нужно прикладывать определенные усилия, чтобы вспомнить, с чего оно начиналось. В восьми случаях из десяти мне это не удается (но не все еще потеряно - я работаю над собой!).
Во-вторых, боюсь злоупотребить Вашим, читатель, вниманием, но не могу не огласить еще один список:
"Гуманизм - это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которые включают в себя рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, надежду, фантазию, продуктивное воображение, веру в человека и позитивное общение с себе подобными, природой, неизвестностью и небытием. Оставим перл насчет "позитивного общения с.. неизвестностью и небытием" (как с небытием вообще можно общаться?) на совести автора - президента РГО Кувакина. Но вот что мне импонирует в гуманистах, (нет, нет, это я не трагизм в купе с оптимизмом и жизнелюбием), а про то, что "человек не должен причинять неоправданных страданий другим существам". Вот! Неоправданных нельзя, можно только оправданные. И я вместе с ними хочу: жить полноценной жизнью здесь и сейчас выражать свои предпочтения в половой сфере и... встречать смерть с достоинством! Алексей Вязовский".
Димьян, как видим, юмористическую статью цитирует долго и подробно, а идущую в паре к ней серьезную (с серьезной и обоснованной критикой положений "Манифеста") едва упоминает. Знает человек, как подтасовать факты, чтобы направить мысли читателей в нужную сторону! На журфаке научился, наверное.
Более того, отрицая значение гуманистических идей в атеизме, члены исполкома атеистического общества Москвы призывают собрать под знаменами атеизма... анархистов и сатанистов.
Ну, сатанисты ладно, а анархисты ему чем не угодили? Видимо, в анархизме он понимает столько же, сколько в сатанизме...
Единственные опасения, которые у них возникают - как бы идеи гуманизма не оттолкнули этих весьма последовательных "атеистов" от участия в атеистическом обществе Москвы. Да и ладно, если бы это было их частным мнением, гражданской позицией.
Свои размышления по этому поводу, они подкрепляют, ссылаясь на присутствие в атеистическом обществе известных гуманистов, членов РГО. Вот что пишет мне А. Вязовский:
"Про гуманистов и РГО. А тебя не удивляет, что это только ты и Ко подняли вой относительно засилия сатанистов и магов в АТОМе, а никто из десятка гуманистов-атеистов (членов РГО, академиков и др.) ни словом об этом не обмолвился? Состоят себе и состоят..."
Эти уважаемые гуманисты, по мнению А. Вязовского, вовсе не против плодотворного сотрудничества с анархистами и сатанистами и, видимо, не возражают, что А. Вязовский в течение всего 2001 года от их имени критикует (а иной раз и просто откровенно издевается!) гуманизм и РГО.
Выдумывать не надо, а? Вязовский пишет от своего имени. Ну, еще иногда от имени Михи и Варракса. И все.
А.Вязовский прав - это меня удивляет. Поражает. И волнует.
Оговорка по Фрейду :-)))))
Именно такая ситуация и вынудила меня обратиться ко всем членам РГО, ко всем, кто найдет время и возможность ответить на поставленные мной вопросы. Это не праздные вопросы любопытствующего атеиста. Это вопросы, значение которых определяется нездоровой ситуацией, вокруг них сложившейся. По моему мнению, они требуют скорейшего разрешения. Вопросы таковы:
С уважением, Димьян Небедный - атеист и журналист.
Результат обсуждения письма в РГО получился явно не в пользу Димьяна...
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]