§2.Физика и естественные науки
В так называемую эпоху «Просвещения» комплекс наук, изучающих окружающую материальную природу, получил название «естественные науки». В современности этот комплекс наук о материальной природе получил название «естествознание». Но так как само естествознание существовало задолго до оформления комплекса наук, названных естественными, и понималось как изучение существующего, чувственно ощущаемого в окружающем мире, то есть той самой материальной природы, то предпочтительнее употреблять именно естественные науки, если не производится ещё более точной конкретизации. А отделялись естественные науки от дисциплин с предметом другой природы – психической, духовной, социальной, то есть имматериальной в той или иной степени, зачастую полностью. Последнее, в свою очередь, предполагает понимание, что понятие природа – это не то же самое, что материальная природа чувственного мира. Но о всём по порядку.
Стоп-стоп. Имматериальный -- это не то же, что нематериальный. Скажем, психика нематериальна, но имеет вполне материальный носитель -- мозг. Социальные отношения нематериальны, как и любые другие отношения, но это -- отношения между вполне материальными людьми (или же их мозгами, если хотите).
А вот имматериальное -- это именно то, что якобы существует без материального носителя, "духовное". В средневековье к имматериальному относили, например, душу человека, ангелов и всё такое. Предполагалось, что для них не требуется материальной основы, Подобное можно лишь декларировать, но даже просто вообразить нельзя. Попробуйте: всё будет сводиться лишь к "совсем-совсем незаметному носителю", а вот вообще без такового -- не получиься. Особенность психики. Аналогично у вас не получится вообразить бесконечное пустое пространство, например -- лишь "нечто в сколь угодно далёкими границами".
Короче говоря, имматериальное -- это не предмет изучения других наук, а лишь софоложество теологии и т.п.
Естественные науки – это комплекс научных дисциплин, объединяемых изучением предметов с основными признаками, свидетельствующими о их материальной природе. То есть естественные науки изучают сугубо материальные явления, процессы и тела, которые воспринимаются чувственным опытом.
Вообще-то квантовые явления, например, или космические феномены с гравитацией сложно изучвть чувственным опытом... И это -- не придрача к словам, и демонстрация уровня изложения материала.
Такие предметы можно сгруппировать в основные категории интереса естественных наук:
- Материя – многозначное, понятие эффективнее всего определяемое как дефиниция, то есть перечисление основных признаков; признаки материи: протяжённость в пространстве, физическая или телесная природа, подверженность чувственному опыту в качестве внешней причины источника ощущений, составляющая вещественного мира и так далее;
- Жизнь – особая форма организации материи, именуемая «живая материя», с только ей присущими свойствами и особенностями, такими как, например, обмен веществ, регуляция функций, размножение и так далее. Не следует путать это понятие «жизнь» с бытием разумного существа как его субъективным осознанием и переживанием своего существования, тему бытия и существования я затрону в другой части книги;
- Человек – как сложная структура организации живой материи в форме организма, то есть здесь под человеком понимается его тело – организм, а также связи и свойства, присущие этому организму, но с опущением сознания и подобного ему;
- Земля – как планета, доступная чувственному опыту человека, и, соответственно, экспериментальному исследованию, в условно полном объёме без каких-то препятствий. Разумеется, здесь делается послабление, игнорирующее проблемы опыта в стеснённых или агрессивных условиях, например, вулканы, глубины океанов или земных недр и тому подобное; но эти проблемы незначительны по сравнению с изучением следующей категории;
- Вселенная – совокупность обозримого и предполагаемого материального пространства, максимальный практический и эмпирически истинный уровень чувственного мира. Сложности с его изучением очевидны: расстояния, крайне агрессивные среды, относительно малая фактическая изученность и другие. Здесь не включаю теорию мультивселенной как излишне частную информацию перегружающую необходимое количество информации для раскрытия темы.
Не буду придираться к этим определеням. Просто помечаю, что не считаю эти формулировки удачными.
Исходя из категории материального, естественные науки конкретизируются по предметам своего изучения в большие группы:
- Физика, химия и физическая химия изучают материю;
- Биология, ботаника и зоология изучают феномен жизни;
- Анатомия, физиология и антропология (физическая) изучают человеческое тело;
- Геология, минералогия, палеонтология, метеорология и география (физическая) изучают планету, доступную для эксперимента и чувственного опыта без затруднений – Землю;
- Астрономия, астрофизика и астрохимия изучают внеземное пространство-материю, то есть вселенную.
Гм, судя по "география (физическая)" -- существует ещё и не-физическая география...
Таким образом, можно сказать, что суть естественных наук кроется, если кратко, в изучении материальной природы. Жизнь – это форма организации материи, организмы – это живая материя же, планеты и другие тела – это материя и так далее.
Естественные науки оформились из натурфилософии и постепенно дистанцировались от предметов и научных влияний, не свойственных им, то всего того, что не укладывается в критерии чувственного опыта и признаки материальности. Такие ограничения привели к сужению компетенции естественных наук, а в некотором смысле даже к догматичности их, в связи с фактическим существованием имматериальных феноменов и ноуменов, но невозможностью исследования их естественными науками из-за их принципиальной природы. Проблематику связанную с сказанным ранее я покажу на примере физики.
Это какие же имматериальные феномены? Огласите весь список, пожалуйста!
Физика – естественная наука, изучающая простейшие, но одновременно наиболее общие закономерности материальных процессов, явлений и тел. Исходя из этого, не существует явлений, процессов или тел материальной природы, не подчиняющихся физическим законам. Именно поэтому физика выбрана для примера проблематики, связанной с исследованиями естественных наук несвойственных ей областей природы.
Простейшие, блин. До такого надо додуматься. Впрочем, можно и иметь представление о физике на уровне простейших...
После такой заявы указывать на то, что научный подход -- это вовсе не "не существует явлений, не подчиняющихся физическим законам", а вовсе даже "если обнаружится несоответствие, то надо создавать расширенную теорию, которая будет объяснять и это" -- как-то даже неловко.
Физика – наука экспериментальная, её суждения основываются на чувственном опыте – эмпирическом исследовании, что означает, что в отрыве от математики и её символической логики теоретическая часть физики пострадает, а с включением математики в физику переносятся и специфические проблемы самой математики. Но основная проблема – это ограниченность физики, собственно, как и всех естественных наук в целом, в достоверном исследовании и описании самого естества, как всего естественного и существующего, так как, в качестве примера, не всё естественное материально, а отрицание последнего – ещё одна проблема естественных наук в целом и физики в частности.
Эмперическое исследование -- это, оказывается, чувственный опыт всенепременно. Впрочем, раз физика заявляется простейшей, то и опыты, видимо, вида "сунуть два пальца в розетку и почувствовать результат".
Науки же НЕ отрицают нематериальное. Просто нематеоиального без материального носителя, повторюсь, даже представить не получится. Психология, скажем, изучает психику -- это категория идеального. При этом, как уже давно известно, психика вполне связаня с материальаным мозгов, и воздействия на него -- механические, электрические, химические -- влияют и на психику тоже.
А вот что такое естественное имматериальное -- автор пока не написал. Что ж, будем ждать -- комментирую параллеьно с прочтением.
Отрицание этой проблематики или заявление её надуманности имеют ту же основную, но не единственную, причину, что и сами попытки исследований имматериальной природы естественными науками – догматизм. В своё время, заняв в известный период истории человечества лидирующие позиции в объяснении мира, естественные науки с трудом, в конкретных лицах и концепциях – это важно подчеркнуть, признают не способность дать исчерпывающие знания не то что о связке мир-разум, но и о чём-то одном. Да, практическая полезность и компетенция естественных наук в их конкретных областях – это факт, но попытки исследовать неспецифические им области и природу приводит к известной проблеме, о которой далее.
Разумеется, совокупность ограниченности компетенции естественных наук происходит в примерно равной степени и от физиологии, и от химии – от каждой дисциплины естествознания, но традиционно проблематику с принципиальной непознаваемостью вне пределов компетенции естественных наук, но упорством в попытках этим заниматься и создавать суждения, претендующие на статус достоверных, называют физикализм.
"ФИЗИКАЛИЗМ — один из этапов развития неопозитивизма, характеризующийся стремлением построить всю науку на основе языка физики. Предполагалось, что предложения всех наук, описывающие наблюдаемые явления, могут быть адекватно переведены в предложения, содержащие только термины физики, и т.о. может быть реализован идеал единой «унифицированной науки». Однако довольно быстро выяснилось, что сведение всего содержания науки к физике невозможно, и физикализм — как разновидность редукционизма — потерял сторонников даже среди неопозитивистов". -- Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Физикализм был моден почти столетие назад, в 30-е годы прошлого века. С чего бы в нём обвнинять современнную науку?
То есть существуют феномены и ноумены имматериальной природы, которые естественные науки исследовать не могут, но воплощая желания конкретных представителей этих наук, пытаются это делать, прибегая к различным ухищрениям, иногда доходящим до казуистики.
Да что же это за загадочные феномены имматериальной природы? Очень уж любопытно!
Например, объяснение имматериальных феноменов и ноуменов как функций или следствий материальных процессов и явлений, что позволяет вроде как делать о них выводы с позиций естественных наук; вот такие попытки традиционно называют физикализмом. А если проще, то физикализм это стремление описать все научные знания языком физики, а значит утверждение, что кроме материальной природы, которую и описывает физика, ничего нет. О нём самом подробнее, а также о понятиях феномен, ноумен и других важных в исследовании этой темы я расскажу далее, а на этом параграф о естественных науках и их частном примере – физике можно объявить законченным.
Ладно, посмотрим дальше. Пока лишь отмечу, что заявлять о том, что-де имеются некие "имматериальные феномены" и их можно и нужно исследовать какими-то ненаучными способами, то надо, во-первых, доказать существование таких феноменов, и, во-вторых, показать, что эти способы дают проверяемый результат.