Комментарии Саши Челкарова ([email protected]) выделены таким цветом. Орфография и пунктуация автора сохранены.

http://www.pms.orthodoxy.ru/pd/007.htm

Д.А. АВДЕЕВ, кандидат медицинских наук, Москва

Психотерапия: православный подход

Протоиерей Григорий Дьяченко в одной из своих богословских книг, издававшихся для мирян в начале века и переизданных теперь, написал строки, которыми можно определить суть православной психотерапии: "Исповедуйте друг другу свои согрешения", - сказал святой апостол Иаков.

И все? А в уверенны, что это будет психотерапия? А на фиг она тогда вообще нужна и чем отличается от исповеди?

Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу через таинство покаяния. Чтобы быть прощенным - да, без сомнения. Но кроме сего вы увидите, что в сущности человека заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человека.

Перечитал четыре раза. И все-таки я не понял, что имеется в виду.

Свет видит только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, под которой она представляется в благоприятном виде. Но бывают минуты, когда требуется, чтобы открылась действительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мере один из подобных нам знал все то, что скрывает в нас нужда и искушения.

У меня таких минут не бывает. Так как не бывает описанных автором психопатологических состояний.

На это нас толкает не откровенность, но глубокая потребность быть понятым, облегченным, утешенным; и разве мы не знаем, сколько благотворного и спасительного в подобных признаниях?

Я не знаю. Не пробовал.

Разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и мутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами?

Не понимаю, что имеется в виду.

Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце?..

Найдет ли он его у вас, брат мой? Найдет ли он милосердие, готовое выслушать его настолько, чтобы хранить его признание? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается и которое одно лишь заслуживает доверия?"

Однако, к сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство.

Во-первых, я думаю, христиан среди психотерапевтов (если считать христианином каждого человека, которого окрестили), вероятно, и большинство. Во-вторых – какая разница, какую религию исповедует психиатр или психотерапевт? Если это грамотный профессионал, пусть будет хоть поклонник Вуду. Он же не собирается обращать меня в свою веру, а собирается лечить. Вот я, например, скажу: “Однако, к сожалению, ныне среди психиатров и психотерапевтов мусульман-шиитов меньшинство…” Разницы никакой.

Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить.

Дело не в количестве техник. И даже не в их качестве. Дело в качестве психотерапевта. На психотерапию к православному т. н. психотерапевту я никогда не пойду – т. к. будет не лечить, а обращать в свою веру (такой вывод я делаю, читая эти строки). Мне она – как козе пятая нога. Я понимаю, что фанатичный православный т.н. психотерапевт будет невротично реагировать на неприятие ТАКОЙ его помощи – но это его внутренние проблемы и тут ему самому психотерапевт нужен. На лицо позиция ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ (по Роджерсу).

Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей.

Докажите. Вот у человека маниакально-депрессивный психоз или паранойя – как ему поможет покаяние (напомню, что речь дет и о психиатрии)

В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь временный эффект.

Я не знаю, с чего автор делает такой вывод (на мой взгляд, крайне необоснованный). Возможно, он просто не осилил, либо многоразово неудачно применил эти самые “разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия”, после чего, подсознательно понимая, что психотерапевт из него как из одного всем известного материала пуля – ушел в подпольное психотерапевтическое православие. Далее – что это за методы, которые НЕ эмоциональны и НЕ рациональны? Когда православный т.н. психотерапевт, совершенно НЕ эмоционально и НЕ рационально берет бааальшую лопату и с воплем “бес изыди!” бьет клиента по морде?

Уверен, что психотерапия, проводимая по принципу "потерпите, все пройдет", в большинстве случаев просто недопустима.

Согласен. Только такая психотерапия существует лишь в воспаленном мозгу автора. Либо пусть КОНКРЕТНЕЕ обозначит – какой психотерапевтический подход автор имеет в виду? Есть подозрения, что автор ни одного подхода не знает. Тогда какого хера он все это пишет?

Приведу лишь несколько примеров. Женщина средних лет потеряла единственного сына. Горе, слезы, безысходность и отчаяние не покидали ее ни на день с момента автокатастрофы, которая произошла два года тому назад...

Еще пример. Молодой человек, перенесший в свои тридцать восемь лет два инфаркта миокарда...

Примеры очень подробные и конкретные. Причем совершенно не ясно – ГДЕ здесь психотерапевт? То ли психотерапевт убил единственного сына у мамы, толи он тот самый юноша, который перенес инфаркт два раза, толи единственный сын, разбившийся в автокатастрофе…

Не так давно в состоянии выраженной тревоги ко мне обратился один очень состоятельный предприниматель пятидесяти двух лет от роду.

Просекайте воздействие: я такой крутой психотерапевт, что ко мне обращаются ну ОЧЕНЬ состоятельные предприниматели.

Он сообщил мне, что не хочет больше жить, так как не видит смысла в своей жизни. В течение последних восьми лет он был трижды женат на женщинах вдвое младше его, нажил немалый капиталл, и вот иакой плачевный итог.

Я только не понял, ПОЧЕМУ он не хочет жить? Или немалый капитал и две клевые длинноногие чувихи de-facto способствуют суицидальному поведению?

Далее. ЧТО – эти все проблемы у некоторого незначительного процента людей ИЗ-ЗА психотерапии?! Логика где?! Очевидно, что автор:

Есть тема практически запретная в светской медицине и психологии. Тема смерти. О смерти предпочитают умалчивать.

М-да? А это тогда что: Фрейд З. Мы и смерть или “Психология смерти и умирания” (хрестоматия), составитель профессор Константин Сельчёнок; “Психология жизни и смерти” Вагин И.О. и таких книг я могу привести туеву хучу. Есть, по-моему, даже целое направление в психологии по этой теме.

Наука здесь бессильна.

Во-первых, здесь автор сознательно дистанцируется от науки. То есть православная психотерапия – это НЕ НАУКА. ЭТО утверждает САМ автор.

Во-вторых – а что, эта самая НЕнаучная православная психотерапия здесь НЕ бессильна? Типа трупов оживаем только в путь?

Тяжелых больных постоянно подбадривают: "все будет хорошо", "все будет нормально". В этой лжи и умирает человек. Умирает не подготовившись, без покаяния, без духовного завещания.

А как вы предлагаете вести себя, например, в хосписе? Постоянно напоминать всем о смерти, да еще приговаривать, что не спасутся? Проводить психологические игры-драматизации “Адская сковорода” и т. п.? А помощь безнадежно больным состоит только в том, чтобы склонить их к покаянию? То есть православная т.н. психотерапия – это не психотерапия вовсе, а религиозная практика. И надобность в ней отпадает. Есть для этого попы.

Для православного человека памятование часа смертного - одно из главных дел жизни.

Вот пусть он и памятует (memento more) несколько раз в день, раз больше заниматься нечем. (Заметьте – это одно из главных дел – НЕ детей рожать там… или творчеством заниматься, а ПОМНИТЬ О СМЕРТИ. Бедняги…)

С юных лет христианин просит у Господа безболезненной, мирной, непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Судилище.

Если весь смысл жизни христианина – это мольбы о легкой смерти, мирной, непостыдной (интересно -это какой в понимании автора?) смерти, то этот человек de facto тяжело психически болен. Мне, например, никогда в голову не придет молить об этом, так как:: а) никто не знает, КАК я умру; б) уверен, что, скорее всего тихо-мирно; в) даже если бы молитва была связана напрямую с тем КАК умрешь, то предпочел бы мучительную смерть пожизненным молитвам о “хорошей” смерти.

Далее – тут автор вообще кощунственно поступает по отношению к собственному культу, так как у христиан смерть мучительная (как Христос) как раз таки В БАААЛЬШОМ ПОЧЕТЕ.

Когда читаешь о кончине праведников и святых, то не горем, а умилением и отрадой наполняется душа...

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим - православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих.

Заметьте, автор пытается навязать нам: духовные ценности = православная, духовная платформа (название-то какое!).

Почему? ЧЕМ эта самая “платформа” помогает отличить “ситуационные (психосоциальные – тоже выдуманное автором слово) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих”. А если психотерапевт не руководствуется православной платформой, он НЕ может отличить одни причины болезни от других? ПОЧЕМУ? А если наоборот православный т.н. психотерапевт неправильно идентифицирует причины заболеваний больного, подгоняя их под свою платформу. Пример: причина – грех.

Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой "заслон", препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи - пьянство, блуд, самоубийство. Цель православного пастырства - спасение души, а православной психотерапии - врачевание души.

Психотерапевт может, но не должен предшествовать священнику. Это нетипичная цепь: психотерапевт – священник - … По моему мнению, грамотный психотерапевт вообще с лихвой заменит священника. То есть надобность идти к священнику после грамотного психотерапевта ПО ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ причинам отпадет. Хотя по всяким другим причинам клиент может продолжать посещать священника.

Священник и врач, вданном случае, соработники Богу в деле душепопечения.

Нашей задачей, то есть задачей врачей, посвятивших себя православному врачебному душепопечению, является возрождение духовных традиций в медицине и психологии.

Духовные традиции в понимании автора нужны медицине и психологии как козе пятая нога.

Нам надо крепко держаться веры Православной и делиться этим спасительным сокровищем с нашими пациентами, любить их и носить их тяготы.

“Нам надо”… Гм. Категоричность автора не знает пределов. Хотите – держитесь чего хотите. С лечением пациентов это никак не связанно. И уж тем более – не надо насаждать свое мнение всем.

Святоотеческое наследие - основа православной психотерапии.

Вот я никак не могу понять, что сие загадочное словосочетание означает. Ассоциации в голову приходят такие: золото партии, сим-сим откройся и т. п.

В святоотеческом учении содержится все необходимое и для врачевания души и для ее спасения. Поэтому не обратиться к этой духовной сокровищнице было бы и неразумно и грешно.

Вот чего я никак не могу принять – это безапелляционных, неаргументированных суждений. НУ ПОЧЕМУ?!!! Почему неразумно? Ну да ладно… ГДЕ ОНО – это святоотеческое наследие? В каких таких трудах? С чем его едят?

Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность в сочетании с умением пользоваться психотерапевтическими и медицинскими познаниями.

А какая разница между просто сострадательностью + умения?

Святителю Луке (Войно-Ясенецкому) принадлежат следующие слова, касающиеся психотерапии: "Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней". Здесь следует выделить очень важный акцент: суть психотерапии заключается, действительно, более не в словесном, а в духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха.

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет (с)

Консультативный прием в православной, или как часто мы называем святоотеческой, психотерапии, это прежде всего встреча во Христе.

Это как?

Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность. Но православный врач должен также с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.

Автор хотел сказать, что даже если пациент не православный, православный т.н. психотерапевт сделает все возможное, чтобы слепить из этого пациента православного. Чего ему это не стоило. Возможно, даже сделать инвалидом. Какая разница? Ведь если он не православный – он, считай, труп. Хотя: Верующий подобен трупу в руках господних. Мартин Лютер

Больные психотерапевтического прфиля - это совершенно особенный контингент.

Трюизм.

Их стардания нередко связаны с моральными конфликтами, семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, духовными поисками.

Еще трюизм.

В глаза врачу, как правило, смотрит человек, который испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки со стороны близких.

Все остальные смотрят на другие части тела психотерапевта.

К специалисту он обратился тогда, когда душа буквально заполнена переживаниями. Иногда переживания трансформируются в тяжелые соматические симптомы, различные боли, онемения, другие нарушения.

Во-первых, психосоматические. Во-вторых, да ну вас… на фиг…

Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги.

Я бы спросил о ч/н другом.

И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о православии, о христианском понимании смысла жизни, смысле страдания, болезни.

А тех, у кого не открыто – посылаю подальше. Или играю в “Адскую сковородку”

Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от ближайших (успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания) до главных - внутренний рост и развитие, обращение к непреходящим ценностям. В противном случае психопрактика

Т. е. практика психа

может стать небезопасным манипулированием душами людей или принесет лишь "косметический" эффект.

Ламерство от психологии. Причем такое, что даже не буду комментировать.

По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать "мостиком" в Православие.

А по моему - в буддизм.  А по моему - в мусульманство. А по моему - в даосизм. Продолжи ряд.

Впрочем, здесь я перед автором снимаю шляпу. Наконец-то по-МОЕМУ, а не ТАК НАДО, ТАК ПРАВИЛЬНО, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ ВО ВЕКИ ВЕЧНЫЯЯЯ!

Я искренне радуюсь, видя некоторых из числа своих бывших пациентов в Храме. Впоследствии, если они и заходят в кабинет к психотерапевту, то чаще всего только в гости, ибо обретают их души Всемогущего Целителя - Господа Иисуса Христа.

Вы просто грязно манипулировали этими людьми.

Поделюсь еще одним примером. В течение трех лет я работал в реабилитационном отделении кардиологической клиники. Мне предстояло проводить психологическую реабилитацию больных после инфаркта миокарда. Люди, которые приходили на прием, а это были в основном мужчины трудоспособного возраста, не находили себе места. Настроение их было подавленным, на глазах часто появлялись слезы. Другие - недоумевали, находились в растерянности и не верили происшедшему с ними. Еще бы: 45-50 лет, обилие планов, проектов. А тут такая тяжелая болезнь - инфаркт. От одного этого слова многие вздрагивали, на коже появлялись мурашки.

По инструкциям, как врачу-психотерапевту и психиатру, мне следовало проводить диагностику психических аномалий и лечить с помощью медикаментов и психологического воздействия.

Вместо этого я впаривал им разную православную лабуду.

Различными исследователями установлено, что даже спустя 6-12 месяцев от возникновения инфаркта у 90% пациентов обнаруживается депрессия. Причины ее стойкости, как показали наблюдения, связаны с утратой смысла жизни, крахом надежд.

Детально ознакомившись с литературой по вопросу психологической реабилитации инфарктных больных, я уловил одну тенденцию, которую можно обозначить как уход от действительности, сглаживание острых углов или отвлечение. Конечно, успокоиться необходимо, но что дальше? Такие вопросы я задавал себе очень часто.

Желающим пациентам я стал читать поучения святых отцев.

Как в воду глядел (с) И еще. Что эта за привычка слова коверкать? Каких еще “отцев”? Может овец?

Мы прслушивали

Замечу, именно ПРСЛУШИВАЛИ.

православные песнопения, встречались с духовенством. К большой радости всех нас, кардиологическая клиника располагалась прямо возле стен Введенского собора. Некоторые больные по возможности посещали богослужения, готовились к Исповеди и Святому Причащению. Бывало и так, что больной поступал на лечение в очень тяжелом состоянии. Затем - этап реабилитации. А перед выпиской домой он исповедовался и причащался. Слава Богу!

Ну и? Результат то какой-то был?! А то автор так обрадовался, что приобщил к культу пару-тройку новых больных, что забыл совсем какого фига он начинал психотерапию…

Воронежский доктор В.К.Невярович

Дальне-Попинская медсестра Клава Пупкина…

метко определяет, что "процесс психотерапевтической беседы можно сравнить с неким поступательным движением. Картой, с которой мы сверяем правильность нашего курса, является Евангелие, а целью - Сам Господь наш Иисус Христос. Начало движения - то место и состояние больного, в котором он пришел на прием."

Ну, просто православное НЛП. Кстати, а хде этот доктор енто усе определяет. Ссылку бы… Подождите, так это Невярович. Ой, нет. Ой, чур меня…

Московский православный психотерапевт Н.Д.Гурьев, работая с пациентами, подводит их в процессе психотерапии к принятию тезиса о том, что "счастье человека зависит от его нравственности".

Еще один грязный манипулятор.

Подробно о методике Н.Д.Гурьева можно прочитать в его книге "Страсти и их воплощение в болезнях".

Я понимаю, что у автора полно подобного самиздата, а где мы все это можем почитать?

Н.А.Лайша, православный психотерапевт из Белоруссии, долгое время исследовал проблему мотивации (побуждения) как психологической категории и пришел к выводу, что во многих случаях поведением человека движут страсти. Именно они в своей глубинной основе подталкивают человека к греховным поступкам. Отсюда, кстати, становится понятно почему вокруг так много конфликтного, нелепого, необдуманного, злобного. Как много в нашей жизни противоречит элементарной логике и здравому смыслу.

Прочитайте противоположный подход у Э. Шострома. А Лайша просто обчитался Фрейда и, кстати, мало что понял.

Доктор мед.наук О.Г.Сыропятов совершенно верно указывает на то, что "Православная антропология

А что это за наука такая?

диаметрально противоположна психотерапевтическим подходам к человеку.

А физика диаметрально противоположна литературе.

Если для новейшей волны психотерапии характерно использование психотехник для "трансформации личности", то по учению Церкви человек на своем пути к соединению с Богом никогда не теряет личностного, хотя и добровольно отказывается от своих природных наклонностей. Духовная жизнь всегда сознательна, тогда как бессознательность, на чем строят свои системы большинство психотерапевтических школ, есть признак тьмы и греха."

Резюме: Сыропятов ни черта не понимает в психологии.

Очень важно правильно оценить не только жалобы пациента или характер конфликтной ситуации, но и предшествующее этим событиям душевное состояние, поведение человека.

Трюизм.

Таким образом, важнее иной раз бывает оценить не сами жалобы, а "контекст" обстоятельств жизни, приведших к ним.

Еще трюизм.

С этой целью мы просим пациента во время первой встречи назвать несколько значимых для него событий жизни последних 3-5 лет и прокомментировать их устно или письменно.

Оригинально. Сами придумали????

Структура беседы с первичным пациентом схематично может быть представлена следующим образом: знакомство; выяснение внутренней картины болезни; обсуждение актуальных проблем; подведение итогов.

Открытие века (бурные аплодисменты, переходящие в овацию).

Пациентам нашим прежде всего надо дать любовь и душевное тепло. А знания нужны для того, чтобы эту любовь лучше приложить.

А по-русски?

Душевное немирствие, потеря самообладания, безволие... именно с этого происходит множество неприятностей, ссор, конфликтов, болезней, семейных нестроений

Даже и не пытайтесь понять, что имеется в виду. Ну, если только некое НЕстроение, которое создала семья.

и тому подобное. Всего и не перечислить. Задача врача заключается в том, чтобы пациент обрел мир с собой, а через это и мир с Богом.

Как одно связано с другим? Пример: я обретаю мир с некой сущностью (богом, барабашкой и пр.), а потом прихожу домой и режу бабушек. Ну? Где лечебный эффект?

Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации.

Ламерство. А что такое психологический страстной (страстный) механизм?

Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.

А бы сказал трудно оценить вообще. У автора мания величия.

Основной задачей психотерапевтических мероприятий будет формирование у страждущих отношения к наркомании, пьянству как к греховным недугам.

На протяжении всей статьи автор не предлагает ничего продуктивного по отношению к клиентам. Единственный его метод – давление и запугивание (читай: играть в “Адскую сковородку”). Тогда как психотерапевт должен воспринимать клиента безоценочно – не важно кто перед ним – проститутка, гомосексуалист, православный, мусульманин, сатанист, буддист и пр. Автор страдает ксенофобией и склонен к религиозному экстремизму. Автор сам тяжело болен.

Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою жизнь.

Я приведу туеву хучу обратных примеров. Тезис автора беспомощен, и туп в своей прямоте. Он ничего не доказывает. Что свидетельствует о ригидности автора и огромном желании втолочь нужную мысль читателю. Вообще весь текст посвящен тому, чтобы убедить в чем-то. Скорее всего, автор подсознательно все-таки сомневается в своей правоте и поэтому невротично пытается навязать всем свою позицию.

В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь!

Бред.

Психотерапии может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т.п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий , возможно только Господу.

Обоснование собственной неэффективности. Снятие ответственности. Раз не помог, значит, бог поможет. ТОЛЬКО он может. Трусость и непрофессионализм. Нет. Профессиональная трусость!

Оппоненты говорят: православной психотерапии быть не может; верующий врач не может навязывать свои религиозные убеждения другим людям, так как имеют право на существование другие религиозные учения.

Первая здравая мысль.

Вопросы эти нелегкие.

Еще бы. Возразить-то нечего.

Выскажу свое мнение. Мне видится, в данном случае, такое решение вопроса. Если врач-психотерапевт верующий, православный человек, то его душепопечительская практика будет основываться на христианских ценностях.

Наука вне религии. А если психотерапевт мусульманин, буддист, синтоист, поклонник зороастризма, ницшеанства, коммунист? Автор просто фанатик. Он не может рассматривать вне своей религии никакое явление жизни. Эта тоталистичность говорит о деструктивности и ригидности автора.

И в его лечебном арсенале не будет медитативных техник, гипнотических трансов и тому подобных приемов, несущих разрушение душе пациента.

Молоток – он хороший или плохой? Все дело в том, кто и как его использует…

Понятно также, что говорить о вере и духовности православный врач будет с теми людьми, которые хотят об этом услышать.

Здесь автор противоречит сам себе. Если клиент откажется слушать православный бред психотерапевта, все лечение потеряет смысл. См. текст автора.

Убежденно веруя в то, что Истина только одна - и она только в Святом Православии, верующий доктор не станет предлагать на "пробу" догматы других конфессий и религий.

У автора какое-то искаженное представление о психотерапевте, как о впаривателе каких-то там религий. По себе людей не судят.

Таким образом у православного врача и будет православная психотерапия.

И не будет ни одного пациента.

Психотерапия, как выше уже было определено, специфический вид лечебной помощи, ибо в фокусе ее теории и практики душа человека.

В психотерапии нет такого НАУЧНОГО понятия.

Естественно, что православный человек стремится в этом случае обратиться на прием к православному врачу.

Ну и дурак.

Укажу еще и на то обстоятельство, что православные в России - это основной культурообразующий слой нашего общества, это миллионы людей.

Статистика откуда?

А нам православным врачам неустанно твердят: "Вы не имеете право! Вы не должна! Вы пытаетесь ограничить науку рамками библейских представлений!..."

Как об стену горох! (с)

Но, позвольте, почему? Ведь если на приеме у верующего врача верующий пациент, то почему же им следует скрывать друг от друга свои убеждения.

Не могу понять. Либо автор идиот, либо считает идиотами нас. Да никто не заставляет скрывать свои убеждения. Просто они на психотерапии НА ФИГ НЕ НУЖНЫ!

А бывает и так: увидев в кабинете иконы, лампадочку, больной и сам просит, чтобы ему рассказали о вере, Церкви и разговор приобретает совсем иное содержание. Думается, что пора признать нравственно-религиозное направление в медицине, а именно православную психотерапию.

Круто – правда? Надо признать православную психотерапию, потому что у автора в кабинете иконы и лампадочки. У моего знакомого психотерапевта в кабинете бутылка виски, давайте признаем алкогольную психотерапию, а у одного школьного психолога в кабинете люстра Чижевского, давайте признаем люстровую терапию.

НА САМОМ ДЕЛЕ православной т.н. психотерапии вообще насрать на проблемы клиента. Эта Ненаука подходит к человеку с чисто утилитарных позиций. Человек интересен ей, в той степени насколько человеку интересны религиозные предпочтения т.н. психотерапевта, либо в той степени в какой эти предпочтения можно человеку навязать. Т.е. сами проблемы никакого значения не имеют, и вообще никакой психотерапии здесь близко нет.

"Церковь и медицина: психическое здоровье человека" под таким девизом в Минске в мае 2000 года прошли Минские Епархиальные Чтения с приглашением духовенства и специалистов врачей, психологов, социальных работников не только Белорусии, но России и Украины.

Во-первых, Белоруссии. Во-вторых, к чему это “НО”? Автор тужится, пытаясь из ничего создать некую массовость, силу. Если написать просто Белоруссии, России, Украины – эффект не тот, а вот если, не только Дальне-Попинск, но и Забердыщенск, и Россия, и Киргизия с Ираком– это да!

В резолюции, которую мы

Кто это - мы?

подготовили подчеркиваются следующие обстоятельства:

"Психиатрия, психотерапия и медицинская психология, включающие в свои названия категорию души ("psyhe"), являются теми разделами медицинской науки, которые обязаны исследовать нравственные причины нервно- психических и психосоматических болезней. Мы свидетельствуем о прямой причинно-следственной сваязи безнравственных (греховных) форм поведения и нервно-психических расстройств.

Ну и что. А я свидетельствую, что православные убеждения являются причиной диареи. Аргументы? Я в это ВЕРЮ. Еще я могу привести цитаты из Библии. Возможно, вы их поймете неправильно, не так как я. Это вас бес попутал.

Мы - участники Минских Епархиальных Чтений "Церковь и медицина: психическое здоровье человека" высказываем озабоченность

стремительным ростом нервно-психических расстройств, алкоголизма, наркомании;

Откуда такая инфа?

последствиями деятельности деструктивных тоталитарных сект и оккультной практики;

повсеместной экспансией различных западных и восточных деструктивных психотехнологий;

а также южных, северных, западно-восточных, юго-западных, северо-восточных, северо-западных СТРАААШНЫХ психотехнологий.

характером оказываемой психологической и психотерапевтической помощи, которая по сути является преимущественно антихристианской и деструктивной по своим последствиям для личности;

Идите в жопу. Уровень аргументов у нас здесь одинаковый.

подготовкой специалистов в области охраны психического здоровья населения без учета православных духовно-нравственных ценностей."

Ниже приводятся основные принципы православной психотерапии, разработанные совместно с православным психотерапевтом В.К.Невяровичем.

А… ентого товарища мы знаем. Баальшой специалист в области наукообразия.

Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

  1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек обладатель величайшего дара Божиего - святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
  2. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих.
  3. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий.

Пункты 1. 2. никакого отношения к психотерапии не имеет. Пункт 3. противоречит самим авторам.

ПИСЬМА КОЛЛЕГ

Уважаемый Дмитрий Александрович!

С большим интересом прочитала Вашу книгу "Из дневника православного психиатра". Я работаю детским психологом. Приходится решать много разнообразных проблем, связанных со страхами, тревожностью, агрессивностью детей, с так называемым отклоняющимся поведением. Большинство семей, с которыми мне приходится работать, неверующие. Некоторые из них готовы принять веру, я это чувствую и стараюсь им в этом помочь. Но другие, еще больше нуждающиеся в помощи, очень далеки от истинной веры и либо готовы верить во все подряд, либо являются убежденными атеистами. А помочь надо всем.

Сама я окончила факультет психологии МГУ, еще будучи человеком неверующим. Православную веру я обрела позже. И так получилось, что мои профессиональные знания и мировоззрение плохо связаны между собой. Надеюсь на сотрудничество.

С уважением Л.

Уважаемая Л. Автор поможет вам, наконец, связать ваши профессиональные знания и мировоззрение, только от первых придется отказаться навсегда.

Уважаемый Авдеев Д. А.!

Ваша книга у меня в руках. В настоящее время я обучаюсь по специальности "Социология и психология" и через несколько месяцев должна получить диплом с правом практического применения.

С самого начала я пришла учиться психологии с желанием не выходить за рамки православных канонов, мне это обещали, но сейчас, когда у нас проходит практика, то выяснилось, что у меня душа не принимает все "это" в прямом и переносном смысле!

Я хотела бы работать в православной методике, соответствующей уважительному отношению к человеку. Ваша книга для меня как знамение! Вы могли бы посоветовать мне что-то в теоретической части? Методической? У меня самой есть некоторые мысли по этому поводу. Я собираюсь писать диплом о связи психологии и Православия.

И извините, конкретный вопрос о моем трудоустройстве после получения диплома... С моим 100%-ным неприятием американских психопрактик мне трудно будет найти себе работу. Я считаю, что западные системы должны сильно перерабатываться с учетом русской специфики и добавлением православных аспектов.

Г. М.

Г.М., желаю вам и дальше успешно не находить работу. Людей жалко…

Уважаемый коллега!

Пишет Вам психотерапевт из Грузии К. Коротко о себе: в своей психотерапевтической практике сполна испил чашу всей сатанинской смеси: прельщенный сначала гипно- и суггестотерапией, позже отверг их под влиянием еще большего мракобесия - психоанализа. Умудрился даже защитить диссертацию, где мало-мальски сведущему человеку не составило бы трудности узреть в авторе адепта фрейдовского учения.

А все это для того, что бы через несколько лет прежние увлечения (читай - грехи) захоронить перед исповедным аналоем и оставить за стенами православного храма. И слава Богу!

Действительно вы КОЛЛЕГА автора. Он тоже психически нездоров.

Уважаемый коллега!

С большим интересом и душевной радостью прочел Вашу книгу. В ней во многом отражено то, о чем я размышлял в последние годы,- важнейший вопрос о духовности в медицине.

Несколько слов о себе. Мне 46 лет, в 1978 году окончил 4-месячные курсы усовершенствования по психотерапии на кафедре профессора Филатова А. Т. в городе Харькове и с тех пор занимаюсь психотерапией. 12 лет работал психиатром-наркологом, а последние 10 лет - психотерапевтом в общесоматической больнице.

Искал "духовность" в йоге, различных восточных и западных культах, но, слава Богу, стал православным христианином. После воцерковления мне стало настолько тесно в современной психотерапии, где 90% методик не подходят православному врачу, что серьезно встал вопрос об уходе из психотерапии. Однако меня на это не благословили. И вот читаю у Вас: психотерапия - мостик к Православной вере. Отрадно и радостно читать о том, о чем сам много размышлял.

Сейчас действительно в нашей стране идет напряженная борьба за методы и направления, которые примет наша психотерапия. Будет ли ее стержнем православная духовность, либо плюрализм новомодных школ поставит нас по разные стороны баррикад. Пока все говорит о преобладании последнего. Вижу еще две очень важные задачи на своем врачебном приеме: подвести человека к истинам Православия; разъяснять и предостерегать пациентов от многочисленных оккультных новомодных псевдолечений (так как именно к психотерапевту чаще всего обращаются с такими вопросами).

И вечный бой за светлое православное будущее! Покой нам только снится товарищи православные! Смерть фрейдистским оккупантам!

Спаси вас, Господи, дорогие коллеги за ваши отклики, за ваш труд, желание поработать во славу Божию и на помощь ближним!

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА-ПСИХОЛОГА

Из разряда живой труп, старый новый год и т. п.

Какими же видятся сегодня пути подлинной профессионализации психолога и одухотворения самого психологического знания? Первый вопрос - это характер отношения психолога к другому человеку. Психолог-практик, психолог-теоретик и психолог-экспериментатор - все они, приступая к человеку, должны иметь чувство, которое пока совершенно чуждо большей части нашей ученейшей публики. Даже само это слово, можно сказать, неизвестно. Но я дерзну его произнести. Это чувство благоговения.

Перед чем?

Благоговению пред человеком чужда сентиментальность.

Тут я ничего не понимаю. Т. е. благоговение исключает сентиментальность? А я думал наоборот…

Каждый, любой человек (даже человек "последний") является обладателем великого сокровища - святыни души, образа Божия, который неуничтожим принципиально, к которому нужно подходить крайне бережно и осторожно, не считая себя вправе хозяйничать в чужой душе, наводить там свои порядки (а именно так подходят к проблеме большинства именующих себя психотерапевтами, и в этом отношении - корень всех преступлений современной психотерапии).

Про святыню души я опускаю. А вот что касается наведения своих порядков на чужой территории. То это относится как раз таки к православным т. н. психотерапевтам.

У психолога такое знание о человеке может проявиться только тогда, когда он сам для себя отыщет среди современной душевной тьмы Свет Христов. Путь возрождения души для каждого триедин:

А почему не двуедин или четыреждыедин, семиедин?

1) обогащение сознания Православным духовным смыслом в процессе раскрытия для себя богатейшего знания о душе, невидимом мире, грехе как причине душевных кризисов, стрессов, надломов и болезней; 2) покаянное чувство в Боге (не надо путать с обычным раскаянием или сожалением о содеянном); 3) воцерковление, устроение личной жизни по заповедям Божиим. Проще говоря, направление своей жизни ко Христу. В этом некое условие, благоприятная почва для осуществления нравственного действия на своих пациентов.

Без комментариев.

Задача психолога (если он желает помочь пришедшему к нему человеку, привести его к Истине, а не к своей "уникальной" личности)

Я не понимаю. Почему одно у православным т. н. психотерапевтах противоречит другому, когда эти вещи не всегда связаны? У всех что ли поголовный тупняк относительно логики? Логики-то нет.

указать дорогу к храму.

Иди-ка мой пациет в… храм! Вот дорога. Шуруй-шуруй. Эй, деньги оставь.

Один святой сказал,

Одна бабка сказала… Ведь какое кощунство к собственному культу. Один святой… блин, совсем офигели, даже привести имя лень. А на хрена? Пусть будет один святой. Один сказал, другой подтвердил, третий доказал.

что благоговение состоит из двух начал: страха и радости.

А к/н проверял истинность сего утверждения?

Страха, опасения, как бы не навредить душе этого человека. Ведь этот человек имеет свой путь жизни. Поэтому сначала "не вреди", а потом "помоги". И второе - радость, радость от того, что сейчас между двумя людьми произойдет встреча.

То есть встретится с пациентом православному т .н. психотерапевту достаточно сложно. Практически невозможно. Поэтому когда он встречает хоть одного пациента - он ужасно рад!

Два слова о так называемой психологической помощи. Здесь все просто. Если психолог в вышесказанном смысле смог "помочь" самому себе, то он (в той или иной мере, конечно) может помочь и другому.

НЕ факт.

Если же внутренняя и личная жизнь самого психолога несостоятельна, греховна, то не надо и браться помогать другим.

НЕ факт.

Врач!

Чаво?

Исцели самого себя (Лк.4, 23).

Да щазз!

Известен только один путь определения, могу ли я "помогать" людям. Это получить благословение своего духовника.

А кто это – мой духовник? И почему… Впрочем, к чему все эти вопросы…

И куда только РПЦ смотрит? Сделали хотя бы к/н отдел внутренний по борьбе с маразматическими текстами. Позорище ведь…

И еще того же автора: "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ"