Комментарии: DoctoR /[email protected]/

АВДЕЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Психотерапевтического Центра при Общественном Межрегиональном Фонде  социальной безопасности "Правопорядок-Щит", консультант Душепопечительского Центра во имя св.праведного Иоанна  Кронштадтского

Вот что интересно - любят всяческие религионеры прикрываться званиями кандидатов и докторов наук. по такой логике надо в богословских вопросах им слушать Е.К.Дулумана - как-никак, кандидат богословия. Но тут они почему-то не согласны.

Многолетняя научная и практическая деятельность осуществляется в русле разрабатываемых автором и его коллегами принципов Православного медико-психологического душепопечения.

О - вот именно - о принципах...

Причем НЕ научных. У меня, кстати, уже есть на сайте небольшая статья про православных психиатров.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

Исповедание Православной веры и привнесение её духовной истины и чистоты во врачебную, психологическую и психотерапевтическую деятельность.

Любой врач, расширяющий моральные принципы Врачебной клятвы (а любой медик - Клятвы Гиппократа) до чего-либо другого скорее всего рано или поздно будет осужден за "неоказание медпомощи". Врачебная Клятва, как и, например, Устав Воинской Службы, четко очерчивает все то, чем должен руководствоваться врач в своей деятельности, и изменение или расширение этих рамок может повлиять на объем или качество оказания помощи - поэтому и недопустимы.

Попутное замечание - если товарищ пытается "привнести" в медицину "духовную истину православной веры", почему бы какому-нибудь другому товарищу не привнести в медицину принципы "жесткой евгеники" или "лечения созерцанием"? Ни для каких подобных прецедентов нет оснований.

Базирование душепопечительской практики на религиозно-философском и психологическом святоотеческом наследии.

"Душепопечительская практика" - прерогатива психологии и психиатрии, которые базируются на научном гносеологическом методе и Международной Классификации Болезней (10-я ред.)

Психологи и врачи, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек обладатель величайшего дара Божиего - святыни души, которая есть образ и подобие Творца.

"Чувство благоговения" - форма психологической защиты перед непознаваемым. Любая психозащита для врача - лидера в связке "врач-больной" - ущербна по определению. Врач должен не "благоговеть" перед "душой" больного, а лечить его и управлять им в этом процессе, прямо изменяя и подавляя "душу", если это будет стратегически обосновано (напр. - если эта душа - локус болезни)

Неприятие оккультно-мистических техник (типа программирования, кодирования, гипноза и др.), низводящих богоподобную сущность человека до уровня машины, а также методов, связанных с насилием над личностью, ложью или лицедейством.

"Неприятие" - ненаучный термин, предусматривающий "отрицание априори".

Принимать нужно все, что больному в пользу, и отрицать все, что может ему навредить. В общем, вынужден опять отослать товарища к Врачебной Клятве и Уголовному Кодексу.

Попутное замечание - а как этот "кандидат в психиатры" лечит каталепсию, слуховую агнозию и прочие состояния, когда гипноз дает почти 100% эффект?

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Предмет и задачи православного медико-психологического душепопечения (православной психотерапии).
  2. Святоотеческое наследие - мировоззренческая основа православного медико-психологического душепопечения. Целостный, триединый подход к человеку. Православная антропология. Духовное, душевное и телесное здоровье личности. Место православной психотерапии в системе медицинского, психологического знания и других наук.
  3. Православный взгляд на психическое здоровье и психическую болезнь. Неврозы и психозы. Духовная сущность психических расстройств.
  4. Критический обзор нехристианских (по духу и содержанию) методов психотерапии и отличия их от православного душепопечения.
  5. Формы и методы православной психотерапии. Мотивационная сфера личности. Грех, стадии развития греха. Учение о невидимой брани. Самопознание. Совесть. Святоотеческое учение о борьбе со страстями. Добродетели. Аскетика.
  6. Святоотеческое учение о болезнях и здоровье, об отношении к скорбям. Болезнь - посещение Господне. Психосоматика. Через страдание - к свету Православия.
  7. Оккультизм - деструктивная духовная реальность. Духовно-психологическая реабилитация лиц, пострадавших от оккультного "целительства".
  8. Духовно-психологическая реабилитация лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
  9. Самоубийство - тягчайший грех. Духовные и психологические корни суицидального поведения. Реабилитация, душепопечение.
  10. Пастырская психиатрия.
  11. Профилактика детских неврозов.
  12. Православная духовность в работе практического врача и психолога. Духовные и психологические требования к специалисту, посвятившему себя православному душепопечению.

КНИГИ И БРОШЮРЫ Д.А.АВДЕЕВА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

  1. Через страдания к свету Православия. Москва, 1994, 15 с.
  2. Из дневника православного психиатра. Москва, 1995. 64 с.
  3. О духовной сущности невроза. Москва, 1996, 20с.
  4. Православная психиатрия. Москва, 1997, 125с.
  5. Духовная сущность психических расстройств. Москва, 1998, 64с.
  6. Беседы с православным психиатром. Москва, 1998, 96с.
  7. Нервность: её духовные причины и проявления. Неврозы (совм. с В.К.Невяровичем). Москва, 1999, 128с.
  8. Греховные недуги: пьянство, наркомания, курение. Москва, 1999,64с.
  9. Беседы с православным психиатром, 2-е изд., Москва, 2000, 160с.
  10. Из дневника православного психиатра, 2-е изд., Москва,1999,235с.
  11. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. Москва, 2000, 368с.

ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНОСТЬ И ПСИХИАТРИЯ (СТАТЬИ)

Обратите внимание: приведены публикации только с 1994г. А где он раньше был? Тем, кто не в курсе: для получения допуска к сдаче кандидатского минимума надо уже иметь некоторое количество публикаций. Ну заодно и почитайте эти самые послекандидационные публикации: может, вы найдете среди них хоть один научный журнал? А так можно счесть за публикации и объявление в газете типа "из лап в лапы" на тему "излечу сглаз с 1000%-ной гарантией".

АУДИОКАССЕТЫ (лекции и беседы)

  1. Психиатрия и духовность.
  2. О нравственности в психотерапии.
  3. Христианство и психиатрия.
  4. Греховные недуги (пьянство, наркомания).
  5. Православный врач отвечает на вопросы.
  6. Беседа с православным психиатром.

Д.А.АВДЕЕВ
Кандидат медицинских наук

Моя фамилия - полковник, звание - сами видите. (с) мое собрание армейских маразмов, № 2470. Мысль, кстати - буду комментировать дальше исключительно ими. Весь список прилагается, номера буду указывать отдельно.

НЕВРОЗЫ: ОТКРЫВ ГЛАЗА НА ПРИЧИНЫ, УВИДИМ И ВРАЧА

Тело, будучи сложено из многих, притом неодинаковых частей, которые и сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее - Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа. - Св. Симеон Новый Богослов

Ствол пушки состоит из трех частей: первая, вторая, третья и четвертая соответственно.  - № 1201

Пограничные нервно-психические расстройства, а среди них значительное место занимают неврозы, прочно удерживают лидирующее положение в обширной группе психических заболеваний. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, около 10% населения индустриально развитых стран больны неврозами и за последние 65 лет их число выросло в 24 раза. Учтённая заболеваемость неврозами в России составляет 20-25 человек на 1000 населения. Это, повторяем, только учтённая заболеваемость и, скорее, её можно рассматривать как вершину айсберга.

Это - подрывная машинка. А вот так она заряжается. А вот это - заглушка. А вон там - клеммы. Ай!!! Ничего, там всего 100 вольт. - №1562

Неврозы, как эпидемия, распространяются повсеместно. Например, доказано, что от 30 до 65% посетителей у общепрактикующих врачей - это люди с выраженной невротической симптоматикой. В среде специалистов, изучающих эту патологию, бытует такая грустная шутка: вместо вопроса "болеет ли человек неврозом", спрашивать, "каким видом невроза он страдает".

Потом будете плакать и руки наизнанку выворачивать. - №0058

Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.

Впишем эллипс в квадрат, проведем касательную под углом 45 градусов к диаметру. Что вы ржете? Этой методикой давно уже в Штатах пользуются! - №0544

Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности, злобность и т. п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными телесными ощущениями, вегетативными нарушениями. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе.

В армии многое неясно, зато все правильно! - №1169

Вместе с тем существуют и состояния, по клинике напоминающие неврозы, но развивающиеся по иному механизму. Такие состояния определяются как неврозоподобные. К примеру, при многих соматических заболеваниях, инфекционных процессах, при атеросклерозе сосудов головного мозга и других патологических состояниях могут возникнуть проявления, очень напоминающие неврозы. Кроме того, часто неврозоподобная клиническая картина может встречаться у людей просто с дурным характером или существенными недостатками воспитания.

Не делайте мне нервы! - №1604

Термин "невроз" прочно вошел в нашу жизнь и не известен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности, думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни. Впрочем, обо всем по порядку.

Тогда я не знал, что вы знаете, но теперь знаю, что вы должны знать - №2024

Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году шотландским врачом Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими. Однако это, конечно, не означает, что до Куллена неврозов вообще не существовало. Их появление, как и болезней вообще, произошло вследствие грехопадения человека. Описание неврозов встречается уже в древнейших письменных источниках человечества.

Разрешающая способность бинокля зависит от полноты вчера налитого стакана. - №2549

Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и даже противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Симптомы их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Отсюда и взгляды на эту проблему также отличаются полярностью.

Товарищ майор! Вы не капитан Петин? - №0042

Причем на острие научных дискуссий находятся не только вопросы систематики неврозов, а само существование их как нозологической формы. Крайняя точка зрения некоторых психиатров выглядит примерно так: невроз - это "нормальное поведение в ненормальном обществе".

Почему у вас здесь водятся крысы и другие насекомые? - №0542

Другие точки зрения, пытающиеся вскрыть причину неврозов, могут быть представлены следующим образом: мозговая дисфункция; вытеснение в бессознательное внутреннего конфликта; бескомпромиссность установок и догматический строй мышления; неумение прогнозировать конфликт и готовиться к нему; неверные стереотипы поведения; неудовлетворение потребности в самоактуализации и еще многие и многие предположения.

Я не знаю, что вы принимаете от головы, но это вам не помогает. - №1065

 Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие - к патологии эмоций, третьи - к процессу самопознания, четвертые - к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз - наследственное заболевание.

Так, два брата-близнеца, мать вашу... И что, так вас никто и не различает? Я вас различу, тебе поставлю "пять", а тебе - "два", гы-гы-гы... - №1634

Вот ещё одна точка зрения. Так, М.М.Хананашвили говорит о неврозе, как о заболевании, обусловленном избытком информации. В своей книге "Информационные неврозы" он приводит следующие подтверждения своим взглядам: "...Подсчитано, что в экономически развитых странах к 1970 году каждый человек в среднем совершал в течение одного года поездки на большие расстояния, встречался с большим количеством людей, получал больше информации, чем их было у человека к 1900 году в течение всей его жизни... Около 25% населения земного шара подвержено влиянию резко возросших информационных перегрузок..." Риск развития заболевания этот исследователь видит в длительном выполнении большого объёма работ в условиях дефицита времени и высоком уровне мотивации (побуждения).

- А говорят, что у американцев в гранатомете стоит микропроцессор и масса не 6 кг, а гораздо меньше. - Что касается ихних американских микропроцессоров, запомните - вот это наш гранатомет РПГ-7. - №2099

Академик П.В.Симонов характеризует невроз как болезнь недостатка информации. Как видите, взгляды этих учёных противоречивы. По мнению П.В.Симонова, утверждения которого также представляются обоснованными и логичными, к примеру, ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации адекватного поведения, страх - для организации защиты, горе возникает в условиях острейшего недостатка сведений о возможности компенсации утраты и т. д. Мнений много, но ясности нет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что невроз - болезнь личности.

...берем мозги в руки... - №2602

Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения). Следует сказать, что каждое психологическое направление только тогда становилось состоятельным в глазах коллег, когда его представителям удавалось аргументировано и по-новому заявить о взглядах на невроз.

Вот вы говорите: радиация, радиация! Некоторые моряки, например, годами не выходят из атомных подводных лодок, а между тем их жены рожают нормальных здоровых детей. - №0383

Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно описать своеобразный портрет "потенциального" невротика. Вернее, это будет даже целая галерея портретов, в которой каждый имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. К примеру, одной из отличительных особенностей "потенциального" невротика является тип его мышления, носящий оттенок бескомпромиссности. В оценках такого человека сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для него оттенков и строится на контрасте: плохо - хорошо и т. п.

Что будет, если человек идет не в ногу? На него наступят, пройдут, раздавят и не станет человека. - №0718

В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу, как к легкой психической дисфункции, в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости)

Интересная трактовка слова...

Птичка рогами вверх означает "дизъюнкцию". - №1284

не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным, выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших.

 Сверхточное реле времени на 100±20 секунд - №1702

Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями.

Вы картину "Иван Грозный губит своего сына Ивана" видели? Это мелочи по сравнению с тем, что вас ждет. - № 2112

Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь "последнюю каплю", пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная "способность" нервозно реагировать на жизнь. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.

Все то, что приведено выше - это все правильные, бесспорные, но банальные вещи, которые есть в любом учебнике по неврологии. Но различные гипотезы, теории и объяснения происхождения различных неврозов поданы под специфическим углом:

Во-первых - чтобы сделать совершенно левый вывод:

Словом, наука запуталась. Произошло это, по нашему мнению, оттого, что невротическая патология, помимо всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии последних нескольких десятилетий не упоминалось.

А левый этот вывод потому, что не нужно самим запутывать науку, валя в одну кучу неврозы, пограничные состояния, характериологические особенности личности и пр. Что бы ни говорила наука о происхождении неврозов, это все дело десятое, уточняемое и развиваемое. Гораздо важней другое - определить ту грань, когда человек не в состоянии самостоятельно справиться с "процессом", и требуется врачебное вмешательство. И вот тут критерии медицины резко отличаются от критериев церкви - для церкви астеник, ипохондрик, социально-дизадаптированный невротик - находка. У нее цель "восстановить" расширяется до цели "восстановить, привязав". Поэтому именно церковь заинтересована в увеличении числа людей, не могущих справиться с социальным давлением, и все рекомендации врачей-адептов церкви некорректны. Некорректны именно в силу наличия у них дополнительных целей там, где должна быть одна - вылечить (адаптировать к среде) больного.

Духовный взгляд на проблему возникновения неврозов зачастую обнажает корни страдания, а именно: духовную слепоту, игнорирование духовных потребностей, безбожие.

А откуда дохтур делает вывод, что бог - это универсальная реализация духовных потребностей? Это реализация каких-то потребностей, а разрешение невроза - реализация индивидуальных потребностей. Причем - не всегда духовных. Речь идет о разрешении конкретной фрустрации, которая, например, может быть вызвана потребностью в деньгах :).

"Безудержный рост неврозов в двадцатом веке порождён не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но, прежде всего, "прогрессом" общечеловеческого грехопадения.

Этические нормы, сформированные "на заре эпохи", претерпели значительные изменения. По логике дохтура все женщины, загорающие на пляже в бикини, должны иметь крайне запущенные неврозы, как проявление их библейского грехопадения...

Ибо во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина, думается, одна - в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни" (В.К.Невярович).

Мы берем эту систему уравнений и интегрируем ее, пока не кончится топливо - №2692

Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность, внутренне расстроенная.

Личностные "расстройства" - прерогатива психиатрии, а не неврологии, и характеризуются не неврозами, а психозами.

У святителя Феофана Затворника читаем о человеке, который не в состоянии управлять действующими внутри него силами, следующее: "Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому, что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессердна от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает..."

Конфликт морали и расчета? Он разрешаем социально, и его разрешение поливариантно даже для одного субъекта. И достижение более высокого социального уровня развития общества - универсальное лекарство от таких конфликтов. Не нужно (или крайне редко бывает нужно) менять индивидуума, нужно стараться строить такое общество, которое максимально приспособлено к запросам каждого индивидуума. Все другие решения - паллиатив.

Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из под контроля сознания эмоции и воображение. Поэтому святитель Феофан указывал на то, что "внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения".

Понятие "грех" субъективно, его нельзя приравнивать к объективным неврологическим состояниям.

Святитель Феофан Затворник указывает

Кто такой? Степень, должность, в какой клинике работает?

и на то, что "естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему; тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность".

Из девушек-студенток мы должны сделать женщин-офицеров. Сначала этим займусь я, а потом остальные офицеры нашей кафедры. - № 0206

Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств - корень всех грехов, а именно гордость.

Психолог, твою мать... Еще и других подставляет. "Гордость" - продуктивное чувство, снимающее "эффект неадекватности", т.е. она может быть разрешением невроза...

Невроз, в этом смысле, не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз - это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.

Мощное излучение испарило их, вдавило и диффузия произошла - и конец. - №0656

"Вера же есть смирение", - говорит св. Варсонофий Великий. Демон говорил Макарию Великому: "Ты постишься - я же не ем вовсе; ты мало спишь - я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя пред другими, а я смириться не могу даже перед Богом. Смирением ты побеждаешь меня!"

Вот именно такой конфликт "между желаемым и действительным" - главное условие индивидуального и видового развития. А "смирение" - это отрицание действия - т.е. активного взаимодействия живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Смирение - прямой путь к фрустрации - "состоянию неудовлетворенных потребностей".

Как-то во время приёма женщина, страдающая одной из форм невроза эмоционально и многократно повторяла: "Доктор, я устала болеть и хочу вылечиться любой ценой. К тому же я не понимаю, о каком столкновении желаемого и действительного Вы говорили". На эти слова пациентки я ответил ей примерно следующее: "Господь ведает о Вашей скорби и, если не спешит поменять имеющееся положение вещей, то, стало быть, и нет пока Его святой воли вот так враз Вас исцелить. Когда, к примеру, со святыми случались неприятности (болезни, скорби), то они благодарили за то Бога и говорили: "По грехам своим приемлю". А что получается в нашем случае - "хочу исцеления любой ценой". Вот в этом и столкновение между желаемым и действительным. Лечиться, конечно, можно и нужно. Но очень важно смириться с постигшими Вас болезненными обстоятельствами, считать себя достойной их и принять с благодарением. Господь о Вас не забудет и выше сил потерпеть не даст. О том нас уверяет и святой апостол Павел: верен Бог, который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение (1 Кор. 10, 13). Посему успокойтесь и не отчаивайтесь. Невроз - болезнь духовная. Смиритесь, и всё пройдет". Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей.

Я не могу дать вам отпуск пять дней, тогда я буду вынужден давать такой отпуск каждому, у которого родилась тройня! - №1265

В жизнеописании святителя Игнатия (Брянчанинова) читаем о смирении будущего святого такие строки. "Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали поведение послушника Брянчанинова в монастыре. Первое послушание было назначено ему при поварне. Поваром был бывший крепостной человек Александра Семёновича Брянчанинова (отца). В самый день вступления в поварню случилось, что нужно было идти в амбар за мукой. Повар сказал ему: "Ну-ка, брат, пойдем за мукой!" - и бросил ему мучной мешок, так что его всего обдало белой пылью. Новый послушник взял мешок и пошел. В амбаре, растянувши мешок обеими руками и по приказанию повара прихватив зубами, чтобы удобнее было всыпать муку, он ощутил в сердце новое, странное духовное движение, какого ещё не испытывал никогда: собственное смиренное поведение, полное забвение своего "я", так усладили его тогда, что он во всю жизнь поминал этот случай".

За "пример с лечением женщины" в институте поставили бы двойку...

Дальше все вообще написано ниже любой осмысленной медицинской критики - т.е. ни к медицине, ни к психологии не имеет никакого отношения - чистой воды "реклама христианства". Так написать смог бы и "верующий пекарь", например.

Грех может определять духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений зависит от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными.

-А-а-а-тдать носовой!
     -Есть отдать носовой!
     -Отдать кормовой!
     -Есть отдать кормовой!
     -Проверить буй усилием шести человек на отрыв!
     -Есть, проверить буй усилием шести человек на отрыв!.. Проверен буй усилием шести человек на отрыв!.. Буй оторван! - № 1752

Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу. На все воля Божия.

Это похоже на бодание осла, которому перегрызли горло - № 2068

И еще. Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз - лишь частный случай последствия греха. Всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.

Это у вас со страху глаза такие большие или вы мне ими щуритесь? - №2707

Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их подчас бывает невозможно. Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга, вследствие душевных терзаний и угрызений совести, может быть стремительным.

Интеллектуальная работа бицепсами правого полушария. - №0232

Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пытались и пытаются решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры Христовой.

Типа - врачи-неверующие считают невроз "неизлечимым состоянием", ведь по его логике "лечение без христа безуспешно". А что тогда сказать про медицину мусульманских или восточных стран?

"Классификация" неврозов и "божественные" объяснения далее не комментируются как бред, не достойный медицинских комментариев. А тезис "фобия"="тщеславие" - вообще хит. Бедные психоаналитики - оказывается они всю жизнь фигней страдают... А лечат так - случайно...

Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут.

Солдат должен подчиняться слепому инстинкту командира. - № 0983

Кстати сказать, многие последствия духовного повреждения у человека, страдающего неврозом, обнаружены, на мой взгляд, верно. Мы уже упомянули о патологии процесса самопознания, "невротическом" строе мышления и особенностях эмоциональной сферы. Однако прежде эти же качества расстроились на духовном уровне, а уже затем как бы отразились в душевной жизни человека.

- Товарищ майор, можно вам задать вопрос, под каким углом надо выстрелить, чтобы дальность полета была максимальна? - Спрашивайте. - № 1264

Невроз - показатель нравственного нездоровья. Формы его различны: неврастения (уныние, нервная слабость, раздражительность); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости ("умственная жвачка") могут возникать от склонности к излишней рационализации; различные страхи. Вот лишь некоторые эскизные комментарии.

Слушайте меня внимательно, иначе я вас неправильно дезинформирую! - №1542

НЕВРАСТЕНИЯ

Неврастению принято считать самой частой формой неврозов. В качестве самостоятельной нозологической единицы она была выделена в восьмидесятых годах прошлого столетия. Впервые описали этот невроз в 1869 году (считается, независимо друг от друга) американские врачи Бирд и Ван-Дьюсен. С тех пор диагностика неврастении получила огромное распространение. Профессор Б.Д.Карвасарский приводит любопытный пример: в британской армии во время Первой мировой войны была создана специальная программа обучения, по окончании которой врач получал звание "эксперт по неврастении".

У Ленина была сократовская голова... - Как это, товарищ майор? - Очень большая... - Как у Вас? - Да, но во много раз больше. - № 2292

Неврастения (как видно из самого названия) проявляется нервной слабостью, вплоть до глубокого истощения жизненных сил человека. При неврастении обостряются дремлющие очаги инфекции. Напоминают о себе холецистит, гастрит, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Недуг этот является как бы катализатором, высвечивающим соматическую патологию. Неврастения - это как бы жизнь "вовне". Человека всё раздражает вокруг, тогда как причина в нём самом, в его душе.

Не надо меня возбуждать, грязные воротнички показывать! - № 2630

"...Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а именно гордости. Самый главный неврастеник - Диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?" (о.Александр Ельчанинов).

- Студент, вы что, действительно такой умный? - Кто, я? - Ну не я же! - № 0095

НАВЯЗЧИВЫЕ СТРАХИ

Святые отцы указывают на то, что за страхом часто кроется тщеславие. В этом плане показателен страх перед публичным выступлением, страх общения. В глубине своей души человек в этих случаях боится показаться глупее или менее способным, менее талантливым, чем он есть (по его представлению) на самом деле. И вот что примечательно. Когда человек осознаёт это обстоятельство, смиряется, позволяет себе ошибку или промах, больше думает не о том, как сказать, а что сказать, чтобы прежде всего угодить Богу, - ситуация решительно исправляется. В душе обретается мир.

Когда приезжает начальство, командир эскадрильи с пеной у рта (или без пены, это зависит от того, как он относится к своим служебным обязанностям), носится по аэродрому. - №0589

ИСТЕРИЯ

Духовная оценка этого психопатологического состояния может быть представлена как выставление себя напоказ. У истерических личностей нетрудно заметить эмоциональную неустойчивость, проявляющуюся бурными и яркими сменами настроения. Речь этих людей очень образная, характерны частые преувеличения реальных фактов. Мимика выразительна, порой театральна. В поведении сквозит позерство, самолюбование.

Сегодня у тебя пуговица не застегнута, завтра ты Родину продашь, а послезавтра через правое плечо повернешься! - №1189

Истерик жаждет внимания к своей персоне и тяжко переживает его отсутствие. Стоит заметить, что для истерических личностей характерна внушаемость. При истерии также имеет место механизм "бегства в болезнь". У истеричных людей в периоды наибольших жизненных осложнений, в моменты принятия ответственных решений возникают своеобразные реакции, выражающиеся в судорожных припадках, параличах, болевых ощущениях и др. В прошлом у истериков наблюдалась так называемая "истерическая дуга". В настоящее время многие психиатры указывают на то, что истерические реакции теперь редко проявляются брутальными (явными и грубыми) проявлениями, они все чаще обнаруживаются в более утонченном и дифференцированном виде.

Заряд выстреливают в воздух, а потом ему в зад светят лазером... - №1548

Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) может быть и следствием дьявольского ополчения. Иначе как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т.п.?

Нельзя заливать антифриз в бензин. Если это сделать, машина пойдет взад. - №1072

Кстати, хорошо показана квалификация таких вот православных, с позволения сказать, психологов...

При этом больные ужасно страдают, мучаются от этих состояний. Тяготятся ими, но ничего поделать не могут. Надо сказать, что сам медицинский термин "обсессия", обозначающий навязчивые явления, переводится как "одержимость".

Ну и что ты, дитя приватизации, можешь сказать в свое оправдание? - №2511

В своем труде "Основы искусства святости" Епископ Варнава (Беляев) пишет: "Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов.

Песню пойте громче, чем громче поешь, тем лучше усваивается. - №0387

Внезапно появившиеся помыслы как буря обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но, положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается, и идет борьба, которой не предвидится конца. Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи.

Как барабан не труби - все равно толку не будет. - №0505

И вот в тот момент, когда человеку кажется, что, действительно, может быть, борьба эта бесконечна, и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут спокойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно... Это значит - пришла благодать и бесы отступили. В душу человека проливаются свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср.: Мк. 4, 37, 40)".

Наличие пилообразного напряжения на выводах ЭЛТ не является следствием подачи напряжения на них, а как раз наоборот! - №1074

. . .

Все сказанное выше относится не только к неврозам, но и к широкой группе нарушений, составляющих так называемую "малую" психиатрию (акцентуации характера, приобретенные психопатии и др.).

Хм, короче говоря, каппа меньше нуля. Ой ,что это я говорю? Ну, в общем, она отрицательна - №1591

Хотелось бы, чтобы среди ученых, в том числе медиков и психологов, было больше верующих православных людей. Ибо деятельность человека не может быть вне его мировоззрения. Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!

Естественно, хотелось бы. Тогда элементарная безграмотность и церковная конъюнктурность данного дохтура не так выпирала бы...

Я могу молча: два притопа, три прихлопа, бах, бах, и все готово - №1592

В духовном смысле лечение неврозов - это шествие путём любви, кротости, смирения, терпения ко Христу. Путь борьбы с грехами и страстями.

А теперь пусть расскажет это все мусульманину, и предложит ему логичный выход - вскрыть вены...

Кто-то может спросить, бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу Таинствам Церкви. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.

Это стандартная отмазка - "и в нашей семье - не без урода, но это наш урод...".

Или, в терминах психологии: если в данной социальной подгруппе имеют место те же заболевания, которых мы хотим избежать, то помещение в эту социальную подгруппу как лечебное мероприятие - бессмысленно.

В общем, резюме: написаны банальности, плавно переходящие в пропаганду православия. Применяя подобные методы, такой вот дохтур сделает из больного человека православного больного человека, чем и будет весьма рад. Сами подумайте: ну зачем церкви психически здоровые люди, которые не ищут утешения, не комплексуют по поводу смысла жизни, бессмертия и так далее?

Некоторые граждане тут собирают высказывания офицеров доблестной Советский Армии. А мы в поте лица работаем, чтобы наша кнопка стала первой! - № последний

А это написал Панас Пшуть ([email protected]):

Про неврозы. Я в них не разбираюсь, но отправил почтой своему дружбану медику. Во-первых, в его ответе по поводу содержания преобладали предлоги (в и на). Во-вторых, попроще надо быть с такими, которые зарабатывают себе нужное количество публикаций всякой хренью. Попал бы он к нему на стол - ампутировали бы язык. Чтобы не размножался (плоская медицинская шутка).

А по поводу всяких там почетных званий могу сказать следующее: однажды я на халяву поехал в Америку на конференцию парапсихологов. По условиям положено было выступить. Я выступил, рассказал про перспективы разведения зеленых человечков в колхозе имени товарища В.Пупкина и прочую хрень. В общем, теперь у меня есть диплом доктора парапсихологии. А у моего бывшего шефа в кабинете висел диплом доктора параэкономических наук 8-0! Так что каким бы большим не был банан, кожура от него будет еще больше.

Для записи на консультацию
тел: 202-34-04, 202-35-76 будни 10-18ч. 
корреспонденция: 127572 Москва, а/я 28.
Адрес в сети [email protected]; http://vernost.ru/avdeyev.htm


Warrax Black Fire Pandemonium™   http.//warrax.net e-mail. [email protected]