http://www.samara.orthodoxy.ru/Shkola/Problem.html

Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.

Евгений Шестун

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Христос на полеВхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы", "Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.

Слева картина "Христос-сеятель". Покажите нам ссылку в Писании на то, что Христос когда-либо что-либо сеял.

"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Словеса с виду высокие. Посмотрим, что из этих словес воспоследует.

В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Федеральная целевая программа "Молодежь России" среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры.

В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение национальной безопасности РФ "включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения".

Анализ названных программ показывает, что Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи (патриотизм является одним из проявлений процесса духовного становления личности) на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей.

Иными словами, государство сформулировало заказ на создание государственной идеологии, с помощью которой оно будет управлять электоратом, а церковники взялись этот заказ реализовывать.

Данную задачу предстоит решать в современном правовом пространстве России. Учитывая, что проблему духовно-нравственного воспитания невозможно решить вне религиозной традиции,

Этот тезис что - в обосновании не нуждается?

являющейся основой культуры и народных ценностей и воззрений,

Народных, говорите? Вы эту самую народную культуру изучали, сказки, например?

рассмотрим, какое влияние оказывает традиция на процесс развития и духовного становления человека и какие возможности предоставляет законодательство в области практической деятельности.

ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.

Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования.

Ненавязчиво подчеркнем, что Церковь является основной сферой для каждого подростка, в том числе для детей безбожников и иноверцев.

В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

1.Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного.

Традиционность восприятия жизни как вечной совершенно не означает, что это восприятие правильно. Формально, мы не можем утверждать, что жизнь не является вечной, но множество фактов говорят о противном.

Дополнительно: даже если она вечная :-), то все равно - о следующем этапе нам ничего не известно, поэтому как-либо к нему готовиться - бессмысленно. Если попы хотят протолкнуть свою религию, пусть сначала строго докажут, что она соответствует реальности жизни после смерти :-)

2.Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, являющихся по своей сути религиозными, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.

Замечательно. После 70 лет Советской власти традиционные воззрения народа являются по своей сути религиозными. То, что толпа бросилась обвешиваться гимнастами, потому что это предписывается стадным инстинктом, - это мы видим. "спасиБО" или "Слава Богу" - это тоже. Но ни одной молитвы такой, с позволения сказать, Христианин не знает. Вот это и называется "паства". Синоним привести?

3.Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде своего развития.

От того, что Православный взгляд на природу человека как поврежденную природу повторяется десятки раз (Примерно столько раз мне пришлось этот тезис прочесть за сегодня), он не становится более истинным в свете археологии. Можете иметь какой угодно взгляд, но, подходя к воспитанию людей, которым завтра двигать Российскую науку, не смейте забивать им голову шумерскими бреднями 5000-летней давности.

4.Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для России христо-центрической основой образования и воспитания.

... личностному развитию ребенка не способствующей. "Блаженны нищие духом"(с)Иисус Христос.

5.Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.

"И только мы, Христиане, знаем, какое духовное становление личности является правильным". Что там Галич сказал об отношении к тем, кто знает, КАК надо?

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Следует сразу оговориться, что такие понятия как "воспитание", "духовность", "духовно-нравственное становление" в существующем законодательстве практически отсутствуют.

И с чего бы это? :-) Какие юристы нехорошие - ну не хотят вводить в законы слова, который каждый может толковать по-своему...

Мы попытаемся выяснить, какие возможности представлены для возвращения в образовательное пространство традиционной культуры, народных и религиозных воззрении, национальных и региональных особенностей, которые являются содержанием, средством и условием духовно-нравственного становления личности.

До сего времени из уст руководителей различного уровня можно слышать цитаты из большевистского декрета 1918 года о том, что "Церковь отделена от государства".

Ни в одном современном юридическом документе таких слов нет. Статья 14 Конституции Российской федерации гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Вот именно. Мы настолько тупы, что не можем понять, что под словом "Церковь" дедушка Крупский понимал религиозные объединения, или возражаем ради возражения?

Данная статья достаточно ясно говорит о том, что никакая религия, никакое религиозное объединение не может вмешиваться в управление государством, так же как государство не может вмешиваться в управление религиозными объединениями. Другими словами, светским является то, что управляется только государством. Эта статья не регламентирует содержания государственной, общественной и народной жизни, которое может нести и несет в себе религиозные традиции, ценности и воззрения. Очевидно, что религиозные объединения не могут управлять государственной системой образования и образовательными учреждениями, но это не запрещает наличие религиозного содержания современного образования. Присутствие элементов религиозного содержания в различных изучаемых дисциплинах, изучение основ религии в государственных учебных заведениях не лишает их статуса светских заведений, так как они управляются государством и не готовят кадров для религиозных объединений.

Гон. Совершенно очевидно, что даже случае введения в школе религиозных предметов все религиозные объединения имеют равные права на включение их учения в школьную программу. Причем, в Конституции не говорится ни о какой регистрации религиозных объединений в качестве обязательного условия для этого.

Да все еще проще - тут гон и с чисто юридической точки зрения. Согласно статье Конституции гос-во является светским, а вовсе не "светским является то, что управляется государством". Кроме того, "изучение основ религии" хотя и не лишает статуса светских государственные учебные заведения, но прямо противоречит словам Закона "никакая религия не может устанавливаться... в качестве обязательной" и "религиозные объединения отделены от гос-ва". Вот и образовывайте отдельно...

Это положение уточняется в пункте 5 статьи 1 "Закона об образовании", в котором говорится о недопущении создания в муниципальных и государственных образовательных учреждениях организационных структур религиозных движений и организаций. Другими словами, нельзя на базе учебного заведения регистрировать религиозное объединение (юридически создавать приход). Надо сказать, что это есть единственный запрет. Закон не запрещает детям и молодым людям изучать и знать свою культуру, традиции и ценности, если они имеют религиозную основу. При выполнении определенных условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях допускается получение религиозного образования. Очевидно следующее: чтобы понять культуру, традиции и духовный смысл народных ценностей необходимо изучать их религиозную основу.

Это попу очевидно. Мне же совершенно очевидно, что "всякое дерево, не дающее плода доброго, срубают и бросают в огонь". В том числе, этому должны подлежать и культура, традиции и духовный смысл. Результатом же дореволюционной культуры, традиции и духовного смысла была Революция, с которой хваленая Христианская Российская империя справиться не смогла.

В статье 13 Конституции мы читаем, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". На что государству опереться? Остается единственная основа, определяющая жизнь народа, - традиция.

А мозгами надо вообще пользоваться запретить?

 Следует заметить, что понятие "религиозное объединение" даже в малой мере не отражает сущности Православной Церкви, которая является Телом Христовым на земле, народом Божьим.

Которая декларируется как Тело Христово. "Является" это слишком сильно сказано.

Вот-вот. А доказать? :-)

С этой точки зрения большевистская формулировка об отделении Церкви от государства рассматривается как отделение государства от своего собственного народа.

Не-а. Всего-навсего отделение "народа Божьего" от государства.

Если в 1918 году преследовалась именно эта цель, то мы надеемся, что в наше время законодатели и правительство ставят себе другие задачи.

Конституция говорит о равенстве религиозных объединений перед законом (ст. 14, п. 2). Равенство перед законом всегда понималось как равенство в ответственности, но не как равенство между собой.

Да ну?

Все равны, но некоторые равнее (с)Оруэлл.

Именно так понимать конституционную норму нам помогает "Закон о свободе совести и религиозных объединениях", в преамбуле которого признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон подчеркивает, что становление и развитие духовности и культуры всей России связано с Православием. Далее говорится об уважении к другим конфессиям, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. "Закон о свободе совести и религиозных объединениях" принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, то есть, одобрен всей многонациональной и многоконфессиональной Россией, признавшей особую роль Православия в своей истории.

Одобрен он не "всей Россией", а лишь коррумпированной Думой. А его противоречие Конституции видно даже не имеющим юридического образования.

Следует помнить, что государство Российское с первого дня своего существования было государством православным.

А дату конкретного первого дня можно? А то мне кажется, что гос-во российское образовалось все же до середины 11-го века, когда разделились католики и православные.

Закон вводит представление о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных проблем.

1.Уровень всей России, где Православие признается государствообразующей и культурообразующей конфессией (этот уровень принято называть федеральным). Надо сказать, что Закон совершенно справедливо подчеркивает, что Православие не является национальной верой, как часто это желают представить. Православная культура как результат проявления православной духовной жизни является одной из мировых культур, которую принято называть восточно-христианской, или византийской. Русская православная культура является наследницей и продолжательницей византийской. Не освоив этого уровня культуры, невозможно войти в современное цивилизованное общество, которое по сути своей продолжает оставаться христианским.

Гон. Современное цивилизованное общество - не просто Христианское общество. Это общество прежде всего протестантской морали, основанной на индивидуальном общении с Богом через карманную Библию. Тогда как Византийская культура основана на государственной тирании и тирании государственной церкви. Там король - первый среди равных. Здесь все - вплоть до князя - царские холопы. Вот она, наша культура. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

В "Законе об образовании" одним из принципов государственной политики названо единство федерального культурного и образовательного пространства (ст. 2, п.2). Православная культура всегда обеспечивала это единство на пространстве всей России - этот факт признан в современном законодательстве.

На точно таком же основании можно потребовать восстановить в Германии СС - они тоже неплохо объединяли государство.

Освоение православной культуры и в дальнейшем поможет всем народностям, независимо от их конфессиональной принадлежности (не отказываясь от своих национальных и религиозных традиций), войти в цивилизованное общество, а значит обрести возможность дальнейшего образования и профессионального становления.

Это следует понимать как то, что не-православные общества не являются цивилизованными?

2.Уровень регионов России. На этом уровне следует говорить не только о Православии, но и о других конфессиях как части исторического наследия. Закон совершенно справедливо выводит нас за рамки споров о вере и оценки конфессий по значимости их в мире. Закон вводит только один критерий - роль конфессии в истории государства и конкретного народа, оставленное ею наследие в этой истории. Становится понятным, почему многие конфессии просто не названы в Законе и не имеют права претендовать на какую-либо роль в жизни общества и народа, а значит, и не могут быть представлены ни в каких формах в образовательном и культурном пространстве России (речь не идет о свободе совести отдельного человека). Данный подход позволяет понять, почему в Законе не представлены католики: исторический вклад католицизма в историю России - это тысяча лет агрессии католицизма против Православия и России,

А факты где, простите? Или вы считаете агрессией уже то, что некоторые ходят не в ту церковь?

поэтому депутаты не посмели даже назвать эту конфессию, несмотря на ее значимость для других стран. В "Законе об образовании" данный уровень нашел свое отражение в принципах государственной политики в области образования, согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2).

Нет. Просто потому, что государству нужна своя карманная Церковь. Ватикан в качестве карманной Церкви не подходит.

Анализ имеющегося законодательства в области свободы совести и образования показывает, что Российская концепция духовно-нравственного становления должна быть основана на православных традициях, что даст возможность сохранить единое культурное и образовательное пространство, в рамках которого возможно проявление и развитие национальных культур. Надо сказать, что в этом современное Российское законодательство продолжает традиции дореволюционного законодательства.

Оригинально. Ну и как вы себе представляете проявление и развитие, скажем, буддизма, в рамках православия?

 При решении спорных вопросов следует обратиться к пункту 3 статьи второй "Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях", в которой читаем, что "ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской федерации".

Обратите внимание, что про свободу от вероисповедания - ни слова.

Следует добавить, что в федеральном Законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" принятым Государственной Думой 19 июля 1996 года и одобренного Советом Федерации 7 августа 1996 года в статье 8 "Высшее учебное заведение, его задачи и структура" названы основные задачи высшего учебного заведения. Такими задачами являются:

Вот именно. Удовлетворение потребности в интеллектуальном развитии, развитие наук, формирование способности к труду в условиях современной цивилизации, приумножение научных ценностей. Как этому соответствует байка двухтысячелетней давности, приверженцы которой жгли на кострах ученых - нам не понятно.

А распространение знаний прямо мешает оболванивать народ :-)

Выполнение этих задач связано с изменение содержания образования, особенно в области национально-регионального компонента, возвращение к изучению православной традиции, так как Россия и европейский мир живут в условиях христианской цивилизации,

Так не православной же :-) Будьте последовательны и отдайте тогда вузы протестантам :-)

возвращение в образовательное пространство высших учебных заведений воспитательных функций. В "Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы" признается наличие малоизученных проблем, связанных с воспитательными функциями всех уровней современного профессионального образования.

Учитывая, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", признается принцип непрерывности и преемственности процесса образования (Закон РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Ст. 2, п.1) все вышеизложенные проблемы относятся и к системе высшего профессионального образования.

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Обычай, быт, традиции народа России складывались в лоне православной веры и хранились в простом народе.

Ну, ссылку на сказки я уже приводил :-)

Подлинность народных воззрений выражается в самой жизни. Их не встретишь в трактатах, они не выдуманы искусственно - люди ими живут. Проявляются обычаи в повседневности, они устойчивы и входят в самые основания разных областей жизнедеятельности. "Особенности того или иного народа, - пишет М. М. Громыко, - более открыто проявляются в простонародье: в образованной части общества они как бы размыты за счет активного восприятия других культур, за счет сознательного прикровения некоторых взглядов. В образованном обществе "этничность" проявляется косвенно, менее поддается фиксации со стороны, если не заявлена самими носителями ее" ("О воззрениях русского народа", с. 7).

Православие формирует особое отношение человека к природной и социальной среде. Окружающий мир православный человек всегда воспринимает как мир, Богом сотворенный, а значит, мир Божий. Да, он претерпел изменения в процессе грехопадения человека, но при этом сохранил изначальное свое происхождение как творение. Если ты рожден на этой земле, в этом конкретном месте, значит, не случайно Господь призвал тебя из небытия в бытие именно здесь. На этой земле ты рожден, это и есть твоя родина, место жизни твоих отцов - Отчизна. В понимании этого мы видим истоки патриотизма православного человека.

А неправославного патриотизма быть, значится, не может. Все язычники - коспополиты?

Сберечь возможно только в том случае, когда ты не будешь расточителен, будешь брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания наших соотечественников.

Каждый человек, согласно православным представлениям, несет в себе образ и подобие Божие, а значит, каждый человек - великая ценность в очах Божиих. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой, стремление к идеализации любого другого, который встречается, может быть, первый раз в жизни. Любовь к другому и "собственные нравственные ресурсы" (А. А. Ухтомский) - основа отношений между людьми в православной традиции.

Человек, склонный к жизни, в основе которой лежат критерии самоутверждения и самосохранения, не сможет понять того, что любовь является руководством к познанию и к истине, "Узнает человек до тонкости лишь то, - по замечанию А. А. Ухтомского, - что действительно и прочно любит" ("Заслуженный собеседник", 186).

А вот здесь хотелось бы подробнее - как именно способствует познанию христианская любовь. Вот обратных примеров - сколько угодно...

Любовь к другому, его идеализация и покаяние в собственных грехах, видимых через другого, - основа социального общения в православной традиции.

Высшего единения достигал православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли в себе единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе. Вот почему в православном мире принято обращение "братья и сестры". Таинство объединяло не только людей между собой, но и соединяло каждого и всех с самим Христом.

Откроем учебник анатомии и физиологии человека и посмотрим, куда попадает съеденное после прохождения через желудочно-кишечный тракт. Комментировать ощущения, испытываемые поедаемым, не будем.

Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает его совесть. Совесть не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.

Поэтому его надо загнать в рамки веры и отучить думать. Может, лучше сразу лоботомию?

 Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления (что, собственно, и обеспечивает личностный рост человека), назовем этот процесс "непрерывным образованием" и рассмотрим его с точки зрения личностного роста.

"Непрерывное образование" представляет собой систему, включающую в себя процесс развития, процесс духовного становления и условия, в которых они совершаются. В условия входят содержательная часть процесса, формы, в которых он совершается, целенаправленные педагогические воздействия. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, являясь частью общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Мы уже говорили, что в основе традиции лежат религиозные воззрения народа. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления. По мере роста ребенка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс непрерывного образования в линиях семейного образования. Мы считаем, что субъектом образовательного процесса является семья. Таким образом, семья - главный элемент системы непрерывного образования. Системообразующей основой являются традиции, обычаи и предания, сформировавшиеся на основе религиозных воззрений народа. Нам необходимо проследить, как происходит взаимовлияние развития и духовного становления, в каких формах взаимодействуют семья, Церковь и образовательные учреждения, как проявляются религиозные воззрения народа на разных этапах непрерывного образования.

Такая длинная глава - и такой короткий комментарий: вся эта демагогия опирается на утверждение о существовании Бога, которое 2000 лет теологи безуспешно пытаются доказать. Впрочем, неявное доказательство прослеживается: "если из высказывания P следует Q, и Q приятно, то P истинно." (см. здесь). Если утверждение "Бог есть" приятно попу, значит, оно истинно. А приятно оно не только попу. Приятно оно еще и власти, которая нуждается в управляемом электорате, и военным, которым нужен индоктринированный солдат, и школе, которой нужны ученики с калиброванным IQ, не задающие учителям лишних вопросов. Вопрос только в одном: а уверены ли власть предержащие, что народ желает стать стадом?

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАЧАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

История современной системы образования представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать "человека новой формации". Понимая, что в основе народных воззрений лежат религиозные воззрения, "реформаторы" основные усилия направляют на изменение именно этой основы. Так называемые демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования системы образования. От атеизма через оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию и другие учения, получившие общее название нетрадиционных, минуя традиционное православие, система образования на какое-то время нашла свое успокоение в гуманизме.

Я что-то не понял - а когда это в нашем образовании были оккультизм, теософия и секстантство?

Само название этого мировоззрения происходит от латинского "humanus", что переводится как "человечный". В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Но по своей сути гуманизм является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Гуманизм обожествляет человека, поклоняется твари вместо поклонения Творцу.

С этим утверждением мы должны согласиться. Хотя, понятно, не в целом. Дело в том, что атеизм является нигилистическим учением в том смысле, что он отрицает существование Бога и, соответственно, отрицание морали, основанной на Страхе Божием, ничего не давая взамен. Атеистической морали не существует. Соответственно, поскольку обществу необходима мораль, общество атеистов должно заменить религиозную мораль на какую-либо другую мораль. На патриотизм, на Великую Американскую Мечту, на гуманистическую мораль, на моральный кодекс строителя коммунизма, на законопочитание, на страх перед Отцом Всех Народов и товарищем Берией, наконец. Западное общество выбрало гуманизм.

Я бы уточнил, что, во-первых, обществу нужна мораль только в том случае, когда оно состоит из неумеющих думать (что мы сейчас и имеем), а во-вторых, гуманизм никак не противоречит морали (см. комментарий христианина С. Худиева)

И вот здесь-то и оказалась зарыта собака. Все во имя человека, все для блага человека. А кто такой человек? А человек это сам гуманист (И его союзники, конечно). Все остальные - не гуманисты и, следовательно, не люди. Во всей красе мы увидели это в 90-х годах, когда албанские террористы в Косово оказались людьми, а сербские крестьяне - нелюдями. Или когда иракцы были переквалифицированы из людей в нелюди, когда закончилось противостояние Ирана и Ирака и началось противостояние Ирака и США. Но перлом всего этого процесса оказался, конечно, выкормыш США Усама бин Ладен.

Мы должны подчеркнуть, что как Христианство являлось орудием определенных сил (В России, например, частью государственной идеологической машины царизма), так и гуманизм является орудием. Истиной (механизмом нахождения которой, по нашему мнению, является только наука) ни Христианство, ни гуманизм и не пахнут. Два сапога пара.

Процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным разрушением традиционной системы ценностей. Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила свое место валеологии. Наибольшим нападкам подверглась семья. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации.

Напомним, что речь идет о демократических преобразованиях. Почему-то время, когда правила безбожная КПСС, священнослужители считают временем традиционной системы ценностей, целомудрия и пр. С чего бы это? Остается только предполагать, что РПЦ ПМ являлась с 1927 по 1990 годы частью коммунистической идеологической машины, и как таковую ее вполне устраивал Моральный Кодекс Строителя Коммунизма. Зато ее совершенно не устраивает ситуация, когда каждый человек имеет право на собственное мнение по всем вопросам, включая вопросы отношения соответственно к государству, половой жизни, спорту и семье. Домострой закончился, товарищи Св. Отцы.

Изменилось содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.

Согласны. Но автор только констатирует факт. Нам же придется заняться более углубленным анализом. Почему при Советской власти непропорциональное место отдавалось естественным наукам (Что мы, впрочем, приветствуем)? Да очень просто. Естественные науки - это способ создать оружие, дающее шанс выжить в идеологически враждебном окружении. Этого окружения больше нет. Зато существует экономически враждебное окружение - каждому Российскому производству появился конкурент, находящийся в существенно более выгодных условиях. Появилась и необходимость в людях, умеющих конкурировать, и соответствующей морали. Если Св.Отец не способен этого понять, то он тянет нас не в сторону успешного рыночного хозяйства (с торгашеской моралью, но по крайней мере с куском хлеба), а в сторону изолированного нищего высокодуховного общества, пример которого мы видим в Афганистане времен Талибана.

Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений.

Начнем с того, что мы отрицаем необходимость передачи опыта духовной жизни. Далее мы сошлемся на систему, которая успешно передавала от одного поколения знания и опыт творческой деятельности и при этом не была основана на Православных традициях. Это советская школа. Об эффективности этой школы говорит то, что воспитанные этой школой ученые и инженеры успешно конкурируют на рынках труда во всем западном мире.

В-третьих, мы поставим под сомнение первородный грех. Первородный грех несовместим с данными археологии. Этот вопрос мы уже рассматривали несчетное количество раз и отбили себе все пальцы.

В-четвертых, мы (весь коллектив Центра Детеизации) катаемся по полу от хохота, читая о том, что Православные традиции способны включить все познавательные силы человека. Перечислить все случаи подавления Православием науки просто невозможно. Сошлемся только на запрет книги Сеченова "Рефлексы головного мозга" или циркуляр, поступивший в свое время на имя ректора Казанского Университета Лобачевского, предписывающий из религиозных соображений уничтожить анатомический музей, а препараты захоронить.

И наконец, мы считаем, что именно эгоистические устремления являются основным стимулом развития. А люди, которые стремятся отбить у ближнего эгоизм, делают это в своих эгоистических целях. Поэт сказал по этому поводу:

- Мой сын! Смирению учитесь у овец!
    - Боюсь, что стричь меня Вы будете, отец!

Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет (и этот процесс уже происходит) к возникновению неоязыческих националистических движений.

А что, это плохо? Кто-то там за патриотизм ратовал вроде :-)

В стране, где разрушается Божественный порядок, выражающийся в признании иерархичности и основанных на этом порядке терпимости и любви, неизбежны проявления национализма как реакции на безрелигиозность государства.

Не наблюдаем. У нас нет ни одного знакомого неоязычника и есть горстка знакомых иудеев. Мы также знакомы с одной дамой с кулоном в виде серпа и звездочки на шее. У нас нет ни одного знакомого сатаниста (Все известные нам сатанисты известны нам только по Сети). И все. Зато висящего на шее гимнаста мы наблюдаем везде. И везде мы видим на стенах надписи типа "Россия для Русских" с крестами. Одну из них - на стене синагоги.

Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт должен включать в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят молодых людей с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России.

Опять гон. Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в условиях протестантской культуры, густо перемешанной с иудаизмом. Страны, где процветает католицизм и Православие, как правило, отстают в развитии, а заодно склонны к диктатурам всех сортов, будь то Италия с мафией, бананово-диктаторская Латинская Америка или Греция с черными полковниками.

Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией.

И это тоже гон - "мировая православная культура". Численность Христиан по сравнению с китайцами, индусами и мусульманами достаточно мала. Как мала и численность Православных по сравнению с остальными течениями Христианства. Всего лишь 150 миллионов населения России, плюс Украина, Белоруссия, Болгария, Греция, Сербия и несколько стран поменьше. И чудо природы - Вселенский патриарх в мусульманской стране.

Мы уж не говорим о том, что у Мойши Рабиновича имеется трех-с-лишним-тысячелетняя традиция, к которой приобщаться автор не призывает. И о том, что 150 миллионов населения России не означает 150 миллионов Православных.

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ОТ МНОГОНАРОДНОГО

В России всегда жил только один единый народ, который во всем мире принято называть русским. По своей сути этот народ включает в себя более 150 национальностей. Для русского народа Православие на протяжении более тысячи лет является государствообразующей и культурообразующей конфессией.

Пусть автор скажет это представителям любой нерусской народности Российской империи, и даже современной России. Причем, скажет лично. А народность пусть будет неправославной, будь то буряты-шаманисты Иркутской области, буряты-буддисты Республики Бурятии, мусульмане-татары, дагестанцы или евреи. А потом мы посмотрим на выражение его лица. Точнее, того, что от этого лица останется.

Христианство, разделившееся на восточное (византийско-православное) и западное (римско-католическое и протестантское), явилось основанием культуры стран, исповедовавших эту религию. Славянский мир, приняв византийско-православную культуру, создал русскую культуру, которая стала частью мировой православной культуры.

После чего получился невероятный культурный застой, который прекратился только с помощью насильственного внедрения европейской культуры Петром Первым. Вот что такое византийско-православная культура.

Более того. В то время, когда в Европе происходило падение феодализма и индустриализация на основе капиталистических отношений, в России индустриализация происходила на ниве государственного феодализма, с созданием производств, к которым были приписаны крепостные мастеровые. Разумеется, нужно помнить про это, потому что забытая история повторяется. Но нужно ли это реставрировать?

Известно, что национальные культуры могут развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Но чтобы это произошло, национальная культура должна сохранять Божественное начало - предстояние перед Всевышним, должна очиститься от богопротивных обычаев и проявлений (кровавые жертвоприношения, законы кровной мести, война против иноверцев, колдовские и оккультные ритуалы, развратные и растлевающие действия, кровосмешения, примитивное идолопоклонство и др.).

Будем утверждать, что безбожная культура конфуцианско-буддийского Китая, культура иудеев периода Храма с кровавыми жертвоприношениями, язычество греков и римлян, идолопоклонство индуистов, Ислам с Курбан-Байрамом, католицизм с крестовыми войнами против иноверцев и Православие с избиением иудеев-хазар и еретиков-старообрядцев не имеют мирового значения?

Отпадение от мировой культуры ведет к самоизоляции и к возвеличиванию национальной самобытности, которая чаще всего определяется именно темными сторонами жизни отделившегося сообщества, ведет к культурной деградации и в итоге к его вымиранию или ассимиляции.

Ну вылитое Православие! "Москва - третий Рим, четвертому не бывать."

Инициатива принижения русской византийско-православной культуры и сведения ее к культуре славянского народа наблюдается не только в национальных республиках, но часто исходит от русских, которые объявляют себя сторонниками равноправия всех культур и не дают себе отчета в том, что русская византийско-православная культура не является культурой только славянского народа, а является мировой культурой.

"Русский" - это прилагательное, а не существительное. Стать русским значит приобщиться к особой многовековой традиции, объединяющей все народы России в единый, не только земной, но и духовный, организм. В этом смысле следует говорить о степени приобщения человека к традиции народа, в котором он вырос. На наш взгляд, следует говорить не просто "русский", а - "русский славянин", "русский чувашин, мордвин, татарин" и так далее. Надо сказать, что не только принадлежность к Православию служит отличительной чертой русского. Быть русским значит быть жителем не только великой России, но и Святой Руси. А для этого необходимы особые качества, а точнее - добродетели, которые присущи православной традиции. Не отказываясь от своих национальных корней, человек обретает особые достоинства, которые отличают его и выделяют как русского. Не случайно весь мир называет любого выходца из России, независимо от его национальности, русским. Попытка уравнять все национальности и через их механическое соединение создать абстрактное российское общество похоже на организацию особой общности "советский народ". Такие попытки можно назвать социальной ересью, "национальным экуменизмом".

Забугорью простительно не знать, что в России существует множество народов и вер. Но то, что предлагает автор, означает как потерю национальной самобытности любого неправославного народа России, что невосполнимо (К примеру, доправославное славянское язычество уничтожено полностью, и про него известно меньше, чем про древних египтян), так и невероятные межрелигиозные трения, перед которыми меркнет Чечня.

Изгнание Православия из образовательного пространства, под видом решения искусственно преувеличенных национальных проблем, на самом деле не существующих или легко решаемых в конкретных случаях, следует рассматривать как антигосударственную политику, направленную на разделение единого русского многонационального народа, а значит, на развал России.

Внедрение Православия в образовательное пространство под видом решения проблем создания общегосударственной идеологии, следует рассматривать как антинародную политику, направленную на разжигание межрелигиозного конфликта, а значит, на развал России, а также как умышленное снижение интеллектуального потенциала России ("Блаженны нищие духом"(с)Иисус), что означает снижение возможностей конкуренции России на мировом рынке ноу-хау и снижение ее обороноспособности с последующей оккупацией и ассимиляцией.

Национально-региональный компонент должен стать содержательной основой духовно-нравственного образования. Необходим строгий контроль над правильным использованием данного компонента государственного стандарта.

НЕОБХОДИМО НАПОЛНИТЬ ИСТИННЫМ СМЫСЛОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Для примера приведем несколько понятий, наиболее часто употребляемых на педагогических совещаниях и конференциях.

Достаточно странный и разнообразный смысл вкладывают в понятие "духовность". Потеря истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственного школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной Благодати, которая вдохновляет человека, не существует.

Окей, давайте примем это в качестве определения.

А теперь подумаем, а какой смысл придавать положительное значение жизни, угодной Тому, Кто создал Адама, если из данных археологии следует, что человек возник вследствие эволюции? Какой смысл придавать положительное значение отрицанию вещей, элементарных и очевидных из школьного курса физики, химии, биологии и истории?

Какое положительное значение имеет требование того, чтобы ученики были нищими духом?

Для чего учить детей лгать, говоря о том, что Христианство делает человека добрым, если История учит, что величайшие преступления - от Анании и Сапфиры (См. Деяния) через сожжение еретиков и ведьм и до уничтожения 6 миллионов евреев - дело рук Христиан?

Примечание: с холокостом не все так просто, но суть остается - планомерное уничтожение расы теми, кто воспитывался в христианском духе. Любви к ближнему и все такое.

Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Следует ввести в образовательный стандарт особые предметы, которые служили бы достижению этой цели, а также изменить содержание имеющихся предметов. Тема духовного воспитания должна проводится на всех занятиях.

Ваше целомудрие, товарищи Святые Отцы, приводит к тому, что человек не знает, с какой стороны подойти к невесте. Думаете, это испортило мало судеб?

Это если не говорить о том, что чисто-непорочная монашеская жизнь высшего духовенства привела к созданию в РПЦ МП целого голубого лобби.

Что там дальше на очереди. Послушание, трудолюбие и патриотизм пока пропустим. А о смирении поговорим чуть ниже.

Предметы, которые несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, следует признать растлевающими внутренний мир ребенка и исключить их из образовательного пространства.

Вот уже и начинается Святая инквизиция. Сначала мы, конечно, изгоним из образовательного пространства биологию с теорией Дарвина, противной Истине о создании Адама из глины. Потом органическую химию, которая богохульно рассказывает нам, из чего состоят живые организмы, причем получается, что души нет, а гены-хромосомы есть. Потом анатомию и физиологию человека, в которой рассказывается о том, как человек размножается, тогда как во все века Церковь держала монополию на эти сведения и называла это "Таинство брака". Астрономию с теорией Коперника и Джордано Бруно. Иностранные языки вместе со страноведением и географией. Физику с Рихтером. Ну, и на закуску - математику с геометрией, где говорится о том, что число Пи равно 3.1415..., а не 3 ровно, как это учит нас 3 Цар 7:23. Что останется от школы - оставим домыслить читателям.

Особому поруганию в секуляризованном мире подвергаются понятия "смирение" и "послушание". Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти.

Нам представляется самоочевидным, что этическая система не может основываться на доказанно ложных основаниях. Например, этическая система, основанная на понятии первородного греха, должна вымереть, как только достижения физики и археологии показали, что человек произошел от обезьяноподобного предка за срок, в сотню раз превосходящий библейский возраст Земли. А поклонение Тому, Кто, якобы, отдал жизнь на Кресте за избавление человечества от Первородного Греха, должно вымереть вместе с этой этической системой.

С православной точки зрения, смирение и послушание - добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть, способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что Богоугодно - добро.

"А поскольку Бог вот уже 2000 лет не появляется и ничего не говорит, то от имени Бога будем говорить мы. Скорее несите нам требы и восстанавливайте церковную десятину на восстановление Храма Христа Спасителя, а то Патриарху некуда поставить трон, украденный у патриарха Тихона.

В практической жизни для человека руководством являются совесть, стыд, Священное Писание,

Должен ли стих 3 Цар 7:23, в котором говорится, что Пи равно ровно 3, являться практическим руководством по геометрии?

святоотеческие наставления, церковная жизнь, советы старших. Выбрав доброделание, человек должен иметь добрую волю и силы воплотить свой выбор в реальной жизни. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться.

Послушание - одна из основных добродетелей, без которой все в семейной, социальной и государственной жизни разрушается.

Если глава семьи, муж, не слушает Бога, не живет по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа - два непослушных человека не могут вырастить послушное чадо. В этом кроется причина разрушения семей и непослушания детей.

А мой знакомый психиатр говорит, что если человек слушает Бога, то у него галлюциноз. Получается, что у всех, кроме психов с галлюцинозом, вырастают непослушные дети. Какой ужас!

Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан. Они не способны почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство.

Непослушные молодые люди, попадая в армию, не способны выполнять приказы командиров. Под угрозой становится жизнеспособность армии, а значит, безопасность государства.

А у солдат, которые должны одновременно исполнять заповедь попа "Не убий" и приказы командира "Огонь!", видимо, должны развиваться либо двоемыслие по Оруэллу, либо шизофрения. Не говоря уже о том, что в армии должно быть единоначалие.

Следующим, наиболее часто встречающимся, понятием является "патриотизм". Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании, любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее от супостата до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.

Про то, каких трудов стоило Дмитрию Донскому уговорить Сергия Радонежского дать благословение на битву, как Радонежский предлагал Донскому откупиться богатой данью и как одни Православные князья давили других князей, выступающих против Орды, видимо, лучше забыть. Для повышения Православного Патриотизма.

В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, ее герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

Никоновщина тоже входит в список невероятных испытаний? Или в список нашей веры, культуры и традиций? Или в оба списка?

Истинное патриотическое воспитание становится невозможным при внедрении в сознание современного человека западного представления о том, что "жизнь - высшая ценность". К сожалению, эти представления становятся слишком распространенными, на них воспитываются будущие потенциальные предатели Отечества, любой ценой спасающие свои жизни.

"Ваша задача - не отдать свою жизнь за Родину, а сделать так, чтобы враги отдали жизнь за свою." Похоже, что поп уже заранее собирается готовить затыкание дыр в обороне пушечным мясом, как это всегда было в России. "Не числом, а умением" Суворова, видимо, навсегда ушло в прошлое.

Формирование доброго, жертвенного гражданина и сына Отечества - основная задача патриотического воспитания.

Конечно. Прихожане будут жертвовать свои жизни на алтарь Победы над ворогом-нехристью. А капеллан будет кушать осетринку и запивать церковным кагором, потому что мясного в пост нельзя. Что будет кушать Патриарх - одному Богу известно.

Часто мы встречаем понятие "компетентность", смысл которого можно определить как "приспособление", или "функционирование". В России всегда ценился человек умелый, умелец. С практической точки зрения, человек компетентный является лишь пользователем плодов цивилизации, человек же умелый пытается проникнуть в суть явлений. Воспитание умельца привело к тому, что, имея самое малое количество компьютеров, наша система образования давала миру большое количество высококлассных программистов. Переход на уровень компетентности является результатом значительного понижения качества образования.

И давала это совершенно безбожная система советского образования.

Я что-то не понял - сказанное следует понимать как "такие хорошие программисты у нас получились из-за отсутствия компьютеров"?!

С православной точки зрения, само понятие "образование" обретает особый смысл. В основе понятия "образование" лежит слово "образ". Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27; 5,1-2). В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за окружающий мир.

Каким образом система образования, в которой вместо достижений науки изучаются бредни шумеров пятитысячелетней давности, может воспитать умельца, нам совершенно не ясно. "Да не образом, батюшка, а чем-то вроде свечки" (с) анекдот.

Исходя из сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил и соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.

Напомним, что иерархия - это власть жрецов. Иными словами, над строением человека должны властвовать жрецы.

Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет в основном о духовном образовании - образовании Духом Святым. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности его к получению этих знаний. Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование - путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом Живым. Это есть путь христианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковный разум, принимает, по словам В. В. Зеньковского, все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.

Выше мы уже писали о том, что ни одна из современных наук не согласуется с началами Христианства.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения. Если внутренние потребности человека с детства "заземляются", если учителя и родители в процессе общения передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их "хлеба небесного", обучение прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением, а приспособлением. В процессе приспособления не происходит обретение духовного опыта, а именно оно служит показателем, протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения внутреннего мира определяется словом "покаяние". Мы склонны рассматривать обучение как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство, свое незнание, и не только осознает, но и стремится к преображению себя. С этой точки зрения процесс обучения можно рассматривать как помощь кающемуся, стремящемуся к высотам святости человеку.

В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.

Окей. Будем считать, что знания о том, что человечество произошло от троглодитов, даны Богом. Видно, анекдот о том, что человек произошел от обезьяны, которую Бог сотворил по образу и подобию Своему, имеет какой-то высший духовный смысл.

ПРЕПОДАВАНИЕ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ СЛЕДУЕТ ОСНОВЫВАТЬ НА ХРИСТИАНСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

Принято противопоставлять научную точку зрения религиозной. Вера позволяет возвысить человека с уровня плотского бытия до духовного.

Да, конечно. Вера позволяет сделать из человека биоробота со встроенными Тремя Законами роботехники, возможно, более социального, но все равно робота. Этакого зомби. Что мы не так давно наблюдали на одном очень близком нам человеке.

На различных уровнях бытия, таких как плотское, душевное и духовное, в человеке изменяется и состояние разумных сил души, таких как ум, воля и чувство. По мере духовного возрастания расширяются познавательные способности ученика, которые нельзя низводить только до интеллектуальных способностей. Научная деятельность является особым видом духовного творчества. Научное открытие, как показывает история науки, является не только результатом кропотливого труда, но плодом духовного прозрения ученого.

Христианская точка зрения на происхождение человека и мира является наиболее научной и достоверной.

А трилобиты и троглодиты, которых откапывают археологи, научными и достоверными не являются. Также научными и достоверными не являются и данные эмбриологии о прохождении эмбрионом стадий, схожих с рыбами, пресмыкающимися и млекопитающими. И данные ядерной физики о возрасте Земли в миллион лет больше библейского. И еще миллион фактов. Не слишком ли много недостоверностей?

В основе любой науки лежит допущение, - аксиома или постулат. Это есть не что иное, как момент веры. Чаще всего гипотезы выдаются за научные теории. Анализ научных фактов говорит о том, что наука является средством подтверждения библейской картины мира.

В основе любой науки лежит эксперимент либо наблюдение за окружающим миром. Когда эксперимент заменяется на аксиому или постулат, получается учение типа Аристотеля, а затем кому-то приходится говорить "А все-таки она вертится". Такого тупого креационистского гона наблюдать не приходилось давно. Чему такие, с позволения сказать, ученые могут научить наших детей - понятно. Настолько понятно, что волосы на голове встают дыбом.

Христианская точка зрения важна тем, что она открывает духовную основу мира и человека. Если человек есть творение Божье, значит, открывается возможность осознания своей жизни как вечной, появляется высокий смысл исполнения божественного предназначения, и человек осознает степень ответственности перед Богом за свою жизнь.

А если ученые откапывают очередного питекантропа - тогда возможность осознания своей жизни как вечной закрывается, высокий смысл исчезает, человек теряет осознание ответственности перед Богом за наполнение карманов теологов. Это печально. Для теологов, конечно.

Материалистический, рациональный взгляд на людей, как на потомков представителей животного мира, выводит человека только на плотской уровень жизни, на уровень "общества потребления", модель которого широко рекламируется и внедряется в наш быт и сознание. Следует сказать, что данная точка зрения тоже является верой, так как до сих пор нет ее достаточных научных подтверждений.

Да, конечно. Костей питекантропов не так уж много. Зато плащаниц, в которые было завернуто тело Иисуса Христа, говорят, было несколько десятков. А из щепок, отщепленных от Креста, на Котором был распят Иисус, можно было сделать не один десяток крестов. Голов Иоанна-Крестителя, говорят, тоже было много. Больше десятка. В этом он переплюнул знаменитого десятиголового злодея из "Рамаяны".

Непонятно другое. Каждый идиот может выйти ночью на улицу и увидеть Туманность Андромеды. От этой туманности свет идет гораздо большее время, чем возраст Вселенной по Библии. Но этот парадокс решается очень просто: достаточно деньги с факультета астрономии передать на факультет теологии.

Христианская точка зрения является традиционной для нашего народа. Если подходы к изучению явлений противоречат Христианскому мировоззрению - это может восприниматься верующими людьми как оскорбление их религиозных чувств.

Иными словами: Если некоторое утверждение нам не нравится, оно неверно. Дожили. Такого идиотизма мы не встречали уже давно.

Здесь скорее: если факты противоречат христианству, тем хуже для фактов.

Если явление электричества противоречит Христианскому мировоззрению на то, что Илья-Пророк кидает с неба Божьи молнии - суньте пальцы в розетку. На земле чище будет.

Канонизация царя-мученика Николая II и его семьи требует коренного пересмотра истории нашего Отечества в двадцатом веке. Если этого не произойдет, учителя будут совершать грех кощунства, смущая умы своих учеников.

Или, иными словами, сейчас мы перепишем свое прошлое. Николай, отрекшись от Престола, предал страну, которой правил. Даже с Христианской точки зрения, он занял трон по Божественной воле, и, отрекшись от трона, нарушил волю Господа, за что был покаран и он, и Россия - 73 годами безбожного большевистского правления. Теперь мы, в угоду РПЦ, объявим Николая мучеником. Да на здоровье. При желании, человек, у которого есть некоторое количество мозгов, может хоть на Encarta слазить, хоть стариков расспросить. Жаль только, что таких людей станет все меньше и меньше. Талибан от РПЦ грядет.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. В учебном плане технических вузов первый раздел называется "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" и составляет примерно 25 % общего объема (в часах). Этот раздел включает в себя такие дисциплины, как "Философия", "Культурология", "История", "Социология", "Политология", "Психология". В дополнение к ним могут быть "История науки и техники", "Основы социальной адаптации", "Основы социальной психологии" и др. Таким образом, духовно-нравственное воспитание молодежи, обучающейся в техническом вузе, не требует пересмотра действующих учебных планов, а требует тщательного рассмотрения и взаимного согласования содержания учебных программ по перечисленным выше дисциплинам.

2.Отказ от атеизма как единственно верной и "научно" обоснованной мировоззренческой базы, официально провозглашенный, реально имеет декларативный характер. Фактически в настоящее время атеизм остается основой формирования мировоззрения молодежи. Это отражается не только в вузовских программах, но и в программах экзаменов кандидатского минимума.

Окей. "Как только в программе кандидатского минимума окажется признание плюрализма мировоззренческой базы, мы постараемся написать диссертацию о значении числа Пи на основании 3 Цар 7:23. Если защита не пройдет, мы сживем со свету оппонентов на основании (см. выше):

Христианская точка зрения является традиционной для нашего народа. Если подходы к изучению явлений противоречат Христианскому мировоззрению - это может восприниматься верующими людьми как оскорбление их религиозных чувств.

Как Вам такая логика?

3.Декларируемый идеологический плюрализм в значительной мере проявляется в изложении различных теистических "теорий" и точек зрения. Здесь нет серьезного сравнительного богословия, а есть отрыв от русской исторической, культурной и религиозной традиции. Такой подход делает невозможным эффективное патриотическое воспитание молодежи.

Или, иными словами, достаточно знать, что мы правы, а враг не прав. Понимать врага и его мотивы нам не нужно. Достаточно завалить врага пушечным мясом, воспитанным в патриотическом духе.

4. Проблема кадров. Не каждая кафедра технического вуза, преподаватели которой читают вышеуказанные дисциплины, располагает кадрами, способными решить весь комплекс сложных проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи. Для этого целесообразно привлекать преподавателей гуманитарных вузов, Духовной семинарии, работников культуры.

При Советской власти самые лучшие часы распределялись не преподавателям профильных дисциплин, а кафедре Марксизма-Ленинизма. Теперь лучшие часы займет поп. И одну пару профессор будет излагать дарвинизм - а другую поп - "В начале сотворил Бог небо и Землю". С третьей пары студентов можно будет везти в дурку с диагнозом "Шизофрения".

Вспоминается старый анекдот. В регистратуре больной просит направить его к врачу уха-глаза, потому что он видит одно, а слышит другое.

А, вот кстати слово ученое вспомнилось. Называется "Когнитивный диссонанс". Это диагноз, который следует поставить больному из анекдота.

5.В разделе "Общепрофессиональные дисциплины" учебного плана имеется дисциплина "Безопасность жизнедеятельности", могут быть и другие дисциплины, связанные с современными экологическими проблемами. Здесь важно формировать у молодежи православное отношение к природе, окружающему миру, как к Божьему творению, а не исходить из прагматических принципов.

См. Бытие 3.21.

Вопросы, изложенные в п. п. 1-5, являются общими для большинства вузов города. В связи с этим, возможно, целесообразно создать межвузовскую комиссию, которая рассмотрела бы учебные программы по общим гуманитарным дисциплинам и сформулировала бы предложения по их изменению. В зависимости от объема этих изменений они могут быть либо реализованы непосредственно в вузах города, либо направлены в министерство, либо сделано и то, и другое.

Протоиерей Евгений Шестун 
к. п. н., заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель церкви в честь прп. Сергия Радонежского г. Самары


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]