Глава IX: Теологическая форма сатанизма
Я понимаю, что в первой главе я рассмотрел сатанизм с точки зрения религии и философии, придя к выводу, что сатанизм не религия, а скорее комплекс философских концепций. Тогда почему же эта глава о теологических формах сатанизма, если теология явно присуща как раз религии будет понятно после её прочтения. А в вступлении к главе могу уверить, что никакой иронии или ошибки здесь нет, в философии теология тоже рассматривается, но, безусловно, совершенно с иных точек зрения и другими методами, которые остаются в рамках интеллектуального поиска и аргументированного исследования. Итак, приступим.
§1.Теологические формы
Теологические формы – теизмы, это единые по сути, но разные по форме представления о божественном предположительно участвующем в процессах природы и событиях социума тем или иным способом. Для того, чтобы нарисовать картину этих представлений и предположений рассмотрю подробнее, но всё равно не в всех деталях их виды, те, которые существовали/существуют в истории человеческих культур. Рассмотренные далее в этом параграфе формы теизма не все, но основные, из которых, за редким исключением, следуют другие виды и формы, являющиеся развитием мысли первых. А редкие исключения будут отдельно приведены в следующих параграфах этой главы.
Во. Предположительно! И без какого-либо достоверного основания.
1.Пантеизм
Если коротко, то пантеизм (от греческого pan – всё и theos – бог) – философская концепция и религиозное представление объединяющее мир и бога в единое целое, говоря проще, в пантеизме мир сам является богом. Пантеизм – учение, в котором понятие «тео» подразумевает под собой всю материю, а также вселенский космос. Причём космосом он считается, по всей видимости, из-за относительной отдалённости и сложности его познания в времена появления пантеизма. В пантеизме существуют и персоны, именуемые богами, они символизируют законы природы, но не носят обезличенный характер, то есть рассматриваются как личности. Следовательно, пантеизм заключается в философском отражении мироустройства: Тео – это совокупность систем материи, а боги - это законы природы, управляющие этим Тео. Значит Тео обезличенная система материи управляемая богами. Причём Тео в пантеизме не может считаться богом, так как боги личностные существа. Боги являются частью Тео и регулируют его. Люди так же своей деятельностью регулируют, чаще изменяют, Тео, но, тем не менее, поклоняются богам. Как правило, пантеизм это древняя форма материалистического учения. Остановлюсь для лучшей иллюстрации предмета обсуждения на некоторых концепциях пантеизма в культуре созданных, в том числе, философами.
Потрясающе! Вот нет, чтобы взять любой философский словарь -- но лучше же чем-то неслабым закинуться и начать генерировать свой русский язык. Видов пантеизма дофигища, сам термин появился лишь в XVII веке, а про "понимание" пантеизма как "боги символизируют законы природы" и "Тео – совокупность систем материи" я вообще молчу. Здесь "Тео" как некая сущность -- это "изобретение" автора.
Пантеизм а общем виде -- это концепция, объединияющая единого бога и мир в единое целое. Далее есть куча разновидностей, это именно общее и главное.
1.1.Пантеизм Аристотеля
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог. То есть, то о чём я говорил ранее: Тео совокупность материи, бог(и) факторы её изменения – законы природы. Бог Аристотеля безличен. Чем не пантеизм, только с некоторой философской развитостью? Я ни в коем случае не умоляю идей великого мыслителя, но данные его взгляды - развитый пантеизм, одна из его форм.
Вообще-то у Аристотеля "бог есть живое существо" и что "жизнь несомненно присуща ему" (Метафизика X.II, 7). При этом -- НЕ един с материей, так как представляет собой чистый разум, мыслящий сам себя. Какой нафиг пантеизм? Автор, как обычно, ни фига не понимает темы, на которые вещает.
1.2.Пантеизм Джованни Пико делла Мирандола
Его религиозные воззрения тоже являли собой пантеизм. Выдержка из его произведения «Речи о достоинстве человека»: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь». Мыслитель полагал человека эссенцией составленной из всех «соков» природы, что человек соединитель всей природы, так как человек обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу.
Вообще-то его взгляды скорее можно назвать неоплатоническими, а не пантеистическими. Но интереснее другое: а где в приведённой цитате про пантеизм?
А! Это вот отсюда, из "Вашей школопедии".
Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским.
1.3.Николай Кузанский
«Абсолютным максимумом» у него является бог, он един, единствен, бесконечен и «всеохватывающ». Бог присутствует в всех вещах, а все вещи в боге. Мыслитель определяет всю материю как: «Вселенная – это чувственно изменчивый бог. То, что в природе относительно и не развёрнуто, то в боге абсолютно и завершено».
При этом Кузанский не отрицает бога как творца мира, т.е. его взгляды, хотя и близки к пантеизму, им не являются. Бог у Кузанского -- «абсолютный максимум»; можно ли то же самое сказать о мире?
1.4.Джордано Бруно
Бруно видел цели философии в познании не сверхфизического абсолютного бога (теоса), а природы, являющейся «богом в вещах». По его мнению: основной единицей сущего является «монада». В деятельности, которой оказываются сплочёнными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или бог (теос). Как целое она проявляется в всем единичном по принципу «все в всем». Двигателем человеческих мыслей и действий в воззрениях Бруно является «героический энтузиазм», безграничная любовь и интерес к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые стоят над размеренной, примитивной повседневностью. Джордано Бруно, как личность, вызывает восхищение. Когда святая инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: «Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом». На заседаниях суда святой инквизиции он был невозмутимо спокоен. Лишь один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, он сказал: «Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». Считая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен. 17 февраля 4298 году Джордано Бруно был заживо сожжён на площади Цветов в Роме, его труды так же были сожжены, его имя было запрещено упоминать публично. Церковь пыталась вычеркнуть Бруно из сознания человечества и истории, но не удалось, к счастью. Католическая церковь принесла свои извинения за деяния святой инквизиции, но Джордано Бруно до сих пор остаётся в списках еретиков, до настоящего времени он не оправдан.
Ура! Вот Джордано Бруно -- действительно пантеист. Но, что характерно, конкретика его воззрений не раскрыта. Важно, что его концепция несовместима с наличием творца: бог и природа -- одно и тоже. Причём у природы есть свои законы развития (движения), чудеса и т.п. не предусматриваются.
2. Донаучный политеизм
Донаучным этот политеизм назван по причине того, что философские концепции, существующие в научное время и не исключаемые из исследования и рассмотрения неконсервативным сообществом, исключая физикализм, являются политеизмом по сути, но более совершенным и стройным, нежели рассматриваемый далее. Под понятие политеизм (от греческого polys – много и theos – бог) в широком понимании подпадают все религиозные и философские воззрения утверждающие существование множества личностных богов наделённых волей и разумом, поэтому я конкретизировал из широкого политеизма этот – донаучный.
Что-то не понял. А есть научный политеизм? Что такое "научное время" конкретно?
Донаучный политеизм я рассмотрю на примере славянского язычества. Язычество – крайне неопределенное понятие, возникшее в церковной среде для обозначения всего нехристианского и дохристианского. Славянское же язычество это донаучный политеизм, сформировавшийся под давлением желания познать мир и определить его регулятивные законы, но до появления науки это выполнялось приписыванием выдуманным богам обязанностей выполняющих или повторяющих функции законов природы. Кстати, слово «бог» пришло в славянский язык из Византии, до этого его функции исполняло слово «див» (диво, дивный) или «дый», современная филология прослеживает, что в мифах славян Див занимал место схожее с представлениями о демонах у эллинов, то есть как некое божество, младший бог.
Этимологический словарь Макса Фасмера: Родственно др.-инд. bhágas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. baga-, авест. ba?a "господь", "бог" от др.-инд. bhájati, bhájate "наделяет, делит", авест. baχšaiti "участвует", греч. φαγε?ν "есть, пожирать". Первонач. "наделяющий"; ср. др.- инд. bhágas "достояние, счастье", авест. ba?a-, baga- "доля, участь".
Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Выпуск 2. -- М.: Наука, 1975: Славянский не обнаруживает достоверных следов и.-е. названия бога, верховного божества — *dieu-s, *deiuo-s и использует для этой цели с древнейших времен особое слово *bogъ, которое, с одной стороны, удивительно близко по форме и (очевидно, инновационному) значению др.-перс, bagaа с другой стороны, не менее тесно связано с достаточно древней производной лексикой, обнаруживающей исходное знач. 'богатство’ — *bogafot *ubog,b (см.), а через ее посредство — с и.-е. лексикой, означаю¬щей 'доля’, 'делить’, 'получать долю’, 'наделять’.
Какая нафиг Византия?
В самом начале тридцать девятого века русский писатель, имя которого осталось неизвестным, современник Владимира Мономаха, предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии, которые можно выразить примерно так:
- Культ «упырей и берегинь» - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных;
- Культ земледельческих небесных божеств Рода и рожаниц (все мы при Роде, всё при Роде, всё приРОДа). Предполагалось, что хронологически две рожаницы предшествуют Роду. Это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия;
- Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего богом войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе тридцать седьмого века;
- После принятия христианства в 3686 году язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «украины» государства, в том числе преследуемое и по некоторым оценкам потерявшее своими сторонниками треть населения страны убитых в ходе религиозной гражданской войны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится «девичье царство» (сарматов) с каменными городами. Отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на Русь. Это и реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». Для политеистов с мифологическим мировосприятием (язычников) был очень важен аграрный аспект земли. Земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля». Почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 3678 году в пантеон важнейших славянских божеств, как богиня плодородия. Незнание процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана («росы») привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать росту трав и урожая. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным роженицам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнеподатель вдувающий жизнь в все живое посредством дождевых капель. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен двенадцати солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали за верную геоцентрическую модель мира. Вот несколько богов из славянского политеизма, которым поклонялись в период «заката» язычества в Руси:
Чернобог
«Ужасный» бог, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше — к нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву не только кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как все народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему для отвращения зла. Либо Чернобога изображали старцем с длинной бородой, в руке он сжимал посох – символ влияния на все три мира мифологии своего времени – небесный, земной и подземный. Обычно его идол окружали черти. Вечно сражаются Чернобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь — олицетворение этих богов. Чёрнобог не любит появляться днём, так как днём ему на Земле делать, в принципе, нечего.
Вообще-то про Чернобога есть единственное свидетельство Гельмольда (XII в.). Понятно, что христианский монах, описывая язычество, мог понять что-либо очень своеобразно. Белобог же появляется лишь в предположениях, и писать о типа паре Чернобог/Белобог -- не научно. Явная проекция дуализма, которым язычество не страдало.
В целом сведения о славянских богах сохранились очень обывочно и в "перепевах Рабиновича", так что не вижу смысла разбирать, где тут что и откуда намешано.
Перун
Глава «княжеского пантеона», славянский бог-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в тридцать первом веке и в процессе создания государственности Киевской Руси тридцать шестого-седьмого веков как покровитель воинов, оружия и войн. В 3678 году поставлен в главе пантеона князем Владимиром, а в 3686 году идол Перуна уже был сброшен в реку – князь принялся за христианизацию Руси, в ходе которой погибло 25-30% населения не желавшего менять веру своих предков на чуждую им.
Сварог «Небесный»
Древний первенствующий бог неба и Вселенной, бог-отец, бог-демиург. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
Ну хотя бы Википедию глянул! Какой нафиг демиург -- откуда это известно? Ещё лучше "бог-отец" -- христианский термин. Не, я в курсе, что это цельный академик Б.А. Рыбаков писал, но на каком основании? У него вообще "Уподоблен (под именем Рода) христианскому богу-творцу Саваофу". А вот Уран тут при чём?!
Дажьбог – Солнце – сын Сварога
Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся раннему христианскому Иисусу.
Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
Макошь
Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Макошь может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери»). Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».
Семагл
Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
Хорс
Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и славянское слово «хорошо» то есть «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.
Конечно, это далеко не все теосы славянского политеизма.
Из обязанностей этих богов и свойств им приписываемым отчётливо прослеживаются черты стремления познать и понять мир человеком, а также социально-культурные отпечатки, возникшие на основе такого донаучного познания. «Языческий политеизм» не является полностью антинаучным, он сформирован на основе научного метода (наблюдение), но выводы, сделанные на основе этих наблюдений, показывают присутствие мифологии в древних политеистических философиях и религиях. Главное отличие донаучного политеизма от рассмотренного перед ним пантеизма в том, что политеизм выделяет личностного теоса и даже теосов из природы, а затем постепенно стирает чёткую связь природных явлений с особенностями и функциями этих личностных теосов – богов.
Вообще-то языческие боги -- это олицетворение не природных явлений, а жизни, понимаемой холистично, т.е. как физических явлений, так и социальных и психологических феноменов.
3.Монотеизм
Монотеизм будет рассмотрен на примере христианства и давшего ему «почву» иудаизма, как на весьма известных в той или иной степени монотеистических религиях. Иудаизм – одна из первых, но не первая, безусловно, более-менее последовательно монотеистическая религия.
От оно как! Вообще-то, монотеистических религий -- по крайней мере, исторических -- три: иудаизм, христианство, ислам. Ну ОК, пусть сикхизм ещё, но это XV век. И таки какая была до иудаизма? По-видимому, автор не отличает монотеизм от генотеизма (скажем, временный культ Атона в Египте по политически-шкурным причинам). Однако следующий параграф -- именно про генотеизм. Загадочно!
В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием и жестокостью, а также новые черты в духовно-нравственной сфере, которые подготовили почву для христианства. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что Яхве (тоже имя Иеговы)
Т.е. автор не знает даже того, что Яхве и Иегова -- это просто разные прочтения одного имени, а не разные имена.
через Моисея дал ему, этому народу, некий божественный закон. Приняв этот закон, евреи якобы вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: в-первых, идею монотеизма, то есть признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, в-вторых, идею мессианизма, в-третьих, эсхатологию, то есть идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узко-этнического превратился в учение о спасении всего человечества через искупительную жертву Иисуса христа. Эсхатология, то есть учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Иисуса. Монотеизм в целом и христианство в частности под тео понимает личность, сотворившую всю вселенную и вершащую её судьбы. Таким образом, монотеизм под тео понимает единого бога, причём созданные им сущности, например, ангелы, не тождественны богам, божествам, титанам и прочим донаучного политеизма воспринимаемые воплощением сил природы или наследниками божественной власти и сущности, а являются слугами и помощниками единого бога не наследующими его божественность. Рассмотрев основные теологические формы в культуре человечества можно подвести промежуточные выводы, прежде чем перейти к следующему параграфу. Итак, пантеизм включает основные признаки:
- Нахождение божественного участия в природе и всех её процессах;
- Рассмотрения божественного как безличного и неразумного, неотъемлемой части природы;Наделение божественного чертами начала, источника, но дальнейшей безучастности в природных процессах, либо без последней – с участием, но всё равно безвольным и обезличенным;
- В некоторых пантеистических концепциях божественное не отделяется от естественной природы и используется лишь как превозношение каких-либо какой-либо части или определённых процессов природы как особенных;
- А главное: слияние мира и бога в единое и неразделимое.
Слияние мира и бога в единое и неразделимое -- это и есть политеизм. При этом автоматом имеется божественное участие в природе и всех её процессах, а понимание бога как как "безличного неразумного" вовсе не обязательно. В общем, пробемы со знанием темы и с логикой.
В свою очередь донаучный политеизм отличается следующими основными признаками:
- Отделением божественного от природы и мира как такового;
- Наделение божественного личностным началом и волей, воплощёнными в разных богах и божествах;
- Созданием комплекса представлений о роли и возможностях разных божеств в мировых событиях, в том числе в создании, сохранении и вероятном уничтожении мира, то есть пантеон богов;
- Главное отличие: множество неравных личностных богов не обязательно отождествляемых с явлениями природы, где боги рассматриваются как единая система все вместе;
- Пантеон богов наделяет разными ролями состоящих в нём богов, но, даже признавая враждебную роль каких-либо богов, пантеон не стремится их уничтожить, так как они и их роль гармонично связаны в единой системе политеизма.
Нет никаких "основных признаков политеизма", есть один-разъединственный: наличие в мировоззрении более двух богов. ВСЁ.
Политеизм на самом деле включает множество как религиозных, так и философских концепций, не всегда рассматриваемых как мифические, или ложные, но напомню, что сказанное выше относится к донаучному политеизму. Монотеизм отличается от прочих теологических форм:
- Заявлением о едином и всемогущем боге напрямую ответственном в создании мира и принимающем участие в его процессах, в том числе социальных процессах существующих в этом мире разумных существ, куда включён и человек;
- Единый бог монотеизма рассматривается ещё и как единственный, а прочие предположения исключаются как заведомо ложные, другие боги считаются вымышленными, равно как и чужие религиозные и философские представления, разнящиеся с конкретным монотеизмом, объявляются ошибочными;
- Монотеистический личностный бог напрямую участвует в существовании мира и разумных существ в нём, в том числе административно-правовым способом через своих посланников, а его решения считаются единственно верными.
В описанных выше теологических формах можно проследить развитие религиозных и философских представлений о мире и месте разумных существ в нём, от сам мир это бог, через мир и боги как управляющие природными явлениями, к мир и боги это отдельные сущности, до гипотезы о одном боге-демиурге. В свою очередь монотеизм в попытке узурпировать в образе единого бога все процессы и детерминанты мира сделал резкий поворот в антинаучность, которая в ходе совершенствования науки и поиска достоверного знания становится всё более очевидной. Закончив с основными формами теологических представлений в культуре человечества можно понять:
- Сатанизм не является пантеизмом, так как утверждает существование личностного бога Сатаны связанным с миром, но не являющимся им;
- Сатанизм не является донаучным политеизмом, так как понимает разницу в природных явлениях и божественном, а также не создаёт системно связанный пантеон богов;
- Монотеизмом сатанизм не является, так как не утверждает, что Сатана создавал мир или единолично управляет им, либо является единственным богом.
Это с чего бы сатанизм утверждает существование личностного бога Сатаны!? Ладно, там в 11-й главе про это вроде будет. Но, подозреваю, обоснование будет такое же, как и в случае имматериального: сразу заявлялось, что-де так оно и есть, а когда подошла соотв. глава, то никаких доказательств так и не было.
В следующем параграфе я расскажу о теологических формах, к которым наиболее близок комплекс философских концепций сатанизма.