Глава 2. Сатанизм: секта или нет?
Важным вопросом, относящимся к сатанизму, является то, что является ли он сектой? Поэтому в этой главе я речь поведу о том, что такое секта по сути, всегда ли секта это что-то плохое, какие есть стадии становления сект и сами их виды, а также, что понятно, сравню с этим всем сатанизм.
§1.Секта
Сколько раз утверждалось: «сектанты», «тоталитарная секта», «сатанинская секта» и разнообразные иные вариации употребления понятия секта по отношению к сатанизму в целом или какой-то группе сатанистов в частности. Эти высказывания у многих на слуху и крепко укоренился стереотип, что сатанизм это секта, а всё сектантское есть плохо. В этом параграфе я рассмотрю действительное значение и содержание понятия секта, а также постараюсь разобраться, всегда ли секта это что-то деструктивное и плохое в тех или иных смыслах. А, закончив в этом параграфе с этими мыслями, перейду в последующих параграфах к явно вредным формам сект и сравню само явление секта с разных его сторон, в том числе и вредных, с самим сатанизмом.
Секта (от латинского secta – вырезать, отделять, развитая форма sector – отделённое) – социальная группа или общность, объединённая в рамках конкретной религиозной концепции и отражающая какое-либо несогласие по поводу догм, доктрины или деталей исходной религии. То есть эта религиозная группа искусственно отделяет себя от первоначальной, оригинальной религиозной концепции несогласием в каких-либо религиозно-философских вопросах, культе и так далее, корректируя в свою очередь внутри себя то, с чем не согласна. Если проще, то секта это – религиозная группа, вышедшая из исходной религии из-за частичных несогласий, но сохраняющая основные признаки этой религии. Участник секты ранее именовался сектатор, а теперь принято называть сектант, но сектатор тоже верно, так как это калька с латинского sectator – приверженец, спутник.
Проще для понимания не на латыны, а на древнегреческом: ересь.
Важно не путать секту и сектаторов с ренегатами, последние – это те, кто отверг прежние свои важные, мировоззренческие взгляды, а зачастую принял противоположные. Такая ошибка из-за неглубокого понимания обсуждения не редка в среде неспециалистов, говоря проще – обывателей.
Из определения и пояснений можно выделить два важных признака, присущих любой секте:
- Происхождение из какой-либо религии, от которой секта и отделилась из-за несогласия с какими-то её деталями;
- Понятие и исторические факты свидетельствуют, что после оформления секта не только не обязана, становится противником или врагом религии или религиозного учения, из которых происходит, но и сохраняет многое, присущее оригиналу. Это логично, так как, отделяясь и оформляя секту, адепты религии стремятся компенсировать конфликт с деталями оригинальной религии, а не создать новую или, тем более, противную оригинальной религию.
Секта зачастую образуется вокруг лидера или символа лидера, который может выступать, например, как пророк (Иисус, Мани), харизмат (Зороастр, Синто) или же просто лидер (Лютер). Важно отметить, что лидер может и не существовать никогда в действительности, то есть не являться исторической персоной, а быть только лидером-символом. Такой лидер-символ – персонификация принципов, побуждений или просто настроений – внутренних конфликтов конкретной группы адептов религии с какими-то её деталями, которые и приводят их к отделению от оригинальной религиозной концепции и оформлению в качестве секты.
Если речь зашла о причинах, предшествующих формированию отделения – секты, то, помимо несогласия с какими-либо деталями в концепции конкретной религии, группа её адептов может вступить в конфликт с политикой института религии или её частного представителя, то есть жреца. Говоря проще, то, помимо несогласия с самим учением религии, группу адептов может не устроить реализация этого учения или внешняя политика института религии. В истории есть немало громких примеров такого характера, например, конфликт на почве утверждения, что богослужение может проводить только жрец, в результате которого секта оформилась с главным аргументом против оригинальной религии в том, что любой адепт религии (верующий) может осуществлять богослужения как формы поклонения и общения с богом.
Несмотря на детали этих конфликтов, их все объединяет одно – они внутренние, что понятно, так как результат этих конфликтов, оформление секты – отделившейся группы верующих, сформулировавших свою религиозную концепцию или учение на основе оригинальных, – и это отделение процесс внутренний, по сути, разделение чего-то целого и изменение новообразованного или всех частей, разумеется, включая оригинал.
Секта в своём становлении переживает три стадии:
- Генезис (происхождение, первоначальное становление и оформление);
- Творческую;
- Критическую.
В процессе генезиса секта зарождается из-за внутренних причин: накапливается недовольство внутри религии среди её приверженцев теми или иными догмами, их трактовкой или политикой, уменьшение веры в авторитет или постулаты культа и тому подобное. Подобно накоплению недовольства в российской Империи, которое достигло уровня принятия соответствующего решения в начале сорок седьмого века, а не будь этого уровня, то никакой талант не помог бы ни Ленину, ни другим революционерам осуществить такой акт, как политический переворот.
Творческая стадия. В ней секта, будучи уже сформированной, совершенствует свои взгляды и мнения, что приводит либо к дальнейшему усугублению конфликта с оригинальной религией, так как последняя тождественно не согласна с новыми постулатами и изменениями секты. В ходе таких событий секта либо исчезнет, либо, совершенствуясь, станет равна или даже превзойдёт оригинальную религию в своей сложности или других показателях, например, числе последователей, но последнее не отражает верность или сложность концепции как таковой. История знает не один случай, когда секта превосходила оригинал и менялась настолько, что была уже мало схожа с оригиналом. То есть первый вариант – это разное по форме, но единое по содержанию отдаление секты от оригинала, вплоть до поглощения одной другой или декларирования ненависти. Второй сценарий развития событий – это то, что секта и оригинальная религия сгладят конфликт, в том числе нахождением консенсуса и могут осуществлять разные формы взаимодействия. Третий и очевидный вариант – секта исчерпает себя и исчезнет.
Один из случаев творческого пути секты можно рассмотреть на примере деноминации Мартина Лютера: сначала Лютер выразил протест и выступил как лидер-пассионарий, затем сформировавшись как течение лютеранство в частности, и протестантство в целом, начали творческую стадию по совершенствованию своих взглядов.
Критическая стадия, которую я отчасти рассмотрел ранее, забегая вперёд в рассказе о путях творческой стадии секты, наступает в двух случаях, в-первых, при жизни лидера секта разрушается, в-вторых, после смерти лидера и всех его учеников ставится критическая точка – выживет секта или нет. В случае, если секта сохраняет свою идеологическую целостность, то спустя какое-то время можно будет говорить о её утверждении. Если не выживает, то не удалось, значит, и более это ничего не значит, так как говорить о какой-то достоверности в отношении религии сложно. Но пути и их промежуточные финалы в развитии секты я рассказал ещё в рассмотрении творческой стадии.
Итак, теперь могу выделить главные признаки секты:
- Принадлежность в прошлом или настоящем к какой-либо религии;
- Уход от основного религиозного течения, учения или концепции в связи с внутренним конфликтом;
- Сохранение в большей или меньшей, но сохранение признаков оригинальной религии, из которой происходит сама секта;Религиозные лидеры;
- Развитие и совершенствование в рамках религии как таковой.
Выяснив, что такое секта, по сути могу перейти к рассуждению о том, что секта – это обязательно что-то плохое. Безусловно, нет, сам по себе внутренний конфликт в какой-либо концепции или мировоззрении человечества как части его культуры – это не только не плохо, но и нормально, человеческий разум стремится к развитию, движению и совершенствованию. То, что какая-то группа адептов религии, несогласная с теми или иными деталями оригинала, покинув его, формирует свою общность, не делает её плохой, даже в случае если оригинал был агрессивной религией, так как возможно именно это и стало конфликтом и, сформировав секту, сектаторы устранили в ней агрессивность оригинала – предмет конфликта.
Таким образом, невозможно ни утверждать, ни понимать под самим понятием секта или религиозным объединением, так именующимся что-то заведомо, доопытно плохое, разумеется, если понятие секта в отношении объединения применяется верно. А теперь, рассмотрев, что такое сама по себе секта, её признаки и стадии развития, а также то, что это само по себе не что-то плохое, можно перейти к видам сект, которые своими вторичными и третичными свойствами и особенностями становятся действительно чем-то вредным и плохим как для самих сектаторов, так и для других не причастных к секте.
Тут по смыслу без претензий.