Warrax
Ad usum externum Liber VII Sub 12:
Как соотносятся сатанизм и фашизм в дугинской трактовке?
Как соотносятся сатанизм и фашизм? Причем фашизм скорее не исторический, а именно в дугинской трактовке, конкретно, как в этой цитате:
«Фашизм — это национализм, но национализм не какой-нибудь, а революционный, мятежный, романтический, идеалистический, апеллирующий к великому мифу и трансцендентной идее, стремящийся воплотить в реальности Невозможную Мечту, родить общество героя и Сверхчеловека, преобразовать и преобразить мир. На экономическом же уровне для фашизма характерны, скорее, социалистические или умеренно социалистические методы, подчиняющие личные, индивидуальные экономические интересы принципам блага нации, справедливости, братства. И наконец, фашистский взгляд на культуру соответствует радикальному отказу от гуманистической, "слишком человеческой" ментальности, т. е. от того, что составляет суть "интеллигенции". Фашист ненавидит интеллигента как вид. В нем он видит замаскированного буржуа, претенциозного мещанина, болтуна и безответственного труса. Фашист любит зверское, сверхчеловеческое и ангелическое одновременно. Он любит холод и трагедию, он не любит тепла и комфорта. Иными словами, фашизму претит все то, что составляет сущность "национал-капитализма". Он борется за "доминацию национального идеализма" (а не "национального капитала") и против буржуазии и интеллигенции (а не за нее и не вместе с ней). Точно определяет фашистский пафос знаменитая фраза Муссолини: "Вставай, фашистская и пролетарская Италия!"».
Дугин — ещё тот бредогенератор. Из однозначно умного и полезного я у него припоминаю лишь эссе о "свободе для", которое я цитировал множество раз. Но там он, по сути, лишь пересказывает Ницше. Так что кратко разберём вопрос в общем виде.
Национализм — это идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной, социальной и культурной жизни является нация.
Фашизм — это примат государства над нацией: «Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию...» (с) Б. Муссолини. Что антинаучно и отнюдь не способствует развитию как нации, так и страны в целом (но тема долгая, не буду раскрывать в кратком ответе).
Таким образом, заявление о том, что-де фашизм является национализмом, указывает на полное непонимние обоих социальных моделей. Почему в СССР нацизм называли фашизмом? Вероятнее всего, потому, что с т.з. пропаганды было бы странно объяснять, почему воюют две социалистические страны. Но сейчас-то зачем смешивать? Короче говоря, Дугин тут попросту гонит, и разбирать его подробно смысла не вижу. В общем виде: наличие отдельных общих элементов не означают одинаковости систем.
Впрочем, известна критика справа и фашизма Юлиуса Эволы (Fascismo. Saggio di una Analisi Critica dal Punto di Vista della Destra). Желающие могут прочесть, книга небольшая и представляет интерес именно в этой точки зрения. Эвола предстаёт как, не побось сказать, оголтелый романтик, выступает за "духовное начало" против материализма и т.д., одновременно критикует нацизм за акцент на биологическом аспекте расы и одобрительно отзывается об СС как об новом аристократическом ордене, "забывая" про требования к расовой чистоте для вступления... "Духовный идеализм" ни к чему хорошему никогда не приводил.
Что касается сверхчеловека (надо как-нибудь написать статью) — это хоть и сверх-, но человек, концепция не подразумевает иного. Сверхчеловек — это Человек-с-большой-буквы, у которого нет чел-овеческих недостатков. Сверхчеловек, пожалуй, соответствует концепции язычества: становление богом, но это парадигмально отлично от сатанизма.
В проекции на социум сатанизму способствует национал-социализм, который — важно понимать! — не должен быть копией нацизма (и вообще шовинизм и вождизм противоречат разумному национализму). В общем, см. "Россия — не Рейх!", "Нации и идеологии. Позиция русского социалиста", "Русский народный социализм в тезисах" и "Псевдонационализм".
24.06.2016