3.5. Мираж: РПЦ (Макс, ЛСИ) ↔ Иисус (Джек, ЛИЭ)
На этот фильм нет возрастного ограничения: его вообще смотреть нельзя. |
Миражные отношения – неплотные, взаимодействие происходит по одной точке. На рисунке для удобства изображены кубики соответствующих ТИМов.
Отношения такого рода достаточно приятны из-за отсутствия фиксированной конфликтности. Миражникам гораздо приятнее общаться вдвоем, чем в большой группе. Дискуссии, которые возникают по причине влияния посторонних лиц, могут привести к серьезным разногласиям. Такая пара мало интересуется внешним миром, сосредоточивается на своих внутренних проблемах, отношения характеризуются периодическими улучшениями и ухудшениями взаимопонимания. Дискуссии по выяснению истины, нахождению общей точки зрения и т.п., неэффективны, более того: то, что кажется важным одному, обычно маловажно для другого. Миражность требует умения идти на уступки; какие-либо фиксированные правила общения выработать не удастся.
Как писал Гуленко, миражные отношения подвержены неизбежным срывам. В миражной паре партнеры добиваются автономии, права на собственные, отличные от другого интересы. Партнерам не нравятся увлечения друг друга, их активность часто направлена в противоположные стороны. В споре каждый упорно настаивает на своем, даже не стремясь терпеливо разъяснить другому свою точку зрения. Разойдясь на дистанцию или предоставив другому свободу действий, партнеры на время успокаиваются.
Следует учесть, что при этих отношениях обучение сильно затруднено из-за слабого понимания друг друга (как способов действий, так и мотиваций). Однако при условии работы на общую цель конечный результат может приниматься с благодарностью.
Рассмотрим взаимодействие функций подробно.
1 ↔ 7, БЛ и ЧЛ. Ограничительная функция пытается воздействовать на базовую и наоборот. Ограничение базы воспринимается как пренебрежение к ценностям. Макс бьет по ЧЛ Джека, т.е. церковь учит Иисуса (разумеется – последователей его учения) «что надо делать», а они, в свою очередь, пытаются учить, «как делать» (БЛ) – отсюда постоянные упреки в стяжательстве, властолюбии и т.п. в адрес официальной церкви [38]. В качестве примера приведем цитату из Феодосия Косого: «Писано – апостоли на горницу въсходили, а не в церковь; не беаху бо церкви при апостолех. ... Не подобает церквам ныне бывати... Ныне не церкви сия създаны, но кумирницы суть и златокузницы» [45].
С базы на ограничительную воздействие не настолько мощное, но зато сознательное. Согласно теории специализации функций, приведенной в книге Н.А. Чаура [46], каждая соционическая функция выполняет четыре функции: принятие, хранение, анализ и создание новой информации. 7 я функция занимается анализом информации и «установкой рамок». Таким образом, церковь постепенно, но настойчиво пытается навязать людям, следующим учению Иисуса, установку «лучше принадлежать к нашей системе», а вот воздействие ЧЛ в обратном направлении практически не происходит: формально с тем, что надо делать («душу спасать»), церковь и так согласна, а глубже поверхностных отношения не идут.
2 ↔ 6. ЧС и БИ. Обучение с творческой на референтную. Макс обучает Джека по ЧС (навязывание силовых методов тому, кому они органически не свойственны). Джек обучает Макса по БИ – с учетом контекста это опять категория «вечность». В плане официальной церкви это выражается в установках: «православие – исконно», «православие – навсегда» и т.п.
3 ↔ 5. БЭ и ЧЭ. Воздействие с ролевой на суггестивную принимается со вниманием, но так как ролевая действует кратковременно, то ситуация оценивается как «недостаток желательной информации». В рассматриваемом контексте взаимодействие не особо важное: церковь иногда учит «правилам поведения», получая в ответ соответствующие эмоции.
4 ↔ 8 ЧИ и БС. Здесь идет нормальная поддержка: демонстративной функцией трудно задеть болевую.
Таким образом, отношения, при всем непонимании партнерами друг друга, не являются неприятными, болезненно лишь воздействие 7 → 1 (причем оно достаточно кратковременное) и недостаток информации 3 → 5.
В контексте обсуждаемого это значит, что, с одной стороны, официальная
церковь на Руси не понимает и не принимает учения Иисуса – это полностью
подтверждается исторически. А с другой стороны – глобальных претензий, как ни
странно, нет ни у церковного аппарата к последователям Христа, ни наоборот; все
сводится к единичным (хотя и жестоким) инцидентам. Общее же отношение можно,
несколько утрируя, описать так: «непонятно, что и зачем они делают, но результат
в общем нравится, хотя иногда бывают отдельные проблемы».