Урок 0. ФОНЕТИКА.
АЛФАВИТ.
Ниже приведен латинский алфавит с тем произношением, которое было принято в средние века и которое более распостранено в практике преподавания. В латинском алфавите 25 букв:
|
|
Примечания:
1. Латинское h произносится как украинское г или немецкое h.
2. Буква k сохранилась только в сокращениях K. или Kal слова Kalendae календы (первое число каждого месяца у римлян).
3. Буква l передавала звук [л] мягкий, средненёбный -- как в слове люстра.
4. Буквы y и z употреблялись только в словах греческого происхождения.
5. В классической латыни буквы u и i обозначали как гласные звуки [u] и [i], так и согласные [v] и [j]. Буквы v и j появились только в XVI веке. В словарях можно встретить различное написание, например: iam и jam.
6. С заглавной буквы пишутся имена собственные, геогр. названия, наименования народов и прилагательные, произведенные от них.
ГЛАСНЫЕ И ДИФТОНГИ.
Сочетание двух гласных (слогового и неслогового) в одном слоге называется дифтонгом. В латинском языке четыре дифтонга (два последних правильнее называть диграфами):
au -- произн. как русское ['ау]
eu -- произн. как русское ['эу]
ae -- произн. как русское [э]
oe -- произн. как немецкое [ö] или французское [œ].
Если в сочетаниях ae и oe гласные относятся к разным слогам, т.е. должны произносится раздельно, то над вторым ставятся ¨ (трёма) или знак долготы - или краткости ˘. Например, poëta или poēta [по'эта] поэт; coëmo или coĕmo [ко'эмо] скупаю.
СОГЛАСНЫЕ.
|
N.B. [Nota bene (заметь хорошо)]: Сочетание немого звука -- muta (p, b, t, d, c, g) с последующим плавным -- liquida (l, r) -- называется múta cum líquida.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ.
Во всех остальных случаях, т.е. перед гласными непереднего ряда (a, o, u и дифтонгом au), а также перед всеми согласными c произносится как русское [к]: clarus [кл'ярус] славный, cura [к'ура] забота, casa [к'аза] хижина, causa [к'ауза] причина, collega [колл'ега] товарищ.
Эти сочетания встречаются только в словах греческого происхождения:
ph произносится как русское [ф]: philosophus [фил'озофус] философ;
rh произносится как русское [р]: rhetor [р'этор] ритор;
th произносится как русское [т]: theatrum [тэ'атрум] театр.
ch произносится как русское [х]: pulcher [п'ульхэр] красивый;
ti перед следующим за ним гласным произносится как [ци]: ratio [р'ацио] разум, scientia [сци'энциа] знание, НО в слове totius (род. пад. от totus весь, целый, в греческих словах, например, Miltiades [Мильт'иадэс] Мильтиад и после s, t, x сочетание ti произносится как [ти]: bestia [б'эстиа] зверь.
Перед заднеязычным звуком буква n передает заднеязычный носовой звук [ŋ]: ancora ['аŋкора] якорь.
Сочетание ngu произносится как [ŋгв]: lingua [л'иŋгва] язык.
Буква q употребляется всегда в сочетании с u, обозначая заднеязычный лабиовелярный звук, и произносится как [кв]: quinque [кв'инквэ] пять.
Сочетание su в словах suadeo [св'адэо] советую, suavis [св'авис] приятный, consuesco [консв'эско] привыкаю произносится как [св]. В других случаях это сочетание произносится как [су]: suus [с'уус] свой.
В интервокальном положении (между гласными) s озвончается и произносится как русское [з]: casa [к'аза] хижина. Во всех остальных случаях s произносится как русское [с]: stare [ст'арэ] стоять, sanus [с'анус] здоровый, vesper [в'эспэр] вечер.
КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО И СЛОГА.
Длительность гласного или слога называется его количеством. Время, необходимое для произнесения краткого гласного или слога, называется мора (mora). Долгие звуки или слоги произносились в два раза дольше кратких. (При чтении мы не всегда соблюдаем длительность, но знать количество слога или звука необходимо для правильной постановки ударения).
СЛОГ И СЛОГОРАЗДЕЛ.
Слогораздел проходит:
1. Между двумя гласными: de-us [д'э-ус] бог;
2. Между гласным или дифтонгом и одиночным согласным: lu-pus [л'ю-пус] волк, cau-sa [к'ау-за] причина;
3. Перед группой muta cum liquida: pa-tri-a [п'а-три-а] родина, tem-plum [т'эм-плюм] храм;
4. Внутри группы согласных:
a) между двумя согласными: lec-ti-o [л'ек-ци-о] чтение;
б) в группе из трех согласных -- обычно перед последним согласным (кроме сочетаний с группой muta cum liquida!): sanc-tus [с'аŋк-тус] священный, НО doc-tri-na [док-тр'и-на] учение.
КОЛИЧЕСТВО ГЛАСНОГО.
1. Все дифтонги долги по природе;
2. Гласный перед группой согласных долог по положению;
3. Гласный перед гласным краток по положению.
КОЛИЧЕСТВО СЛОГА.
2. Все закрытые слоги долги по положению, так как их гласный стоит перед группой согласных. Например, в слове ma-gis-ter [ма-г'ис-тэр] учитель, слог gis -- долгий.
Исключение из этого правила составляют случаи, когда гласный слога стоит перед сочетанием muta cum liquida. В прозе такой слог считается кратким: te-nĕ-brae [т'э-нэ-брэ] мрак, тень, а в стихах такой слог может быть и долгим.
3. Открытый слог краток по положению, если за ним следует слог, начинающийся с гласного звука. Например, в слове ra-tĭ-o [р'а-ци-о] разум, слог tĭ -- краткий.
4. Открытый слог, за которым следует слог, начинающийся с согласного, бывает долгим или кратким по природе. Например, в слове for-tū-na [фор-т'у-на] судьба, слог tū долог по природе; в слове fe-mĭ-na [ф'э-ми-на] женщина, слог mĭ краток по природе. Для выяснения количества гласного в таких случаях следует обращаться к словарю.
УДАРЕНИЕ.
1. Ударение не ставится на конце слова.
2. В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: v'i-a дорога.
3. В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится:
а) на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-t'ū-na -- судьба, ma-g'is-ter -- учитель;
б) на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: p'o-pŭ-lus -- народ, r'a-tĭ-o -- разум.
ПРИЛОЖЕНИЕ: СЛОВАРЬ.
|
|
Урок 0. ФОНЕТИКА.
Упражнения
Прочитайте, разбейте на слоги и поставьте ударение в словах:
Urbs, ars, arx, moles, haud, procul, cura, cera, quamquam, caelum, quidquid,
unguis, ignis, quinque, unguentum, agricŏla, poena, aurōra, caelicŏla, aes,
proelium, aura, auris, aurum, Juppĭter, os, ratio, Diogĕnes, amicitia,
Themistŏcles, popŭlus, lūno, laevus, levis, dexter, oboedientia, Quintus,
poēta, bacŭlus, Boeotia, audacia, Bacchus, Aristophănes, Belgae, beātus,
Cicĕro, Atheniensis, Venus, Publius Ovidius Naso, Cato Major, laetitia,
Gaius Julius Caesar, Tiberius Gracchus, pulchritūdo, ardesco, consuetūdo,
assuefacĕre, bestia, consuesco, Carthāgo, Thebae, color, calor, Athēnae,
causa, janua, Socrătes, civis, jambus, coeptum, Syracūsae, centum, Miltiădes,
Sicilia, Aristīdes, Aristotĕles, Carthaginienses, Xenŏphon, Zeuxis,
Demosthĕnes, thesaurus, caecus, Pyrrhus, Troja, pinguis, Pythagŏras,
Tyrrhēnus, Xerxes, Thermopўlae, ornamentum, Italia, Graecia, Thracia, Thetis,
Roma.