V.L.S.L.V.
Апология Тьмы
Когда вы видите, что нечто внутри вас становится тёмным,
радуйтесь, поскольку это — начало Работы.
«Rosarium Philosophorum»
I
1. Тьма изначальна. Свет же имеет источник, — следовательно, он преходящ.
2. Из Тьмы рождается Свет, и во Тьме он находит свой покой; Тьма же остаётся всегда неизменной, являя Собой Беспричинную Основу всего сущего.
3. Когда из Тьмы рождается Свет, Тьма не убывает, но лишь скрывается от взоров профанов; когда Свет умирает, Тьма не рождается, но лишь становится зримой.
4. Тьма — НЕРОЖДЁННОЕ, Свет же — смертный сын Её, рождённый Её Выдохом и воссоединяющийся с Ней благодаря Её Вдоху.
5. Тьма — Непроявленное, Сокрытое во Глубях Своих; Свет же — весь этот Явленный Мир, разделённый внутри себя на свет и тьму.
6. Живущим в Явленном Мире, во свете, тьма представляется враждебной, — она пугает ходящих во свете, хотя без неё не было бы света.
7. Но когда Двое вновь станут ОДНИМ, свет и тьма растворятся в Свете, который возвратится во Тьму.
8. Всё сводится к Одному; к Чему сводится Одно? — Вот вопрос, который не имеет ответа в Мире, где свет враждует со тьмой, и тьма противится свету.
9. Воистину, не смертный ты, но Бессмертный Даймон твой знает на него Ответ...
II
1. Смотри не вовне, но вглубь. Ищи не в каком-либо месте, но Там, Где Небо и Земля — ОДНО.
2. Смотри — вот Чёрное Солнце отражается в Предвечных Водах, и Даймон твой парит над Бездною на чёрных крылах.
3. Ты смотришь на это словно из-за стекла, прозрачную плоть которого ты не в силах превозмочь, чтобы шагнуть в Пустоту и слиться со своим Даймоном.
4. Лишь переступив через «себя», выйдя за пределы того, кого ты долгие годы (и многие Жизни...) считал «собой», — вдруг ощутишь крылья за спиной и разверзнувшуюся Бездну перед Духовзором неплотского Ока своего.
5. Та тьма, с которой ты начал свой Путь, — это лишь отсутствие света в Явленном Мире, снятие первого покрова.
6. Я же говорю о Тьме, Которая не имеет Себе равных, для Которой нет «другого», ибо всё есть Она, в Ней и из Неё.
7. Яркой Звездою Даймон твой нéкогда пал в этот Мир, — Истинная Родина Его не здесь, а Там, Где Чёрное Солнце над Бездною Вод неизменно пребывает в зените, Откуда ты слышишь Вещий Зов, пробуждающий Сердце твоё.
8. Безмолвная София укажет тебе Путь; Собакоголовый Бог — Божественный Киноцефал — проведёт тебя через Врата, и ты проследуешь Тайным Прямым Путём через Лабиринт, по которому пройдёт лишь Мёртвый среди Живых и Живой средь Мёртвых.
9. Если ты слышишь Вещий Зов, ты не собьёшься с Пути, и ни тьма, ни свет этого Мира не остановят тебя, и покровы Света, скрывающие НЕРОЖДЁННОЕ, не зачаруют тебя своим призрачным блеском, и в Молчании ты найдёшь Ответ...
III–А
1. На Пути Звезды, ведущем к воссоединению (точнее — воспоминанию Изначального Единства) со своим Даймоном, существует три препятствия.
2. Первым препятствием на начальном этапе Пути является страх путника перед осуждением и отвержением, которыми «наградит» его общество, когда он, презрев поклонение Светлым Богам, вступит на Путь Тьмы.
3. Вторым препятствием на Пути может стать неготовность искателя принять разрушение привычного Образа Мира, когда путник лицом к лицу встретится с Разрушительной Силой Тёмных Богов, — когда Незримый Свет Чёрного Солнца иссушит всю «слякоть» его души, испепелит весь эмоциональный «мусор», который он лелеял словно драгоценную Святыню на протяжении всей своей Жизни.
4. На этой стадии путнику предстоит сделать выбор: либо отказаться от своих инфантильных представлений о Жизни, связываемых в Герметико-Алхимической традиции с «Молоком Девы»[1], либо разочароваться в Жизни как таковой и разувериться в истинности самого Пути, погрузившись во тьму отчаяния непресуществлённой души[2].
5. Следуя Шуйным путём, или Путём Звезды, путник только тогда продвигается по выбранной Стезе, когда имеет достаточно мужества превзойти всё «человеческое, слишком человеческое» и двинуться дальше, не торгуясь с Богами за «лучшую долю», ничего не прося и ничего не ожидая, не стремясь приобрести что-либо, но наоборот — будучи готовым отдать всё, что стоит между ним и его Целью.
6. Не каждый способен пройти такую проверку и закалить Меч Мудрости в Пламени Бездны, — и хотя Высшее Знание готово открыться каждому, не каждый готов к такому откровению и достоин Высшего Знания.
7. Третьим препятствием на Пути является неготовность путника, пройдя через Врата Посвящения-как-Смерти, разрушив привычный Образ Мира, сделать шаг в Бездну, возвратиться к Источнику, а не «собрать» новый Образ — «сотворить» новый «Мир».
8. Многие, достигнув вершины Власти и Могущества, становились «Демиургами» собственных «Миров» — слепыми пленниками собственной Силы, не нашедшими выхода из Коловерти, но лишь обустроившими свой Мир «по образу и подобию» своему...
9. О, путник! О, брат мой! Я не могу (и не желаю) уберечь тебя от ошибок, которые ты должен совершить, чтобы поистине научиться, но я могу предостеречь тебя от шагов, которые лишь отнимут у тебя годы Жизни и источат впустую твои Силы, — предостеречь, если ты готов послушать и услышать меня, и если ты способен воспользоваться моим советом!..
III–Б[3]
1. В сущности, страх человека перед возможным отвержением его обществом (первое препятствие) является достаточно тривиальным и не нуждается в особом комментировании. Не так обстоят дела со вторым и третьим препятствиями.
2. Продвинувшись по Пути, искатель рано или поздно встречается с Разрушительной Силой Тёмных Богов, «выбивающей» у него из-под ног привычные опоры и «костыли», которыми он с успехом пользовался до этого.
3. Но страх перед возможными потерями и Жизненными трудностями меркнет перед страхом разочарования в Жизни как таковой, когда привычная «человеческая» справедливость перестаёт действовать, и необходимо сделать шаг в Неизведанное, не ожидая ничего взамен.
4. Это стадия Алхимического Nigredo, или «Работы в Чёрном», когда разрушение прежнего Образа Мира и самого себя должно быть принято тотально и бесповоротно, — так как лишь в случае полного и окончательного принятия [Инициатической] Смерти за ней последует Новая Жизнь.
5. Но «Чернота» второго препятствия ещё не есть погружение во Тьму Изначалья, которое может быть достигнуто искателем лишь после преодоления им третьего препятствия.
6. Точно так же страх, который испытывает искатель перед возможными разрушениями и потерями, следует отличать от того поистине запредельного ужаса, который испытывает ложная самость (ego), когда человек обретает опыт Прозрения своей Истинной Природы, или Высшей Самости[4] — Истинного Чёрного Солнца, Немеркнущей Звезды, НЕРОЖДЁННОГО в нас.
7. Потому Истинное Прозрение — это всегда Прозрение Ужаса, знаменующее Смерть смертного и Бессмертие НЕРОЖДЁННОГО. При этом Высшая Самость переживается как Абсолютная Пустота, Анатман — «не Атман», то есть не как некая Сущность, но как АБСОЛЮТНАЯ ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ Запредельного и БЕСФОРМЕННОСТЬ Бесформенного.
8. Последняя «игра» ложной самости — это проецирование её собственной онтологической ограниченности на Изначальное, игра в «Высшую Самость» как некую Сущность, отдельную от Единства НЕРОЖДЁННОГО.
9. Разрушение «чар» своей ложной самости, выход за пределы «очарованности» любой игрой своего ego и всякого самообмана — вот Истинный Путь Мудрых, Путь Звезды, ведущий Пробуждённого незримыми лучами Чёрного Солнца путника в Тайную Обитель Сияющего Мрака, в самое Сердце Тьмы.
IV
1. В набухшем тучами Небе, в ревущих, кружащих вихрях, в сметающих всё на своём пути ураганах, выкорчёвывающих столетние деревья, в морских пучинах, поднявшихся до смоляных Небес, — приди, приди, яви Лик Свой, о Великая Чёрная Мать, о Пробуждённая Энергия Рассоздания!
2. Когда лёд горит Огнём, а пламя застывает ледяным стеклом, когда Мёртвые сменяют Живых, когда Земля горит под ногами, а Небо плачет слезами из расплавленного камня и железа, — приди, приди, яви Лик Свой, о Пляшущая Неистовый Танец Разрушения!
3. О, Ты, Которая владычествует в Смерти, Чьё Дыхание — Погибель, Чьё Имя — Ужас, Чей Дар — Прозрение, — приди, приди, яви Лик Свой, о Жница Последних Времён с Чёрным Обсидиановым Серпом, о Мать Тысячи Криков!
4. Тёмная, темнее тёмного, Ты пробуждаешь нас ото сна [неведения], о Ты, Которая есть Сон всех спящих и одновременно Чёрное Солнце Неспящих, Маятное Забвение Истины и Сияющая Мудрость Прозрения; Окутанная дымом Погребальных Костров и Объятая Жертвенным Пламенем, — приди, приди, яви Лик Свой, о Жертвующая, Принимающая жертвы и Сама Жертва!
5. Пожирательница Времён, Провозвестница Нескончаемого Эона, Вечность над Временем, Чёрное Пламя Вечности-без-Времени, отражённое в Бездне Предвечных Вод, — приди, приди, яви Лик Свой, о Тысячеликая Луна, о Не имеющая Лика!
6. К Владычыице Рассоздания взываю, — Силой Твоею да восстановится Тьма! Приди же, приди, яви Лик Свой, о Бушующее Пламя Растворения, о Безмолвие Непостижимых Глубин, о Чёрное Солнце-Сердце Предвечной Тьмы!
7. Горю в Пламени Твоём, но не сгораю; тону в Тёмных Водах Твоих, но разве достигну Дна? Ибо Мёртвому среди Живых не страшна Смерть, а Живому среди Мёртвых не страшно Новое Рождение в Мирах Коловерти...
8. О, Чёрная Мать Морена! Приди же, приди, яви Лик Свой тем, кто возможет узреть Тебя: Пачеликая — явись Прозревшим, в Лике Смерти-Мары — явись иным!..
9. Делая Знак шуйцею, я призываю Тьму!..
V
1. Тьма укажет тебе Путь к Истинной Любви, Которая есть Воля к Единству, — ты познаешь Её у Врат Безмолвия, за которыми все слова бессильны и все описания подобны шелухе, скрывающей Истину.
2. Смерть будет Учителем твоим — прими Её, следуй за Ней при Жизни[5], постигни этот Мир как Обитель Смерти, и тогда, будучи ещё во плоти, но сам не от плотских, ты сумеешь пробудить Спящую Софию-Премудрость и освободить Её от власти Семерых Архонтов[6].
3. Восславь Великую Тьму в тишине уединённости своей, в Безмолвии Сердца; не удаляйся от Мира, но удали семя Мира из Сердца своего, дабы не пустило оно корни, и Мир вновь не захватил тебя.
4. Простись с близкими и друзьями своими по плоти, ибо они не последуют за тобой, но лишь ожесточат Сердце своё, увидев, что ты избрал иной Путь, нежели избрали они; не осуждай их и не лишай, по необходимости, заботы своей, но помни — они уже мертвы, просто ещё не знают об этом, и никто (кроме них самих) не сможет им помочь.
5. Ты тоже когда-то был таким, ты тоже когда-то безуспешно искал свой Клад там, где Земля уже перерыта и просеяна многократно многими поколениями искателей; лишь когда осознание того, что ты живёшь в «перевёрнутом» Мире, озарило твой Разум, и ты увидел воочию, что ИСТИННОЕ НЕБО НАХОДИТСЯ НЕ ТАМ, ГДЕ ЕГО ИЩУТ ПРОФАНЫ, — лишь тогда ты НАШЁЛ СВОЙ КЛАД, КОТОРЫЙ ВСЕГДА БЫЛ ТВОИМ И ЖДАЛ ТЕБЯ ОТ НАЧАЛА ВРЕМЁН.
6. Многие говорят о Пути Возврата, ещё не пройдя до конца по Пути Удаления[7]; многие, держась за одно, отрекаются от другого, преждевременно стремясь пройти Тропою Мёртвых, не ведая, что это значит на самом деле.
7. Многие, в слепоте неведения, ищут в Духовных аллегориях буквальный смысл, а сказанное напрямую расценивают в качестве аллегории, — ты сам был когда-то таким, и разве сможешь поручиться за то, что ныне ты полностью лишён всякого самообмана?
8. Путь Звезды пролегает не только по Серебру, но и сквозь нечистоты, — но когда твоя Звезда в зените, всё то, что раньше представлялось «нечистотами», пресуществляется в чистейшее Серебро.
9. Поистине, так Странник возвращается Домой...
Sapienti sat!
[2011]
[1] «Алхимик понимает эту невинность, иногда называемую Молоком Девы, как первичное условие, нечто без Земли и ещё не почерневшее. Типичные фантазии о Молоке Девственницы часто поддерживаются эмоциональными, интеллектуальными и организованными людьми. Подсознательно считается, что идеи могли бы включать чувства, такие как: "Жизнь должна быть справедливой", "Бог будет защищать и заботиться обо мне как хороший родитель", "Плохие вещи не будут случаться со мной, потому что я жил согласно тому или этому принципу", "Я был хорош или верен, ел здоровую пищу и тренировался", и т.д. Когда жизнь не поддерживает такие идеи, невинное, слабое или незрелое эго оказывается ранено, и им часто овладевает чувство обиды, жалости к себе, гнёта, нападения и/или преследования» (Марлан С. Чёрное Солнце. Алхимия и Искусство Темноты / Серия: «Юнгианская Культурология». — М., 2011. С. 34).
[2] На этом этапе путник учится с максимальной осознанностью и внимательностью принимать удары Судьбы, как бы отвечая на заданный самому себе вопрос: «Ради чего это пришло ко мне?» — вместо прежнего: «За что мне это?»
[3] Данная глава (III–Б), по сути, представляет собой не что иное, как Духовно-психологический комментарий к предыдущей главе (III–А).
[4] Ср. у К.Г. Юнга: «Опыт Самости — это всегда поражение для эго» («Mysterium Coniunctionis»).
[5] Говоря словами Майстера Экхарта (ок. 1260 — ок. 1328 e.v.): «Если вы боретесь со своей Смертью, то Демоны будут терзать вас при Жизни, но если вы правильно относитесь к Смерти, то сможете увидеть, что Демоны — на самом деле Ангелы, освобождающие ваш Дух».
[6] Ср. сказку о Мёртвой/Спящей Царевне и Семи Богатырях, а также учение К. Г. Юнга о «Семи Архетипах коллективного Бессознательного».
[7] Символически Десный путь, или Путь Удаления, связан с током артериальной крови, а Шуйный путь, или Путь Возврата, — с венозной.