CONTRA DEI #2

   

DEM

NIGREDO

Терминологическое замечание

Слово Nigredo впервые было употреблено для обозначения начальной стадии алхимического процесса — Великого Делания. Алхимики же под Великим Деланием понимали не только получение Lapis Magisterium (философского камня), но и процесс совершенствования самого алхимика, обретения им знания и восхождение от суфлёра (человека, механически повторяющего действия алхимиков, не понимая сути Великого Делания) до Философа. Учитывая то, что европейская алхимическая традиция исторически была ограничена христианской формой, может возникнуть недоумение по поводу использования термина Nigredo применительно к становлению личности сатаниста.

Во-первых. Сам термин Nigredo обозначает «чёрную стадию», «стадию смерти». Любое становление личности есть психологический опыт смерти — смерти человеческой заготовки, предшествующей личности.

Во-вторых. Процесс становления личности сатаниста (обобщая — личности Тёмного) имеет не только различия со становлением личностей иных мировоззрений, но и некоторые общие моменты.

В-третьих. Термин Nigredo очень ёмко характеризует процесс становления сатаниста, в том числе и за счёт коннотаций.

Обобщая: в данной статье под термином Nigredo имеется в виду процесс становления личности именно сатаниста. И, хотя возможны упрёки по поводу сужения значения термина, я использую Nigredo в данном значении вполне сознательно. Вероятно, что термином Nigredo можно воспользоваться для описания процесса становления любой личности, хоть христианской, хоть буддистской, но в данном случае термин определён только в приложении к процессу становления сатаниста.

Ещё одно замечание: везде, где в статье встречается термин «сатанист», его можно без ущерба смыслу заменить термином «Тёмный».

О понятии «Nigredo»

Оглянувшись назад, любая личность может сказать, что был период её возникновения. Совсем не факт, что этот период можно чётко локализовать во времени или даже чётко описать его стадии. Но то, что сам период был — это не вызывает сомнений. То, что было до этого, воспринимается не как часть бытия личности, а как подготовка к нему. Становление может длиться долго, но заканчивается оно не новой жизнью, а смертью. Которая есть первая стадия Великого Делания — делания себя. Nigredo.

Полёт в Бездне, точка бифуркации... Кто не познал собственную смерть, тот не может познать и собственную жизнь — её будет не с чем сравнивать.

Никто не садится и не решает «сейчас начну становиться личностью, я уже готов». Невидимая работа бессознательного, подготавливающего психику к переходу, длится годами, но не все даже подойдут к этой стадии. Нельзя сказать, что можно подготовиться к стадии перехода осознанной работой над собой. Потому что такая работа требует уже осознавать себя как Личность, осознавать свои возможности и желания, предполагать или знать свой Путь. Никакие внешние цели не помогут приблизиться к этому рубежу: их достижение не порождает новых внутренних потребностей, которые, собственно, и определяют Личность[1].

Человек — социален, влияние социума на всех стадиях велико и отрицать его совершенно неразумно. Но личность должна перерасти общество, должна стать собой — ведущим, а не ведомым. И только внутренняя работа сформировавшейся (или близкой к этому) личности может быть двигателем на этом пути. Пока нет осознанного и неизбежного творчества как выражения квинтэссенции личности, изменяющей, а не потребляющей мир — нельзя говорить о собственном Пути и даже о собственном бытии.

Но прежде чем что-то родится, что-то должно умереть. Образно говоря, стадию Nigredo можно сравнить со стадией куколки — гусеница умирает для того, чтобы могла родиться бабочка. Рождённый ползать умирает, чтобы дать жизнь рождённому летать. В случае человека — для рождения Личности требуется смерть «человеческой формы»[2]. Эта «форма» знает правила выживания в мире, обладает навыками коммуникации с себе подобными, подготовлена для решения повседневных задач, обладает трудовыми навыками и т. д. Но она не имеет главного — системности, она лишь экзоскелет, объемлющий пустоту. Это не личность, это пока ещё набор шаблонов, которые не имеют ничего общего с творчеством. Она не имеет главного — ядра, вокруг которого можно выстроить цельную картину мира и понять своё место в нём. Смерть, о которой я говорю — это опыт переоценки всех ценностей, опыт преодоления стереотипов и боязни созидать нечто принципиально новое. Набор социализационных навыков должен быть подчинён Личности и стать инструментом её выражения, а не быть «смыслом жизни». Nigredo в данной трактовке есть смена императивов — отказ от тех, что навязаны социумом, в пользу выработанных лично.

Условно Nigredo можно разделить на три стадии. Этап начала становления, на котором человек только готовится принять нечто новое и неизвестное, этап пробуждения собственной сути, когда она впервые видит индивидуума, а индивидуум впервые видит её, и этап рождения Личности, завершающего переход и начинающего Путь.

Страх смерти

«Сатанистами не рождаются и не становятся, а рождаются, чтобы стать».

Начало Nigredo предопределено как личностными характеристиками сатаниста, так и влиянием окружения. Врождённая сатанинская суть рано или поздно заявит о себе и попытается пробудиться. Вполне вероятно, что и среда[3] рано или поздно подтолкнёт к необходимости осознания себя и отделения от неё. Но суть может быть и подавлена средой — воспитанием, обычаями, системой табу, наконец. Также как и среда может не способствовать проявлению сути — быть настолько неподходящей, что сама возможность осознания не может быть реализована.

Пожалуй, некорректно говорить о том, что именно может стать толчком к Nigredo или какие условия должны быть созданы для того, чтобы личность начала осознавать себя. Однако сделать вывод о том, что первая стадия началась, можно довольно уверенно. Комбинации следующих признаков вполне достаточно для того, чтобы сказать о начале Nigredo.

1. Бессознательное отторжение мира как целого.

На начальном этапе возникает ощущение, которое можно передать словами «этот мир не мой»[4]. Человек начинает чувствовать себя чужим в том мире, в котором он родился и вырос. Мир ощущается как «неправильный», причём, что важно, неправилен именно «мир», а не «я в этом мире». Рассмотрим оба варианта подробнее.

а) «Я живу в хорошем и правильном мире, и то, что он мне не нравится — моя проблема. Я должен измениться для того, чтобы соответствовать миру». Вариантов возможно несколько: от «я должен больше зарабатывать» до «моя вера недостаточно крепка». В данном случае различия не существенны, достаточного того, что мир именно принимается[5]. Если присутствует такое ощущение, то сразу можно сказать, что данный человек — не сатанист и никогда им не станет.

б) «Мир не такой, каким он должен быть. Мир должен быть переделан». Наличие такого ощущения может указывать на стадию Nigredo, но это отнюдь не достаточный признак[6].

Важный момент: мир отторгается целиком. Неправильным ощущается всё вокруг, а не некоторые частности. Если же человек считает, что только некоторые части мира нуждаются в изменении (как примеры: политический строй, культура, социальные отношения и т. п.), то это не Nigredo или человек — не сатанист.

2. Нарастающее удивление.

Человек не понимает, что именно с ним происходит. Внешние события, подтолкнувшие к Nigredo, могут быть рядовыми, внутренние же психические процессы всегда воспринимаются как совершенно естественные[7]. И сочетание первого проявления сути с внешним катализатором, повлекшее за собой резкое изменение внутреннего мира, воспринимается как нечто неожиданное. Начинающиеся изменения, в силу отсутствия видимых причин[8], кажутся если не мистическими, то странными.

Возможен вариант, при котором происходящие изменения проецируются вовне, что может быть образно выражено фразой «со мной что-то происходит». А так как что именно происходит — не понятно, то начинает нарастать внутренняя тревожность, которая может перейти и в страх (как вариант — в депрессию). Человек начинает видеть мир глубже и яснее, но вместе с тем и искажённее. Обычные события наполняются «глубокими смыслами», совпадения кажутся «скрытыми закономерностями», люди на улице вдруг начинают «пристально смотреть» и т. д.[9]

Удивление влечёт за собой вполне закономерные изменения в мышлении, а, следовательно, и в поведении. В своих размышлениях субъект начинает выходить на поля, о существовании которых он ранее даже не подозревал. Человек начинает высказываться по вопросам, которые его раньше не волновали. Вполне возможна смена круга общения или даже временный отказ от него. Всё это отчётливо замечается окружением человека, но самому ему кажется естественным процессом развития. И если окружающие начинают отторгать человека, то это ещё больше усиливает его удивление («я немного изменился, а меня не хотят принимать таким, каков я есть»). Также возможна проекция разрыва социальных связей с окружением на мир в целом, и ещё большее усиление отторжения мира. И это удивление, постепенно нарастая, «затягивает» человека в следующую стадию Nigredo.

Тем не менее, на первой стадии можно и «застрять». Почему это может произойти, я разбирать не буду — причин может быть очень много. Выделю, пожалуй, только одну[10] — слабость воли. «Внутренний зов» своей сути у такого человека слишком слаб, чтобы увлечь его за собой целиком, а неизвестное его больше пугает, чем влечёт. Такой человек либо «застрянет» на первой стадии, либо «откатится» к прежнему состоянию, возможно с ощущением «я заблуждался» или «молодой был, глупый».

Если человек «застревает», то вся его дальнейшая жизнь пройдёт как затянувшаяся первая стадия Nigredo. Исходя из описанного выше, можно предположить примерно следующие сценарии:

а) «True гот». Отторжение мира вкупе с постоянным депрессивным настроением. На выходе получается то, что многие видели живьём: стремление гулять по кладбищам, тяга к смерти, постоянные жалобы на мир и своё место в нём и т. д. Под «готом» здесь подразумевается не определённая эстетическая позиция, а претензия на цельное мировоззрение, которая смешна: цельным мировоззрение может быть только у личности, а личностью нужно стать.

б) «Вялотекущий эзотерик». Отторжение мира вкупе с постоянным удивлением по поводу его устройства. «Мир устроен так сложно и непонятно», «мы здесь пришельцы», «древние разумные расы, которые жили миллионы лет назад и сотворили этот удивительный мир», «Атлантида» и т. п.

Человек в такой ситуации может начать проводить какие-либо «духовные практики», изучать «древние магические трактаты» и т. д.

Отличие от зрелой личности здесь кардинальное. Личность решает, чем ей заниматься (а заниматься она может чем угодно) осознанно, а человек, «застрявший» на одной из стадий — бессознательно ведёт себя так, как ему кажется наиболее правильным, исходя из текущего состояния. Причём это состояние таково, что у человека не возникает мотивации к дальнейшему развитию и творчеству. Более того, ввиду абсолютно обрывочного и бессистемного мировоззрения подавляются даже вынужденные мотивации к изменениям: «Всё равно я ничего не пойму и не смогу сделать сам». Идеи, соответствующие настроению, принимаются некритически, на веру, поведение отличается экзальтированностью, человек постоянно ждёт какого-нибудь «откровения» и т. д.

Если человек «откатывается» из первой стадии в обычное состояние, то у него остаются воспоминания «о тяжёлой юношеской депрессии» или «глюках». Окружающие же воспринимают данный «откат» по принципу «был молодой, но перебесился и стал нормальным», а со временем и сам человек принимает такое объяснение. Человек не ощущает, что убил собственную личность в зародыше, воспринимая это как «обычный юношеский выверт, с кем не бывает». После чего живёт «как все», часто не вспоминая «ошибки молодости». А, повзрослев, вдобавок вспоминает про «конфликт отцов и детей»: неудачная попытка вырваться из стада проецируется на банальный процесс социализации. После чего человек и на своих детях воспроизведёт типичное поведение: «Ладно, побалуйся, пока молодой, подрастёшь — поймёшь».

Смерть

Это то самое «падение в Бездну», которое должно перейти в полёт. Человек впервые встречается с собой — и от того, как именно это произойдёт и как именно человек примет «будущего себя», зависит вся его дальнейшая жизнь.

Вторая стадия — та самая точка бифуркации, в которой поведение системы становится непредсказуемым. Можно попробовать описать процесс становления постфактум, но нельзя предположить заранее, во что выльется «заготовка». Именно поэтому во время любого становления крайне опасно вмешательство и подталкивание. Строго говоря, любая личность непрогнозируема, во время становления — тем более. Вмешивающийся же несвободен от собственного опыта, собственных проекций, собственных комплексов, наконец. И даже если он вооружён самым передовым теоретическим знанием, это всё равно не гарантирует, что вмешательство приведёт к лучшему результату.

Собственно говоря, отсюда вытекает характерный момент второй стадии — Ненависть.

Человека в Nigredo нельзя оградить от взаимодействия с другими людьми, как и от влияния мира. И удивление постепенно переходит в ненависть к миру — ведь сам человек прекрасно чувствует, что любое внешнее воздействие может исказить процесс становления. То, что личности ещё фактически нет, не даёт никому права относиться к становящемуся с пренебрежением. Как раз на этом этапе и просыпается то «врождённое знание», о котором так много говорится (чаще всего — не по делу). Это знание — инстинктивно, и понять некоторую его часть может только тот, кто уже стал личностью. Но человек не может отстранить ни мир, ни собственное близкое окружение. И у него пробуждается ненависть — как своеобразная защитная реакция, позволяющая хоть как-то отгородиться от нежелательных помех. Ненависть же, накладываясь на отторжение мира, порождает внутренне одиночество — ту пустоту, в которую человек начинает стремительно падать[11].

Но падение само по себе никак не есть цель. Это всего лишь средство, позволяющее человеку взглянуть в своё собственное лицо — а наиболее ясно его можно увидеть, только находясь в одиночестве. И если человек положительно примет встречу с собой, то следующим шагом ему придётся научиться летать во Тьме. Потому что пустота приводит к смерти, и нет разницы, как именно умереть: увидев себя и вдохновившись, или просто растворившись в ней.

Явление скрытой сути, безусловно, потрясает индивидуума. Оно не похоже ни на что из до сих пор пережитого. Более того, человек даже не предполагал, что в нём может жить нечто настолько отличное от его повседневных ощущений и стремлений. Нечто, что властно зовёт отринуть прежнего себя и стать полностью новым, настолько новым, что невозможно предположить, чем это вообще может оказаться.

И здесь наступает момент перехода к третьему этапу: человек начинает бороться за сохранение целостности психики. Просто отдаться новому, слиться с явленной сутью — есть убийство себя, отказ от индивидуальности. Это именно то, что Юнг назвал «идентификацией с архетипом», «одержимостью бессознательным». То, что является человеку в пустоте — это всё-таки не он сам.

Это проекция архетипа на его индивидуальность, и слиться с проекцией означает данную индивидуальность полностью потерять. Личность же — это не «слияние», а «интеграция» с архетипом, энтелехия, проявляющаяся в том, что человек продолжает использовать сильные и слабые стороны своей натуры для максимального выражения архетипа.

Чтобы не раствориться в этой пустоте, необходимо «расправить крылья». Восприятие архетипа нуминозно, человек может слишком испугаться данного опыта, либо быть настолько захваченным им, что безрассудно отринет весь остальной мир и даже всего себя. И «первый взмах крыльями» есть инстинктивная реакция, спасающая от безумия. Для этого нужно найти и раскрыть свой наибольший талант и использовать его для преодоления состояния нуминозности[12]. И, пожалуй, именно здесь и располагается упомянутая точка бифуркации. Каждый человек уникален. Не говоря о биологической уникальности, можно сказать об уникальном жизненном опыте, уже накопленном индивидуумом[13]. И «развернуть крылья, чтобы полететь в Бездне» значит именно то, что человек находит в себе опору, то основание, на котором он и будет строить свою личность. Это может быть что угодно: искусство, философия, занятие наукой, проявление силы и способности доминировать и т. д.[14] Найденная в этот момент опора будет потом проявляться как «ядро системы», часть «скелета» личности. Личность будет бессознательно, можно даже сказать — рефлекторно, опираться на неё во всех ситуациях. А в данный момент найденная способность станет опорой, оттолкнувшись от которой, человек перейдёт на третью стадию, стадию начала становления собственной Личности.

Или не перейдёт. «Застрять» можно на любой стадии, также как и «скатиться».

Человек может быть всецело охвачен чувством ненависти, охвачен настолько, что он бессознательно отринет явление архетипа, либо воспримет только малую его часть. Так в мире появится очередной дьяволопоклонник, который всю жизнь будет бегать и искать «красную кнопку», позволяющую уничтожить мир.

Либо человек может испугаться Ненависти, не выдержав накала чувств и впав в какую-нибудь форму покаяния. Здесь, скорее всего, произойдёт кризис столкновения рождающейся личности и общественных установок, в результате чего человек примет общество, отринув себя.

Потрясение от переживания встречи с архетипом может также вылиться и в «одержимость», либо в постоянный страх нового. «Одержимый», вероятно, будет искать, а потом демонстрировать различные «тайные знания», «настоящую магию»[15] и т. д. Но в отличие от «вялотекущего эзотерика» будет эзотериком «буйным», если так можно выразиться. Человек, чрезмерно потрясённый «встречей с собой», может принять явление архетипа за встречу с Вселенским Злом[16]. Собственно говоря, история христианской церкви кишит примерами подобных «встреч». Испуг настолько силён, что покаяние принимает гипертрофированные формы: уход в монастырь, жёсткая аскеза, попытки вести жизнь в святости, полностью отринув мир как источник «нечистоты».

Человек, который не смог «развернуть крылья» — погибнет как личность. У него не будет той самой точки опоры, имея которую он мог бы «перевернуть мир». Мало просто встретиться с собой, себя надо ещё и реализовать. Не найдя путей этой реализации, человек так и останется на второй стадии, обиженный на мир, который что-то недодал ему. Но, скорее всего, он «скатится назад», в «обычную жизнь», которая совершенно не требует проявлений творчества и связанных с творчеством переживаний.

Смерть страха

Завершение Nigredo есть начало становления собственной Личности. Человек рвёт наложенные на него оковы, ставя имеющиеся навыки на службу собственной Личности и сбрасывая оболочку обывателя, которую общество пыталось на него надеть. Чем более творческим будет процесс перехода, чем больше энергии человек вложит в формирование себя — тем сильнее будет получившаяся личность. Здесь я хочу повторить мысль из предыдущего раздела: совершенно не важно, какую именно основу найдёт человек, главное, чтобы она соответствовала его сути[17]. Глупо отторгать Личность на основе того, что она не похожа на отторгающего. Тьма безгранична — мы лишь небольшие её части; Хаос непознаваем — мы не можем диктовать ему никакие условия.

Настаёт время смерти страха. Человек, вышедший из второй стадии, имеет опыт преодоления, он понимает, что может изменить если не мир, то себя. Первое проявление Творчества воодушевляет, человек начинает созидать себя-нового, попутно разбрасывая вокруг искры своего вдохновения. В этот момент он меняется на глазах: юношеские интересы уступают место интересам Личности. Окружающие видят, что человек неожиданно повзрослел, но вместе с тем часто и противятся этому. Взрослая самостоятельная личность сатаниста является проводником Хаоса[18], и окружающие совершенно справедливо опасаются её. Новая личность опасна хотя бы тем, что старое окружение теряет над ней контроль — и это достаточный повод для того, чтобы попытаться её убить.

Вместе с тем третья стадия характеризуется и прекращением ненависти. Несмотря на противодействие окружения, рождающаяся личность осознаёт смехотворность попыток вернуть её назад. Ненависть закономерно сменяется презрением — ведь никакая Личность не будет противодействовать рождению других личностей, только обыватель может попытаться обратить этот процесс. Но обыватель смешон — ведь новорождённый уже имеет опыт Творчества, тот самый опыт, который обывателю недоступен. И новорождённый смеётся, уходя всё дальше от людей, но всё ближе подходя к решающему испытанию.

Процесс становления личности не может быть закончен никогда. Повторяя вслед за Юнгом: «Личность — это Дао».

Одного творческого акта недостаточно для бытия Личности, но точно также недостаточно и миллиона их. Пожалуй, это последняя опасность, которая подстерегает становящуюся личность — Nigredo должно быть пройдено. Опыт творчества, тем более творения себя, потрясает. Но Личность характеризуется именно тем, что творит постоянно. Между тем, довольно просто сказать себе: «Я смог!» — и успокоиться на этом. Если творчество не переходит на рефлекторный уровень, если человек ограничивается единственным творческим актом, то он продолжает жить, но Личность не рождается. Можно сказать, что это «продвинутый обыватель», вставший над толпой. Он знает больше, чем обычные люди, у него есть устойчивый интерес, который ведёт его по жизни, у него есть уникальный опыт... Но у него нет того, что отличает Личность от обывателя. Данный момент довольно тонкий и требует более детального рассмотрения. Первый опыт творчества, как и любой первый опыт, запоминается на всю жизнь[19]. И иногда самого этого воспоминания достаточно для того, чтобы больше не повторять данный опыт. Человек как бы говорит себе: «Я смог один раз, следовательно, смогу и снова». И попыток повторить данный опыт больше не предпринимается[20]. Человек «успокаивается». И этот «покой» медленно убивает рождающуюся личность: ведь Личность это не только бытие, но и постоянное становление.

Завершением Nigredo должна стать ситуация полного отсутствия покоя. Это трудно: движение вперёд всегда связано с неизвестностью, а неизвестность страшит. Неизвестность требует больше усилий, чем путешествие известными путями. Неизвестность требует постоянного творчества. Обобщая: неизвестность требует постоянного приложения усилий. А это противоположно физическому закону, гласящему, что система стремится занять положение с минимальной потенциальной энергией. Безусловно, нельзя проецировать законы неживой природы на психику человека, но тем не менее аналогию уловить можно. И если человек «скатывается в потенциальную яму», то он заканчивается как личность и начинается как обыватель. Именно эта опасность и подстерегает на третьей стадии Nigredo: можно неосознанно убить новорождённую личность. Личность даёт новые возможности. Но очень легко спутать неизвестные возможности, которые даёт личность, и те известные, но ранее недосягаемые возможности, которые в силу тех или иных причин вдруг стали достижимы. Утрируя: личность даёт возможность безграничного творчества, но при этом творец может умереть от голода; но человек может подменить его возможностью заиметь много денег — совершенно не творя.

Собственно говоря, всё это длинное предисловие сводится к следующему: третья стадия Nigredo является подготовкой к прыжку во Тьму. Человек уже прошёл через отторжение мира и страх такого отторжения; человек взглянул в лицо Ненависти и увидел там истинного себя; человек сделал первый взмах крыльями и познал чувство парения в Бездне... Вся третья стадия заключается в том, что человек отталкивается от мира и уходит во Тьму — найдя свой Путь и перестав при этом быть человеком.

Отныне его жизнь будет постоянным творением себя и изменением мира. Он станет проводником Хаоса — силы, вечно творящей мир и разрушающей его. Он станет частицей Матери-Тьмы, добровольно приняв на себя обязанность всегда быть собой и становиться больше, чем был вчера.

Никто не знает, какой должна быть Личность. Никто не может наложить на сатаниста рамки существования. Глупец тот, кто говорит: «Я познал правильный Путь», — ибо Путь у каждого свой. Но, бесконечно различные, все они проходят тропами Тьмы и звучат пульсом Хаоса...

Это — становление Личности. Это — завершение Nigredo, сдирание с себя человеческой шкуры и сияние Albedo — Личности, воплощающей частицу Сатаны на Земле.

Но если всё-таки попытаться пройти последний этап безболезненно? Источник боли в данном случае — не рождение Личности, а разрыв с миром, к которому мы насильственно привязаны с рождения. Можно ведь и успокоиться на впервые достигнутом, не делая усилий для дальнейшего продвижения по Пути, и жить «продвинутым обывателем», презирая окружающих и не замечая того, что настоящие личности ставят тебя на один уровень с теми же обывателями. Либо испугаться сделать последний шаг, ограничившись простым расширением поля возможностей, отказавшись от неизвестного в пользу достижимого.

Под влиянием окружения можно просто не решиться на прыжок и остаться на третьей стадии: с опытом становления, но без опыта бытия. Ведь, сколько бы презрительных слов не говорилось об обществе, его влияние огромно. И, если кто-то, поддавшись этому влиянию, остановил свой полёт... Как максимум — он сможет стать вождём толпы, не умея простить обществу свою сломленную судьбу, но и не обладая возможностью общество игнорировать. Такие люди образованы, умны, обладают определёнными возможностями, но, образно говоря, не способны на выражение того, что находится за пределами мира.

Можно испытать ужас от самого акта Творчества и «откатиться» назад. После чего всю оставшуюся жизнь говорить: «Мне повезло, я не сошёл с ума». Нередко добавляя: «Слава богу».

Можно остаться на стадии становления личности, ощущая смутную потребность идти дальше, но не имея сил или желания к этому.

Но можно и полететь во Тьме, расправив крылья...

Теоретические замечания

В ходе обсуждения плана статьи возник вопрос: насколько стадия Nigredo является проявлением внутреннего механизма становления личности, а насколько она обусловлена окружающей средой. Более широко данный вопрос можно поставить следующим образом: насколько формирование микросоциума[21] зависит от окружающего его общества.

Достаточно просто предположить такую среду, которая чрезвычайно затруднит этап Nigredo силовыми методами: догматичное общество с сильным влиянием идей, противоречащих сатанизму. Потенциальная личность либо не войдёт в Nigredo, либо будет «задавлена» во время становления. Как пример можно привести Средневековую Европу, современный мусульманский мир. Вполне вероятно, что становление Тёмного в такой среде будет проходить при доминировании аспектов Силы и Воли. Не менее вероятно, что достаточно мало внимания будет уделено аспекту Интеллекта и Творчества. Приоритет в вопросах выживания будет уделён силовому противостоянию окружающей среде.

В современном же либеральном обществе на первый план выходят как раз интеллектуальный и творческий аспекты при уменьшении влияния силового и волевого. Общество больше не подавляет развитие индивида физическими методами, делая ставку на манипуляцию сознанием. Перед личностью в процессе становления встаёт вопрос не физического выживания, а интеллектуальной самостоятельности. Собственно говоря, в данный момент мы наблюдаем результат данного процесса. Сатанисты «вышли из подполья» и теперь ставят перед собой задачи теоретического осмысления Пути, разработки философских концепций развития и творчества. Вместе с тем идёт процесс переосмысления Тёмного Наследия. Ассоциация Тьмы с кровавыми средневековыми ритуалами, чёрными мессами и безумными шабашами[22] ослабевает. В данном случае, вероятно, некорректно говорить про «новый уровень развития», скорее ситуацию следует рассматривать в контексте тактики Войны — Тьма даёт адекватный ответ на социумном поле, вместе с тем используя ситуацию для дальнейшего развития.

Но что будет, если среда «близка к идеальной»? Давайте пофантазируем. Допустим, на Земле возникло вполне сатанинское общество, состоящее из разумных личностей, желающих подрастающему поколению всего самого наилучшего. Понятно, что человек в процессе становления не встретит тех препятствий, которые ему приходится преодолевать в сегодняшнем обществе и приходилось в средневековом. Можно ли в данном случае говорить о Nigredo? Вряд ли. «Чёрная стадия» характеризуется опытом смерти, что на психологическом поле переживается как кардинальное изменение себя. Человек разрывает путы, которыми его окутывает общество — будь то страх физической смерти, шаблонность мышления, боязнь новизны и творчества, безвольность и беспрекословное подчинение... Среда, изначально настроенная на помощь в становлении сатанинской личности, не будет отторгаться на бессознательном уровне и вызвать ненависть, за отсутствием объекта ненависти. Nigredo, которое знаю я и мои знакомые, не может быть экстраполировано на случай становления сатаниста в сатанинском обществе. Например, отсутствие чувства ненависти (а затем и презрения) к миру делает процесс становления совершенно другим. Полная интеллектуальная и творческая свобода делает процесс рождения гладким. Вероятно, процесс становления в такой среде будет проходить менее болезненно, с меньшим количеством «сбоев», и приводить к рождению более гармоничных личностей. С другой стороны, отсутствие живого опыта Противостояния может сильно ослабить новорождённую личность — солдат, не знающий войны, может дрогнуть перед лицом врага...

***

В заключение я хочу особо подчеркнуть, что второй попытки «стать личностью» не будет. Психика человека, откатившегося назад, просто не даст ему шанса пройти по пути становления дальше, чем в предыдущий раз. Можно попытаться обмануть себя, начав упорно заниматься тем, что может привести к становлению, но бессознательно человек всё равно изберёт уже накатанную дорогу. Здесь можно провести следующую аналогию: биохимическая память мозга нестираема, и опиатный наркоман, даже «завязав», всё равно останется наркоманом и через 50 лет. Так же и в случае Nigredo: споткнувшись на одной из стадий, человек споткнётся на ней и в следующий раз. Тем более что само Nigredo не является результатом сознательной работы, в значительной части оно определяется бессознательными мотивами и импульсами. Поэтому бессознательное, усвоив опыт отката, не даст стимулов для второй попытки.

Тьма не знает жалости и не приемлет ошибок, слабость и глупость ведут к смерти, предательство себя не прощается.

 

 

 

  1. Строго говоря, внешних целей не бывает, любая цель субъективна ввиду субъективности самого процесса целеполагания. Внешней может быть направленность цели: вся субъективная вселенная делится на два поля — сам субъект (самоосознание) и окружающая среда (самоотделение). Вот мотивации, овеществляющиеся на втором поле, и могут быть условно названы «внешними целями» (пример: «великая американская мечта»). А цели, связанные с изменением самого субъекта, в этом случае будут номинироваться, как «внутренние» — даже если для их целедостижения и придётся выйти за личностно-субъективное поле. Обратите внимание, что ни в том, ни в другом случае о какой-либо качественной оценке самих целей речи не идёт. Итого — не важно, на каком поле протекает целедостижение, важно лишь то поле, на которое направлено целеполагание.
  2. Можно сказать, что «человеческая форма» в данном случае — это обыватель, высшей ценностью которого является покой. Психика обывателя догматична, в жизни он руководствуется комплексом идей, усвоенных в процессе социализации, часто не пытаясь подвергнуть их сомнению. Ему недоступно познание, но только научение; недоступно творчество, но только копирование сделанного ранее и т. д. В статье термин «человеческая форма» употребляется именно в таком значении, без отсылок к К. Кастанеде.
  3. В первую очередь — социум.
  4. Возможно, с мыслями «а вдруг где-то есть мир, который мне подходит?» «Мир» здесь обозначает скорее не физическую, а социальную среду (глупо противиться закону притяжения, но общественное устройство, ментальность, традиции и т. д. могут вызывать отторжение).
  5. На данной стадии также возможен и своеобразный психологический срыв: «Он был умён и пытался переделать мир под себя. Затем стал мудр и переделал себя под мир. Так на свете стало одной сволочью больше».
  6. Для сравнения: становление буддиста проходит без отторжения мира, христианин отторгает мир уже после становления.
  7. Переводя на другое поле и сильно утрируя: именно поэтому психические больные часто чувствуют себя здоровыми.
  8. Здесь важно слово «видимых». В самом начале процесса становления личность не обладает опытом, необходимым для отслеживания изменений собственной психики. А часто человек не обладает и теоретическим знанием, объясняющим данный процесс.
  9. В данном случае необходимо упомянуть о теории синхронистичности, выдвинутой К. Г. Юнгом. Я не буду сколько-нибудь подробно объяснять её (см. статью Юнга «О синхронистичности»), также как и разрабатывать тему синхронистичности применительно к Nigredo. Сделаю только небольшое пояснение: первая стадия Nigredo характеризуется в том числе и первым проявлением архетипа Сатаны. Проявление же архетипа активизирует синхронистические связи. Таким образом, нельзя говорить о том, что мир только кажется другим, вполне возможно, что мир действительно изменяется. Формулируя же совсем строго: мир не «кажется другим» — он всё равно именно изменяется. Ввиду того, что реальность познать не дано, а действительность на основании ощущений конструирует разум.
  10. Отнюдь не «самую важную», но «вполне вероятную». Волевой компонент разума нужен не только для целедостижения, но и для инициации процесса вынужденного целеполагания — в данном случае для того, чтобы субъект не просто бездумно принимал изменения, а смог выдвинуть для себя промежуточную цель — разобраться в этих изменениях.
  11. Здесь можно провести параллели с подростковым бунтарством и нонконформизмом. Только очень осторожно: бунтарство подростка может быть, но может и не быть признаком Nigredo. В современном мире психологическое взросление запаздывает по сравнению с биологическим. Это связано с возросшим темпом жизни, усложнением социальных связей, возросшим количеством потребляемой информации, акселерацией, наконец.
  12. Утрируя: нужно найти свою музу и выразить нуминозность через творчество, защитив таким образом психику от чрезмерной «энергетической перегрузки». О подобном творческом процессе говорят как о «творческой одержимости».
  13. Он довольно невелик, в основном повторяет опыт сверстников и даже предыдущих поколений. Но какая-то доля уникальности в нём, безусловно, есть.
  14. Здесь можно провести параллели с Ликами Сатаны, олицетворяющими проявление Стихий в Мире.
  15. Обратите внимание: не просто магию, а «настоящую магию», не оккультное знание, а «истинное оккультное знание» и т. п.
  16. Одно из архетипических восприятий Зла есть Иное — нечто, что воспринимается как полностью чуждое миру.
  17. Впрочем, становление сатаниста характеризуется нахождением разумной основы. Она может не иметь ничего общего с разумностью в момент становления, но она должна разумно обосновываться у зрелой личности. Например, «Сила» не как «всех убью, один останусь», а как «Могущество, дающее Личности возможность преодоления препятствий».
  18. Хотя бы в силу своей уникальности и, следовательно, непредсказуемости.
  19. Психологи, занимающиеся механизмами человеческой памяти, экспериментально доказали, что одним из значимых факторов, влияющих на процесс фиксации события в памяти, является повышенный эмоциональный фон. Совершенно не важно, положительные или отрицательные эмоции испытывает человек, важно само их наличие. Чем сильнее эмоциональный фон, тем более отчётливо запоминается событие. Впрочем, опыт, связанный с неудачным целедостижением, чаще всего вытесняется или получает иную, защитную, интерпретацию, независимо от степени эмоционального накала этого опыта.
  20. Я, конечно, говорю об опыте, который субъект оценивает положительно. Если кто-то смог «чудом вырваться из пасти крокодила, потеряв половину левой ноги», то глупо настаивать на том, чтобы данный опыт был повторён.
  21. Микросоциум в данном случае упомянут потому, что Личность не может жить в вакууме, она неизбежно ищет общения с себе подобными, хотя бы в силу того, что коммуникация между личностями — мощнейший инструмент развития. Однако данная тема не может быть сколько-нибудь полноценно раскрыта в этой статье, и я предлагаю только черновой набросок. Подробная статья планируется, но срок написания и даже круг затрагиваемых проблем пока не известны.
  22. Существование всего вышеперечисленного, строго говоря, под вопросом. Тем не менее, данные деяния, приписываемые Тёмным, хорошо демонстрируют аспекты Силы и Ненависти, необходимые для становления Тёмного в догматично регламентированном обществе. Даже если ничего подобного никогда не происходило, показательны сами страхи общества, проецируемые на Тьму.