Warrax
Понять СССР - 049: Христианство, совместимость с коммунизмом
Постулатами жизни советского человека являлись материализм и атеизм, с отрицанием личного посмертного бессмертия души и вненаучных форм познания и объяснения реальности. Советский человек был экспериментально помещен в область "примата материального над духовным". Он мог, как Павка Корчагин, сражаться в "борьбе за освобождение человечества", но враги этого человечества мыслились им предельно вещественно: как голод, лишения, разруха и физические страдания, а самым дорогим у него была, по той же цитате Островского, его земная жизнь.
Советская антропология оперировала парадоксальной версией Идеального, в которой аскетизм и служение праведника не подразумевали ни посмертного воздаяния и спасения, ни прижизненного почитания со стороны государственных институтов: даже великий герой мог в любой момент оказаться падшим "врагом народа". Советское Идеальное не предусматривало никакой связи с трансцендентным, с горним, с божественным. Сакральные категории едва ли мыслились в качестве потусторонних — всё, что было свято для советского человека, оказывалось объяснимым, земным и тленным. Ни советского аналога "Святой Руси", ни "погруженности в Вечность" в контексте такого Идеального не просматривалось. Даже главное достижение СССР, Победу 45-го, официальная пропаганда никогда не трактовала в метафизических или историософских терминах.
Но и в этом материальнейшем из окружений ничего прочно не принадлежало советскому человеку: он не мог распоряжаться своим посмертным существованием после жизни и был отчужден от собственности, покуда был жив.
Про собственность -- это потом, отдельным вопросом, а вот про "парадоксы идеального" -- можно и пояснить. Вот ещё поддакивание:
Официальный материализм и атеизм - да. Но в условиях тоже официального "культа" нестяжательства, примата общего над частным, пропаганды любви к Отечеству, самооотверженности вплоть до самопожертвования, а главное "культа" высокой нравственности, моральной и телесной (это очень важно!) чистоты и целомудрия. Плюс воспитание советского человека на лучших образцах мировой литературы, искусства. Всё это в результате формировало советского человека на по сути христианских ценностях. Хоть и без знания о Христе, человек, воспитанный на этих ценностях, приобщался к сакральному, горнему. Ведь, как говорили святые отцы, человеческая душа - христианка. И кроме того, подавляющее большинство русских детей все же были крещены в младенчестве. У нас в классе ( я пошел в школу в 1974) практически все были крещёные. Да, крестов не носили, а носили пионерские галстуки. Но на вопрос: "а ты крещёный?" тихо говорили "да", и все всё понимали.
Безусловно, все люди разные, и значительный процент советских граждан не проникся этими ценностями, воровали и обманывали... Но бОльшая часть всё же была "чиста сердцем". Может быть я идеализирую, но это мое глубокое убеждение.
Так вот непростительная ошибка ( или преступление) поздней советской власти в том, что она вместе с разрушением социалистической экономической системы погребла под ее обломками и "моральный кодекс строителя коммунизма". А эти вещи нужно было вовремя "развести".
Во-1, отмечу характерные пассажи о "вненаучных формах познания и объяснения реальности" -- в данном случае "вненаучный" однозначно означает "антинаучный", что характерно. Но это и так понятно, так что смотрим далее.
2. "аскетизм и служение праведника не подразумевали ни посмертного воздаяния и спасения, ни прижизненного почитания со стороны государственных институтов: даже великий герой мог в любой момент оказаться падшим "врагом народа"."
Очень странное смешение. Великий герой вполне оставался великим героем. Или это про Сталина/Хрущёва? Ну так и надо писать, а не предъявлять претензию ко всему советскому периоду и как универсальную.
3. А вот далее -- характерное непонимание. Да, идеологию коммунизма (и без того ущербную) извратили после Сталина, и коммунизм канарейки таки побили. Но советский аналог "Святой Руси" -- это прогресс, развитие. Как в смысле НТР, так и в смысле развитие человека общестадного до человека сознательного (то, что шло это криво -- другой вопрос). Т.е. это было нормальное языческое развитие: род должен уважать предков и развиваться так, чтобы потомкам жилось лучше; внуки божьи должны приближаться к богам -- если уж так хочется говорить с использованием божественных категорий. В отличие от монотеизма, язычник не заморачивается на "посмертии" (никакого "рая" нет), а исполняет свой Долг здесь и сейчас. Очень здравый подход, и нафиг не нужны антинаучные мечтания о "послесмертии в раю", там побочек слишком много.
И нафиг "основной вопрос философии": идеальное без материального носителя неизвестно, но воспринимаем мы всё через идеальное. Без субъекта нет объекта, т.н. ОВФ -- бессмыслица.
Можно сказать и так: священного и "Идеального" не было, а вот сакральное -- было, и это именно развитие, как и должно быть. Кривизна понимания "что есть развитие" -- другой вопрос. Но это был именно курс в вечность и бесконечность, причём без "три раза ку" перед идеальным: вполне рабочее "и на тропинках далёких планет останутся наши следы". Вот перекурим -- и полетим, работа как работа.
При этом -- много раз писал -- подобное восприятие стало угасать после смерти Сталина, когда номенклатура стала очевидным для всех образом наглеть, а идеология, вместо того, чтобы быть переработанной под реалии XX века, стала окончательно догматичной и чем дальше, тем увереннее становилась осознанной глупостью, условными правилами игры. Материальный достаток должен быть побочным следствием прогресса, в СССР же, увы, очень по чел-овечески подменили цель даже не средством, а следствием.
4. "Всё это в результате формировало советского человека на по сути христианских ценностях. Хоть и без знания о Христе, человек, воспитанный на этих ценностях, приобщался к сакральному, горнему. Ведь, как говорили святые отцы, человеческая душа - христианка."
Как некогда верно подметил С. Тиунов: если человеческая душа изначально христианка, то спортсмен изначально -- калека.
Но тут важнее столь модное в своевременности примазывание христианства к советскому человеку. Я вот не пойму, а на каком основании? В СССР превозносили науку, а знание противоречит вере (вот только не надо про верующих учёных как аргумент, это демагогия, подмен тезиса). В СССР стремились к улучшению жизни здесь и сейчас -- монотеизм заявляет о воздаянии после смерти, а в жизни надо смиряться, платить, каяться и слушать священников. В СССР был такой недостаток, как излишний гуманизм -- христианство же постоянно то ведёт войны, то инквизиции придумывает, а в современности выступает за мучения людей посредством комитетов по биоэтике и т.п. Что вообще общего у христианской морали и кодекса строителя коммунизма?! Вот цитирую:
1. "Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма" -- как это вывести из христианства?
2. "Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест" -- вспоминаем притчу про виноградник, прямое противоречие.
3. "Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния" -- христианство -- за "блаженны нищие", вообще-то, и за "кесарю-кесарево", т.е. не за общественное достояние, а за несопротивление власти крупным собственников. Ну и "не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться... ищите же прежде Царства Божия и правды Его", таки да.
4. "Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов" -- вспоминаем, почему невзлюбили ранних христиан -- именно потому, что они пренебрегали исполнением общественного долга.
5. "Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного" -- ну и где это в Библии? Или это притча о добыче друзей богатством неправедным? Ну так всё равно речь-то должна идти о всём социуме.
6. "Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат" -- ну, про инквизицию и проч. даже напоминать лениво...
7. "Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни" -- а тут стоит вспомнить, что христианство превозносило именно аскетизм. Это не "простота и скромность", это именно антижизненная установка.
8. "Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей" -- да-да, начиная с "и враги человеку домашние его".
9. "Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству -- а тут притча о блудном сыне в тему будет.
10. "Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни" -- ага, "послан я к овцам дома израилева", остальные должны унижаться и умолять.
11. "Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов" -- ну, тут аналогия есть: нетерпимость даже не к врагам христианства, но и вообще к не-христианам, а также христианам, но верующим несколько иначе.
12. "Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами" -- тоже в Библии не припоминается, а в Ветхом Завете вообще такое на тему солидарности с другими народами, что пришлось специальный закон вводить, чтобы не считать его экстремистской литературой.
Если с обратной стороны, то для коммунизма, несомненно, важны такие заповеди, как "Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно" и "Помни день субботний, чтобы святить его".
Так что нефиг, и христианство в коммунизме -- нафиг. Там своей кривизны и идеализма хватает.
5. Пользуясь случаем, отмечу, что "советского человека" формировали на основе государствообразующей нации, что правильно. Вот назовите характерные черты советского человека, которые бы чётко противоречили русскому менталитету (не в представлении русофобов, конечно), или же отсутствовали у русских, но присутствовали в менталитете какого-либо другого коренного народа СССР.
6. "практически все были крещёные. Да, крестов не носили, а носили пионерские галстуки. Но на вопрос: "а ты крещёный?" тихо говорили "да", и все всё понимали".
Тут надо понимать, что вариант "старорежимная бабуля взяла ребёнка без спросу и сбегала его покрестить" был весьма нередким, и, понятно, где-то в дремучей деревне -- почти поголовно, а в среде профессоров -- редко. Но главное другое: подавляющее большинство это нафиг не волновало. Кому это интересно? Крестов не носили, в церковь не ходили, молитвы не долдонили, постами не голодали и проч. Сами подумайте: как может верующий креста не носить?
А вот "все всё понимали" -- это уже довесок автора. Что там понимать-то: "Ага, бабка крестила" -- да и всё. Никакой мотивационной, что-либо определяющей силы это не имело, кроме как для редких верующих. Собственно говоря, рецидив религиозности после катасройки пошёл в том числе и потому, что антирелигиозных разъяснений практически не было -- считалось, что уже типа не надо.
Итого: у советского человека была устремлённость в будущее, вполне сакрального характера, которую начали уничтожать после смерти Сталина, а попытки скрестить коммунизм и христианство -- это голимое извращение.
Тут ещё надо понимать, что христианство мастерски прогибалось под любой строй, если тот давал церкви привелегии (напоминаю, что даже во время татаро-монгольского ига русская церковь пользовалась покровительством Орды: всякая власть от бога!).
май 2016
alexandr_rogers в Евангелие от Победы
Был такой пост у Роджерса:
"Возрадуемся, братья и сестры! Я принёс вам благую весть!
А теперь предельно серьёзно: СССР строил абсолютно христианское государство, в полном соответствии с учением Христа. На порядок более христианское, чем любое другое государство, существовавшее или существующее на нашей планете.
...Я атеист. Почему я это вижу, чувствую, вынужден писать об этом? Вы, верующие, почему этого не видите, не чувствуете, не говорите об этом?...
Это ведь так очевидно…
P. S. Сейчас всех бесов начнёт корёжить в комментах, но и ладно)".
Что ж, разберём.
Социализм -- это справедливость. Православие, в лучшем случае, -- милосердие.
Социализм -- это развитие, наука. Религия -- вера, мракобесие.
Равенство -- из уважения к личности, а не из-за ничтожности перед монобогом.
"СССР строил абсолютно христианское государство, в полном соответствии с учением Христа. На порядок более христианское, чем любое другое государство, существовавшее или существующее на нашей планете".
Имеем интересное следствие: Советский Союз, оказывается, более христианское государство, чем Ватикан. Экий коан, а!
Но ладно, это я так, сразу чуть "косточкой" не подавился. Давайте всерьёз, потезисно.
"В его основе были библейские принципы:
1. «Перед Богом нет ни эллина, ни иудея» – интернационализм".
Ни разу. "Не эллина, ни иудея" -- это космополитизм, а не интернационализм.
Интернационализм, как видно из названия, не отрицает нации. Нормальный интернационализм -- это взаимовыгодное сотрудничество различных наций.
Прим.: здесь я не отвлекаюсь на стандартную путаницу терминов "нация" и "этнос".
Вообще по теме рекомендую свой текст "О дружбе народов в СССР с советской и либеральной точек зрения", но если буквально в двух словах, то в СССР, хотя и пытались (в начале, наивно, но тогда соотв. науки были неразвиты) создать советского человека на основе русского менталитета, этносы не перемешивали в нечто гомогенное "ни эллина, ни иудея".
К тому же -- надо не просто смотреть на лозунги, а понимать смысл. И знать первоисточники.
Смотрим христианскую инструкцию, сиречь Библию, а именно послание Павла к Галатам 3:28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".
Если буквально понимать слова апостола, то нет разницы не только между эллином и иудеем (и, как считают некоторые, вообще между этносами), но и между мужчиной и женщиной. И даже если гусары промолчали, то как понимать "ни раба, ни свободного"? Рабство отменяли? Что-то никто не в курсе, от историков до древних рабов...
"Ни эллина, ни иудея" -- это именно что нет разницы между этносами в соотв. плане, космополитизм (почему, в частности, христианство и взяли на вооружение власть имущие). А какой у нас план? "Перед богом", однако.
А если не перед Яхве, то всё нормально и научно -- разница есть.
И перед кем именно тогда в СССР "нет этносов"?!
Кстати, буквально следующая строка, продолжение рассуждения, Гал.3:29: "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамов...". Это так, для понимания контекста: вы уже не просто Иваны, родства не помнящие, но "семя Авраамово". Гусары, молчать!
Итого.
В Советском Союзе (при Сталине): попытка постепенно воспитать все этносы в духе имперской, русской культуры, а чтобы не было обидно -- это называли советским человеком (потом, после смерти Сталина, пошло всё криво, с образованием местечковых элит, но это совсем другая история). Но процесс это долгий, и этническую культуру не дискриминировали, а наоборот -- создавали литературу (а некоторым и письменность) и проч. Интернационализм же был, если по уму, между нациями -- например, с Кубой. Мы у них покупаем сахар дорого, взамен ставим радиолокатор впритык к США (понятно, что это совсем упрощённо). Человек -- это звучит гордо.
В христианстве: человек -- ничто перед монобогом, поэтому пофиг, кто ты по этническому происхождению, полу, социальному рангу и прочее. Все -- рабы господа.
"2. «Перед Богом все равны» – равенство".
Ровно то же, что и в п.1: если в СССР в идеологии было заложено равенство как таковое (ну путать с уравниловкой), то в христианстве равенство не само по себе, а лишь перед их богом. Т.е. люди между собой не равны, просто бог настолько велик, что по сравнению с ним разница людей меж собой не заметна.
Но вот стоит отвести взор от бога и по сторонам посмотреть...
За такую концепцию (в частности) и взяли христианством на вооружение власти: мол, чего требовать справедливости здесь, в этом мире, когда она будет на небесах? Все равны, ага.
И заодно вспомните притчу о рабочих на винограднике:
"...эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных".
Справедливость пофиг, пропагандируется именно уравниловка вида «награда зависит не от заслуг человеческих, а исключительно от милости божией».
Ну и какое это имеет отношение к социализму, где от каждого по способностям и каждому -- по труду?
В тему (25.05.2016):
"Несмотря на государственный атеизм, советское общество сумело сохранить христианские корни и смогло избежать тех губительных процессов, которые сейчас происходят в Европе и США... Он отметил, что даже коммунистические власти Советского Союза не посмели "взорвать нравственную основу жизни общества", которая, по его словам, в целом оставалась христианской.
"Это нас спасло: наши литература, изобразительное искусство были проникнуты христианскими идеями, и мораль народа оставалась христианской", — добавил патриарх Кирилл".
Кстати, он там ещё вот что сказал:
"Нас, конечно, очень беспокоит то, что происходит сейчас в христианском мире. Вы лучше, чем я, знаете о происходящей дехристианизации европейской и американской цивилизации. Это апокалиптическая картина, когда грех утверждается законом, когда поступки, абсолютно расходящиеся с христианской, а также иудейской и вообще богооткровенной нравственностью, поддерживаются силой государства".
Я вот что-то не пойму, патриарх высказался за иудейскую нравственность?
Впрочем, "боготкровенная" в общем виде даже лучше: мол, нафиг там всякую науку, как сказал некто достаточно убедительно (огнём и мечом, например) что-то богооткровенное, и доказывать ничего не надо.
"3. «Проще верблюду пробраться через игольное ушко, чем богатому попасть в рай» – умеренность".
А какое отношение имеет умеренность к социализму? Социализму не соответствует снобизм, нуворишество, потреблядство и проч. Это не означает всенепременно умеренности во всём: скажем, можно что-либо коллекционировать. И если в соответствии "каждому -- по труду" коллекционер много зарабатывает, то тратиться на свою коллекцию он может неумеренно с т.з. не-коллекционера.
Социализм -- это справедливость, а не уравниловка и тем более не принуждение к аскезе. Социализм не за "умеренность", а за развитие. В том числе и материального плана. Просто это -- не самоцель, а побочный эффект развития.
С другой стороны -- если не брать раннее христианство, распространявшееся среди маргиналов, и отдельные монашенские ордена, которые компенсировали богатство властью, то христианство в целом -- в смысле его верхушка -- умеренностью не отличается. С богатством там всё замечательно.
Более того: надо различать богатство и достаток. Достаток -- это когда все могут жить хорошо, но при этом приблизительно на одном уровне. А вот богатство требует именно что цветовой дифференциации танов (с). Помните притчу о вдовьей лепте? Христианство, насколько я в курсе, единственная религия, которая восхваляет отбирание последнего в пользу клира.
Века эдак с IV, когда христианство резко стало государственной религией, против богатства оно не возражало.
Вот, к примеру, объяснение от блаженного Иеронима Стридонского:
"И еще говорю вам: удобнее верблюду (camelum) пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Этими словами уже показывается, что не [только] трудно, но и невозможно [войти в Царство Небесное богатому]. Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется. ...богатые, после того как сложат с себя тяжесть грехов и освободятся от всего безобразия телесного, могут войти в тесные врата и вступить на узкий путь, ведущий к жизни (Мф. 7). А когда ученики задают вопрос и удивляются строгости сказанного [говоря]: Кто же таким образом спасется? Он милосердно смягчает строгость Своего приговора, говоря: Что невозможно у людей, то возможно у Бога".
Как-то не особо припоминается, чтобы богатые избавлялись от богатства, каялись в грехах и всё такое. Так что это типа бог всех прощает, из милосердия. Удобная позиция.
Протестанты вообще исходят из логики вида "бог делает угодных ему богатыми".
Там ещё интересно про "блаженны нищие [духом]" -- сейчас возиться не вижу смысла, но (см. даже Википедию, там есть кратко) известно, что "духом" -- более позднее добавление. Трактовок наворотили много, но очень логично предположить, что сначала бла трактовка именно для нищих -- мол, у нас будет блаженство после смерти, а богачи обломятся, -- а вот как из маргинальных секточек христианство приобрело госмасштаб, тут про "дух" и добавили.
"4. «И царствию Его не будет конца» – коммунисты пытались построить справедливое Царствие Божие на земле. Но большинство оказалось недостойно рая, покусившись на сладкие и лживые обещания порочного Запада".
А это уже вообще хуцпа. Согласно христианству, это самое царство божие -- именно что после смерти, а до того надо слушаться правителей и т.д.
И почему-то справедливость упоминается. Вспоминаем, как Иисус сообщил разбойнику -- мол, нынче же будешь со мной в раю. И что в этом справедливого? Христианство обычно выступает за милосердие, а не за справедливость, это -- весьма разные категории.
Можно вспомнить:
"Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними (Матф.7:12)".
"Не делать другим того, чего себе не хотите (Деян.15:29)".
Однако при чём тут справедливость?
У людей разные потребности: интроверту хочется, чтобы его не беспокоили, экстраверту -- пообщаться. Если же усложнять на что-то типа "помогайте другим в осуществлении их желаний", то мало ли у кого какие желания -- придётся это учитывать.
Во втором случае --- скажем, обычно никто не хочет, чтобы его убили -- так что, преступников не казнить, а на войне сразу сдаваться?
Ну и заодно вспомним притчи о работниках на винограднике и о возвращении блудного сына: справедливостью там и не пахнет, лишь реклама "все к нам в секту, вот как у нас любят новеньких!".
Или вот, благочестивое повествование о житии преподобного Варлаама Хутынского. Вели мимо него как-то преступника, он и попросил -- мол, отдайте мне его на перевоспитание. Уважили, отдали. Как-то потом ведут другого, и на этот раз он ничего не возразил, преступника казнили. А вот дальше интересно:
— Почему, отче, ты на этот раз не спас человека? — спросили ученики преподобного Варлаама.
Тот ответил им:
— В первый раз казнили действительного преступника, который не раскаялся еще и не был готов к смерти. Для этого я и просил его к себе в монастырь, чтобы покаянием в остаток жизни он мог спасти свою душу. На этот же раз казнили невинного человека, и я видел венец, который был приготовлен ему как невинному страдальцу. Как же мог я отнять у него этот венец?
Вот такое христианское понимание о справедливости.
Ну и таки да: я в этих заметках не хочу затрагивать вопрос официальной церкви и всё такое, буду стараться приводить аргументы именно "от инструкции". Но настолько вопиющая хуцпа заставляет напомнить, что коммунизм -- против капитализма и эксплуатации, а вот чтобы христианство было против -- я что-то не припоминаю. Ни в Евангелиях такого нет, ни в истории: официальный клир всегда лишь прогибался под власть. Но тему развивать не буду, это, повторюсь, несколько другой вопрос.
Т.е. подтасовка наглейшая: мол, и там, и там -- за справедливость, значит -- это одно и то же. А то, что понимание справедливости весьма отличается, да и вообще в одном случае справедливость подменяется милосердием, причём также в весьма специфическом понимании, это типа "за кадром".
karachee:
-- Вижу некоторую засаду. По четырем обозначенным пунктам СССР строил не только христианское, но и мусульманское, зорастрийское, буддийское и особенно конфуцианское государство, ежели не упоминать язычников ака римлян, греков и пр. Чингисхан.
Заканчиваю изначально комментерирумый текст. Вот такой фрагмент:
"СССР был глубоко мессианским государством. И это выражалось не только в заложенных в его основу принципах, но и в последующих событиях.
Самое главное из которых, безусловно – это Великая Отечественная война. Война против Зла, равного которому не было в истории (даже ацтеки с их кровавыми жертвоприношениями не могут сравниться с фабриками смерти нацистов). Наиболее эпическая война всех времён и народов, в которой советские люди проявили массовый героизм.
Возрадуйтесь! Наши предки победили в этом Армагеддоне и позволили человечеству дальше жить. Если не они Воинство Христово, тогда кто? Все они – живые и мёртвые – святые воины.
Когда идёт Бессмертный Полк – это Крестный ход, а несём мы все не просто портреты своих предков, а иконы.
А наградой за Победу нам стало вознесение человека на небеса – сначала Гагарина, а потом и других".
Русь вообще склонна к мессианству -- не спорю. Сначала нам подсунули христианскую концепцию "Третьего Рима", затем -- иудейский марксизм (впрочем, и в христианстве национальность бога -- таки да, при этом есть даже официальный праздник "обрезания господня", и Ветхий Завет со всеми хождениями евреев -- почему-то священная книга). При всех недостатках и антинаучности этих концепций была цель -- а вот сейчас Россия болтается без идеологии как цветок в проруби.
Но очень постепенно вырисовывается -- не официально, но по факту -- новый цивилизационный проект, русский, отличающийся от Западного и Восточного (Юг цивилизационный проект создать не смог). Если в двух словах, то воля & справедливость.
Но вот нефиг навязывать чуждые идеи -- два раза было, уже, может, хватит?
А вот далее -- вообще выверт головного ганглия: Великая Отечественная война была вовсе не "войной против Зла-с-большой-буквы", а именно что Отечественной войной: на нас подло напали с целью уничтожения, мы героически сражались и ожидаемо победили: русских ещё никто "снаружи" не завоёвывал, проблемы всегда были "изнутри".
Можно попридираться к заявленной автором цитаты несравненности концентрационных лагерей гитлеровцев: вообще-то и с так называемым холокостом есть проблемы (если кто не знал, то в Освенциме сначала висела табличка о 4 млн убитых евреев, затем её сменили на табличку с 1 млн, но общее количество в 6 млн осталось неизменным), и концлагеря изобрели задолго до Рейха англичане в ЮАР -- они уничтожали в них буров, и -- если кто не знал -- США во время Второй Мировой загнали в лагеря собственных граждан японского происхождения...
Но суть в другом: таки да, советские люди проявили массовый героизм, но при чём тут Армагеддон? Какое отношение эта религиозная концепция имеет к Победе? И даже если проводить такую аналогию, то, с учётом надписи на пряжках вермахта «Gott mit uns» -- мы выступали против бога :-) В эту же тему -- поддержка Гитлера Зарубежной Русской Православной Церковью. Сталин, как и Пётр Великий, использовал церковь в государственных целях и держал под присмотром, а вот без такового -- "святой Аутульф-освободитель", ага.
Советские люди, одержавшие Победу, были именно что советскими людьми -- какое нафиг "войско Христово"?!
Самое смешное, что дальше автор продвигает почитание предков как типа крёстный ход :-) Это уже получается язычество, однако. Впрочем, на Руси всегда было т.н. двоеверие -- языческое мировосприятие, лишь слегка прикрытое формально православием. Знаете, в каком веке перевели Библию на русский язык? В XIX, и даже не в начале столетия.
Да и "вознесение на небеса" в христианстве имеет "немного" иное понимание, чем космонавтика.
Впрочем, автор, как признаётся в конце статьи, -- атеист. Это, честно говоря, странно -- как некоторые атеисты подмахивают религиозным мракобесам. Однако, такая, скажем мягко, странность, есть и у некоторых верующих.
2017
Кризис Библейского проекта: установки и последствия
https://skeptimist.livejournal.com/2206133.html
Сейчас довольно много пишут о системном кризисе либеральной модели, который исчерпал свой ресурс и хотя ещё пытается выстроить идеологию неолиберализма, получается это довольно вяло. И духовное вырождение Запада продолжается.
Однако не исключено, что за этим кризисом скрывается ещё более глубинный, который затрагивает библейский проект, которому в отличие от либерального уже не 500 лет, а несколько тысяч. И его кризис также системный, что в частности проявляется в смене библейских заповедей на агрессивную трансгендерную идеологию.
В свете этого стоит напомнить, что он из себя представляет.
Социологическая доктрина Библии представляет собой средство порабощения человечества от имени Бога: предполагает скупку планеты со всеми обитающими на ней и всем их имуществом на основе расово-мафиозной монополии иудеев на международное и транснациональное ростовщичество и построение глобальной системы долгового рабства.
«Не давай в роcт брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы владеть ею» — Второзаконие, 23:19, 20.
«И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут» — Второзаконие, 28:12.
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их будут служить тебе; ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моём буду милостив к тебе. И будут отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» — Исаия, 60:10-12.
Иерархии всех исторически сложившихся так называемых «христианских церквей», включая и иерархию Русского Православия, настаивают на священности этой мерзости, а канон Нового Завета, прошедший цензуру и редактирование ещё до Никейского собора (325 г. н.э.), провозглашает её от имени Христа, безо всяких к тому оснований, до скончания веков в качестве благого Божьего Промысла:
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить. Истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» — Матфей, 5:17, 18.
Это — конкретный смысл социальной доктрины Библии: установление расового «элитарно»-невольничьего строя, распространяемого до глобальных масштабов на основе мафиозно организованной паразитической культуры ростовщичества.
Этот глобальный политический проект не способен освободиться от принципиально свойственной ему порочности — расизма (еврейского, антиеврейского и прочих), ростовщического мафиозного паразитизма, злоупотреблений разнородной властью как со стороны библейской системы, так и со стороны порождаемых ею разнородных оппозиций себе самой.
06.01.2018
См. также подборку цитат из официальных церковных изданий в России начала XX века и статью "Частная собственность и христианство" Е. Каширского.