Священник Алексий СПАССКИЙ

"Вопросы к духовному отцу"

("Правопорядокъ" №13 (97), октябрь 1999)

И опять - комментарии даже не требуются...

Зачем война, этот бич человечества, которого все так боятся, который страшит всех, волнует все человечество, причиняет столько зол и бедствий? И неужели война страшное сплошное зло, сплошная чернаячерная туча, через которую не проникает ни один луч света, сплошная чернаячерная полоса, на которой нет ни одного светлого штриха?

Посмотрим - увидим.

Во время мира, во время тихой жизни люди мельчают, нравственно опускаются, сильно прилепляются к золотому тельцу, ему поклоняются, за ним гонятся... Сколько зол отсюда рождается?

О Боге забывают, и если вспоминают о Нем, то только между прочим, по случаю; если молятся Ему, то опятьтаки по привычке, холодно, коротко, без души, без сердца.

Забыв Бога, многие Забывают и истинное братство. Отсюда лжепросвещенные богачи. Отсюда и обеспеченные начинают смотреть с презрением и отвращением на низшие слои общества или же сентиментальничают с ними.

Последние же платят первым завистью, злобою...

Нужно ли говорить о том, что отсюда далее развиваются то самопревозношение,мания величия, кичливость, то апатия и леность?.. И этими пороками начинают страдать не простецы только, а и люди обра зованные. Иной выкопает из земли кувшин, отнесет его происхождение к доисторическим временам и воображает, что облагодетельствовал человечество.

Так понижается, мельчает общество. Преступления умножаются, тюрьмы наполняются, И так может зайти далеко-далеко... Людское общество может уподобиться болоту, наполненному гадами! В этом болоте люди начинают жить самыми ничтожными интересами. В том болоте им даже приятно! Приятно, но не всем!.. Многие светлые личности задыхаются в этой атмосфере. Для многих личностей такой мир может быть хуже войны, тяжелей... Тогда война!..

Теперь вспомните, что производит удар камня на дне болота. Какой переполох!.. И вот, когда раздаются первые выстрелы войны, не те выстрелы, которые, рассекая воздух и попадая в мишень, больше ничего не делают, но те, которые разрушают города и села, уничтожают молодые жизни, грозят всем и каждому, когда в общество приходит весть о чемто страшном, ужасном, каком-то доисторическом темном чудовище, которое может проглотить всех и всё и не насытиться и которое у нас именуется войною, то в первые мгновения мы теряем головы. Целый арсенал всевозможных вопросов роится в нашей голове: как, кто, почему, зачем, кто посмел, что, как можно... и т.д.

Скоро, однако, люди осваиваются с этой ужасной вестью, примиряются с тем, что что-то таинственное и вместе страшное совершилось; начинают останавливаться на причине и находить ее то в неурожае, то в переросте народонаселения, то в алчности неприятеля...

И лишь некоторые видят в этом бедствии более глубокую и, быть может, единственно истинную причину наше постоянное падение. Наши пороки, вопль наших ближних, к которым мы так часто бываем немилосердны, их стоны исполняют меру долготерпения Божия. Необходимо бывает рассеять туман заблуждений, лжеучений; необходимо бывает разорвать мрачную пелену высокомерия, кичливости, которою покрывается человечество; необходимо бывает смыть целые наслоения наших пороков. И Господь Бог совершает все это самым ужасным образом. Огнем и мечом Он рассеивает туман наших заблуждений, разрывает пелену наших беззаконий; смывает наслоения наших пороков кровию наших сынов, братьев, дочерей, милых нашему сердцу, и нас самих. Поистине мы тогда принимаем второе крещение, но не в водах, а в крови нашей за наше крайнее беззаконие.

Да, мы омываемся в крови нашей и наших братии от наших пороков!

Для многих война целительный бальзам.

Итак, мы уже примирились с тою мыслью, что война! Мы уже прочитали в газетах, что неприятель там-то разрушил то-то,.. что подводная мина взорвала то-то,.. что разорвавшаяся бомба убила столько-то... Как? Наших убито столько-то? Значит, и я могу быть убитым? Значит, и я могу погибнуть? Значит, и меня граната может разнести на части и смешать с прахом? Зачем граната! Самая обыкновенная пуля может тебя уложить на месте, в один момент отправить тебя в неизвестный край вечности, самая маленькая пулька... Однако какое же я ничтожество! Маленькая пулька, которую я не раз катал на своей ладони, которая весит всего несколько лотов, которую мой трехлетний младенец катает по полу, догоняет ее, смеется и от души лепечет... Эта ничтожная вещица может прекратить все мои мечты, планы, прервать нить жизни тоже?.. Вырывается у меня из груди. Какое я ничтожество!.. Защити, спаси, помилуй; пронеси бурю мимо меня... Все сердце мое пламенеет в молитве. Еще никогда я так не молился. Я простираю руки к Всевышнему. Он мой Творец. От Него я весь в полной зависимости. Это ли не светлый момент в величайшем бедствии войне?

Замечательный светлый момент - осознать себя полностью зависимым ничтожеством, короче говоря -  убожеством... Хороший каламбур.

Это еще не конец. Я вспоминаю и еще чтото, и чтото важное... Я прошу милости у своего Творца, но еще вчера я презирал толпы своих ближних. Какой же милости я заслуживаю у Бога, когда сам так немилосерд к своему брату? Да, да... я не достоин милости. Но вмиг я перерождаюсь: я не любил, но я полюблю ближнего. Между мною и им нет никакой разницы, кроме внешней одежды и т. п. Между мною и Творцом разница неизмеримая! Так, я должен любить брата. Я его полюблю и уже люблю. И как не любить? Ведь он, быть может, убьет того врага, который убил бы меня. Он отстранит ту руку злую, которая занесет на меня мечи. Самый мелкий человек в эту тяжкую годину может оказать мне такую услугу, какую оказала мышь льву, попавшему в тенета. Однако в какой же я зависимости от брата! Как же я мог не замечать вчера того, кто сегодня спасает мне жизнь? Как я безрассудно поступал, что высокомерно смотрел на связанного со мною столь крепкими узами! Нет, этого больше не будет' Тогда я сам бегу к ним, кричу: братья, помогите, простите, соединимся и будем едино!.. Будем все самоотверженными. Умереть друг за друга. Теперь бояться нечего: "На миру и смерть красна!" Отбросим напускное величие. Вы защищайте меня, я буду защищать вас...

Да, люби брата, а не презирай; тогда и он тебя полюбит, и не будет тогда высокомерия и тщеславия, зависти и злобы... И как, в самом деле, тесно объединяются в любви все слои общества! Одни несут на алтарь Отечества свое имущество, другие знания, иные труды, иные самою жизнь...

Поистине здесь выполняется в точности одна из заповедей: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит задруги своя (Иоан. 5,3). Во время войны истинные сыны Отечества все братья, вседруги, все соединены неразрывной любовью. Отсюдато та масса патриотических манифестаций... Тогда-то лучшие чувства берут перевес в нашей душе.

Тогда-то лучшие чувства всплывают наверх. И сколько тогда проявляется добродетелей! Воины исповедуют пред Богом свои грехи, каются искренно и чистосердечно. Заключенные преступники просят освободить их из тюрем и отправить на места военных действий, дабыздесь, если придется, своею кровию смыть с себя позор преступления, позор вражды к Отечеству. Все забывают свои мелкие счеты и расчеты, удачи и неудачи. Все спешат постоять грудью за свое Отечество и соотечественников. Любовь каждого расширяется и делается всеобъемлющей: теперь не детей только и жен, не семью только, а всех соотечественников любим. Теперь мы ясно чувствуем, что связаны с соотечественниками самыми неразрывными узами. Тогда убивший на дуэли вспоминает убитого... и какое горькое раскаяние охватывает его душу!.. Какая горечьобливает его сердце!.. Кто знает, из-за мелкого каприза ли он убил ту личность, которая в нынешнюю годину, быть может, оказала бы Отечеству никем незаменимую услугу?!

Это благие результаты войны.

Война - это черная туча с громом и грозой на иссохшую почву. Земная почва от зноя не приносит плодов. Пройдет гроза, оросит землю на земле свежо, легко, весело,.. все начинает жить новой чистой жизнью. Человеческая почва, иссушенная пламенем страстей, запятнанная смрадом пороков, не приносит плодов добродетелей. Тогда война... орошает эту почву кровию воинов. Кровь и слезы этих мучеников тушат страсти, смываютлюдские пороки. А когда минет кровавая година, тогда легче дышится в обновлен ном нравственно обществе. Много бедствий причиняет гроза: разрушает дома и пост ройки; молния уничтожает даже самые крепкие деревья. Ёще больше бедствий причиняет война; но вместе с тем кровию, слезами, стенаниями... онасмывает наши язвы. И эти уроки войны каждое поколение должно помнить до конца дней своих и передавать их своим детям, внукам, дабы Господь Бог не покарал и их теми же карами.

I915г.

Вместо заключения:

"Самые опасные люди - альтруисты. Эгоист, думающий о себе, испугается слишком рискованной авантюры или слишком грандиозного злодейства; альтруист же, полагающий, что действует ради всеобщего блага и готовый принести себя в жертву, не остановится ни перед чем." (с) YuN

И, что особенно поражает, как написано в выходных данных этой газетнки, разбрасываемой по почтовым ящикам в Московской области, ее учредитель - некоммерческая организация "Московский областной союз негосударственных охранных,   детективных, информационных предприятий и служб безопасности".


Warrax Black Fire Pandemonium™   http://warrax.net  e-mail: [email protected]