Комментарии: "Lord Alien Moongazer" <[email protected]>

Одна из самых парадоксальных с точки зрения среднего верующего популистких статей на христианскую тематику.

А.Кураев

Грех без прощения

Одна из самых поражающих строк Евангелия - "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12,31-32).

Я думаю! Какому-нибудь потерянному чудиле поп натолкал про всепрощающего Господа, а тут - на тебе!

И с другой точки зрения тоже. Представляешь, что это значит: каждый, кто хоть раз "возвел хулу" на св.Духа, уже потерян для церкви - раз нет ему прощения, то и деньги он нести не будет. Это чем же думать надо было, чтобы такое написать?! 

Отчего столь жесткое предупреждение? Неужели у разных личностей 

так это все-таки личности? Антропоморфизм в который раз!

в Троице разные характеры, и Дух более обидчив,

??!!!

чем Сын? Почему столь резкое исключение? Оказывается, тот, знакомый нам по "Братьям Карамазовым", мерзавец, который бросил крепостную девочку

Шо, еще и девочку?! Как помнится, когда Иван Карамазов рассказывал про это брату Алеше, то это был мальчик. Поскольку пол после обработки голодными собаками сменить трудновато, то, видимо, про девочку Иван уже лично Кураеву рассказал.

на корм собакам, может быть прощен, а человек, сказавший лишь одно слово, не имеет уже никакой надежды?

дальше мы увидим, что так оно и есть

Угу. Я уже давно горжусь написанным про меня в relcom.religion:

Subject: Хула не Духа.
From: "Sergey B. Pavlenko" <[email protected]>
Date: Thu, 25 Jun 1998 08:39:25 +0300

    Варраксу не поможешь - сам знаешь, что хула на Духа Святого не простится никогда. Я ведь с Вараксом тоже списывался.... Он же попирает все  святое. А остальных надо терпеть и молиться за них и объяснять им. Может хоть перед смертью покаются.

С точки зрения нравственной подобное суждение не может быть понято. Означает ли это, что Христос проповедовал безнравственные вещи? Очевидно, что нет.

Одно из самых замечательных мест в этой статье. Кому это "очевидно"? И с какой стати?

Очевидно, как думается, Кураеву. Но вот с какой стати - сие загадка. Работа у него такая...

Значит, надо искать иную перспективу, в которой слова Христа обретают свой смысл.

Ну, давайте поищем. Уже интересно, что нас приглашает к такому поиску, от которого недалеко до ереси, не какой-то там грешный до мозга костей Варракс, а великий праведник Кураев.

Если этой перспективой не может быть моралистика, значит, речь идет о религии. Да, потребности и мерки этики и религии не всегда совпадают.

Стоп! В предыдущем абзаце говорилось не об этике, а об моралистике. Это разные вещи.

А заодно присутствует "оговорка по Фрейду": если этика не соответствует религии, то ее надо менять, чтобы совпадала.

Как не всегда совпадают правила хорошего тона и правила поведения спасателя. Нехорошо мужчине класть руку на грудь незнакомой женщине и, не спросив ее позволения, касаться своими губами ее уст.

А к каким органам женщины притрагиваться можно не спросив ее позволения?

Но будем ли мы с этих позиций оценивать спасателя, который делает искусственное дыхание потерявшей сознание горе-пловчихе?

Вот стерва-баба по Кураеву! Нет чтобы дома сидеть, носки вязать, так плавать, сука, полезла. А теперь спасатель вынужден прикасаться к ее грешным устам.

Будем ли мы звать милицию, чтобы она остановила хулигана? 

А ведь кто-то и позвать может.

Вот также и та трудность, к разрешению которой направлена Священная история, - это трудность религиозная, а не нравственная. Главная проблема человечества не в том, что оно склонно забывать нравственные прописи. Самая страшная неудача человечества, как она осознается религиозной мыслью - это то, что мы смертны.

Кстати, не только религиозной. Наука тоже пытается преодолеть этот ограничитель. Но представляю, какой шум подымет та же церковь, если ученые найдут способ продлить свою жизнь до бесконечности. Ведь это покруче клонирования.

Главная боль всех религий - почему мы не боги?

Вот и ересь пошла :) А как же ваш, батенька, монотеизм?

Почему человек так отличен от тех, кого он видит в небесах и в то же время так похож, родственен им?

Нет слов. Может язычники прокомментируют эту антропоморфическую бредятину?

А при чем тут язычники? В небесах обычно облака плавают, так что это - к метеорологам. А по поводу, почему Кураев страдает, что на облако не похож - уже к психиатру. Тоже мне, облако в штанах (или в рясе?) нашлось...

Почему человек доступен страданию и смерти?

Это смотря с чьей точки зрения. Наиболее интересна в данном случае христианская - потому, что ваш милосердный бог и пальцем не шевелит, чтобы положение исправить.

Фундаментальная религиозная идея - идея иерархичности бытия. Есть мир бывания. Здесь все бывает, но ничего не есть. Это мир происхождения и ухода, созидания и распада. А есть мир вечный, в котором "нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1,17). Есть мир радикальной и всеобщей несвободы - мир страдательности (буддисты называют его дукха) детерминизма (на языке индуистов - карма).

Карма, вообще-то, это и буддистское понятие тоже. Причем, что характерно, к детерминизму не имеет ни малейшего отношения. Говоря по-русски, карма - это закон причины и следствия, только буддисты его и на реинкарнации распространяют. Поразительное знание предмета для "специалиста", написавшего аж двухтомник, посвященный критике буддизма (кстати, буддистам он очень нравится - смешно пишет и много новых интересных фактов приводит. Кому интересно - см. на сайте Infernal Woodman'а) 

И есть мир свободы и нетления. Человек же - кентавр. Он стоит на грани миров. Державин это недоумение о двойственности человека выразил такими словами: 

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,

Что означает эта сложность и двусоставность человека? Это знак его болезненности и деградации, или символ надежды на грядущее и открытое, доступное восхождение? Что есть человек, "сей видимый дух, болящий бог"? В одних религиях от этой сложности человеческого смешения нужно избавиться - выделив в человеке некую аристократическую часть, а все остальное сбросив в мир окончательного распада. Для христианства же именно человеческая сложность есть то, что достойно восхищения, подобного державинскому, и - увековечения.

Перечитал два раза - все равно ничего не понял. Слов много, смысла - в точности наоборот. Но потом дошло - это для красивости и величавости. Да и на неискушенного читателя действует - пока его сознание будет судорожно пытаться это осмыслить, дальнейшие мысли сами пойдут в подсознание...

Наверно, все религиозные мыслители согласятся со словами апостола Павла: "Господь - един имеющий бессмертие" (1 Тим. 6,16).

Отнюдь не все. Вот скандинавы-язычники это обхохочут и бумажкой прикроют, памятуя о Рагнареке.

Все остальное имеет жизнь лишь по причастию к Богу.

Ну, вот и кончились параллели с другими религиями. Пошла иудео-христианская жвачка.

Источник бессмертной жизни один. Туда, куда добрызжут капли той струи бытия, что бьет из этого источника, там тоже будет жизнь.

Ну и сравнения у вас, отче Кураев! Представляю, как покраснели скромные христианские девицы, читая этот пассаж!

Интересно, что скажет по этому поводу Кальтенбру... Фрейд?

 Но что же будет с теми, кто отворачивает свое лицо от этих капель?

Я, пожалуй, отверну :))

Если Бог есть жизнь, а человек отвернет от Него лицо - куда же будет устремлен его взор? В пустоту.

Ой, а если, представьте себе, бог не есть жизнь? Я вообще, если подумать, ни разу четкого определения "что есть бог" не видел.

Помните признание Гамлета: "Я повернул глаза зрачками в душу, а там сплошные пятна черноты"?.. 

Может, так оно и есть на самом деле, а? Или просто уж очень не хочется смотреть в пустоту?

Вспомним начало библейской истории. После грехопадения Адам прячется от Бога "между деревьями"... Не будем высмеивать его поведение. То, что произошло с первочеловеком, происходит с каждым из нас.

Ну, не то, чтобы с каждым, но с отдельными недалекими личностями  - происходит.  Процесс давно описал С.Тиунов в Relcom.religion:

Subject: Re: Крест и молоток!
From: Serge Tiunov <[email protected]>
Date: Thu, 27 Nov 1997 16:13:11 +0700

Кратко: этих двух лохов кинули довольно примитивным способом.

The Beginner wrote
:Но все-таки интересно услышать Ваше мнение, Serge Tiunov, по этому вопросу.

Извольте, кабальеро. Сперва очевидные факты:

1.В зловредном фрукте не оказалось ничего полезного (вспомните, когда они уже позавтракали и, согласно рекламному проспекту, уже были "как одни из нас" -- их одним пинком выставили из хаты, да еще и нагрузили).
    2.Сама реклама была просто-таки навязчивой.

Теперь описываю незамысловатое мошенничество:

1. Заманиваем лоха в хату с неким Дорогим Устройством.
    2. Долго расписываем, какое это обалденное Устройство.
    3. Очень просим лоха ни за что не прикасаться к Устройству.
    4. Уходим.
    5. Подглядев через щелку, что лох, разумеется, кинулся лапать Устройство, "неожиданно" входим, ахаем, проверяем Устройство, которое, естественно, "сломалось", сильно сердимся и ставим лоха на деньги. И лох отправляется батрачить в поте лица своего.

Коррелирует?

Нет среди людей такого человека, который не желал бы хоть однажды встретиться с Богом.

А, учитывая, с какими мыслями желают встретиться - то понятно, чего это он не показывается... Боится, значит - уважает.

Даже атеист в душе своей говорит: "Если бы Бог был, я был бы не прочь встретиться с Ним и задать Ему пару вопросов!".

Вот и я о том же на каждом собрании - атеисты желают, а бог явно этих вопросов стремается. Иначе бы появился давно - представляете, сколько бы верующих добавилось? И чего он такой стеснительный?

Но в то же время нет среди нас человека, который действительно хотел бы всю свою жизнь провести пред лицом Бога. Каждый из нас норовит выгородить такие минутки в своей жизни, в которые Бог не заглядывал бы. Вспомним присловье - "хоть святых выноси!". Когда гулянка в избе достигала такого градуса, что дальнейшие непотребства люди сами считали невозможным творить, пребывая в христианской совести, они или поворачивали иконы к стене, или выносили их в другую комнату. И затем, убедившись, что Бог теперь их не видит, продолжали гулянку уже до утра...

Это только лишний раз показывает противоестественность христианских заповедей по отношению к нормальным потребностям человека. Ну, хочется групповушку устроить, а святых смущать неохота. Придется повернуть иконы :))

Тебе это смешно - а вот люди, панимаишь (с), грузятся:

Area : RU.SEX (RU.SEX)

    Привет народ
    Расскажу-ка я вам презабавный случай который имел место быть не далее как вчера...
    Итак вчера навестил я одну девушку дабы совершить эхотаг так как до этого его между нами не случалось (баловались оралочкой:-) Hу вообщем сначала все как по маслу, а может даже и лучше... Вообщем короче говоря медленно но верно добрались мы до эхотага и я произвел свое победное вторжение внутрь...После непродолжительного эхотага моя подруга вдруг моментально "пришла в себя" и потребовала немедленного выхода из нее, т.е обламала не стого не с сего:-(((
    После моего вопроса: " Почему поисходит ОБЛОМ?" она посоветовала мне посмотреть прямо напротив меня...Hа стене висела ИКОHА...Мне было сказано, что она не может эхотажить при HИХ! Мне оставалось другого как повиноваться... Следующим моим вопросом было:"А что у вас во всех комнатах ОHИ висят?:-)) Hа этот вопрос был получен положительный ответ:-(( Конечно следующим моим вопросом было" Hельзя ли их на время снять???" А мне мое солнце и отвечало, что так мол и так, оказывается прибиты они к стенке навечно!!! Я негодуя пробычил по поводу того что неужели она это сразу не заметила, а заставила меня мучится и страдать...
    Так что мораль сей басни такова - Осмотрите помещение перед эхотагом, могут возникнуть непредвиденные сложности...
    PS А ее я потом все-равно от#б в туалете, там ничего не висело, кроме рулона туалетной бумажки:-))

Вот и на пороге каждого нашего греха мы

Может, вы? Не надо говорить за всех.

как бы говорим: "Ты, Господи, подожди вот там, за порогом моей жизни. То, что я сейчас собираюсь сделать, Тебе видеть ни к чему. Отвернись от меня. А затем, когда мне снова будет нужна Твоя помощь, я Тебя позову!".

Но если Бог отходит от нас по нашей просьбе

все-таки отходит? Ура!

- Он вместе с Собою отдаляет от нас и Жизнь, ибо Бог есть Жизнь. (Опять? А доказательства-то где?) И с чем же мы остаемся? С тем, что не-жизнь. Мы остаемся со смертью.

Смерть стоит того, чтобы жить (с)

Более того, зачарованные минутной радостью того греха, который мы совершили в стороне от Бога,

и при этом живы остались?

"между деревьями", мы как-то и не замечаем, Кого именно мы потеряли. И лишь затем, когда страдания, боль и смерть настигают нас, мы начинаем осознавать, что какой-то радикально неправильный выбор был сделан и нами, и человечеством вообще... 

Если я ОДИН согрешил, при чем тут человечество?

Всем нам знакома та боль, что возникает при резком перепаде высоты и, соответственно, давления.

Если некоторые когда-то с дуба (или колокольни?) рухнули, судя по публикуемым статьям, это еще не значит, что все такие.

Бог создал нас для Себя, 

вы бы еще "под себя" сказали

Ну, хоть один церковник, наконец, признался, что христиане - собственность бога, как они сами себя называют: "рабы божьи". А то некоторые лепят отмазки...

для жизни в Вечности. Поэтому Он насытил нас таким богатством жизни, чтобы мы чувствовали себя хорошо, будучи окруженными Вечной Жизнью. Но мы отпали в пустоту, в разреженные слои бытия. И эта пустота начала отсасывать из нас давление, ставшее избыточным. От этого перепада начались наши боли. Мы начали разрываться изнутри.

как это выглядит?

Внешне на физическом уровне? См., например, Total Recall со Шварценеггером, под конец фильма. А если ментально, т.е. раскинуть мозгами, когда в голове их уже не остается - то вот перед тобой как раз статья лежит.

Другие существа в мире не были созданы для Вечности, и потому мера их боли в нашем мире несравнима с человеческой.

конечно, приятно себя считать Уникальным Существом.

Заслуженно. Кураев - это уникум, я согласен.

Отсюда та необычность места человека в мире, которая столь настойчиво порождает вопросы, подобные тем, что родились у Тютчева или у Семена Франка:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

"Откуда, этот разлад между человеческой душой и всем миром, в состав которого ведь входит и она сама? Это есть великий факт человеческого бытия. Столь ничтожный и мелкий факт, как неспособность двуногого животного, именуемого человеком, спокойно устроиться на земле, есть - для взора, обращенного внутрь и вглубь - свидетельство нашей принадлежности к совсем иному бытию"1.

В каковом "другом бытии", конечно же, человек будет самым крупным фактом? Не надо раздувать из мухи слона, особенно если муха навозная...

Но люди выпали из Богообщения. Ошарашенные минутной радостью и постоянной болью, утратившие память от падения, они потеряли ориентацию.

Вообще-то, гм, ориентация богообщения в РПЦ в последнее время не у всех вызывает желание присоединиться... Если будет так продолжаться - то "священнослужитель" будет обозначать не столько профессию, сколько именно сексуальную ориентацию.

Люди не смогли сами вернуть себе Бога. Что ж, тогда Бог вышел на поиски человека.

Да, такого наш стадион еще не видел.

Угу. Всезнающий - и в поисках. Любит он усложнять себе жизнь (и если бы только себе). Хотя, может, просто обкурился не по-детски?

Для понимания Писания очень важно заметить - как важен для Священной истории этот мотив поиска Богом человека. Важно заметить, чего нет в Священном Писании. А в Писании нет такой притчи, которая рассказывала бы о том, как некая овечка отбилась от стада. На эту овечку напали волки. Но у нее был черный пояс по карате, и своими рожками и копытцами она раскроила черепа серым разбойникам. Потом по следу она нашла своего пастыря, бросилась к нему на шею и сказала: "Вот она я какая, дай мне орден "За мужество"!"

или добавила пастырю на орехи.

Такой притчи в Писании нет. А есть иная, повествующая о том, как пастырь сам вышел на поиски потерявшейся овцы...

Угу. А при этом бог, видимо, сам лично за стадом присматривал - чтобы остальные не разбежались или волки не прибежали на ужин. К тому же, такие овцы пастырям явно невыгодны: он ее стричь, а она в ответ моаши-гири в челюсть... А если на шашлык попытается - так это еще вопрос, у кого шампур в заднице окажется.

Нет в Писании и притчи о сознательной копеечке, которая в какие-то незапамятные времена закатилась под диван, потерялась и лежала там всеми забытая. Но вот пришли тяжелые времена, и потерявшаяся копеечка (драхма) услышала, как ее хозяйка жалуется соседке: "Три месяца уж пенсию не носят... Кушать нечего". И тут копеечка решила пожертвовать собой, вытащила себя из щели, выкатилась из под дивана прямо под ноги хозяйке и сказала: "Вот она я! Сходи со мной на базар, купи хлебушка!"... А есть иная притча. О хозяйке, которая все в своем доме перевернула вверх дном, чтобы найти потерянное сокровище...

Вообще-то, если прочитать саму притчу, то ясно, что речь идет об обыкновенной жадности:
    "8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
    9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мной: я нашла потерянную драхму.
    10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся."

Итак, если Александр Галич в одном из своих стихов говорит "Я вышел на поиски Бога", то Библия развертывает перед нами свиток с совсем иной историей: это рассказ о том, как Бог вышел на поиски человека.

Значит, сначала создал, потом прошляпил, а теперь ищет. То ли не всезнающий, то ли все-таки шизофреник (растроение личности).

Тут же после грехопадения раздается зов Бога: "Адам, где ты?". И в последней книге Библии, в Откровении Иоанна Богослова мы слышим ту же просьбу: "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, 

судя по повадкам последователей - скорее дверь выломает

и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3,20).

Бог ищет человека не для наказания. 

попутно разогревая озеро огненное

"Сами видите, что он совсем обезумел. Только что сказал, что вознаградит меня быстрой смертью, если я сама выйду к нему, а потом заявил, что хочет лишь задать мне несколько вопросов. Безумие. Но я сразу поверила и первому, и второму. Так кто же из нас безумнее? А? Кто безумнее?" (с) Стивен Кинг "Безнадега".

В притчах о потерявшейся овце пастырь ищет овечку не для того, чтобы в наказание содрать с нее три шкуры, но чтобы избавить от опасностей. В притче о блудном сыне отец вернувшемуся грешнику устраивает пир, а не головомойку. 

может, головомойка просто не вошла в канон?

И в этой же притче старший сын, который остался с отцом и во всем ему помогал, не был даже приглашен на пирушку по случаю возвращения брата. Обратите внимание: когда братик с папашей пировали, старший брат горбатился на поле для всей семейки.  

Итак, Бог протягивает человеку руку помощи. Точнее - две руки: Сына и Духа2. Но предстают эти две руки в поле зрения человека по разному. Сын приходит "в образе раба" (Фил. 2,7). Он приходит под "завесой плоти" (Евр. 10,20). "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20,28). 

тогда зачем Вы ему сейчас служите?

Служение Сына сокровенно. Тайна Его может быть познана только тем, кому ее откроет Дух: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Поэтому, если человек не узнал в Иисусе Господа - это не его вина. 

"Кто на ком стоял?"(с)

 Ему не было откровения, посвящающего его в "великую благочестия тайну: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3,16). Человек, не знавший о тайне, не виноват, что идет по жизни, не оглядываясь на нее... Поэтому "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему".

Но иначе действует Дух. Сын Человеческий скрывает Свою Божественность. Дух Свою Божественность открывает (и вместе с тем открывает и Божественность Сына). 

Каким образом?

В Евангелии от Иоанна, в отличие от синоптических, Сын Человеческий нисколько не скрывает своей божественности. Наоборот, скромно признается чуть ли не каждые пять минут.

Одно из библейских значений слова Дух - это проявление Бога в мире, вторжение 

а вы знаете, как обычно отвечают на вторжение?

Творца в нашу обыденность. И если Бог нескрываемо стоит на пороге твоей души, а ты Его отгоняешь - значит, ты вновь прошел мимо Жизни.

Интересно, а есть какой-нибудь фумитокс против бога? Чтобы не отгонять, а сам улетал? Хотя, с другой стороны, какой же он "нескрываемый", если никто не видит? С Неуловимым Джо тоже никто встретиться не мог, но его хотя бы издали видели... 

Тот, кто не замечает протянутой ему спасающей руки или в помрачении молотит по ней - останется один на один со своей бедой.

это с какой бедой?

Только Бог может вновь наполнить нас Своей Вечностью.

Хотел еще раз Фрейда вспомнить, но не буду уж...

Только Он может вновь так уравнять давления внутри нас и вовне, чтобы при возвращении в Вечность мы не были сплюснуты.

Ну хорошо, внутри уравняет. Но много бы я дал, чтобы посмотреть, как он будет уравнивать давление ВОВНЕ.

Если внутри нас давление упало (ибо наши былые внутренние силы были высосаны из нас той пустотой, в которой мы привычно плавали), а Дух, готовый вновь исполнить нас Полнотой Наполняющего все (Еф. 1,23), мы отвергли, то эту пустоту мы пронесем в себе в вечные обители. В Вечности окажутся те, кто не приспособлен к жизни в ней. И тогда - "Ты будешь есть, и не будешь сыт, пустота будет внутри тебя" (Мих. 6,14).

Чтобы человек мог спастись, точки соприкосновения "мира сего" с Вечностью помечены печатью Духа. Человек мчится по шоссе, и регулярно встречает дорожные знаки, на условном языке предупреждающие его: столовая через полкилометра, и там двадцать метров проехать направо... Но тот, кто не обращая внимания на эти знаки, мчится вперед, не имеет потом права сетовать: мол, я был отправлен в длинный путь без всякой надежды на то, чтобы найти еду.

А если кто-то отравится этой едой в столовой, то кто виноват, что не смотрел, что ест? 

Дух касается человека, дает ему знамения и чудеса, доводы и свидетельства... 

Эти знамения можно истолковывать как угодно. Прямо принять безмолвное знание может только безупречный маг, которого церковь проклинает с особенной силой.

Но человек отворачивается, делает вид, что не слышит стука в свою дверь. И не впускает Гостя, который на деле является Владыкой, Хозяином.

Опять же: если вы целуете пробитые гвоздями пятки, это не означает, что так должны поступать все.

Ни хрена себе гости пошли! Только на порог, и уже хозяевами себя объявляют. 

Тот, кто не научился слышать голос Духа здесь, будет погружен в одинокое и безнадежное молчание там. Тот, кто не научился радоваться Богу здесь, не сможет радоваться Ему и тогда, когда Бог явит Себя как "все во всем" (Еф. 1,23).

Именно поэтому "если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем".

Опять алогичность. Скажет - не означает "отвергнет навсегда". Есть примеры, когда богохульники становились набожными овцами. Так им что, несмотря на их раскаянье, в аду гореть?

Именно. Представляешь, какие идиоты?

Тот, кто не привык жить с Богом здесь, будет шарахаться и пугаться в непривычной новизне будущей жизни. 

Что ж это за жизнь такая, от которой нормальный человек будет шарахаться?

Грех хулы на Духа - это не сомнение в неясном; это грех сопротивления явному. Как же человек способен хулить Духа Святого?

Охотно и с удовольствием.

Мне представляется, что есть два пути к этому греху.

Первый: когда человек видит явное чудо - и отторгает его. Однажды довелось мне беседовать с одним высокопоставленным чиновником. Он с ходу предупредил меня: "Я - атеист"... Ладно, продолжаем разговор. Но в ходе нашей беседы я вдруг замечаю, что на стенах его кабинета нарисованы "голгофки" - Кресты, начертание которых священник налагает на стенах помещения при его освящении. Заметив мой взгляд и мое недоумение, чиновник говорит: "А мой кабинет батюшка освящал!". Я, конечно, спрашиваю - зачем. И слышу в ответ: "Я, собственно, недавно здесь работаю. Но, понимаете, как-то я сразу плохо почувствовал себя в этом кабинете. Час-полтора посижу, и больше не могу. Как будто из меня кто-то всю силу высосал. Задыхаться начинаю. Надо выйти в коридор, зайти в соседний кабинет, уйти перекурить, выбежать на улицу... И тогда еще не намного хватает... Тут мне посоветовали: позови, мол, батюшку, пусть освятит. Ну, я и решил - что ж, хуже не будет... Да, так вот батюшка мне тут все освятил. И, знаете, я теперь тут хоть по 12 часов могу сидеть - и ничего...".

И как вы думаете, какой же была его последняя фраза, завершающая этот рассказ? - "Но я все равно атеист!".

Все правильно. Экзорцизм (в общем смысле) вовсе не полагает наличие "бога". Атеизм - это отрицание наличия именно бога, а не скрытой пока от науки силы или энергии.

И вообще, данное "доказательство бытия божия" объясняется вполне психологическими причинами (как и Чумак и Кашпировский) вкупе со специфическим российским менталитетом, который иногда может выражаться как "я, конечно, в бога не верю, но русский человек должен быть православным".

Второй же путь хулы на Духа сегодня более распространен. В этом случае человек считает за дары Духа простые, вполне рукотворные человеческие переживания.

Таким образом, незаслуженный комплимент тоже оказывается хулой.

В первом случае человек, которому, например было дано пережить и ощутить благодатность Богослужения, окрадывается помыслами, которые твердят ему: "Да это тебе показалось: понимаешь, непривычная обстановка, необычные запахи, музыка, одежда, слова... Не было никакого чуда. Тебе просто показалось. Все дело в твоей непривычке...". 

Обычный процесс приспособления разумом новых впечатлений к своему опыту считать хулой? Ну, извините...

Опасное это занятие - думать. Один раз подумаешь - уже и в рай не пустят.

Во втором же случае человек и в самом деле на чисто психическом уровне переживший новизну церковного обряда и малость воодушевленный своим подвигом захода в храм, уже не прочь считать себя облагодатствованным: "Когда батюшка мимо с кадилом проходил, я такую благодать почувствовала, такой запах был дивный!".

Опиум для народа в кадиле?

Человек сам себя горячит, сам в себе провоцирует "высокие переживания", а затем изготовленный им продукт объявляет Даром Неба.

А только так и бывает! РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт только так и переживается.

Как сами видите, согласно Кураеву, в церковь вообще ходить не надо: либо в первый, либо во второй грех вляпаешься.

Однажды мне довелось видеть такой рукотворный "Конец Света". Осенью 1992 года российские газеты оказались заполонены рекламой, оповещающей, что 28 октября 1992 г. в 18 часов состоится "Пришествие Иисуса на облаках" и "вознесение христиан на небеса". Это пророчество исходило от южнокорейских протестантов-харизматов3

вот гады такие!

Поскольку такие события происходят нечасто,

да ну?

 я решил пойти посмотреть на "Конец света", организуемый вручную. 

Что меня поразило на том собрании более всего - так это профессионализм того человека, который общался с залом со сцены. Нет, это не было профессионализмом проповедника. Это был профессионализм диск-жокея. Он очень ловко "разогревал" аудитории (живо пробудив во мне воспоминания моей университетско-дискотечной молодости). "Так, я буду говорить Аллилуйя, а Вы отвечайте "Аминь!". Громче отвечайте! Громче! еще громче, иначе Господь вас не услышит!.. Сидящие сзади, переходите в первые ряды - иначе Господь не возьмет вас на Небо!... Теперь правая половина зала молчит, а левая отвечает: Аллилуйя! - Аминь! - Аллилуйя! - Аминь! - Аллилуйя! - Аминь! - Аллилуйя! - Аминь!.. Теперь левая половина зала молчит, а правая отвечает: Аллилуйя! - Аминь! Аллилуйя! - Аминь! - Аллилуйя! - Аминь!"... Через полчаса такой зарядки даже бабушки из соседних подъездов лишь по любопытству заглянувшие на это зрелище, стали подтягиваться к сцене, танцевать и трястись в ощущении того, что в них входит некий дух (проповедником почему-то называемый Святым).

Прекрасно. Теперь докажите, что дух, который летает в ВАШЕЙ церкви - святой.

Человек, который считает, что Дух уже пришел к нему или вообще всегда обитал в нем, захлопывает двери. Он тешится с порождениями своей фантазии. Он уже недоступен для Посещения истинного Бога.

Так что у нас там насчет всемогущества?

Он уже считает себя обоженным. Больной, считающий себя здоровым, не видит смысла в посещении врачей и приеме лекарств. Болезнь уже даже атрофировала ощущение боли (сгнивший зуб не чувствует боли)

Хм. А вы зубы когда-нибудь лечили?

Хорошая отмазка.

- Как вы больны! Как вы тяжело больны!
    - Но, доктор, у меня ничего не болит!
    - Правильно, болеть-то уже нечему!

Человек принимает за Бога то, что не есть Бог. Он обожествляет самого себя, свои переживания и мысли... "Я есть То", "Я-Бог" - медитирует

Беспредел :) В чем заключается процесс хотя бы йогической медитации, вы знаете?

он, послушно повторяя заклинания йоги...

Хрен с вами, назовем мантры заклинаниями

Он крадет имя у Бога и у Духа. Он служит себе, а не Богу. Что ж, в таком духовном онанизме

"Слюшай, какой механизм? Все своими руками!"

он и закончит свои дни. Без радости Встречи. Без мистического Брака, 

!!! Вот алхимия пошла!

без духовного плода. Он утешался самим собой. Он был замкнут в себе и на себе.

Итог: ему предстоит одинокая вечность. Однажды его миражи рассеются. И обнаружится, что во время наводнения он пытался спастись с помощью медитации на тему "Мне сухо, мне сухо... Мне тепло... Мне радостно... Я бог... Мне сухо".

А вот другой случай: "Я грешник... Христос - сын божий... Он умер за меня... Я попаду на небеса..."

Стук Спасителя в дверь он пропустил, поскольку ему не хотелось выходить из радостно-сухого мира своих иллюзий. Он не встретил Другого в веке сем. Что ж, придется ему быть без Бога и в веке будущем. 

Думаете, без бога скучно? Отнюдь, даже воздух чище.

Если бы наш, человеческий, мир был безопасен, Богу не нужно было бы жертвовать Своим Сыном.

Блин, да кто им жертвовал, если в конце-концов он не умер (по вашему).

В безопасном мире нет смысла идти на Крест. Если же путь Бога в нашем мире - это путь Креста, значит, наш мир болен.

Не наш, а ваш.

Христос предложил лекарство. Мы, распявшие его, 

Говорите за себя, плиз. Других дел у нас нет - распинать вашего бога. 

обвинили Его за это в жестокости: "Почему Ты не спасаешь всех, даже неверов?". Просто потому, что спасти - значит соединить Бога и человека. Спасти - значит Богу войти внутрь человеческой души. Спасти - значит человеку научиться жить в Боге. Для этого надо принять явное свидетельство Духа о Сыне, таинственно соединившего Божественное и человеческое. Сын соединил в Себе Бога и человека затем,

бред. Он ведь таким родился и усилий к такому соединению не прилагал.

чтобы потом эту нерасторжимую соединенность передать нам. Не хотим? Что ж - в таком случае и будет Бог - отдельно, а мы - отдельно. Что же может быть более печальным, чем "будущий век", проводимый в отдельности от Бога?

только век, проводимый вместе с богом.

А, значит, Христос, предупреждающий, "если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем", не жесток.

Прочитал всю статью, но связь не уловил.

Он просто честен.

Отказала девушка своему ухажеру, а он ее подкараулил, в подворотню затащил и говорит: "Щас я тебя изнасилую и убью". Он не жесток, он просто честен. 

  1. Франк С. Л. Смысл жизни. Париж, 1925, сс. 88-89.
  2. "Руки Твои сотворили меня, то есть Слово и Дух. Премудрость Слова создала меня, разум Духа сотворил меня" (св. Иоанн Златоуст. О вере. // Творения. т.9. кн.2. Спб., 1903. С. 989.
  3. Подробнее см. Карташкин А. Хроника объявленной сенсации // Техника-Молодежи. 1993, №2.

Warrax Black Fire Pandemonium™   http://warrax.net  e-mail: [email protected]