Алексей Кравецкий

Одиннадцать мифов о металле

Также рекомендую к прочтению давнюю статью "Люди и музыка".

Примечания  Gert Niflung. Изложение довольно отрывочно с литературной т. зр. Но цели развёрнутого исследования, я так понимаю, и не стоит.

Металлическую музыку вполне можно считать самым располагающим к мифотворчеству разделом культуры.

А также - самым мифологизированным видом культуры.

С одной стороны, металл имеет довольно внушительное количество приверженцев, с другой стороны, неосведомленность о нем среди неувлекающихся им просто потрясает.

Сама мысль не очень верна: китайская музыка тоже имеет внушительное кол-во приверженцев, но, если я в ней не осведомлён, лично меня это не потрясает.

Литературно красивее: "неосведомлённость в этой музыкальной области среди большинства современников, считающих себя культурно-развитыми, вызывает недоумение".

Маяковского, например, тоже не все любят, но тем не менее, все знают, кто он такой. И вряд ли встретишь человека, совершенно серьезно считающего, что Маяковский пил кровь невинных младенцев или был нацистом. О металле же можно услышать самые нелепые суждения, иногда их иначе, как предрассудками, и не назовешь. Судите сами: в некой статье утверждалось, что название группы AC/DC якобы взято из каких-то там сатанинских обрядов, хотя на самом деле это - всего лишь стандартная надпись на переключателе "переменный ток / постоянный ток". Есть и более общие, более распространенные мифы. Им и посвящена данная статья.

Начнем с терминологии, точнее с происхождения самого понятия "металлический рок". Честно говоря, как оно появилось, точно сказать нельзя.

Наиболее известна версия о том, что название, как это часто бывает, родилось из одной эпатирующей фразы журналиста: "Да это уже не тяжёлый рок (hard rock – одно из направлений rock-music), это уже какой-то тяжёлый металл (heavy metal)".

Однако, из наблюдений явственно следует, что свое имя данный стиль получил из-за своеобразного звучания гитар. Исказители звука - distortion и overdrive придают гитарам тембр, сходный с лязгом металла. Впечатление усугубляется особой музыкальной атмосферой, своеобразным ощущением тяжести. Конечно, не все так просто. Более того, все гораздо сложнее. Однозначно отделить металл от неметалла нельзя - в определениях стилей царит сумятица и неразбериха.

В последнее время metal активно взаимодействует с другими музыкальными направлениями, в его недрах возникают даже "акустические" творения. Положение усугубляется так же тем фактом, что данный стиль существует в данное время (и не просто косно существует, а развивается). Гораздо проще даётся осмысление течений искусства прошлого, и чем дальше они отстоят, тем легче их структурировать.

Однако, в общих чертах обрисовать картину возможно. Об этом: 

Миф первый: Металлическая музыка однообразна.

"…Опыты показывают, что его поклонники не только не способны отличить одну песню от другой, но и с трудом отличают “саунд” одного коллектива от другого”. [ Ухов Д. Вокруг рок-музыки. // Конен В.Дж. Третий пласт. М.,1994. С.154.]

Что ж… Ситуация, отнюдь не нова. Любой стиль искусства отказывается от приёмов предыдущего ему по времени, и поклонники стиля-предшественника бывают очень агрессивны по отношению к "новаторам".

Этот миф имеет те же корни, что и распространенное мнение - все китайцы на одно лицо. В какой-то мере все люди, конечно, похожи, однако, своих друзей мы безошибочно отличаем от всех остальных людей, пусть даже одной с ними расы. Если говорить о металле, то тут мы скорее имеем дело не с расами, а с чем-то вроде национальностей. Группы, исповедующие разные стили, отличаются друг от друга подобно тому, как шведы отличаются от испанцев. Группы одного стиля - как жители разных провинций. Это - непредвзятое мнение, даже неискушенный человек легко отличит один стиль от другого. Не претендуя на общность, разберем основные из них.

Heavy Metal - Собственно, тот самый "тяжелый металл" является всего лишь подразделом металлического направления. Его нелегко отличить от его ближайших родственников - Speed и Thrash Metal.

Появившись в недрах hard rock – одного из направлений rock music – Heavy стал родоначальником нового музыкального явления – metal music, расцветшего множеством подстилей. Основные черты саунда определили, в какой-то мере, дальнейший путь metal music, а именно, главное ее отличие от рок-музыки. Этим шагом стал окончательный отказ от блюзовой звуковысотной системы, столь характерный для рока, что привело к рождению нового мощного стиля – Metal – с отличными от рока идеями и средствами их воплощения. Сам Heavy metal опирается на классическую либо барочную гармонию и импровизационные средства (в дальнейшем в течениях metal music произойдёт полный отказ от импровизации). Ритмическая сторона довольно разнообразна, однако ритмической изощрённости так же не наблюдается. Вокал, как правило, высокий, и еще "мелодичный", однако с незначительной хрипотцой. Схож с ним и тембр гитар distortion.

Видимо, он замечателен тем, что ничем не замечателен,

Не согласен :-)

и к этому разделу относят группы, не очень хорошо удовлетворяющие критериям двух разделов, разобранных ниже, но, тем не менее, схожие с ними. Из групп, принадлежащих к данному стилю, можно назвать Judas Priest и Iron Maiden.

AC/DC, Accept, Merciful Fate…

Speed Metal - Стиль характеризуется огромной скоростью исполнения и частыми соло на гитаре. Данный стиль наиболее требователен к технике исполнения.

Все стили требовательны...

Самые известные группы - Helloween, Gamma Ray.

Thrash Metal - По скорости исполнения похож на Speed Metal, но тяготеет к более отрывистому звучанию (стаккато).

Даже сам термин происходит от слова "молотить", что показательно для данного стиля. Ритмические сбивки здесь очень редки, в основном композиция (ладно, если не весь альбом) звучит в одинаковом темпе и на одном ритмическом рисунке. Вокал отрывистый, менее пропеваемый нежели в heavy. Голос, по сравнению с Heavy, переходит из высокого регистра в средний. То же касается и гитар.

Примеры - культовая в России Metallica, ранний Blind Guardian, а также Megadeth, Testament и им подобные.

Black Metal - Похож на Speed и Thrash, но партии гитар нарочно смазаны, что создает "жужжащий" звук. Кроме того, вокалист всегда с брутальным (рычащим) вокалом.

Сие явление сложно назвать только лишь музыкальным стилем. Black metal стал культурой (не сказать - культом), со своей историей (в том числе – священной), своими мифами и верованиями, своими ритуалами. Если вести речь только о музыке, то, так же как в своё время и Heavy, Black metal, выкристаллизововашись из metal music стал новым, самостоятельным, отдельным от metal музыкальным стилем. Стоит только перечислить, сколько направлений музыки он понародил: true black, viking, pagan, barbaric, trolsk, satanic, sympho-black, folk-black, techno-black, gothic-black, vampiric, даже atmospheric-black и acoustic-black… уф! (Если кого-то забыли, sorry…, перечисление всего этого не является моей целью.) Ввиду такого стилевого разнообразия, общие критерии также условны. Об общем для саунда Black metal очень метко подмечено в «Death City»: «Басовые линии провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными ударными». Вокал чаще высокий, верещащий (скриминг), хотя красивых "натуральных" голосов тоже хватает. Гармония очень разнообразна, ритм, чаще, довольно ровен, однако в folk и sympho–направлениях, напротив, скорее, изощрён. И еще. Самой нашумевшей стороной Black metal стала его идеология, которую вкратце можно обозначить одной приставкой "Анти–". Сатанизм, язычество, эстетика хаоса, войны, разрушения, культ смерти… Эти засранцы явились и являются позорным пятном на карте протестантско-православно-католического Западного мира. (Странно… почему на Востоке Блэка меньше? :-) )

Doom Metal - Обычно медленный, заунывный и мрачный. Часто с брутальным вокалом. Характерна значительная роль клавишных и некоторых других более экзотических для металла инструментов - скрипок, флейт и т. п.

Самый медленный из стилей metal music, где истинная вселенская скорбь порой соседствует с сентиментальной сопливостью. Линия вокала чаще в низкой тесситуре, используется либо грулинг, либо надрывный, но всё же пропеваемый, низкий голос.

Группы - My Dying Bride, Tiamat. Элементы Doom Metal есть так же в альбомах Black Sabbath раннего периода и второй половины 90-х.

Death Metal - Еще более скоростной и тяжелый, чем Trash и Speed, вокал, как правило, брутальный. Стиль является наиболее трудным для восприятия неподготовленным слушателем и наименее мелодичным. В качестве примера можно привести группы Death и Edge of Sanity.

Наиболее разнообразный и наиболее "живучий" стиль metal music. Выделить в нём какие-то основополагающие саундовые характеристики довольно непросто. Дело в том, что существует две основных разновидности Death metal – американский и европейский (шведский) Death, а так же куча его инвариантов. Первый, собственно, и явился основоположником стиля (brutal Death в лице Deicide, Morbid Angel, etc…, "флоридский" Death – Death, Atheist, Pestilence, Cynic…). Шведский Death (чаще это death-black) представлен At The Gates, Dissection, Dark Tranquility… Всвязи с тем, что Death ориентирован на музыкальное разнообразие и развитие, группы, его исполняющие, могут кардинально отличаться друг от друга. (Взять, к примеру, брутальный Cannibal Corpse, jazz-progressive-death от Cynic, итальянский progressive-death – Sadist, techno-death от Morgoth…) Всё же, общим качеством является ритмическое разнообразие: частые сбивки, неровная пулисация, акценты, переменные размеры… Общей тенденции для гармонии в Death metal не наблюдается – здесь может проявиться и классико-романтическая гармоническая система, и гармонии ХХ века (симметричные лады), и андалузский лад, и многое другое. Часто Death характеризуется "утяжеленностью" (особенно это касается "true"– брутального death). На мой взгляд, Death metal является наиболее "тяжёлым" стилем metal music. Вокал – либо низкий утробный рык (гроулинг), либо подобный вокалу thrash metal, только без пропеваемой линии. Если в предыдущих направлениях нет-нет да мелькали воззвания ко всевышнему, то Death metal от райской тематики полностью отказывается (ну… если не считать баптистских "дэзарей", кои сами по себе – продукт вторичный). Усиление этой тенденции в виде постоянной непримиримой борьбы с "жидомасонами" произойдёт только в Black metal.

Итак, Heavy, Thrash, Death, Doom, Black являются основными направлениями metal music. Остальные направления появляются либо как модификация одного из основных, либо как скрещивание с каким-либо другим музыкальным стилем.

Progressive

Подразумевается progressive-heavy (progressive-power), имеются в т.ч. progressive-thrash, prog.-death и даже progressive-black.

Наверное, самое интересное направление в металле. Его аналогом в неметаллическом роке является арт-рок - рок со сложными структурами, множеством мелодических и ритмических решений, вызывающий аналогии с классикой и нередко являющийся ее прямым потомком. Progressive отличается от арт-рока большим упором на ритмику, и, естественно, металлическим звучанием. Группы этого жанра используют широкий спектр инструментов. Клавишные, в отличие от Doom, используются для соло, а не только для создания фона. Более насыщенно звучат скрипки, иногда даже используются симфонический оркестр и хор. Примеры - Queensryche, поздний Savatage, Dream Theater, Angra, Therion, отдельные работы Black Sabbath и Led Zeppelin.

Gothic Metal - Можно рассматривать, как частный случай смеси Doom и Progressive. Прослеживаются аналогии со средневековой музыкой. Крайне пессимистичен, печален по настроению. Самая известная и, возможно, самая лучшая группа - Lacrimosa.

Сам стиль Gothic имеет два праисточника – английский (танцевальный, припанкованный в духе Sisters of Mercy) и немецкий (готические романы, барочная музыка, "готы", как фолк-направление). Metal music смешался с обоими из них, родив танцевальный metal готично-мрачный метал.

Это основные направления так называемого "чистого" металла. Однако, часто можно встретить нечто, напоминающее металл, но им не являющееся.

Металлизированный Hard Rock (Hard'n'Heavy) - Гораздо мягче Heavy Metal, менее техничный, с гораздо большим упором на ритм. Как это ни парадоксально, часто выглядит более мелодичным, чем его старшие металлические братья, особенно для неподготовленных слушателей. Примеры - Accept, AC/DC, ZZ Top, Scorpions.

Hard Rock - музыкальное течение песенного направления с четко выраженным ритмом. Характерные  черты: обяяательное присутствие бас-гитары и ударных, выдвинутых на первый план, а также риффующая (т.е. многократно исполняющая один и тот же муяыкальный фрагмент) гитара. Группы - Cream, Джимми Хендрикс).

Металлизированный Glam Rock - Похож на предыдущий стиль, но более театрализован. И хотя такие группы, как Black Sabbath и King Diamond тоже включали в свои концерты элементы театральных постановок, именно Glam Rock металл обязан появлению мифа о жутком поведении металлистов на сцене. Alice Cooper, например, выступал с удавом на шее, обливал настоящей кровью фанатов и любил использовать в своих представлениях такие атрибуты, как черепа, червей и т. п. Также всем известны маски, а точнее "боевая раскраска" музыкантов Kiss. Тем не менее, эти группы можно назвать металлическими только с огромной натяжкой.

При этом Элис Купер к глэм-року, вообще-то, не относится. Вот KISS и Mortley Crue - самые характерные примеры.

Знаешь, Warrax, мне этот абзац о глэме, если честно, вообще не катит… Прям и не знаю… Тем более, что "эти группы можно назвать металическими только с огромной натяжкой". - см. авт.

Soft Metal - Чистейшей воды профанация. Используется только металлическая атрибутика, реально же исполняется ориентированный на баллады помпезный Hard Rock. Ярким примером течения являются группы Def Leppard и Europe.

"Околометаллические" проявления - Часто неметаллические в целом группы включают в свой репертуар песни, не только соответствующие металлу по форме, но даже имеющие "металлическое" настроение. Это характерно для групп King Crimson, Uriah Heep, ранних Queen и многих других.

Иногда за металл принимают стили имеющие с металлом лишь отдаленное сходство. Наиболее часто это:

 О других ошибках подобного рода, а именно: смешивании понятий металл и поп-музыка, металл и рэп, металл и диско даже и говорить-то не хочется.

Наиболее часто пытаются получить помесь негра с мотоциклом, тьфу ты, металла и рэпа. Наиболее известный пример - Pantera, и, к сожалению, в последние годы - Anthrax.

Миф второй: Металлическая музыка вредна для здоровья.

Аргументы, на которых держится этот миф, настолько смехотворны, что мне кажется странным, когда кто-то их воспринимает всерьез. Например, говорится, что коровы, когда им включают металл, становятся беспокойными, теряют в весе и начинают давать меньше молока, при прослушивании же классической музыки они, напротив, чувствуют себя отлично. Следуя этому аргументу, можно заключить следующее: мясо крайне вредно для здоровья, сено и свежая трава - в высшей степени полезны. Перемещаться тоже стоит исключительно на четырех конечностях, потому что коровы, когда их ставят на задние ноги, проявляют раздраженность, и через некоторое время теряют аппетит.

Миф третий: Металлическая музыка произошла от африканских ритмов.

Даже если бы это было и так, то сии обвинения есть "разжигание межнациональной розни" :-)

 В некоторой степени это даже и не миф. Если проследить всю цепочку трансформаций и превращений одного стиля в другой, то рано или поздно, как в случае с металлом, так и в случае с классикой, мы придем к тому моменту, когда первобытный человек попробовал стучать одной палкой по другой, и ему это понравилось.

Если серьезно, то история появления металла легко прослеживается. Были негритянские песни, они немного изменились, получился блюз. Когда его попробовали играть белые (имеются в виду европеоиды), получился "белый" блюз. Этот блюз перерос в рок.

Metal же сделал следующий шаг в сторону "европеизации", отказавшись от африканских ритмов, так что утверждение о происхождении его от них безосновательно.

Как появилась сама идея тяжелого рока и металла, сказать трудно, скорее всего, как случайный результат экспериментов со звуком. Первая металлическая песня была написана Beatles в 1968 году. Она называлась "Helter Skelter". Конечно, это был не совсем металл, но что-то очень к нему близкое. В начале 1969-го года появился альбом Led Zeppelin, ставший образцом тяжелого рока на блюзовой основе. Чуть позже вышел альбом Pink Floyd под названием "More". В него была включена песня "Nile Song", полностью соответствующая металлическому жанру - жесткий вокал, тяжелые риффы и гитарное соло в металлическом ключе. В дальнейшем Pink Floyd к металлу больше не возвращались. Наконец в 1970-м выходит альбом "Deep Purple in Rock", положивший начало одновременно тяжелому року на основе классики и металлическому прогрессиву, а также альбом Black Sabbath, ставший родоначальником всего металла в целом и стиля Doom в частности. Далее Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple успешно развивают новорожденный стиль, в 70-х - 80-х годах к ним присоединяются более молодые Judas Priest, Iron Maiden и прочие, формируя Heavy Metal и Speed Metal, в начале 80-х заявляет о себе Trash, а в конце 80-х появляются современные Doom и Death группы.

Мда. Абзац вообще с кучей оговорок. Но… если автор так считает…

Миф четвертый: Металл не имеет ничего общего с классикой.

И что? … Опять-таки, смотря ЧТО подразумевать под "классикой". Вообще-то это понятие относится только к венскому классицизму, т.е. Гайдну, Моцарту и Бетховену. Все остальные композиторы могут быть отнесены, скорее, к "академической", но не "классической" традиции. (Бах, Гендель – к барочной, от Шуберта до Малера – к романтизму…). С "классической" системой ничего общего не имеет ни академическая музыка ХХв., ни церковная музыка, ни фольклор, ни индийские раги. Давайте их не любить!

Металлисты неоднократно переигрывали классические произведения.

Скажем, Mekong Delta всегда имеет в альбоме одну обработку классики, и даже выпустила специальный альбом Classics, состоящий целиком из таких композиций.

Так же существует определенное сходство в структуре металлических и классических произведений и в музыкальных решениях. Кстати, многие металлисты являются поклонниками классики: на обложках их пластинок часто можно прочесть благодарности Баху, Бетховену, Вагнеру и многим другим великим композиторам прошлого.

Классические композиторы, в свою очередь, сами того не зная, были зачинателями металлического движения. Элементы "тяжести", прослеживающиеся в музыке Баха, почти без изменений перекочевали в Doom, Мусоргский и Бетховен немало сделали для "утяжеленного" арт-рока, а Вагнеру только одного шага не хватило для того, чтобы начать писать Progressive.

Нееее… Всё хeрня .. кроме пчёл. Смотри сам, Warrax, убирать или нет этот абзац. Всё это - натяжка, дабы сказать всем - какие металисты офигительные.

И действительно, его музыка в целом отличается от металла только использованием классических инструментов, а "Полет Валькирии", даже исполняемый оркестром, кажется металлическим произведением.

Из пограничной (рок - классика) области можно выделить "Concerto for Group and Orchestra" Deep Purple, "Gemini Suite" Джона Лорда, некоторые композиции Savatage, Emerson, Lake & Palmer и еще нескольких групп. Здесь соприкосновение этих двух жанров настолько тесно, что трудно сказать, в какой из них попадают эти произведения.

Я бы порекомендовал альбом Rage совместно с Пражским симфоническим оркестром.

Если рассматривать неклассические стили, то ближе к классике, чем металл, стоит только арт-рок. Поэтому остается непонятным резко негативное отношение общества к металлу.

Миф пятый: Металл - это американская музыка.

Разжигание межнациональной розни :-)

Металл появился в Великобритании. Все три первые тяжелые группы - Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin родом оттуда. Множество более поздних групп, таких как Judas Priest и Iron Maiden, тоже британцы. В общей сложности британские команды составляют не менее половины всей металлической сцены. Остальные 50% делят между собой Германия, Швеция и США. Далеко не факт, что Штаты занимают второе место после Британии по количеству и качеству металлических групп. Скорее, они борются за него с Германией и Швецией.

Если проследить тенденции в приверженности стран к тому или иному стилю, то получится примерно следующее.

 Свои довольно известные металлические группы есть в Норвегии, Канаде, Австралии,  Дании, Швейцарии, Италии.

Огромной популярностью металл пользуется в Японии, России и Бразилии, хотя своих металлических групп мирового масштаба там не очень много.

Миф шестой: Металлисты грязны, носят отвратительную одежду и вызывающие прически. Металлисты устраивают на своих шоу бесчинства и погромы.

Процент нерях среди металлистов ровно такой же, как среди всех остальных слоев населения. Миф о неаккуратности металлистов родился благодаря совершенно неметаллическому направлению - Punk Rock. Там действительно нарочитая неряшливость является частью философии движения. Оттуда же произошел миф о невообразимых прическах металлистов. Ирокез - гребешок из волос, часто имеющих неестественный цвет, исключительно панковский атрибут. Немало потрудились для создания этих мифов исполнители Glam Rock.

"Фирменной" прической металлистов являются волосы до плеч или ниже, временами завитые, никаких других видов прически, характерных для металлического движения, не существует. Следует отметить, что тенденция носить короткие волосы вообще закрепилась только в двадцатом веке, так что если уж считать металлистов дикарями за их прически, то следует признать дикарями и многих деятелей науки и культуры, живших несколько веков назад.

Косухи - кожаные куртки в заклепках - также имеют определенную популярность среди металлистов. Однако, необходимым элементом одежды они не являются, многие группы выступают в обычной одежде.

Грим на лице вообще скорее исключение, чем правило. Из известных металлических исполнителей его носит только King Diamond.

Если же говорить о шоу, то не следует валить всех в одну кучу. Выше уже было сказано, что театральность концертов более характерна для групп, исполняющих Glam, чем для металлистов. Тем не менее, элементы театральных постанов практически всегда включаются в металлические концерты. Но плохо ли это? В конце концов, что мешает металлистам развивать оперный жанр? Почему классическая опера, обязательно включающая в себя театральное действие, считается высоким искусством, а металлу это вменяется в недостаток? Атрибуты металлических представлений, конечно, несколько иные, чем в классике. Часто используются пиротехнические и световые эффекты, больше энергии в движениях. В принципе, это не должно идти во вред. Подобные вещи дают выплеснутся эмоциям и снимают напряжение, как снимает напряжение футбольный матч.

Если действительно говорить о шоу, то здесь необходимо учитывать их сакраментальность. Современный концерт по многим параметрам становится подобен ритуалу и некоторым мистическим практикам древности (вокалист-жрец, концертная аура, единение присутствующих, священные предметы, "мистическая" игра света, не говоря уж о самих музыкальных средствах – прежде всего, остинатном ритме). Но если обратиться к этим ритуалам, а именно ритуалам, культивирующим подобные средства – громкий звук, "демоническую" внешность, etc., – то можно заметить интересную вещь. Все подобные действа были связаны с культами воинскими и культами плодородия. С помощью шума и диких рож древние отгоняли силу, противоположную Жизни, силу коварную и бесшумную, – Смерть. Бесшумны литургия и месса. Мистерия же тяготеет к Жизни. Более того, в плане воздействия на коварное бессознательное и для древнего и для современного человека такие средства оказались идентичны. Выводя во время концерта наружу, в сознание, все "теневые" стороны личности, человек освобождается от них. Этих "демонов", вообще-то, призвана изгонять религия (за что ей и платят деньги). Но, видимо, религия с таковой миссией не справляется, и человек, до того как он научится контролировать себя (а некоторые учатся этому … очень долго) обращается к тому, что помогает ему освободиться от груза: к рок-концерту, к природе, к искусству, к убийству, к алкоголизму… – кому что ближе.

Вполне понятно, что основные нарекания относятся к беспорядкам, якобы творящимся на металлических концертах (кстати, на футбольных матчах тоже часто творятся беспорядки, однако, никто не приписывает это самому футболу, всегда сваливают на поклонников). Так вот, здесь имеет место обращение не по адресу. Среди металлистов только отдельные чересчур экстремальные группы позволяют себе явно отвратительные выходки. Зато для стиля Punk это является вполне обычным делом. Очень жаль, что в сознании большинства людей эти два совершенно разных музыкальных движения отождествляются.

Миф седьмой: Металл отупляет. Среди металлистов много социально неблагополучных элементов и умственно отсталых

Что ж. Что правда, то правда. Но только вот метал тут ни при чём…

Уточнение: я лично четко разделяю металлистов от тех, кто слушает металл просто потому, что это в данный момент принято там. где он тусуется и т.п.

Металл широко распространен среди студентов, чаще всего среди студентов технических вузов. Так что, если их считать социально неблагополучными элементами или умственно отсталыми, то данный миф близок к реальности. Металл из-за высокой скорости исполнения сложен для восприятия, поэтому по-настоящему социально неблагополучные металл слушают редко, то же можно сказать и об умственно отсталых. В некотором роде, металл - элитарная музыка, как и классика.

Миф восьмой: Металлисты поют только о насилии и сексе.

Миф настолько же верен, насколько верно утверждение: все русские прозаики пишут о войне 1812 года. Да, действительно, есть некоторое количество групп, исповедующих культ силы, и некоторое количество групп, поющих об извращениях.

Среди первых можно назвать Manowar,

Стоп! Эти весёлые дядьки - о насилии?! Не надо путать с культом силы.

среди вторых Cannibal Corpse. Однако, тексты такой направленности не являются характерными для металла в целом. Скорее, они образовывают одно, кстати, далеко не самое большое течение.

Посмотрим, о чем поют металлические группы:

Социальные тексты - Изобличаются человеческие пороки - жадность, глупость, жестокость, и пороки человеческого общества - войны, власть денег и т. п. Это довольно обширное течение. Metallica и Gamma Ray, к примеру, поют по большей части социальные песни.

Я не верю в рок-н-рольные иллюзии, 
Я не верю, что все, что мне говорят - правда, 
Я не верю в борьбу хороших парней против плохих парней, 
Я скорее поверю в Санта Клауса. 
                    (Gamma Ray, "Rich and Famous")

Личностные тексты - В этих песнях поется о внутреннем мире лирического героя, одиночестве, отчуждении. Сюда я не включаю песни о любви, которые сами по себе образуют большой раздел. И без них "личностные" тексты играют значительную роль в репертуаре многих металлических групп.

Я - слепец, мой мир покрыт пеленой, 
Когда плачет слепец, о, Бог, ты знаешь нет ничего печальней. 
                    (Deep Purple, "When a Blind Man Cries")

Философские тексты - Наиболее характерны для групп стилей Doom и Progressive. Довольно часто группы в своих песнях излагают свое видение мира, высказываются о религии, о смысле жизни. Огромная часть философских текстов - о смерти, наверное, музыка располагает.

Люди мне не братья. 
Я мертв. 
Я был мертв, когда жил, когда любил и даже, когда родился. 
                    (Deep Purple, "Fools")

Что ты думаешь о смерти? 
И простишь ли ты меня за то, что я жив? 
                    (Black Sabbath, "After All")

Тексты о любви - Характерны для Hard Rock и всевозможных групп, усердно притворяющихся металлическими. Настоящие металлические группы обычно о любви поют крайне редко. А если и поют, то часто излагают нетривиальный взгляд на проблему. Текстов непосредственно о сексе мне найти не удалось.

В твоих глазах я вижу вожделение и представляю, 
Те слезы отчаяния, которые ты проливаешь по ночам. 
                    (Iron Maiden, "Wasting Love")

Мистика - Основу этому направлению положили Black Sabbath. Однако, в сатанисты их записали преждевременно. Сатана в их песнях всегда был предостережением, а не призванием.

В принципе, колдуны, демоны и прочие сказочные персонажи привлекали многие металлические группы. Дьявол тоже часто попадает в металлические песни. Но ничего по-настоящему мистического в большинстве групп нет. Они верят своим текстам не более, чем режиссер фильма ужасов верит в то, что снимает. 

Ты думаешь, что все знаешь, но никогда ни в чем не уверен, 
Твоя душа больна, но ты никогда не найдешь лекарства. 
Твой мир был сделан для тебя кем-то на небесах, 
Но ты выбрал в нём дорогу зла, вместо дороги любви. 
                                (Black Sabbath, "Lord of this World") 

Фэнтези - Огромная популярность этого литературного жанра не обошла стороной и металл. Множество групп самых разных стилей начали петь об эльфах, гоблинах и гномах. Самая известная группа, поющая почти только на фэнтезийные темы - Blind Guardian.

Завтрашний день унесет нас 
Далеко-далеко от дома, 
И никто никогда не узнает наших имен, 
Но песня менестреля останется. 
                                (Blind Guardian, "The Bard's Song: In the Forest")

Тексты о насилии - Часто прослушав песню о насилии, человек не понимает, что его не подталкивают к насилию, а наоборот, пытаются от этого отговорить. Происходит это исключительно от негибкости человеческого мышления.

Кроме того, о насилии не всегда поют серьезно, иногда это не более чем часть имиджа. "Я всего лишь комедиант!" - говорит вокалист Iron Maiden Брюс Диккинсон. И он совершенно искренен.

Он смеется, глядя, как ты истекаешь кровью, 
Ибо перед тобой убийца, 
А жажда крови - это все, чем он живет. 
                                    (Iron Maiden, "Killers")

Я перечислил всего лишь основные направления. Но металлисты часто выходят за эти рамки. В их песнях есть и фантастические сюжеты, и наблюдения за человеческой психологией, и призывы к жизни, как в песне группы Gamma Ray "Небеса подождут", и настоящие неподдельные переживания за судьбу человечества, как в альбоме Savatage "Dead Winter Dead", посвященном жертвам войны в Югославии.

Каждая молитва, прочтенная под покровом ночи, 
каким-то образом потеряла свой смысл, 
Неужели все это - ответ на наши молитвы? 
Неужели все это ниспослано нам Богом? 
Пожалуйста, пойми, это не то, о чем мы молились. 
                            (Savatage "Dead Winter Dead")

Какие же они все "хорошие"… Аж тошно. Прости Warrax, подкину несколько текстов в собственном переводе. (Ой.. Щас только будущую "докторскую" открою)

В каждом Эдеме ползает змей,
Скользкий как жир, холодный как лёд.
В каждом смысле присутствует ложь.
Покой обеспечен, чтоб тебя одурачить
дважды. А ты не поймёшь.

В эпоху Безумия абсолюта
Мы под контролем ходим всезрящим.
Жизнь завершая до избавления
В то время как обе страны
Куплены, проданы, преданы.

Святые писания – фокус-покус,
Пламя славы и распятие,
Спасение кредитовано,
Теле-пасторы и грязные трюки –
Не дурно продиктовано.

Не доверяй никому – недёшево
это встанет тебе.
Остерегайся кинжала – ласкает он
первым своим прикасанием.
О, маленькие создания,
Это – гибель богов.

Когда основания нашему существованию
Рушатся одно за другим,
Законы деструкцию защищают,
И тот, кто не прав, но поплатился –
Менее всех проиграет.

Даже боги религий бесчисленных
Сил не имеют противостоять
Этой дегенерации,
Тронам на небе не устоять.

Бегите от этого огня –
Он душу вашу сожжёт.
Пламя всё выше,
Нет никакой власти.
О, маленькие создания,
Это – гибель богов.

BATHORY. 1991/ Twilight Of The Gods.


Нечестивые силы зла
Служат нашим дьявольским душам;
Культы смерти омыты в резне
Под пламенем дьявольских свечь.

В тёмных небесах
Взлететь с духовными ветрами пентаграмм
К смертоносному сиянию зовущей Северной звезды.

IMMORTAL ’92./ Unholy Forces Of Evil

DARKTHRONE Natassja in eternal sleep (альбом 1993 г., “Under A Funeral Moon”.)

Наташа в вечном сне.
Вино, что кровь, в моих струится венах.
И капли слёз при мыслях о тебе,
Чей лёгкий след моей стал памятью нетленной….
И ключ к вину меланхолии, тобою данный, я сохраню в себе.

Я погружаюсь в бездну глубины печали.
Когда сгорала ты на «праведном» костре,
Тем самым душу и мою сжигали.
Но не достаточно для них расплаты –
Ни твоей ненависти – пламенной заре,
Ни чувства твоего холодной чистоты.

Наташа, о возлюбленная ведьма,
Сила в тебе, в твоих глазах.
Ты действуешь во имя прекрасного в человеке.
Так действуй же в своих сосудах и ножах,
Так действуй мной в своём искусстве. Я в твоих руках.

Ты лучшая была и есть. И память стонет нервом.
Касаюсь губ холодных, обнимаю гроб,
когда в печали задыхаюсь. Себе была ты верной –
Священника не целовала, не пила «христову кровь».
Они нашли «Знаменье»… так сказали….
И они убили, УБИЛИ, они тебя забрали….

Теперь, спустя столетия, я воссоздам наш знак.
Он твой, он мой, ведь ты живёшь во мне, в моей душе.
Воскресла ты – то дух твой, что внутри меня. И мрак
твоих страданий и ясность твоих мыслей воскрешены.
И это есть вино моё. Наташа! Я получу твой дар – божественный напиток.
..

 

Мир света познает смерть и конец.
Лишь тишину можно будет услышать -
Тишь слёз людских и сердец.

MAYHEM. ’94/ Buried by time and dust.

Триумф Хаоса – вот наша цель.
Святой Синай мы низвергаем – мечи победу нам дадут.
Бездонной ненависти нашей силы незримы.
Наши плоды созреют, когда мы бросим взгляд
На следующее тысячелетие.

DARKTHRONE. In the shadow of the horns. ’91/ “A Blaze In The Northern Sky”.

Blood and Iron BATHORY '91/ “Twilight Of The Gods”.

Сын мой, это было тогда,
Когда родились земля и вода,
Что ты видишь глазами своими.
Едиными были – человек, зверь и лес,
И, как дети, боги небес
По земле этой юной ходили.

Человек, свободный, невинный,
Ходил тропою звериной.
Ничего не видав,
Кроме звёзд в небесах,
Зная про день и про ночь,
Про дождь и ветры, голод и страх.
Но ни о жизни воочью
И ни о смерти не знав.

Были спокойны дороги.
Люди и звери и боги
Сокровищами мира владели
В гармонии и наслажденьи.
Но в тёмных пещерах гиганты проснулись,
Жадной рукой к небесам потянулись,
Вызов богам бросая,
Вселенной владеть желая.
И лишь когда мир освещая,
Вальгаллы дворцы огнём озарились,
Боги от хмеля и сна пробудились.
Дабы на небесах
Свершилась великая битва в веках.
Головы, руки и ноги
И исполина и бога,
Мечи из металла сверкали –
Всё это с неба на землю пало.
Но ты, кто нашел и взял в руку клинок.
То были люди. Зверь бы не смог.
Так стал он один
Земли господин.

История ведает о штормовых ветрах,
О чёрных тучах, клубящихся в верхах,
О молниях, волны пронзавших
С пурпурных небес ударявших.

Осыпались горы в бездну морей,
Противоречье миров наступило,
Богов кончается сила,
Настала эпоха людей.

Кровь и Железо.

Для человека начинается век
Учиться и силе учить,
Познать дисциплину крови железа
Должен теперь человек,
Историю сынам изложить,
О том как дарованы стали
Клинки из искристой стали.

Зная о прошлом – узнаешь грядущее.
Власть растёт человека идущего,
Он покоряет иные миры.
Он отправляется в плаванье
в далёкие звёздные гавани
На стальных кораблях,
Чёрное пространство взрезав,
Богами неба новыми став.
Кровь и Железо.

В этой “висе” возникает еще один символ, довольно часто фигурирующий в Black metal, – неоднозначный символ крови.

Мечта о бытие другом,
Ты жаждешь смерти.
Мечта о мире другом,
Ты молишь о смерти,
чтобы освободить душу.
Кто-то должен умереть,
чтоб обрести покой внутри.
Ты должен постичь вечность.
Я - смертный, но человек ли я?
Как жизнь теперь прекрасна,
когда пришёл мой час.
Участь человека,
но человеческого нет внутри.
Что покинет меня, когда я умру,
ведь ничего не было, когда я жил.
То, что ты нашел, было вечной смертью.
И никто даже не будет жалеть о тебе.
Dead. Life Eternal.

В последний час моего жертвоприношения
Звенящей стали хлад откроет мои вены,
Плетенье крови кожу разукрасит
Наполнится серебряная чаша.

Цветы судьбы поднимутся раскрывшись -
Так ты узришь бессмертье наше!
DARKTHRONE. ’93./ Under the funeral moon.

Все вещи здесь слишком холодны
Все вещи здесь слишком темны,
Я помню всё это. Ещё из мечты
В тайнике этого Времени.

Дьявольские формы выплывают
из Темноты, -
Я это помню - когда я умер,
следуя за леденящей луной.

И снова ночь. Ночь, ты прекрасна!
Я прошу, мой голод утоли… на живых.
Ночь голода со мной,
Следуй за леденящей луной.

Темнота разрастается, Вечность открывается
Огни разгораются,
Как в мраке давних времён.
Упавшие души умирают
за моими шагами,
Следующими за леденящей луной.
MAYHEM ’94/Freezing Moon.

В час ночной я слышу голоса-призывы,
Что похоронный сон прервали мой
Во времени до-света, в тисках ночных глубин.
Пыль из моей могилы развеяна ветрами.
В странствии таинственном другою стороной,
Зло управляет страхом в пустоте низин
Под скалами и нижними вратами.
Во тьме я просвещён, для существующих во тьме.
Свет ищет способ дать душе моей спасенье,
Но слеп он и не зрит врата в бессмертье, -
О них все знают, звон их - приветствие мне.
Гляди - открыта Вечность. Свет исчезнет,
Его вовек здесь не было, на этой стороне.

IMMORTAL

"Я был застигнут накатившей тьмой, когда бродил один в лесах, в тиши теней… Горькая обида - что дар Печали. Луна… Кроваво-пурпурная полная луна освещает мою чёрную сердечную ночь. Зарницы молний небеса пронзают, и гром гремит. Сквозь ночь и хаос нарастает буря. И пламя страстно ловит мои взоры.… В тиши теней я правлю на холодном троне… атмосферой и меланхолией. И в вечности мне суждено гореть… средь тишины теней". EMPEROR. 1994.

В оригинале - прозаический текст на тупом английском. Всё-таки, велик и могуч…!

…Души богохульства!
Внемлите призывной песне -
Мы - сияние в северном небе.
Следующие тысячелетия наши!
DARKTHRONE. 1992.

Миф девятый: Телевидение и радио заполонили металлические группы.

"По телеканалам всего мира, по всем каналам демократического телевидения звучит только сатанинская музыка (вот уж что там точно не звучит. – Прим. моё. М. З.) - "поп", "рок", "панк", "рэп" и прочее; празднуют свой триумф бесноватые сатанисты, топчущие основы нашей христианской цивилизации" – художник Илья Глазунов ["Россия распятая". Роман-газета. 1996 г. № 22-24.]

И по телевидению, и по радио передаются либо баллады двух-трех металлических групп, например, "Noting Else Matters" группы Metallica, либо всевозможные суррогаты металла - Soft Rock, металлизированный Glam. Причем даже это можно услышать очень редко. Основное же время отдано поп-музыке, диско, эстраде, рэпу и рэйву, стилям, не имеющим с металлом ничего общего. В России нет ни одной радиостанции, передающей металлическую музыку. В разные периоды времени существуют не более двух передач про металл, обычно идущих глубокой ночью.

Иногда нет даже и этого. По телевизору показывают не более одного металлического концерта в год. И это при аудитории, насчитывающей несколько сот тысяч поклонников!

По моим наблюдениям: лет десять назад была около полугода передача "Тяжелый четверг" или что-то вроде этого, полчаса раз в неделю в час ночи (вел А.Крупнов); некоторое время (я уверен только за пару месяцев, но, может, и больше) по понедельникам MTV где-то полвторого ночи около получаса показывало не особо тяжелые клипы. Все. Что качается концертов по ТВ, то я помню лишь "Арию" (причем, в программе не было указано, что это они, а просто что-то типа "концерт"), Rainbow и акустический Э.С.Т. Не густо.

 Миф десятый: Металл лишен даже подобия мелодии.

Этот миф составлен из впечатлений людей, послушавших металл один раз в жизни.

...на плохой аппаратуре в некачественной записи. Металл нельзя слушать иначе, как на качественной аппаратуре!

При первом прослушивании, как и при втором, и при десятом, металл кажется какофонией.

Гм? Не соглашусь. Из личного опыта - мне понравилось сразу (начинал с Accept, W.A.S.P., Deep Purple и Metallica).

Однако, после соответствующей подготовки (имеется в виду предварительное ознакомление с более легкими группами, а не алкоголь и наркотики, как часто ошибочно считают противники металла) все встает на свои места. Человек начинает воспринимать и ритм, и мелодию, и настроение.

Надо сказать, что это явление характерно вообще для всех интеллектуальных течений в культуре. Классическая музыка тоже воспринимается не с первого раза, и требует длительного периода адаптации, чего не скажешь о поп-музыке, эстраде, и т. п.

Как человек, для которого музыка является, скорее, единственной религией, считаю, что "туда" просто не всех допускают. Кого-то оставляют на ступени "посвящения" Наташей Королёвой. Зачем насильно тянуть быдло туда, куда оно не предназначено? Дотянуть бы до Моцарта…

Миф одиннадцатый: Культурный человек металл слушать не станет.

Хех! "Культурологи"! Lets go разбирать понятие "культуры"! (Кстати, у меня матушка Cynic, Ulver, Arkturus и много чево ешо слушает, хотя до того момента, как ей был принесён диплом консерватории с темой по Black metal, предпочитала только академическую музыку. Правда, надо отдать ей должное, никогда не слушала попсу.)

Мне кажется удивительным, что человек, считающий себя культурным, может сказать: "я об этой части культуры ничего не знаю и знать не хочу". Даже противник металла, на мой взгляд, должен с ним ознакомиться, по крайней мере, чтобы знать, с чем он борется.

А я лично просто передпочитаю называть себя интеллектуальным и некультурным. Какая разница, если два миллиона леммингов считают культурой что-либо - разве они не могут ошибаться?

А "я предпочитаю оппонировать христианству, укрепляясь в своем знании, а не тратя понапрасну мою жизнь в иллюзорных мечтах о мире, живущем по закону прави и в согласии с природой. В наш век человеческий разум так сильно усложнился по сравнению с минувшими эпохами, что я осознаю невозможность вернуть нашу судьбу к тем формациям. Человек приобрел контроль, причем контроль временный, над силами природы посредством современных технических средств, но очень скоро это ввергнет нас в забвение - и стоящая за этой эволюцией не знающая покоя сила несет на себе печать триумфа Сатаны. Подводя итог сказанному, я не вижу смысла “сражаться” с христианством, но я верю, что оно само уничтожит себя, причем быстрее, чем мог бы мечтать любой поджигатель церквей. В конце концов, мы живем в конце второго тысячелетия, и большинство людей достаточно образованно, чтобы учуять запах дохлой рыбы”. – на мой взгляд, слова Garm'а (Ulver) подходят и в отношении к metal music. Gert.

Алексей Кравецкий      
13. 01. 00                        
e-mail: [email protected]