Warrax

Ab imo pectore

Сатанистами не рождаются и не становятся,
а рождаются, чтобы стать.                               

Целью всякого искусства, несомненно, является передача постигнутой идеи, внутреннего мироощущения, выражение истинного "Я" через формы творения. Часто ошибочно считают, что художественные произведения выражают чувства своего автора, но это связано только с тем, что подавляющее большинство людей воспринимают мир посредством весьма примитивных эмоций и простейших умозаключений, не более того. На самом деле внутренний мир действительно разумного существа куда более многогранен, но это видно лишь находящемуся на той же (или более высокой) ступени развития. Разумеется, большинство из того, что, собственно, и составляет личность, находится в подсознании человека и крайне трудно выражается словами. Более того — это в принципе невозможно выразить в какой-либо законченной четкой форме. Поэтому из всех видов искусства наиболее точно отражает внутреннюю сущность человека именно музыка как наиболее непосредственное отображение внутреннего мира на материальный. Артур Шопенгауэр писал: "музыка... выражает вовсе не явление, а исключительно внутреннюю сущность в себе всех явлений, самую волю. ...она выражает радость, печаль, муку, ужас, ликование, веселье, душеный покой вообще, как такие, сами в себе, до известной степени in abstracto, выражает свою сущность, безо всякого придатка и без мотивов к ним. Тем не менее мы понимаем ее, в этой неизвлеченной квинтэссенции, в совершенстве" [А.Шопенгауэр, "Мир как воля и представление", §52].

Каждый раз, когда я слышу любой из альбомов Кинга Даймонда, я ощущаю его внутренний мир, и он очень гармоничен моему — именно поэтому я не могу слушать Даймонда как нейтральный фон, а лишь вслушиваясь, смешивая "Я" с тем, что не выражается словами, несмотря на наличие текстов песен. Помните давний альбом Mercyful Fate "Don't Break The Oath"? Так вот, слушая его, понимаешь, что клятву нарушить нельзя не потому, что это грозит какими-либо карами или несовместимо с собственным достоинством, а просто потому, что подобную клятву Кинг никогда не давал. Как и я.

ВВряд ли кто-нибудь из людей торжественно обещал постоянно дышать или есть. Так зачем же произносить громкие слова о том, что и так делаешь сам по себе? Потому что ты сам именно таков? Если Тьма внутри, а ты — внутри Тьмы, какой смысл присягать, обязуясь приблизиться к ней?

Разумеется, это лично мое понимание творчества Кинга, я лишь поясняю, на каком основании, не имея возможности встретиться с ним лично, я могу ответственно заявить, что он — сатанист.


Некоторое время назад стало модным использование имени Сатаны как средства менеджмента: при его обнаружении сразу поднимают вой практически все христианские организации и средства массовой информации, которые в основной массе поддерживают "общечеловеческие ценности", исторически имеющие корни как раз в монотеизме. Внимание общественности обеспечено. При этом наблюдается множество забавных моментов: от обвинений всего рока оптом в сатанизме и до попыток примазаться, чтобы тоже обратить на себя внимание: когда-то я видел даже представителей глэма Mörtley Crüe, стоящими в горящей пентаграмме. Другой крайностью является течение так называемых "тру блэкеров", в котором состязаются "кто кого сатанистее" (с их точки зрения). При этом позиция некоторых их представителей вообще забавна: "Позером по Black Metal считается: ...Не максимально преданный идее стиля и считающий крайний фанатизм в данной области необязательным атрибутом. Прививающий к самой музыкальной форме Black Metal красивые, приятные для слуха фрагменты или же полностью сводящий к ним музыкальное проецирование" [Цитируется так называемая "Директива №1", выловленная в интернете]. Вот так: если ты не крайний фанатик, то уже не музыкант. (И приятно играть запрещено. Как мучаются, видимо, бедные "тру", когда слушают собственные произведения! Разумеется, написанное относится не к музыкантам, играющим black metal как таковой (я и сам люблю послушать, скажем, Immortal), а именно к фанатикам, для которых музыка служит лишь прикрытием собственной неспособности к развитию).

Дедушка современного сатанизма ЛаВей при жизни считал, что весь металл вообще не имеет к Сатане никакого отношения, а самая что ни на есть сатанинская музыка — это американские песенки первой половины XX-го века.

Так какой же должна быть музыка, соответствующая сатанизму?

На самом деле нет и не может быть "единственно сатанинского" стиля в музыке, поскольку одной из основных компонент архетипа Сатаны является индивидуальность. Соответственно, вкусы могут быть различны (хотя при этом я не встречал никого из сатанистов, кому бы нравился, например, Филя Киркоров, что характерно), скажем, я лично с одинаковым удовольствием, хотя и под разное настроение, слушаю King Diamond, Fields Of The Nephilim, Deicide, NON или Sleep Chamber — стили у всех совершенно разные, но объединяет одно: искренность музыки и гармоничность внутреннего мира музыкантов моему.

Вернемся же к теме книги — непосредственно господину Петерсону, которого все знают как Кинга Даймонда. Прочесть его биографию и изучить его творчество с музыкальной точки зрения вы имели удовольствие ранее, я же, как сатанист, затрону Dark Sides его творений.

Сатанизм многогранен. Но творчество всегда является его составной частью. Причем творчество не на заказ, а естественное, искреннее, идущее ad imo pectore. Показывающее красоту Тьмы, ее оттенки и глубину. Ученье — Свет, познание — Тьма.

Достаточно часто группы, лишь называющие себя сатанинскими, делающие на этом деньги, пишут тексты на тему "У-у, какие мы злые и как всех ненавидим!", дьяволопоклонники [сатанизм и дьяволопоклонничество - принципиально разные точки зрения, хотя их часто пытаются назвать синонимами: сатанизм не приемлет поклонение в любой форме, в том числе и Сатане (Дьяволу).] обычно добавляют к этому что-то типа такого (авторство не сохранилось):

     Путь правоверных ведет их к гибели
           Левый путь ведет нас к славе
           Поступай как знаешь, ибо сила права
           Живи во зле и никогда не сожалей об этом.

В общем, творчество на уровне "Мама мыла раму, понял, да?"

Что привлекает меня в творчестве Кинга Даймонда — оно отнюдь не примитивно. Призывы "А ты записался в сатанисты?" встречаются лишь в ранних песнях, да и то не в столь тупой форме. Кстати, интересно отметить то, что фактически Даймонд является лидером двух групп одновременно — Mercyful Fate и непосредственно King Diamond. Если обратиться к их лирике, то первая является более прямолинейной в рассматриваемом плане, вторая — более концептуальной по отношению к сатанизму. Есть афоризм: "Когда человек делает шаг к богу, бог делает два шага вперед. Когда человек делает шаг к Дьяволу, Дьявол делает два шага назад". В сатанизме важно не количество, а качество. Сатанизму невозможно научиться — необходимо родиться сатанистом, а затем осознать себя. Именно поэтому становление является прыжком, а не постепенным подходом к цели. Прыжком в Бездну, которая смотрит в тебя.

В свободном падении, когда уже нечего терять, можно попытаться отбросить от себя, содрав заживо, человеческую шкуру, которая тянет вниз — и взлететь, умерев как человек и родившись заново сатанистом.

Написание инструкций "Сатанизм для чайников" абсурдно. Однако, лишь плохой учитель заставляет зубрить материал. Хороший учитель помогает понимать. А гениальный учитель — вдохновляет на собственный поиск знаний. Вот к последней категории я и отношу Кинга Даймонда.

Возьмем для примера последний куплет из песни Slave To The Cross (Deicide) [авторский перевод с английского Елены Трубициной], который можно отнести ко второй категории:

Так иди, поклоняйся, невольник креста,
      Мудрость мира тебя схоронила.
      Правда только одна, это правда проста —
      Раб — на крест. Только вольному — сила.

А теперь сравните, к примеру, с историей, описанной в альбоме "The Eye". Там нет ни одного слова, которое напрямую бы говорило о том, как относится Кинг к описываемым событиям, он не осуждает священников или христианство, а просто показывает их as is. Его отношение выражено музыкой, тончайшими нюансами голоса, самой атмосферой — и это вполне понятно тем, кто способен потенциально осознать себя сатанистом. Альбом не учит, не демонстрирует, он именно вдохновляет.

При этом две разные Dark Sides Даймонда могут служить в этой роли на разных стадиях: Mercyful Fate, с моей точки зрения, очень способствует последней стадии nigredo, которая как раз и приводит к осознанию сатанистом своей сущности, а King Diamond гармоничен стадии albedo, разумеется, при условии, что нравится стиль музыки.

Сатанизм - это не религия и даже не учение. Это — Путь. А идти по Пути лучше под музыку.


Говоря о личности Кинга, стоит отметить отсутствие навязчивого упоминания о своей принадлежности к сатанизму, как, к примеру, это делает Marylin Manson. Из интервью: 

"Я никогда сознательно не рекламирую Церковь Сатаны. Я пишу то, что придет на ум, что кажется мне достаточно важным, чтобы говорить об этом в песнях. Я не сковываю себя, не зацикливаюсь на том, что подумают о том или об этом, что и как могут неправильно понять... Если кто-то послушал и ничего не понял - значит, не для него написано. Ну и черт с ним".

С моей точки зрения — очень сатанинская позиция. Sapienti sat, а остальные не имеют значения.

Более того, показывает внутреннее достоинство музыканта и то, что об его личном знакомстве с ЛаВеем я впервые прочел в материалах CoS, а ведь какой повод для рекламы, если подумать. Но Кинг слишком уважает себя (если хотите, можно рассматривать как сатанинскую гордость), чтобы пользоваться этим:

"Я не люблю пользоваться своими отношениями с ЛаВеем в личных целях. Не хочу превращаться в человека, который говорит: "Да, да, как же, я знал ЛаВея, мы с ним перезванивались каждое воскресенье (или "каждую пятницу") и болтали о том о сем". Просто не люблю извлекать выгоду из обстоятельств. Никогда этим не занимался. Пусть все остается на высоте... на высоте, заслуживающей уважения.

Было одно переживание, которого я никогда не забуду. Я провел целую ночь там, в Церкви, более того, я был приглашен в ритуальный покой, двери которого уже два с половиной года держали запертыми, чтобы восстановить уровень энергии. Только он бывал в этой комнате, и он ввел меня туда. Там мы разговаривали около полутора часов — и этот опыт я никогда не забуду. Никогда.

Когда мы впервые встретились, он сказал, что уже некоторое время следит за выступлениями нашей группы. Поэтому он меня и пригласил. Я знал о нем и о Церкви в Сан-Франциско. Но никогда и вообразить не мог, что однажды ко мне на концерт придет человек с личным приглашением от ЛаВея! "...Если пожелаете, приходите сегодня вечером, после концерта". Разумеется, я пожелал! Мне было очень интересно. Надо сказать, к тому времени я уже прочел "Сатанинскую Библию" и нашел там много такого, что было мне очень близко. На самом деле я пошел в Церковь для того, чтобы убедиться: этот человек написал свою книгу не просто шутки ради, он действительно продумал и прочувствовал все, что там написано... я хотел быть уверен, что все это - не подделка. Побывав там, познакомившись с этим человеком и поговорив с ним наедине, я больше не сомневался".

Таким образом, Кинг является сатанистом не только в творчестве, но и в реальной жизни. (Могло ли быть иначе?!)

В сатанизме нет догм или канонов (часто совершаемая не-сатанистами ошибка — это восприятие "Сатанинской Библии" ЛаВея как священной книги для сатанистов), и Кинг, выражая свое отношение к ЛаВею, говорит: "Я полностью подписываюсь под его идеями. Еще в молодости я начал испытывать необычные переживания и бросился читать любую доступную оккультную литературу, чтобы объяснить этот опыт. Большинство книг, которые я нашел, были написаны христианами — и это была такая чушь! Я начал изучать кое-что, но чаще всего мне казалось, что это вранье. А потом я набрел на книгу под названием "Сатанинская Библия". Увидев ее, я подумал: "Вот, кажется, то, что идет непосредственно "от первоисточника". Понимаете? А, прочтя ее, сказал себе: "Черт возьми, в этом есть смысл!" Она не объясняла явления, происходящие со мной, но давала множество практических советов о том, как идти по жизни."

Но при этом в одном из других интервью он, отвечая на вопрос журналиста, заявляет о том, что считает возможной теорию реинкарнации. Это, разумеется, не соответствует взглядам ЛаВея, который считал, что жизнь дается только один раз, и прожить ее надо так, чтобы было не мучительно больно, а мучительно приятно. Однако, "сатанизм — это не конкретная историческая религия. Это следование определенному архетипу сквозь все религиозные и философские системы" [Princeps Omnium], а поэтому в том, что оба они являются сатанистами, нет ничего противоречивого. Проще говоря, Кинг не просто тупо почитал книги ЛаВея и решил, что будет теперь сатанистом, а был сатанистом ранее de facto. Независимо от того, называл он себя так или нет.

Не может не импонировать твердость взглядов Даймонда на протяжении его жизни — не так уж редко случайные люди видят в сатанизме что-то, что им нравится, объявляют это "что-то" сутью сатанизма, отбрасывая при этом все остальное, а затем "перерастают сатанизм". Разумеется, упираются они в ограничения не сатанизма, а в свои собственные косные рамки представлений о таковом. После чего обычно предмет гордости ранее становится объектом показного пренебрежения. Наглядным примером служит попытка образования после ухода ЛаВея его дочерью Зиной (Zeena) так называемой "The First Church Of Satan", краткое содержание политики которой сводится приблизительно к следующему: "ЛаВей был редкостный обманщик, всю свою биографию выдумал, а на самом деле он был очень плохой, бил свою жену, детей и льва, а, кроме того, его Церковь Сатаны берет за членство сотню долларов, мы же вам вышлем диплом ведьмы или колдуна с подписями и печатью всего за четверть этой суммы, а его книги вы можете у нас купить на доллар дешевле, чем в CoS."

Последний отрывок из интервью: 

— 10 лет назад Вы обычно говорили, что были философски близки к сатанизму ЛаВея. Каковы теперь ваши философские и религиозные убеждения сегодня? Вы знаете, что CoS фактически требует $100 у людей, которые хотят стать ее членами? [...] Я думаю, что это напоминает сектантские хитрости, не так ли?

— Мои философские и религиозные убеждения сегодня те же самые, какие были всегда. Мне дал вечное членство Церкви Сатаны Антон ЛаВей лично, и у меня не было никакого интереса и мыслей о том, как церковь управляется материально.


Напоследок хотелось бы отметить, что хотя творчество Кинга Даймонда представляет собой музыкальную ценность само по себе, а не только для сатанистов, тем не менее — поставьте любой альбом Кинга и попробуйте войти в его пространство, слушая музыку... В конце концов, Don't Break The Oath! Даже если вы ее не давали. И тем более, если не ощущали необходимости ее давать по причине того, что вы и так уже находитесь In The Shadows...

Warrax, March XXXVI A.S.