Статья взята: Ультиматум (Электронный журнал)
"Православная мафия" занимается контрабандой наркотиков и торговлей плацентой от поздних абортов? Сенсационное расследование Ивана Юдинцева
Контрабанда наркотиков и торговля плацентой от поздних абортов - всего лишь эпизоды уголовных дел, в которых фигурирует имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
Покуда Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призывает россиян к примирению и согласию, люди из его ближайшего окружения торгуют нефтью, разрабатывают алмазные месторождения, держат под контролем банки и под прикрытием гуманитарной помощи ввозят в Россию беспошлинные сигареты и китайский ширпотреб.
Товарооборот предприятий, действующих под крышей Русской Православной Церкви, исчисляется в миллиардах долларов.
Из-за дележа этих денег "бизнесмены в рясах" устраивают разборки между собой и наезжают на конкурентов.
Недавно "Фонд примирения и согласия", председателем которого является сам Алексий II, оказался причастным к контрабанде наркотиков.
В самое ближайшее время в США может разразиться скандал, еще более громкий, чем история с "отмыванием денег русской мафии" в The Bank of New York. В причастности к торговле плацентой, полученной в результате поздних абортов, обвиняется "православная мафия".
Последние десять лет уходящего тысячелетия стали годами подъема Русской Православной Церкви (РПЦ). Предыдущие семь десятилетий церковь в СССР была реально отделена от государства и существовала, словно в параллельном мире. А почти все ее несметные сокровища были объявлены историческими и художественными ценностями, изъяты и спрятаны в хранилища государственных музеев.
Но в 90-х в России начался настоящий православный бум. Буквально повсюду восстанавливаются старые храмы и возводятся новые. Конфискованные некогда здания и сокровища возвращаются Патриархии и Епархиям. Начальники всех уровней, как минимум, дважды в год - на Рождество и на Пасху - лично стоят всеночную. Любой бизнесмен, от олигарха до индивидуального частного предпринимателя включительно, регулярно жертвует наличные православному приходу. Книги религиозного содержания расходятся десятитысячными тиражами.
Все эти события напрямую связаны с именем Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Взойдя на высшую ступень православной церковной иерархии 7 июня 1990 года, Алексий II сразу уловил стремление большинства россиян к религиозному возрождению. Сто пятьдесят миллионов человек, в раз потерявшие веру в светлое будущее, стремились обрести вечные ценности. А зарождающемуся российскому государству требовалась проверенная духовная опора.
Алексий все это прекрасно понимал. Но он увидел и другое. В годы православного ренессанса РПЦ получила уникальный исторический шанс на собственное возрождение. В том числе, и на восстановление и приумножение былого церковного богатства. Светская власть новой России закрывала глаза на весьма вольную финансово-хозяйственную деятельность церкви. А иногда даже покровительствовала предпринимателям в рясах.
К тому же, в считанные месяцы разрушилось прежнее юридическое пространство. Многие советские законы перестали действовать, а новые российские принимались неспешно и изобиловали "дырами", двусмысленностями и недоговорками. Вот в эти-то юридические прорехи Патриарх и направил экономическую активность церкви.
Православной церкви очень повезло с нынешним Патриархом. Алексий II возглавил РПЦ как раз вовремя. Ведь в годы первоначального накопления капитала успех ждет именно те организации, которыми руководят опытные хозяйственники, а не романтики.
Алексей Михайлович Ридигер (так в миру называли Алексия II) никогда не увлекался библейскими и евангельскими сказками. Родившись в 1929 году в буржуазной Эстонии в семье православного священника, в силу дворянского прошлого скрывавшегося от большевиков, Алеша Ридигер вынужден был пойти по стопам отца.
Блестяще, "по первому разряду" закончив семинарию, а затем - и академию, он становится священником. Но обрядовые службы не привлекают его. Куда больший интерес юный отец Алексий проявляет к управлению церковным хозяйством - вначале как священник маленькой церкви в эстонском городке Йыхви, потом как настоятель крупнейшего Успенского собора в Тарту.Показательно, что молодой священник не женится, оставляя для себя возможность неограниченного карьерного роста, но и не постригается в монахи (только этот шаг открывает двери на высшие этажи церковной иерархии). Ходят слухи, что в те годы Алексей подумывал об эмиграции в соседнюю Финляндию, где намеревался заняться бизнесом. По крайней мере, частыми посетителями Успенского собора стали моряки Балтийского торгового флота, промышлявшие мелкой контрабандой.
По-видимому, именно этими связями его и скомпрометировали сотрудники КГБ. Полтора года назад одна из московских газет опубликовала документ, обнаруженный в Таллинском архиве КГБ Эстонии. Из этого отчета об агентурно-оперативной деятельности явствует, что будущий Патриарх был завербован чекистами в 1958 году, получив кличку "Дроздов".
Характеризуя "Дроздова", сотрудник КГБ пишет, что тот "зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный, общительный. К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви".
Между тем, вверенный Редигеру собор богател год от года. И на это обратили внимание московские церковные власти. Молодого священника заметили и пригласили на работу в аппарат Патриарха.
В 1961 году он наконец принимает решение о продолжении столь блестящей церковной карьеры, совершает необходимый для этого обряд пострига в монахи и назначается заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений - должность, невероятно высокая для человека в возрасте 31 года. Дело в том, что неписаная церковная традиция считает порой религиозного созревания 33 года, именно в таком возрасте Христос принял голгофские страдания.
Но в случае с энергичным и предприимчивым Редигером Патриарх сделал исключение, поручив ему координацию всего хозяйства РПЦ за границами Советского Союза. Перед ним стояла нелегкая задача. В условиях, когда религиозная торговля внутри СССР была минимальной, требовалось найти способы получения законной прибыли за рубежом. И новый сотрудник Патриархии оправдал возлагавшиеся на него надежды.
За три года своего пребывания на этой работе Редигер полностью перестроил систему экономических связей московского центра с зарубежными приходами. Открывались валютные счета, активно велась торговля церковными сувенирами, западным ювелирам заказывались золотые украшения, специально стилизованные под православные нательные крестики. Словом, делалось все возможное для выкачивания наличной валюты из западных любителей росийского колорита.
Успехи Редигера на ниве православного бизнеса были столь впечатляющими, что в 1964 году произошло нечто совершенно не вписывающееся в традиционные представления о карьере православного священника. 35-летний Алексий назначается на должность Управляющего Делами Московской Патриархии.
Проводя аналогию со светской властью, можно сказать, что Алексий стал при Патриархе тем, кем был при Президенте Ельцине всемогущий кремлевский управделами "Пал-Палыч" Бородин. В ведении Редигера оказалось все церковное хозяйство - монастыри и храмы, семинарии и академии, старинные иконы и золотые кресты, вообще все доходы и расходы православной церкви.
И на этой ключевой, по его собственному признанию, должности будущий Патриарх просидел не много не мало, как целых 22 года. За это время каждый православный иерарх не раз сходил на поклон ко всемогущему "хозяйственнику", который выполнял еще и функции церковного министра финансов.
Высота положения молодого Ридигера возрастала еще и потому, что единственный иерарх, стоявший выше него - престарелый Патриарх Алексий I - страдал глубоким маразмом. Он не узнавал знакомых людей, часами мог просидеть за обеденным столом, пытаясь закатить пасхальное куриное яйцо в "ворота", составленные из двух кружек. А в 80-е годы "болезнь Брежнева" повторилась и со сменившим Алексия I новым пожилым Патриархом Пименом.
Казалось, что Ридигер никогда не расстанется со столь хлебным местом. Но в июне 1986 года, когда стало ясно, что дни Пимена сочтены, Ридигер оставляет Управление Делами РПЦ, получив назначение Митрополитом Ленинградским и Ладожским. Здесь следует пояснить, что Управляющий Делами не может претендовать на самую высокую церковную должность: Патриарх избирается из числа Митрополитов - руководителей региональных Епархий.
Так что, покидая теплое местечко, Ридигер сделал беспроигрышный карьерный ход. Не прошло и четырех лет, как он вернулся из Ленинграда в Москву, став Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Официальная резиденция Патриарха представляет собой миниатюрный, но не скрываемо роскошный дворец, расположенный в Москве в Чистом переулке, неподалеку от недавно отстроенного огромного Храма Христа Спасителя. Стоимость Патриаршего дворца оценивается в сумму от десяти до двадцати миллионов долларов без цены земли.
Весь прилегающий к резиденции район усиленно охраняется как людьми в милицейской форме, так и сотрудниками частных агентств. Забота о безопасности Алексия II повлияла даже на рыночные цены недвижимости. Чтобы купить или снять квартиру в этом районе, придется выложить больше денег, чем а аналогичную жилплощадь, расположенную на противоположной стороне Зубовского бульвара.
В распоряжении Патриарха есть также комплекс зданий в Троице-Сергиевой лавре, где по традиции о должен постоянно проживать. Но Алексий II предпочитает дачу в писательском поселке Переделкино. Кроме того, в его распоряжении и официальная загородная резиденция, и еще одна дача, принадлежащая церкви. Все это используется в будни. А по выходным Патриарх ностальгически превращается в простого гражданина Редигера и уезжает подальше - на север Московской области, где отдыхает на личной даче близ станции Трудовая.
Основной транспорт Патриарха - бронированный "Мересдес", изготовленный по спецзаказу. Такая машина способна выдержать многое. Например, броня аналогичного "Мерседеса" спасла жизнь Президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе, когда на него было совершено покушение.
Когда лимузин Патриарха мчится по Смоленскому проспекту в сопровождении джипов охраны, сотрудники ГИБДД перекрывают пересекающиеся улицы. И все же однажды "Мерседес" Патриарха попал в ДТП. Хотя это было самое обычное столкновение двух машин, телезрители увидели уникальные кадры эвакуации Святейшего. Буквально за минуту личные охранники вынесли на руках ничуть не пострадавшего Патриарха и посадили его в другую машину, которая тут же умчалась в неизвестном направлении.
Словом, образ жизни Алексия II разительно контрастирует с православными призывами к скромности и смирению. Скорее, он напоминает замашки новых русских. За это в столичной политической элите Патриарха шутливо называют "олигархом Всея Руси". Хотя и не только за это.
Алексий II стоит во главе огромной организации, финансово-хозяйственная деятельность которой фактически не контролируется налоговыми органами. Никто просто не осмеливается по всей строгости закона требовать с блюстителей веры и морали.
В результате проступки, за которые обычный предприниматель понес бы серьезное наказание, "православным дельцам" сходят с рук. Финансовые отчеты предприятий и фондов, в числе учредителей которых значится РПЦ, не проверяются, а, простите за каламбур, принимаются на веру. Между тем, из этих отчетов неясно, откуда у Патриарха могли бы взяться деньги на роскошный дворец, бронированный лимузин и прочие дорогостоящие атрибуты представителя бизнес-элиты.
Официальные данные об экономике церкви оглашаются лично Патриархом и, мягко говоря, не соответствуют обще принятым стандартам. Раз в два года на очередном архиерейском Соборе Патриарх зачитывает основные сведения о структуре доходов и расходов Московской Патриархии сразу за весь срок, прошедший между Соборами, то есть за два года.
Из последнего такого отчета, сделанного в 1999 году, следует, что основной доход Московской Патриархии принесли некоторые ее коммерческие предприятия (гостиничный комплекс "Даниловский" и художественно-промышленное предприятие "Софрино", специализирующееся на выпуске церковной утвари). Доходными статьями церковного бюджета признаются также размещение средств в коммерческих банках и операции с ценными бумагами.
Что же касается взносов региональных епархиальных управлений - основного управленческого звена в структуре РПЦ - то они, по утверждению Патриарха составили ничтожно малую сумму. Эти взносы не позволяют даже должным образом финансировать общецерковные образовательные учреждения.
Словом, церковь бедна настолько, что едва сводит концы с концами. А бизнесом священники и вовсе не занимаются. Так сказано в отчете Алексия II. Но как обстоят реальные дела? И знает ли Патриарх о том, что целая армия предпринимателей зарабатывает немалые деньги, прикрываясь именем церкви и его собственным именем?
Многоуровневую коммерческую систему Русской Православной Церкви составляют приходы (храмы и монастыри), Епархиальные управления на уровне регионов, некоторые отделы Патриархии в центре и коммерческие предприятия, учрежденные с участием РПЦ. К системе "РПЦ-Ltd" тесно примыкают многочисленные благотворительные и просветительские фонды, под крышей которых действует настоящая "православная мафия".
Самый нижний уровень православной организации - храмы и монастыри - находятся фактически на самофинансировании. У них есть четыре статьи стабильного дохода. Первый на церковном бизнес-сленге называется "кружка". Это пожертвования прихожан, сделанные во время и после службы. Они обычно не очень велики и делятся между священниками и другими работниками церкви. Для них это "премия" за хорошо выполненную работу. Доходы от "кружки" трудно учесть и все они представляют собой самый настоящий "черный нал".
Три другие статьи дохода храмов и монастырей - это "свеча" (то есть продажа свеч), которая дает около 60-70 процентов бюджета храма, "товар" (то есть все, продаваемое церковной лавкой помимо свечей - иконы, книги, украшения) и "требы" (крещение, отпевание, чтение поминальных записок и т.п.).
Высокий процент в совокупном доходе храма, который дает свеча, объясняется особенностью православного обряда. Свечи покупает почти каждый, пришедший в церковь. Кроме того, низкая себестоимость свечей позволяет при продаже получать 200-300 процентов прибыли.
Но у каждого храма есть и непостоянные источники дохода. Это разовые крупные пожертвования, ставшие сегодня большой редкостью, помощь корпоративных благотворителей (банков, нефтяных кампаний) и местных властей, что случается теперь сплошь и рядом. Если настоятель храма - оборотистый, он найдет и другие способы извлечения выгоды из своего "религиозного статуса".
В начале марта 1999 года нижегородская пресса обратила внимание на необычную зачетную схему. Для финансирования ремонта и реставрации Благовещенского монастыря с подачи городской администрации был заключен взаимозачет на сумму пять миллиардов рублей между АО "Нижновэнерго" и муниципальным предприятием "Водоканал". Затем "Водоканал" произвел еще один зачет, но уже с Благовещенским монастырем.
В результате реализации этой схемы монастырь получил на всю сумму зачета товаров и услуг от 34 предприятий, имеющих задолженности перед "Водоканалом". Причем товары были отнюдь не церковные: среди них оказались даже вино-водочные изделия.
Стимулом для участия предприятий в "благовещенских зачетах" служили налоговые льготы, предоставленные им городской властью. Вообще, если бизнесмен или предприятие помогают церкви материально, они могут реально рассчитывать на поблажки со стороны властей.
На епархиальном (то есть региональном) уровне постоянный доход РПЦ складывается из церковного налога на приходы, дохода от деятельности епархиального храма и дохода с епархиального склада.
Церковный налог на приходы устанавливается в размере 20-25 процентов с оборота храма или монастыря. Но его обычно платят лишь "старые" храмы, функционировавшие еще в советские времена. Кроме того, епархиальный налог обычно платится раз в год. Так что его сильно съедает инфляция. И это не говоря о том, что приходская отчетность легко фальсифицируется: на бумаге занижаются расценки за "требы", а доход с "кружки" вообще зачастую не показывается.
Доход от деятельности епархиального собора, в котором правящий архиерей служит по праздникам и формально является настоятелем, напрямую зависит от его отношений с региональными светскими властями и бизнес-элитой. В Нижегородской области эта статья дохода является, по-видимому, основной. Хотя большие деньги приносит и православный туризм. Поток паломников и туристов в нашу область особенно увеличился после того, как в Свято-Дивеевском монастыре были с большой помпой перезахоронены мощи Святого Серафима Саровского.
Но самый интересный вид дохода - с епархиального склада. Именно вокруг него возникают настоящие "церковные разборки". Дело в том, что РПЦ рекомендует храмам и монастырям покупать свечи и прочие товары на централизованном складе, который есть в каждом регионе. И вот здесь коммерческие интересы епархии сталкиваются с интересами отдельных священников.
Весной прошлого года в Екатеринбурге разразился грандиозный скандал. Синодальная комиссия "сняла с занимаемых должностей" сразу двух наместников монастырей. А главе епархии епископу Никону Священный Синод объявил выговор "за упущения в руководстве".
В основе конфликта лежала дележка дохода с епархиального склада. Епископ Никон запретил монастырским начальникам закупать товар в Москве. Но одновременно он установил на своем складе непомерно высокие цены. Если за пачку свечей в Москве платили 25 тысяч рублей, то в Екатеринбурге ее оптовая цена поднималась в четыре с лишним раза и доходила до 115 тысяч рублей.
Характерно, что на конфликт с Никоном пошли только монастыри, которые, в основном, жгут свечи сами во время многочисленных служб. Обычные же храмы просто подняли розничные цены на свечи, продаваемые своим прихожанам.
И все же самые большие деньги крутятся на самом верху церковной иерархии. Помните признание Алексия II о прибыльности коммерческих предприятий, о банковских вкладах и ценных бумагах? Так вот, все эти идеи принадлежат лично бывшему Управделами, а ныне - Святейшему Патриарху. И реализуются они его ставленниками, которых, по аналогии с новыми русскими, называют "новыми православными".
Любимое детище Алексия II - группа компаний "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС). В руководстве РПЦ ее открыто называют "кормилицей". Московская Патриархия выступила одним из учредителей МЭС еще в 1990 г., вскоре после избрания Алексия II Патриархом. В настоящее время Патриархия имеет, по разным источникам, от 20 до 40% акций МЭС.
И эта группа занимается отнюдь не православными деяниями. Основа ее деятельности - продажа нефти за рубеж на льготных условиях. Говорят, что эти льготы предоставлены по личному распоряжению Ельцина.
Чтобы понять масштаб нефтеторговли, осуществляемой православной церковью, достаточно назвать одну цифру. Торговый оборот МЭС составляет более 2,7 миллиардов долларов в год.
И все эти огромные финансовые потоки контролируются людьми из ближайшего окружения Алексия II. Точно известно, что до конца июля 1999 г. представителем Патриархии в совете директоров МЭС был епископ Подольский Виктор (Пьянков), которому Алексий II доверил важную должность председателя хозяйственного управления Московской Патриархии.
Многие наиболее важные бизнес-проекты Патриарха курирует наследник Алексия II на должности управляющго делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин). Отец Сергий к тому же отвечает за связи с епархиями, а следовательно, за получение с них денег. Именно ему подчинен роскошный гостиничный комплекс "Даниловский".
Но в рейтинги влиятельности элиты российского бизнеса предприниматель Сергей Фомин вошел в связи с началом реализации нового грандиозного проекта. Речь идет о: разработке алмазов на Ломоносовском месторождении в Архангельской области.
Однако главным финансовым консультантом Патриарха является не митрополит Сергий, а руководитель "Софрина" Евгений Пархаев. На сегодня он является едва ли не главным "серым кардиналом" русской церкви. Его структура процветает не только потому, что для любого прихода Московской Патриархии престижно иметь утварь или облачения, сделанные в "Софрине".
Причина коммерческого успеха в том, что оснащенное отличным оборудованием предприятие активно ищет контракты на стороне. Эти "неправославные" заказы позволяют церковному предприятию не зависеть от РПЦ в финансовом плане. Более того, бизнес-интересы церковной элиты нередко берут верх над интересами самой православной церкви. Например, летом 1997 года из-за задержек с оплатой "Софрино" отказывалось печатать основной общецерковный орган "Журнал Московской Патриархии". А тем временем его полиграфические машины, не останавливаясь, сотнями тысяч штук выдавали упаковки для женских чулок.
Пархаев старательно возрождает все лучшие традиции церковного бизнеса, заложенные молодым Алексеем Ридигером еще в начале 60-х годов. Поэтому во многих некоторых своих проектах Пархаев и подконтрольные ему структуры работают вместе с отделом внешних церковных сношений (ОВЦС).
Так, например, 30 марта прошлого года пресс-служба ОВЦС распространила сообщение, что "Русской Православной Церковью открыт специальный счет, предназначенный для сбора добровольных пожертвований в пользу православных христиан и всех мирных жителей Югославии, пострадавших в ходе ракетно-бомбовых ударов НАТО".
Вы скажете, что дело это - благое, и спросите, при чем здесь коммерческие интересы РПЦ? Элементарно. Счет был открыт в Русском генеральном банке (РГБ), в котором "Софрино" является одним из основных учредителей. Так что привлечение средств в РГБ любыми путями - ни что иное, как обычное расширение финансовой базы церковного бизнеса. Кстати, "Софрино" имеет преимущественное право на получение льготных кредитов в учрежденном с его же участием банке.
Еще раньше ОВЦС и "Софрино" сошлись в другом коммерческом проекте. 24 октября 1994 года они учредили торговый дом "Софрино", основной сферой деятельности которого должна была стать торговля ювелирными изделиями. Причем, все в тех же лучших традициях Ридигера начала 60-х, было решено развивать собственный ювелирторг не в России, а за границей.
Там отделу внешних церковных сношений подчиняется до двухсот приходов. Многие из них расположены во вполне благополучных странах. Значительная часть клиентов - ностальгирующие эмигранты. Есть и состоятельные прихожане из числа поклонников всего русского.
Вероятно, коммерческая деятельность ОВЦС еще больше активизируется. Поскольку в преддверии встречи 2000 года с целью организации православного паломничества в Иерусалим при этом отделе были созданы несколько своеобразных туристических фирм, укомплектованных высококлассными светскими специалистами.
Коммерческая корпорация "РПЦ-Ltd" не стремится к честной конкуренции. Скорее, наоборот. Православная церковь пытается стать чем-то вроде естественной монополии. Церковные служители всех уровней зорко следят за тем, чтобы никто не смог зарабатывать денег ни на чем, что хоть каким-нибудь боком касается религии и Бога.
Характерный случай произошел прошлым летом в Хабаровске. В крупнейший муниципальный магазин "Книжный мир" пришли облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии. Они доставили директору магазина строгое послание самого Владыки, епископа Хабаровского Марка. В этом письме Владыка настоятельно просил дирекцию магазина: прекратить продажу литературы духовного содержания.
Предыстория такова. В начале лета в "Книжном мире" решили, что покупателю неудобно разыскивать пользующиеся большим спросом книги православной тематики по разным отделам: "Житие Сергия Радонежского" - в историческом, "Трактат о Триединстве" - в философском, брошюру "Как вести себя на кладбище" - среди справочной литературы, а роман Николая Лескова "Очарованный странник" - среди художественной.
Так и появился специальный отдел духовной литературы. И сразу стал одним из самых посещаемых в магазине. Но в интервью местной телекомпании директор "Книжного мира" умудрилась проболтаться, назвав сумму планируемой прибыли, которую магазин рассчитывает получить в результате нововведения.
Вот тогда-то и пришли люди в черных рясах с письмом от Владыки. Епископ Марк писал, что духовной литературе - не место в книжном магазине. И аргументировал свою позицию тем, что деньги, вырученные от продажи книг в магазине, "идут на личное обогащение". В то время, как деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут "на восстановление храмов".
В связи со всем вышеизложенным епископ Марк в жесткой форме потребовал "предъявить" ему совершенно немыслимые документы: договор между магазином и Патриархией, а также "лицензию, разрешающую магазину продажу церковной литературы". А отдел, естественно, закрыть.
В переводе на нормальный язык, церковная власть потребовала от власти светской, чтобы та испросила у нее разрешения на торговлю книгами. Этот "перевод" - не натяжка. Ведь "Книжный мир" - муниципальное предприятие, то есть принадлежащее городу Хабаровску и контролируемое мэрией, светской властью. А власть церковная потребовала согласовывать с ней торговлю, в том числе, и произведениями классиков русской художественной литературы - Лескова и Шмелева.
Но самое интересное - дальше. Через несколько дней магазин получил команду из управления торговли и питания администрации Хабаровского края: отдел духовной литературы закрыть! Что и было сделано. Так что, когда задеваются коммерческие интересы церкви, она вполне способна отстоять их, "наехав" на любого конкурента. Включая государственную власть.
За всеми коммерческими предприятиями с участием Московской Патриархии чувствуется деловая хватка предпринимателя Ридигера. Хотя сам Алексий II всегда оставался в тени, из-за кулис руководя подконтрольным ему крупным бизнесом.
Перелом произошел в прошлом году. То ли сам 70-летний Патриарх подустал и потерял осторожность, то ли новая фаворитка православного старца слишком запала его душу -- не беремся судить. Известно только, что в год своего юбилея Алексий II оказался втянутым в громкий скандал. Причем скандал международный. Грозящийся вот-вот стать более громким, чем история с "отмыванием денег русской мафии" в The Bank of New York.
Как бы то ни было, а в мае 1999 года по центральным телеканалам стали транслироваться ролики, в которых Алексий II лично призывал телезрителей вносить пожертвования в Российский благотворительный фонд примирения и согласия. Аналогичные призывы Патриарха печатались в разделах платных объявлений многих газет. Масштабная акция приурочивалась к Международному дню защиты детей.
Патриарх призывал "в это непростое время" восстановить "утраченное единство", посмотреть в глаза детей, "молящие о помощи и участии". Далее шла краткая история трехлетних благотворительных подвигов фонда и, конечно, его реквизиты.
Но громкая акция с треском провалилась. На благотворительный концерт-марафон, завершавший сбор пожертвований, собралось меньше, чем четверть приглашенных. А кресла в первых рядах Колонного зала бывшего Дома союзов вообще почти пустовали: на концерт не пришел ни один из крупных российских политиков.
Бойкот, которому столичная элита подвергла акцию с участием Патриарха, объясняется просто. К моменту ее апофеоза уже было известно, что возглавляемый Алексием II "Фонд примирения и согласия" причастен к... контрабанде наркотиков.
Заметим, что название "Фонд примирения и согласия" (ФПС) казалось очень созвучным времени. Ведь Президент не кто иной, как Борис Ельцин объявил 1999 год "годом примирения и согласия". Так что никто не удивился, узнав, что Алексий II дал согласие лично стать Председателем попечительского совета фонда со столь актуальным названием.
Однако всю реальную работу ФПС ведет не представитель Московской Патриархии. Президентом фонда является сугубо светское лицо - предприниматель Гюльназ Сотникова. Полуцерковный фонд с громким названием является лишь надводной частью айсберга ее коммерческой группы, в которую входят также медицинская компания "Вертекс", транспортно-торговая фирма "Вертекс-авиа" и другие коммерческие предприятия. Они имеют такую скандальную известность, что их название давно изменяется журналистами на "Вертеп".
Усилиями Сотниковой, поддержанной Патриархом, ФПС почти удалось получить статус посредника при подготовке поставок из США гуманитарной продовольственной помощи на сумму 650 миллионов долларов. Но в последний момент американцы отказались от посредничества Московской патриархии и Фонда примирения и согласия, сославшись на претензии, которые якобы имеются по отношению к Сотниковой у российских налоговых органов.
Последовавшие вскоре события в России подтвердили опасения американцев. В те самые летние дни, когда Патриарх призывал помочь детям деньгами через фонд Сотниковой, в ее офисе на Петровском бульваре сотрудники столичного РУБОПа произвели выемку документов. Изымались контракты, накладные, переписка и другие бумаги фирмы "Вертекс".
Российские политики и журналисты в тот вечер откровенно жалели Патриарха, шепотом говоря, мол, подставила Гуля Сотникова "дедушку Лешу" (так ласково в нерелигиозной элите называют Алексия II).
Но буквально на следующий день после этих событий Алексий II дал интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС. Большая часть этого интервью посвящено прямой защите Гюльназ Сотниковой, а текст его поражает своей эмоциональностью. До той поры еще ни разу Патриарх не защищал никого с такой страстностью.
Вот строки того сообщения агентства ИТАР-ТАСС: "Как целенаправленную акцию, направленную против Русской православной церкви и лично ее предстоятеля расценил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II появившиеся в ряде СМИ публикации о якобы имевших место злоупотреблениях в деятельности учрежденного им Российского благотворительного фонда примирения и согласия: Он назвал клеветой все публикации, касающиеся как самого фонда, так и его президента Гюльназ Сотниковой".
Кто же эта самая Гуля Сотникова, на защиту которой без сомнений бросился наш Патриарх? И что такого она совершила, что РУБОП решил обыскать ее офис?
Гюльназ Сотникова хорошо известна правоохранительным органам. Она является персонажем по меньшей мере пяти уголовных дел по контрабанде. Но несмотря на столь богатую биографию, именно Гюльназ Ивановна является сегодня главной фавориткой Патриарха.
Фаворитизм в Московской патриархии имеет свою историю. При предыдущем патриархе Пимене яркой звездой была Надежда Николаевна Дьяченко - жена протоиерея Петра, священника церкви Ильи Обыденного, возле которого теперь строят храм Христа Спасителя. Надежда Дьяченко - не родственница дочери Ельцина Татьяны Дьяченко, а просто однофамилица. Впрочем, многие из склонных к мистике священников готовы видеть в одинаковых фамилиях этих влиятельных особ нечто большее, чем просто совпадение.
Надежда Николаевна появилась в Чистом переулке, где находится рабочая резиденция московских патриархов, в 1985 году, когда у Пимена резко ухудшилось здоровье. Врачи отмечали у престарелого Патриарха обострение диабета на фоне последней стадии рака прямой кишки.
Предусмотрительный Управделами отец Алексий (будущий Патриарх Алексий II) приставил Дьяченко ухаживать за больным Пименом. Заодно она должна была решать "нужные вопросы" в интересах Алексия. За влиятельность и близость к Пимену ее звали Надеждой всея Руси и очень боялись.
Сам же Патриарх Пимен перед смертью изменил завещание, отписав Надежде существенную часть своего имущества. Ситуация получилась настолько конфузная, что новый Патриарх Алексий II вынужден был созвать Священный Синод. Чтобы дезавуировать завещание покойного Пимена, Синод принял специальное закрытое решение о том, что подарки, преподнесенные главе Церкви, принадлежат не ему, как физическому лицу, а организации - Церкви.
Гюльназ Сотникова появилась в Чистом в феврале 1996 года. Она пришла поздравить Патриарха с днем ангела и предложила снять про него фильм. Но пришла она не с пустыми руками: в Чистый переулок прикатили Патриарху в подарок синий "Ягуар". Впрочем, Патриарх сделал красивый ответный шаг: теперь именно этот "Ягуар", стал служебной машиной самой Гюльназ Ивановны.
Принадлежащие Сотниковой фирмы занимались импортом ширпотреба из Китая - того, которым завалены оптовые рынки. Наличных у Гюльназ Ивановны было предостаточно, и она принялась делать щедрые пожертвования. Патриарх взамен стал помогать Сотниковой улаживать проблемы с правоохранительными органами.
Сотрудничество РПЦ и полукриминального бизнеса росло и ширилось. Известно, например, что в позапрошлом году Сотникова сделала за свой счет шикарный ремонт в Патриаршей резиденции в Чистом переулке и заказала в кабинет Алексия II новую мебель.
Вскоре после этого Алексий II вознамерился вручить детям на Патриаршей рождественской елке необычные подарки - настоящие рыболовные удочки. Гуля, владеющая собственной авиакомпанией, и тут пришла на помощь. Полностью загруженный Ил-76 N 76457 приземлился перед Новым годом на военном аэродроме в Чкаловском. Ящики с грузом быстро оказались в трейлерах, те выехали на шоссе, где и были остановлены и проверены сотрудниками РУБОП.
Выяснилось, что главным образом они содержат китайский ширпотреб: одежду, обувь, ковры, часы, украшения, ручки, брелоки, детские игрушки, поддельные компакт-диски. При этом поражает масштаб контрабанды. Будучи абсолютно уверенной в безнаказанности (ведь по документам она везла рождественские подарки Патриарха детям), Сотникова набила грузовой самолет, что называется, под завязку. Стоимость одного только китайскою ширпотреба, по оценкам таможенников, составляет 1,6 млн. долларов. Стоимость же программного обеспечения, которое было записано на полугора тысячах самопальных китайских компакт-дисков, составляет, по оценкам Ассоциации производителей программных продуктов, 1.978.200 долларов (подделка под фирму Autodesk) и еще около 1 миллиона долларов (подделка под Microsoft).
Но главный сюрприз ожидал сотрудников РУБОП впереди. При детальном досмотре груза были обнаружены несколько тайников с наркотиками - гашишем и героином.
Историю с наркотиками, которые Сотникова везла "в подарок детям", усилиями Патриарха удалось если не замять, то, по крайней мере, спустить на тормозах. Но она стала поводом в адрес новых разоблачений в адрес принадлежащей Сотниковой группы фирм "Вертекс".
Недавно американская неправительственная организация "American Foreign Policy Council" в своем бюллетене "Russian Reform Monitor" опубликовала информацию о причастности Сотниковой к самым разнообразным областям криминального бизнеса.
Причем обвинения, изложенные в этой публикации, очень напоминают сюжетные ходы фантастических триллеров. Например, автор публикации, известный эксперт по русскому криминалу и российским спецслужбам Майкл Уоллер утверждает, что "московские правоохранительные органы убеждены, что "Вертекс" стоит за большим не лицензированным сбором тканей человеческих эмбрионов, получаемых в результате операций, которые проводятся в клинике Московского института биологической медицины".
Надо подчеркнуть, что эти страшные обвинения не доказаны. Известно лишь, что Институт биомедицины действительно существует в Москве, и что там действительно делают поздние аборты. Фактом является также и существование специализированной медицинской фирмы "Вертекс". Есть и еще одно любопытное совпадение: сразу после публикации статьи Майкла Уоллера деятельность медицинской фирмы "Вертекс", принадлежащей Гюльназ Сотниковой, была "временно приостановлена".
Но связь между этими разрозненными фактами пока никому доказать не удалось. И, наверное, преждевременно было бы собирать их воедино, если бы не был очевидным еще один важный факт.
Гюльназ Ивановна никогда не фигурирует в делах о контрабанде в одиночку. Все ее характеристики начинаются с указания должности: "Президент фонда согласия и примирения, учрежденного по инициативе Председателя Попечительского совета, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II".
Имя Алексия II упоминается и в скандальной статье, дающей начало новому международному скандалу. Ее автор удивляется тому, что "женщина, благословляемая и спонсируемая Патриархом, может заниматься спекуляцией эмбриональными тканями".
Весьма вероятно, что в ближайшее время американские журналисты, уже запустившие в оборот словосочетание "православная мафия", начнут расследование всей экономической деятельности Русской Православной Церкви. И тогда имя Святейшего начнет фигурировать на криминальных страницах зарубежных газет.
Думается, что это не пойдет на пользу, ни России, ни ее Патриарху.
Warrax Black Fire Pandemonium™ http.//warrax.net e-mail. [email protected]