Газета "Саратовский Универститет"
Университетскую общественность все более начинает интересовать мнение религиозных деятелей в отношении светского образования. Это подтвердила встреча священнослужителей и светских преподавателей, состоявшаяся 9 декабря в научной библиотеке СГУ под эгидой Академии акмеологических наук. Подготовить и провести эту встречу было поручено автору этих строк.
Первое слово предоставляется председателю саратовского отделения ААН профессору Л.Г.Вяткину, заведующему кафедрой педагогики. "При социализме, сказал он, господствовали навязываемые сверху безбожие и атеизм, ожесточившие души людей и принесшие много зла и насилия. Но именно взаимопониманию и прощению учат нас религия, священные книги. В последние годы, переболев атеизмом, как и многие из нас, я пришел к Богу, ощущаю себя, как и пращуры мои, православным христианином", - сказал докладчик.
В современной педагогике религиозному воспитанию уделяется большое внимание. Устанавливается взаимозависимость религиозных и философских представлений в культуре, а также культурные ценности религиоведческого образования. Осуществляя религиозное воспитание, необходимо предостерегать детей от религиозного экстремизма.
Проректор Саратовской духовной семинарии архимандрит Никон посвятил свое выступление проблеме взаимоотношений между церковью и университетским образованием в ее историческом разрезе. В 7-8 веках в Византии и в 12-13 веках в Европе появляются университеты, которые весьма отличаются от античного образца. Университет находился под контролем церкви, и богословие среди прочих учебных дисциплин играло первенствующую роль.
Университет того времени обычно состоял из трех факультетов: богословского, юридического и медицинского. С богословских школ началось и российское образование.
Что касается российских университетов, то они с самого начала создавались как императорские и были отделены от церкви. И хотя богословие преподавалось, богословских факультетов, в отличие от западных университетов, там не было. Теперь, после 80 лет пустыни, истощения духовных сил мы имеем современный российский университет с его позитивизмом, материализмом, действующий к тому же в условиях хозяйственной разрухи, напоминающих период распада Римской империи. Плюс к тому - мелкий меркантилизм, господствующий в некоторых университетах и связанный с деятельностью заезжих проповедников, обеспечивающих и местной профессуре зарубежные поездки.
Каким путем может пойти сотрудничество между церковью и системой высшего образования в наше время? Я скорее, говорит докладчик, склонен поставить этот вопрос, чем дать на него ответ. Но думается, что эта встреча, произошедшая по инициативе некоторых деятельных профессоров университета, и, быть может, какие-то последующие контакты в этом направлении позволят приложить совместные усилия в преодолении элементарной безграмотности в области истории религии и богословских понятий.
Вопрос. Как можно совместить теологическое образование со специальным?
Ответ. Тут можно пойти двумя путями: 1) создание общеуниверситетской кафедры, 2) организация теологического факультета. Но наше общество еще не созрело для реализации таких решений. Например, для создания богословских факультетов нашему обществу нужны годы, а может быть, десятилетия предварительной работы, которую, хочется надеяться, мы сегодня начинаем.
Вопрос. В чем привлекательность христианского мировоззрения, особенно православного?
Ответ. Религия - восстановление связи с Богом, утрачиваемой человеком вследствие греховного состояния его природы. Еще Тертуллиан говорил, что душа - по природе христианка. Во всяком случае у духовной природы человека есть религиозная ориентация - это, я думаю, истина несомненная. Наша культура создана, выпестована православием, поэтому оно, естественно, является более привлекательным. Православие консервативно, оно не подвержено релятивизму. Но это еще не самое важное, поскольку христианская истина обращена ко всему человечеству. Апостол Павел писал: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного...".
Вопрос. Насколько религия и наука совместимы?
Ответ. Религия есть форма духовного существования, а наука есть форма ориентации человека в мире материальном, и одно другому, в принципе, не противоречит. В основе религии лежит знание интуитивное, непосредственное, а в основе науки - логико-эмпирическое.
Докладчик ответил и на ряд других вопросов.
Выступление А.Г.Рокаха было посвящено современному движению за синтез науки и религии. Докладчик отметил, что простота религиозной картины мира достигается за счет сложности исходного постулата, в качестве которого выступает Бог, абсолютный разум. Бросающаяся в глаза архаичность религиозной картины касается, в основном, внешнего мира - мира природы. Значительно более соответствуют современным представления религий о внутреннем мире, душе человека, особенно развитые в восточном мистицизме.
Не случайно именно на Востоке, в Индии родилось мощное движение за синтез науки и религии. Насколько можно судить по трудам I Всемирного конгресса по синтезу науки и религии, ни один из его участников не ставил себе задачу создания объединенной религиозно-научной картины мира, если только под наукой понимать светское знание. Последнее связано с разным характером религиозного и научного знания, как уже отмечал о.Никон. Но непреодолимого барьера между наукой и религией как формами человеческого знания не существует. Особенно органично уживаются научный и религиозный подходы в личности ученого. Ученый, разумеется, может быть религиозным (как раньше партийным). Только эта религия нередко на поверку оказывается такой, которую не принимает ни одна церковь, - религией вообще, не опирающейся на Бога как личностное начало. Думается, подход ученых хорошо выразил Б.Слуцкий (цитирую по памяти - А.Р.):
Какое счастье, если есть
Тот, кто затеплил в нашу честь
Ночное множество созвездий.
А если все само собой
Устроилось, тогда, друг мой,
Еще чудесней.
Религию и науку можно рассматривать как две стороны одной медали - приспособления к окружающему (г.о. наука) и внутреннему (г.о. религия) миру человека.
Эти абстрактные положения обрели конкретное воплощение в школьном преподавании основ психологии и религии, которое ведут вузовские преподаватели в подшефной школе N 15.
В зачитанных А.Г.Рокахом тезисах доклада директора этой школы Г.М.Карпенко (она сама не смогла присутствовать) говорится о трудностях, с которыми сталкивается школа в вопросах религиозного образования, и о роли вузовских преподавателей. (Об этом наша газета уже писала в июне с.г.) Директор школы обращается к ректору Саратовского государственного университета с просьбой наладить переподготовку учителей по специальности "Религиоведение".
Вопрос (к А.Г.Рокаху). Поскольку религия является элементом культуры, как относятся к религиозному образованию культурологи?
Ответ. Насколько мне известно, уступают решение этих вопросов другим, хотя в отечественной учебной литературе уже появилось деление цивилизации и культуры по религиозному принципу: христианский, исламский типы.
Вопрос. Реакция человека на внешние раздражители может быть легко выведена на экран осциллографа и тем самым превращена из внутренней картины во внешнюю. Не исчезает ли разница между внутренним и внешним миром?
Ответ. Физиологическая реакция, действительно, может быть визуализирована. Психическая пока нет.
Вопрос. Существует много различных подходов к вере. Не смущает ли вас это многообразие?
Ответ. В их основе много общего. Это измененные состояния сознания, эзотерика. Психологии все это, в какой-то мере, ведомо.
Следующий доклад о христианском отношении к политике сделал иеромонах Корнилий.
Слово - члену-корреспонденту РАН Г.И.Худякову, заведующему кафедрой геоморфологии. Рассуждая о ноосфере, автор приходит к выводу о двух сущностях мироздания: Демоне-Хаосе и Боге-Порядке. Автор считает, что можно говорить о научных основах религии и работает над их созданием. Когда мы сможем "веровать, зная", ноосфера станет гармоничной. Но традиционное образование, как уже отметил один из предыдущих докладчиков, не дает научных знаний о психике человека. Глубинные процессы заменяет показное строительство божьих храмов, демонстрация якобы любви к российскому, русскому. Зачатки ноосферных проявлений, имевших место, начиная с русского космизма, замещаются бездуховными действиями, зачастую копирующими чуждый нам западный путь. Вера масс в ненасильственный коммунизм была в свое время подменена вождизмом, а с разрушением коммунистической веры потерялся высокий смысл жизни советского человека.
Следует, по мнению автора, вернуться к духовным истокам - божественности мироздания и христианско-коммунистической идеологии, которые должны быть трансформированы в синергетическую систему мировоззрения: божественность мира - в его неизбежном порядке.
Следующим выступил доцент кафедры психологии Е.И.Гарбер, который из-за усталости слушателей не стал делать доклад, однако отметил, что все выступавшие имели дело с материалом, находящимся в сфере компетенции психологов. Еще в начале нашего столетия известный немецкий психолог Г.Эббингауз отнес религию и искусство к высшей деятельности души. Говоря о школьном образовании, выступающий высказал мнение, что при окончании школы выпускник получает "аттестат незрелости", ибо он вооружен картиной мира только физической и даже, скорее, механической. Наша страна отличается воинствующим невежеством в области психологии. Это положение началось с того времени, когда Н.К.Крупская, формируя программу новой школы, выбросила, по совету В.И.Ленина, из программы дореволюционной гимназии "мусор": закон божий, древние языки и психологию. Автор написал учебник психологии для средней школы, который пока не удается издать. То, что делает в школе Александр Григорьевич (Роках) замечательно, но это спецкурсы, а они должны опираться на курс общей психологии, который целесообразно читать в 9-м классе (именно это и делается в течение 5 лет в средней школе N 15 - А.Р.). Научная картина мира обязательно должна включать физику и психологию. Кстати, Е.И.Гарбер был первым на моей памяти, кто приглашал религиозных деятелей для диалога со светской интеллигенцией. В последние годы это происходило в рамках городского клуба гуманистической психологии. В начале будущего года предполагается разговор на тему "Психология религии".
Продолжил обсуждение докладов доцент-физик Ан.В.Скрипаль. Тематика конференции актуальна и интересна. Но где готовить ралигиоведов? Нужен теологический факультет, ибо для синтеза требуются две стороны: наука представлена, а религия отсутствует.
Отец Владимир, настоятель евангелическо-лютеранской церкви обратил внимание присутствующих на роль искусства в воспитании духовности. Музыка очень объединяет. И если в университет придет человек, духовно воспитанный, он будет готов к восприятию синтеза науки с религией.В заключение собравшиеся одобрили предложение, внесенное Л.М.Страховой, о периодическом возвращении к диалогу духовенства и ученых, преподавателей университета.
На этом можно было бы поставить точку. Но хочется добавить несколько строк. Из немногих приведенных примеров видно, какой широкий спектр мнений по вопросам религии существует у преподавателей университета. Кроме двух крайних позиций: безоговорочная вера в Бога и нерассуждающий, изначальный атеизм, которые встречаются в чистом виде, наверное, редко, - действительность дает нам много промежуточных состояний. И все они связаны с вопросами морали, нравственности, событиями личной жизни, а в научном отношении - с психологией, особенно психологией глубинной.
Так не с нее ли надо начинать в образовании, чтобы стать самим (и сделать наших учеников) готовыми ко встрече с религией, старым, как мир, но новым для нас, работников светского образования, явлением? Это позволит нам лучше оценить возможности религиозного образования и с большим умением отделять "зерна от плевел".
А.РОКАХ
Warrax Black Fire Pandemonium™ http.//warrax.net e-mail. [email protected]