Вообще-то статья "за правильную РПЦ", но все равно интересная.
"Православные христиане! Что это делается у нас на Руси святой?! Из далеких стран, из-за вражьих морей понахлынула к нам рать нечистая в облике "верующих во Христа" еретиков протестантского и иудейского толка: адвентисты, баптисты... Да разве это не издевательство над русскими! Ну, поехали бы в Китай, в Японию, где не слышно о Христе. Знать, не вера надобна им, а нечто другое... Враги лютые сеют плевелы... Точно новоявленные жиды вновь распинают Христа".
Вот так. Не больше и не меньше. И подо всем этим - подпись: "О.Виктор (Трофимов), настоятель церкви". Какой именно церкви, не сообщается, зато указан номер телефона: 93-6-59. Номер, конечно же не московский: причитания отца Виктора помещены в газете "Селенга", издающейся в Бурятии - на земле, коренное население которой, кстати говоря, исповедует не православие, а буддизм.
Знакомясь с произведением новоявленного "ревнителя русского национального православия", я никак не мог отделаться от мысли, что уже читал где-то нечто подобное. И правда, покопавшись в библиотеке, нашел брошюрку, изданную... в начале века. Брошюрка эта появилась на свет вскоре после того, как в разгар широких общественных волнений, 17 апреля 1905 года, император Николай II принял решение снять некоторые из ограничений, существовавших в России на протяжении веков для всей неправославной части ее жителей (в том числе, кстати, и для буддистов, которые при царях официально именовались "идолопоклонниками и язычниками"). Позволю себе процитировать отдельные пассажи этой антикварной публикации:
"Православные христиане! Что это делается у нас на Руси святой?! Что творится в Москве-матушке белокаменной?! Из далеких стран, из-за вражьих морей понахлынула к нам рать нечистая и пошла войной против веры святой, против Церкви Христа Православной". Далее следовало гневное осуждение "слуг антихристовых: разных баптистов, евангелистов и адвентистов, только облекшихся в одежду христиан, чтобы лучше и коварнее уловить в сети диавола православных людей".
Не буду комментировать дословное повторение отцом Виктором чужих слов и выражений: в конце концов не каждый способен придумать что-то оригинальное, особенно если собственных мыслей не хватает. Впрочем, старый, пожелтевший от времени оригинал пасквиля все-таки кое-чем был "обогащен". Исчезло упоминание о евангелистах (видимо, отец Виктор не знает толком, кто они такие). Зато появились "еретики иудейского толка" или "новоявленные жиды".
Явно в угоду антисемитским пристрастиям автора, забывшего (или не ведающего), что, согласно Евангелию, "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кор. 3, 11).
Заметим также, что, проживая на восточной окраине нашей державы, автор, судя по всему, не имеет ни малейшего представления о существовании христианских общин в упомянутых им Китае и Японии. В частности, о том, что миссионеры из России еще в прошлом веке познакомили с православием японцев и теперь в соседнем с нами островном государстве большим уважением пользуется Японская Автономная Православная Церковь, которая находится в каноническом общении со своей Церковью-матерью.
Паника, возникшая в некоторых церковных кругах в начале нынешнего века в связи с первыми шагами тогдашних властей в сторону веротерпимости, была вполне объяснима. Являясь частью государственного механизма, православный клир за долгое время привык к мысли о том, что на родине никто не смеет проповедовать иные религиозные взгляды на равных с ним правах. И вдруг было разрешено - впервые в нашей истории - открыто покидать господствующую Церковь и переходить в другие религии или в неверие без опасности подвергнуться за это преследованиям. Многие батюшки оказались застигнуты врасплох и стали терять паству, так как не умели убеждать людей в правоте православия.
Сегодня история в каком-то смысле повторяется. Религиозная свобода, причем неизмеримо более полная, чем в 1905 году, пришла к нам после того, как на протяжении 70 с лишним лет советской власти свободная проповедь вообще находилась под запретом. Все это время служители Церкви были обязаны ограничивать пастырскую деятельность стенами храма, да и то под пристальным взглядом "контрольных органов". И вот в момент, когда изголодавшиеся по свободе россияне сами, без чьего бы то ни было понуждения, потянулись в храмы, они встретили там, наряду с нормальными священниками, настоящих "совков", которые живут прошлым и неспособны вести диалог с окружающим их миром на языке христианской любви.
Эти клирики советского разлива, воспитанные в духе нетерпимости ко всему, что выходит за пределы их мировидения, различаются лишь по выбору ближайших друзей. Одни откровенно ориентируются на коммунистов, другие - на ультраправых, третьи - вообще на любую политическую силу, лишь бы та декларировала готовность вернуть страну к официальному единомыслию. На сей раз - под знаменем "национал-православия".
Так, в печати уже не раз сообщалось о деятельности созданного группой священников во главе с настоятелем одного из московских храмов протоиереем Александром Шаргуновым комитета "За нравственное возрождение Отечества". В очередном номере издаваемого ими бюллетеня "Антихрист в Москве" члены комитета снова бьют тревогу, утверждая, что "пресловутый" плюрализм дал "неслыханную свободу" другим религиям, поголовно записанным в "секты". Добиться достижения своих целей они рассчитывают (по собственному признанию) с помощью Г.А.Зюганова.
Всегда говорил, что коммунизм - это тоже религия. Два сапога - пара, и оба не на ту ногу.
Рядом с "Антихристом" на столе у меня лежит журнальчик под названием "Русич". Издается он тоже не где-нибудь в Тьмутаракани, а в столице России, причем аж с 1989 года. На обложке выпуска, датированного летом 1996 года, указывается номер регистрационного свидетельства Госкомпечати, причем заодно сообщается, куда пересылать деньги для финансовой поддержки издания. Внутри же, на самой первой странице, опять до боли знакомое: "Набежали вражьи полчища в Русский стан, чтобы сокрушить Православную Державу Духа, искони ведущего непримиримую брань с иудаизмом, папизмом и ересью жидовствующих". Далее некто Г.И.Молоканов на полном серьезе рассуждает о том, что "древние русы - стержневой материнский род арийского племени", а "православная вера близка к арийскому закону". Его единомышленница Г.Ю.Смирнова спешит пояснить причину этой придуманной ею близости: "Православие на протяжении веков последовательно противопоставляло себя иудаизму". Борцы за "арийское православие" намерены положить его в основу государственной политики, когда придут к власти. Причем делить власть они ни с кем не собираются. "Мы, патриоты-державники, должны взять всю полноту ответственности только на себя", - предупреждает "русич" Б.А.Аверичкин.
Отвергая "папизм", адепты "национал-православия" открывают огонь и по Священноначалию Русской Православной Церкви. Им чудится, что Предстоятель Церкви стал вероотступником, "носит рясу со звездами Давида" и благословил "многочисленное изображение этого символа иудаизма на куполах некоторых московских и других православных храмов".
"Борцы за веру", принадлежащие к самым различным течениям внутрицерковного интегризма и занимающие неодинаковое положение на ступенях православной иерархии, давно не скрывают недовольства позицией Святейшего Патриарха Алексия Второго и других видных деятелей Церкви, которые неоднократно напоминали православному люду о том, что "Бог есть любовь" (1 Ин 4, 8, 19).
Они не могут простить Священноначалию проведения в 1994 году в московском Свято-Даниловом монастыре межконфессиональной конференции "Христианская вера и человеческая вражда". В головах батюшек-интегристов просто не укладывается, как это православные могут садиться за один стол со старообрядцами, протестантами, католиками, на равных разговаривать с мусульманами, иудеями, буддистами.
"Национал-православы" с подозрением отнеслись к поддержке руководителями Церкви решения Бориса Ельцина создать Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. Их возмутило включение в состав этого консультативного органа иноверцев, чей голос получил там такой же вес, как и голоса представителей РПЦ. Зато те же самые люди с удовлетворением встретили передачу Совета под прямой контроль "ястребов" госаппарата, опасавшихся, что, оставшись наедине друг с другом, религиозные лидеры объединятся в требовании прекратить войну в Чечне, войну, затеянную не православными и не мусульманами, а безбожниками.
Весьма интересное мнение, я бы сказал. Как раз, вроде бы, мусульманами.
Казалось, доморощенным российским крестоносцам следовало прислушаться к мнению церковных архиереев, выраженном на их последнем соборе, который состоялся в конце 1994 года. Собор напомнил всем православным, что даже в тех случаях, когда они сталкиваются не просто с иноверцами, а с членами действительно тоталитарных сект, "противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений". По убеждению архиереев, нужно не объявлять войну инакомыслящим, а "широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, помогать тем, кто временно оступился". Что, заметим, прекрасно делает митрополит Кирилл, когда он выступает с блестящими проповедями по телевидению.
Конечно, все это не исключает необходимости совместных усилий авторитетных религиозных и государственных деятелей, ученых-историков и правоведов, врачей-психологов, представителей общественности всех заинтересованных стран с целью найти ту невидимую, но реально существующую грань, которая отделяет настоящие культы от псевдорелигий. Об этом мне довелось подробно беседовать с коллегами из стран Европейского Союза и с представителями ряда международных организаций, таких как ЮНЕСКО и Всемирный совет Церквей, причем всякий раз мы приходили к единому мнению.
Но что до этого таким, как отец Виктор из Бурятии! Спасение от всех напастей "национал-православы" видят лишь в запретах и наказаниях. "Пробудитесь же, православные", - взывает он к единоверцам. И рассказывает о том, какие методы "убеждения" применялись по рекомендации архиереев, живших... в четвертом столетии, то есть за шесть веков до крещения Руси (цитируем по публикации в "Селенге"): "Кто удостоился святого Крещения и отступил от Православной веры, тот подлежит смертной казни. Если иудей осмелится растлить христианскую веру, то подлежит смертной казни... Еретики, бывшие христианами и ставшие затем на путь ересей и толков, будут казнены мечом. Кто знает таких и не доносит о них властям, подлежит смертной казни". Вряд ли автор публикации всерьез рассчитывает, что на рубеже двадцатого и двадцать первого веков христианской эры кто-нибудь решит следовать подобным предписаниям. Но свой вклад в возбуждение умов и в разжигание вражды и ненависти на религиозной почве этот выходец из прошлого все-таки вносит. А потому, думаю, не лишне будет напомнить и ему, и его, к сожалению, многочисленным единомышленникам о некоторых положениях принятого Государственной Думой и вступившего в силу 24 мая нынешнего года Уголовного кодекса РФ. В соответствии с этим документом считаются преступлениями и подлежат наказанию в уголовном порядке:
- нарушение равноправия граждан в зависимости
от отношения к религии (ст. 136);
- незаконное воспрепятствование
деятельности религиозных организаций или
совершению религиозных обрядов (ст. 148);
- действия, направленные на
возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды, а равно пропаганда
исключительности, превосходства либо
неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, национальной или расовой
принадлежности (ст. 282);
- действия, направленные на полное
или частичное уничтожение религиозной группы
путем убийства членов этой группы, причинения
тяжкого вреда их здоровью (ст. 357).
Первые три вида преступлений наказываются лишением свободы на различные сроки - в зависимости от тяжести содеянного, четвертый влечет за собой смертную казнь или пожизненное заключение преступника. Так что есть, о чем задуматься распоясавшимся черносотенцам.
Нет сомнения в том, что неуемная активность названных выше поименно батюшек и мирян не только создает угрозу гражданскому миру, но и наносит огромный урон самой Русской Православной Церкви. Особенно сейчас, когда идет обсуждение проекта нового закона "О свободе совести и религиозных организациях" и многие россияне усматривают в заявлениях церковных интегристов признак стремления всей Церкви перечеркнуть конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом.
Конечно, религиозная (как и политическая) свобода автоматически всех проблем не решает. Всегда могут найтись деструктивные силы, стремящиеся к ее уничтожению и действующие при этом под ее же прикрытием. В политике сегодня это крикуны ультралевого и неонацистского толка, в религии - разного рода тоталитарные секты. Им можно и нужно давать отпор, при необходимости - через суд. Однако, согласитесь, нельзя вести борьбу с ними, отказываясь от высших ценностей свободы, вступая в противоречие с Уголовным кодексом и превращая самих себя в сектантов, сознательно или неосознанно отгораживающихся от всего православия и от всего христианского мира вообще.
АНАТОЛИЙ КРАСИКОВ
Москва
Warrax Black Fire Pandemonium™ http://warrax.net e-mail: [email protected]