Увы, ни один богослов и
философ
Ему не решил королевских вопросов.
"Король и пастух",
английская народная
баллада.
Вопрос, вынесенный в заголовок, кажется откровенно нахальным. Без малого две тысячи лет назад его поставил Понтий Пилат, и с тех пор, кажется, никто не дерзнул дать на него окончательный ответ. Более того - имеется как бы молчаливое соглашение, что такого ответа в принципе быть не может. Что ж, вероятно, так оно и есть. Но все-таки попробуем предложить вариант толкования истины - пусть не абсолютной, а на бытовом уровне.
Зато вопрос подзаголовка, наоборот, представляется тавтологическим - наподобие "Между кем и кем были греко-персидские войны?" или "Сколько лет было пятнадцатилетнему капитану?". Между тем не так всё просто, как представляется на первый взгляд.
Если вы попробуете выяснить у религиозного человека, во что, собственно говоря, он верит, то вряд ли услышите что-либо вразумительное (при условии, что он вообще захочет с вами разговаривать). Признание некоего высшего Существа, сотворившего мир, стоящего над миром и управляющего миром, - слишком абстрактная и неосязаемая штука. А уж такие слова, как "соборность", "боговидение", "сверхбытие" или "народ-богоносец", вообще окутаны густым туманом, и смысла в них едва ли больше, чем в слове "сепулька".
Попробуем для начала сузить и конкретизировать исходный вопрос следующим образом:
Казалось бы, что тут непонятного: это обращение к Богу с некоторой просьбой. Например, "Пошли нам хороший урожай риса", "Помоги мне сдать экзамен по географии" или "Сделай так, чтобы мой брат выздоровел". Но не зря еще И.С. Тургенев резонно заметил, что "всякая молитва сводится на следующую: "Великий Боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре!"". Иначе говоря, молитва - это просьба к Богу о чуде.
Кстати, а какой смысл вкладывается обычно в понятие "чудо"? Сплошь и рядом люди, сами того не замечая, употребляют это слово в двух совершенно различных смыслах. А не договорившись предварительно о точном значении слов, легко скатиться в такие дискуссии, когда люди не понимают не только друг друга, но и себя. Вот эти два толкования:
Так вот, молитва - это, как правило, просьба о чуде второго рода.
Какова сила молитвы, есть ли у нее пределы возможностей? Бог всемогущ, а потому для Него нет ничего невозможного, а стало быть, и возможности молитвы безграничны, - так должен ответить искренне верующий. Разве не сказал Иисус Христос: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет" (Матф. 17:20)? Если понимать эти слова всерьез (а Богу вроде бы не пристало преувеличивать), то любой истинно верующий обладает могуществом старика Хоттабыча. Нет для него невозможного: произнес волшебные слова - и в пустом поле сам собой воздвигся добротный дом; пошел или, наоборот, прекратился дождь; выздоровел неизлечимо больной человек. Говоря проще - любой верующий легко и просто способен творить чудеса второго рода. Но почему-то не видно верующих, силой молитвы прорубающих тоннели для метрополитенов или хотя бы ремонтирующих испорченный телевизор. Вспомним старый, но не стареющий анекдот.
Капитан тонущего корабля обращается к пассажирам:
- Есть тут кто-нибудь, кто надеется спастись с Божьей помощью?
Некий священник скромно выступает вперед.
- Вот и отлично, - говорит капитан. - А то у нас как раз не хватает одного места в спасательных шлюпках.
Это психологически точная сценка: на самом деле молящийся, как правило, никогда не рассчитывает на явное нарушение законов природы и при возможности подкрепляет свои мольбы вполне материалистическими действиями: обращается к врачу, покупает квартиру или хлопочет о предоставлении муниципальной, вызывает ремонтного мастера, садится в спасательную шлюпку. Не зря старая пословица советует: "На Бога надейся, а сам не плошай". Еще один анекдот на ту же тему.
Один очень бедный еврей без устали молился Богу, чтобы Он послал ему крупный выигрыш в лотерею. Эти молитвы постоянно слышали ангелы и, сжалившись над беднягой, принялись ходатайствовать перед своим Шефом:
- Боже, ну пошли этому несчастному выигрыш, ну чего Тебе стоит!
- Да Я бы давно это сделал с удовольствием, - в отчаянии ответил Всевышний. - Только пусть он купит хоть один лотерейный билет!
Когда просимое в молитве сбывается (чудо первого рода), верующий никогда не считает, что это результат вполне материальных причин или просто естественного хода вещей. Нет, конечно же, "Бог услышал меня". А если не сработало? Объяснение готово и тут: "Я слишком грешен или недостаточно усердно молился". Приходит на память очень любопытный (на этот раз не анекдотический, а вполне реальный) эпизод.
Несколько десятилетий назад на всю страну нашумело уголовное дело одного то ли адвоката, то ли нотариуса. С помощью своих многочисленных знакомств с влиятельными персонами он брался за взятку улаживать "с черного хода" самые разнообразные дела: достать квартиру, устроить чадо в престижный институт, раздобыть дефицитный товар и т. д. Разговор с клиентом происходил примерно так:
- Вы хотите, чтобы ваш сын поступил в такой-то институт? Вам крупно повезло: у меня там как раз знакомый доцент в экзаменационной комиссии. Я шепну ему пару слов. Только пусть ваш сын готовится к экзаменам как следует. Понимаете, получится очень нехорошо, если он совсем уж лыка вязать не будет - и пройдет. Сразу всем станет ясно, в чем дело. Но стопроцентной гарантии я дать все-таки не могу. Поэтому сделаем так: сейчас пока денег я с вас не возьму. Поступит ваш сын благополучно - тогда и сочтемся. А нет - не обессудьте, не получилось.
Надо ли объяснять, что никаких "таких" знакомств у изобретательного пройдохи не было, а просто он предоставлял делу идти своим чередом. Не так же ли и с молитвами?
Думается, бессилие молитвы перед миром физической реальности признают в глубине души не только рядовые верующие, но и церковники. Почему-то никто из них не пытался пригнать к Чернобылю цистерну-другую святой воды, окропить ею местность и совершить молебен, прося Господа, чтобы Он снизил уровень радиации до 15 или, на худой конец, 20 микрорентген в час. А если вера искренняя, то за чем, спрашивается, дело стало?
Да что там Чернобыль... Даже в более простой ситуации сила молитвы может быть проверена вполне объективно. Возьмем два утверждения:
Оба высказывания в одинаковой степени экспериментально проверяемы, в этом отношении между ними нет абсолютно никакой разницы. Однако если первое из них действительно многократно проверялось на опыте, то второе просто принимается на веру. А ведь проверить его ничего не стоит! (В отличие, скажем, от проверки таких неосязаемых утверждений, как троичность Божества, святости Богородицы или искупления первородного греха). Чего проще: год за годом вести аккуратный реестр освященных и неосвященных овощных магазинов (а также парикмахерских, банков, авианосцев, прачечных, автомобилей, атомных электростанций, теннисных кортов и т. д.) и тщательно записывать, какая судьба постигла тот или иной объект. Беспристрастная статистика честно покажет, чего стоит молебен и освящение1.
Возьмем другой пример. Как во всем мире испытываются новые лекарства? Процедура давно отработана до мелочей. После теоретических исследований и опытов на животных берутся две по возможности однородных партии больных той самой болезнью, которую пытаются лечить. Больным из одной партии дают экспериментальное лекарство, а больным из другой (контрольной) группы - так называемое плацебо, пустышку - нейтральное вещество, не оказывающее ни целебного, ни вредного действия (это делается с целью исключить психологический фактор). После этого сравнивают результаты в экспериментальной и контрольной группах.
Нет ничего проще, чем точно так же исследовать действенность молитвы по сравнению с лекарством. Взять две группы больных и лечить их: одну - медикаментами, а другую - молебнами (только заочно, чтобы больные не знали об этом). И посмотреть, что из этого получится. Могут возразить: дескать, в отличие от лекарств молитва действует не на всех одинаково, а только на угодных Богу праведников. Прекрасно. Но если взять достаточно многочисленный контингент больных, да к тому же разбить их на группы случайным образом, то по закону больших чисел обе группы будут содержать приблизительно одинаковый процент праведников и грешников. А потому если окажется, что от лекарств выздоровели, допустим, 80 % больных, а от молитв - только 10 %, то этот результат никак нельзя будет списать на то, что, мол, медикаментами лечили в основном праведников, а молились преимущественно за грешников. Так почему бы не попробовать? Такой эксперимент ничего опасного, безнравственного или кощунственного в себе не несет; он - повторимся - вполне в традициях медицины. А главное, другого способа узнать истину неизвестно. Вот будет здорово, если мощь молитвы получит экспериментальное научное подтверждение! Правда, есть в этом и теневая сторона: несметным полчищам врачей придется подыскивать себе другую специальность...
Справедливо стеная и причитая по поводу нашего смутного времени, почему-то никто из верующих не вспоминает книгу "Левит", где даются совершенно конкретные рекомендации, как замолить грехи целого народа или страны. А ведь рецепт - проще простого. Надо взять жертвенное животное, заколоть его и совершить всесожжение. А то еще отпустить на все четыре стороны специального козла (козла отпущения), предварительно помазав его рога кровью другого козла. Так что - может, попробуем? А вдруг поможет?
Давным-давно - кажется, в прошлую пятницу...
А. Милн. "Винни-Пух и все-все-все"
Сейчас, наверное, трудно встретить мало-мальски образованного человека, который бы буквально воспринимал всё написанное в Библии: сотворение мира и человека, остановку Иисусом Навином суточного вращения Солнца вокруг Земли, пребывание Ионы во чреве кита... Особенно трогательны наивно короткие тысячелетия, в которые Библия укладывает всю историю мироздания (при том, что современный научный антропогенез оперирует миллионами лет, а космология - миллиардами). Для нее "давным-давно" мало отличается от винни-пуховской прошлой пятницы. Да, трудно встретить такого человека - но все-таки можно. Мой (ныне покойный) родственник, весьма образованный, горячо уверял меня, что все сообщаемые Библией сведения нужно понимать абсолютно буквально, без малейшего намека на иносказание. На мой вопрос, а как же воспринимать, скажем, ископаемые кости динозавров и питекантропов, а также другие научные свидетельства изменчивости видов и древности Вселенной, последовал уверенный и совершенно серьезный ответ: все эти "вещдоки" искусственно созданы Богом с единственной целью испытать крепость веры человека.
Такая точка зрения не нова: в XIX веке натуралист Филип Генри Госсе настойчиво, но не очень успешно пропагандировал идею, что акт творения произошел таким образом, как если бы всё сотворенное имело предысторию. По этому поводу Бертран Рассел саркастически заметил: "Но, предположив это, нам уже нет надобности считать мир сотворенным в какой-то определенный момент времени. Все мы могли возникнуть всего пять минут назад - небритые, с дырками в носках и с готовыми воспоминаниями. Но, хотя это и возможно логически, никто этому не стал бы верить; и Госсе обнаружил, к своему горькому разочарованию, что никто не поддержал его попытки примирить теологию с научными данными" ("Религия и наука").
Одно время в молитвенном доме христиан-баптистов для всех желающих - верующих и неверующих - проповедник этого дома проводил семинар "Что есть истина?", протекавший в форме свободной беседы. Среди прочих вопросов задал я руководителю и такой (вспомнив "Дневник Адама" Марка Твена): "До момента грехопадения львы и тигры питались травкой, а потом вдруг стали хищниками. Значит ли это, что их зубы и пищеварительные тракты мгновенно изменились, приспособившись к поеданию и перевариванию мясной пищи?". Ответ был утвердиительный, причем без тени сомнения.
Примечательна злоба и раздражительность одного из участников того семинара по отношению к инакомыслящим. На одном заседании руководитель завел разговор о чуде регенерации утраченных органов у живых существ, которое, по его мнению, невозможно объяснить без божественного вмешательства. Другими словами, согласно приведенной выше классификации он провозгласил чудо первого рода - чудом второго рода. В ответ я возразил, что это "чудо" имеет научное объяснение, и стал цитировать принесенный с собой "Биологический энциклопедический словарь". Так вот, один из участников стал злобно-иронически поддакивать после каждой цитируемой мною фразы. Дескать, послушайте только, ну и чушь же несет этот придурок. Когда я спросил, как понимать его ироническое поддакивание, он замолчал, но объяснять ничего не захотел. Справедливости ради стоит отметить, что остальные верующие вели себя гораздо спокойнее и терпимее.
Ну а если понимать библейские рассказы не буквально, то как? Иносказательно, аллегорически? Скажем, каждый день творения - это не 24 часа, а огромная космологическая эпоха, истинную протяженность которой смертным постичь не дано? Так, например, считают Свидетели Иеговы, с которыми мне довелось говорить на эту тему. Но растянуть антропогенез до масштабов научной шкалы все равно не удастся: Библия перечисляет довольно ограниченное число вполне конкретных поколений людей, начиная с Адама, которым было бы слишком просторно в эпохе длительностью в миллионы лет (даже при том, что многие библейские персонажи жили сотни лет).
А как быть с происхождением видов и человека - признавать теорию Дарвина или встать на точку зрения креационизма - что всё это возникло сразу в готовом виде? Известно, что эволюционная теория весьма уязвима для критики и встречает массу серьезных трудностей, например, отсутствие многих переходных форм (хотя геологические слои, кажется, не подряжались хранить в себе останки абсолютно всех промежуточных видов). Одно из самых частых и веских возражений состоит в следующем. Случайное развитие высокоорганизованных живых существ из чего-то изначально примитивного менее вероятно, чем случайная сборка ураганом новехонького суперлайнера из самолетных обломков. Есть и другие возражения. Например, меня еще со студенческих лет мучил вопрос: как в процессе эволюции у пауков могла выработаться способность плести паутину? Представить себе этот процесс постепенным невозможно: ведь паутинкой миллиметрового размера много мух не наловишь, и паук помрет с голоду, не успев передать потомству зачатки своего искусства.
Однако при всем кажущемся неправдоподобии случайного эволюционного процесса он все-таки правдоподобнее акта творения. Худо-бедно эволюция дает хоть какой-то ответ на вопрос о происхождении жизни, тогда как креационизм просто от ответа уходит. Он предлагает отказаться от маленького чуда и в качестве альтернативы поверить в чудо огромное, прямо-таки исполинское. Но достаточно чуть-чуть подумать и задаться простым вопросом:
- Хорошо, раз процесс эволюции настолько невероятен, что кажется просто чудом, примем - по Библии - акт сотворения. Но попробуем детально представить, как он происходил. Не было жирафа - и вот он появился. Как? Бог слепил его руками из глины? Или жираф выткался из воздуха, наподобие материализовавшегося привидения? Как можно представить себе соответствующий эпизод фильма "Сотворение жизни"?
В ответ на этот вопрос один православный раздраженно заявил, что его подобные вещи не волнуют, что есть верующие биологи-антидарвинисты - вот пусть они и решают эту проблему. Учитывая повышенную возбудимость собеседника, я уж не посмел его спросить: а как, интересно, этот биолог-антидарвинист будет выяснять истину - по науке? Так она, скорее всего, приведет к теории эволюции. По Библии? Так ведь она деталей не дает и в принципе дать не может.
Не сразу понял я причину праведной ярости своего собеседника: в качестве реакции на мой простой вопрос на меня посыпались обвинения в оскорбительном и унизительном экспериментаторстве, так что я почувствовал себя чуть ли не эсэсовцем в белом халате, производящем изуверские опыты над людьми в одном из фашистских концлагерей. И несколько позже, уже наедине с собой, до меня дошло: христианин разозлился на меня за то, что я мало того, что сам позволяю себе думать над Священным Писанием, так еще имею наглость и его подбивать на это нечестивое занятие.
Честнее оказались Свидетели Иеговы: подумав, они признали, что жираф появился на свет естественным образом - родился. От кого? Лошадь его родила? Да нет, всё происходило долго и постепенно, за много поколений. В общем, от эволюции никуда не деться, разве что в утешение можно считать, что направлялась она Чьей-то невидимой Рукой.
Другой интересный вопрос:
Скучные сухари-ученые придумали понятие "психика", означающее совокупность таких функциональных способностей живого существа, как память, положительные и отрицательные эмоции, желания и т. д. При этом они (ученые) утверждают, что все эти способности обусловлены физиологией. Так, человек с повреждениями определенных участков мозга забывает важнейшую и, казалось бы, самую прочную информацию (например, собственное имя). Глухому недоступна красота шелеста леса, морского прибоя, пения птиц. Слепой (да и дальтоник) не понимает, чем прекрасен закат или радуга. Кастрату (или лицу нетрадиционной ориентации) незнакомо чувство влечения к особе противоположного пола.
В отличие от ученых премудростей душа - это нематериальная субстанция, вложенная в тело человека и продолжающая существовать после смерти этого тела. Человек чувствует, любит, ненавидит, восхищается, запоминает, забывает, гордится, раскаивается и т. д. - благодаря деятельности этой эфирной субстанции, а вовсе не грубой физиологии. Сегодня имеется много убедительных (для верующих) свидетельств бессмертия души. Это рассказы людей, переживших клиническую смерть и возвращенных к жизни. Все они испытывали примерно одно и то же: летели в какую-то трубу (или тоннель), в конце которой был ослепительно яркий свет; слышали голоса, иногда видели умерших близких. Но вот простой вопрос, который я задавал не просто верующим, а людям с весьма серьезной научной подготовкой:
- Значит, душа нематериальна? Прекрасно. Тогда чем же объяснить, что она возвращается в тело умершего человека в результате материальных действий врачей? Было бы логично, если бы она возвращалась в результате молитв. Но скальпель? Но аппаратура искусственного дыхания и кровообращения? Массаж сердца?
На этот (подчеркиваю: очевидный!) вопрос получить ответ мне ни разу не удалось.
А ведь его можно развить и дальше по некоторым направлениям:
Все христианские конфессии (а например, индуистских мы в данный момент не касаемся) учат, что душа есть только у человека, а животные ее лишены2. Правильнее сказать - другие животные, потому что человек все-таки тоже представитель этого царства. Но если исключить Homo saрiens из биологических видов, наделив его душой, которой животные лишены, то тогда волей-неволей придется-таки отказаться от теории эволюции. Иначе мы приходим к бесконечной серии весьма неприятных для верующего вопросов. Была ли душа у неандертальца? а у питекантропа? у австралопитека? у шимпанзе? у общего предка всех приматов? млекопитающих? хордовых? Если была, то куда она делась у медведей, лягушек, черепах, рыб? Если же не было ее, то в какой момент эволюции, у кого она появилась?
Но вопрос о таинственном моменте появления души носит не только филогенетический, но и онтогенетический характер, проще говоря - не только в плане эволюции, но и в плане внутриутробного развития зародыша. Есть ли душа у сперматозоида? у яйцеклетки? Вряд ли найдется верующий, который не колеблясь даст утвердительный ответ на этот вопрос. А раз нет души ни у сперматозоида, ни у яйцеклетки, то в какой момент развития зародыша она возникает? Этот вопрос не нов, но убедительного ответа на него нет да сих пор.
Но, пожалуй, еще интереснее проблема не момента появления души, а ее судьбы после смерти человека. Таким образом мы плавно переходим к следующему чрезвычайно интригующему вопросу:
Грешник после смерти попадает в ад, а праведный человек - в рай. Это общеизвестно. Оставим в стороне ад - черт с ним в буквальном и переносном смысле, займемся лучше раем. Что он собой представляет и как там проводят время счастливцы, его удостоенные? Оказывается, это известно совершенно точно. На том же семинаре "Что есть истина?" его руководитель объяснил нам, что рай - это точная копия земного города Иерусалима. На мой вопрос, не тесновато ли там будет обитателям - ведь за всю историю человечества на Земле жило что-то около 70 - 80 миллиардов людей, последовал уверенный ответ, что Бог найдет способ их там всех разместить. Но самое интересное: оказывается, усопшие будут там продолжать заниматься тем, что они делали в своей земной жизни! К сожалению, разговор после этого потрясающего заявления потек по не очень интересному для меня руслу, и мне не удалось вклиниться в него с вопросом: а что же в таком случае будут делать в раю могильщики и прозекторы? Или люди этих мрачных профессий заведомо обречены на адские муки? Но если поразмышлять чуточку побольше, то станет ясно, что столь же загадочна посмертная судьба людей практически всех профессий.
Чтобы географам и путешественникам было чем заняться после смерти, в раю недостаточно копии одного лишь Иерусалима - там необходимы еще копии всех городов, морей, океанов и континентов, иначе говоря - полный дубликат нашей матушки Земли. А астрономы чем же хуже географов? Значит, и для них должна быть создана привычная обстановка - на том свете должны быть и Солнечная система, и наша Галактика, и туманность Андромеды, и Крабовидная туманность - а как же иначе? Чтобы не остались без дела животноводы, ветеринары, дрессировщики и т. д., на том свете непременно должны быть животные (вот мы и пришли с другого конца к необходимости существования бессмертной души у собак и коров).
Но будет ли мир иной материальным или бестелесным? Кажется, и вопрос-то такой нелепо ставить: ну конечно, чисто духовным, бесплотным! Вот и проповедник на упоминавшемся уже семинаре уверенно заявил, что на том свете никаких гастрономов не будет, и колбаса там не понадобится, поскольку души умерших будут подпитываться энергией непосредственно от Самого Бога. Позвольте, как же так?! А чем же тогда заняться поварам, официантам, кулинарам? Нет уж, в раю безработицы быть не должно.
Физикам, химикам, биологам и прочим бездельничать тоже не к лицу - значит, им нужно обеспечить полный комплект всех законов природы, к которым они привыкли и которые будут продолжать изучать - законы квантовой механики, электродинамики, генетики и пр. То есть тот мир должен быть в точно такой же степени материальным, как и наш.
Чтобы не скучали врачи всевозможных специализаций, в раю непременно должны быть в полном комплекте земные болезни: грипп, полиомиелит, инфаркт, СПИД, чума и т.д. А то что же, прикажете, скажем, урологам без дела сидеть?
Наконец, чтобы не маялись дурью полицейские, сыщики, судьи, прокуроры и судебные исполнители, в рай должны попадать преступники.
Итог: рай абсолютно ничем не должен отличаться от нашей Вселенной. Это будет второй ее экземпляр, полностью идентичный оригиналу. Впрочем, говорить об оригинале и копии просто бессмысленно: они совершенно равноправны. Мало того: раз на том свете будет такая штука, как смерть, стало быть, должен быть и "тот свет" по отношению к тому свету - третий экземпляр Вселенной, и так до бесконечности.
Задавал я руководителю баптистского семинара, да и другим проповедникам, такой вопрос: "Всякая ли власть от Бога?". Ответ был утвердительным. "Как же так, неужели и власть Гитлера, и власть большевиков - тоже?" "Да, и их власть - тоже". Ну коли так... Только вот непонятно, почему же церковь и верующие так неодобрительно (вежливо говоря) отзывались о трех-четверть-вековом владычестве безбожников-коммунистов. Безбожники-то они, конечно, безбожники, но поставленные над нами Богом. Что же получается? А вот что.
Иначе говоря: за то, что Я тебя наказал, Я накажу тебя еще строже.
Но вот ведь что любопытно. В Германии тоже был тоталитарный режим (надо полагать, в наказание за какие-то грехи немецкого народа). Но после разгрома фашистской Германии в Великой Отечественной войне гитлеровский режим там рухнул, однако пункта 3 по отношению к германскому народу почему-то не последовало. Неужели только потому, что на пряжках немецких солдат было начертано знаменитое "Gott mit uns"?
А на кого пенять во всех случаях разного рода неприятностей - природных и техногенных катастроф, гибели хороших и просто ни в чем не повинных людей и т. д.? Не на Бога ли? Многим памятна страшная катастрофа - столкновение под Ростовом поезда и автобуса с детьми. Погибло несколько десятков детей. Поразительно (чтоб не сказать - чудовищно), что по погибшим детям была отслужена панихида, иначе говоря, молитвенное обращение к Тому Режиссеру, Который и поставил эту ужасную трагедию. У одной глубоко верующей (во что? - хочется спросить в развитие подзаголовка статьи) женщины я спросил, правда ли, что без воли Бога волос с головы человека не упадет. Ну конечно, только так. Естественно, следующим был вопрос об автобусе с детьми. Оказывается, по мнению той женщины, они плохо себя вели и тем прогневили Бога. Когда я высказался в том духе, что говорить так безнравственно, и что если Бог действительно таков, каким она Его рисует, то Он просто свирепое чудовище, - ответом был взрыв ярости и оскорблений в мой адрес без малейшего подобия какой бы то ни было логики.
Кстати, противоречащая элементарному здравому смыслу традиция панихид по жертвам катастроф (которые, по мнению верующих, подстраивает Сам Бог, или Он, во всяком случае, не мешает Сатане) продолжается. Панихиды служат и по жертвам участившихся терактов, и по погибшим подводникам с "Курска"... О чем же, интересно, просят-то Бога?
Вообще понятие справедливости в религии, мягко говоря, просто удивительно. Начать с того, что первородный грех совершили только два человека, а расплачиваться за него почему-то должны миллиарды, которых тогда и на свете-то не было. А ведь даже не отличавшийся гуманизмом Отец Всех Народов как-то обронил снисходительно: "Сын за отца не отвечает". А дальше та же самая нелогичность и несправедливость повторяется на протяжении истории человечества миллионократно. Интересно, за какие прегрешения покарал Бог отца Меня? И собирается ли Он карать убийцу Меня или же, поскольку тот выполнял Его волю, убийца не только останется безнаказанным, но и удостоится благодати? За что карает Бог детей, появляющихся на свет с тяжелыми врожденными уродствами и болезнями? Полтораста лет назад Генрих Гейне в маленьком стихотворении спрессовал недоумение любого здравомыслящего человека:
Брось свои иносказанья
И гипотезы святые!
На проклятые вопросы
Дай ответы нам прямые!
Отчего под ношей крестной,
Весь в крови, влачится правый?
Отчего везде бесчестный
Встречен с почестью и славой?
Кто виной? Иль воле бога
На земле не всё доступно?
Или он играет с нами?
Это подло и преступно!
Так мы спрашиваем жадно
Целый век, пока безмолвно
Не забьют нам рта землею...
Да ответ ли это, полно?
Пожалуй, даже среди безбожников вряд ли найдется человек, никогда не слыхавший о звезде Вифлеема. Давайте освежим в памяти этот эпизод:
Не правда ли, поэтический рассказ (во всяком случае в том, что касается звезды)? Пожалуй, он не вызывает особых возражений даже у атеистов (не говоря уж о верующих). И тем не менее история эта абсолютно неправдоподобна. "Ну вот, сейчас этот зануда будет наводить критику с позиций физики и астрономии, гелиоцентрической системы Коперника и тому подобных ученых вещей", - сердито поморщится читатель. А вот и не угадали. Неправдоподобие лежит гораздо глубже - оно настолько глубоко, что всю сцену со звездой невозможно, скажем, снять в кино, более того - даже просто наглядно вообразить.
Сосредоточимся на стихе девятом - о звезде, которая "шла и остановилась над местом". Вы себе это хорошо представляете, дорогой читатель? Да? Позвольте усомниться. Итак, вы - один из волхвов. Какое-то время назад (день, два или несколько) вы видели звезду, внешний вид которой - необычный цвет, яркость или еще что-либо - сразу дал вам понять, что звезда эта не простая, а путеводная. А теперь, после визита в Иерусалим, пустились в путь под ее руководством. Для начала ответьте на такой вопрос: в каком направлении вы видите звезду? На востоке - так сказано в Евангелии. Прекрасно. Важно, что не в зените, не точно над головой - иначе она никакого направления на земной поверхности не задавала бы, а указывала бы вертикально вверх. Причем была она достаточно далеко от зенита, иначе волхвы, не имевшие, надо полагать, никаких инструментов, не смогли бы отличить чуть-чуть смещенное положение звезды от точно зенитного.
Следующий вопрос: какое перемещение звезды имелось в виду: быстрое, заметное глазу - относительно земной поверхности, или же медленное - относительно звездного неба, совершающего суточное вращение вокруг Земли3? Вопрос кажется нелепым: ведь если принять второй вариант, то движение среди звезд можно было бы заметить лишь через несколько суток, а в течение одной ночи она совершала бы гораздо более быстрое суточное перемещение вместе с другими звездами, таким образом заставляя волхвов всё время менять направление движения. И тем не менее я обращаю внимание читателя на эту двойственность, помня, что один из моих собеседников настаивал на том, что слова Матфея можно-де толковать так и этак. Но мы примем все-таки первый вариант: "шла" - означает "двигалась с заметной для глаза скоростью, т. е. над земной поверхностью", а не среди звезд вращающегося небосвода.
И наконец, самый главный вопрос: куда она двигалась, указывая направление? К яслям Младенца - это не тот ответ, которого я жду. Речь идет о том, в каком направлении на небе должна двигаться звезда, чтобы вести волхвов. Прежде всего необходимо ясно понять, что находящаяся НЕ в зените звезда, даже неподвижная, уже указывает некоторое направление: это проекция на горизонтальную плоскость направления на нее от наблюдателя. А дальше? Выражаясь современным научным языком, звезда для наблюдателя имеет только две степени свободы: она может двигаться вверх-вниз и вправо-влево (а вот удаление или приближение, т. е. движение вдоль луча зрения, наблюдателю просто не видно!). Ну и, конечно, возможна комбинация этих двух движений, т. е. движение не горизонтально и не вертикально, а под углом к горизонту. Так вот: как двигалась звезда? Горизонтально? Но тогда волхвам пришлось бы всё время менять направление, а не идти по прямой. Вертикально? Куда - вверх? Ну, представьте же себе, дорогой волхв: вы видите звезду перед собой, а она движется вверх, т. е. по куполу неба - назад! Тогда значит, вниз? А не уйдет ли она при этом за горизонт?
И, наконец, последнее. Что означает "остановилась над местом"? Оказалась точно в зените, когда волхвы прибыли к цели? Но во-первых, как уже сказано, засечь этот момент без надлежащих приборов можно лишь очень грубо, с погрешностью в несколько сотен километров (угловая ошибка в один градус слишком оптимистична, а на земной поверхности это 111 километров). А во-вторых, получается, что звезда двигалась-таки вверх! Вернее, она просто стояла на месте (!!!), а волхвы шли по направлению к ней до тех пор, пока она из-за кривизны Земли не оказалась у них точно над головой!
Кто-нибудь способен предложить другое, более убедительное толкование слов "шла и остановилась над местом"?
Поразительно, но заводил ли я разговор о звезде с верующими или с атеистами - никому эти простые и очевидные соображения прежде в голову не приходили. Никто, по-видимому, не давал себе труда закрыть глаза и мысленно представить, как происходило описанное Матфеем событие. Такова инерция некритического восприятия общепринятого!
Случилось так, что со Свидетелями Иеговы мне довелось общаться больше, чем с верующими других конфессий. Дело в том, что они ходят по домам, распространяя среди незнакомых людей свою литературу, останавливают прохожих на улицах. И вот как-то раз, после нескольких бесед с этими, в общем, довольно милыми людьми (в частности, и об эволюции, о чем уже было сказано выше) решил я поспорить с ними на другую тему, б более обширную. С этой целью я составил подробный вопросник о самом широко известном эпизоде Ветхого Завета - всемирном потопе и ноевом ковчеге. Вот он целиком:
Каждый верующий, если он честный человек, должен либо дать убедительные и исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, либо признать вслух:
Легенда о всемирном потопе (как, впрочем, и многое другое в Библии) - абсолютно неправдоподобная, наивная и невежественная волшебная сказка, не имеющая никакого отношения к реальной действительности. Конец цитаты.
Вопросник был передан в общину Свидетелей Иеговы и спустя какое-то время я получил на него подробнейший ответ некоего Андрея в письменном виде. Это была весьма добросовестная компиляция из иеговистских книг, но ни одной собственной мысли! Была высказана "свежая" мысль о том, что Библия - не научный учебник (так-то оно так, но на этом основании разве она вправе утверждать, что 2 х 2 = 5?). Ничего конкретного мой оппонент не мог возразить по поводу пунктов 1, 2 и 3. Да и что тут скажешь? Сказка о Боге, Которому творить ничего не стоит, а вот разрушать гораздо сложнее и труднее; Который заодно с грешниками, которых Сам же и сотворил, наказывает ни в чем не повинных зверушек, - эта сказка избытком логики не страдает.
Андрей напомнил мне о сложных геологических процессах, в результате которых вода может то покрывать большую часть земной поверхности, то уходить вниз (в свою очередь мне пришлось напомнить ему о разнице между библейскими тысячами и геологическими сотнями миллионов лет); о многочисленных легендах разбросанных по всему миру народов, рассказывающих о громадном наводнении (простой вопрос: как могли возникнуть легенды об одном и том же всемирном потопе, если после него уцелела только одна семья? В Библии ничего не говорится о том, что сыновья Ноя разъехались в Америку, в Индию, в Китай, на Кубу, в Испанию, в Бирму и т. д.).
Поразителен был ответ, касающийся числа животных. Оказывается, Ной взял их гораздо меньше, а дальше была - что бы вы думали? - эволюция, ни больше, ни меньше! Причем, очевидно, со скоростью, в тысячи раз превышающей реальную.
Одним махом была решена проблема питания: многие животные впадают в спячку, а хищников тогда не было - все питались растительной пищей (как мы помним, баптисты утверждают, что хищничество возникло сразу после грехопадения).
"В анабиоз впадают определенные виды животных, - возразил я Андрею. - Приписывать эту способность неприспособленным животным - биологическое невежество. А если мы допускаем, что львы и тигры могут питаться травой, то почему бы уж заодно не допустить, что из золотых монет могут произрастать деревья с золотыми монетами вместо листьев?"
О рыбах, крабах и растениях ответ был трогательно прост: раз они выжили, значит, Бог как-то их сумел спасти. То есть, очевидно, крабы и моллюски (хотя бы и в небольшом количестве) ползли к вершине Арарата по мере того, как вода потопа прибывала.
Это напоминает восхитительный еврейский анекдот.
Один хасид хвастается другому своим цадиком (духовным наставником):
- Однажды наш цадик потерпел кораблекрушение. Плавать он не умел. Что делать? Он сделал лодку из носового платка и таким образом спасся.
- Какая вздорная сказка! А чем ты докажешь, что это правда?
- Как чем? Но ведь наш цадик жив - это и есть доказательство.
В общем, ни по одному вопросу не было сколько-нибудь убедительного ответа. Были приведены либо неверные, противоречащие науке данные, либо наивная отговорка, что уж Бог, наверное, как-нибудь выкрутился.
Уважаемый читатель, доводилось ли вам когда-нибудь слышать о католической генетике? А о православной теории упругости? О кришнаитской гидродинамике? О мусульманской химии полимеров? Об иудаистском сопротивлении материалов? Что за вздор, скажете вы - и будете абсолютно правы. Потому что истина - настоящая Истина с большой буквы - одинакова для всех. Ни закон Ома, ни теорема Пифагора, ни законы генетики не могут зависеть от национальности, вероисповедания или места рождения какого-либо человека. (Речь, конечно, не идет о языке: формулировка закона Фарадея по-японски и по-португальски звучит по-разному, но смысл всегда остается одним и тем же). Рискну высказать такой тезис:
Истина, зависящая от индивидуальных особенностей адресата, - не истина.
Или - по старой русской пословице - двух правд не бывает.
Почему же тогда на свете такое великое множество всевозможных религий (одних только христианских конфессий несколько тысяч)? Подумайте сами - подсказка вам дана несколькими строками выше.
Догадываюсь, что напрашивающийся вывод вряд ли придется по душе хотя бы одному верующему. Но давайте попробуем поразмыслить холодной головой, без излишних эмоций.
Могут ли быть одновременно истинными два таких утверждения?
Не правда ли, эти два утверждения взаимно исключают друг друга? Но подобных пар высказываний (а также троек, четверок и т. д.) можно привести несметное множество - и относительно постов и намазов, и относительно обрядов крещения и обрезания и даже относительно календарных систем.
Почему же люди верят вопреки таким очевидным доводам против религии? Что служит причиной такой упорной стойкости религии? Слабость, желание защититься за чужой спиной хотя бы даже воображаемого (виртуального, как сейчас принято говорить) Отца. Это древний атавизм, оставшийся нам от тех времен, когда люди даже отдаленного понятия не имели о том, как устроен мир, и полагали, что за всеми природными явлениями стоит чья-то воля - порой добрая, а порой и злая. Как ни странно, прогресс науки, раскрывшей механизм очень многих таких явлений, большинству людей глаза так и не открыл.
Еще один довод в обоснование религиозной веры (а по сути дела, другая форма признания человеческой слабости). В минуты сильного стресса, опасности, например, бомбежки, самый закоренелый материалист начинает верить в Бога и молиться, чтобы беда его миновала. С этим общепризнанным фактом трудно спорить. Только маленькое замечание: повышенное содержание адреналина в крови мало способствует разумным рассуждениям. Кому из нас не приходилось жалеть о том, что мы в приступе ярости или обиды наговорили хорошему человеку незаслуженных гадостей? Так что артобстрел, встреча в лесу с раненым медведем или кульминационный момент любви - не самая подходящая обстановка для философских размышлений и для выработки серьезного мировоззрения.
У Радьярда Киплинга есть чрезвычайно глубокое и мудрое стихотворение "Еварра и его Боги". Автор решил подарить своему герою четыре жизни, в каждой из которых Еварра сооружает изображение Бога, в зависимости от условий существования разное: то из золота и драгоценных камней, то из скалы, то из соснового бревна, то из грязи и рогов. И каждый из этих кумиров снабжается многозначительной и угрожающей надписью:
"Так делают Богов. Кто сделает иначе, тот умрет".
Весьма примечательна концовка стихотворения:
И вот попал он в Рай, и там нашел
Своих Богов и то, что написал.
И стоя близко к Богу, он дивился:
Кто смел назвать свой труд законом Бога?
Но Бог сказал, смеясь: "Они твои".
Еварра крикнул: "Согрешил я! " - "Нет.
Когда б ты написал иначе, Боги
Покоились бы в камне и руде,
И я не знал бы четырех Богов
И твоего чудесного закона,
Раб шумных сборищ и мычащих стад".
Тогда, смеясь и слезы отирая,
Еварра выбросил Богов из Рая.
Вот повесть о Еварре - человеке -
Творце Богов в стране за океаном.
Не знаю, каковы у Киплинга были взаимоотношения с религией, но притча у него получилась вполне атеистической. Мораль вырисовывается такая. Все религии мира - произвольные человеческие выдумки, зависящие от многочисленных привходящих обстоятельств, поэтому все религии - одинаковые заблуждения. И Бог (если только Он вообще есть) не имеет ничего общего ни с Иеговой, ни с Аллахом, ни с Зевсом, ни с Брамой, ни с Осирисом, ни с Кецалькоатлем. И то, что люди называют "законом Бога", на самом деле тоже их собственные выдумки, в различных условиях различные.
Довольно часто на это возражают так. Дескать, Бог на самом деле один, и все религии истинны, просто они различаются в несущественных деталях. Но коли так, то что же останется от всех религий, если из них выкинуть как несущественные (а по сути - как ошибочные) малейшие отличия друг от друга? Да ничего не останется. Любая религия целиком состоит именно из этих "несущественных" деталей: обрядов крещения и обрезания, намаза, поминальных молитв, икон и т. д. И если всё это удалить, то останется разве лишь некий абстрактный Мировой Дух, о Котором ровным счетом ничего определенного сказать нельзя: добрый Он или злой; что Ему нравится, а что нет; за что Он карает, а за что вознаграждает; и даже вообще есть ли Ему хоть малейшее дело до каких-то там двуногих козявок, населяющих (в числе других биологических видов) третью планету, вращающуюся вокруг одной из триллионов звезд нашей Метагалактики.
Еще один затасканный тезис, которым любят козырять люди с претензией на просвещенность и философский склад ума: существование Бога одинаково нельзя доказать или опровергнуть. Святая истина, спорить с которой - значит биться лбом в гранитную стену. Но опять-таки люди, провозглашающие ее, не видят всех логических следствий. А вернее - наоборот, выводят отсюда слишком много следствий, которые на самом деле из нее вовсе не вытекают.
Лучше всего об этом сказал Айзек Азимов в превосходной книге "В начале" (это подробнейший, спокойный и беспристрастный научный комментарий к первым одиннадцати главам книги "Бытие"):
"Раз ученые не доказали ни факта существования бога, ни факта его отсутствия, то дает ли нам наука право подходить к этому вопросу с позиций веры?
Вовсе нет. Неразумно требовать доказательств отрицательного ответа и отсутствием таких доказательств обосновывать правильность положительного ответа. В конце концов, если наука не смогла доказать, что бога не существует, то она не доказала и того, что не существует Зевса, Мардука, Тота или любого из множества богов, выдвинутых на историческую арену мифотворцами. Пусть мы не в состоянии доказать, что чего-то не существует, но если эту несостоятельность считать доказательством существования чего-то, то мы должны прийти к заключению, что существуют все боги сразу".
Да, существование Бога не доказуемо и не опровержимо. Оно всего лишь гипотеза, а не твердо установленный факт. Но из этой гипотезы никак не следует, что Бог способен:
А потому не надо подменять тезис. Гипотеза о существовании Бога не доказуема и не опровержима - это одно. А наивные антропоморфные подробности о гипотетическом Боге (вроде Бога, страдающего радикулитом или торгующего на барахолке подержанными брюками) - это нечто совсем другое.
Беседы с верующими (и в особенности дискуссия со Свидетелями Иеговы о всемирном потопе) высветили два диаметрально противоположных подхода к знаменитому вопросу Понтия Пилата.
Христианская религия решает его раз и навсегда: то, что написано в Библии, а также то, что постановила Церковь, это и есть истина, и обсуждению (тем более - сомнению) это не подлежит. Например, рождение Иисуса Христа вопреки законам генетики из неоплодотворенной гаплоидной яйцеклетки - истина, а принадлежность Екатеринбургских останков членам царской семьи - не истина, хотя бы их подлинность установили авторитетнейшие генетические экспертизы мира с вероятностью ошибки в одну стомиллиардную.
Научное понимание истины можно сформулировать следующим образом:
Что есть истина? Это совокупность взаимосогласованных знаний (сведений) о мире.
Раскроем этот тезис подробнее.
Познание мира, в котором человеку выпало жить, начинается с констатации таких разрозненных, очевидных и очень простых истин, как "вода мокрая", "огонь горячий", "лед холодный", "Солнце вращается вокруг Земли". Постепенно, по мере взросления человечества, "истины" становятся все менее очевидными, все сложнее и труднее для понимания, а некоторые из них отбрасываются как заблуждения (последний из примеров). Выясняется химический состав и структура молекул воды, кристаллов льда; строение атома, элементарных частиц; огонь оказывается не столько веществом, сколько процессом; открываются законы природы настолько сложные, что они понятны лишь очень узкому кругу специалистов. Процесс накопления научного знания длится веками и тысячелетиями, оно составляется из крошечных крупиц и постепенно выстраивается в гигантское и чрезвычайно прочное здание, в котором всё взаимосвязано. Именно в этой взаимосвязанности и кроется его необычайная прочность. В основе всех наук лежит физика - на ее законы опираются и астрономия, и биология, и геология, и все прочие науки (за исключением математики, стоящей над физикой). Почему всё на свете стареет, изнашивается и рано или поздно гибнет? В силу так называемого Второго начала термодинамики - одного из фундаментальных физических законов. Почему светит Солнце и другие звезды? Потому что в их недрах происходят сложные термоядерные реакции, сегодня довольно хорошо известные и многократно описанные. Почему устойчивы молекулы белков и молекулы носителя наследственности, хромосом, - молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты? Эту устойчивость обеспечивают им законы квантовой механики. Такого рода примеры можно было бы множить до бесконечности.
Всё новое в науке многократно проверяется и перепроверяется, со всех сторон подвергается "испытанию на прочность" и на отсутствие противоречия уже известным, твердо установленным фактам. Сомнение - начало всякого истинного знания. Не напрасно в науке принята процедура защиты (!) диссертаций и других научных трудов. Ты утверждаешь что-то новое - докажи! И если оказывается, что это новое противоречит хотя бы одному твердо установленному факту, оно безжалостно отбрасывается как заблуждение. Бывает, что, наоборот, отбрасывать приходится не новое, а старое. Так было с теплородом, флогистоном, эфиром. Но это старое не было твердо установленным фактом, а лишь гипотезой, в какой-то момент объяснявшей известные явления лучше, чем какие-либо другие гипотезы. Но то, что действительно твердо установлено, не отбрасывается в науке никогда. Можно попытаться оспорить этот тезис: а ньютонова механика и теория относительности? Но теория относительности отнюдь не отменила ньютонову механику, а лишь уточнила ее. Ньютонова механика по-прежнему успешно используется (и будет использоваться!) при расчетах движения не только самолетов, но и космических кораблей.
Стоит сказать еще об истине в истории (имея в виду лишь голые исторические факты, а не их истолкование в свете очередной конъюнктурной идеологии). Понятно, что в отличие, допустим, от закона Паскаля, в котором может удостовериться любой желающий, проверить факт существования когда-то в прошлом Александра Македонского или даже - ближе по времени - Наполеона невозможно: все исторические личности и события однократны, имели место в единственном экземпляре. Но критерий взаимосвязанности работает и здесь. Существует масса независимых письменных и материальных свидетельств о существовании Наполеона, и все они подтверждают друг друга. Мало того, на помощь истории часто приходят астрономия, биология и ядерная физика. Исторические (и геологические) даты уточняются (а иногда определяются) с помощью солнечных затмений, дендрохронологии5 и радионуклидного метода. Многие даты, определенные разными и притом независимыми методами, имеют высокую степень достоверности.
(Здесь уместно упомянуть вскользь о так называемой "новой хронологии" академика А.Т. Фоменко. Вот уже лет 20 этот математик выступает с идеями о том, что будто бы вся общепринятая историческая хронология ошибочна, и предлагает свою собственную - с подвижкой аж в тысячу лет, с отождествлением разных исторических персонажей (например, Иисуса Христа с папой Григорием VII (Гильдебрандом)) и т.д. Все эти дутые сенсации носят откровенно спекулятивный характер и даже производят впечатление какого-то затянувшегося на десятилетия первоапрельского розыгрыша, подхваченного учениками и последователями Фоменко. Антинаучная фоменковщина неоднократно разоблачалась - аргументированно и обстоятельно, (см., например, статью Юрия Ефремова в журнале "Здравый смысл" № 11, 1999 г.), однако она живуча в той же степени, как астрология и другие такие же щекочущие игрушки для невежественных обывателей. Это в высшей степени прискорбное явление ни в малейшей степени не способно дискредитировать настоящую историческую науку - подобно тому, как лысенковщина не способна дискредитировать настоящую биологию и генетику).
В случае конфликта свидетельств приходится всё тщательно анализировать и решать, кому или чему больше верить. Некоторые из них отбрасываются с порога как заведомый вздор. Например, никто из историков не принимает всерьез рассказы Геродота о живущих в Индии золотоносных муравьях величиной с собаку (хотя в основном к этому древнегреческому историку отношение доверительное). Известно, что барон Мюнхгаузен, Гайавата и Гильгамеш - реально существовавшие исторические люди. Вот только Мюнхгаузен верхом на половинке коня не катался, Гайавата не был проглочен живьем вместе с пирогой гигантским осетром, а Гильгамеш сказочное чудовище Хумбабу не убивал и с богом Солнца Шамашем не беседовал. Вероятно, то же самое можно сказать и об Иисусе Христе: скорее всего, Он существовал, но по крайней мере некоторые из эпизодов Евангелий не могли иметь места. Хотя бы разобранный выше эпизод с Вифлеемской звездой. Или воскресение из мертвых. Впрочем, церковь тоже занимается отсевом свидетельств. I Никейский собор (325 г.) канонизировал лишь четыре из трех с лишним десятков Евангелий. Но отбор производился вовсе не по принципу правдоподобия. Были исключены из канона те жизнеописания Иисуса, которые рисовали Его не с наилучшей стороны (например, эпизод о том, как Он проклятием убил толкнувшего Его мальчика).
Конечно, историческая наука не обладает тем же уровнем доказательности реальности фактов из давно минувших прошлых времен, как, скажем, физика или биология: их нельзя воспроизвести наподобие процесса роста кристалла или деления живой клетки. По сути дела, история держится на вере: вере в исторические свидетельства, которые всего лишь не противоречат данным других наук. Но эта вера чрезвычайно далека от религиозной: в отличие от второй первая имеет высочайшую степень правдоподобия. Отказ от исторической веры был бы равносилен карикатуре, нарисованной Бертраном Расселом: дескать, мы были сотворены пять минут назад - небритыми, в дырявых носках и с готовыми воспоминаниями. И с готовыми историческими хрониками, - продолжим мысль английского философа.
Что же касается естественных наук, то да, есть в них непроверенные гипотезы, временные предположения и пограничные области, где размыта грань между достоверным и правдоподобным, но не установленным окончательно. Например, существует несколько конкурирующих гипотез о причинах вымирания динозавров. О трудностях эволюционной теории уже упоминалось выше. Как, скажем, в процессе эволюции возникли сложные строительные инстинкты пчел? Трудность здесь вот в чем. Соты строят не все пчелы, а только рабочие - бесплодные. Они по наследству передать ничего не могут. В размножении, а следовательно, и в передаче наследственной информации заняты только матки и самцы-трутни, но у них-то как раз нет рабочих навыков. Имеется масса своеобразных трудностей и в астрономии, и в физике, и в геологии, да и практически в любой науке. Но всё это в порядке вещей и вполне естественно. Истина в науке никогда не добывается в один присест. Процесс этот длительный, постепенный и подчас мучительный. Но наука всегда открыта для конструктивного обсуждения, чего не скажешь о религии. Там Слово Божье окончательно и не подлежит ни обсуждению, ни критике, ни сомнению, ни уточнению, ни корректировке, ни обновлению. Помните, какую злобу вызвала у православного христианина попытка пригласить его к размышлению о деталях сотворения видов Богом? Помните реакцию баптиста на извлеченное из энциклопедического словаря объяснение явления регенерации? По-видимому, практически в любой религии действует явный или скрыто подразумеваемый категорический запрет на самостоятельное мышление. Нечто вроде: "Шаг влево, шаг вправо считается побегом; стрельба открывается без предупреждения".
Всё написанное здесь - вовсе не откровение, а прописи, азбука философии познания. Научные принципы познания универсальны и одинаковы для всех - и для русских, и для французов, и для евреев, и для китайцев, и для арабов. В этом сила и универсальность научной Истины. Католик вы или мусульманин, буддист или кришнаит, Свидетель Иеговы или иудей - вы обязаны считаться с законом всемирного тяготения. А если вы его не признаёте - ну что ж, поднимайтесь на крышу 20-этажного дома и прыгайте оттуда.
Итак, настоящая научная Истина одинакова для всех. И метод ее познания, выстраданный человечеством за тысячи лет в результате поисков, проб и ошибок, тоже одинаков для всех. Более того, это вообще единственный путь к Истине. Христианин с гневом воскликнет: Библия! Хорошо. Но тогда маленький вопрос: а почему не Коран? почему не Книга Мормона? не мифы Древней Греции? не сказки индейцев Северной (или Южной) Америки? не африканские легенды? Христианин скажет, что Библия - это знание, полученное прямехонько от Самого Бога. Но ведь и другие религии утверждают о себе то же самое! Необходимо ясно понять, что фраза "это правда, потому что я утверждаю, что это правда" - не аргумент, ее доказательная сила равна нулю!
Повторю: Научная Истина представляет собой настолько взаимосвязанный, взаимообусловленный и взаимосогласованный конгломерат фактов, что принимать или отвергать эту Истину избирательно, по частям - НЕЛЬЗЯ. Ее можно либо целиком принять, либо целиком отвергнуть. Допуская, что тигр может питаться салатиком, мы игнорируем то бесспорное обстоятельство, что вся анатомия и физиология тигра приспособлена к добыванию и поеданию именно мясной, а не растительной пищи. Строение зубов и нёба, когти, длина пищеварительного тракта (короче, чем у травоядных), устройство желудка, химический состав энзимов и прочее, и прочее, и прочее - всё направлено на потребление мяса. Тигр, питающийся травой - не тигр. Как говорится, если бы у бабушки были усы, то это была бы уже не бабушка, а дедушка.
О монолитности, взаимосвязанности научной Истины замечательно сказал (в своей обычной ёрнической манере) В. Маяковский:
Студенты!
Вздор
всё, что знаем и учим!
Физика, химия и астрономия - чушь.
Вот захотел
и по тучам
лечу ж.
(поэма "Человек")
Вот где находится водораздел, начиная с которого расходятся пути науки и религии.
Девиз науки: сомневаешься - убедись сам.
Девиз религии: сомневаешься - верь и поменьше рассуждай.
Девиз науки: противоречие между научными фактами и религиозными догматами разрешается с помощью беспристрастного рассуждения.
Девиз религии: противоречие между научными фактами и религиозными догматами разрешается в пользу религии без всяких рассуждений.
Перед всяким думающим человеком стоит выбор. Нужно пожертвовать меньшим во имя сохранения большего. Но что есть меньшее, а что - большее? Альтернатива такова:
На одной чаше весов - очень объемистая и древняя Книга, настолько древняя, что, когда ее писали, люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Книга, ничем не лучше древнеисландских саг или якутских легенд (разве что эта Книга имеет побольше приверженцев, но человек ведь ищет Истину не с помощью процедуры голосования).
На другой чаше весов - взаимосвязанная, взаимосогласованная и взаимообусловленная совокупность миллионов, миллиардов фактов, которую надо либо целиком принять, либо целиком отвергнуть.
Итак, делайте каждый свой выбор.
Попробуем подвести некоторые итоги. Вопросы, которые здесь задавались, отнюдь не требуют каких-то специальных познаний или сверхъестественного интеллекта. Они совершенно очевидны.
Какова эффективность молитвы и почему бы не проверить эту эффективность точно так же, как проверяется любая научная гипотеза, скажем, эффективность лекарства? Почему с помощью молебнов и святой воды не попытаться снизить уровень радиоактивности вокруг Чернобыля?
Какие логические выводы можно извлечь из гипотезы бессмертия души и загробной жизни?
Если Библия продиктована Самим Богом, то почему в ней столько несообразностей, несовместимых не только с современным научным познанием, но даже с элементарным здравым смыслом?
Общеизвестно, что натуральные числа бывают четные и нечетные, простые и составные, точные квадраты, числа Фибоначчи и т. д. А почему число 666 - дьявольское? Чем дьявольские числа отличаются от недьявольских? Бывают ли также ангельские числа?
Почему страдают и гибнут ни в чем не повинные люди, рождаются дети-уроды, а многие отъявленные мерзавцы процветают в свое удовольствие?
Закрывать глаза на все эти вопросы? Дескать, есть биологи-антидарвинисты, ученые богословы, вот пусть они и выкручиваются, как умеют - так, что ли? Простите, а своя голова тогда зачем? Да и смогут ли верующие ученые рассеять сомнения атеиста?
Серьезный ученый-естественник (не гуманитарий), верящий не в философского, а в религиозного Бога (т.е. в Бога, способного забывать, раскаиваться, торговаться и т. д. - см. выше), представляется мне глубочайшей психологической загадкой. Еще раз обратимся к книге Айзека Азимова "В начале":
"Существует много ученых, которые веруют столь же истово, как и неученые. Тем не менее эти ученые - если они действительно компетентны и считают себя профессионалами - должны действовать словно бы на двух уровнях. Как бы сильно они ни верили в бога в повседневной жизни, при проведении научных экспериментов они не должны принимать существование бога в расчет. Верующие ученые никогда не смогут разобраться в сути какого-нибудь особенно загадочного явления, если будут списывать его на вмешательство бога, вдруг приостановившего действие законов природы".
Ситуация схвачена предельно точно.
Отмеченная Азимовым двойственность, двухуровневость - по сути дела, двойная бухгалтерия. А если уж совсем называть вещи своими именами, то двуличие. Физик костьми ляжет, в лепешку разобьется, но докопается, почему в какой-то реакции взаимодействия элементарных частиц вроде бы нарушается закон сохранения энергии (причем на несчастные доли процента). А вот как ухитрился Иона три дня и три ночи прожить во чреве кита и при этом не задохнуться от нехватки кислорода и не быть переваренным китовым желудочным соком - это нисколько не беспокоит ни биолога, ни врача, ни физика, ни химика (если они веруют).
Говорят, император Франц-Иосиф не пользовался ни телефоном, ни сантехническими приспособлениями. Не то чтобы боялся их, а просто не понимал принципа их работы. Смешно? Скорее - честно. Верующим бы брать с него пример, а они пользуются плодами науки (в частности, компьютерной техникой) и при этом между Библией и наукой выбирают Библию! А ведь это просто лицемерие. Уж если вы целиком отвергаете науку (а по частям ее отвергать нельзя!), то будьте до конца честными: откажитесь не только от компьютера, но и от телефона, и от лифта, и от троллейбуса, и от электрической лампочки, наконец! Живите при свечах и лучинах. Куда уж там! Многие мусульманские режимы охотно пользуются не только сотовыми телефонами, но и автоматами, минометами, гранатами и ракетами - штучками, изобретенными и сконструированными вдали от ислама, без всякой помощи Аллаха.
Ну, так что же в сухом остатке? В дополнение к многочисленным определениям религии и веры (например, "опиум народа") можно добавить еще и такое:
Религиозная вера - добровольный отказ от использования своей головы по прямому назначению.
Вы возмущены, дорогой читатель? Хоть вы и верующий, но способность логически мыслить никуда не девалась, она при вас? Великолепно. Вот и используйте ее для аргументированного опровержения всего, что здесь написано. Аргументированного, а не эмоционального.
Warrax Black Fire рandemonium™&nbsр;&nbsр; httр.//warrax.net&nbsр; e-mail. [email protected]