(радио "Петербург" 11.11.99) Санкт-Петербургское отделение Российского гуманистического общества

http://humanism.al.ru/ru/debate.phtml?date=1999.11.11

М.М. Богословский.

Возрождение религии: почему и надолго ли?

В настоящее время весь христианский мир готовится к одному из самых больших своих праздников - 2000-летию основания своей религии. Готовятся к нему и христиане нашей страны. Аналитики и критики христианства подходят к этому событию с разных сторон. Нас же больше интересует вопрос о том, почему в преддверии ХХI века, несмотря на огромный научно-технический прогресс во всем мире, люди все еще верят в бога (богов, духов), загробный мир, переселение души и т.д.? В чем тут дело?

Прежде всего следует сказать, что религиозные проповедники скрывают, что в мире происходит довольно заметное, я бы даже сказал, быстрое сокращение числа верующих. Наш мир становится все менее религиозным. Вот только несколько примеров.

По данным французского журнала "Croix" ("Вера") число неверующих в мире ежегодно увеличивается на 8,5 млн. человек и составляет в настоящее время около 20% населения Земли. Менее чем за 100 лет число католиков в мире сократилось с 825 млн. до 639 млн. человек, в то время как численность населения Земли увеличилась с 1,639 до 4,879 трлн человек. В пропорциональном отношении, отмечает газета, численность католиков в мире за указанный период уменьшилась почти вдвое (!).

В христианских Церквях на Западе происходит резкое сокращение числа участвующих в обрядах и соблюдающих религиозные предписания. По данным Миланского католического университета, верующие, посещающие воскресную мессу, составляют в Европе 20 - 22% от общего числа.

К этому надо добавить, что профессия священнослужителя становится все менее популярной. В Италии, например, за последние годы было закрыто 120 семинарий, а количество приходских священников сократилось более, чем на 8 тысяч человек.

Свидетельством упадка христианства является процесс все увеличивающегося безразличия верующих к учению, делам и ценностям христианской Церкви, размывание их веры. Согласно проведенному недавно опросу, население США становится все более равнодушным к политике и религии: только 11% опрошенных высказали озабоченность в связи со снижением роли религии в жизни общества. В Англии многие представители духовенства и верующих, которые регулярно посещают церковь, не верят в главные чудеса, описанные в Библии: в воскресение тела Христова (48%) и в рождество Иисуса от девы Марии (28%). Во Франции лишь один из шести французов, считающихся католиками, соблюдает религиозные обряды.

Таким образом, в странах Западной Европы и Америки происходит все более ускоряющееся ослабление христианской веры и сокращение числа верующих. Но всего этого не видно в нашей стране. Что же происходит у нас?

В нашей стране и других бывших странах социализма в последние годы происходит ее возрождение. Впрочем, не только христианства, но и других конфессий. Открылись тысячи церквей и молитвенных домов. Распахнули свои двери религиозные школы и институты. Появилось большое число религиозных изданий - газет, журналов, брошюр. Массовым тиражом стала издаваться религиозная литература. Созданы специальные религиозные радио- и телевизионные программы. Церковь стремится теперь проникнуть во все поры социальной жизни общества, усиленно наверстывая те времена, когда она была выведена из общественной жизни и ограничивалась сугубо религиозными делами.

За последние годы у нас значительно возросло количество верующих. Социологи Петербургского университета выявили, что если в марте 1993 года на тысячу с лишним опрошенных приходилось 46 процентов, назвавших себя верующими, то в нынешнем году эта цифра возросла до 61 процента! Чем же объясняется всплеск интереса к религии и Церкви и столь большое увеличение числа верующих в нашей стране? Да и вообще, почему сегодня, в конце XX века люди в цивилизованных странах все еще верят в бога?

Возрождение интереса к религии вызвано целым рядом причин. Прежде всего, это распад нашего государства и обусловленный им всеобщий упадок экономики страны, остановка работы тысяч фабрик, заводов, НИИ, разрушение сельского хозяйства, резкий рост всевозможных преступлений и связанное со всем этим катастрофическое положение большой части населения, которое уже, не надеясь на государство, может уповать только на бога.

Развал социалистического общества повлек за собой слом всей системы коммунистического воспитания. В результате отвергнутыми оказались все нравственные ценности, на которых воспитывалось несколько поколений советских людей.

Отсутствие знаний и основанных на них убеждений в этой важнейшей области культуры привело к тому, что после распада КПСС к религии повернулись даже те, кто по роду своей работы был призван стоять на страже коммунистической идеологии - работники идеологического аппарата ЦК КПСС. Не говоря уже о представителях партийного и советского аппарата городского, областного и районного уровней.

Примечание: здесь "даже" не уместно. Как раз все логично - требуется вера, а в коммунизм или Христа - дело сотое. И то, и другое - "светлое будущее". Агитаторы просто переквалифицировались с одной темы на другую, сохранив профессиональные навыки.

Кроме всего этого, усиление интереса к религии и мистике, резкое повышение активности религиозных организаций произошло и в результате действия объективной закономерности: всякий раз, когда в истории какого-либо государства происходит смена общественной формации, сопровождающаяся политическими, экономическими и социальными потрясениями, отмечается всплеск религиозности, в том числе религиозного фанатизма и мистицизма.

Почувствовав свободу действий, все ничем и никем не ограничиваемые большие и малые Церкви бросились ЗАВОЕВЫВАТЬ ПАСТВУ. За паству идет НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА, в которой противоборствующие стороны не гнушаются никакими средствами. При всем этом они преследуют вполне прозаические цели: ведь появление (лучше сказать, вербовка) новых верующих - это расширение влияния Церкви в стране, это власть, это богатство, это деньги.

Перейдя в активное идеологическое наступление, РПЦ использовала (и продолжает использовать) все, что может способствовать усилению ее позиций в стране, в том числе и трудное экономическое и политическое положение, в котором оказалась наша страна. Зная, как тяжело наш народ переживает утрату былого могущества своего государства, руководство Московской патриархии усиленно пропагандирует идею о том, что спасение России - в вере в Бога, что ее возрождение напрямую связано с возрождением духовности, которая была утрачена в годы советской власти. Говоря о духовности, они подразумевают при этом не культурные, образовательные и нравственные ценности, а религиозность - посещение храмов, чтение христианской литературы и соблюдение христианских норм жизни.

Помимо традиционно действовавших в нашей стране Церквей, возникли новые. Достаточно вспомнить Белое братство и Богородичный центр. Активную миссионерскую работу проводят и другие христианские Церкви, особенно протестантские: баптистская, адвентистская, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др., а также зарубежные Церкви. От православной Церкви их отличает напористость и агрессивность, более жесткая дисциплина. Многие из этих Церквей имеют на вооружении хорошо отлаженную систему и методику вербовки верующих. Кроме того, они получают и финансовую поддержку из-за рубежа.

Церковь сегодня занимает в нашей стране активную позицию, идет весьма активное идеологическое давление на население. В частности, снова извлечен на свет старый клерикальный жупел: без религии - нет нравственности, если нет веры в бога, то позволено все. Между религиозностью и нравственностью снова поставлен знак равенства. Утверждается, что, отрицая веру в бога, бессмертие души, загробное воздаяние, люди, де, лишаются стыда, совести, милосердия и добродетелей.

Одной из важных причин, по которой многие граждане стран социализма легко отказались от атеизма, состоит в том, что административное ограничение деятельности религиозных организаций не могло привить стойкого иммунитета к религиозным взглядам. Шаблонно и неумело проводившаяся "работа по атеистическому воспитанию" не давала населению главного - знаний по истории религии и роли религии и Церкви в истории России. Сегодня же у нас резко сокращено преподавание научной истории религии и ее современного состояния. Вместо этого, причем часто с помощью государства, идет активное насаждение религиозных взглядов, для чего используются все средства массовой информации: пресса, радио, телевидение. Участие священнослужителей в открытии сессий государственных органов власти, в политических митингах, запуске космических кораблей, освящение закладки зданий и морских судов свидетельствует о том, что РПЦ превращается в полугосударственную организацию. Не проходит, пожалуй, ни одного более или менее крупного общественного мероприятия, на котором бы не присутствовали представители православия.

На сотрудничество с Церковью идут теперь и многие политические партии. Вожди ныне расколовшейся коммунистической партии, идеолог и кумир которой В.И. Ленин призывал уничтожить попов физически, срочно изменили свое отношение к религии и Церкви. Они объявили, что религия теперь не является врагом коммунизма и призвали вместе строить новую Россию.

Свою лепту в приобщении населения к религии вносят и некоторые представители интеллигенции - известные писатели и поэты, деятели науки и искусства, открыто высказывающие свои симпатии христианской Церкви. Люди же, не имеющие необходимых специальных знаний по истории и социальной роли религии, легко поддаются влиянию религиозно настроенных популярных личностей в науке и искусстве. Они наивно полагают, что если в пользу религии выступает какой-нибудь известный академик или писатель, значит, им можно верить и прислушиваться к их словам, следовать их советам. И невдомек им, что хотя они и имеют громкие звания и высокое общественное положение, они не обладают религиоведческими знаниями и их высказывания - не более, чем их ЧАСТНОЕ, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ. Это мнение людей, не более осведомленных в этих вопросах, чем они сами. Но гипноз авторитета громких имен действует. И не только на людей со средним, но и высшим образованием, кандидатов и докторов наук. Этой же причиной объясняется вера в бога некоторых ученых с мировым именем - Планка, Гейзенберга, Эйнштейна, Чарльза Дарвина и других.

Примечание : то, что Эйнштейн был верующим - тщательно раздуваемая религионерами утка. Что очень удачная - видите сами, ее повторяют даже атеисты. Рекомендую на эту тему статью академика Гинзбурга "Не вера, а разум и воля", опубликованную в научной газете "Поиск" от 3 сентября 1999 г. (номер 35), выдержки из этой статьи приведены в комментариях к "16-ти доказательствам бытия бога" на сайте.

Они очень хорошо, даже лучше всех знают ту специальность, успехи в которой и сделали их знаменитыми. Но они почти ничего или очень мало знают в других областях науки, в том числе в религиоведении (истории и современном состоянии религиозных учений и религиозных организаций).

Все перечисленные выше причины и привели к тому, что большая часть наших граждан легко отказалась от свободомыслия (и, тем более, атеизма) и в одночасье стала верующими.

Что же будет дальше? Пройдет несколько лет - 5 или 10, и положение с религией в нашей стране уже ничем не будет отличаться от такового в западных странах. Бум религиозности пройдет, и тенденции к постепенному отмиранию христианства и потери его роли в жизни нашего общества, столь выраженные в западных странах, проявятся и у нас. Таков общий закон развития религии. Любой, в том числе и христианства.

Более полно этот материал изложен в статье "Время собирать камни...".

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.


Warrax Black Fire Pandemonium™   http.//warrax.net  e-mail. [email protected]