Из книги "Apocalypsis Culture", ed. Adam Parfrey
Обычно считают, что евгеника - шарлатанская псевдонаука, которая началась с Mein Kampf и закончилась с опытами д-ра Менгеле. Это не так. Сегодня в ходу эвфемизмы - "планирование семьи" и "генная инженерия". Но, как мы увидим, зачастую эвфемизм - лишь способ убить тебя нежно и с новой песней.
Евгеника есть генная теория, применная практически с тем, чтобы улучшить генный материал человеческого вида (позитивная евгеника) или устранить генный мусор (негативная евгеника). В начале столетия евгеника выставлялась как моральный императив. Для домашних хозяек и матерей того времени евгеника значила заботу о здоровье на проверенной научной основе. Для обществоведов евгеника была способом качественно улучшить человеческий род, похожим на селекцию, которая дает нам новые, более выносливые породы скота. Ожидались результаты самые благоприятные: постоянный рост человеческого интеллекта и уменьшение преступности и врожденных уродств. Многие американские штаты, взяв в руки топор евгеники, приняли законы о стерилизации физически неполноценных. К концу 1920-х годов многие тысячи умственно дефективных и буйных преступников подверглись насильственной стерилизации - оправданная законом и наукой экспедиция в царство превентивной социологии.
Однако к середине 1930-х евгеника мало-помалу стала синонимом расизма и псевдонауки. Усиливалась вражда с Германией, а расовая политика нацистов была удобной мишенью для пропаганды союзников, - откровения о тевтонском расовом превосходстве угрожали и американцам, и англичанам. Появилось огромное количество анти-нацистских книг и памфлетов, в которых высмеивался миф об арийском супермене. Забавно, впрочем, отметить, что немецкие Народные Суды всего лишь имитировали американскую евгеническую политику. Еще в 1930 году Гитлер признавался своему экономическому советнику Вагенеру: "Я с большим интересом изучил законы нескольких из американских штатов, предотвращающие воспроизводство для тех, чье потомство, по всей вероятности, оказалось бы безразлично или вредно для здоровья расы."
В стране сплошной ненависти к "гуннам" установилось непоколебимое равенство: "евгеника = расовая ненависть". А ведь в 1920-е годы большинство евгеников сразу же открещивались от тех, кто, подобно Мэдисону Гранту и Лотропу Стоддарду, рекламировали заимствованные у де Гобино теории нордического расового превосходства. "Унция евгеники стоит фунта расовых предрассудков", - писал проф. Фрэнк Хэнкинс в "Эволюции современного мышления", пытаясь, для спасения научной евгеники, соединить ее с американским лозунгом "плавильного котла". Ни Хэнкинсу, ни его коллегам не удалось поддержать угасавшее пламя. К 1940-му году фонды на исследования и узаконенные стерилизации были полностью урезаны, а евгенический идеал нации, полной гениев и свободной от имбецилов, остался всего лишь туманным воспоминанием.
Но в противовес прикладной генетике возникла тирания совершенно иного рода. Сделанное в конце 1930-х заявление Григория Лысенко о том, что наследственных черт не существует, и все черты определяются окружающей средой, проложило путь для перестройки русского духа по образу и подобию Иосифа Сталина. С отказом от теории наследственности, советским правителям стало легче настаивать на непреклонной верности массивным дозам коммунистической догмы. Олдос Хаксли и другие научные фантасты изображали картины евгеничеки-технологического кошмара, сверкающих сборочных конвейеров, укомплектованных всем вплоть до сосков из нержавеющей стали. (Позднее Хаксли пришел к выводу, что "нерегулируемый" процесс самовоспроизводства приводит к кошмару куда большему.) Что до США, то здесь теория интеллекта, определяемого средой, создала законную основу для исков по обвинению в расовом цензе против тех учреждений, что используют IQ тесты и тесты SAT - в которых белые и азиаты постоянно показывают себя гораздо лучше, чем черные и испаноязычные американцы. Эгалитаризм принимает в качестве решения программы Равных Возможностей, но не науку, которая говорит о генетических превосходствах и недостатках. Для либертарианца нет картины более страшной, чем Государство, вкусившее от писания Социального Дарвинизма.
На волне всеобщего анти-нацизма, распространившейся после второй мировой войны, спонсируемые ЮНЕСКО ученые вроде антрополога Эшли Монтагью наполнили книжные магазины, колледжи и академии такими книгами, как "Самый опасный из человеческих мифов" - труд, ставящий себе целью развенчание "фашизма гонад". Ближе к нашему времени, факел борьбы с евгеникой был подхвачен учеными-журналистами наподобие Стефена Джея Гулда ("Ложная мерка для человека"), Аллена Чейза ("Наследство Мальтуса") и Дэниела Кевлса ("Во имя евгеники"). В традициях американской и английской антинацистской пропаганды, их тома выговаривают евгенике за ее этические предпосылки - а заодно, и за ее научные достижения. Кевлс заключает свою книгу словами: "...чем большего мастерства достигает генетическая наука, тем больше разъедает она нравственные традиции в медицинском и репродуктивном поведении."
Неопределенное отношение ЮНЕСКО к евгенике - то за, то против, - заслуживает внимания, ибо показывает, как процесс деторождения пытаются направлять в ту или иную сторону в сугубо политических целях. Г.Брок Чисхолм, бывший директор Всемирной Организации Здравоохранения, высказал очевидную цель ЮНЕСКО таким образом: "Обязанность людей во всем мире - практиковать контроль над рождаемостью и смешанные браки, с тем, чтобы создать одну расу в одном мире и под одним правительством." Заявления, подобные сделанному Чисхолмом, прекрасно иллюстрирует то, как толкование евгеники, отвечающее идеалам гуманизма, восстанавливается в правах под лозунгом половой свободы и равенства рас, в то время как стремление основателей евгеники к нравственному и интеллектуальному совершенствованию вида по-прежнему проклинается как дьявольское наваждение.
Этот обзор представляет, в хронологическом порядке, некоторые высказывания ведущих ученых, философов, политиков и журналистов в пользу евгеники.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Числа 12:1 И Мириам и Аарон говорили против Моисея потому что взял себе в жены египтянку; ибо он взял в жены женщину из Египта.
ПЛАТОН, Республика
- И я полагаю, что юноши, проявившие достоинства и верность в войне, или в чем бы то ни было, должны получать почести, и награды, и в частности, более щедрую свободу соития с женщинами; это, в то же время, будет хорошим поводом получить от таких мужчин как можно больше детей.
- Верно.
- В таком случае, те чиновники, в чьем подчинении обнаружатся подобные юноши, будут принимать этих детей по мере рождения; будь они мужчины, женщины, или и те, и другие, ибо все должности, само собой, общие для женщин и для мужчин.
- Да.
- Тогда им следует принять детей достойных в свое сообщество, и отдать их специальным нянькам, живущим отдельно в некоем месте города; детей же низшего сорта, а также любых, рожденных с дефектами, они, как и следует, удалят в потаенное, неизвестное место.
ТОМАС МАЛЬТУС, Опыт о Принципе Народонаселения или Взгляд на Прошлые и Нынешние Воздействия Его на Человеческое Благополучие; с Исследованием Наших Возможностей по Отношению к Устранению или Ослаблению в Будущем Зловредных Его Последствий (1798)
Бунтующая толпа, в которую, как правило, собирается излишнее население, возмущенное своими страданиями, но понятия не имеющее об истинной их причине, из всех чудовищ - самое убийственное для свободы. Там, где тирания уже существует, она ее вскармливает, где нет - порождает новую; и хотя в ужасном своем гневе она порой пожирает своего неприглядного отпрыска; но, едва совершив сие страшное деяние, она уже стонет в новых родовых муках, даже и вопреки своему нежеланию производить такое потомство.
Возможно, что нам в этой стране недолго осталось пребывать в невежестве касательно свойства толпы порождать тиранию. ... Если политическое недовольство будет соединено с криками голода, и толпа, требующая пропитания, произведет революцию, то последствием будет непрекращающаяся бойня, кровавый ход которой не остановит ничто, кроме установления в том или ином виде полного деспотизма.
ГРАФ АРТУР ГОБИНО, Неравенство рас (1858)
Когда слово выродившийся применяется к народу, оно означает (как и должно), что внутренние достоинства народа не те, что были когда-то, потому что в его жилах течет не та кровь, потому что качество этой крови постепенно пострадало от непрерывного разбавления. Другими словами, хотя народ по-прежнему несет то имя, что дали ему его основатели, это имя не означают более ту же расу; на самом деле, человек эпохи упадка, законно называемый человеком выродившимся, с расовой точки зрения не то же самое существо, что герои великих времен.
СЭР ФРЭНСИС ГЭЛТОН, Наследственные способности и моральные качества (1865)
Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида, как дикого, так и одомашненного.
...Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН, Происхождение человека (1871)
Теперь, благодаря достойными восхищения трудам м-ра Гэлтона, мы знаем, что гениальность...как правило, передается по наследству.
АЛЬФРЕД РАССЕЛ УОЛЛЕС, Цитируется по "Интеллектуальная и моральная наследственность в королевских семействах" (ок. 1872)
Во время одной из моих недавних бесед с Дарвином он весьма мрачно отзывался о будущем человечества, основываясь на том, что в нашей современной цивилизации не было места естественному отбору, и сильнейшие не выжили.
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР, Принципы социологии (1881)
Вскармливание ни на что не годных за счет годных есть крайняя степень жестокости. Это - намеренное накопление несчастий для будущих поколений. Нет большего проклятья потомкам, чем оставить им в наследство растущую популяцию имбецилов.
Д-Р АЛЕКСАНДР ГРЭХЕМ БЕЛЛ, Из Журнала Наследственности (1898)
В настоящее время выражается заметная тревога по поводу нежелания американских женщин вынашивать детей, и звучит протест против того, что люди называют расовым самоубийством.
ХЬЮСТОН СТЮАРТ ЧЕМБЕРЛЕН, Основы 19-го столетия (1899)
Разве так называемые (и по праву) "благородные" породы животных - тягловые лошади из Лимузэна, американский рысак, ирландские гончие, абсолютно надежные спортивные собаки - произведены на свет случайностью и неуправляемым скрещиванием? Разве мы получаем их, предоставив животным равные права, кидая им одну и ту же пищу и воспитывая их одним и тем же кнутом? Нет, они выведены с помощью искусственного отбора и строгого контроля за чистотой расы. Лошади, и в особенности собаки, дают нам отличную возможность убедится в том, что интеллектуальная одаренность идет рука об руку с физической; это тем более верно для моральных достоинств: полукровки зачастую весьма умны, но них никогда нельзя положиться; с моральной точки зрения, все они - дурная трава. Продолжительное бесконтрольное скрещивание двух выдающихся животных пород всегда ведет к потере обеими их превосходных качеств. Почему же человеческая раса должна представлять исключение?
ХЭВЛОК ЭЛЛИС, Задачи социальной гигиены (1914)
Тот евгенический идеал, что сейчас вырабатывается - это не какой-то искусственный продукт, а продуманное следствие природного инстинкта, который произвольные ограничения прошлого подвергали давлению гораздо большему, чем любые евгенические идеалы будущего. Вне зависимости от того, станет ли он новой религией, новый идеал войдет составной частью в сознание общества, и будет спонтанно и инстинктивно влиять на естественные порывы мужчин и женщин. Влияние это тем более обеспечено, что, в отличие от табу в примитивных сообществах, евгенический идеал побуждает мужчин и женщин отвергать как партнеров только тех, кто от природы неполноценен - больных, ненормальных, слабых - и, таким образом, совесть всегда будет на стороне влечения.
МЭДИСОН ГРАНТ, Упадок великой расы (1915)
Истинная аристократия управляется лучшими и мудрейшими, которые в любом народе всегда в меньшинстве. Человеческое сообщество подобно змее, что тянет по земле свое длинное тело, всегда держа голову чуть впереди и немного приподнятой над земной твердью. Хвост змеи, который в человеческом обществе представлен антисоциальными силами, в прежние времена приходилось силой тащить по пути прогресса. Так было организовано человечество с самого начала, и так оно по-прежнему организовано в обществах более старых, чем наше. Какой прогресс, какие продвижения ожидают человечество под управлением всеобщего избирательного права, то есть под властью среднего, можно видеть, изучив повадки тех змей, что, извиваясь, движутся боком, не обращая внимания на свою голову, глаза и мозг. Такие змеи, однако, не замечены в способности к быстрому передвижению.
ПОЛ ПОПИНО и РОСВЕЛЛ ХИЛЛ ДЖОНСОН, Прикладная евгеника (1918)
...Не следует игнорировать тот факт, что религия порой приносила в жертву и личные, и евгенические ценности. Как два наглядных примера вспоминаются самоистязание и обычай религиозного безбрачия. Так как движение к евгеническому идеалу замедлятется недостаточными в настоящий момент стимулами к евгеническому поведению, евгеник обращается к религии в надежде на возможную помощь. Однако необходимо, к сожалению, отметить, что пока что религия дала нам, вместе с незначительными евгеническими стимулами, большую примесь стимулов дисгенических... Если бы придерживающиеся религозного безбрачия были в среднем низших достоинств, то с точки зрения евгеники не происходило бы общей потери, - но это не так, в особенности учитывая большое количество не вступающих в брак мужчин-священников, от которых требуют высоких академических достижений.
Г.А.ШУЛЬЦ, Раса или сброд (1918)
Вырождение там [в Перу] еще сильнее, и наступило оно стремительнее, чем в других странах Южной Америки, а причина тому - вливание китайской крови в жилы сложного соединения из белых, индейцев и негров. Индоевропейцев чистых кровей в Перу практически нет, потому что, не считая чистых индейцев внутри страны, население состоит из метисов, самбо, мулатов, чоло, третей, четвертинок, восьмушек, в крапинку, в полосочку и в горошек, помесей испанцев с индейцами, испанцев с неграми, испанцев с желтыми, помесей этих людей с теми, что в крапинку, в полосочку и в горошек, помесей ублюдков одного вида с ублюдками другого вида. Полукровки всех мастей, как саранча, переполняют страну. Результат - невероятная гниль.
АЛЬБЕРТ ЭДВАРД ВИГГЭМ, Следующая эра человечества (1924)
Пора задаться вопросом: побеждаем ли мы в человеческой гонке? [1] Ведь, перерыв архивы за десять тысяч лет, мы находим лишь сто двадцать пять тысяч тех, кто проявил "особый талант, предприимчивость или силу". Это составляет лишь одного человека из четверти миллиона. Очевидно, что мы не вправе с гордостью считать, что человеческая раса достигла высот здоровья, интеллекта и энергии - трех источников гениальности - если лишь примерно один человек из четверти миллиона обладал этими тремя качествами в действительно заметной степени.
АДОЛЬФ ГИТЛЕР, Моя борьба (1925)
Те, кто нездоровы физически или умственно, не должны увековечивать свои страдания в телах собственных детей. Посредством образования, государство должно учить граждан тому, что болезнь - не позор, а несчастье, достойное сожаления, но в то же время, позорно и преступно увеличивать несчастье, передавая его невинным созданиям из чисто эгоистических побуждений.
Помимо этого, государство должно учить граждан воспринимать как гуманитарный акт, достойный всяческого восхищения, и как проявление истинно благородной натуры, когда несчастный, страдающий от наследственной болезни, воздерживается от заведения собственного ребенка, но отдает всю свою любовь и нежность ребенку безвестному, но такому, чье состояние здоровья гарантирует, что он станет полным сил членом мощного общества.
СУДЬЯ ОЛИВЕР ВЕНДЕЛЛ ХОЛМС, Решение по делу Buck vs. Bell (1925)
Мы неоднократно видели, как общее благо требует от лучших из граждан саму их жизнь. Было бы странно отказать ему в праве требовать от тех, кто и так подтачивает силы страны, этой меньшей жертвы [стерилизации], которую многие затронутые даже не воспримут как жертву, с тем, чтобы не позволить недееспособности захлестнуть нас всех с головой. Во благо всего мира лучше, если общество, не дожидаясь, пока придется казнить дегенеративное потомство за преступления или дать ему умереть с голоду от дебильности, не позволит тем, кто очевидно неполноценен, продожить свой род. ... Три поколания имбецилов - более чем достаточно.
ШТАТЫ, ОДОБРИВШИЕ ЗАКОНЫ О СТЕРИЛИЗАЦИИ (1907-1931)
Индиана, Вашингтон, Калифорния, Коннектикут, Невада, Айова, Нью Джерси, Нью Йорк, Северная Дакота, Кансас, Мичиган, Висконсин, Небраска, Орегон, Южная Дакота, Нью Хэмпшир, Северная Каролина, Алабама, Монтана, Делавэр, Вирджиния, Айдахо, Юта, Миннесота, Мэн, Миссисиппи, Западная Вирджиния, Аризона, Вермонт, Оклахома.
СТРАНЫ, ОДОБРИВШИЕ ЗАКОНЫ О СТЕРИЛИЗАЦИИ (1907-1931)
Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Соединенные Штаты, Эстония, Вольный Город Данциг, Швеийцария, Англия, Бермуды, Канада, Мексика, Япония, Германия.
БЕРТРАН РАССЕЛ, Из речи (1930)
Наиболее умные в среднем размножаются меньше, и они размножаются недостаточно для поддержания собственной численности. Если не придумать для них новых стимулов к размножению, то скоро их окажется слишком мало для того, чтобы поставлять интеллект, необходимый для поддержания развитой и высокотехнической системы. Более того, мы должны ожидать - по крайней мере, в течение следующих ста лет - что каждое поколение будет рождаться глупее, чем предыдущее, и мы постепенно потеряем способность пользоваться даже той наукой, что у нас уже есть.
РУДОЛЬФ ФРЕРКС, Германская политика в области народонаселения (1938)
Противники немецких законов о поддержании наследственного здоровья нации спрашивают: "Что дает вам право уничтожать жизнь и мешать действию законов природы, жизнь порождающих?" Нет, мы не уничтожаем жизнь. Все, что мы делаем - это предотвращаем распространение новых жизней, которые были бы подвержены болезни и неспособны самостоятельно выполнять те требования, которые жизнь налагает на каждое индивидуальное существо. С другой стороны, не будет ли гораздо вернее сказать, что те грешат против законов природы, кто не только балует и поддерживает жизни, пораженные болезнью, но даже и позволяет этим жизням распространятся и увеличиваться в числе?
ЛОТРОП СТОДДАРД, Во тьму [2] (1940)
В тот день были заслушаны и другие дела [в нацистском евгеническом трибунале], каждое - в той же тщательной, методичной манере. Я ушел убежденным в том, что закон применяется в строгом соответствии с его содержанием и что, если что-то и имеет место, так это почти чрезмерная сдержанность приговоров. Судя, по крайней мере, по этому одному посещению, Закон о Стерилизации удаляет худшие черты из германского наследственного фонда научным и воистину гуманным способом.
А.Ф.ТРЕГОЛД, Учебное пособие по работе с умственно осталыми (1946)
Предлагалась и еще одна мера, совершенно иного рода [чем свободная евгеническая политика] - а именно, что Государство должно класть конец существованию неполноценных и неэффективных его членов. Скорее всего, большинство согласится, что было бы лучше, если бы умственно отсталых не было вовсе, и эта мера вполне логична... По моему мнению, процедура, безболезненно прекращающая их существование, была бы гуманна и экономична, и я, исходя из личного опыта, не сомневаюсь в том, что очень большая часть родителей приветствовала бы подобную процедуру.
ОЛДОС ХАКСЛИ, Возвращение в храбрый новый мир (1958)
Сейчас, во второй половине двадцатого века, мы не делаем с нашим размножением ничего систематического; но своими случайными и неуправляемыми действиями мы не только перенаселяем нашу планету, мы также, кажется, добиваемся того, чтобы это количественно большее население биологически было хуже по качеству.
ПОЛ ЭРЛИХ, Народонаселение как бомба (1968)
Интеллектуально я знал о взрыве населения очень долго. Эмоционально я почувствовал его лишь пару лет назад, одной жаркой смердящей ночью в Дели. Мы с женой и дочерью возвращались в отель в допотопном такси. Сиденья кишели блохами. Проползая по городу, мы попали в переполненный трущобный район. Температура была сильно за 100 [3], воздух мутный от пыли и дыма. Улица казалась покрытой живым ковром из людей. Люди ели, люди мылись, люди спали. Люди ходили в гости, кричали и спорили. Люди совали под нос руки, прося милостыню. Люди мочились и испражнялись. Люди липли к автобусам. Люди перегоняли скот. Люди, люди, люди, люди.
ЭДВАРД О. УИЛСОН, Социобиология (1975)
...Человечество не прекратило эволюционировать, но его популяции в некотором смысле дрейфуют. За несколько поколений результаты дрейфа могут полностью изменить вид оптимальных социоэкономических ниш. Например. скорость перемещения генов по всему миру поднялась до невероятной величины, и все еще растет, а средний доля связей внутри местных сообществ, соответственно, уменьшается. Результатом будет, в конечном счете, ослабление альтруистической доминанты в поведении, вызванное плохой адаптацией и потерей генов, получаемых благодаря групповому отбору.
АРТУР ЙЕНСЕН, Цитируется по журналу "Discover" ("Открытие"), октябрь 1985
Несомненно, можно выводить породы людей с повышенным интеллектом - так же, как породы коров, дающих больше молока или кур, дающих больше яиц. Если поднять средний IQ хотя бы на одну десятую единицы шкалы, вы не узнаете мир. Журналы, газеты, книги, телевидение, все это с необходимостью станет умнее. Школам придется учить совсем по другому.
"ПОЛОВИНА СЕМЕЙНЫХ ПАР В США НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ" Нью Йорк Таймс, 11 февраля 1986
По данным правительственной статистики, почти половина всех [белых] семейных пар детородного возраста в США физически не в состоянии иметь детей, так как американцы все чаще выбирают стерилизацию как способ ограничить свою семью.
"ОПАСЕНИЯ В ИЗРАИЛЕ ПО ПОВОДУ ИММИГРАЦИИ" Нью Йорк Таймс, 21 мая 1986
... Проф. Роберто Баччи, глава факультета статистики Еврейского Университета, сообщил кабинету о том, что еврейское население в 9.5 миллионов человек, проживающее вне Израиля, к 2000 году сократится до 8 миллионов, если текущие демографические тенденции ассимиляции, смешанных браков и низкой рождаемости останутся без изменений.
Премьер-министр Шимон Перес сказал, что решение проблемы - в том, чтобы каждая семья в Израиле имела четверых детей. В воскресенье кабинет одобрил в принципе выделение такой крупной суммы, как 20 миллионов долларов, на то,
чтобы помочь 6000 бесплодным израильским парам завести ребенка.
КРУПНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ПЕРЕДАЮТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ Нью Йорк Таймс, 1 декабря 1986
По результатам первого в мире исследования идентичных близнецов, воспитанных в разных семьях, набор генов влияет на личность ребенка сильнее, чем воспитание. Эти результаты вдрезезги разбивают распостраненное и среди экспертов, и среди широкой публики мнение о главенстве атмосферы в семье, и, без сомнения, вызовут жаркие споры.
"НА НОВЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ БУДУТ ВЫДАВАТЬ ПАТЕНТЫ" Нью Йорк Таймс, 17 апреля 1986
Федеральное правительство приняло решение с широчайшими моральными и этическими последствиями, обьявив сегодня о том, что оно открывает дорогу изобретателям, желающим получить патент на новые формы животной жизни, произведенные посредством генной инженерии.
Новое положение специальной оговоркой запрещает патенты на новые генетические характеристики в людях. Однако один из чиновников Агенства по Патентам и Торговым Знакам Соединенных Штатов подтвердил, что принятое решение может в конце концов привести к коммерческой защите эксклюзивных человеческих черт.
"Решение гласит, что высшие формы жизни будут предметом особого рассмотрения, и это можно экстраполировать на человеческие существа," - сказал Чарльз Е. Ван Хорн, директор отдела биологии и органической химии в патентном бюро.
Перевод Д. Каледина.
Warrax Black Fire Pandemonium™ http.//warrax.net e-mail. [email protected]