Краткая предыстория создания этой статьи такова. Мне захотелось, наконец, разобраться в весьма интересовавшем меня вопросе: практикует ли современная церковь столь популярное когда-то отлучение, или же этот обряд стал достоянием истории и в настоящее время не используется. Дело в том, что во времена могущества церкви (особенно это было заметно в Европе средних веков), когда в руках представителей духовной власти были и рычаги давления на власть светскую, анафема имела не только религиозно-обрядовый, но и политический характер. В городе, где находился отлученный от церкви, не проводились богослужения, не звонили колокола, что сознание средневекового человека воспринимало как божий гнев, направленный на город. Бог отворачивался не только от преданного анафеме человека, но и от окружавших его людей, и отлученный, подобно прокаженному, считался носителем скверны и деструктивных сил. Угроза отлучения от церкви была практически равносильна угрозе немедленного попадания в ад, что не могло не пугать человека. Не имевшие реальной светской власти, епископы, тем не менее, могли легко управлять поведением королей и императоров. Для примера можно вспомнить историю Генриха IV, трое суток бродившего босиком по снегу вокруг замка папы Григория VII, лишь бы тот вернул его в лоно церкви.
В настоящее время принадлежность к какой-либо церкви рассматривается скорее как дань традиции, чем как осознанное причисление себя к определенной конфессии. Когда мне было 10 лет, родители решили меня окрестить. Когда я, спустя несколько лет, спросила мою мать, зачем они это сделали, ответ ее поразил меня своей "логичностью": "Потому что ты была еще маленькая и не отвечала за свои поступки; мы решили, что потом будет уже всё равно, и претензий к тебе в любом случае не будет". Разумеется, у меня возник встречный вопрос: а зачем, собственно, было проводить этот обряд над существом, не вполне осознающим его значимость? Не лучше ли было бы подождать, пока я достигну сознательного возраста и предоставить мне самой выбор - принимать крещение или нет? Самое интересное в этой истории то, что родители мои - атеисты.
Некоторое время спустя, когда мое мировоззрение уже сформировалось, я решила выяснить, можно ли, так сказать, "раскреститься" обратно. Раз уж меня не спросили, хочу ли я "обрести жизнь вечную" и наградили ею без спросу, могу ли я хотя бы отказаться от этого сомнительного подарка? Не могу сказать, что это принципиально важно для меня, но уж очень меня раздражало такое насилие над личностью. Ход рассуждений был примерно такой: никто не спрашивал меня, хочу ли я родиться на свет. Но в любой момент я могу отказаться от жизни, стоит лишь захотеть. Добровольный уход из жизни - дело довольно простое, пусть и не очень приятное и не очень на данный момент мне нужное. Таким образом, рассуждала я, можно отказаться не только от материальной жизни, но и от навязанной мне духовной. И вот тут-то и началось самое интересное. Если с материальным самоубийством всё было более-менее ясно, с духовным суицидом разобраться оказалось значительно сложнее. Наиболее естественным выходом из формальной принадлежности к РПЦ мне показалось отлучение от церкви. Именно поэтому я и заинтересовалась, практикуется ли оно сейчас и что нужно натворить, чтобы крещеного человека предали анафеме (по моим расчетам, результатов моей деятельности хватило бы на отлучение примерно дюжины христиан, но, с другой стороны, я не знала, каково точное количество "смертных грехов", необходимых для этого:)).
Итак, я решила расспросить на эту тему людей, наиболее подкованных в этой области, а именно - священников и прочих служителей церкви. В этом благом начинании мне помогала Flora, которую данный вопрос заинтересовал не меньше, чем меня. Итак, мы отправились в ближайший к нашему университету монастырь. Во избежание воплей "изыди, Сатана" и прочих эксцессов, мы даже сняли с себя украшения с символикой, могущей напугать благочестивых христиан. Итак, спрятав черепа и пентаграммы в сумки, мы вошли в храм при монастыре и обратились к продававшему свечки и прочие артефакты товарищу неопределенного возраста и пола с вопросом: " А кого тут можно расспросить на тему взаимодействия христианства и общества в современном мире?". Мы понимали, что фраза типа "я вот хочу от церкви отлучиться, не подскажете, как это сделать?" может вызвать несколько неадекватную реакцию. Существо поморгало и выдало информацию, что нам, наверное, настоятель нужен, а может, и батюшка подойдет - сейчас как раз служба начнется, он и появится. Мы примостились в углу на лавке, достали тетради и ручки и постарались напустить на себя ученый вид (по сочиненной нами легенде, мы должны были представлять из себя серьезных исследователей культурологически - социального значения церкви). В ожидании нашего ученого собеседника я со скуки нарисовала весьма симпатичного демона. Flora листала ноты для гитары, которые я ей принесла. Наконец, появился священник. Наши вопросы были скромны и вежливы. Его ответы - уклончивы и расплывчаты. О месте церкви в обществе он ответил по-христиански: дескать, это неважно, потому как общество - от мира сего, а церковь - нет. Отлучения сейчас никто, по его словам, не производит, а максимум что может грозить члену общины - это отлучение от причастия (лишение христианина его законной порции кагора с хлебом, по всей видимости, должно повергать последнего в трепет:)). Одним словом, полезной нагрузки разговор не нес. Несколько разочарованные, мы покинули здание.
Следующим культовым сооружением, оказавшимся на нашем пути, была мечеть, куда мы не стали заходить, а вот сразу за мечетью обнаружилось еще одно строение с крестами на макушке, которое мы решили посетить. Первое, что откровенно порадовало меня там - прилавок со свечками и сувенирами. Обычный ассортимент подобного рода лавочек был разноображен детской игрой "Дорога к храму", представлявшей собой стандартную настольную детскую игру с кубиками и фишками, но с православным уклоном. Победителю, видимо, полагается место в раю. Возник вопрос: а что происходит с проигравшим?..:)
Вездесущие бабульки, с подозрением глядя на мою косуху и Флорину гитару, всё-таки соизволили сообщить, что для умных бесед в храме имеется высокоученый молодой человек, заканчивающий богословскую академию. Правда, поиски его результата не дали: разведка донесла, что он уехал в патриархию. Взамен нам порекомендовали некую умную даму, которая "всё знает, ну просто всё". Дама была облачена в задрипанную юбку неопределенной окраски и нечто вроде пиджака - я затрудняюсь подобрать этому одеянию точное определение, не сильна я в истории костюма... Дама окинула проницательным взглядом косуху и гитару и поинтересовалась, откуда мы и зачем. Я вдохновенно изложила байку про университет, присовокупив к ней пассаж о РАН (наш университет имеет к этой организации прямое отношение, так что я даже не соврала). Следующим вопросом обладательницы проницательного взгляда было наше вероисповедание. Новость о том, что у нас такового не имеется, несколько расстроила ее (забегая вперед, скажу, что гораздо сильнее она была потрясена, когда узнала, что мы не только в бога не верим, но и в существовании Сатаны с рогами и копытами очень сильно сомневаемся; не верить в бога - это, конечно, нехорошо, но не верить в Сатану - полнейшее безобразие:)), но, поколебавшись, она всё-таки согласилась с нами побеседовать, при условии, что ее благословит батюшка. Видимо, она решила, что мы - сомневающиеся овечки, разыскивающие дорогу к храму (правда, купить игру она нам почему-то не порекомендовала).
Дама побежала за благословением. Вернулась она минуты через три, прямо-таки сияя от радости, и сообщила нам, что только что произошло чудо: ее священника не было на месте, но совершенно случайно во дворе ей попался представитель этой профессии из Архангельска, он-то ее и благословил. Она рассказала нам, что на территории храма постоянно обитают священники из других городов. По-моему, в этой ситуации чудом было бы, если б она не встретила ни одного при таком количестве их на квадратный метр... Тем не менее, благословение было получено, и наша беседа началась.
Надо отметить, что говорила наша собеседница вполне связно, да и вообще производила впечатление человека образованного и с мозгами, особенно если отвлечься от ее одежды. Вот только вести диалог она совершенно не умела: видимо, звуки собственной речи были для нее настолько приятны, что прислушиваться к словам собеседника она не считала необходимым. Да и перебить говорящего для нее оказалось делом настолько обычным, что я была просто счастлива, если мне удавалось вклиниться в ее поток сознания и сказать хотя бы пару слов.
Пересказывать всю беседу было бы скучно и неинтересно, поэтому остановлюсь на наиболее характерных моментах.
Мои попытки объяснить, что я хочу всего лишь разобраться в христианском мировоззрении пресекались, причем мне ясно дали понять, что нехристианину не понять христианина, потому как у последнего есть благодать. За неимением таковой рассуждать о христианстве, видимо, бессмысленно.
Научному анализу понятие веры, по ее мнению, не подвергается, потому что вера гораздо круче знания. Вспомнилась фраза другого представителя христианской религии, который на реплику "а если подумать?" вдохновенно и проникновенно изрек: "Думать не надо!", да еще и обиделся, когда присутствующие (придерживающиеся такой странной идеи, что думать всё-таки надо) захохотали.
Когда речь зашла об историчности библейских сюжетов, дама слегка потеряла самоконтроль. Моя фраза о существовании двух школ, трактующих личность Иисуса, а именно - исторической и мифологической, повергла ее в ужас. Не дав мне даже договорить, она перебила меня возгласом: "Ну, если вы считаете Библию мифом, нам не о чем говорить!". Знаете, мне почему-то показалось, что упоминание мифологической школы совсем не является признаком принадлежности к ней...
В разговор постоянно вмешивались пробегавшие мимо христиане. Надолго они не задерживались, и главная мысль, высказанная ими, заключалась в том, что мы, видимо, по молодости и глупости, еще не познали всей благодати христианской веры, но в будущем, конечно, познаем.:)
Меня в ходе беседы она постоянно относила к разным породам живых существ. Так, в течение часовой беседы я поочередно была названа мухой, демоном, овцой, богом и человеком. Кроме того, после какой-то моей фразы дама радостно возгласила (цитирую дословно): "Твоими словами говорит бог!!!". У меня сразу возникло желание поставить копирайт на все свои слова и выражения. А то пользуются всякие, да еще за своё выдают...
Интересным моментом оказалось обсуждение того, что от хорошей жизни христианами не становятся. В самом деле, когда человеку хорошо, он как-то не задумывается о религии, вере, возмездии и прочих "приятных" вещах. А вот когда ему делается настолько плохо, что он уже не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами, человек принимает наиболее простое решение: перекладывает все свои сложности с больной головы на здоровую, не задумываясь, впрочем, существует ли реально эта голова. А если вдруг и существует, насколько она здорова. Вы только посмотрите на окружающий мир - ну разве психически здоровое существо может такое сотворить? Нет, конечно!:). Собеседница наша, впрочем, упомянула, что ей знакомы и такие случаи, когда совершенно благополучные, здоровые и обеспеченные люди ударялись...сорри, входили в религию, после чего на них сваливались многочисленные проблемы и неприятности. На мой резонный вопрос, а зачем им всё это было нужно, она ответила, что всё это происки Врага (так и сказала, предпочитая, видимо, не поминать всуе имени Сатаны), которому очень не хочется, чтобы эти люди обращались к вере. Аргумент железный... По-моему, гораздо разумнее выглядело бы другое объяснение: во-первых, если человек ни с того, ни с сего вдруг становится жутко религиозным, это говорит о некоторых отклонениях в психике, а при наличии таковых нажить на свою, мягко говоря, голову кучу неприятностей не составляет труда. Во-вторых, превращение в активного поборника веры и праведности отвлекает человека от его обычных обязанностей, работы и так далее. Конечно, пренебрежение супружеским долгом ведет к появлению рогов, а пренебрежение своими обязанностями на работе - к потере места и, как следствие, плачевным результатам в сфере финансов. Происки Сатаны здесь усмотреть достаточно сложно, разве что в случае с рогами :).
Под конец беседы к нам присоединился молодой человек, который, судя по всему, очень заинтересовался беседой. Это напугало даму - видимо, у нее возникли серьезные опасения за нравственность подопечного. У нас, впрочем, к этому времени интерес к беседе совершенно иссяк, так что без особого сожаления мы покинули этот гостеприимный храм, тем более что к нашей собеседнице уже несколько раз подбегала некая неопрятная бабулька с возмущенными воплями на тему "о чем с ними говорить, грех с нехристями общаться". Сначала ее отсылали сообщением о благословении, полученном на эту беседу, но это ее, похоже, не убедило. Со словами "ну что ж, значит, благословение закончилось" мы ушли... Правда, об отлучении, из-за которого, собственно, всё и начиналось, мы кое-какие сведения получили. Если верить нашей оппонентке, оно практикуется. Подробностей нам, впрочем, не сообщили. К сожалению.
...Не подскажете, где тут от церкви отлучают?..
Пренебрегает наша святая матерь церковь своими обзаннастями, ох как пренебрегает. А все из-за денег!!!
Из-за противных зеленых и не очень бумажек и железных монеток. Ежели хотите креститься - милости просим (и монеток, чуть-чуть). Хотите венчаться пожалуйста (и еще чуть - чуть). Желаете, скажем, душу облегчить или (не приведи боже) упокоиться с миром - будут рады - на тех же условиях. А за отлучение кто платить-то будет?
Отлучение - есть деяние не добровольное, а совсем даже наоборот - принудительное. А хлеб с маслом и (как справедливо заметила Lady Evil) кагором. И потому рассмотрим это подробнее, взяв за основу три основных христианские доктрины, до которых сумели достучаться.
1. Католическая церковь св. марии г. В. В пресс-центре любезно сообщили следующее: Компетенция римской католической церкви довольно сильно зависит от начальствующих указаний Большого босса (не путать с вездесущим и всеблагим) папы римского. Сей выдающийся во всех отношениях деятель (недавно, кстати сказать благословивший "Всемирную паутину") только и может предать анафеме, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Почему - ввиду своей непогрешимости... Почему? Ну это, знаете ли, глупый вопрос, а на глупые вопросы мы не отвечаем. Ответили в пресс-центре.
И в самом деле, представьте себе, проклянет вас какая-нибудь заблудшая овца, потом причастится-исповедуется и окажется, что чисты вы перед господом, аки младенец, снимет с вам свою анафему и мучайтесь дальше до вступления в царствие небесное (или куда пошлют). Так что, Усаму-Бен-Ладана в Ватикане прокляли бы с величайшей охотой (жаль, Бен-Ладан не католик). А вот вас, рядового жителя планеты - ну никак! Разве только собор святого перта взорвете или скажем конклав возьмете в заложники. Слабо?
2. РПЦ. Пресс-центр которой не менее любезно сообщил: Отлучение давно уже не практикуется. Почему? Нет спроса - нет и предложения. Одним из последних преданных анафеме остается Лев Николаевич Толстой. Видимо, православная церковь руководствуется принципом - "Назад пути нет". И только в самых крайних случаях делает исключения. Для великих людей. Желаете проклятья - пишите "Войну и мир".
3. Пресветарианская церковь г. В. Наиболее продвинуты по этой части по прежнему немцы. Последнее деяние лютеранских прелатов - Адольф Шикльгрубер (Гитлер). Его отлучение, хотя и посмертное, до сих пор актуально и остается чуть ли не последним в истории.
От себя добавлю. Крещение - это вовсе не "пропуск в рай". Это скорее автобусный билет без указания места назначения. И если даже билет куплен и в автобус вы уже посажены - вам по крайней мере решать, когда выходить. И пешочком, пешочком...
Warrax Black Fire Pandemonium http://warrax.net
e-mail [email protected]