http://rus-imperia.net/antiglobal/capitalism/motivation.html
xommep
О мотивации в русском народе
Часть I
Как я уже писал в цикле статей про
протестантсткое миропонимание, ценности и понимание мира у русских изрядно
отличаются от общечеловеческих европейских. Теперь хочется
поговорить об отдельном аспекте русского менталитета — о мотивации.
Как и большинству людей на свете, русскому человеку нужен повод, чтобы что-то делать. И без этого повода что-либо делать он не будет, если только не во вред себе или обществу. Задача найти нужный повод направить энергию общества — одна из ключевых задач государства, бизнеса, итд итп — без мотивации человек будет асоциален.
Казалось бы, написал банальность. Но ведь в последние, пост-советские годы, эта задача у нас не решена, и фактически даже и не ставилась. До революции у общества был посыл «За Веру, Царя и Отечество», при СССР — «Во имя коммунизма», а теперь этого посыла нету вовсе.
Вообще-то написать данную статью меня сподвигла заметка тов. colonelcassad, точнее, ссылка на статью некоего пейсателя Дмитрия Быкова. Цытата:
Большая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать ее бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами.
Здесь я не готов обрушиваться в ярости на проклятых либероидов и прочую интеллигенцЫю; дело не в этом. Вопрос в том, что у нашей элиты до сих пор нет понимания, что русский человек без идеи работать не будет; просто так, чтобы жить — ведь он и так живёт. Элите нашей не нравится, что наше население не такое, как на Западе (хотя какое оно там — давно уже вопрос) или на Востоке — не хочет рвать жилы во славу золотого тельца и крупных корпораций.
Обвинение нашего народа в ленности легко парируется замечательным фактом, который у всех у нас на слуху — как известно, в 90-е годы, уже после падения СССР, миллионы граждан ходили на работу, хотя там им не платили зарплату. Вы предложите европейцу пойти на работу бесплатно, посмотрю я на вас. На востоке — то же самое.
В западном менталитете работает протестантский механизм заинтересованности человека в деятельности — спасение через успех (см. ссылку выше). Причём в последние годы в связи с секуляризацией Европы этот механизм даёт сбои и фактически уже остановился — см. кризис в ЕС. На востоке миллиарды китайцев и индийцев работают просто заради физического выживания — там ведь не было коллективизаций и индустриализаций, и сотни миллионов крестьян до сих пор живут в грязи; поэтому рабочие в городах работают за минимальные гроши, лишь бы не упасть опять на дно. И то, в последнее время и этот механизм тоже начинает сбоить — слишком много образованных специалистов развелось, за 100 баксов работать уже мало кто хочет.
К чему я всё это выше написал. Да к тому, что ни один из «общечеловеческих» механизмов заинтересованности человека в работе у нас России не работает. Да, у нас население живёт не очень хорошо, но всё же не китайская нищета — в самых глухих деревнях есть свет, работает почта, клубы там и всё такое; запугать население и заставить его работать за 100 баксов в месяц уже не получается. Протестантской жилки тоже не замечено — что говорить, вон даже в Греции (внезапно — тоже православной) так заработался народ, что теперь всей страной годика два должен работать бесплатно, чтобы просто долги отдать. Если можно не работать — то почему и не работать?
В советское время, особенно на первых порах, замечательно работала простая, но действенная мотивация через внимание власти к простым гражданам. Простая почётная грамотна или именной подарок сильно воздействовали на простых крестьян или рабочих, которые до этого десятилетиями жили где-то там на дне общества; многие и читать-то не умели, а тут тебе бумага с печатью и с твоим именем. Что говорить — до сих пор в деревнях по стенам эти грамоты развешены, в 21-м-то веке. Казалось бы — гениальное решение, денег не просит, а народ мотивирует. Так нет же — вспомните, как на них сагрились либеральные идеологи в самом начале Перестройки, и до сих пор дискредитируют этот метод постоянным глумпением.
Сегодня по ТВ видел репортаж о закрытии стекольного завода в Гусь-Хрустальном — да-да, тот самый завод закрылся. Работницы плакали — не о себе, а о заводе; для большинства из них, проработавших на нём десятилетиями, завод стал вторым домом. И на тебе. Владельцы завода — внезапно — несколько частных рыл из Москвы. Вообще частенько наблюдаю картину — как только предприятие покупает Москва, оно приходит в упадок. Будучи в командировке в Тольятти, обратил внимание на факт, что местный КуйбышевАзот живёт и здраствует, а его брат-близнец ТольяттиАзот обанкрочен владельцами москвичами. Вот такие вот «эффективные менеджеры» у нас в столицах.
К чему это я опять, казалось бы. А к тому, что сейчас наш бизнес нацелен исключительно на получение прибыли, и при этом никак не учитывает мнение собственных работников, просто не мотивирует их к работе. Типа «я вам плачу бабки, вы арбайтен по-стахановски унд дисциплинирен». Но такой подход у нас в стране не работает. Люди относятся к работе как к части жизни, завод (колхоз, институт итд) для них — как второй дом. А к ним относятся как к быдлу, как к чему-то несущественному — ну этих нанял, завтра уволил и новых взял. В итоге понятно какая прибыль и какая работа будет.
В мотивации, на самом деле, очень большая собака зарыта. Онотоле Вассерман, например, считает, что все коррупция у нас тоже по той же причине — если у человека нет мотивации работать лучше, если его не поощряют и не мотивируют к лучшей работе официальными методами, он найдёт, где компенсировать методами неофициальными.
Либералы после 20 лет глумления над советским образом жизни всё не перестают упрямо повторять, что вот мол при СССР люди жили в страхе, и мотивация у них была — страх. Но извините-простите, при нынешнем капитализме мотивация страхом никуда не делась — только теперь страх перешёл из политической плоскости в экономическую. Раньше тебя могли сослать-репрессировать, теперь — уволить и лишить средств к существованию. По утверждению либералов, раньше были миллионы невинно репрессированных — теперь миллионы невинных бомжей и беспризорников. Но типо раньше было уууу, а теперь всё нормально. «Нет, не нормально, Ходорковский сидит, коррупция и всё такое!» — скажут либералы, да только в их логике нет места бомжам и прочим людям на дне, про них думать в той концепции никто не будет. А кто такие бомжи? Люди, потерявшие всякую мотивацию к действию. Эвона как.
Как-то так получается, что мотивация народа к деятельности — одна из ключевых задач общества. Но она не решается. И нам надо сейчас её решать, а не то, на какую площадь выходить и какую банду отдавать под суд.
Часть II
Вчера пришлось в ужасе убегать, не завершил раздумки о мотивации, и, как оказалось, к лучшему. Уже сегодня у тов. strejndzher нашёл интересный пост «О фундаментальном различии между СССР и Россией». В частности, там раскрывается базис мотивации советского человека и отличие его от нынешнего, капиталистического и олигархического:
– каждому гражданину, становится выгодно, чтобы и у других жителей, появилось достойное место в жизни, максимально качественное образование и наиболее подходящее ему место работы — просто потому, что связь между «мной» и «им» — железная.
Чем лучше работает каждый –> тем больше общий доход Корпорации СССР –> и тем больше дивиденды каждого.
Т.е. условная «капитализация» всего ЗАО СССР, растет благодаря вкладу каждого гражданина –> а дивиденды каждого гражданина –> растут благодаря эффективной работе всего Общества в целом. А значит — все становятся нужны друг другу, вместо сегодняшнего противостояния: — «я» vs «они».
Сложно с этим поспорить. В целом и до СССР было подобное отношение к стране-Матери — люди могли работать на благо страны в целом (клинический пример — Ермак Тимофеевич со своей «бандой»). Но в советское время отношение к стране в целом и в более частном случае к коллективу было возведено в ранг государственной религии (как раз место освободилось).
Можно сколько угодно спорить над тем, насколько концепция «работать на общество, а общество будет работать на тебя» опередила своё время, но факт остаётся факт — в русском обществе с его традициями всетерпения и коллективности-соборности эта концепция пришлась как нельзя кстати.
Наиболее активным и нетерпеливым людям такой подход к жизни не
нравится — типа они пашут как папы карло, а их пахота уходит как бы в пустоту —
остальные типа лодыри, тормозят их. И в этом имхо состоит основная проблема
подобного подхода к жизни — наиболее буйным не дают грабить
«развиваться», нет мотивации работать больше положенного. До какого-то момента
общественная мотивация работает, а потом человек начинает думать «чего это я
буду на этих бездельников и алкашей работать, давай-ка я лучше украду
чего-нибудь», ну или начнёт работать спустя рукава — разницы всё равно никакой.
Имхо здесь зарыта одна из фундаментальных проблем советского
устройства — не было сделано предохранительных крантиков для выхода энергии
наиболее активных членов общества. Хотя, в общем-то, далеко не всегда активных
людей система прессовала — скажем, в культуре, несмотря на стенания
тупой интеллигенции, возможностей при СССР было намного больше, если уж
совсем не уходить в конфликт с системой, как рокеры. И то, надо сказать, самое
золотое время русского рока было — внезапно — именно при СССР.
Если энергия буйных людей совпадала с вектором развития общества (как, например, в культуре) — то в целом выход энергии был, и даже поощрялся. Но, как известно, многим людям свойственны такие хотелки, как личное обогащение и прочие не совсем совместимые с советской моралью вещи; в целом, они вполне объяснимы, а с точки зрения «общечеловеческой» морали вообще — основополагающи. И вот с проблемкой направить энергию таких людей как-нибудь более-менее пристойно в общее стойло у советских идеологов справиться не вышло. Вместо решения проблемы её загнали вглубь с помощью репрессивных методов — вот в итоге и получили такую разветвлённую пятую колонну в 80-е годы.
Основная масса народа принимала советскую «уравниловку» как нечто само собой разумеющееся, и никаких серьёзных конфликтов тут не было. Но это была именно масса, не самые активные люди, которые позволили узкой прослойке «буйных» повести себя за ложными целями, в итоге оказавшись у разбитого корыта. Ну да ладно, не про это сейчас речь, хотя и показательно — как неких «баранов» ведут опытные пастухи, чтобы потом забить их и поживиться их потрохами; а «бараны» идут и нахваливают, какие у нас хорошие и красивые пастухи, как они красиво говорят.
Ещё имхо стоит сказать несколько слов про концепцию предприятия-семьи, которая тоже участвовала в мотивации людей к работе. Сейчас нашему офисному народу сложно представить, что люди, работающие на грязных и вонючих заводах «от гудка до гудка», могли при этом относиться к этим самым заводам как к чему-то родному; лично я это тоже с трудом понимаю, особенно побывав на заводах и сравнив ситуацию «тут» и «там». И тем не менее — в советское время умудрялись заинтересовать людей, чтобы они стремились попасть на эти самые заводы, и те таки стремились.
Одним из центровых приёмов мотивации было восхваление рабочих специальностей («Не кочегары мы, не плотники» и т.д.); возможно, в некоторых случаях и показное, но тем не менее создающее у того самого рабочего люда отношение к собственной профессии как к чему-то действительно важному, чем можно и нужно гордиться. Мотивация идеей в таких вещах — вещь крайне полезная, как и любой пиар. Вспомните, как народ ломанулся учиться на юристов в 90-е — потому что это стало модным. Вот примерно подобное происходило в середине 20-го века с рабочими специальностями.
Завод был домом для рабочего чуть не в буквальном смысле — кроме обычной рабочей жизни на заводах советского типа была разнообразная социалка — школы, садики, клубы, общежития и прочая — человек был окружён заводской жизнью фактически постоянно; моно-города наши многострадальные фактически и представлены такими городами при заводах. И это тоже служило определённой мотивацией к работе; в семье в общем-то регулярно приходится работать на общее благо, которое потом через некоторое время вовращается всем участвующим в том или ином виде; ровно то же самое было и на прадприятиях.
Без производящих, рабоче-крестьянских профессий, никакая экономическая жизнь невозможна; а сейчас так получается, что «простые» профессии считаются чем-то зазорным. Люди демотивированы работать на этих профессиях, и что ж вы хотите получить? Чтобы люди получали копейки и при этом ещё стыдились того, что делают? Тем не менее по ТВ и интернетам идёт пропаганда не-производственных профессий — всяких юристов и прочих менеджеров, причём в стране уже давно затоварка этого дела, и тем не менее агитпроп не остановить.
Не говорю, что менеджеры или адвокаты не нужны — но это
профессии второго плана, они НЕ необходимы для жизнедеятельности. А вот слесари,
токари, сварщики — таки необходимы всегда — без юридической консультации прожить
ещё можно, а вот с прорванной трубой в -20 прожить тяжело. И тем не менее
адвокат — это престижно, «на меня смотрят тёлки» (с), а вот сварщик эт быдляк. И
чего вы хотите от нашей экономики с таким подходом?
Дело тут не в прозрачности, судах, полит-заключённых и прочих играх элиты — если люди не хотят работать, то они в общем-то и не будут. С помощью простейшей мотивации можно поднять производительность труда на много процентов (если не в разы), но для этого, возможно, придётся разворачивать вектор развития общества — от «пост-индустриального» обратно к индустриальному. А этого как-то не очень хочется нашей элите.
22-23/01/2012