http://anton-platov.livejournal.com/57044.html

Антон Платов

Добро и зло как категории

Великая вещь – этимология!

Прежде всего, конечно, это просто очень интересно. Ну, кто бы, например, вот так запросто, не задумываясь и не копаясь в справочниках, предположил бы, что бор (сосновый лес), борода и борщ – слова однокоренные? Между тем, это так: все они восходят к общеславянской (североевропейской) основе bor – «то, что растет (и колется)». (борщ < "суп из бóрща", т.е. из растений)

Но самое важное – это то, что этимология позволяет осмыслить изначальный, настоящий смысл понятий, значение которых давно затерто, искажено – иногда просто временем, а иногда – целенаправленно (в нашем мире немало сил, стремящихся деформировать контекст языка, а значит – и контекст культуры). Бывает ведь так – «нутром чуешь», что слово означает совсем не то, что под ним «среднестатистически» понимают… а объяснить… или – тем более – доказать…

Вот, например, «добро» и «зло», навязанные нам христианской культурой в качестве неких нравственных абсолютов. Очевидно ведь, что как нравственные категории они никак не могут быть абсолютными. Пошел князь войной на соседа – это «зло» для соседских подданных, но – «добро» для подданных князя, которых он, возможно, прикрыл от нападения соседа…

Обращение к этимологии, к происхождению слова и его истории, позволяет нам смыть наросшее на слове или понятии дерьмо – примерно как машину в мойку сводить…

Вот слово зло / злой. Общеславянское; восходит к невычлененной общеиндоевропейской основе. Однокоренные:

- авестийское zūrch «неправда»
- др.-инд. hválati «петлять» (точнее «[он] петляет»)
- осет. zul «кривой»
- латышск. zvelties «гнуться», «искривляться», «прогибаться»
и т.д.

Изначальное значение понятия – «кривой» («искаженный»), «идущий против естества», «некрасивый». Это, несомненно, абсолютная категория. Да вот только ни хрена она не нравственная!

А вот слово добро / добрый. Также общеславянское. Основа образована с использованием суффикса -р- (сравн. острый < ость; старый < стать и т.д.). Исходный корень - *dob, тот же, например, что в славянских словах удобный, сдоба (< sъdoba «украшение», «вкусность»), doba («правильная пора», «расцвет»), диалект. добелый «находящийся в расцвете», «могучий».

Изначальное значение понятия – «красивый», «сильный», «процветающий», «полезный». Мы ведь до сих пор говорим «доброе пиво», «добрая лодка» - не вкладывая сюда ну ни малейшей нравственной оценки!

Когда именно, интересно, действительно фундаментальная для Традиции пара понятий добро-зло, определяющая степень красоты и естественности, близости к богам, в конечном итоге, превратилась в тупейшую и бессмысленную диаду «нравственных» категорий? Думаю, не ошибусь, если предположу, что случилось где-то после того, как мудрые и цивилизованные греки принялись окучивать "диких" северных варваров, пытаясь обтесать под свою доктрину слова чужого языка…

11/07/2012