http://lj.rossia.org/users/paperdaemon/379992.html

lqd

О книге Liber Azerate

TOTBL (ex. MLO) на сегодняшний день является самым серьезным «черномагическим» орденом из тех, что мне известны, и из тех, которые активны в интернете.

Недавно в сети появился сборник эзотерических текстов, объединенных в одну книгу – Liber Azerate. Книга с претензией, видно серьезное отношение авторов к делу, поэтому есть все основания принять книгу не как очередной мем, а более обстоятельно. Ниже мои замечания, которые возникли по мере чтения, и которые мне хотелось бы особо отметить.

Предварительно надо сказать о том, «как» я читаю эзотерический текст. Напомню, что тремя основными темами Гнозиса являются: космогония, модальности бытия и сотериология, или «откуда взялся мир», «как появился человек, почему бытие человека именно такое», и «как спастись из этого мира». Лишним здесь может быть космогония, что наглядно демонстрирует буддизм. Ведь и вправду, задача спастись, а не написать теологическую диссертацию. Но если взялся за космогонию – то тогда надо создавать миф годный, без дыр уж точно, и с минимумом белых ниток. В Liber Azerate предпринята попытка создания мифа. С него и начнем.

Итак, основа мифа – гностическая, ближе к александрийской школе, если быть еще точнее (есть еще сирийская школа - манихейцы). В мифе Liber Azerate cчитается, что из «хаоса» возник «космос», сформированный «демиургом». В человеке есть «эго» - космическое Я, и «истинное я» - Я ярящегося хаоса. «Истинное я» скрыто, подавленно стихиями «космоса», и задача каждого преодолеть космические силы и «возвратиться к аказуальному истоку» путем «самопознания».

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Говорится, что в хаосе присутствуют «все возможности», в том числе возможность «космоса». И вот, таким непонятным образом, «хаос» породил полную свою противоположность - «космос», который теперь все боги хаоса дружно принялись уничтожать. Вообще, опираться на утверждение «в хаосе есть все возможности» крайне плохое дело, потомучто в ответ можно получить следующее: если в хаосе есть все возможности, то не исключена и возможность, что этот космос вечен, и никогда не будет уничтожен. И все, это тупик. К сожалению, больше в Liber azerate никаких уточнений, в том числе «кто такой демиург и откуда взялся, откуда появился человек» просто нет. А дается в лоб требование: вставай, порабощенный, на войну с «космосом», а лишние вопросы - удел демиургистов.

Если взять александрийскую школу, то там достаточно развернуто пишется о том, как космос был создан, из чего, почему космос с «изъяном», кто такой демиург, кем был сотворен, и почему спятил. В Liber azerate решили обойтись без этого, и, как следствие, это привело ко многим ошибкам, которые только множатся. Поэтому, следует поступать наверняка: или не трогаешь космогонию вообще, либо же все досконально, все до мельчайших деталей следует продумывать.

Кстати, непонимание сути демиурга, приводит к нелепым последствиям, типа того, что демиурга наделяют качествами: подлость, хитрость, коварность, трусость и так далее. Тогда как если взять александрийцев, то у них изящное объяснение безумию демиурга: демиург, будучи сотворенный «в кеноме из кеномы», изначально обладал изъяном, присущим всему, что в кеноме, и поэтому не мог не спятить со всеми вытекающими. Разумеется, в этом случае воспринимать демиурга личностно просто неправильно – взбесившийся робот, матрица.

Красным следует выделить следующий фундаментальный момент. Миф гностицизма говорит, что физический мир – это творение демиурга, созданный им под диктовку Софии, и далее (после того как демиург спятил), захваченный им и управляемый с целью пленения пневмы. Мир, и порождаемые мирским психические (душевные) страсти – это оковы, цепи, что удерживают пневму (дух) в космосе. Именно поэтому гностики отрицают мир. То есть, упрощенно: все материальное – плохое, духовное – хорошее. Теперь обратимся к хаотской версии Энума Элиш, которая тоже есть в Liber Azerate. Утверждается, что материальное, т.е. космос создан из крови Кингу, бога Хаоса, а все духовное – дело рук плохих демиургов, во главе с «подлым Энки». Ну то есть получается, что материальное – хорошее, а «душа и дух» – от лукавого, созданное «трусливым Мардуком». Правда, говорится, что «через кровь Кингу человек вместил в глубине своей души чёрный огонь хаоса», но здесь каждый в полном праве потребовать терминологической четкости «что есть душа, и как туда попал черный огонь», а это приведет, я прозреваю, к обрушению всего мифа целиком. Определились бы для начала чтоли. Из этой терминологической мешанины следуют заблуждения, излишний вес и значение придается материальному: энергиям, мужскому и женскому, но об этом отдельно.

В общем же, с комогонией в Liber Azerate все плохо. Её просто нет. И вот на таком призрачном фундаменте выстраивается целая идеология, где с одной стороны личная цель каждого «вовзращение к аказуальному истоку», а с другой - «война с демиургом и с космосом» в виде так называемой эонической магии, где в апофеозе: «целью является содействие аннигиляции существующего эона при помощи антикосмической работы и приближение наступления Махапралайи/Дня Гнева». Законный вопрос: а есть ли вообще такая проблема? Из какой части вашего «мифа» следует что «возвращение к истоку» и «антикосмическая работа» вообще необходима? Причем, если «возвращение к истоку» еще можно както обосновать, то «война» вообще ниоткуда не следует.

Так как основа, главная идея нечетко сформулированна, не разъяснены основые, узловые моменты, то это автоматически делает бессмысленным рассмотрение ритуалов, праздников, сигил и прочего – все это инструменты, а если нет «работы», то и инструменты незачем.

Модальности бытия – этот вопрос вообще не поднимается. Перерождения, карма, или аналоги этого, чем объясняется различие людей в «умственном» плане, всего этого нет.

Отдельно остановлюсь на главе «темная сексуальная магия». Делается попытка осознать йогические-тантричесие практики в «темном ключе». Берется оригинал, меняются «вывески» на смысловых конструкциях (было единение «шивы и шакти», стало «сатаны и лилит»), вставляется максимальное количество «темных» эпитетов к просиходящему – вот нехитрый рецепт. Нет, конечно есть свои оригинальные идеи, в виде «прозрение слепого дракона – суть эзотерической работы и путь к вечной свободе в хаосе», но все равно основная идея – это единение мужской и женской энергии с целью пробуждения аказуального начала в маге и жрице.

Действительно, есть такие практики в йоге, суть которых в следующем. Шива и шакти – это изначальная двойственность ума, которую следует преодолеть. Здесь: шива – тот, кто познает, шакти – то, что познается. Символически это выражается в виде женского и мужского. Их союз, «слияние» означает возврат ума в недвойственность, единение познающего и познаваемого. То есть, секс, соитие здесь является символом и только. Двойственность «мужского и женского» - не внешняя, что якобы гдето есть женская и мужская энергии, а внутренняя – состояние ума двойственно. Вкратце, задача йога осознать, что нет никакого различия между тем кто познает, и тем что познается. В идеале это выражается во фразе: пустота познает пустоту. Кто понимает смысл этой фразы – тот является просветленным, а тот, кто живет согласно этой фразе – освобожденным.

Понимая все это, элементарно отсекаются все профанские учения. Если кто-либо предлагает искать «энергию, силу» вне своего собственного ума, в постороннем предмете – тот в йоге профан. Здесь действует железное правило: не ищи будду вне своего ума. Для просветления и освобождения мужчине не нужна женщина, и женщине не нужен мужчина. Тот, кто заявляет: «Женщина – портал к силе, а мужчина – ключ к тем вратам. В магическом соитии они становятся открытым пламенеющим путём к силе и экстазу», тот вообще ничего не понимает в йоге. Опять же, непонятным остается то, что вроде бы заявляют о себе, как о «хаогностиках» и тут же, впадают в самые глубокие бездны демиургизма, в виде вовлечения в материальные страсти и прочего различения полов.

В общем, пишут, что это первая из одиннадцати книг (хотя это никакая не книга, а сборник статей и эссе), ждем остальные десять, не важно, сборников, или книг. Надеюсь, дальше будет лучше, в этот раз както не удалось…

 20/11/2009