http://vidjnana.livejournal.com/344808.html
Виджняна
Свобода
В современном буржуазном обществе человек манипулируем практически на 100%, тем не менее, он ощущает себя свободным, что даёт кап. пропаганде немало преимуществ. На мой взгляд, этот буржуазный механизм создания иллюзии свободы вполне можно использовать и в социалистическом обществе. Тем самым, население не потеряет свою любимую игрушку, что особенно важно в первый период становления нового общества.
Потом, по мере взросления людей, перехода их от капиталистической дикости в более цивилизованное, сознательное состояние, этот механизм может быть демонтирован за ненадобностью.
Почему человек себя ощущает свободным при капитализме? Это происходит, на мой взгляд, из-за следующих причин.
1.Рассеяние, распыленность власти в обществе. Зависимость трудно вынести, когда перед тобой один всесильный господин. Когда же господ много, они не соединены в жёсткую связку друг с другом и вдобавок ко всему, есть возможность перехода от одного к другому, человек чувствует себя намного свободнее, хотя по сути ничего не изменилось.
2.Замена прямого директивного руководства регулированием условий деятельности. Человека ставят в условия, когда он может сам выбирать, однако программируют варианты выбора. Соответственно, он чувствует себя свободным, хотя любое его решение работает в пользу того, кто установил условия.
3.Концентрация внимания на внешнем разнообразии, которая порождает ощущение постоянной новизны и открытой перспективы. Ощущение несвободы генерируется монотонностью поверхностных характеристик окружающего. Если же создавать постоянное разнообразие, хотя бы оно было исключительно вторичным (100 видов цветов для корпуса мобильных телефонов), то человек себя будет ощущать свободным, хотя качественного разнообразия нет.
4.Открытые возможности. Чтобы индивид чувствовал себя свободным, он должен думать, что в принципе, для него открыты все возможности. Неважно, что фактически он никогда ими не сможет воспользоваться: само осознание, что таковые имеются, уже позволяет чувствовать себя свободным.
В принципе, механизм взят из сферы торговли: покупатель полагает себя свободным в выборе товара, хотя все его возможности оцениваются размерами заработной платы и он будет покупать товары соответственно своему статусу, причём статусный набор создан многообразной рекламой, а все возможные варианты его выборов уже продуманы за покупателя таким образом, чтобы максимизировать прибыль продавца. В большей степени свободны лишь весьма богатые, которые могут себе позволить заказать эксклюзив, однако и их вкусы тоже в значительной мере программируются.
Каким образом можно применить данный механизм к социалистическому обществу?
По пункту 1 и 2 я не вижу ничего невозможного в существовании различных общественных, достаточно автономных организаций и в соц. обществе. Пусть они борются за права мелких и крупных зверушек, за свободу тинейджеров не кушать манную кашку и даже за то, чтобы не мучили юношей в казармах. Важно лишь перекрыть финансирование этим организациям из-за рубежа и поставить их деятельность в законные рамки. Точно так же ничто не мешает дать существенную автономию госпредприятиям. Их деятельность должна регулироваться законодательством, они должны выполнять план, но всё, что сверх того — их суверенная вотчина. Мелочная регламентация с самого верха не нужна. Партийные и гос. органы должны заниматься созданием условий функционирования соц. систем и не вмешиваться в частности.
То же и по пункту 3 и 4. Если людям нравятся импортные товары, то запрещать их или ограничивать пошлинами не надо. Запретить следует лишь хождение иностранной валюты — пусть ретейлеры расплачиваются с иностранцами отечественными дензнаками. Обменный курс для выезжающих могут устанавливать сами иностранцы (но и государство может объявить свой курс, если это окажется выгодным).
Однако за границу выпускать всех желающих, не только на ПМЖ (после выполнения или получения гарантий выполнения всех соц. обязательств, касательно семей и образования), но и на заработки. Надо осознать, что для соц.государства отхожий промысел довольно выгоден: с одной стороны, если человек возвращается или высылает деньги семье, то заработанное тратится на родине (тогда как рабочим местом и соц.благами его обеспечивать не нужно), с другой — набирается опыта.
Временная работа за рубежом — это ещё и хороший канал для удаления недовольных. Поэтому стоит морально поощрять работу за рубежом по контракту — это не идеологические враги, а напротив, весьма социально активные, хотя и несколько авантюрные люди.
Тем самым, человек в социалистическом обществе будет чувствовать себя свободным, по крайней мере, не меньше, чем в капиталистическом. Ущемлёнными себя почувствуют лишь небольшое количество людей, хотевших стать тут крупными предпринимателями (тогда как мелкий частный бизнес может успешно развиваться и при социализме), однако от таких людей стоит избавляться как можно скорее, настоятельно им советуя эмигрировать.
05/09/2010