Петер Гилмор

Из интервью (перевод интервью и статьи: Апис )

- Каково Ваше отношение к теистическим сатанистам?

- Мы не считаем их сатанистами. Они дьаволопоклонники, и не более.

- Есть человек здесь, в Нью-Йорке, сделавший много тематических сайтов.

- Diane Vera? Она больная на всю голову.

- Она также пишет для Википедии. Я пытался с ней связаться, но ни разу не получал ответ.

- Я твёрдо убеждён в том, что люди, верящие в сверхъестественных существ - невменяемы. Неважно - в бога они верят, или в Сатану - они отвергают разум. Если они и вправду считают, что взаимодействуют 24 часа в сутки с каким-нибудь божеством... знаете, вот есть деисты. Они предполагают, что кто-то когда-то всё сотворил и затем ушёл на покой. Это тоже недоказуемо, но это уже и не вера. Это выбор - думать, что что-то было, или думать, что ничего не было. Возможно, это наиболее рациональное решение. Наверное, учёные посмотрят на это по-другому, но, по крайней мере, это не выглядит по-идиотски. Но те, кто верят, что сверхъестественные существа или духи пронизывают всю их жизнь, моего уважения не дождутся.

- У Вас было с такими людьми много контактов?

- Не особо, мне давно про них всё ясно. Если кто-то ко мне приедет и скажет, что он верит в Дьавола, я порекомендую ему вызвать такси (смеётся)

- Вам известно, что они о Вас думают?

- Нет, и мне всё равно. Это сумасшествие и христианничание. Если вы хотите поверить в существующего Диавола, следом вы должны будете поверить в существующего боженьку, и какой из вас тогда сатанист? Вы христианский еретик.

- Как Вы думаете, какова их мотивация поклонению христианскому Диаволу?

- Честно - не знаю. Моё предположение, что эти люди где-то ущербны. Если они верят в чьё-то существование, им следует задуматься - а что они сами представляют из себя в жизни? Может, они думают, что Иегова плохой, а Сатана хороший. Думаю, это настолько же глупо, как верить в Зевса или в Баггза Банни. Это просто... иррационально... Сатанизм - самоцентричная философия. Но она также подразумевает ответственность, поскольку вы и только вы будете хозяином своего успеха или провала. Вы не сможете помолиться богу или обвинить во всём Сатану. Всё будет зависеть от вас самих. Для большинства людей это вызов. Большинство нуждается в высших силах в качестве опекунов, чтобы идти по жизни.

- Почему?

- Люди делятся на две категории. Первым это не надо, вторым надо. Первых намного меньше.

- Почему есть те, которым это надо?

- Натура у них такая. Это их часть. Они нуждаются в ком-то над собой - в другом человеке или в божестве. И они никак не могут от этого избавиться.

http://www.churchofsatan.com/Pages/WhatTheDevil.html

Что, Дьявол?

Сатанизм - это не дьяволопоклонничество. Такое утверждение шокирует не изучавших предмет посторонних, испытывающих самое большое заблуждение относительно Церкви Сатаны. Её основатель ЛаВей утверждал это с самого начала. С годами некоторые индивидуумы, испытывающие нужду очутиться в объятиях какого-либо божества, стали утверждать, что ЛаВей обрёл веру в существование Сатаны. Проанализировав его работы, мы с лёгкостью поймём, что он никогда не менял своего мнения на этот счёт, да и не было в Церкви Сатаны никогда "внутреннего круга", "тайно практиковавшего"  вызовы Дьявола.

Мы, Сатанисты, понимаем, что человеческому животному нужны как правда, так и фантазия. Шаг к мудрости - распознать, что есть что, отделить одно от другого. Человек отталкивается от символизма и метафор, строя свою собственную концепцию понимания мира, в котором он живёт. Своим плотским мозгом он всегда создавал богов. Из Сатанинской Библии: "Ведь это ЧЕЛОВЕК всегда создавал богов, а не ОНИ его". Как бы то ни было, этот акт сотворения, как правило, отрицается. Как видно из истории, основатели религий провозглашали о своих личных контактах с богами, созданными их воображением, и легионы последователей поддержали этот пиздёж. В фантазии нет ничего плохого, но только до тех пор, пока человек осознаёт, что он использует контролируемое им самозаблуждение в качестве инструмента для своего личного взаимодействия с действительностью. Нами, Сатанистами-скептиками, такой подход используется в ритуальной комнате. Конструкция из фантазий становится опасной, когда верующие духовных религий начинают догматически настаивать, что их личные или коллективные глюки существуют и в жизни, после чего ждут, когда миф укажет им путь, или пытаются заставить других разделить их бред. Что послужило источником бесконечных войн, загляните в учебник истории...

 

Базовые принципы из Сатанинской Библии:

Сатанисты исходят из того, что сам человек, а также силы действия и противодействия Вселенной ответственны за все происходящее в природе, и не заблуждаются насчет того, что кому-то есть до этого дело.

Не является ли более осмысленным поклонение тому Богу, которого он сам создал в соответствии с собственными эмоциональными потребностями - тому, кто наилучшим образом представляет его целиком и полностью плотское существо, имеющее навязчивую идею первым делом изобрести себе Бога?

 

Из интервью ЛаВея The Washington Post в 1986-м году:

"Сатана - это символ, ничего более. Сатана представляет наше жизнелюбие и отрицание мертвенно-бледного бесполезного образа распятого Христа". (прим.: "символ" -- это, мягко говоря, не просто "название", символы работают глобально, на архетипическом уровне; скорее всего, здесь просто подчеркивается, что Сатана -- это не личностное божество с т.з. ЛаВея -- W.)

Принятие несуществования божеств как независимых сверхъестественных сущностей в качестве аксиомы могло бы означать, что де-факто сатанисты являются атеистами. Мы знаем, что мир безразличен по отношению к человеку. Поскольку наша философия самоцентрична, каждый сатанист видит себя, как самую важную часть своей жизни. Каждый индивидуум строит свою систему ценностей и судит обо всём по своим стандартам. Сатанист признаёт "богом" себя самого в своём субъективном мире (т.е. не перекладывае ни на кого ответственность -- W.). Это не значит, что нам кажется, будто бы мы обладаем силами мифологических божеств, но мы чтим свои способности творить самим. Поэтому, чтобы отделить себя от атеистов, просто отрицающих существование Бога, и только, мы называем себя Я-теистами, с собственным здоровым эго в центре собственного мира. Эта воистину богохульная концепция бьёт наотмашь по морде почти любой другой религии, и вот почему Сатана так идеально подходит в качестве символа. Он был описан гордым, отказавшимся склониться перед Иеговой. Он ищет власти, свободы за пределами вызывающего смех царствия небесного. Твен, Мильтон и Байрон представляли его свободным критиком, героически защищавшим то, чем он был.

 

Д-р ЛаВей подробно описал концепцию Сатаны в книге Джека Фришера "Popular Witchcraft" в 1973-м году:

"Мне не кажется, что восприятие Дьявола как кого-то антропоморфного настолько продуктивно, как теологи и метафизики хотели бы думать. Я чувствовал Его присутствие, в качестве расширения моей собственной внутренней силы во внешнюю среду, в качестве альтер-эго, которое я был способен высвободить. Стоя перед алтарём, я осознанно работаю с этим Творением, с этим Демоном, с персонификацией, которую я вижу в глазах символа Сатаны - Козла Мендеса. Этот символ есть зеркальное отражение той Силы, которую я ощущаю в себе. Я сознаю, что это работа моего эго. Я не тешусь иллюзиями, что я призываю что-то, не связанное со мной, как с Творцом. Эта Сила - НЕ контролирующий меня фактор, который я не могу удержать под своим контролем. сатанинский принцип таков, что человек - сам хозяин своей судьбы, если же нет - то другой человек, который окажется сильнее вас. Таким образом, Сатана - это воплощение ваших собственных сил. Как бы то ни было, вам доступны взаимодействие, контакт, контроль. Кстати, эта концепция воплощённого Божества-Сатаны не так уж и нова."

Смысл вышеизложенного - в сознательном сотворении своего нового воплощения для взаимодействия с "Третьей Стороной" во время ритуала, что делает лавейанскую религиозную концепцию революционной, недоступной тем, кому это не дано от природы. Это не вид веры, это особенность менталитета. Это значит, что для сатаниста во время ритуала ОН И ЕСТЬ САМ САТАНА.

Признаемся честно. Далеко не каждый способен отделить "Слава Сатане!" в ритуальной комнате от неверия в сверхсуществ вне ритуальной комнаты. Но Сатанизм - он как раз далеко не для каждого. Когда нас спрашивают, когда будет написан учебник "Сатанизм для чайников", мы отвечаем: "Сатанизм НЕ предназначен для чайников". От сатаниста ожидается способность МЫСЛИТЬ. От своих читателей ЛаВей ожидал способности провести чёткую линию между правдой и фантазией. Он не отрицал, что был шоуменом, и знал, что его последователи не воспримут это как маскарад для деревенщины. Он знал, как развлечь, чтобы затем привлечь внимание, а потом донести до зрителей какую-нибудь уже намного более серьёзную идею. Кто-то может усмехнуться, перепутав его
глубокие размышления с циркачеством. В конце концов, любая религия - это "шоу-бизнес", вот только открыто об этом говорим мы одни.

 

В интервью, выпущенном на пластинке "The Occult Explosion" в 1973-м году, ЛаВей объяснил, как Церковь Сатаны относится к другим точкам зрения о Сатане:

"Для нас Сатана - символ, не сущность. Однако многие наши члены, глубоко вовлекшие себя в магическую практику, предпочитают воспринимать Сатану действительно реальным. Конечно же, мы не отвергаем таких людей, поскольку понимаем, что каждому практику нужна чётко прорисованная лично им самим картина мира для концептуализации своей ритуальной деятельности. В любом случае, Сатана - учитель, способный дать ответ на любой вопрос. А в качестве ответа тем, кто называет нас дьаволопоклонниками, или после этого интервью с ходу назовёт нас сатанопоклонниками, я скажу: "Сатана, в своём истинном символизме, требует изучения, а не поклонения".

Мы не падаем на колени. Не бьёмся лбом об пол. Не унижаемся. Не поклоняемся. Не молим Сатану исполнить наши желания. Мы считаем, прежде, чем что-то получить, нужно обосновать свою способность грамотно распорядиться дарами, которые будут получены. Поэтому разумным выглядит сотворение божества-символа, основываясь на собственных потребностях и эстетических стандартах. Креативная фантазия необходима для эмоционального удовлетворения, испытываемого в пределах ритуальной комнаты. Сатана для сатанистов - наиболее точный символ, отображающий всё лучшее в каждом из нас, в самой полной мере удовлетворяющий наши желания.

Плюс ко всему, ЛаВей размышлял над идеей, что при практиковании Большой Магии может быть так, что маг сливается с именно той Силой, той частью природы, что ответственна за исполнение данного конкретного желания. Сила эта тайная, неизученная, а потому "Тёмная." Но ЛаВей никогда не рассматривал Силу как сверхсущество. В СБ он сказал - Сатанист просто принимает такую концепцию (бога), которая подходит ему лучше всего.

 

Цитата:

Для Сатаниста "бог", каким бы именем он ни был назван, или даже не назван вообще, - видится неким уравновешивающим природу фактором и не имеет отношения к страданию. Эта могущественная сила, пронизывающая и поддерживающая равновесие всей Вселенной, слишком обезличена, чтобы заботиться о счастье или беде существ из плоти и крови, живущих на шарике из грязи, что является нашим домом.

ЛаВей чётко обозначает незаинтересованную, удалённую стихию - не сущность и не личность - которая уравновешивает вселенную. Он видит её индифферентной ко всем формам жизни, такой же индифферентной, как и многие другие природные силы, такие, к примеру, как гравитация. Это механизм. Сила. Не личность. Ей не требуются задабривание или поклонение. Ей и можно дать имя, и нельзя. Она функционирует без оглядки на все формы жизни. В предисловии к СБ Бёртон Вульф написал об этом так :

ЛаВей постоянно напоминал тем, кто хотел слушать, что Дьявол для него и его последователей не был стереотипным малым, разряженным в красное трико, с рогами, хвостом и трезубцем, а являл собой темные силы природы, которые человеческие существа только начали пробовать использовать. Но как же он увязывал это со своим обликом: черная ряса и рога? Он объяснял это так: "Людям нужен ритуал с символами, подобным тем, что украшают бейсбольные команды, церковные службы и войны, символами, служащими проводниками для излияния эмоций, которые они не в состоянии высвободить или даже осознать в одиночку".

 

Как мы видим, ЛаВей допускал наличие необъяснимых стихий в Природе, являющихся её частью, но это НЕ сверхсущности. Он предполагал, что пытливый ум человека однажды откроет принципы их действия. Вовлечённость в эту идею даёт огромную свободу для поиска. Поскольку нет никакого бога, следящего за нашим поведением и поступками, люди вольны вообразить для себя любое Божество, наделённое любыми качествами по их усмотрению, для удовлетворения их собственных нужд, помня при этом, что эти фантазии есть фантазии, и ничего более.

В том же абзаце он объясняет главную причину того, почему люди берутся за ритуалы Большой Магии. Она служит для высвобождения скрытых глубоко внутри эмоций, которые люди могут даже не осознавать до конца. Здесь имеет значение психология, а не поклонение высшему существу.

Ритуал - важнейшая часть культуры человечества. ЛаВей знал, какое огромное значение имели ритуалы на протяжении тысячелетий, пусть они и не всегда выполнялись с целью что-то изменить в реальном мире. Человек после ритуала ощущает себя намного лучше, чем до. В поисках наиболее подходящей для себя религии читаем дальше:"Если же человек принимает себя, но осознает, что ритуал и церемония есть очень важные способы, которые изобретенные человеком религии используют для поддержания веры во лжи, то ему становится ясно, что ТА ЖЕ ФОРМА РИТУАЛА поддержит его веру в правде-примитивное великолепие, придающее сознанию собственной царственной сущности дополнительный смысл". Такие формы ритуала, которые ЛаВей называл "контролируемым самообманом", несут практическое значение для комфортного самоощущения, а правда состоит в том, что Боги - это творение Зверя, имя которому -  Человек.

 

Подытоживая, мы можем выделить несколько мыслей, с которыми сталкивается человек на пути от начала своего мироисследования до прихода в Сатанизм.

Природа - всеобъемлюща. В Природе нет ничего сверхсущественного.

Духовное - иллюзорно. Я состою из плоти. (на всякий случай: "духовное" -- это НЕ психика, которая системно связана с физиологией)

Разум - инструмент подвергания веры анафеме. Я испрашиваю всё. Я скептик.

Я отвергаю лживые дихотомии, предпочитая исследовать "Третью Сторону", что приближает меня к разгадке тайн этого мира.

Этот мир ни позитивен, ни негативен. Он индифферентен.

Нет никаких богов (в личносном виде, соотв.). Я - атеист.

Нет никаких внутренних мотивов жить против законов природы. Так я определяю смысл своей жизни.

Я решаю, что имеет ценность, а что нет. Я - наивысшая ценность, я сам себе бог.

Я - Я-теист.

Добро - то, что обогащает мою жизнь и делает её лучше. Зло - то, что ухудшает её и обедняет.

Я живу с целью приумножать благо в своей жизни и в жизни тех, кто дорог мне. Мои стремления к наслаждениям находятся под моим неусыпным контролем. Я эпикуреец.

Я заслужил право оценивать себя и окружающих. Я оцениваю и готов к оценке себя другими.

Я испрашиваю равноценного взаимодействия с окружающими. Я обращаюсь с ними так, как хотел бы, чтобы они обращались со мной. В ответ на плохое ко мне отношение окружающие получат аналогичный ответ.

Я осознаю потребность человека в символах, отражающих его мысли и миропонимание.

Символ, наиболее полно представляющий меня, как осознавшего себя Зверя есть Сатана, воплощение плотской жизни, справедливости и саморазвития.

Читая ЛаВея, я вижу отражение собственных мыслей.

Я с гордостью называю себя сатанистом.

 

Эти принципы служат обоснованием нашего действительно свободного образа жизни зверя в виде человека, образа жизни, который мы сами выбрали для себя. Нуждающихся же в божестве-опекуне мысль о том, что можно самому нести ответственность за своё саморазвитие, приводит в ужас. Для сатаниста вера в любого бога или чёрта, которому придётся принадлежать, смешна и противна. Мы "соглашаемся не соглашаться" с духовно, в отличие от нас, ориентированными, согласно принципу плюрализма мнений, принятому в обществе. Мы знаем, что путь сатаниста - не для всех. Мы просто просим других идти своим путём и не вмешиваться в нашу жизнь.

Только одна просьба, господа верующие. Поймите, что мы - не ложка дёгтя в вашей бочке мёда. Мы - не дьаволопоклонники. Мы уважающие себя почитатели жизни, которую мы стремимся прожить максимально насыщенно. Да найдёте вы радость в служении тем богам, которых вы себе выбрали.

Уж мы-то найдём её точно.

 2007