http://vidjnana.livejournal.com/529661.html

Виджняна

"Постсекулярные" тезисы

Единственное рациональное зерно в термине "постсекулярное" - экспансия религии в современном обществе в сравнении с прошлыми ("секулярными") временами. Это действительно, факт, однако констатации факта недостаточно, необходимо его уточнение (в чём она состоит), выяснение причин экспансии, прогноз - как будут события развиваться дальше. Кратко об этом:

1. Экспансия религии (не только в России, но и в мире) состоит в том, что религиозность перестаёт восприниматься в обществе как нечто "отсталое", связанное с предрассудками, а становится одной из "нормальных" идентичностей индивидов. Грани "религия" - "наука", "светское" - "церковное" стираются в массовом сознании. Религиозные организации всё успешнее лоббируют государственные институты, добиваясь для себя льгот и преференций.

В то же время, религиозная экспансия сейчас кардинально отличается от религиозной экспансии в средние века тем, что религия ныне становится всё ощутимее частным делом индивида, более того, в общественном сознании развитых стран всё увереннее пробивает себе дорогу мысль, что религиозность каждого должна быть толерантной, не мешать религиозности (или нерелигиозности) прочих (хотя и имеет полное право на самовыражение). Не без труда пробивается, через предрассудки фанатиков-фундаменталистов, но тем не менее, пробивается.

2. Причин экспансии несколько.

Во-первых, это объективные процессы связанные с постмодернистской культурой общества потребления. Религия воспринимается как продукт, дающий человеку новые возможности - возможности игры. Образно говоря, современная религия - ролевая (или компьютерная) игра, Дед Мороз для взрослых. Взрослые, в отличие от детей, знают (где-то очень глубоко), что "в реале" Деда нет, но они играют в Деда и им хотелось бы, чтобы игра простиралась везде без ограничений.

Во-вторых, поскольку религия становится игрой, она всё сильнее коммерциализируется. Современные религиозные организации - это фабрики по производству религиозной продукции, живущие с продвижения ролевых игр в быт граждан. Соответственно, потребность уже не только удовлетворяется, но и постоянно создаётся, продукция всемерно рекламируется. Ребёнок с раннего детства приучается играть в религию (отсюда настойчивые призывы к раннему "воцерковлению" посредством ритуалов), так в него закладывается нужда в религиозной продукции.

В-третьих, современные кап. государства напрямую заинтересованы в развитии религиозности населения, поскольку она позволяет переключить внимание с реальных социальных проблем на иллюзорное их решение в мире игры. Фактически, религия - это ещё один Голливуд, фабрика грёз и фантазий, в которые рекомендуется уходить работниками, а не стремиться изменить общественную ситуацию.

В-четвёртых, объективные процессы технизации общества, углубляющееся разделение труда приводят к ненужности сколько-нибудь качественного образования для подавляющего большинства населения. Невежество - питательная почва для любых суеверий с древнейших времён. Чтобы разобраться в причинах и технологиях зомбирования населения, надо всё же обладать определённым уровнем образования.

В-пятых, современные демократии с их идеей всеобщего уравнивания (но не социального равенства, естественно) обусловили ситуацию, когда в общественном сознании умный и глупый, учёный и невежда, профессионал и дилетант принципиально равны, однако у них имеются некоторые "особенности". В такой перспективе научное знание ничуть не лучше астрологического прогноза, качественные технические навыки - не лучше "шаманства". Всё дело в том, приносят они кому-то деньги или нет. Отсюда появляется почва для лоббизма религиозных организаций - чем хуже креационизм, скажем, теории эволюции? Для невежды (то есть человека обладающего альтернативным разумом и образованием), естественно, всё едино. Далее к делу подключается коммерциализация, религиозный продукт красиво упаковывается и раскручивается.

Этими причинами экспансия религии не исчерпывается, но думаю, они основные.

3. Прогноз на ближайшее будущее (далеко прогнозировать вряд ли имеет смысл) религиозной экспансии связан с действием вышеуказанных причин. Думаю, все они продолжат действовать, поэтому религиозная экспансия тоже продолжится, однако примет цивилизованные формы.

Любой гражданин будет получать религиозный продукт по своему выбору посредством всех возможных каналов (особенно в сети), будет обладать правом на религиозное самовыражение, однако государства будут дрейфовать в сторону светскости в том плане, что права каждого гражданина на выбор этой религиозной продукции, на её доброкачественность сохранятся и упрочатся. Навязывание гражданам религии будет сужаться до уровня обычного навязывание прочей продукции посредством рекламы, но религиозные монополии, особенно с государственной поддержкой, будут постепенно исчезать. Увеличится роль граждан-клиентов в их влиянии на церковные организации, те будут оперативнее отслеживать изменение религиозного спроса и удовлетворять его во всё большем объёме, хотя и сами же будут создавать этот спрос (наподобие индустрии моды).

Реальные серьёзные изменения могут произойти лишь с изменением социально-экономического базиса общества.

26/12/2010