Джагг

В защиту Империи от Ымперии

Вроде бы в очередной высказался по Империи, причём недавно. Продолжение и повторение темы уже решил отложить до весеннего обострения. А вот хрен. И ночью при луне мне нет покоя, зачем вы потревожили меня... Ходишь по ЖЖ, смотришь. И натыкаешься на идеи типа "отдельные индивиды не понимают, что Сила Империи в многонациональности, а не титульной нации". Читаешь и в голове выстраивается фраза вроде: из-за таких ымперцев нас, имперцев, ненавидят. После чего тянет проповедовать, даже повторяясь.

Ниже следует лекция по имперским распоняткам в моём, не претендующем на последнюю инстанцию, понимании.

"В вихре яростных атак не расквась себе пятак!"
(приписывается Горлуму)

Итак, товарищи. Империя - это воплощение некоторого универсального принципа в разнородной (гетерогенной и анизотропной) человеческой среде. В аспекте общежития Империей является любая политическая сущность, существующая за счёт воплощения этого самого принципа в этой самой среде. Да, достаточно часто она проявляется как "многонациональное государство". Но не всегда, а только тогда, когда под разнородностью среды понимается всего лишь разное этническое самоопределение подданных только этого государства. В качестве альтернативного примера Империи могу привести совокупность европейских католических государств в Средние века. Имперские - универсальные - принципы здесь поддерживались не местной светской властью, а Римской церквью, не особенно лезшей за титулами.

Однако разнородность среды только этнической разностью подданных не исчерпывается. Подданные могут принадлежать к одному этносу, но различие в их идентичностях будет достаточно большим, чтобы государство, сумевшее организовать их, было Империей.

Держитесь за стулья, товарищи: последовательно либеральное государство, даже моноэтническое, обязательно будет Империей. Почему? А потому, что в последовательно либеральном государстве всё население будет суммой меньшинств: сексуальных, религиозных, идеологических. Чем больше Вы даёте подданному такого либерального государства свободы для самоопределения, тем дальше будут расходиться устойчивые идентичности меньшинств, в которые эти подданные соберутся.

И общие принципы, - ага-ага, свобода, рынок, права человека - на которых коловращение меньшинств может быть собрано воедино для организации устойчивого общежития, естественно становятся имперскими принципами, они без какого-то внутреннего сопротивления транслируются вовне и прибирают всё новые территории с их населением в сферу своего влияния, которая во благовремении может быть оформлена и протокольно.

Поясняю. Вы можете учить "российской духовности" и "суверенной демократии" бельгийца или там новозеландца? Да Вы будете выглядеть идиотом даже в собственных глазах, не говоря уже о глазах обучаемых. А вот у них с поучениями нас о "свободе" и "демократии" препятствий нет, потому что это стало имперскими принципами, на которых вполне естественно собирается, скажем, ЕС. И даже если послать бельгийца и новозеландца с их поучениями подальше, они сочтут именно Вас грубияном, а не себя дураками. Вот она, Империя, где, как бы там они сами от этого слова ни плевались.

Когда Империю понимают как муляжи ракет на Красной площади или благостную лыбу Государя-Императора, целующего икону - это уже не Империя, это Ымперия. То, как будет выглядеть Империя, зависит от принципов, которые в ней воплощены, и от среды, в которой они преследуются: внешние признаки Империи, сколь бы блистательны они ни были, не есть суть Империи, а скорее случайные следствия её реализации - конкретной, товарищи, неповторимой реализации. В одну и ту же Империю, как и в реку, дважды не войти.

Возвращаясь к "многонациональности", то бишь к разнородности среды. Разнородность среды есть источник сопротивления воплощению тех или иных принципов, разнородность как раз противостоит их воплощению, а не поощряет его. Она служит своего рода тестом на универсальность имперского принципа; представляется тренировочным полем, на котором улучшается сила и избирательность его, принципа, воплощения.

Представьте себе. Человек толкает гирю, качает мышцы. Он качает мышцы для того, чтобы нравиться девушкам и меньше болеть. Он может качать мышцы только тогда, когда ест достаточно, чтобы наращивать мышечную массу - а иначе он умрёт. Человек качает мышцы через преодоление силы тяжести, связанной с этой гирей. Гиря не является источником силы человека, гиря не является обязательным признаком сильного человека, гиря не является целью накачивания мышц, наличие гири не накладывает обязательств её толкать. И даже незаменимым средством накачивания мышц гиря тоже не является. Вот то же и с многонациональностью. Ни к какой Империи она не обязывает, и при её создании только мешает; Империя создаётся через отрицание и преодоление, а не через поклонение многонациональности и ублажение таковой.

Объявить многонациональность источником Силы Империи - всё равно, что назвать спидометр двигателем автомашины.

Ещё одним заблуждением, каким вымощены дороги от имперства к ымперству, является убеждение в том, что Империя представляет собой продукт политикования и правительственных решений; долгих и тонких, высокоумных калькуляций "не для простого народа".

Империя, товарищи, равно как и терроризм, равно как и разруха - не в клозетах, а в головах.

Вспомним создание Советского Союза. Что было у красных? Вооружённая сила? Огромная, плохо обученная и ещё хуже управляемая масса, которую - заметьте! - держали в повиновении не легитимное военное принуждение, а лозунги. Были ли у красных толковые администраторы, обученные чиновники? Да, были, та малая доля, которая не успела убежать, не была расстреляна и не занималась саботажем - были в количестве, несравнимом со штатным расписанием Российской Империи. Денег у красных тоже не было. Присутствовала огромная куча проблем, внешних и внутренних. И тем не менее, Советская Империя состоялась - о благости или плохизне её принципов в долговременной перспективе сейчас не говорю. Важно то, что красные именно и только через распространение принципов, оказавшихся универсальными на тот момент и выраженных в тогдашних хитах типа "земля - крестьянам", вернули Москве контроль над окраинами, да так, что с известным восхищением это признавали даже недостреленные "бывшие" в эмиграции.

Можно вспомнить и другой имперский анабасис - Третий рейх, а вспомнив, поинтересоваться о действительных масштабах Сопротивления и сотрудничества "угнетённых и покорённых народов"; сдаётся мне, им имперские принципы Третьего рейха, выраженные хотя бы и в той же расовой табели о рангах, не понравились скорее апостериори, особенно тем, кто в табели был повыше; не понравились, когда стало ясно, что Британская, Советская и Американская Империи сейчас придут и начнут ломать мебель.

Когда имперский принцип завладевает достаточной частью некоторой популяции; когда та строит свою жизнь согласно этому принципу; когда этот принцип приносит ей выгоды и усиливает её - тогда он легко разъясняется другим популяциям и находит в них последователей, способствующих расширению Империи. Колониальные империи существовали не только за счёт пушек и ружей, но и потому, что некоторой решающей части "угнетаемых туземцев" они были каким-то образом выгодны - выгоднее, чем своё, родное, натуральное. Советская власть удержалась потому, что большинству реальных, а не воображаемых великороссов на начальном этапе она была безусловно выгоднее, чем царская и промежуточно-демократическая (фофудьеносцы и либерасты идут лесом - вспоминаем хотя бы три вопроса: мир, земля и общее образование).

Вот ещё один пример, из нашей с вами современности, а потому умозрительный. На имперский вполне тянет принцип "честной сделки по полной цене". Все мы слышали из телевизора сладкую сказку: "мы" должны взимать "мировую цену" за газ с "них", потому как это честно. Усугубляя ту же честность, как я понял, "мы" в лице правительства со временем выкатит "нам" в лице всех остальных такой же мировой счётец за газ, как и "им", которые злые и нехорошие, не понимают принципа "честной сделки по полной цене" и, науськанные заморским врагом, дразнятся "фекальными массами". И вот - заплясало вокруг сырьевых контрактов марево "великой энергетической державы" a.k.a. "Пятой империи".

"А я согласен" ((с) судья Кригс). Имперский принцип так имперский принцип. Пятая так пятая, сделка так сделка, честность так честность. Хорошо, товарищи, начинаем изнутри, с себя, открываем приходно-расходные тетрадки тех, кому население РФ платит. За свет, за воду, за нашу и вашу свободу. Открываем просто для посмотреть, куда, как и на что идут деньги, и тем определить полную цену для честной сделки. Потом, раз пошла такая пьянка с мировыми ценами на газ внутри страны, давайте зарядим мировые цены вообще на всё, продающееся внутри страны, включая любой производительный труд, вплоть до затрат сил по воспитанию своих детей. Сперва мировые, а потом сделаем плюс-минус до полных, которые положены для честной сделки. Я уже слышу, как хохочут, свистят и улюлюкают "крепкие хозяйственники" с "авторитетными предпринимателями" на галёрке: действительно, ржач! - это в рашке-то зарплаты, сравнимые с европейскими, взять за правило! Умереть не встать.

Но станет ли кто-нибудь отрицать, что в случае воображаемого решения упомянутой задачи под дверями РФ выстроится очередь из бывших советских провинций, на чистом русском языке попискивающая: "возьмите наш суверенитет и пришлите взамен сатрапчика, империалистика, генерал-губернаторчика, вице-королька, душителя свободки... ну пожалуйста, чтобы у нас было так же"? Да, конечно, выстроится, причём безо всяких геополитических интриг, закулисных сговоров, трубопроводных дипломатий и тайных обществ. Без непристойностей вроде "свободы слова" и "развития демократии", без надувания щёк телекомментаторов, храбро разоблачающих коварные происки пресловутых наймитов.

И вот уже потом-потом-потом можно с одобрения подданных потратить доходы, скажем, на трёхсотметровую золотую статую Государя-Императора в парадной фофудье в центре Москвы. Можно организовать транспортное сообщение со спутниками Юпитера - энтузиазма хватит, потому что людям уже уплочено. Потом-потом-потом можно восхищаться тем, как мирно под сенью дружеских штыков существует множество разных народов и не выпендривается, потому что сыты, довольны и знают, что если не, то идите на, а совместно нажитое имущество поделим по-христиански. Под сенью. Однако начинаться всё должно с имперского принципа, который, повторяю, должен стать жизненным принципом некоторой популяции и при соблюдении усиливать её и приносить ей выгоды. Угадайте с трёх раз, на какую популяцию, на чьи культурные коды, на чьё этническое самосознание в РФ надо ориентироваться, чтобы такую штуку прокинуть? Для танкистов подсказка: если численность этой популяции составляет порядка одного процента от общей численности населения РФ, то уже не подходит.

Резюмируя, составлю следующую памятку для мыслительных упражнений по теме "Империя".

1. Брэнды и имиджи прошлых Империй не могут являться ориентирами для будущей. Ориентирами для Империи могут являться только список территорий, ресурсов и населения, над которыми желателен фактический контроль, не более того. Брэнды и имиджи наработаются сами, в процессе достижения ориентиров.

2. Брэнды и имиджи любой Империи, многонациональность включительно, всегда суть следствие воплощения имперских принципов и иногда средство их воплощения, но никогда не причина их воплощения. Их поддержание отнимает энергию, а не приращает её. Оформление и подержание имперских брэндов и имиджей возможно только тогда, когда на это есть излишки энергии, излишки силы.

3. Источником силы любой Империи являются выгоды, которые получает гражданин\подданный Империи, следующий универсальным имперским принципам в уникальном применении их к себе. Эти выгоды могут быть всего лишь относительными, - то бишь меньшим из зол, когда добро невозможно - но они должны быть несомненны. Чем больше эти выгоды, тем сильнее Империя. Если за Империю не платят, это Ымперия. Если принципам следуют одни, а выгоду получают другие, это Ымперия.

4. Ымперия похожа на Империю так же, как концлагерь в чём-то похож на тренажёрный зал. Когда думаете об Империи, смотрите, что у Вас получается на самом деле.

5. Первоначальное внедрение универсальных имперских принципов - впрочем, как и любых других - происходит через их принятие кучкой энтузиастов, которых злые люди неизбежно окрестят плохими на всю голову: так всегда называют тех, кто делает невиданное возможным. Если Вы готовы к этому, имперский штандарт Вам в руки. Если сами не живёте согласно предлагаемым Вами принципам, оставляя эту честь кому-нибудь другому, уткнитесь.

6. Дальнейшее распространение упомянутых принципов возможно, когда жизнь по ним выгоднее, чем любая другая из доступных потенциальному имперцу. Здесь имеет значение фундаментальная пригодность этих принципов: они могут лично Вам очень нравиться, но попросту не работать в этом большом и отвратительном мире. Здесь имеет значение и правильное разъяснение выгод, вовсе не тождественное рекламной обработке встречного лоха с целью впарить дерьмо и разбежаться. Всякая Империя, в отличие от Ымперии, создаётся навсегда, и в ней есть своё место для каждого; и распространяется Империя именно как вечный и разный товар, а не штампованная "новинка от известной канадской фирмы, которую можно заказать по телефону".

7. Для того, чтобы имперские принципы получили политическое воплощение, они должны распространиться в количественно и качественно решающей части населения. Это означает: либо их приятие и управляющими, и управляемыми; либо физическую смену управляемыми управляющих на таких, которые примут имперские принципы. Если по определению имперские принципы универсальны, то никаких игр в "вершки и корешки" с "приватизацией прибыли и социализацией издержек" с ними быть не может; тогда они уже не имперские, а ымперские.

8. Альтернативы, перечисленные в п. 7, подсказывают, что имперские принципы политически могут быть воплощены только количественным большинством, которому, согласно п. 6, Империя выгодна и полезна. Логически получаем, что для раскрутки Империи Вам нужно большинство, в котором коммуникационные барьеры понижены, которое, проще выражаясь, говорит на одном и том же языке, на которое действуют схожие аргументы, которое обладает достаточной поведенческой и этической общностью. В национальном разрезе это будет выглядеть так: группа людей, качественно уже являющаяся нацией или по общности близкая к ней, а количественно составляющая титульную группу. Титульная нация, короче. Теоретически она не обязательна для Империи, но с ориентацией на её запросы и с опорой на её силы Империю создать намного легче. Торговать же нацию на Ымперию - лучше всего описывается изречением преферансиста: "взятку снёс - без взятки остался". Будете строить Ымперию не для выгоды и пользы титульной нации, останетесь и без того, и без другого.

9. Из-за соображений, перечисленных в п. п. 6-8, существуют ограничения на ассортимент универсальных принципов, которые могут быть положены в основу будущей Империи в любом "здесь и сейчас". Есть принципы, которые не работают в нашей Вселенной. Есть принципы, которая нация не примет. Есть принципы, выгоду от следования которым трудно объяснить. Есть принципы, которые слишком легко коррумпируются заинтересованными группами. И так далее. Это - обязательные темы для тестирования обдумываемых имперских идей.

Спасибо за внимание. Проповедь окончена.