"Комсомольская Правда", 19 июля 2006
О деньгах мечтают янки, ну а русские - о пьянке?
Наша жизнь в анекдотах. Мифы и реальность
Говорят, анекдот - это маленькое зеркало, в которое можно разглядеть достоинства и недостатки своего народа. Но, по мнению этнопсихолога Игоря КУЗНЕЦОВА, старшего научного сотрудника Института социологии РАН, зеркало это кривое, верить которому можно далеко не всегда. Мы попросили ученого проанализировать анекдоты, рассказанные «Комсомолке» нашими читателями.
- По анекдотам судить о русском характере нельзя, потому что они очень часто дают искаженное представление о нашем народе, - считает Игорь Михайлович
- Но как же так? Мы же сами о себе эти анекдоты придумываем, потом сами над собой смеемся...
- В том-то и беда, что мы не знаем, какие мы есть на самом деле. Потому что смотрим на себя чужими глазами. Наша элита, начиная с XVIII века, получала европейское образование и потому оценивала свой народ с точки зрения иностранцев, не понимая внутреннюю логику его поступков. Русского человека приучили пресмыкаться перед Западом, самоуничижаться перед ним, видеть в любом иностранце пастыря, учителя жизни. Так, век за веком, мы и привыкли смотреть на себя со стороны. С западной стороны. И пьянь мы, и лентяи. А пора бы перестать жить чужим умом и судить себя по их мерке. Чего нашему народу действительно не хватает - так это самоуважения.
Ты меня уважаешь?
- Вот никак не пойму, как вы, русские, пьете водку
стаканами?!!
- Ну так с ведра ж неудобно!
Заграница. Звонок из полицейского участка в российское
посольство:
- Там не ваш человек спит на скамейке в парке без документов?
- Он трезвый?
- Нет! Рядом стоит бутылка!
- Допитая?
- Недопитая!
- Нет! Это не наш человек!
Заблудились в пустыне русский, американец и француз. И набрели на полузасыпанную песком лампу. Стали очищать ее от пыли, а из лампы джинн выскочил и объявил, что выполнит по три их желания. Американец захотел: вернуться домой, виллу в Калифорнии и деньжат на счету побольше. Француз попросил: перенести его во Францию, а еще шикарную яхту и жену-красавицу. Русский подумал-подумал и заказал: ящик водки, закуски какой-нибудь... и вернуть обратно американца с французом, потому как он не алкаш и пить один не может.
Комментарий этнопсихолога:
- Пить-то мы пьем. Не без этого, конечно. И в анекдотах даже этим бахвалимся. Но все это... по недоразумению. От того, что думаем о себе хуже, чем мы есть на самом деле. По природе своей русский народ вовсе не пьянчуга! Да, это правда - у нас и в старину пили много. Но что пили-то? Пиво, медовуху, брагу, слабоалкогольные квасы. А когда в средние века в России получило распространение хлебное вино (то есть водка), к сожалению, пить его стали так же, как и традиционные русские слабоалкогольные напитки, - «ведрами». Показывая «удаль молодецкую». Вот немцам, к примеру, как-то удалось развести пиво и шнапс: одно пьют кружками, другое - наперстками. А нам - нет. Вот и хлещем горькую. И мрем от нее, потому что организм наш, как у чукчей и якутов, к водке не приспособлен. Так что мы скорее прирожденные трезвенники, а злоупотребляем в силу исторической ошибки!
Кстати, обратите внимание: на Западе «на троих не соображают». Потому что для них алкоголь - это прежде всего «наркотик», средство для релаксации. А для нас - средство общения. Это, так сказать, ритуал вхождения в группу, слияния с ней. Форма перехода на более доверительный, братский, уровень общения. Это как хлеб преломить. Древнее таинство. Потому у нас и говорят «не уважаешь», когда в компании кто-то не пьет. Так что русский человек «на грудь принимает» не для того, чтобы мозги затуманить, а ради душевного разговора. Если бы мы об этом не забывали - научились бы вовремя останавливаться.
Работаем не за деньги, а... за компанию
Если бы русские любили работать, они бы не назвали включатель выключателем.
Русскому, немцу и французу дали задание написать книгу про
слонов за месяц.
Немец написал книгу «О вкусной и здоровой пище из слонов», француз написал книгу
«Любовь слонов», а русский говорит: «Извините, вчера гости приходили, не успел
книгу написать».
Комментарий этнопсихолога:
- Русские не ленивы. Мы просто по-другому относимся к работе, не так, как западная цивилизация. Там время человека, его жизнь чего-то стоят. Ты отдаешь фирме кусочек своей жизни и берешь за это деньги. А в русской традиции жизнь ничего не стоит, но не оттого что слишком дешева, а оттого, что бесценна. Ее не продают (вернее, продают неохотно), потому что жизнь дороже денег. Для нас деньги - слабый стимул к работе. Русский человек хорошо работает тогда, когда работу воспринимает как часть своей жизни. Он тогда сутками может вкалывать! И умные руководители этим пользуются. Нашим людям противопоказаны огромные офисы без перегородок: столы и компьютеры - ничего личного. В России интерьер должен соответствовать представлениям о нормальной человеческой жизни: чтобы и чаек можно было попить, и домашние проблемы обсудить, и романчик завести... И когда между людьми установятся человеческие отношения, они будут работать с полной отдачей да еще сверхурочно. И, в отличие от иностранцев, даже за смешные деньги.
Русским закон не писан?
Идут два друга, видят - на мосту стоят американец, француз и
русский.
- Спорим, - говорит один, - они сейчас все прыгнут с моста?
Подошел к ним - и все трое прыгнули с моста.
Друг его спрашивает:
- Как ты это сделал?
- Я сказал американцу, что по закону надо прыгать. И тот прыгнул. Французу
сказал, что прыгать - это модно. И он прыгнул. А русскому сказал, что прыгать
нельзя. И он прыгнул.
Комментарий этнопсихолога:
- Вольное отношение русского человека к закону исторически оправдано. Ведь как складывалось право в Европе? На основе традиций. Оно закрепляло всеми принятые нормы поведения. А у нас законы со времен Петра насаждались насильно. Они не отражали русских обычаев. А были инструментом, с помощью которого правители пытались изменить наш уклад жизни. Так было и при царях, и при коммунистах, и даже сейчас... Отсюда и неуважение русских к закону вообще, непреодолимое желание его обойти.
У нас мозги по-другому устроены
Попали в плен к дикому племени русский, немец и американец. Каждому из них вождь племени дал по два металлических шарика и сутки сроку. Кто больше всех его удивит, того он одарит подарками и отправит домой, а остальных прикажет съесть. Рассадили их по отдельным камерам, и через сутки вождь начинает обход. Немец за ночь научился жонглировать шарами: и через спину, и через ногу. Американец тоже жонглирует: и руками, и ногами, и головой. Заходит вождь к русскому, через полминуты выскакивает, задыхаясь от смеха, и говорит: «Этого отпустить, остальных съесть!» - «Почему???» - «Он один шар в пустой камере потерял, а другой сломал!»
Комментарий этнопсихолога:
- Любим мы самокритику: вот, мол, руки у нас не из того места растут! Но ведь это как посмотреть: если на нашу автомобильную промышленность - то да, такие бы руки пообрывать! А если на космическую, то вроде у нас все в порядке... Безрукие мы, когда дело касается конвейера, поточного производства. Изобрести что-нибудь эдакое - это мы всегда, пожалуйста! А довести свое детище до серии, поставить его производство на промышленную основу, увы, нам не по зубам. Ну не умеем мы работать по шаблону, строго следуя технологии. У нас мозги по-другому устроены. Русские сильны там, где требуются необычные идеи. Во многом это связано с традициями «избыточного» образования. Нас учат всему сразу, перекармливают информацией. В результате у выпускника российской школы знания из головы быстро улетучиваются (кто помнит физику, кроме физиков?!), но зато остается нестандартное мышление, способность находить неожиданные решения задач, генерировать идеи... Потому что из разных областей науки мы выносим не ответы на вопросы (то есть знания), а подходы к поиску ответов.
Есть и другая причина нашей непригодности к конвейеру. Мы - индивидуалисты. Ошибаются те, кто приписывает русскому народу коллективизм как черту характера. Работать сообща у нас плоховато получается. Мы по сути своей остались крестьянами и ремесленниками, которые работают в одиночку: от нуля до конечного продукта. И отвечают за результат. Поэтому мы по своему менталитету скорее творцы шедевров, чем производители ширпотреба.
Мат - второй государственный язык?
В русском языке есть замечательное слово из 3 букв. И означает оно - «нет», но пишется и произносится совсем по-другому.
Как ведут себя незнакомые люди в поезде?
Если англичан не представили друг другу, они будут молчать от Лондона до Глазго.
Французы начнут описывать прелести своих любовниц.
Немцы выяснят родословную до семнадцатого колена.
Русские друг друга обматюгают и фамилии не спросят.
Комментарий этнопсихолога:
- С точки зрения европейской культуры русский мат - ругань и больше ничего, проявление нашей злобы и дикости. На самом же деле это пережиток древних священных ритуалов. Тайный мужской язык. У него не было оскорбительного подтекста. Например, словом из трех букв, которое так любят у нас писать на заборах, всего-навсего называли парня на выданье. Этнографы нашли в одной поморской деревне прялку с дарственной надписью: «Девице такой-то от Х...Я такого-то». И когда говорили «твою мать», то просто заявляли о своем старшинстве: мол, ты мне в сыновья годишься. Постепенно мат перешел в обыденную жизнь, и использовать его продолжали в том же, первозданном, значении - без желания кого-то унизить. До сих пор в деревне на нем говорят, а не ругаются. Нецензурным он стал восприниматься благодаря европейскому образованию элиты русского общества, которая, теряя связь со своим народом, начала понимать мат буквально, не осознавая символического значения его «трехэтажных» конструкций. Короче, так же, как иностранцы. Если их послать на три буквы, они же ни за что не догадаются, что это намек на их юный возраст, неопытность или непомерные амбиции: мол, ты сопляк по сравнению со мной. В этих словах они увидят только угрозу сексуального надругательства.
Конечно, за несколько столетий мат приобрел негативную окраску. Но все-таки даже теперь он не является только языком ругани. Потому им и пестрит речь нашего народа, что мы до сих пор не забыли его истинного смысла.
Не буди лихо, пока оно тихо
Где-то в джунглях интернациональную экспедицию захватило
местное племя, очень кровожадное.
Вождь племени рассудил:
- Кто от моего богатыря десять ударов выдержит, тому жить. А кто не выдержит -
съедим...
Англичанин с немцем по два удара выдержали, француз с голландцем на первом же
улетели, американец на четвертом в нокаут свалился, нигериец до седьмого
простоял... Настала очередь последнего, русского... На девятом ударе закачался
он, на десятом - почти рухнул, да только из-за спины припрятанного «калаша»
достал и все кровожадное племя перестрелял!
Ну, естественно, весь Интернационал - к нему: спаситель, благодетель! А
американец спрашивает:
- Слушай, друг, если у тебя «калаш» был, чего ж ты их сразу не положил?
А русский:
- Что я, фашист, что ли?
Комментарий этнопсихолога:
- Способность к компромиссу - специфическая русская черта. Мы всегда стремимся договариваться, решать проблемы мирным путем, до последнего избегаем конфронтации (что иногда наши соседи, особенно южные, ошибочно принимают за трусость). Но уж если договориться не получается - берегись. Все, тормозов никаких. Для русских война не спорт, и правил в ней нет. Мы никогда не были рыцарями в западном понимании. Потому что не умеем цивилизованно убивать. У нас нет культуры убийства. Мы по сути своей не воины, а мужики, пахари. Созидатели, а не разрушители. Собиратели земель, а не завоеватели.
Глаза завидущие...
В ад пришла инспекция проверить, как идет работа по наказанию
грешников. Ходит по аду, вдруг видит: котел на огне стоит, крышка плотно
закрыта, завинчена винтами, и замки висят. Спрашивают инспектора дежурного
черта:
- Что у вас тут?
- Да... - отвечает черт, - евреи сидят.
- А зачем такие меры безопасности? Потому что, если одному удастся вырваться, он
обязательно всех остальных вытащит...
Идут дальше, видят: другой котел на огне. На этом вообще крышки нет - вода
кипит.
- А здесь кто у вас?
- Здесь русские сидят.
- А почему даже крышки нет?
- А зачем? Если один и попытается вылезти, то его остальные обратно затянут....
Комментарий этнопсихолога:
- Это не зависть, а особое представление о справедливости. Крестьянское, общинное. Ведь в нашем мировоззрении очень много осталось от аграрного общества. Наделы-то у мужиков были одинаковые, и урожай с них снимали равный. Поэтому в понимании русского человека благо должно доставаться всем поровну. А если тебе достался кусок побольше - значит, ты украл. Потому что богатство и жизненный успех наш народ с трудом не связывает - только с обманом и преступлением. Его этому о-о-очень долго учили - сотни лет. Единственный способ разбогатеть в России и не получить осуждения сограждан - это поймать за хвост удачу: найти клад, выиграть в лотерею, то есть оказаться в нужном месте в нужное время. Таких везунчиков у нас прощают - уж эти-то точно не украли!