Н.Холмогорова
Темные силы нас злобно гнетут...
В минувшую среду в Государственной Думе состоялся круглый стол по теме: «Темные силы для светлого будущего: почему демоны становятся кумирами?», организованный Молодежным Центром ЛДПР.
Все началось с моей сестры.
Моя сестра Ольга, в ЖЖ известная (весьма узкому кругу) как Аццкая Собачка Тяпа, политикой не интересуется. Зато интересуется фанфиками.
– Ты только посмотри, что я откопала в ru_fanfiction! – пишет она мне недели две назад.
И предъявляет вот такую ссылку: http://community.livejournal.com/ru_fanfiction/29857.html
Читаю – и глаза у меня лезут на лоб.
«Ну и ну, – думаю я. – Где это они у нас нашли патриархальное и православное общество? Да и остальные тезисы... гм...»
– А что, – вкрадчиво продолжает аццкое жывотное, – не хочешь ли сходить туда и защитить от жириновцев свои любимые Темные Силы? Тема-то твоя: ты, помнится, в свое время даже об этом писала...
Тут я поняла, что не могу противостоять искушению. Побывать в Думе – само по себе соблазнительно; посмотреть на «православное общество» в исполнении ЛДПР – тем более; а уж устроить в этом обществе маленький скандальчик...
И, недолго думая, написала в МЦ ЛДПР и напросилась к ним в докладчики.
Мистика началась уже на входе. Каждому участнику выдали по листу бумаги с текстом, который начинался словами: «Министру культуры РФ Швыдкому М.Е. Уважаемый Михаил Ефимович! 7 июня 2006 года в Молодежном Центре ЛДПР прошел круглый стол по теме...» Далее участники круглого стола (то есть мы) предлагали уважаемому Михаилу Ефимовичу обратить внимание на зловредность фильма «Омен», а также прочих фильмов с участием «колдунов и вампиров», и прекратить эти фильмы рекламировать.
«Ну и ну! – сказала я себе. – Время тут, что ли, течет как-то по-другому? У них круглый стол уже прошел – а у нас еще и не начинался!»
(Чтобы не возвращаться к этому письму, скажу сразу: примерно половина выступающих говорила, что это письмо вообще не нужно, а другая половина возражала, что вообще-то нужно, только адресовать его нужно не Швыдкому, а прямо Путину, да и писать лучше о чем-нибудь другом.)
Тем временем из Сумрака выходили все новые представители Светлых Сил. Был здесь депутат Курьянович. Был Александр Белов, угрюмый и задумчивый («Не понимаю, зачем вообще меня пригласили, – тихо объяснял он, – тема совершенно не моя: темные силы какие-то... Ладно, скажу что-нибудь про негров».) Был суровый хоругвеносец Симонович-Никшич и его товарищ из Союза Православных Братств. Был Алексей Канурин из Союза Русского Народа, а также многие другие граждане разного пола, возраста и гражданского состояния, в общей сложности человек пятнадцать.
Курьянович открыл собрание и предоставил слово Никшичу.
Главный хоругвеносец начал с того, что Темные Силы очень темны. И очень сильны. А еще они коварны. И руками своих приспешников-колдунов (которые все, разумеется, вышли из Каббалы) ведут незримую войну с Силами Света. Например, недавно скоропостижно скончался священник Олег Строев – а почему? Потому что ему был нанесен оккультный удар. Тот же диагноз свел в могилу и Вячеслава Клыкова.
Однако не стоит унывать – у Союза Православных Хоругвеносцев найдутся средства против нечисти! На последнем заседании Союза было принято решение организовать Святую Православную Инквизицию.
– Нет-нет, сжигать людей мы, конечно, не собираемся, сейчас не те времена и не те условия, – с некоторым сожалением уточнил Леонид Донатович. – Мы будем сжигать антихристианские книги и кассеты с антихристианскими фильмами. Это действие имеет не только пропагандистский, но и иной, более глубокий смысл: дело в том, что в таких книгах и кассетах обитают бесы, и, когда их сжигаешь, бесы убираются восвояси.
Честно говоря, если бы меня таким варварским способом выгнали из обжитой квартиры – я бы непременно вернулась, причем в ОЧЕНЬ дурном настроении. Впрочем, возможно, хоругвеносцы лучше разбираются в повадках бесов.
Возникает и еще один вопрос: намерены ли они приобретать книги и кассеты для сжигания, поддерживая таким образом антихристианскую промышленность?
Дальше Леонид Донатович сделал несколько экскурсов в этимологию.
– Слово «демон», – сказал он, – по-гречески «даймон», изначально означало просто «дух». Например, дух народа. Отсюда слово «демократия» – власть народного духа.
И еще:
– Посмотрите на это имя: Дэн Браун. «Дэн» – это ведь «Дан», а из колена Данова, как известно, должен произойти Антихрист. Ясно, что человек с такой фамилией (!) принадлежит к приспешникам Антихриста!
Однако, когда дело дошло собственно до обсуждаемых произведений, главный хоругвеносец проявил удивительное добродушие.
– «Гарри Поттер» – произведение чисто сказочное, его, конечно, нельзя считать таким же опасным, как «Код да Винчи», – сказал он. – Да и в фильме «Омен» я на самом деле ничего особенно страшного не вижу: там нет прославления зла, это просто развлекательный триллер, авторы которого никак не выражают свою позицию.
На этой благостной ноте он передал слово собрату из Союза Православных Братств. Тот говорил примерно то же самое, но мягче и без эксцентрики: костров из книг не предлагал, бесов в кассетах не искал, в лингвистические изыскания не ударялся, а даже напротив, похвалил рок-музыку.
Публика явно заскучала.
– Что ж, – сказал председатель собрания, молодой человек по имени Игорь Павлов, – религиозную сторону мы выслушали, а теперь давайте выслушаем светскую сторону.
А.Белов и Н.Холмогорова |
В последний момент я засмущалась и попыталась перепихнуть микрофон Белову, но он отпихнул его обратно, сказав при этом:
– Думаю, нам стоит выслушать Наталью – насколько я понимаю, ее выступление прозвучит освежающим диссонансом.
В общем, так оно и вышло.
Я сказала примерно следующее:
– Бессмысленно обсуждать «тьму», «зло» и т.д., не уяснив сначала, о чем идет речь. Как правило, под этими словами понимается нечто, отклоняющееся от «нормы», противостоящее «добру». Но все эти понятия очень расплывчаты: смысл их меняется в зависимости от состояния общества. Значит, прежде чем клеймить «зло», нужно понять, чему именно оно противостоит.
Рассмотрим свежий пример, всем нам хорошо памятный – Евровидение. Как мы помним, первое место заняла финская группа «Lordi» – отвязные металлюги в стр-р-рашном гриме, с рогами и перепончатыми крыльями, страшными хриплыми голосами поющие что-то брутальное. По этому поводу среди нашей православной общественности было много аханья и оханья: какой ужас, Европа проголосовала за людей, изображающих из себя демонов! Но кому противостояли эти «демоны»? Если бы от России выступал какой-нибудь белокурый витязь, прекрасным оперным голосом исполняющий что-нибудь высокодуховное, патриотическое и при этом талантливое – можно было бы понять, что огорчило православных. Но ничего подобного там и близко не было: а был, извините за выражение, Дима Билан!
Тут в зале возникло сильное оживление, а я, раздухарившись, продолжала:
– В обществе, где воплощением «добра» и «нормы» оказывается сладенький безголосый мальчик с педерастической наружностью...
Тут юный ЛДПРовец-председатель подскочил на месте:
– Зачем вы так говорите? – вскричал он. – Не обижайте Диму! Вы знаете, что он член нашей партии?
Оживление в зале усилилось.
В заключение я процитировала строчку из Медведева: «Лучше быть коричневым, чем голубым», сказала, что никакой «светлой стороны» сейчас реально нет, и выбор стоит между «темным» и «голубым»; а закончила тем, что интерес публики к «темной стороне» считаю очень хорошим признаком. Признаком неприятия – пусть пока очень смутного и неопределенного – нашего «перевернутого мира», в котором слащавая безмозглая пошлость, потребительство и самоубийственная «толерантность» навязываются людям как норма. «Мы не принимаем этих “ценностей”; и если за это нас называют злыми – что ж, мы будем злыми... к тем, кто этого заслуживает».
Светская половина зала зааплодировала; религиозная половина сидела в задумчивости.
– Ну, знаете, – после долгой паузы сказал председатель Игорь, – вот я что-то вообще ничего не понял из того, что вы тут наговорили! Что это значит «будем злыми»? Наоборот, надо быть добрыми... и толерантными... и вообще, вот мы, в нашей партии, всех любим!
В дальнейшем он свою толерантность блистательно доказал; но об этом речь впереди.
– Имейте в виду, – продолжал он, – мы находимся в здании Государственной Думы, это официальное мероприятие, и мы должны чтить Уголовный кодекс!
Право, не знаю, чем мои слова противоречили Уголовному кодексу.
После этого дискуссия пошла намного живее. Скажу не хвастаясь, что мое выступление перевело разговор в новое русло: теперь почти каждый выступающий начинал свою речь либо с Евровидения, либо с сексуальных девиаций (причем поминался не только банальный гей-парад, но и, например, голландская партия педофилов); что же касается Димы Билана, то представляю, как ему, бедняге, икалось все эти два часа!
Председателю Игорю наша активность доставила много неприятных минут. Этот молодой человек, манерами и повадками живо напомнивший мне комиссара «Наших», видимо, ожидал, что мы благостно поговорим о духовности, тихо-мирно заклеймим голливудскую кинопродукцию и разойдемся. Мы же все норовили свернуть на опасные общественно-политические темы и заклеймить что-нибудь не то. Поэтому между председателем и ораторами то и дело происходили примерно такие диалоги:
– Когда в стране торжествует деградация...
– Послушайте, вы не понимаете. Я вам объясню: мы здесь говорим о конкретных вещах, не надо этой, знаете ли, глобальности, что все плохо, все ужасно...
– Хорошо, поговорим о конкретных вещах. Русская певческая школа разрушена, творческие студии уничтожаются одна за другой – вот о чем надо писать Швыдкому!
– Нет, вы не понимаете, вы все цепляетесь за какие-то частности, а надо шире смотреть на вещи...
Но настоящее испытание ждало Игоря, когда на него напали с другой стороны. Девушка-политолог, по имени, кажется, Дарья Ерофеева (прошу прощения, если ошибаюсь), поинтересовалась, почему же ЛДПР называется Либерально-Демократической Партией, если собирается все сжигать и запрещать? Какие же они после этого либералы и демократы?
В ответ молодой ЛДПРовец произнес целую речь. Нет, их партия ничего сжигать и запрещать не собирается. Пусть хоругвеносцы играют с огнем – ЛДПР выше этого. Лично он, Игорь, готов открыть в себе бездны толерантности. Он не то что «Гарри Поттера» не боится, но и против гей-парадов в принципе ничего не имеет, а кроме того, не отказывается послушать рэп и р’н’би. И вовсе он не хочет запретить «Код да Винчи», а добивается только того, чтобы его не смотрели дети. Свою позицию он обосновал так:
– Я согласен, что во «Властелине колец» и «Гарри Поттере» ничего страшного нет, это просто сказки. Но «Код да Винчи» – другое дело. Я его смотрел – я всегда смотрю такие вещи, чтобы их понимать. Так вот: фильм этот не простой, а замысловатый. Смотришь его – и вдруг, постепенно, незаметно для самого себя начинаешь что-то осмысливать, думать... Вы понимаете, как это опасно? Хорошо, что я – человек уже взрослый, сформировавшийся, могу себя контролировать; но что будет, если это случится с ребенком?..
Трудно перечислить все блестящие ремарки и репризы, прозвучавшие в ходе этого обсуждения. Попробую воспроизвести хотя бы некоторые, самые выдающиеся:
Алексей Канурин:
– О каком качестве отечественной эстрады можно говорить, если среди наших молодых певцов нет ни одного с высшим музыкальным образованием...
Игорь:
– Ну почему? Вот у Димы Билана есть высшее образование!
Канурин:
– Если твой продюсер - брат жены мэра Москвы, то у тебя может быть хоть десять дипломов, только это ничего не значит.
Игорь:
– Нет, он диплом получил раньше, еще у Айзеншписа...
[Немая сцена: все пытаются представить, какое образование мог дать Билану Айзеншпис.]
Канурин, подумав, дипломатично:
– Я не сомневаюсь, что Дима очень талантливый молодой человек, но его талант лежит не в области пения.
Иван <lj user=bougaev>:
– Мне хотелось бы, чтобы мой сын вырос нормальным человеком, чтобы ему не хотелось подражать разным гомосексуалистам на сцене...
Игорь:
– Да кто вам сказал, что Дима Билан [ох, так и не понял Игорь, что молчание – золото] гомосексуалист? Нельзя же судить о людях по внешности. По внешности ничего сказать нельзя: откуда я знаю, может, и вы гомосексуалист! А Билан – просто метросексуал!
Иван:
– Кто-кто?.. Вот я и говорю: хочу, чтобы мой сын вырос нормальным мужчиной, а не извращенцем каким-нибудь!
Игорь:
– А что вы имеете против метросексуалов? Это просто мужчины, которые следят за своей внешностью! Вот, например, – оборачиваясь к сидящему рядом депутату Курьяновичу, – вот, например, депутат Курьянович у нас метросексуал! Посмотрите, какой у него галстук!
[Депутат Курьянович становится одного цвета со своим галстуком.]
– И вы сами метросексуал, если следите за собой. Вот рядом с вами девушки сидят... девушки, скажите, от товарища не воняет? Вот видите? Раз не воняет – значит, метросексуал!
Каверзный вопрос из зала:
– Вы тут выступаете за мораль – а скажите, почему депутат от вашей партии Митрофанов подал предложение наградить орденом Дружбы группу "Тату"?
Игорь (явственно скрипя мозгами):
– Ну... вы понимаете... все люди могут ошибаться, и депутаты не исключение... это его личная инициатива, видимо, эта группа ему чем-то понравилась... а с другой стороны...
Какой-то опытный человек из зала:
– Проблема в том, что член фракции не может подавать такую бумагу сам от себя – на ней обязательно должна стоять подпись руководителя фракции.
Игорь:
– Да?... Э-э... А с другой стороны, что тут плохого? Вот я, например, в группе "Тату" ничего плохого не вижу. Почему бы и не дать им орден, если у них есть какие-то заслуги? Не понимаю, что в этом неправильного?
У всех отвисают челюсти.
Тут во мне просыпается садистка.
Я:
– Если вы не понимаете, давайте я вам объясню попросту. Когда государственный деятель предлагает дать государственную награду людям, которые со сцены, обращаясь к подросткам, пропагандируют половые извращения...
Он:
– Какие извращения?
Я:
– Лесбиянство.
Он:
– А где у "Тату" лесбиянство?
Я:
– Ну, например, когда они на сцене целуются взасос...
Он:
– И что в этом плохого? Почему сразу лесбиянство? Мало ли почему люди целуются? Вот, скажем, христиане, когда христосуются, тоже целуются по три раза – и что же теперь, они все педерасты?
[Дорогие православные соратники! Только мысль о вас удержала меня от достойного ответа и понудила заржать без слов.]
Девушка из ЛДПР (в заключение длинной и на редкость бессмысленной речи):
– В общем, если говорить простыми словами, чтобы всем было понятно, то в России сейчас циркулирует большая энергия, и кое-где эта энергия защемляется!
Следующий оратор, <lj user=st_byshok>:
– Меня зовут Станислав Бышок, выпускник психологического факультета МГУ. Прежде всего хочу заметить, что уважаемая предыдущая выступающая несла удивительную чушь.
Девушка:
– Но я же говорила с точки зрения психологии!
Станислав:
– Как выпускник психфака, ответственно вам заявляю, что с точки зрения психологии это тоже чушь.
Девушка:
– Ну, знаете ли, еще неизвестно, как вы там учились...
Депутат Курьянович рассказывает о своих встречах с дьявольским числом 666 в Государственной Думе:
– ...и вдруг мы обнаруживаем, что общее количество участников делегации – 666 человек! Я, как человек религиозный, сразу увидел в этом некий знак... ну, вы сами понимаете. Обратился к организатору, уговорил ее одного человека вычеркнуть. И что же вы думаете? Тут же ей звонят сверху и говорят: «Вы почему вычеркнули такого-то? Поставьте его обратно!» Снова нас стало 666. Я уж думал, что все пропало. Но нет, господь нас не оставил: буквально накануне поездки умер депутат Кузин, царствие ему небесное – и нас стало 665! Я, как человек религиозный, это тоже истолковал как знак – знак того, что не все еще потеряно с Россией!
Уже в конце мероприятия молодой человек по имени Максим Овчинников, дотоле молчавший, заметил, что не совсем понимает, почему мы не касаемся главного вопроса и, обсуждая разгул темных сил, не вспоминаем о его первопричине. Главный вопрос и первопричина всего зла оказались в том, что до сих пор не захоронен В.И.Ленин.
Этот неожиданный поворот темы придал всему собранию новые силы. Известно, что ни о чем патриоты не спорят с таким удовольствием и ожесточением, как о вопросах, связанных с отношением к далекому прошлому; особенный прилив эмоций, как правило, вызывают разные знаменитые покойники.
Идеи посыпались градом: кто-то предлагал похоронить Ленина в Ульяновске, кто-то – в Шушенском, кто-то – в Разливе и шалашик над ним поставить. Уже начали на ходу проектировать могильные памятники и надписи. В защиту Мавзолея (по разным причинам) выступили bougaev, я и, как ни удивительно, хоругвеносец Никшич. Последний заметил, что, хотя мумия и является терафимом, изготовленным с соблюдением всех древнеегипетских колдовских ритуалов (о чем, по его словам, писали в своих воспоминаниях сами изготовители), и, несомненно, излучает оккультную черную энергию, однако «есть люди, которым Ленин очень дорог – и они тоже патриоты, хотя и красные патриоты, и их мнение мы тоже должны учитывать».
Председатель Игорь только головой крутил, слушая нашу дискуссию. Сам он свое мнение о мумии менял на наших глазах, как минимум, раза три; однако в конце концов склонился к тому, что похоронить Ленина необходимо, ибо это по-православному, и после этого всем сразу станет легче. «Есть русские эмигранты, – добавил он, – которые говорят, что хотели бы вернуться в Россию, но не могут, пока на Красной площади лежит труп злодея – разве мы не должны облегчить им возвращение на Родину?»
bougaev, вообще отличавшийся трезвостью суждений, заметил на это, что людям, которых от возвращения на Родину удерживает такая причина, возможно, не стоит возвращаться совсем. Что же касается того, что «всем станет легче» – то он человек практический, в этих духовных материях разбирается плохо. Если, например, цены на жилье в Москве понизятся вдвое – людям определенно станет гораздо легче; но насколько реально добиться этого с помощью захоронения Ленина?
Наконец Максим Овчинников, изнемогая, выдал последний аргумент:
– Неужели вас устраивает, – спросил он, – что в центре Москвы лежит физический урод?
На что Иван, критически оглядев собрание, ответил:
– Знаете, по центру Москвы ходит столько физических уродов, что еще одного, лежачего, мы как-нибудь переживем.
На этой оптимистической ноте круглый стол и закончился.